УДК 37.01
КОНФУЦИАНСТВО И КУЛЬТ ГРАМОТНОСТИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
© Базарова Анна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры восточных языков Бурятского государственного университета.
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается процесс развития культа грамотности и образованности в Древнем Китае. Культ грамотности неразрывно связан с конфуцианской философской доктриной и в некоторой степени предопределен ею. Система государственных экзаменов «кэ цзюй» являлась средством отбора кандидатов на чиновничью должность. Содержание экзаменационной системы сводилось к знанию конфуцианских канонов. Вплоть до XVII в. гуманитарная направленность образования оставалась неизменной. В Древнем и Средневековом Китае образование в первую очередь являлось основным рычагом государственного управления, с помощью него власть осуществляла контроль над политической и идеологической сторонами жизни общества. Классическое конфуцианское образование было узконаправленным, так как готовило в основном кадры для чиновничьего аппарата, пренебрегая техническими прикладными науками. Ключевые слова: конфуцианство, Китай, грамотность, педагогика, образование.
THE CONFUCIANISM AND THE CULT OF LITERACY IN ANCIENT CHINA
Bazarova Anna N., PhD in Education, Associate Professor, department of oriental languages, Buryat State University.
24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia.
This considers the process of the development of cult of literacy and education in Ancient China. The cult of literacy is inextricably connected with the Confucian philosophical doctrine, and to some extent predetermined by it. The system of state examinations «ke ju» was a means of selecting candidates for bureaucratic positions. The content of the examination system concluded to the knowledge of the Confucian canons. The humanitarian character of education had been unchanged till the XVII-th century. The education in the ancient and medieval China, first of all, was the main tool of state administration, by means of which the authorities controlled the political and ideological aspects of social life. The Confucian classical education was rather narrowly focused on training of the personnel for the bureaucracy, thus it disregarded the technical applied sciences.
Keywords: Confucianism, China, literacy, pedagogy, education.
В Древнем и Средневековом Китае доминирующей педагогической доктриной было конфуцианство, которое представляло собой не только философское, но и этическое учение, стабильность которого обеспечивалась неизменностью института образования вплоть до падения Цинской империи в начале XX в. Данное течение было доминирующим, оказавшим существенное влияние на процесс становления системы образования Древнего Китая. В своих трудах конфуцианство широко рассматривали отечественные исследователи в религиозно-этическом, педагогическом, философском аспектах Л. С. Васильев, Л. С. Боровская, А. С. Переломов, В. В. Малявин, Н. А. Абрамова.
В конфуцианстве нашли отражения важнейшие идеи и принципы педагогической этики. Культ грамотности и образования занимал особое место в социально-культурных ценностях Древнего и Средневекового Китая.
Согласно Конфуцию, первостепенная цель образования - воспитание у учащихся качеств высокоморального «цзюньцзы», под которым понимается идеал, воплощенный в образе благородного человека. Для данного понятия являлось характерным стремление к нравственному совершенствованию, а просвещение, с точки зрения конфуцианства, определялось как его обязательное условие. Именно в процессе учебы, как считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее, стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. По этой причине нравственное воспитание, выработка этических норм издревле занимали приоритетное положение в китайской системе образования.
Китайские философы трактовали обучение как форму самоусовершенствования через усвоение моральных, этических норм и подчинение традициям. Непоколебимый авторитет прошлого над настоящим воплотился в культе конфуцианских канонов. Всего классических канонов конфуцианства насчитывается тринадцать (современный объем с избранными комментариями достигает 40 томов).
А. Н. Базарова. Конфуцианство и культ грамотности в Древнем Китае
Наибольшее значение из них имеют девять основных и важнейших, знание которых считалось обязательным для каждого грамотного и образованного китайца. Эти сочинения составляют так называемые Сышу (Четырехкнижие) и Уцзин (Пятикнижие).
Возведенные в ранг священных книг, конфуцианские классические каноны были труднодоступны для чтения в силу специфики иероглифического китайского языка. Подсчитано, что при изучении всех девяти канонов ученик к пятнадцати годам должен был запомнить текстовый материал, насчитывающий 400 тыс. иероглифов. Только после этого ученик приступал к толкованию содержания текстов и начинал писать сочинения, необходимые для сдачи экзаменов на ученую степень, что позволяло в будущем получить чиновничью должность [1, с. 56].
