Научная статья на тему 'Сравнительная педагогика в Китае как отдельная отрасль научного знания: краткий исторический экскурс'

Сравнительная педагогика в Китае как отдельная отрасль научного знания: краткий исторический экскурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1054
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СТАНОВЛЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В КИТАЕ / COMPARATIVE PEDAGOGY / DEVELOPMENT OF COMPARATIVE PEDAGOGY / EDUCATION IN CHINA / COMPARATIVE PEDAGOGY IN CHINA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Актамов Иннокентий Галималаевич

Статья посвящена истории сравнительной педагогики в Китае, рассматривается развитие сравнительных исследований в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE PEDAGOGY IN CHINA AS A SCIENTIFIC DISCIPLINE: SHORT HISTORICAL EXCURSUS

This article is devoted to the history of comparative pedagogy in China, it deals with the development of comparative researches in the country.

Текст научной работы на тему «Сравнительная педагогика в Китае как отдельная отрасль научного знания: краткий исторический экскурс»

Какие убеждения формируются у подростка, каким он становится в результате вхождения в мир взрослых? В прямой зависимости от того, как решаются эти вопросы взрослыми, находится и судьба подростка, и будущее нашего общества. «На основе гражданского видения мира строится все моральное воспитание», - замечает В.А. Сухомлинский [там же, с.175].

Отчизна, сыновняя верность, преданность земле, на которой родился - ни с чем не сопоставимые понятия. Родина начинается с детских впечатлений и продолжает существовать в душе человека всю его жизнь. Огромная роль в формировании этого понятия, чувства Родины принадлежит родителям и учителям. «Позаботьтесь о тысяче тончайших нитей, связывающих личность с Отечеством» - совет В.А. Сухомлинского отцу, матери, педагогу по патриотическому воспитанию [5, с.240].

Формирование идеи Отечества - многолетний и сложный процесс. Он базируется на чем-то очень близком и дорогом человеку. «Это красота родной земли..., тончайшие черточки окружающего мира» [там же, с.241]. В годы детства не надо говорить много громких слов о Родине, главное - зажигать огоньки, запечатлевать немеркнущие образы, открывать глаза на дорогое и родное [там же].

Исследуя творчество В.А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности, можно выявить опорные пункты его педагогической идеи: семейное окружение, трудовое воспитание, развитие нравственности и духовности в подрастающем ребенке, приобщение его к истории Отечества и т.д. Эти вопросы являются актуальными и для современного общества. Их постановка и решение есть важнейшая сфера деятельности как государственных, так и социальных институтов.

«Многолетний опыт школьного воспитания, - пишет В.А. Сухомлинский, - приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота» [4, с.209].

Проблема воспитания существует в тесной связи с другими сторонами жизни общества. Формирование гражданского общества зависит, несомненно, от множества факторов, но воспитание чувства гражданственности, чувства патриотизма в отдельно взятом человеке является исходным пунктом в решении этого вопроса. Только совместные усилия государства и его граждан, предпринятые в этом направлении, способны привести к реальным результатам.

Литература

1. Лутовинов В.И., Мешкова С.И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. - 2008. - № 7. - С.50-53.

2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учеб.-воспит. работы в сельской средней школе. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с., 9 л. ил.

3. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / сост. А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов; фотоочерк А.А. Кулешова. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с., ил.

4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / пер. с укр. Н. Дангуловой. - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.

5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с. - (Б-ка учителя).

Аванесян Лиана Рубеновна, соискатель кафедры специальной педагогики Владимирского государственного гуманитарного университета. E-mail: avalr@bk.ru

Avanesyan Liana Rubenovna, competitor of department of special pedagogy, Vladimir State Humanitarian University.

УДК 37.012.5 (510)

И.Г. Актамов

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В КИТАЕ КАК ОТДЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Статья посвящена истории сравнительной педагогики в Китае, рассматривается развитие сравнительных исследований в стране.

