создание такой модели уголовно-правового запрета, которая отвечала бы потребностям не уголовно-правового, а иного, например, финансового, налогового правопорядка, то есть достижению интересов, установленных нормами регулятивного права. В частности, это выражается в закреплении экономической дефиниции в ст. 174 УК РФ — «финансовая операция»; критериях отграничения уголовной ответственности (ущерб, размер). Для достижения желаемого результата охраны правопорядка используются не только регулятивный и так называемый «репрессивный» уголовно-правовой методы, но и административно-принудительный. Подобную связь можно проследить между нормами налогового (ст. 122 НК РФ), административного (ст. 15.5 КоАП РФ) и уголовного (ст. 198, 199 УК РФ) права;
2) при толковании, когда рассмотрение признаков сформулированного в УК РФ состава осуществляется по правилам и в духе позитивного, например, финансового права. Так, условием (гипотезой) применения (действия) уголовно-правовой нормы является нарушение уже сложившихся в финансовом праве отношений, один из участников которых выходит за пределы его регулирования. И охраняемое благо, и ха-
рактер деяния подробно и системно прописаны в регулятивном законодательстве, уголовное право лишь формулирует «ключевые» слова для удобства быстрого отыскания признаков конкретного состава преступления. Например, ст. 285-1 УК РФ направлена на обеспечение порядка использования полученных бюджетных средств на конкретные цели, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения на очередной финансовый год. Формальный криминообразую-щий критерий ст. 285-1 УК РФ — это крупный размер бюджетных средств (1,5 млн руб.)22.
Таким образом, объектом преступлений в сфере финансов выступает правопорядок как определенная система общественных отношений, введенных в рамки предусмотренного нормами регулятивного (финансового) права порядка. Содержание правопорядка составляет правомерное поведение, деятельность субъектов хозяйственных отношений.
22 Бойков Д.А. Нецелевое расходование бюджетных средств: криминологический и уголовно-правовой аспекты: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 28.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПОХИЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
В.В. ПОЛОВКА,
начальник кафедры ОРД ОВД УрЮИ МВД России, полковник милиции, кандидат юридических наук
Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс; криминалистика,
оперативно-розыскная деятельность E-mail: polkovnik_ [email protected] Рецензент: доктор юридических наук, профессор С.Н. Сабанин
Аннотация. Делается вывод о необходимости организации оперативно-розыскного обеспечения при раскрытии и расследовании в похищении человека; определены действия на правовом уровне; указывается на то, что решение этой сложной задачи предполагает разработку эффективных средств, приемов и методов, основанных на всестороннем и глубоком познании природы и содержания преступной деятельности и ее закономерностей.
Ключевые слова: преступление, оперативно-розыскные мероприятия, задачи, средства, приемы, методы, структура, система, оперативно-розыскная деятельность.
THE ORGANISATION OF OPERATIVELY-SEARCH MAINTENANCE DISCLOSINGS AND INVESTIGATIONS OF ABDUCTION OF THE PERSON
V.V. POLOVKA,
the chief of chair of hordes OVD UrUI the Ministry of Internal Affairs of Russia the colonel of militia, the candidate ofjurisprudence
Annotation. The analysis of the Russian legislation allows to draw a conclusion on necessity of the organisation of operatively-search maintenance at disclosing and investigation in abduction of the person. The author has defined actions at legal level. On the basis of it the conclusion is drawn, that the decision of this challenge assumes working out of effective remedies, receptions and the methods based on all-round and deep knowledge of the nature and the maintenance of criminal activity and its laws.
Keywords: a crime, operatively-search actions, problems, means, receptions, methods, structure, system, operati-vely-search activity.
Перед органами предварительного следствия и дознания органов внутренних дел стоит двуединая задача, которая определена им Уголовно-процессуальным кодексом и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6 УПК России, ст. 2 ФЗ «Об ОРД»). Таким образом раскрытие и расследование преступлений, связанных с похищением человека, в значительной мере зависит от активной, целеустремленной и результативной деятельности как оперативных, так и следственных подразделений органов внутренних дел, комплексного использования всего арсенала сил и средств, имеющихся в их распоряжении.
Решение этой сложной задачи предполагает разработку эффективных средств, приемов и методов, основанных на всестороннем и глубоком познании природы и содержания преступной деятельности и ее закономерностей1. Многообразие способов совершения преступлений требует постоянного совершенствования организационных и тактических основ следственной и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Их научная разработка служит, прежде всего, дальнейшему совершенствованию структуры и системы, выбору оптимальной модели следственной и оперативно-розыскной деятельности, использованию «рациональных форм и методов их воздействия на социальные процессы»2.
