3.2. К ВОПРОСУ О ЦЕЛИ КАК КОМПОНЕНТЕ СТРУКТУРНОСОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Введенский Андрей Юрьевич, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры уголовно-
процессуального права.
Место работы: Приволжский филиал ФГБОУВПО
«РАП».
pfrapdekan@amail. com
Аннотация: В данной статье прослеживаются
особенности и специфика, цели и задачи оперативнорозыскной деятельности, направленной на пресечение преступлений в сфере экономики. Оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов по экономическим преступлениям направлена на защиту экономических отношений. Статья представляет интерес для практикующих юристов, аспирантов и студентов юридических вузов.
Ключевые слова: оперативно-розыскная
деятельность, результат оперативно-розыскной деятельности, цель, задачи, средства, органы, экономическое преступление, уголовное дело.
ON THE QUESTION OF THE PURPOSE AS A COMPONENT OF THE STRUCTURAL AND SUBSTANTIVE ELEMENT OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES IN CRIMINAL CASES RELATED TO ECONOMIC
Vvedenskij Andrei Jurievitch, the candidate of jurisprudence, docent, docent of chair criminally-procedural right.
Place of employment: Volga branch FGBOUVPO «RAP»
pfrapdekan@gmail. com
Annotation: This article traces the characteristics and
peculiarities, goals and objectives of the operational-search activities aimed at preventing economic crimes. Operatively-search activity of law enforcement bodies on economic crimes aimed at protecting economic relations. The article is of interest to practitioners, graduate and law students.
Keywords: operatively-search activity, the result of
operative-search activity, goal, objectives, tools, bodies, economic crime, the criminal case.
Организация и структура данного вида деятельности указывает на ее обособленность от других видов государственной деятельности за счет специального круга субъектов, уполномоченных осуществлять ее в пределах своей компетенции. При осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности не допускается ее использования для достижения целей и решения задач, не предусмотренных оперативно-розыскным законодательством. Такая деятельность направлена на борьбу с преступлениями в сфере экономики,
причем реализует эту задачу в системе правовых норм. Только так может быть обеспечена защита прав граждан, охраняемых законом.
Современную борьбу с преступностью, - как пишет Е.С. Дубоносов, - «нельзя представить, только как совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных
проявлений. Данный процесс представляет собой сложный комплекс социально-экономических,
правовых, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями». К таким мероприятиям, продолжает Е. С. Дубоносов,
«относятся и те, которые осуществляются оперативно-
1
розыскными средствами и методами» .
В науке оперативно-розыскной деятельности можно признать устоявшимся мнение о четырех формах оперативно-розыскной деятельности:
- выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес;
- оперативно-розыскная профилактика;
- оперативная разработка;
- оперативно-розыскное обеспечение расследования и судебного разбирательства2.
Главным предназначением оперативно-розыскной деятельности как раз и является защита человека и гражданина, его жизни, здоровья, собственности, прав и свобод, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств, которое осуществляется всеми правовыми средствами, в том числе и с помощью оперативно-розыскных мер. Тем самым законодатель закрепил и сформулировал цель всей оперативно-розыскной деятельности, без которой не может проводится сама деятельность, включающая в себя цель, средства и результат.
В философском понимании цель выступает как конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предопределяющий выбор соответствующих средств и систему специфических действий. Она является способом интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему и выступает в качестве непосредственного мотива, направляет и реагирует на различные действия3.
В юридической литературе отмечено, что «цели выступают как ценности, становятся определенными стандартами отношений или поведения. Подобные ценности переживаются уже не как нечто просто желаемое, но и чтимое, и если они становятся нормами, то служат одним из важнейших факторов устойчивости общественной системы»4.
Именно цель является главным фактором всей системы, ради которой она и существует. Под системой, по мнению профессора В.Т. Томина,
1 Например, см.: Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / Е.С. Дубоносов; под ред. проф. Г.К. Синилова. - М.: Высшее образование: Юрайт-Издат. 2009. - С. 44.
2 Подробно см.: Абрамов А.М., Климов И.А. Организационнотактические формы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М.: Изд-во Юрид. лит-ра. 1995. - С. 25.
3 Например, см.: Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001. - С. 646; Философский энциклопедический словарь. М., 1998. -С. 506; Казакевич Г.А. Целесообразность и цель в общественном развитии. Л., 1969. - С. 45 - 46.
4 Подробно см.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. - Саратов., 2003. - С. 13.
