Д.С. Василина
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ
(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, мировая художественная культура, искусство, олимпиада школьников, история олимпиадного движения, олимпиадные задания по искусству.
Аннотация: Статья раскрывает важность учебных курсов с общекультурным содержанием для воспитания и развития современных учащихся. Несмотря на то что дисциплина «Мировая художественная культура» входит в перечень проверки знаний по ней в форме олимпиады (например, Всероссийская олимпиада школьников), до сих пор нет системы подготовки к ней учащихся. Автором предлагается вариант организации и составления заданий по дисциплине «Мировая художественная культура» на основе многолетнего опыта в этой области (на примере школьно-районного и муниципального этапов олимпиады).
Последние три десятка лет ушли на обсуждение значимости для общеобразовательных школ курсов с общекультурным содержанием, таких как «Мировая художественная культура», «Духовно-нравственное воспитание», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Культурология» и другие. Систематически публикуются статьи, материалы научно-практических конференций и круглых столов, приводятся мнения деятелей системы образования, затрагивающие статус этих дисциплин. Итог дискуссий всегда один: современная школа нуждается в данных дисциплинах, ибо они имеют важное значение для формирования и развития личности. Все это нашло отражение и в нормативных документах последних лет: например, федеральный государственный образовательный стандарт [9] определяет, что изучение предметной области «Искусство» должно:
- способствовать признанию значения искусства в личной и культурной самоидентификации личности;
- развивать эстетический вкус, художественное мышление, восприятие эстетики окружающего мира; формировать способность к сопереживанию, чувственно-эмоциональному оцениванию гармоничности взаимоотношений с природой; развивать и помогать выражать свои мысли при помощи художественных средств;
- развивать творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческим видам деятельности;
- формировать интерес и уважительное отношение к наследию прошлых веков и ценностным ориентирам различных народов России; поощрять стремление к их сохранению и приумножению.
Нет необходимости доказывать, что дисциплины с общекультурным содержанием нужны школе. Впервые вопрос о значимости предмета «Мировая художественная культура» подняли Л.М. Предтеченская и И.А. Химик [7; 10] в девяностые годы XX века, но только в 2009 году Д.А. Медведев предложил провести в нескольких российских регионах эксперимент по преподаванию в школах его интегрирующего курса - «Основ религиозной культуры и светской этики» [8]. Сегодня эти дисциплины прочно вошли в список обязательных, а «Мировая художественная культура» стала настолько популярным курсом, что более десяти лет назад появились олимпиады школьников в этой области. Однако до сих пор не сложилась определенная система подготовки учащихся к соревнованиям в области знаний мировой художественной культуры (искусства). Сглаживанию данной ситуации способствует знакомство будущих участников олимпиады с комплектами заданий предыдущих лет (они либо публикуются на сайтах организаторов, либо остаются в виде копий у учителей, которые готовили участников в предыдущие годы). Однако дальнейшее развитие олимпиадного движения не только на территории Республики Башкортостан, но и во всей Российской Федерации остается не вполне определенным. Поэтому разработки и публикации,
пеппгогичесннй жирнпл ппшнортостпнп м 1(«а). аоп
пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП M 1(68), SOI 7 sSSSSSg
касающиеся особенностей организации олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) важны для учителей данной дисциплины, а также для работников системы образования, являющихся организаторами соответствующих мероприятий.
Преподавательский состав кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ имени М. Акмуллы ставит перед собой важную цель - определить условия организации олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) на территории Республики Башкортостан. Для ее достижения на протяжении последних десяти лет были организованы этапы Всероссийской олимпиады школьников - школьно-районный, муниципальный и региональный; была запущена вузовская олимпиада (с 2007-го по 2012 год), участниками которой стали учащиеся 28-ми школ г. Уфы и 15-ти школ Республики Башкортостан; проведены опросы учителей, готовящих участников олимпиады, и наблюдения за одаренными школьниками. В 2008 году профессорско-преподавательский состав кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин под руководством В.Л. Бенина, Е.Д. Жуковой и Д.С. Василиной организовал добровольное творческое объединение учителей культурологических дисциплин «Tabula», на базе которого ежегодно стали проводиться олимпиады - Всероссийская (школьный, муниципальный и региональный этапы) и университетская (среди школьников Республики Башкортостан). Накопленный опыт позволяет описать особенности организации олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) в данной статье.