В целом управленческий цикл начинается и заканчивается анализом и оценкой управленческой ситуации, т.е. работой с информацией. То же самое можно сказать и про решение задачи оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования похищения
человека. И тут, и там информация первична. Она воздействует на все функции, включая рассматриваемую нами, и решаемые при этом задачи. И чем рациональней организовано информационное обеспечение, тем обоснованней принимаемые решения и реализуемые цели, а также задачи системы в целом.
По своему содержанию информационный процесс включает в себя такие операции (функции, мероприятия) органа управления или его субъектов, как «получение необходимой исходной информации об объекте и окружающей его среде (информации состояния), принятие решения (переработка и преобразование информации состояния)»3 и постановка задач объекту управления (оперативному сотруднику). Речь идет об организационном упорядочении получения информации, хотя сказанное может быть соотнесено и с информацией вообще4, и с оперативно-следственной информацией в частности.
Системный подход к проблеме реализации функции по оперативно-розыскному обеспечению борьбы
1 Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы ОРД ОВД. М., 1977. С. 38; Лекарь А.Г. Основы организации и тактики раскрытия преступлений аппаратами уголовного розыска. Киев, 1979. С. 14—23; Лукашов В.А. Теоретические, правовые и организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1995. С. 36—38; Михайлов В.А. Организация раскрытия и расследования преступлений // Актуальные проблемы расследования преступлений: труды Академии МВД России. М., 1995. С. 5—19.
2 Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Н. Новгород:, 1994. С. 3.
3 Иванов В.А., Савельев В.П., Шеманский П.В. Основы управления войсками. М., 1971. С. 11.
4 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 1997. С. 249.
с похищением человека включает в себя несколько этапов, неразрывно связанных друг с другом и представляющих своеобразную цепочку: систематизация — анализ — использование. Первый этап — систематизация разноуровневой информации, поступающей в заинтересованные подразделения: от низового звена городских и районных отделов до подразделений центрального аппарата МВД России. Этот этап должен быть направлен, в первую очередь, на то, чтобы поступающие в подразделения из различных источников сведения, были изучены на предмет их ценности и соответствующим образом систематизированы для целей возможного дальнейшего эффективного использования.
На следующих этапах, путем анализа имеющихся сведений, вырабатываются конкретные управленческие решения по выполнению конкретной задачи посредством подготовки и осуществления следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, ведению дел оперативного учета. При определении порядка постановки и решения задачи по оперативно-розыскному обеспечению раскрытия и расследования похищений человека целесообразно руководствоваться принципом, согласно которому наиболее важной проблемой является та, которая имеет определяющее значение в этой деятельности, для решения которой существуют реальные функциональные предпосылки.
Из всей информации, обеспечивающей решение рассматриваемой задачи, исключительную роль играют сведения о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления и, что особенно важно для научного предвидения, информация об их последующих намерениях и предполагаемых действиях для принятия адекватных мер5. Именно такую информацию добыть особенно трудно.
Получение оперативно-следственной информации в какой-то мере, по мнению В.А. Лукашова, связано с изучением состояния оперативной обстановки на основе анализа данных, полученных от государственных органов, представителей общественности, негласных сотрудников, оперативно-розыскных подразделений, иных служб правоохранительной системы6.
Кроме этого, широко используется информация, непосредственно получаемая сотрудниками подразделений криминальной милиции в процессе изуче-
ния оперативной обстановки, складывающейся на территории (объекте) оперативного обслуживания или по линии работы7.
В.А. Лукашов отмечал в связи с этим, что одним из путей достижения истины в ходе изучения оперативной обстановки является совершенствование информационного обслуживания, создание надежной системы управленческой и оперативно-розыскной информации8.
В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что раскрытие и расследование преступлений, связанных с похищением человека, носящих замаскированный, скрытый характер, требует мер преимущественно оперативно-розыскного характера. Оперативно-розыскные мероприятия, с помощью которых осуществляется эта работа, позволяют в ходе их проведения обнаруживать фактические данные, способствующие привлечению подозреваемых лиц к уголовной ответственности. Между тем, с точки зрения теории и практики организации оперативно-розыскного обеспечения накопилось, да и существовало ранее, немало проблем, которые до сих пор недостаточно исследуются и являются предметом анализа и оценок.
