Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРАКТИКЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калужина Марина Анатольевна

На основе анализа современного состояния организации оперативно-розыскной деятельности в странах Европы и Соединенных Штатах Америки анализируются имеющиеся подходы к познанию многообразных проявлений противоправного поведения заключенных в местах лишения свободы. Исходя из ряда факторов, анализа данных официальной статистики, свидетельствующих о сосредоточении в местах лишения свободы далеко не лучшей части заключенных, делается вывод о наличии ряда проблемных вопросов, в числе которых задачи пресечения, предупреждения и профилактики преступлений, выявления и устранения причин и условий, им способствующих. Констатируется значимость специфичных средств и методов оперативно-розыскной деятельности в решении социально полезных задач. С опорой на результаты проводимых исследований рассматривается сущность и содержание проводимых комплексов организационных мер оперативно-розыскного противодействия экстремистской деятельности, определяются основные категории субъектов, их компетенции, объекты оперативной заинтересованности, констатируется необходимость взаимодействия заинтересованных правоохранительных ведомств по этому вопросу. Делается вывод о том, что деятельность государственных органов, наделенных компетенцией осуществления оперативно-розыскной деятельности, должна рассматриваться с позиции системного подхода. Анализируются возможности отличительных характеристик цифровой среды в решении задач предупреждения противоправных экстремистских проявлений. Подчеркивается важность информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности, придающего упорядоченность информационным потокам, представляющим оперативный интерес, циркулирующим на уровне одной тюрьмы, тюрем штата либо на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калужина Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL-SEARCH COUNTERACTION ORGANIZATION TO EXTREMISM IN FOREIGN PENAL PRACTICE

The article analyzes the existing approaches to the knowledge of the diverse manifestations of illegal behavior of prisoners in places of deprivation of liberty based on the analysis of the current state of the organization of operational-search activities in Europe and the United States of America. Based on a number of factors, analysis of official statistics, indicating the concentration of far from the best part of prisoners in places of deprivation of liberty, it is concluded that there are a number of problematic issues, including the tasks of suppressing, preventing and preventing crimes, identifying and eliminating the causes and conditions that contribute to them. The significance of specific means and methods of operational-investigative activity in solving socially useful tasks is stated. Based on the research results, the essence and content of the ongoing complexes of organizational measures of operational-search counteraction to extremist activity are considered, the main categories of subjects, their competencies, objects of operational interest are determined, the need for interaction between interested law enforcement agencies on this issue is stated. It is concluded that the activities of state bodies endowed with the competence to carry out operational-search activities should be considered from the standpoint of a systematic approach. The possibilities of the distinctive characteristics of the digital environment in solving the problems of preventing illegal extremist manifestations are analyzed. The importance of information and analytical support for operational-search activities is emphasized, which gives order to information flows of operational interest, circulating at the level of one prison, state prisons or at the federal level.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРАКТИКЕ»

научный портал мвд России № 2 (58) 2022

SCIENTIFIC PORTAL OF THE RUSSIA MINISTRY OF THE INTERIOR

Оперативно-розыскная деятельность

Научная статья УДК 343.8 (075.8)

Организация оперативно-розыскного противодействия экстремизму в зарубежной пенитенциарной практике

Марина Анатольевна Калужина1, 2

1 Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия,

kaluzhina.marishka@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4603-4129

2 ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ. На основе анализа современного состояния организации оперативно-розыскной деятельности в странах Европы и Соединенных Штатах Америки анализируются имеющиеся подходы к познанию многообразных проявлений противоправного поведения заключенных в местах лишения свободы. Исходя из ряда факторов, анализа данных официальной статистики, свидетельствующих о сосредоточении в местах лишения свободы далеко не лучшей части заключенных, делается вывод о наличии ряда проблемных вопросов, в числе которых задачи пресечения, предупреждения и профилактики преступлений, выявления и устранения причин и условий, им способствующих. Констатируется значимость специфичных средств и методов оперативно-розыскной деятельности в решении социально полезных задач.