Обратимся к самому понятию «олимпиада» - под ним понимается смотр, конкурс [2]; соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний [1]. Это наиболее эффективная форма внеклассной и внеурочной деятельности учителей общеобразовательной школы; она способствует повышению интереса учащихся к предметной области, развивает их способности, профессиональную ориентацию. Кроме того, олимпиадная деятельность направлена на выявление наиболее способных учащихся и ориентирует их на определенные специальности высшей школы (для чего сотрудники высших учебных заведений помогают в организации олимпиад для старшеклассников), а также способствует укреплению связи школы с вузами.
Становление олимпиад по различным дисциплинам в нашей стране имеет долгую историю: первые «Олимпиады для учащейся молодежи» были организованы Астрономическим обществом Российской империи еще в XIX веке; с 1886 года на территории страны был организован заочный конкурс по решению математических задач, который с появлением СССР (с 1930-х годов) перерос в городскую олимпиаду для школьников по нескольким дисциплинам - математике, физике и химии. Так, впервые олимпиада по математике для учащихся школ состоялась в 1934 году в г. Ленинграде; затем она стала ежегодной и традиционной. Почти через три десятка лет олимпиадное движение охватило различные уровни (городской, районный, областной, республиканский) и виды (были направления по математике - в 19б0-х; химии - в 1967 году; физике - в 1967 году; биологии - в 1979 году).
В 1964 году произошли серьезные изменения, связанные с изданием приказа об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников Министром просвещения РСФСР М.А. Прокофьевым [6]. Так, с 1967 года стала ежегодной олимпиада учащихся средних школ по физике, математике и химии (ранее имела статус всесоюзной; руководителем и председателем оргкомитета был академик И.К. Кикоин). Победители олимпиад становились участниками ежегодной, организованной впервые в 1959 году, международной олимпиады. Контролировали проведение данных олимпиад министерства просвещения и специального образования СССР (как высшего, так и среднего), Центральный комитет Всесосоюзного ленинского комуннистического союза молодежи (ЦК ВЛКСМ), Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) и Всесоюзное общество «Знание». Росло число направлений олимпиадного движения: например, с 1973 года стала ежегодной всесоюзная олимпиада «Студент и научно-технический прогресс» [1].
Распад СССР (1991 год) и становление России как суверенного государства дали импульс развитию олимпиад для школьников, можно сказать, что это время формирования Всероссийской предметной олимпиады школьников в современном виде [4]. Так, появились олимпиады по следующим дисциплинам: информатика и программирование (1989 год); география (1992 год); астрономия (1994 год); экология (1994 год); литература (1995 год); русский язык (1996 год); экономика (1996 год); английский язык (1998 год); история (2000 год); немецкий язык (2000 год); технология (2000 год); физическая культура (2000 год); общест-вознание (2001 год); основы предпринимательской деятельности (2001 год); французский язык (2002 год); право (2003 год); политехнические науки (2005 год); основы безопасности жизнедеятельности (2009 год).
Олимпиада, охватывающая искусство (мировую художественную культуру), была организована лишь в некоторых регионах страны на добровольной инициативной основе в рамках школьно-районного и муниципального уровней (до 2009 года регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады не существовало). В 2010/2011 учебном году в г. Смоленск собрались представители сорока шести регионов России. Это была первая попытка организации заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре).
В настоящее время Всероссийская олимпиада школьников по искусству, как и по другим научным областям, состоит из нескольких этапов: школьного (школьно-районного), муниципального, республиканского и всероссийского. Организаторы школьного этапа - сами образовательные учреждения. Участниками являются любые желающие или ярко проявляющие себя в какой-либо научной сфере учащиеся 5-11-х классов. Задания разрабатываются представителями предметно-методической комиссии муниципального этапа олимпиады (их отбор происходит, как правило, на заседаниях методического объединения). Задачи данного этапа олимпиады заключаются, во-первых, в популяризации учебного предмета «Мировая художественная культура» (как гуманитарного и эстетического курса, как части искусства); во-вторых, в пропаганде знаний в области культурологической науки и стимулировании интереса учащихся к художественной культуре; в-третьих, в выявлении и поддержке талантливой молодежи в области искусства (художественной культуре); в-четвертых, в активизации творческих способностей школьников; в-пятых, в выявлении таких учащихся, которые могли бы стать участниками последующих этапов олимпиады и представлять свое учебное заведение [5].
