100 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕГИОНА
© Сластенов Е.С.*
Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Рассмотрены роль и значение общественных работ как фактора смягчения последствий безработицы в регионе.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, общественные работы, сельская местность, регион.
Характерной особенностью рынка труда является наличие безработицы, обусловленной отсутствием постоянной работы для определенной части трудоспособного населения в силу превышения предложения рабочей силы над ее спросом [11]. Считается, что конкуренция на рынке труда в условиях избытка незанятой рабочей силы побуждает ценить труд и заставляет как работодателей, так и наемных работников стремиться к более эффективному использованию трудового потенциала [2]. К тому же рыночные отношения в сфере трудовой деятельности неминуемо приводят к целому ряду негативных социально-экономических последствий, в том числе и в сельскохозяйственном производстве.
Установлено, что темпы роста уровня безработицы на селе практически в 1,2-1,3 раза выше, чем в городской местности [9; 12]. Если говорить о региональных различиях, то, например, наиболее заметное ее увеличение отмечается в сельских муниципальных районах первой (крайне засушливой) и второй (засушливой) зон Ставропольского края. Так, наиболее высокий уровень безработицы зарегистрирован - в Курском (3,7 %), Грачевском (2,6), Труновском (2,5), Туркменском (2,2), Красногвардейском (2,1 %) муниципальных районах при среднекраевом его значении - 1,1 %.
Одним из важнейших путей смягчения негативных последствий безработицы является организация общественных работ, которые необходимы для обеспечения временной занятости населения [2]. Эти общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требуют специальной профессиональной подготовки.
Мы согласны с мнением тех авторов, что общественные работы - одна из действенных форм социальной защиты кадров, временно оказавшихся без работы, поскольку имеет существенные преимущества перед выплатами пособий по безработице [5]. В частности, работники так или иначе оказываются занятыми и к тому же получают более высокие доходы, чем пособие по безработице. Да и психологическое состояние занятых (хотя бы временным трудом) гораздо лучше, чем у безработных [1].
Магистрант кафедры Информационных систем.
Экономика труда и управление персоналом
101
При этом привлечение трудовых ресурсов к общественным работам предпочтительнее как для личности, так и для государства.
Во-первых, денежные средства выплачиваются не безвозмездно, а за общественно необходимую работу (за 2012-2014 гг. в Ставропольском крае на этих работах было отработано более 685 тыс. чел.-дней). Во-вторых, выполнение общественных работ, как правило, способствует созданию новых рабочих мест (на каждые 100 рабочих мест может быть сформировано до 30-40 временных новых рабочих мест).
Учитывая важность организации общественных работ в деле повышения занятости сельских кадров и смягчения уровня их безработицы, краевой и районными службами занятости принимаются соответствующие меры по дальнейшему их расширению во всех районах края. Значительное развитие они получили в предприятиях второй и четвертой сельскохозяйственных зон (47,4 % от всех по краю), третьей зоны (24,9 %).
Как показали исследования, главными их видами явились: формирование бригад и звеньев для выполнения различных общественных работ в сельскохозяйственном производстве - 57 % (занятым в городской местности -всего лишь - 29,3 %), далее следуют строительные работы и благоустройство территории - 16,5 % (и 17,2 %). Большое внимание уделяется озеленению улиц, парков и скверов - 12,3 % (и 21,7 %), выполнению погрузочноразгрузочных работ на овоще-, плодобазах и картофелехранилищах - 11,4 % (31,3 %). Значительная часть работников занята общественными работами по улучшению дорожной сети, сохранению и восстановлению памятников, а также по уходу за престарелыми и инвалидами.
Проведение общественных работ на селе способствует регулированию спроса на рабочие кадры и смягчению остроты на рынке труда [4]. Однако, чтобы их влияние было более действенным, необходима предварительная подготовка. Это означает, что в сельском хозяйстве такие работы целесообразно проводить только в самых необходимых масштабах и тем самым создавать «запас» кадров на тот период, когда темпы экономического развития замедляются. В противном случае эта проблема должна решаться в более широких масштабах.