С опорой на результаты проводимых исследований рассматривается сущность и содержание проводимых комплексов организационных мер оперативно-розыскного противодействия экстремистской деятельности, определяются основные категории субъектов, их компетенции, объекты оперативной заинтересованности, констатируется необходимость взаимодействия заинтересованных правоохранительных ведомств по этому вопросу. Делается вывод о том, что деятельность государственных органов, наделенных компетенцией осуществления оперативно-розыскной деятельности, должна рассматриваться с позиции системного подхода. Анализируются возможности отличительных характеристик цифровой среды в решении задач предупреждения противоправных экстремистских проявлений. Подчеркивается важность информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности, придающего упорядоченность информационным потокам, представляющим оперативный интерес, циркулирующим на уровне одной тюрьмы, тюрем штата либо на федеральном уровне.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: преступность, противоправное поведение, стратегии противодействия, оперативно-розыскная деятельность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Калужина М. А. Организация оперативно-розыскного противодействия экстремизму в зарубежной пенитенциарной практике // Научный портал МВД России. 2022. № 2 (58). С. 112-119.

Special Search activity

Original article

Operational-search counteraction organization to extremism

in foreign penal practice

Marina A. Kaluzhina1, 2

1 Kuban State University; Leading Researcher, Moscow, Russia,

kaluzhina.marishka@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4603-4129

2 Federal State Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia»,

Krasnodar, Russia

ABSTRACT. The article analyzes the existing approaches to the knowledge of the diverse manifestations of illegal behavior of prisoners in places of deprivation of liberty based on the analysis of the current state of the organization of operational-search activities in Europe and the United States of America. Based on a number of factors, analysis of official statistics, indicating the concentration of far from the best part of prisoners in places of deprivation of liberty, it is concluded that there are a number of problematic issues, including the tasks of suppressing, preventing and preventing crimes, identifying and eliminating the causes and conditions that contribute to them. The significance of specific means and methods of operational-investigative activity in solving socially useful tasks is stated.

Based on the research results, the essence and content of the ongoing complexes of organizational measures

© Калужина М. А., 2022

of operational-search counteraction to extremist activity are considered, the main categories of subjects, their competencies, objects of operational interest are determined, the need for interaction between interested law enforcement agencies on this issue is stated. It is concluded that the activities of state bodies endowed with the competence to carry out operational-search activities should be considered from the standpoint of a systematic approach. The possibilities of the distinctive characteristics of the digital environment in solving the problems of preventing illegal extremist manifestations are analyzed. The importance of information and analytical support for operational-search activities is emphasized, which gives order to information flows of operational interest, circulating at the level of one prison, state prisons or at the federal level.

KEYWORDS: crime, illegal behavior, counter strategies, operational-search activity

FOR CITATION: Kaluzhina M. A. Operational-search counteraction organization to extremism in foreign penal practice // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2022. № 2 (58). P. 112-119 (In Russ.).

Введение

Раскрытие, расследование и предупреждение противоправных деяний, спектр которых довольно неоднороден, изобличение виновных, возмещение вреда, причиненного преступлением, определяются тем, насколько научно обоснованы, тактически грамотны и законны действия сотрудников компетентных органов. На сегодняшний день устойчивый характер приобрели тенденции роста профессионализма и организованности преступников, укрепления межрегиональных и транснациональных связей преступных структур; насилие с применением оружия превратилось в инструмент давления, способ запугивания, средство разрешения конфликтов в преступной среде. Как следствие, в местах лишения свободы отмечается ряд негативных явлений. Серьезную озабоченность вызывает экстремистская деятельность1, представляющая одну из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Одними из частных проявлений экстремизма как социального феномена2 выступают места лишения свободы, где сосредоточен меняющийся далеко не в лучшую сторону контингент осужденных, требующий повышенного внимания по линиям обслуживания, выработки правильной с точки зрения национальных интересов стратегии, обеспечения системности и последовательности правоохранительной деятельности.

Названная проблема характерна для многих зарубежных стран. В Соединенных Штатах Америки десятки тысяч заключенных федеральных тюрем, исповедовавших ранее иную религию, приняли ислам во время отбывания

срока наказания3. Особую угрозу в федеральных тюрьмах США представляет наступательная деструктивная деятельность, побуждающая к совершению преступлений, радикально настроенных объединений - носителей «идейной платформы салафизма» - сунитского направления ислама, приверженцев шиитского ислама, а также пропагандируемая ими идеология, аналогичная иранской и ливанской «Хезболле». В ежегодном отчете Европола радикализация4 молодежи, в том числе в тюрьмах, наблюдается прежде всего в ключевых государствах Евросоюза. Используя несложные методы атаки, джи-хадисты по-прежнему наносят удары5. Сложная криминологическая обстановка наблюдается в тюрьмах Великобритании. За последние пять лет количество осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности там удвоилось, увеличились масштабы противоправного поведения, что привело к росту числа радикально настроенных заключенных6. Эксперты отмечают

1 К экстремистской деятельности следует относить специфически мотивированную, насильственную противоправную деятельность, представляющую угрозу национальной безопасности государства.