Ключевые слова: сравнительная педагогика, становление сравнительной педагогики, образование в Китае, сравнительная педагогика в Китае.

2011/1

I G. Aktamov

COMPARATIVE PEDAGOGY IN CHINA AS A SCIENTIFIC DISCIPLINE: SHORT HISTORICAL EXCURSUS

This article is devoted to the history of comparative pedagogy in China, it deals with the development of comparative researches in the country.

Keywords: comparative pedagogy, development of comparative pedagogy, education in China, comparative pedagogy in China.

Сравнительная педагогика является на сегодняшний момент относительно молодой дисциплиной в составе педагогической науки. Хотя следует отметить, что примеры сравнительного описания состояния образования в разных странах встречаются еще у Я.А. Коменского. Впервые термин «сравнительная педагогика» был использован в 1817 г. М. А. Жюльен-Парижским1, который понимал под ней изучение содержания воспитания и обучения, а также теорию, которая явилась бы результатом аналитического сопоставления образовательной практики в разных странах. Особый стимул для развития она получила в ХХ в., когда в силу социально-экономических изменений в мире меняется сама сфера образования. Сравнительными исследованиями занимаются в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Австрии, Испании и других европейских странах. В США создается Общество сравнительной педагогики. Из азиатских стран исследовательский интерес проявляется в Японии, после второй мировой войны там открывается Государственный институт педагогических исследований, а также Институт Сравнительной педагогики при Университете Кюсю. Историю сравнительной педагогики в Китае можно разделить на три периода:

Первый период (40-е гг. XIX в. - конец XIX в.) характеризуется сопоставлением образовательной ситуации в Китае и других странах, использованием зарубежного опыта, преобразованием системы образования Китая. Это время активизации сопоставительных исследований, однако в этот период еще не до конца сформированы методологические принципы сравнительной педагогики.

Второй период (начало XX в. - конец 40-х гг. ХХ в.) - это период постепенного выделения сравнительной педагогики в отдельную отрасль из общей педагогики.

Третий период (с основания Китайской Народной Республики до сегодняшних дней) - время создания сравнительной педагогики на основе марксистско-ленинской теории, концепции и методологии.

Сравнительная педагогика в Китае имеет также и доисторический период. Межкультурное взаимодействие началось еще в эпоху поздней Цинь и ранней Хань (III в. до н.э.). Однако первые документальные данные об образовании в других странах датируются лишь VII в. н.э., это сочинение Тан

Сюань Чжуана (596-664) «Записки западных территорий великой Тан» (АШШ^хЕ). Самым важным в данном сочинении являются записи, касающиеся индийской системы образования. В них содержится ознакомительная информация о содержании образования в учебных заведениях Индии, методах преподавания и уважительном отношении к учителям. Поскольку в период династии Тан китайская культура считалась более развитой, нежели соседних стран, господствовало мнение, что необходимо опираться на собственные образовательные традиции. Вследствие этого совершенно не ценились и не использовались достижения в педагогике зарубежных стран.

После эпохи Возрождения культура в Европе начала стремительно развиваться. В конце XVI в. в Китай начали прибывать первые иностранцы, которые распространяли западную культуру, в том числе и знакомили с западной системой образования.

Большое влияние на расширение кругозора китайских мыслителей оказал итальянец Маттео Риччи (Matthaeus Ricci), прибывший в Китай в 1582 г. с миссионерской целью и для распространения западноевропейских научных знаний (астрономии, математики, физико-химических знаний). Юлий Алены (Julius Aleni), Николая Триго (Nicolas Trigault) и др. также внесли большой вклад в развитие науки в Китае. Юлий Алены написал для китайских читателей сочинение, которое было посвящено географии мира и повествовало о том, что за пределами внешних границ Китая есть огромный мир. Кроме того, в этой книге содержалась информация об образовании в странах Европы. В 1623 г. Юлий

Алены публикует еще один научный труд по названием «Западный мир» (Щ^Л), в котором знакомит с программой научных дисциплин в Западной Европе. В этот список вошли литература, естест-

1 http://www.eduhmao.ru/info/1/3932/25054/

вознание, медицина, право, педагогика, мораль. Можно сказать, что Юлий Алены был первым человеком, познакомившим Китай с западной системой образования.

