Научная статья на тему 'Организация образовательной среды колледжа культуры как условие формирования ценностных ориентаций человека-носителя национально-этнической культуры (на примере Барабинского филиала Новосибирского областного колледжа культуры и искусств)'

Организация образовательной среды колледжа культуры как условие формирования ценностных ориентаций человека-носителя национально-этнической культуры (на примере Барабинского филиала Новосибирского областного колледжа культуры и искусств) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL SPACE / NATIONAL CULTURE / FOLK CULTURE / TRADITIONAL CULTURE / SOCIO-CULTURAL SPACE / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калабугина Марина Геннадьевна

Рассмотрены особенности образовательной среды в колледже культуры на фольклорно-этнографическом отделении, содействующие формированию у студентов профессиональных знаний и навыков, ценностных ориентаций как носителей национально-этнической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калабугина Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF COLLEGE OF CULTURE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSON AS A CARRIER NATIONAL-ETHNIC CULTURE (FOR EXAMPLE BARABINSK BRANCH «NOVOSIBIRSK REGIONAL COLLEGE OF CULTURE AND ARTS»)

The article offers the description of the conditions and means of creating the educational environment in the College of culture at folklore and ethnographic Department with the aim of forming students value orientations for the person as a carrier national-ethnic culture.

Текст научной работы на тему «Организация образовательной среды колледжа культуры как условие формирования ценностных ориентаций человека-носителя национально-этнической культуры (на примере Барабинского филиала Новосибирского областного колледжа культуры и искусств)»

УДК 745.5; 398.8.; 377.5 ББК 82.3

организация образовательной среды колледжа культуры как условие формирования ценностных ориентаций человека-носителя национально-этнической культуры

(на примере Барабинского филиала Новосибирского областного колледжа культуры и искусств)

Калабугина Марина Геннадьевна,

директор,

Барабинский филиал Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, ул. Ленина, д. 113, г. Барабинск, Новосибирская область, Россия, 632331,

e-mail: [email protected]

Аннотация

Рассмотрены особенности образовательной среды в колледже культуры на фольклорно-эт-нографическом отделении, содействующие формированию у студентов профессиональных знаний и навыков, ценностных ориентаций как носителей национально-этнической культуры. Ключевые слова

Образовательное пространство, национальная культура, народная культура, традиционная культура, фольклор, культурная среда.

На современном этапе развития общества одной из важнейших педагогических задач является формирование социокультурного пространства, обеспечивающего возможность освоения молодым поколением традиций и базовых жизненных ценностей народной культуры. Данная проблема широко обсуждалась и обсуждается в обществе. На важность приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре, народным корням, фольклору указывали выдающиеся деятели науки и культуры прошлого: М. В. Ломоносов, П. А. Флоренский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлин-ский, А. Н. Афанасьев и многие другие. В наши дни эта тема проходит красной нитью в таких основополагающих документах как: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», «Закон

об образовании», в документе, посвящённом «Основам государственной культурной политики». В них отмечается, что национальным приоритетом в наши дни является развитие национальной культуры.

Опора на эти положения формирует особые траектории образовательной деятельности, например, в колледжах культуры, в рамках которых должны находить отражение стратегии становления студента как профессионала, направленные на творческое освоение им основ, в том числе и народной художественной культуры.

В 2009 г. на базе Барабинского филиала Новосибирского областного колледжа культуры и искусств было открыто фольклорно-этногра-фическое отделение, главной целью которого является подготовка квалифицированных специалистов в области народной художественной

37

38

На уроке ««Фольклорный музыкальный инструмент»

культуры, а именно, будущих руководителей фольклорных ансамблей и организаторов фольклорно-этнографической работы.

Определяющими дисциплинами отделения стали: «Народное художественное творчество», «Фольклорный ансамбль», «Фольклорный музыкальный инструмент», «Постановка голоса», «Расшифровка и обработка фольклорно-этно-графических материалов», «Режиссура фольк-лорно-этнографического театра», «Основы этнографии» и др.

Эффективность преподавания данных дисциплин обеспечивается не только с помощью репродуктивного познания мировоззренческих и мифологических народных феноменов, но и с помощью самоидентификации студента с изучаемой культурной средой, самоопределения и самореализации в ней. Комплексный подход к освоению разнообразных учебных материалов требует от студентов необходимости обращаться к первоисточникам, экспедиционным практикам, что, несомненно, способствует формированию активной деятельной позиции обучающихся.

Совместная деятельность студента и педагога позволяет понять фундаментальные основания традиционной культуры и, переосмыслив их, применить в собственном творчестве.

В систему такого образовательно-воспитательного процесса при освоении музыкально-

го фольклора входит развитие основных традиционных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного зву-коведения; отчётливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. Вместе с тем современная культурная ситуация требует адаптировать аутентичный фольклорный текст к восприятию современного человека. Это создаёт множество проблемных ситуаций, которые рассматриваются педагогами в процессе учебных занятий.

В ходе взаимодействия участников образовательного процесса формируется некий творческий коллектив, способный к созданию не только стилизованных произведений, но и совершенно новых художественных произведений. Основой для такого творчества, например, в условиях колледжа стало использование культуры Сибири как полигона для диалога культур Запада, Юга и Севера России. Поэтому главный принцип, который лежит в основе организации учебного процесса — принцип формирования художественно-ценностных ориентаций молодого человека как субъекта и носителя, в том числе, и этнической культуры.