2 Экстремизм как социальное явление характеризуется наличием у индивида или определенной общности крайних идеологических взглядов, представляющих угрозу конституционным правам,свободам, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию и обороне государства.

3 По результатам комплексной оценки, основанной на результатах ответов 2 тыс. опрошенных (аттестованных сотрудников пенитенциарных учреждений, специального следственного состава, сотрудников подразделений аналитической разведки, надзирателей государственных и местных учреждений, капелланов, а также сотрудников федерального бюро расследований США, агентства национальной безопасности США, управления правоохранительных операций США, террористического скринингового центра США, Министерства внутренней безопасности США и службы федеральных маршалов США).

4 Термин «радикализация» получил достаточно широкое распространение в исследованиях по противодействию терроризму и политике борьбы с ним в зарубежной специальной литературе. Популярность концепции «радикализации» определяется ее объяснительной силой в отношении причин терроризма и факторов, обусловливающих террористическую активность.

5 См.: Официальный сайт Европола. Ежегодный отчет. 2021. European Union Terrorism Situation and Trend Report. URL : https://www.europol.europa.eu/cms/sites (дата обращения : 08.04.2022).

6 См.: UK Parliament. Extremism in Prisons: Are UK Deradicalization Programs Working? June, 2020. URL : https:// lordslibrary.parliament.uk/extremism-in-prisons-are-uk-deradicalisation-programmes-working/ (дата обращения : 08.04.2022).

наличие группировок (ячеек) международных террористических и экстремистских организаций и активизацию их деятельности по вербовке и обучению новых членов для последующего участия в очагах вооруженных конфликтов.

Отмечаемые тенденции свидетельствуют о том, что эффективность противодействия негативным явлениям, отклонениям от норм морали и права невозможна без одного из основных средств противодействия преступности - оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), осуществляемой уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) (согласно российскому законодательству). Следует отметить, что этот вид правоохранительной деятельности в ряде зарубежных стран вносит заметный вклад в решение проблем пресечения, предупреждения и профилактики преступлений экстремистской направленности, выявления и устранения причин и условий, им способствующих. При этом данная деятельность структурно-организационно не обособлена от иных функций уголовной юстиции, не выделен специальный круг субъектов, уполномоченных государством на ее осуществление. Аналогом ОРМ можно считать специальные методы расследования, они отличаются от обычных методов и включают как скрытые действия, так и использование технических возможностей и особенно полезны в борьбе с профессионально организованными преступными группами, поскольку раскрытие преступных операций и сбор информации и доказательств, необходимых для внутригосударственного судебного преследования и уголовного производства, сопряжены с риском.

При формулировании этого направления исследования мы исходили из того, что организация оперативно-розыскного противодействия экстремистской деятельности в местах лишения свободы как составная часть управления социальными процессами охватывает собою всю структуру системы борьбы с экстремизмом, ее субъекты, объекты профилактического воздействия, меры предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений, управление системой оперативно-розыскного воздействия, включая информационное обеспечение, планирование, координацию, методическое обеспечение и правовое регулирование деятельности государственных органов и общественных организаций. Исходя из такого понимания организации оперативно-розыскного противодействия этому негативному социальному явлению, мы не ставили

перед собой цель осветить весь спектр направлений, сосредоточив внимание лишь на отдельных (приоритетных) вопросах.

Изучение зарубежной правоприменительной практики правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму, стратегий противодействия противоправным деяниям обусловлено необходимостью выявления положительного опыта для последующего его использования на практике, формулирования рекомендаций и предложений по совершенствованию организации ОРД на основе выводов, полученных в ходе исследования.

Результаты исследования

Одним из основных направлений в сфере пенитенциарной оперативно-розыскной практики противодействия экстремизму следует назвать постоянный оперативный поиск в местах размещения заключенных. Глубокое познание складывающейся ситуации, особенностей скрываемого поведения экстремистски настроенных заключенных, анализ противоправной деятельности международных террористических и экстремистских организаций по вербовке и вовлечению в свои ряды новых членов практические сотрудники не в состоянии провести без достаточной методической обеспеченности. С этой целью проводятся многочисленные научные исследования, направленные на разработку рекомендаций, ориентированных на потребности правоприменительной практики.