Организаторами муниципального этапа являются органы местного самоуправления в области образования. Участниками являются школьники средних и старших классов (с 7-го по 8-й и с 9-го по 11-й классы) образовательных школ - победители и призеры школьно-районного этапа текущего или предыдущего учебных годов (при условии продолжения обучения в данном образовательном учреждении). Задания разрабатывает предметно-методическая комиссия регионального этапа олимпиады, состав которой утверждается на заседаниях методических объединений учителей искусства, а также Министерством образования и науки региона. В задачи муниципального этапа олимпиады входят: оценка накопленных знаний в предметной области искусство (мировой художественной культуре); стимулирование к получению дополнительных сведений о художественной культуре; активизация творческих способностей учащихся; выявление таких учащихся, которые могли бы стать участниками последующих этапов олимпиады и представлять свое учебное заведение; возможность организации сравнительного анализа уровней преподавания искусства (мировой художественной культуры) в условиях средних учебных заведений [5] на территории города (района субъекта Российской Федерации).
Организаторами регионального этапа являются органы государственной власти различных субъектов Российской Федерации в сфере образования. Его участники - учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы, они же - победители и
пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП M 1(68), SOI7 SSSSSSS
призеры муниципального этапа текущего или регионального и муниципального этапов предыдущих учебных годов (при условии продолжения обучения в данном образовательном учреждении), а также победители и призеры муниципального этапа любой образовательной организации Российской Федерации (могут быть расположены за границей нашей страны, в военных городках и гарнизонах). Задания разрабатываются центральной предметно-методической комиссией олимпиады [3].
Организатор заключительного этапа - Министерство образования и науки Российской Федерации. Его участники - школьники, ставшие победителями и призерами аналогичного этапа предыдущих лет (при условии продолжения обучения в образовательной организации), регионального этапа олимпиады нынешнего учебного года (при условии получения необходимого количества баллов; квота определяется Министерством образования и науки Российской Федерации [3].
Так как организаторы разных этапов - различные органы управления в сфере образования (образовательные учреждения, органы местного и государственного управления в сфере образования, высшие учебные заведения, Министерство образования и науки РФ), то между ними должны быть установлены тесные связи, контакты для эффективной организации олимпиады по искусству (мировой художественной культуре).
Многолетний опыт по организации олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) на территории Республики Башкортостан позволяет определить виды заданий для участников (они встречаются на всех уровнях организации - от школьно-районного до заключительного).
Во-первых, тестовые, состоящие из условия (вопроса, утверждения) и содержащие (либо не содержащие) готовые ответы на выбор. Задания могут быть закрытого (с вариантами ответов) и открытого (без предложенных вариантов для ответа, учащийся самостоятельно формулирует свой ответ) типов. Задания открытого типа могут содержать краткие свободные и развернутые ответы. Задание с кратким свободным ответом предполагает запись ответа словом, словосочетанием, числом. Задание с развернутым ответом ожидает более подробной записи ответа (одно или несколько предложений).
Приведем два примера. Первый. Картина какого итальянского художника Высокого Возрождения названа «Жемчужиной Дрезденской картинной галереи»? Часто ее образ связывают с музыкальным произведением Ф. Шуберта «Ave Maria». Как она называется? Кто ее автор? Из примера видно, что данное задание является открытого типа с развернутым ответом. Второй пример. Данная фреска дошла до нас в поврежденном виде, так как автор экспериментировал с материалами во время работы: а) Рафаэль «Лоджии Рафаэля»; б) Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»; в) Микеланджело «Страшный суд»; г) Рафаэль «Афинская школа». Это тестовое задание закрытого типа; оно более простое для выполнения учащимися, нежели предыдущее.
Во-вторых, ежегодно в рамках проведения олимпиад встречаются вопросы на группирование и составление смысловых рядов. Группирование предполагает наличие каких-либо принципов, благодаря которым возможно систематизация произведений искусства. Например, в какие группы и по каким принципам можно сгруппировать (систематизировать) изображения? Назовите принципы и укажите рядом с каждым номера изображений, которые войдут в группу. Назовите авторов и названия произведений. К данному заданию представляется ряд произведений различных видов искусства (изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры).