В XVII в. европейская наука и техника по многим направлениям развивались быстрее. Китаю необходимо было догонять Запад, требовалась реформа образования, создание учебных заведений, подготовка квалифицированных кадров. Однако экономика была неразвитой, практически полностью аграрной, что мешало не только развитию производства, но и тормозило развитие прогрессивных идей. Патриархальность, феодализм, суеверие сковывали умы людей, моральный дух и не могли изменить консерватизм во взглядах людей.

Наиболее значимым, на наш взгляд, является второй период развития сравнительных исследований в области педагогики и образования, поскольку именно на данном этапе происходит постепенное выделение сравнительной педагогики в самостоятельную отрасль научного знания.

В 1901 г. в журнале «Мир образования» публикуется серия статей, главным содержанием которых являлись исследования в области сравнительной педагогики, кроме того, вышли в свет 4 тома «Лекций по педагогике», в которых отражаются особенности системы образования в Германии, Франции, США, Великобритании, Японии и других стран. Этот период развития сравнительного образования, по мнению исследователей, позволил использовать опыт других стран для реформирования собственной системы образования, а также для разработки учебных программ, содержания и методов контроля. Таким образом, второй этап по сравнению с первым оказал большее влияние на развитие педагогической науки.

Выделим следующие основные моменты:

1. Расширение границ исследования.

В этот период объектом исследования кроме Великобритании, США, Германии, Франции, России, Италии, Японии становятся такие страны, как Бельгия, Австрия, Дания, Швейцария, Турция и др. Содержание исследований включало в себя управление образованием, школьную систему, а также различные направления (дошкольную педагогику, педагогику начальной, средней и старшей школы, профессиональную педагогику, педагогическое образование, педагогику взрослых и т.д.), педагогическое целеполагание, содержание образования, методы обучения, организацию образовательного процесса и др.

2. Получение новых знаний.

В 1911 г. была издана книга ЙЙШ Лу Фэй Куй «Обзор мировой педагогики», которая вплоть до 1949 г. являлась базовым изданием, включала более 40 частей и содержала исследования в области зарубежной педагогики и сравнительного образования. Однако значительная часть была дополнена трудами, изданными в 1930-е гг. Данный этап включал в себя 4 части, это «Теория сравнительной педагогики зарубежных стран» (1929) Я Цзе Сюаня, «Сравнительная педагогика» (1935) Чжун Чжай, «Система образования зарубежных стран» (первый том вышел в 1936, второй - в 1937) Чан Дао Чжи и «Современная педагогика в странах Европы и Америки» (1939) Луо Янь Гуан. В данных книгах был изложен содержательный материал, проведен глубокий анализ, эти труды ничем не уступают зарубежным изданиям того периода.

3. Формирование новых направлений.

На данном этапе было сформировано три новых направления. Первое - система проблем компаративистики, которая представлена в «Теории сравнительной педагогики зарубежных стран» Я Цзе Сюаня. Кроме того, в данном сочинении содержится описание системы школ, управления образованием, педагогики начальной, средней и старшей школы, педагогического образования, профессиональной педагогики, педагогики взрослых, а также сравнительный обзор образования в Великобритании, США, Германии и Франции. Второе - анализ систем образования разных государств, их отличие друг от друга. Описание дается в книге Чан Дао Чжи «Система образования зарубежных стран». Третья - сводная (комплексная) система. Данное направление рассматривало различие педагогических идей в разных странах, проблемы сравнения образовательных концепций и т.д.