Рассмотрим результаты некоторых из них. Так, согласно оценкам специалистов стран Европы существующие социальные противоречия выступают в качестве объективной предпосылки широкой распространенности криминального прошлого у экстремистски настроенных заключенных. Как правило, криминальный опыт присущ европейским джихадистам - «иностранным боевикам», побывавшим в Сирии и Ираке либо причастным к терроризму в Европе. Хотя вопросы относительно связи криминального прошлого с террористическим будущим остаются не исследованными в полной мере, практика доказывает следующее. Во-первых, идеология джихадиз-ма способна влиять на процесс радикализации заключенного двояко: предложить искупление прошлых грехов либо узаконить преступность. Во-вторых, условия принудительной изоляции продуцируют благоприятную среду для налаживания криминальных связей между преступным элементом и экстремистами. В-третьих, пре-

ступники, находясь в специфичной среде в период отбывания уголовного наказания, приобретают комплекс навыков, умений, выступающих динамической системой преступной деятельности, которые могут проявляться в будущем при совершении преступлений экстремистской направленности. Исследователи констатируют любопытный факт использования вербовщиками беловоротничковой и мелкой преступности в целях финансирования экстремизма. Отдельные доводы исследователей ставят под сомнение существующие представления о процессах радикализации европейских тюрем и могут влиять на организацию и тактику ответных мер правоприменителя, осуществление комплекса мер обеспечивающего характера [1].

В организации оперативно-розыскного противодействия экстремистской деятельности решающее значение имеет научно обоснованный анализ преступности, причин и условий, способствующих распространению экстремизма в тюрьмах, а также деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, входящих в систему субъектов профилактического воздействия. Изучение основных детерминантов преступлений экстремистской направленности - важная составляющая исследований европейских общественных организаций, ученых, сотрудников службы тюрем, пробации7. Для определения факторов, влияющих на распространение экстремизма в тюрьмах Европы, используются аналитические подходы, именуемые оценкой рисков. Оценка рисков позволяет обеспечить дифференцированный анализ потребностей, идеологических установок радикализован-ной части заключенных, склонности к насилию, личностных характеристик, подталкивающих к насильственным действиям. Оценка рисков предопределяет «прогресс» возможной радикализации; процедура способна определить тип угрозы индивида и присутствующие элементы снижения потенциально опасных рисков. В ведомственных правовых источниках содержится классификация заключенных, связанная с оценкой рисков, например, низкого, умеренного или высокого риска, однако она вызывает обоснованную критику в специальной литературе по причине наличия положений декларативного характера8.

7 См: Innovative Prisons Sistems, Holistic Radicalization Prevention Initiative. URL: http://prisonsystems.eu/hope-holistic-radicalisation-prevention-initiative/ (дата обращения: 12.04.2022)

8 См.: Official Site of Federal Bureau of Prisons. Legal

Resource Guide to the Federal Bureau of Prisons. URL : https://

В справочнике, специально разработанном для сотрудников пенитенциарной системы и служб пробации стран Европы с учетом последних тенденций экстремистских проявлений, определены следующие категории агрессивно настроенных заключенных-экстремистов: идеологи и лидеры, в том числе «агенты» радикализации; последователи и уязвимые категории заключенных в условиях нарастания тенденций радикализации; преступники-оппортунисты и заинтересованные в личной выгоде, присоединяющиеся к воинствующим экстремистам по такой причине9. На основании достижений науки криминологии системно структурированы различия прогнозируемых насильственных действий, выявляемые в процессе оценки рисков. Предлагаемая в справочнике классификация отличается от ранее имеющихся, предназначена для обеспечения оценки рисков индивида, характера, степени опасности противоправных намерений. Эта информация помогает компетентным оперативным сотрудникам принять решение по выбору специальных средств и методов минимизации рисков, определить максимальное профилактическое воздействие на имеющийся личностный потенциал, реагировать на позитивные изменения с учетом индивидуальных потребностей заключенного или лица, находящегося под следствием.