Задания на составление смысловых рядов предполагают наличие основного вопроса и набора из нескольких объектов (названий произведений, имен представителей искусства и персонажей и т. п.). Вот несколько примеров. Первый. Укажите, по какому принципу составлен ряд: а) Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Брунеллески; б) зеркальное письмо, инженерные способности, изобретения, философия, игра на лире, скульптура,
живопись; в) Эрехтейон, Парфенон, Пропилеи, Храм Ники Аптерос; г) Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова; д) М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов, М.К. Чюрленис; е) С.М. Эйзенштейн, Г.Н. Чухрай, М.И. Ромм, А.Б. Столпер. Второй пример. Найдите лишнее слово в ряду. Кратко обоснуйте выбор. а) Ра, Осирис, Сет, Исида, Ирида; б) Будда, ступа, Аджанта, Шива, Лао Цзы; в) курос, коры, циклоп, ордер, мастаба, акрополь; г) М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, Ц.А. Кюи. Оба задания предполагают демонстрацию навыков участников в систематизации произведений искусства.
В-третьих, вопросы на соотнесение. Они предлагают поиск общего или различного в культурных объектах; при этом параметры для сравнения присутствуют в самом задании. По сути, эти задания можно назвать выборочными тестами. Обратимся к примеру. Соотнесите художественные музеи мира и место их нахождения. 1) Третьяковская галерея; 2) Лувр; 3) Прадо; 4) Дрезденская галерея; 5) Эрмитаж; 6) Галерея Уффици; 7) Русский музей; 8) Кунсткамера; 9) Метрополитен; 10) Государственный музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. Варианты ответов: а) Россия (г. Санкт-Петербург); б) Германия (г. Дрезден); в) Франция (г. Париж); г) Россия (г. Москва); д) Испания (г. Мадрид); е) Италия (г. Флоренция); ж) США (г. Нью-Йорк).
В-четвертых, задания с двумя ответами. Они характеризуются двумя вариантами ответа (один из них - верный, второй - дистрактор, он близок по содержанию и смыслу, но не является правильным. Можно сказать, что эти задания предусматривают альтернативные ответы «Истина» - «Ложь»; вариантами ответов могут выступать утверждения или высказывания «Да» - «Нет», «Верно» - «Не верно», «Имеет» - «Не имеет» и т. п. Приведем пример - анализ полотна Б.М. Кустодиева «Портрет Ф. Шаляпина». Укажите название холста и ее автора. Главный персонаж картины - народ, ярмарочное, веселое народное гуляние и шумный праздник (да, нет). Главный герой изображен художником в момент созерцательности действительности, в минуты раздумий о новых творческих проектах (да, нет). Композиционный центр находится почти у края картины, слева - народные гуляния (да, нет). Пейзаж созвучен мыслям и внутренним переживаниям героя (да, нет).
В-пятых, творческие задания. Первый вид - рассуждение, приведем пример. Назовите любимый стиль в живописи, время его расцвета в искусстве. Каковы его характерные особенности, кто его представители. Назовите любимую работу в этом стиле и ее автора. Как в ней воплощены черты любимого стиля. Объясните свой выбор путем рассуждения.
Чаще всего у участников олимпиады вызывает затруднение вопрос: как выполнить верное рассуждение? Для этого важно изначально научиться четко и полно формулировать главную мысль, а затем придерживаться определенной структуры: а) тезис (демонстрация мысли, суждения, положения, которые будут подвержены доказательству); б) аргументы (служат убедительной наглядностью при доказательстве мыслей); в) вывод (может повторять тезис, но дополнен обобщением, прогнозом или рекомендацией). Аргументация рассуждения должна занимать не менее 2/3 всего объема (от «весьма убедительного» до «самого убедительного»).
Второй вид творческих заданий - составление рекламного текста. Обратимся к примеру. Вы - работник музыкальной студии. Вам необходим рекламный текст для обложки музыкального диска «Песни к детским мультипликационным фильмам». Попробуйте отразить привлекательные стороны диска. Опишите содержание диска (укажите не более десяти песен) и оформление обложки. Осуществите рекламу данной продукции.
Такой вид задания предполагает определение целевой аудитории, цели высказанных слов и результата конечного впечатления. Безусловно, для выполнения такого задания необходимо знать составные части оформления обложки. Во-первых, это слоган - краткое, простое и легкое для произнесения выражение. Требования к нему - краткость и запоми-
пеппгогичесний журнпл апшнортостпнп м 1(68), яои в®ааэи
наемость; он может содержать емкое и легкое название и иметь адекватный и легкий перевод на иностранные языки. Во-вторых, это четкий заголовок (что является выражением аргумента). Стилистическими приемами создания заголовка могут стать: а) аллюзия - обращение к известным или популярным названиям книг, фильмов, пословиц, высказываниям; б) анафора - повторение повторяющихся элементов (букв, слов, словосочетаний); в) антиципация - прием, в котором предложение может содержать одно слово с различным или противоположным значением; г) градация - ряд конструкций, накладываемых друг на друга по восходящей или нисходящей; д) тропы - употребление слов или выражений в переносном смысле (метафоры). В-третьих, основной текст, он содержит суть обращения, беседу о слушателе, его надеждах и проблемах. При составлении рекламы важно помнить, что ее цель - заставить действовать, поэтому нужно приводить яркие факты с благожелательной окраской и с непререкаемой логикой.