В различных источниках термин «организация» определяется по-разному. С.И. Ожегов понимает его как «организованность, планомерное, продуманное устройство; государственное учреждение; объединение для какой-нибудь цели; упорядоченность чего-нибудь»9.
В юридической литературе существует несколько точек зрения на понятие «организация». Так, В.Г. Афанасьев и А.М. Омаров считают, что организация — самостоятельная общая функция управления, состоящая в формировании управляющей и управляемой систем, создании состояния как их упорядоченности, так и
5 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., 1980. С. 185—197; Коноплев В.К. Научное предвидение в военном деле. М., 1974. С. 176, 177.
6 Лукашов В.А. Организация и методика информационно-аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: лекция. Омск, 1983. С. 3.
7 Воробьев И. П. Оперативно-розыскная информация и основные формы использования ее при расследовании преступлений: авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1973. С. 46.
8 Проблемы оперативно-розыскной деятельности: сб. избр. работ В.А. Лукашова // сост. К.К. Горяинов, А.П. Исиченко, А.С. Ванды-шев. М., 2000. С. 53.
9 Ожегов С.И. Указ. соч. С. 456.
определенных отношений между ними10. В.Д. Малков, разделяя точку зрения об отнесении «организации» к самостоятельной функции управления, считает, что она решает задачу «формирования в системе соответствующих отношений и поддержания их на требуемом уровне, что обеспечивается проектированием организационных структур, подбором, расстановкой, обучением и воспитанием кадров, текущим распорядительством, координированием и т.п.»11. Являясь функцией управления, организация имеет существенное значение в рационализации деятельности подразделений органов внутренних дел. Ибо начинаясь с определения целей и задач предстоящей деятельности, она способствует правильному выбору организационной формы их реализации12.
Вместе с тем, несмотря на отдельные различия в определении понятия «организации», указанные и другие авторы отмечают взаимосвязь некоторых возможных вариантов дефиниции организации:
1) коллектив людей, объединенных определенным образом снизу доверху для достижения определенных целей;
2) самостоятельное учреждение, представляющее собой коллектив, обладающий средствами материального обеспечения для выполнения определенных функций;
3) структура системы, состояние, определенное структурно и функциональное соотношение частей (по отношению друг к другу и к целому);
4) функция управления.
В контексте нашего исследования речь должна идти, соответственно, об упорядочении организации подразделений органов внутренних дел по реализации ими одной из своих функций — оперативно-розыскному обеспечению борьбы с похищением человека.
Вопрос об упорядочении организационных структур в органах внутренних дел не новый. В целом этот процесс может осуществляться посредством уточнения выполняемых функций, внесения корректив в штатное расписание, изменения численности работников. Указанные права составляют суть организационного проектирования.
В целях повышения уровня оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с похищением человека, приказом МВД России от 19 июля 1996 г. № 394 «О совершенствовании деятельности подразделений по
борьбе с организованной преступностью в системе МВД России» одним из направлений деятельности Главного управления по борьбе с организованной преступностью СКМ МВД России определено предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие фактов похищения человека, незаконного лишения свободы и захватов заложников. На основе материалов, поступающих с мест, в ДУУР МВД России формируется автоматизированный банк данных по учету похищенных и освобожденных лиц, преступных группировок и лиц, задержанных по подозрению в совершении данных преступлений. На местах работа по данному направлению организуется в рамках ведения литерных дел и дел оперативного учета.
Такая организация работы позволяет решать оперативно-служебные задачи, стоящие перед указанными подразделениями, и своевременно:
а) обеспечивать комплексный подход к использованию всех сил и средств не только правоохранительных органов, но и иных государственных учреждений, призванных участвовать в борьбе с преступностью;
б) определять основные направления поисковой деятельности;
в) использовать все предусмотренные законом правовые меры в интересах получения необходимых сведений;
г) применять разнообразные тактические приемы использования оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в целях выявления первичных данных по линии борьбы с похищениями человека;
д) документально оформлять, проверять и принимать решения по дальнейшему использованию полученных первичных данных.
Вместе с тем, эффективность результатов применения сил, средств и методов органов предварительного расследования и дознания находится в прямой зависимости не только от организационных, но и тактических основ, которые также необходимо учитывать при решении конкретных задач борьбы с преступностью.
10 Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1973. С. 221; Омаров А.М. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980. С. 111.
11 Малков В.Д. Функции управления в органах внутренних дел // Вопросы теории и практики управления органами внутренних дел. М., 1985. С. 20.
12 Криминология и организация предупреждения преступлений: учеб. пособие. М., 1995. С. 161, 162.