Механизм оценки рисков позволяет выявить присущие индивиду убеждения и установки (иде-ология-нарратив); социальный подтекст и намерение (семья, связи и родство, группы и социальные сети, которые могут способствовать формированию противоправных намерений); способность к обучению; личные и идеологические потребности, которые движут стремлением к насильственному экстремизму. Инновационные методы оценки рисков включают элементы, относящиеся к смягчающим факторам. Факторы снижения риска могут присутствовать, разрабатываться, усиливаться для поддержки решения о выходе из агрессивно настроенных экстремистских групп и последующей дерадикализации, включая отказ от идеологии насилия.

Обеспечение комплексного подхода и единства действий в системе организации оперативно-розыскного противодействия экстремизму возможно при условии соблюдения принципа

www.bop.gov/resources/pdfs/legal_guide_march_2019.pdf (дата обращения : 12.04.2022).

9 См: Council of Europe (2016). Handbook for Prison and Probation Services Regarding Radicalization and Violent Extremism. URL : https://rm.coe.int/16806f9aa9 (дата обращения : 08.04.2022).

взаимодействия субъектов, входящих в эту систему. Разработка проблем взаимодействия, координации деятельности государственных органов реализуется на базе Управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Великобритании. В условиях отсутствия единого органа управления системой противодействия экстремистской деятельности оно выступает оперативным координационным центром, что приобретает особое значение для практики. Оперативно-розыскная модель противодействия реализуется специально уполномоченными сотрудниками, осуществляющими комплексное сопровождение дел в отношении последователей радикальных течений. Диапазон мероприятий включает как режимные меры по разобщению наиболее влиятельных экстремистов (мониторинг поведения, ограничение коммуникаций, выявление и изъятие экстремистской литературы, листовок, буклетов), так и меры реабилитационной направленности, а также обучение персонала тюрем, штатных капелланов, богословскую и идеологическую контрпропаганду10.

После террористических атак в 201911 и 2020 гг.12 с участием ранее судимых преступников-террористов тюремная служба Великобритании пересмотрела ключевые направления реализуемой стратегии противодействия, содержание проводимых спецопераций по борьбе с терроризмом и экстремизмом, привлекла значительные материальные инвестиции для более эффективного управления рисками национальной безопасности. В итоге правительство Великобритании объявило о новом пакете мер борьбы с терроризмом и экстремизмом на сумму 90 млн фунтов стерлингов. Администрацией тюремной службы Великобритании предпринят ряд мер организационного характера, в результате которых реформировано управление оперативного реагирования и обеспечения безопасности и учреждено управление безопасности, охраны, правопорядка и борьбы с терроризмом, наделенное

10 См.: HM Prisons and Probation Services. URL : https:// justicejobs.tal.net/vx/mobile-0/appcentre-1 /brand-13/ candidate/so/pm/1/pl/3/opp/12992-12992-Head-of-Security-Risk-Unit-formerly-Operational-Risk-Resilience-and-Assurance-Unit/en-GB (дата обращения : 13.04.2022).

11 См.: Ministry of Justice. Exploring the Nature of Extremism in Three Prisons: Finding from Qualitative Research: Ministry of Justice Analytical Series, 2021. URL : exploring-nature-islamic-extremism-three-prisons-report.pdf (дата обращения : 13.04.2022).

12 См.: BBC News. London Bridge: What we know about the

attack. December, 2019. URL: https://www.bbc.com/news/uk-

50594810 (дата обращения : 14.04.2022).

соответствующей компетенцией13. В штате состоят аттестованные оперативные сотрудники национальной безопасности. Управление имеет разветвленную систему подчиненных подразделений на территории Великобритании и Уэльса14.

В рамках реализации проекта укреплен весь спектр контртеррористических возможностей тюремной службы Великобритании, усовершенствованы партнерские отношения с другими агентствами. Например, создан новый межведомственный разведывательный центр для оперативной координации действий, обмена разведывательными данными, что позволило эффективнее выявлять риски в тюрьмах, пресекать деятельность причастных лиц, находящихся на свободе. Центр наделен компетенцией проведения специальной оценки результативности реабилитационных центров, где психологи и специалисты реализуют всеобъемлющие стратегии реабилитации заключенных отдельных категорий риска, основанные на результатах научных исследований. Внедрены новые виды профессионального обучения персонала, способствующие лучшему пониманию признаков радикализации и рисков по целому ряду идеологий радикального толка, своевременному реагированию.