Такой подход наиболее плодотворен для решения главной задачи процесса обучения: максимального раскрытия индивидуальных творческих способностей студентов, формирования их гражданской позиции, умения применять на практике теоретические знания, полученные во время обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

На отделении органично сочетается теория и практика обучения, планомерно ведётся экспедиционная работа. Музыкальный фольклор собирается в Барабинском, Куйбышевском, Ча-новском и Здвинском районах. В ходе экспедиций студенты приобретают навыки собирательской работы, осваивают навыки организации архивного хранения. На практических занятиях собранный аудиоматериал группируется по

фондам, осуществляется каталогизация архива фольк-лорно-этнографических материалов. В процессе обучения студенты осуществляют расшифровку и нотировку фольклорных песенных образцов, составляют сборники песен. Расширению и углублённому изучению той или иной фольклорной традиции содействует создание собственной мастерской по изготовлению фольклорных музыкальных инструментов. Благодаря этому отделение постоянно пополняется народными традиционными инструментами: калюками, жалейками, свирелями и кугикла-ми, имеющими различный строй; струнными традиционными инструментами, такими как: крыловидные гусли, гудки. В мастерской ведётся постоянная работа по расширению набора самозвучащих ударных музыкальных инструментов. В целом освоение технологий создания музыкальных инструментов, обучение приёмам игры на них составляет необходимую базу для формирования у студентов умения комплексно использовать различные приёмы народного исполнительского искусства (пение и игру на фольклорном инструменте).

К изготовлению инструментов привлекаются студенты отделения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, что способствует углублённому изучению ими курса «Роспись в народных промыслах» (в частности, Урало-Сибирская роспись по дереву). Наборы изготовленных инструментов обязательно используются выпускниками фольклорно-этногра-фического отделения при подготовке к защите дипломных работ, во время показательных выступлений, участия в фестивалях и конкурсах.

На занятиях по изучению фольклора и народных традиций большое значение придаётся игре и игровым формам обучения, так как игра способствует культурной идентификации личности и активизации её творческого потенциала. Игровая деятельность помогает формировать эффективную интеракцию, а взаимодей-

Фольклорный ансамбль «Коляда». Руководитель — Горбунова Н.С.

ствие в ходе игры, в свою очередь, формирует чувство коллективизма. И здесь роль народных игр и фольклорных традиций трудно переоценить. В формировании устойчивого интереса к фольклору очень важен принцип коллективизма, так как индивидуальные действия в народных играх, как правило, сопряжены с групповыми действиями — это пение в хороводе, пение с танцем. Поэтому работа в фольклорном коллективе, направлена на достижение творческого единства, при котором все участники становятся одним целым.

В колледже сформировалась практика объединения студентов в фольклорные коллективы, в деятельности которых закрепляются те знания и навыки, которые получены на теоретических и практических занятиях в ходе экспедиционной деятельности. Успешность выступлений фольклорных коллективов колледжа «Коляда», «Пе-регудица», «Макошь» на различных конкурсах и фестивалях в огромной степени была достигнута благодаря утвердившемуся в колледже духу творческого поиска, чувству коллективизма. В мае 2011 г. ансамбль «Коляда» принял участие в межрегиональном фольклорном фестивале «На Кирилла и Мефодия» и получил диплом лауреата фестиваля. В 2012 г. ансамбль вновь стал лауреатом межрегионального фольклорного фестиваля «На Кирилла и Мефодия». Лауреатом коллектив стал и на IV Областном

39

фольклорно-этнографическом фестивале «Сибирская глубинка» в номинации «Возрождение». Коллектив награждён диплом лауреата III степени фольклорного фестиваля-конкурса народной песни «Екатерина-санница» в рамках работы III Межрегионального форума «Традиционная культура и образование» в номинации «Студенческие фольклорные коллективы».

В январе 2013 г. тот же ансамбль стал лауреатом XII международного Маланинского фестиваля; лауреатом Первой степени международного Маланинского конкурса в номинации «Фольклорные и этнографические ансамбли». Ансамбль многократно получал награды на различных международных фестивалях и конкурсах этнической музыки и ремёсел.

Очевидно, что столь высокие показатели профессиональной деятельности студентов-выпускников в огромной степени зависят от комплекса художественно-культурных практик, имеющихся в учебном заведении, от уровня общей и профессиональной культуры педагогического коллектива. При этом педагогический процесс выстраивается как особым образом организованная система, культивирующая развитие, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающая культурное «взросление» каждого включённого в неё студента, как комплекс условий для личностного и творческого развития субъектов образовательного процесса, как среда формирования, развития и воспитания каждого учащегося.

40

the organization of the educational environment of college of culture as a condition for the formation of value orientations of the person as a carrier national-ethnic culture

(for example Barabinsk branch «Novosibirsk regional college of culture and arts»)

Kalabugina Marina Gennad'evna,

Director,

Barabinsk branch Novosibirsk Regional College of Culture and Arts, Lenina Str. 113, 632331 Barabinsk, Novosibirsk Region, Russia,

e-mail: [email protected]

Abstract

The article offers the description of the conditions and means of creating the educational environment in the College of culture at folklore and ethnographic Department with the aim of forming students value orientations for the person as a carrier national-ethnic culture. Keywords

Socio-cultural space, educational space, national culture, folk culture, traditional culture, educational activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.