4. Применение исторических методов исследования

Если рассматривать мировую сравнительную педагогику первой половины ХХ в., то преимущественно использовались исторические методы исследований. Китай в этом плане не являлся исключением. Большинство исследований касалось существующих проблем того периода, вместе с тем не оставались без внимания исторические источники, анализировались тенденции развития, взаимосвязь между разными историческими процессами. Кроме того, учитывались такие факторы, как население

2011/1

государств, система управления, экономическое развитие и т.д. Все это позволяет получить наиболее полное представление о государстве.

Вместе с тем, как отмечают У Вэнь Кань и Ян Хань Цин в своей книге «Сравнительная педагогика», «во времена старого Китая исследования в области сравнительной педагогики, несмотря на реформы системы образования в период с 1912 по 1922 г., были на весьма невысоком уровне. Однако революционная интеллигенция и рабочий класс не оставались в стороне от сравнительных исследований в области образования. До создания коммунистической партии Китая в Пекине в «Утренней газете» и «Новой Молодежи» были опубликованы статьи, которые знакомили с системой образования в революционной России»2. Позднее китайские ученые рассматривали систему образования в Советском Союзе и Соединенных Штатах Америки, проводили сравнительный анализ, выявляли разность подходов и научных идей.

Изучение опыта советской школы в Китае началось еще в 1920-х гг., когда китайские коммунисты заинтересовались педагогическими теориями и практикой первой страны победившего социализма. Импульс был дан антиимпериалистическим движением 4 мая 1919 г., в результате которого педагогическая мысль Китая разделилась на две ветви - буржуазная педагогика, вскармливаемая американским прагматизмом, и марксистская педагогика, питаемая опытом СССР, о котором с одобрением писал один из первых китайских марксистов Цюй Цюбо3. В 1930-е гг. идеи советской школы нашли свое воплощение на опорных базах коммунистов - в так называемых советских районах Китая, где, несмотря на гражданскую войну, делались попытки создать прообраз социалистической «ленинской» школы.

Вместе с тем китайские ученые отмечают, что на данном этапе развития научной мысли исследования не имели должного масштаба и глубины, сравнительная педагогика находилась в самом начале своего развития.

В новом тысячелетии Китай стремится к повышению качества обязательного образования, осуществлению массовости высшего образования, повышению стандартов подготовки в профессиональном обучении и образовании взрослых. Исследования в области сравнительной педагогики позволили китайским ученым модернизировать не только и не столько сам учебный процесс, уточняются цели образования, его ценностные ориентации. Современная школа Китая провозгласила в качестве приоритетной цели развитие личности каждого учащегося на основе деятельностного подхода. От субъект -объектных отношений между учителем и учащимся идет переход к субъект-субъектному типу отношений. Однако главные преобразования касаются высшей школы. Правительство КНР поставило задачу в довольно сжатые сроки (4-5 лет) повысить эффективность работы вузов. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на ход реформы, является экономический фактор, финансирование высших учебных заведений. На современном этапе согласно официальной статистике на образование в Китае тратится около 4% ВВП КНР. Возникающие в ходе преобразования проблемы обусловлены рядом объективных факторов: масштабность поставленных задач, недостаточность необходимого опыта при управлении образовательными учреждениями в условиях административно-партийной системы и рыночных отношений между субъектами образовательного процесса, а также большое количество населения и неравномерность развития южных и северных территорий Китая. Вместе с тем наличие политической воли позволит создать необходимые предпосылки для выхода на новый уровень образования, который поможет Китаю догнать по основным показателям развитые страны мира, а также занять лидирующее место в экономике Центральной и Юго-Восточной Азии.

Краткий экскурс в историю сравнительной педагогики Китая позволяет выделить следующие особенности: во-первых, Китай, характеризующийся своей консервативностью, на протяжении довольно длительного периода не признавал (не желал признавать) достижения представителей других культур и государств в сфере образования. Во-вторых, начиная с начала ХХ в. сравнительные исследования в Китае получают развитие в силу объективных политических и социально-экономических предпосылок. На современном этапе Китай активно интегрируется в мировое образовательное пространство. Причем интегрируется в двух направлениях - китайская молодежь выезжает учиться за границу, а также действуют правительственные программы, по которым в Китай приезжают учащиеся из разных стран. В 2008 г. число китайских студентов, обучающихся за рубежом, достигло 179,8 тыс. человек.