Как отмечает Л. С. Васильев, культ грамотности и образования окончательно сформировался в ханьскую эпоху (во II в. до н.э.). Сложившаяся в Древнем Китае социальная структура с первостепенной ролью чиновничье-бюрократического аппарата предполагала, что «грамотность и образование открывали перед всяким человеком путь наверх» [2, с. 190]. Достаточно образованным человеком считался тот, кто хорошо знал конфуцианские каноны, а значит, имел возможность преуспеть в чиновничьей карьере и, соответственно, достичь материального благосостояния. В действительности же, чтобы стать грамотным, необходимо было пройти сложные испытания (владение несколькими тысячами иероглифов, зазубривание конфуцианских канонов), что не позволяло основной массе приблизиться к элите образованных. Можно сделать вывод о том, что формирование письменности в Китае (Ш-П вв. до н.э.) послужило важным условием для появления школ, что совпадало, по мнению Н. Е. Боревской, с процессом зарождения древних цивилизаций Иудеи, Египта, Месопотамии, Индии [3, с. 145].
Как часть общественной системы учебные заведения оформились в эпоху Западной Чжоу (XI-УШ вв. до н.э.), и подразделялись на столичные («Госюэ»), имевшие высшую и низшую ступени, и местные волостные («Сянсюэ»). В «Госюэ» обучали отпрысков «вана» (правителя) и знатных родов, а в «Сянсюэ» обучали детей мелких и средних сановников и знати. Разделение в Древнем Китае учебных заведений по типам свидетельствует о системном характере образования уже на столь ранней ступени развития цивилизации.
Новая эпоха в модернизации государственной системы образования в Китае берет свое начало в период создания централизованной империи Хань. Все классические учебные заведения создавались согласно конфуцианской доктрине и должны были готовить чиновников («государственных мужей»), а точные и естественные науки изучались в профессиональных школах. Среди ученых сложилось мнение, что система профессионального обучения, включавшая художественные, технические, естественнонаучные (математические) и медицинские школы, сформировалась уже в VII в., то есть на тысячелетие раньше, чем в Европе [4, с. 3].
Видный философ и педагог того времени Дун Чжуншу предложил отбирать государственных чиновников из наиболее талантливых учеников (ранее назначение на должность производилось в зависимости от кастового сословия). Впоследствии этот принцип послужил основой экзаменационной системы отбора на государственную службу («кэ цзюй»). Дун Чжуншу стал также инициатором создания нового типа учебных заведений «Тайсюэ» - прообраза университета. Первые «Тайсюэ» начали открываться после императорского указа от 124 г. до н.э. и представляли собой систему ученичества при знатоках конфуцианских канонов (сановников с ученой степенью «боши»). Цель данных учебных заведений заключалась в передаче основных знаний для решения научных проблем.
Императорский университет «Тайсюэ» был самым большим по масштабам учебным заведением высшего образования древнего мира. В его структуре существовала академия «Бошигуань», в которую зачислялись ученые, являвшиеся преподавателями. Как отмечает М. А. Боенко, академия выполняла функции института повышения квалификации педагогических работников школы «Тайсюэ», научно-исследовательского центра. Основной задачей этого учреждения являлось изучение классических конфуцианских канонов. Также «Тайсюэ» играл роль министерства образования, то есть ему подчинялись все прочие высшие школы. Местные образовательные учреждения находились под контролем местных чиновников [5, с. 34-36].
Помимо «Тайсюэ», в столице действовали несколько высших школ для детей чиновников разных рангов. Наследники правителей, их родственников, министров обучались во вновь учрежденных соответственно наследником престола и советом императорского двора учебных заведениях «Чунвэнь гуань» и «Хунвэнь гуань». Дети аристократов и сановников не ниже третьего разряда (с I в. н.э. китайское служилое ученое сословие делилось на девять разрядов, высшим считался первый) обучались в «Гоцзы сюэ», а чиновников не ниже пятого разряда - в «Тайсюэ». Потомки чиновников
не ниже седьмого разряда (а также землевладельцев) обучались в «Сымэнь сюэ» (школа для изучения четырех дисциплин: конфуцианских канонов, истории, метафизики и литературы), а также «Гуанвэнь гуань»; выходцы из семей чиновников восьмого и девятого разрядов могли поступать в профессиональные училища. Все последние четыре типа учебных заведений создавались Палатой обрядов.