понимается целостное, состоящее из ряда
обязательных компонентов образование,
функционирующее для достижения цели5.
Приведенные признаки сущности оперативно-
розыскной деятельности дают нам возможность рассматривать эту деятельность, как целостную систему. «Ее элементы, - как пишет А.Г. Маркушин, -взаимосвязаны и взаимообусловлены и работают на конечный результат - цель»6. Однако цель «без определения средств не есть еще подлинная цель, в этом состоянии она лишь первоначальный
мыслительный проект, не имеющий пока реальной опоры в своей деятельности»7. Она всегда связана с предвидением результата. «Цель - всегда предполагает соотнесенность с будущим состоянием, которое либо в настоящий момент не существует и не будет существовать, если автором что-то не будет для этого сделано, либо, наоборот, желаемое состояние существует, но оно не остается неизменным, если автор не предпримет для этого каких-то действий»8.
При использовании конкретных средств, цель «приобретает законченную форму и становится действенным фактором человеческой деятельности»9. По мнению Ю.И. Дегтярева, «вне цели нет деятельности, так как исчезают ориентиры и мотивация поведения. Любая цель объективно является одним из главных факторов деятельности независимо от истоков, которыми могут быть чья-то воля, вынужденные ситуации, эволюционные процессы и др.»10. Подобной позиции придерживается профессор А.Г. Маркушин, который пояснил, что «вне цели нет деятельности, так как исчезают ориентиры и
мотивация поведения как в целом коллектива органа,
11
так и его отдельных сотрудников» .
В этом случае цель выступает как норма поведения и является фактором устойчивости. Это подтверждается проведенными исследованиями, где цели, «выступают как ценности, становятся определенными стандартами отношений и поведения. Подобные ценности переживаются уже не как нечто простое желаемое, но и чтимое, и если они становятся нормами, то служат одним из важнейших факторов устойчивости общественной системы»12.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что без цели нет деятельности, так как любая деятельность в первую очередь должна быть целенаправленной, а любая деятельность без цели «представляет не что иное, как блуждание»13 и в этом
5 Например, см.: Томин В.Т. Словарь-инструментарий для исследования проблем, связанных со взаимодействующим влиянием правоохранительной и массово-коммуникативной систем на преступность и виктимность молодежи и несовершеннолетних / В.Т. Томин, Д.В. Сочнев. 2-е изд. Н.Новгород., 1999. - С. 64 - 65.
6 Подробно см.: Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов /А.Г. Маркушин. - М.: Издательство Юрайт., 2012.
- С. 15.
7 См.: Теория управления: социально-технологический подход. Энциклопедический словарь. - С. 576.
8 Подробно см.: Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Беланского. - М., 2002. - С. 96.
9 Например, см.: Теория управления: социально-технологический подход. Энциклопедический словарь. - С. 577.
10 Подробно см.: Дегтярев Ю.И. Системный анализ и исследование операций. - М., 1996. - С. 27.
11 См.: Маркушин А.Г Оперативно-розыскная деятельность ... - С. 16.
12 Более подробно см.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. - Саратов., 2003. - С. 13.
13 Например, см.: Рассел Б. Исследование значение и истины / Пер. с
англ. Е.Е. Ледникова, А.Л. Никифорова - М., 1999. - С. 277.
случае она не может достичь нужного результата. В нашем случае цель выступает в качестве
непосредственного мотива действий должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность14.
В специальной литературе цель называется сложной категорией и обладает определенными признаками:
- обусловлена наличием или угрозой нарушений уголовно-правовых отношений;
- устанавливается государством и воспроизводится в правовой норме;
- воспринимает наиболее значимые для личности, общества и государства интересы;
- детерминирует специфические оперативнорозыскные средства и методы (механизмы) своего достижения15.
Цель всей оперативно-розыскной деятельности нашла свое законодательное закрепление и определена в понимании защиты человека и гражданина, его жизни, здоровья, собственности, прав и свобод, а также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
С помощью оперативно-розыскных мер государственные органы осуществляют защиту собственности, где собственность рассматривается как «экономическая категория, отражающая право владения имуществом»16. В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации «защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Защита собственности предполагает неприкосновенность любой формы собственности и принятие всех мер по возмещению материального ущерба, причиненного преступными действиями.
Защита собственности осуществляется всеми способами, которыми располагает правоохранительная система, в том числе и с помощью негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с действующим законодательством обеспечивают защиту собственности исключительно от преступных посягательств.