2 ШШШ о - Ш. 1999. С. 46-47.

3 Боревская Н. Е. О восприятии идей мировой педагогики в Китае // Советская педагогика. 1991. № 9. - С.132-135.

По данным на 2008 г., число приехавших учиться в Китай иностранцев впервые превысило 200 тыс., в первую тройку входят студенты из Южной Кореи, США и Японии. Эту информацию сообщили на пресс-конференции Министерства образования КНР, которая состоялась 25 марта 2009 г. Согласно статистическим данным в 2008 г. из 189 стран и регионов на учебу в Китай приехало 223 тыс. человек, получивших распределение в 592 колледжах и университетах, исследовательских институтах и других учебных заведениях 31 провинции, автономных районов и городов центрального подчинения. По сравнению с данными за 2007 г. количество иностранных студентов увеличилось на 14,32%. К 2010 г. планировалось предоставить стипендии еще 20 тыс. иностранных студентов. В связи с этим можно выделить третью особенность - Китай не только и не столько перенимает достижения в сфере образования других стран мира, но и транслирует свою культуру, язык, традиции через студенческую молодежь.

Интеграция в сфере образования отвечает потребностям государства на современном этапе развития. Поэтому необходимо внимательно отслеживать содержание и характер тенденций в сфере образования, поскольку это отражается не только на образовательной области, но и на социокультурной, экономической и политической сферах. В этом плане Китай прилагает немалые усилия для оптимизации собственной системы образования с учетом состояния образовательной теории и практики на общеевропейском и общемировом пространстве.

Литература

1. Боревская Н. Е. О восприятии идей мировой педагогики в Китае // Советская педагогика. - 1999. - № 9.

2. Боревская Н. Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. - М., 2002.

3. Бражник Е.И. Особенности методологии сравнительных педагогических исследований.

http://www.emissia.org/offline/2005/975.htm

4. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М.-Воронеж, 1996.

5. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. - М.: УРАО, 2003.

6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учеб. пособие. - М.: Academia, 1998.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2006.

8. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. - М.: АСТ, 2006.

9. , 1999. - 678 с.

10. http://www.ccnusoft.cn/news-16-46/

Актамов Иннокентий Галималаевич, кандидат педагогических наук, докторант Педагогического университета автономного района Внутренняя Монголия КНР. Е-mail: borohal@rambler.ru

Aktamov Innokentiy Galimalaevich, candidate of pedagogical sciences, doctorant of Pedagogical University of Autonomous Region of Inner Mongolia, China.

УДК 373.543 (571.64) (09)

М.Ц. Гончикова

СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БУРЯТИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

В статье рассмотрена история становления детского музыкального образования в Бурятии в первой половине XX в. Направленность государственной политики на формирование системы профессионального музыкального образования, благодаря которой осуществлялось художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, культурнопросветительная работа, подготовка национальных кадров в сфере культуры и искусства.

Ключевые слова: музыкальное образование в Бурятии, культурно-просветительная работа, детская музыкальная школа, художественно-эстетическое воспитание, национальные кадры.

M.Ts. Gonchikova

THE HISTORY OF FOUNDATION OF CHILDREN'S MUSICAL EDUCATION IN BURYATIA IN THE FIRST HALF OF 20th CENTURY

The article deals with the history of foundation of children's musical education in Buryatia in the first half of XXth century. Despite of difficulties the state policy was directed on forming the system of professional musical education, which contributed much to aesthetic development of the growing generation, cultural and educational work, training of national staff in the sphere of art and culture.

Keywords: musical education in Buryatia, cultural and educational work, children's music school, aesthetic development, national staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.