Учебные программы варьировались, однако большинство этих учебных заведений, кроме профессиональных, предназначалось для изучения шести конфуцианских канонов. Классические высшие школы «Гоцзы сюэ», существовавшие с 276 г. в качестве более престижных аналогов «Тайсюэ», ввели некоторое профилирование: изучение даосских трактатов, конфуцианских канонов, литературы либо истории, что впоследствии способствовало специализации высших школ. Исключение составляли «Чунвэнь гуань» и «Хунвэнь гуань», где изучались в основном даосские сочинения; они отличались от прочих высших учебных заведений и тем, что являлись не только учебными и исследовательскими, но и административными организациями (в частности, участвовали в деятельности буддийских монахов).
Высшей ступенью обучения в классическом китайском образовании была сдача государственных экзаменов («кэ цзюй»), посредством которых осуществлялся конкурсный отбор на государственные должности, что стало отличительным явлением древнекитайской цивилизации. Официально общегосударственные экзамены «кэ цзюй» были введены на рубеже У1-УП вв. н.э., а оформились в систему в середине VII в. (эпоха Тан). В целом содержание экзаменов «кэ цзюй» основывалось на канонических конфуцианских текстах. В период утверждения экзаменационной системы штудирование конфуцианских канонов было стержнем всего процесса обучения.
Конкурсные экзамены стали средством подняться вверх по социальной и служебной лестнице, особенно возросла роль экзаменов в эпоху Сун (960-1124 гг.) [5, с. 196]. В стране возник культ экзаменов и культ полученной при благополучном прохождении экзаменов степени. Экзаменационная программа, характер подготовки состязающихся, сумма знаний учащихся и перечень обязательных для них книг, кадры учителей и экзаменаторов и т.д. - все эти аспекты экзаменационной системы были подчинены основным конфуцианским принципам.
Традиционная конфуцианская система обучения совершенно не затрагивала науки негуманитарного характера и давала всем выпускникам сравнительно одинаковую подготовку, что вызывало критику со стороны реформаторов и руководителей-администраторов. Гуманитарное обучение в рамках конфуцианской концепции было ключевым, однако в XI в. (эпоха Сун) реформатор и политический деятель Ван Аньши (1021-1086) поставил перед учебными заведениями задачу ввести изучение основ астрономии, воинского искусства, ведения государственных дел для воспитания не чиновников, а носителей практических знаний - «женьцай».
Сунскую эпоху многие называют «золотым веком» ученого сословия Китая: возникший неоконфуцианский поход к образованию предполагал развитие творческого похода среди китайских педагогов, применение нетрадиционных методов обучения. Но монгольские завоевания в XIII в. положили конец «сунскому ренессансу», и педагогическая деятельность в духе неоконфуцианства могла расцениваться как распространение оппозиционных настроений [2, с. 38].
Таким образом, классическое гуманитарное обучение считалось самым престижным вплоть до XVII в., однако под влиянием проникновения в Китай «западных учений» противники неоконфуцианства (Ван Чуаньшань, Янь Юань) выступали за то, чтобы все образовательные учреждения воспитывали людей, «знающих мир и практичных». Со второй половины XVII в. почти во всех высших учебных заведениях были открыты «классы изучения прикладных знаний» (по налогам, законам и уложениям, охране внешних границ, ирригации и гидротехнике, астрономии и математике). Все же схоластический характер процесса обучения оставался прежним вплоть до нового времени [3, с. 7].
Литература
1. Кульпин Э. С., Машкина О. А. Китай: истоки перемен. - М.: Московский лицей, 2002. - 240 с.
2. Боенко М. А. Становление и современное состояние системы профессионального педагогического образования в Китае: дис. ... канд. филос. наук. - Новосибирск, 2006. - С. 47-89.
3. Боревская Н. Е. Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия. - М.: Восточная литература, 2003. - 271 с.
4. Боревская Н. Е. Педагогическая мысль в контексте китайской культуры // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - № 4. - С. 142-148.
5. Васильев Л. С. Культы, религии и традиции в Китае. - М.: Восточная литература, 2001. - 488 с.