Проведение оплачиваемых общественных работ осуществляется на основе заключения договора сроком до 2-х месяцев (с правом его продления). Оплата труда производится за фактически выполненную работу и не может быть меньше 50 % основной зарплаты по прежнему месту работы и не ниже установленного законодательством минимума. Преимущественным правом заключения договоров на эти виды работ пользуются лица, зарегистрированные в качестве безработных в районных службах занятости. Однако, проведенные исследования характеризуют несколько иную тенденцию [10].
В частности, в общественных работах принимают участие главным образом работники, не имеющие статуса безработного (более половины), хотя численность их за последние 3 года уменьшилась на 13,8 %.
102 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Особое внимание уделяется привлечению к общественным работам прежде всего наиболее слабозащищенных в социальном положении групп населения, например, молодежи в возрасте 16-29 лет (треть общей численности), которой гарантируется минимальное денежное вознаграждение с целью удержания ее от пагубного воздействия полной незанятости [3].
Следует отметить, что свыше 60 % занятых на общественных работах -это женщины, четвертая часть - работники малоквалифицированного труда, практически не имеющие ни какой профессии, шестая часть - это квалифицированные кадры с высшим и средним специальным образованием. Последние, как правило, заняты на должностях руководителей различных участков общественных работ, принимают участие в работе районных архивов, библиотек, культурно-бытовых учреждений на селе.
Согласно перспективным расчетам, в 2016-2017 гг. предусмотрено откорректировать и сформировать в крае банк общественных работ в количестве 14 тыс. рабочих мест (в том числе в агропромышленном производстве -более 8 тыс.), что позволит значительно смягчить проблему безработицы на селе и повысить социально-экономическую устойчивость региона.
Список литературы:
1. Зенченко С.В., Пономаренко Г.Н., Шуваев А.В. Финансовые аспекты регулирования территориального развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 5. - С. 160.
2. Молчаненко С.А. Место и роль занятости в структуре управления экономической и социальной устойчивостью сельских территорий // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8 (37). - С. 131-135.
3. Молчаненко С.А. Оценочные характеристики функционирования предпринимательских структур // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. - № 15. - С. 105-109.
4. Молчаненко С.А. Совместные предприятия в системе учета государственной статистики международной кооперации // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. - № 15. - С. 109-114.
5. Молчаненко С.А. Факторы повышения социально-экономической эффективности совместного предпринимательства в регионе // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 31. -С. 67-70.
6. Фомин Л.А., Будко П.А., Линец Г.И., Рачков В.Е., Гайчук Д.В., Шла-ев Д.В.Способ автоматического контроля и адаптивного управления распределенной системой и устройство для его осуществления / Патент на изобретение RUS 2312389 20.03.2006.
7. Чернобай Н.Б. Использование принципа научности в управлении аграрным сектором // Вестник СевКавГТИ. - 2012. - № 13. - С. 205-208.
Экономика труда и управление персоналом
103
8. Чернобай Н.Б. О роли кооперации в формировании устойчивого развития региона // В сборнике: Модели управления производством и совершенствование информационных технологий. - 2010. - С. 103-106.
9. Чернобай Н.Б. Основные концепции управления персоналом в организации // В сборнике: Экономические, инновационные и информационные проблемы развития региона. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 349-351.
10. Чернобай Н.Б. Тенденции управления кадровыми процессами в регионах // Вестник СевКавГТИ. - 2012. - № 13. - С. 209-212.
11. Шуваев А.В. Занятость на селе в новых условиях хозяйствования // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2001. - № 2. - С. 15.
12. Шуваев А.В. Маркетинговое исследование сельского рынка труда // АПК: Экономика, управление. - 2001. - № 3. - С. 21.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ капитал как основа ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУР
© Шикова Е.И.*
Курский государственный университет, г. Курск
В статье проанализирована роль человеческого потенциала экономическом развитии государства. Показано, что человеческий капитал является важной формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений и связан с получением потока доходов благодаря вложению в развитие профессиональных качеств человека.
Ключевые слова: человеческий капитал, человеческий потенциал, бизнес-структура.
В связи с возрастанием роли человеческого фактора в развитии экономики и социально-экономического развития государства для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых докладов о развитии человека, издающихся Программой развития ООН (ПРООН).
ИРЧП - это сводный показатель развития человеческого потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по трем важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:
Аспирант кафедры «Управление инновациями и бизнес информатика».