Таким образом, целью оперативно-розыскной деятельности выступает защита от преступных посягательств на объекты, указанные непосредственно в оперативно-розыскном законодательстве. Законодатель в части 2 статьи 5 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» специально указано на недопущение осуществления данной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных названным Законом. Цель всей оперативно-розыскной деятельности в том и заключается, чтобы встать на защиту безопасности исключительно от преступных посягательств как внешних, так и внутренних.
Достижение целей, предусмотренных Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. В оперативно-розыскной
14 См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 763.
15 Например, см.: Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность ... - С. 16.
16 Подробнее см.: Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М., 2001. - С.59 - 60.
науке сложилось устойчивое мнение, что задачи в указанной деятельности делятся на две группы, взаимосвязанные и взаимообусловленные, и образующие единую систему. К первой группе относятся общие задачи, закрепленные законодателем в статье 2 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания и розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
Вторую группу составляют частные задачи, которые можно конкретизировать для каждого органа отдельно с учетом специфики его деятельности. В составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, функционируют различные
оперативные подразделения, следовательно выявление преступлений осуществляется с учетом специфики совершаемых преступлений.
Рассмотренные задачи групп закреплены в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях и директивах17. Применительно к нашему
исследованию, к задачам оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе относят: «выявление,
пресечение и раскрытие экономических преступлений, возмещение материального ущерба, выявление и причин, и условий, способствующих совершению экономических преступлений, и внесение предложений для принятия мер по их устранению»18. Перечисленные задачи конкретизированы в Приказе МВД России от 06.11.1997 № 730 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики».
Основной задачей как в законодательном закреплении, так и в ведомственных документах является выявление преступлений и установление лиц, их замышляющих, подготавливающих и совершающих. Несвоевременное выявление и раскрытие преступлений, особенно если они относятся к категории экономической направленности, ведут к их росту и к появлению новых еще более изощренных преступлений. Своевременное выявление
преступлений является своеобразным стержнем в процессе предупреждения от преступных посягательств защиты общества, юридических и физических лиц от таких действий и сохранения их собственности.
17 Подробно см.: Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; Директива МВД России от 17.10.2006 № 3 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в 2007 г.».
18 Например, см.: Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности... - С. 57.
В оперативно-розыскной науке выявление преступлений обозначается как выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес,19 и рассматривается как одна из форм оперативнорозыскной деятельности, целью, которой является обнаружить, проверить и осуществить накопление таких сведений20 для решения задач в борьбе с преступностью.
В специальной литературе, по мнению И.И. Басецкого, Г.К. Синилова, В.А. Лукашева, А.Г. Лекаря, А.С. Вандышева, выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес,
рассматривается самостоятельным направлением в оперативно-розыскной деятельности, получившее наименование «оперативный поиск»21. Он делится на оперативный поиск по фактам преступных событий и инициативный оперативный поиск. Их отличие в том, что последний направлен на выявление фактов по подготовке и совершению преступлений22.
В юридической литературе выявление представляется как процесс установления признаков преступления методами и средствами оперативнорозыскной деятельности23. Основным содержанием выявления преступлений, - как пишет В.М. Атмажитов,
- является оперативно-розыскная деятельность по получению первичных оперативно-розыскных (фактических) данных24, которая осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Для выявления преступлений в сфере экономики необходимо знать источники информации, с помощью которых можно определить признаки совершенного деяния. Такие признаки могут проявляться на различных предметах, вещах, механизмах и документах. Последние наиболее чаще встречаются при раскрытии преступлений экономической направленности. Обычно документы становятся предметом исправлений, подделки и тем самым несут на себе следы преступления. Именно признаки характеризуют способы совершения преступлений.
Установление признаков преступления еще не подтверждает нам наличия места выявления преступления. Причина кроется в том, что признаки преступлений могут иметь некриминальный оттенок, их возникновение произошло в результате различных явлений. Именно поэтому в оперативно-розыскной науке и на практике признано: при установлении признаков преступлений на первоначальном этапе необходимо провести проверку, следствием чего они являются.
19 Более подробно см.: Лукашев В.А. Введение в курс «Оперативнорозыскная деятельность органов внутренних дел» - Киев. 1976. - С. 32 - 35.
20 Подробно см.: Лукашов В.А. Введение в курс «Оперативнорозыскная деятельность органов внутренних дел»......- С. 32.