Сегодня вполне очевидно, что служба оперативной разведки - важнейший компонент обеспечения безопасности в зарубежных тюрьмах. Формируемые учеты оперативных данных нацелены на упредительное выявление отдельных заключенных, посетителей, персонала и организаций, планирующих либо осуществляющих деятельность, которая может представлять угрозу обеспечению правопорядка, охраны и безопасности тюрьмы. Цели тюремной разведки - выявление и пресечение потенциальных угроз путем анализа поступающей оперативной информации, снижение неопределенности в принятии управленческих решений.

Задачи могут быть следующими:

изучение неформальных групп заключенных (например, участников тюремных банд), выявление причастности как к противоправной деятельности, так и к угрозам безопасности тюрьмы;

13 См.: HM Prisons & Probation Service. Annual Report and Accounts 2020/ 2021. URL : https://assets.publishing.service. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/1041628/HMPPS_Annual_Report_and_Accounts_2020-21. pdf (дата обращения : 14.04.2022).

14 См.: The Telegraph. Horton H. Streaherm attack knifeman named as Sudesh Amman who had a previous terror conviction. February, 2020. URL : https://www.telegraph.co.uk/ news/2020/02/02/streatham-attack-latest-police-say-stabbing-incident-south-london/ (дата обращения : 14.04.2022).

организация информационного обеспечения персонала тюрем в деятельности по выявлению, пресечению и предупреждению противоправных деяний, нарушений режима содержания, предотвращению побегов, массовых беспорядков;

выявление, пресечение и предупреждение преступной деятельности за пределами тюрьмы;

выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, возможной причастности персонала к доставке контрабанды;

содействие выявлению организованных преступных групп;

выявление уязвимостей пенитенциарной системы;

выявление экстремистски настроенных заключенных;

содействие защите наиболее уязвимых категорий заключенных;

информационное обеспечение принятия управленческих решений по предотвращению и управлению инцидентами15.

Для Федерального бюро тюрем США (далее -ФБТ США) остро стоит вопрос противодействия наблюдаемой в последние десятилетия радикализации16 и «вербовке» заключенных17. В масштабах страны наибольшая активность обращения в ряды последователей этого учения отмечается в тюрьмах густонаселенных районов западного побережья и северо-востока США.

Анализируя субъекты экстремистской направленности, специалисты особо выделяют группу риска - радикально настроенных заключенных. Зачастую они являются действующими или бывшими членами уличных или тюремных ОПГ, что указывает на зарождающуюся тенденцию «от члена банды до исламского экстремиста». Эти лица ведут недолгую, но бурную пропаганду своих идей, позиционируют себя дискриминированными в Соединенных Штатах Америки либо считают, что США угнетают

меньшинства и мусульман за границей. Законодательных оснований для отдельного содержания таких осужденных от основной массы лиц, лишенных свободы, нет, поэтому препятствий к поиску единомышленников среди сокамерников не имеется. Находясь в депрессии, часто сочетающейся с ограниченным знанием ислама, заключенные становятся уязвимыми для сокамерников-экстремистов, стремящихся их завербовать.

Члены ОПГ - приверженцы радикального ислама, вызывают озабоченность по ряду причин. Данная категория пользуется авторитетом у заключенных, способна понуждать посещать определенные мечети, исламские центры в США или за границей после освобождения, что, безусловно, способствует дальнейшему прозелитизму радикального ислама. Эти лица представляют угрозу пенитенциарной безопасности: убеждают заключенных, находящихся под их влиянием, не подчиняться тюремным властям, занимаются подстрекательством к насилию в отношении других заключенных. Часть из них имеют приобретенные навыки, используемые в террористической деятельности, активно передают их заключенным18.

В настоящее время ФБТ США реализуется ряд инициатив по профилактике изучения, пропаганды либо распространения экстремистской идеологии в среде заключенных19. В первую очередь усилия направлены на ликвидацию неформальных групп, осуществляющих распространение радикальных течений при поддержке и контроле радикальных организаций. ФБТ США выработана стратегия, которая фокусируется на соответствующих уровнях сдерживания этой особо опасной категории лиц, их изоляции, гарантирующей отсутствие возможности радикализации либо «вербовки» отбывающих наказание в виде лишения свободы20. Нормативно разрешенные дополнительные ограничения позволяют

15 См: Innovative Prisons Systems. Intelligence in Prisons. URL : http://prisonsystems.eu/intelligence/ (дата обращения : 14.04.2022).