Третий и самый популярный вид творческого задания - написание эссе - прозаический жанр литературы небольшого объема и свободной композиции. Оно предполагает изложение индивидуальных впечатлений и соображений автора по определенному вопросу в легкой форме, а также размышления об актуальности темы сегодня (при наличии аргументации). В эссе отсутствует строгая композиция, возможна следующая структура: а) вступление - 2-3 предложения, озвучивание риторического вопроса, высказывание авторитетного мнения; б) формулировка проблемы, которая интересна и автору, и любому человеку; в) комментарии к проблеме - актуальность в наши дни; г) авторское мнение и личностная аргументация; д) заключение - призыв к читателю или поднятие риторического вопроса.
Четвертый вид творческого задания - составление концепции выставки изобразительного искусства - рассмотрим на конкретном примере. Представьте себя куратором выставки живописных произведений (представлены не менее восьми произведений). Опишите концепцию вашей экспозиции (каково ее название и девиз). Какое произведение станет центральным экспонатом выставки (где он будет располагаться). Составьте текст анонса выставки (5-6 строк), а также составьте объявление о ней.
Концепция - это целостное обобщенное понимание задач и система основных тем, идей и проблем, раскрываемых в экспозиции. Содержит цель и ответ на вопрос: «Какими способами вы будете реализовывать поставленные перед выставкой задачи, с помощью чего воздействовать на целевую аудиторию?». Концепция выставки начинается с названия и девиза (аналогично описанному выше слогану). Анонс содержит описание привлекательных сторон выставки. Объявление о выставке имеет четкую структуру: а) заголовок - выразительный, содержащий важные ключевые слова; б) девиз; в) текст объявления - подробное описание, текст грамотный, без лишней информации; г) фотографии или изображения (желательно).
Таким образом, организация олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) предполагает соблюдение определенных условий:
- согласование между собой деятельности различных органов управления в сфере образования (образовательных учреждений, органов местного и государственного управления в сфере образования, высших учебных заведений, Министерства образования и науки РФ);
- при составлении заданий для школьников важно придерживаться правил из методических рекомендаций, которые разрабатываются различными органами управления в сфере образования;
- необходимо подготовить учителей средних общеобразовательных учреждений к обучению учащихся выполнять определенные задания, необходимые для участия в олим-пиадном движении.
Только при соблюдении перечисленных условий возможно эффективное участие школьников в олимпиадах различного уровня в предметной области искусство (мировой художественной культуры).
1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] : 65 томов / гл. ред. О.Ю.Шмидт. - Мультимедийное информационное электронное издание. 1926-1947 гг. - Москва : Бука, 2010. - диск 2.
2. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. редактор А.П. Горкин. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004. - С. 840.
3. Всероссийская олимпиада школьников [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия. - Режим доступа : URL : http://ru.wikipedia.org/wik (дата обращения : 08.09.2016).
4. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.rosolymp.nj/index.php?option=com_content&view=artide&id=6430&Itemid=63 (дата обращения : 07.09.2016).
5. Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) в 2010/2011 учебном году [Текст] / Утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по искусству (МХК) 16.06.2010. - Москва, 2010. - 18 с.
6. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. [Текст] / сост. А.А.Абакумов, Н.П.Кузин и др. - Москва : Педагогика, 1974. - 560с.
7. Предтеченская, Л.М. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя [Текст] / Л.М.Предтеченская. - Москва : Фирма МХК, 2001. - 342 с.;
8. Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей [Электронный ресурс] / Д.А.Медведев. - Режим доступа : URL : http://президент.рф/transcripts/4863 (дата обращения : 08.04.2013).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: URL : http://минобрнауки.рф/documents/938 (дата обращения : 24.08.2016).
10. Химик, И.А. Как преподавать мировую художественную культуру [Текст] : кн. для учителя / И.А. Химик. - Москва : Просвещение, 1994. - 160 с.