21 В связи с закрытостью работ названных авторов, сделаем ссылку только на их имена.
22 Например, см.: Лукашов В.А. Теоретика - прикладные основы оперативно - розыскной деятельности ОВД: Введение в курс. М. 1989. - С. 162.
23 Более подробно см.: Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности» (постатейный). М.: ЗАО Юстицинформ., 2006. - С. 11.
24 См.: Атмажитов В.М. Оперативно-розыскная деятельность ОВД: Учебник. Общая часть. М., 1990. - С. 365.
По результатам проверки полученных сведений, при наличии имеющихся достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, может быть принято решение о возбуждении уголовного дела. Если отсутствуют достаточные данные (нет ясности об их наличии) и признаки состава преступления, принимается решение о заведении дела оперативного учета.
В оперативно-розыскной деятельности при
выявлении преступлений экономической
направленности нельзя обойтись без перечня лиц, осведомленных о противоправных действиях или находящихся в близких связях с проверяемым лицом или подозреваемым в совершении преступления.
Представляется, что целью оперативно-розыскной деятельности, то есть ориентиром и мотивацией деятельности правоохранительных органов в сфере экономики, выступает защита экономических отношений. Поставленная цель достигается
посредством решения задач по выявлению, пресечению, раскрытию экономических преступлений, а также возмещению материального ущерба, выявлению причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений, внесению предложений для принятия мер по их устранению. Под выявлением экономических преступлений в оперативно-розыскной деятельности следует понимать проведение оперативно-розыскных мероприятий и других действий для получения первичной информации о признаках преступления, и лицах, их замышляющих, подготавливающих и
совершающих. Первичная информация требует проверки достоверности таких сведений, дальнейшего осмысления и обоснованной правовой оценки, после чего принимается соответствующее решение по предотвращению и раскрытию преступлений в сфере экономики.
Список литературы:
1. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / Е.С. Дубоносов; под ред. проф. Г.К. Синилова. - М.: Высшее образование: Юрайт-Издат. 2009.
2. Абрамов А.М., Климов И.А. Организационно-тактические формы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М.: Изд-во Юрид. лит-ра. 1995.
3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.
- С. 646; Философский энциклопедический словарь. М., 1998. - С. 506; Казакевич Г.А. Целесообразность и цель в общественном развитии. Л., 1969.
4. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. - Саратов., 2003.
5. Томин В.Т. Словарь-инструментарий для исследования проблем, связанных со взаимодействующим влиянием правоохранительной и массово-коммуникативной систем на преступность и виктимность молодежи и несовершеннолетних / В.Т. Томин, Д.В. Сочнев. 2-е изд.
Н.Новгород., 1999.
6. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов /А.Г. Маркушин. - М.: Издательство Юрайт., 2012.
7. Теория управления: социально-технологический подход. Энциклопедический словарь.
8. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Беланского. - М., 2002.
9. Теория управления: социально-технологический подход. Энциклопедический словарь.
10. Дегтярев Ю.И. Системный анализ и исследование операций. - М., 1996.
11. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов /А.Г. Маркушин. - М.: Издательство Юрайт., 2012.
12. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. - Саратов., 2003.
13. Рассел Б. Исследование значение и истины / Пер. с англ. Е.Е. Ледникова, А.Л. Никифорова - М., 1999.
14. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
15. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов /А.Г. Маркушин. - М.: Издательство Юрайт., 2012.
16. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М., 2001.
17. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; Директива МВД России от 17.10.2006 № 3 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в 2007 г.».
18. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / Е.С. Дубоносов; под ред. проф. Г.К. Синилова. - М.: Высшее образование: Юрайт-Издат. 2009.
19. Лукашов В.А. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» - Киев. 1976.
20. Там же.
21. В связи с закрытостью работ названных авторов, сделаем ссылку только на их имена.
22. Лукашов В.А. Теоретика - прикладные основы оперативно - розыскной деятельности ОВД: Введение в курс. М. 1989.
23. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А.
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности» (постатейный). М.: ЗАО
Юстицинформ., 2006.
24. Атмажитов В.М. Оперативно-розыскная деятельность ОВД: Учебник. Общая часть. М., 1990.
Reference list:
1. Dubonosov E.S. Fundamentals of operational and investigative activities: a manual / E.S.Dubonosov, ed. prof. G.K.Sinilova. - M.: Higher Education: Yurayt -Izdat. 2009.