16 См.: Gary Hill Prevention of Radicalization to Terrorism in Prisons: A Practical Guide Handbook-Ch-8-Schmid-Gary-Hill-FINAL-11-12-2020-1%20(1).pdf (дата обращения : 14.04.2022).

17 По результатам комплексной оценки, основанной на результатах опроса 2 тыс. респондентов (аттестованных сотрудников пенитенциарных учреждений, специального следственного состава, сотрудников подразделений аналитической разведки, надзирателей государственных и местных учреждений, капелланов, а также сотрудников федерального бюро расследований США, агентства национальной безопасности США, управления правоохранительных операций США, террористического скринингового центра США, Министерства внутренней безопасности США и службы федеральных маршалов США).

18 См: Fox News. Ripe for Radicalization: Federal Prisons «Breeding Ground» for Terrorist, Say Experts. January 5, 2016. URL : https://www.foxnews.com/us/ripe-for-radicalization-federal-prisons-breeding-ground-for-terrorists-say-experts (дата обращения : 14.04.2022).

19 См.: Министерство юстиции США. Domestic Violent Extremism in America. 2021. May 12. P. 4. URL : https:// www.appropriations.senate.gov/imo/media/doc/Merrick%20 Garland%20SFR%20for%20SAC%20DVE%20Hearing%2005-12-2021.pdf (дата обращения : 14.04.2022).

20 См.: The Bureau of Prisons (BOP) guards against the spread of violent extremist ideologies within federal prisons URL : https://www.appropriations.senate.gov/imo/media/doc/ Merrick%20Garland%20SFR%20for%20SAC%20DVE%20 Hearing%2005-12-2021.pdf (дата обращения : 14.04.2022).

осуществлять комплекс оперативно-режимных мер по контролю, отслеживанию и записи телефонных переговоров.

Вторая группа риска радикализации - это проповедники-контрактники, волонтеры, большинство из них - имамы. Авторитетные богословы стремятся расширить число сторонников за счет «вербовки» в свои ряды заключенных с целью их вовлечения в активные действия после отбывания наказания против несовершенной, по их мнению, системы и власти. Имам-экстремист с позиции своего авторитета способен существенно повлиять на индивидуальную систему убеждений по религиозным вопросам рожденных в исламе и новообращенных мусульман в особенности. Экстремистски настроенные имамы имеют значительный потенциал влияния на умы новых адептов повсюду, где есть возможность их находить, оценивать, направлять в официальные либо подпольные учебные заведения после осво-бождения21.

Нельзя обойти вниманием вопросы организации межведомственного взаимодействия компетентных субъектов. Следует упомянуть Федеральное бюро расследований США, Национальный отдел безопасности США, Управление правоохранительных операций США, террористический скрининговый центр США, Министерство внутренней безопасности США, осуществляющих оперативно-розыскные функции во взаимодействии с пенитенциарными структурами по вопросам противодействия пенитенциарной преступности. В ФБР США совместно с ФБТ США определены передовые отечественные и зарубежные практики пенитенциарных учреждений по борьбе с распространением радикализации и противодействию «вербовке» в тюрьмах, на их основе разработаны методические рекомендации. Вот некоторые из них:

принятие на системной основе унифицированных протоколов проверки подрядчиков и соискателей-волонтеров, оказывающих религиозные услуги заключенным;

создание общесистемных баз данных подрядчиков и волонтеров, непосредственно оказывающих услуги заключенным, совершенствование имеющихся возможностей постоянного мониторинга и комплексного изучения их деятельности;

координация принимаемых управленческих

21 См.: Официальный сайт Правительства США. Prison Radicalization: Are Terrorist Cells Forming in U.S. Cell Blocks? URL : https://www.govinfo.gov/content/pkg/CHRG-109shrg30597/ html/CHRG-109shrg30597.htm (дата обращения : 14.04.2022).

решений по переводу заключенных в другие пенитенциарные учреждения;

межведомственный информационный обмен между правоохранительными органами всех уровней, в том числе пенитенциарными учреждениями.

Ценным подспорьем в практике обнаружения, сдерживания и пресечения процессов радикализации и вербовки в тюрьмах США становятся цифровые технологии, которые рассматриваются в качестве инновационных элементов сложных специальных методов расследования. С 2003 г. решение задач в этой сфере организовано посредством инициативной аналитики с применением искусственного интеллекта. Полученные результаты позволили расширить эту практику за пределы федеральной пенитенциарной системы в исправительные учреждения штатов и частные тюрьмы.