2. Abrams A.M., Klimov I.A. Organizational and tactical forms of operational and investigative activities of internal affairs. -Moscow: Publishing House of the legal.lit-ra. 1995.
3. Philosophical Dictionary / ed. I.T.Frolov. Moscow, 2001. -S.646, Encyclopedic Dictionary of Philosophy. Moscow, 1998.-S. 506; Kazakevitch G.A. Appropriateness and purpose in social development. L., 1969.
4. Malko A.V., ShundikovK.V.Ends and means in law and legal policy. - Saratov., 2003.
5. Tomin V.T. Dictionary -based tool for the study of problems related to the interaction of law enforcement and the influence of mass communication systems on crime and victimization of youth and juvenile / V.T. Tomin, D.V.Sochnev. 2nd ed. Nizhny Novgorod., 1999.
6. Markushin A.G. Operatively -search activity: a textbook for high schools / A.G.Markushin. - Moscow: Publishing Yurayt., 2012.
7. Control theory: the socio- technological approach.
Encyclopedic Dictionary.
8. Parsons T. The Social Systems / Ed. V.F.Chesnokova,
S.A.Belanskogo. - M., 2002.
9. Control theory: the socio- technological approach.
Encyclopedic Dictionary.
10 .Degtyarev Y.I. Systems analysis and operations research. -M., 1996.
11. Markushin A.G. Operatively -search activity : a textbook for high schools / A.G.Markushin . - M.: Publishing Yurayt . , 2012.
12. Malko A.V., ShundikovK.V.Ends and means in law and legal policy . - Saratov., 2003.
13. B. Russell Research meaning and truth / Per. from English. E.E. Glacial, A.L.Nikiforov- M., 1999.
14. Encyclopedic Dictionary of Philosophy . - M., 1983.
15. Markushin A.G. Operatively -search activity: a textbook for high schools / A.G.Markushin. - M.: Publishing Yurayt., 2012.
16. Operatively -search activity: Tutorial / Ed. K.K.Goryainov, V.S.Ovshinsky, A.U.Shumilov. - M.: INFRA -M., 2001 .
17. Order of the Russian Ministry of Internal Affairs of 17.01.2006 № 19 "On the activities of internal affairs for the Prevention of Crime"; Directive Russian Ministry of Internal Affairs of 17.10.2006 № 3 "On the priorities of the police and the Interior Ministry of Russia in 2007."
18. Dubonosov E.S. Fundamentals of operational and investigative activities: a manual / E.S.Dubonosov ,ed . prof. G.K.Sinilov . - M.: Higher Education: Yurayt-Izdat. 2009.
19. Loukashov V.A. Introduction to the course , " The Tracking the activity of the Interior" - Kiev. 1976.
20. In the same place.
21. Due to the closeness of the work of these authors, we make reference only to their names.
22. Loukashov V.A. Theorist - applied bases operative -search activity ATS: Introduction to the course .M., 1989.
23. Dubyagin Y.P., Dubyagin O.P., MihalitchE.A.Commentary to the Federal Law "On Operational Investigative Activities" (line item). M.: ZAO Yustitsinform., 2006.
24. Atmazhitov V.M.Operatively -search activity ATS: Textbook. The general part. M:, 1990.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Введенского А. Ю. на тему: «К вопросу о цели как компоненте структурно-содержательного элемента оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам в сфере экономики»
Научная статья посвящена актуальной и интересной проблеме исследования особенностей, специфики оперативно-розыскной деятельности, направленной на пресечение преступлений в сфере экономики.
Целеполагание оперативно-розыскной деятельности, направленной на пресечение преступлений в сфере экономики привлекает внимание исследователей. Этим обусловлен интерес автора статьи к указанной проблеме.
В статье рассмотрены цели, задачи оперативно-розыскной деятельности, направленной на пресечение преступлений в сфере экономики. Оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов по экономическим преступлениям направлена на защиту экономических отношений.
Научная статья освещает специфику целей оперативнорозыскной деятельности, направленной на пресечение преступлений в сфере экономики. Автор, опираясь на мнения и точки зрения различных исследователей, подчеркнули закономерности целей, задач оперативно-розыскной деятельности, направленной на пресечение преступлений в сфере экономики.
Научная статья представляет интерес для историков права, юристов-исследователей, студентов.
Профессор кафедры уголовно-процессуального права ПФ ФГБОУ ВПО «РАП», д.ю.н., профессор
А. В. Агутин.