Заключение

Результаты исследования показали, что процесс совершенствования организации оперативно-розыскного противодействия экстремистской деятельности находится в прямой зависимости от уровня разработанности причинного комплекса и системы мер воздействия на факторы, обусловливающие совершение этого вида преступлений. Комплекс мер оперативно-розыскного противодействия экстремистской деятельности включает такие элементы, как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

недопущение правонарушений (стоит в истоке генезиса противоправного поведения и характеризуется формированием первичных причин, условий, иных важных криминологических детерминант);

предотвращение преступных деяний (достигается на стадиях формирования, обнаружения умысла и приготовления к преступлению);

пресечение (реализуется на стадиях неоконченного и оконченного покушения на их совершение, а также в ситуациях многоэпизодной преступной деятельности).

В структуре тюремных ведомств предприняты системные меры по реформированию, созданию новых структурных подразделений, отвечающих потребностям оперативно-розыскной практики. Создаваемые специализированные структуры наделены широкими компетенциями: проведение специальных мероприятий по выявлению «спящих» экстремистских ячеек, разобщению наиболее влиятельных носителей радикальной исламской идеологии; мониторинг

поведения заключенных отдельных категории риска; ограничение коммуникации заключенных отдельных категории риска; проведение режимных мероприятии по выявлению и изъятию листовок, экстремистской литературы и видеоматериалов; использование права специальнои оценки результативности деятельности реабилитационных центров, где реализуются основанные на результатах научных исследовании комплексные стратегии по реабилитации заключенных отдельных категорий риска.

Вопросы организации ОРД по противодействию экстремизму - одно из приоритетных направлений зарубежной оперативно-розыскной практики. Задачи по выявлению, предупреждению и пресечению экстремистских проявлений в местах лишения свободы вышли за пределы ведомственных, требуют координации и согласованности действий компетентных субъектов. В связи с этим современная зарубежная оперативно-розыскная политика по противодействию распространению идей насильственного радикализма и вербовке в местах лишения свободы в своей основе предполагает наличие универсальной

контртеррористической стратегии, предусматривающей совместную координирующую деятельность оперативных сотрудников правоохранительных подразделений различных ведомств.

Особое внимание уделяется совершенствованию информационной составляющей. Оперативно-розыскные действия того или иного свойства представляют собой организованную целостную систему, поэтому их нельзя рассматривать как разрозненные и не зависящие друг от друга способы собирания оперативно-розыскной информации. Системный подход как метод научного познания предполагает взгляд на информационные кластеры как на единое, целостное системное образование, состоящее из множества элементов (подсистем), во многом определяющих эффективность деятельности оперативных подразделений.

Очевидно, что оперативная работа по нейтрализации противоправной экстремистской деятельности должна носить программный комплексный характер, основываться на нормах международного, отечественного законодательства и научных рекомендациях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Basra R., & Neumann P. R. Criminal Pasts, Terrorist Futures: European Jihadists and the New Crime-Terror Nexus. 2016. URL : https://www.start.umd.edu/publication/criminal-pasts-terrorist-futures-european-jihadists-and-new-crime-terror-nexus (дата обращения : 12.04.2022).

REFERENCES

1. Basra R., & Neumann P. R. Criminal Pasts, Terrorist Futures: European Jihadists and the New Crime-Terror Nexus, 2016, available at: https://www.start.umd.edu/publication/ criminal-pasts-terrorist-futures-european-jihadists-and-new-crime-terror-nexus (April 12, 2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

М. А. Калужина - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики и правовой информатики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» (Российская Федерация, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149); ведущий научный сотрудник федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний» (Российская Федерация, 125130, г. Москва, ул. Нарвская, д. 15а, стр. 1) Researcher ID: X-5005-2019 Author ID: 733419 SPIN-код: 1311-5266

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

M. A. Kaluzhina - Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor, Professor of Criminalistics and Law Informatics Department, Federal State budgetary Educational Institution of higher Education «Kuban State University» (Stavropolskaya str., 149, Krasnodar, 350040, Russian Federation); Leading Researcher of the Federal State Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia » (Narvskaya st., 15a, building 1, Moscow, 125130, Russian Federation). Researcher ID: X-5005-2019 Author ID: 733419 SPIN-код: 1311-5266

Рукопись поступила в редакцию 06.04.2022; одобрена после рецензирования 03.05.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 06.04.2022; approved after reviewing 03.05.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.