образовательные процессы в свете государственной культурной политики
УДК 304.2; 304.4 ББК 71.4
формирование культуротворческой среды педагогического колледжа как один из способов практической реализации государственной культурной политики
Калабугина марина Геннадьевна,
директор,
Барабинский филиал Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, ул. Ленина, д. 113, г. Барабинск, Новосибирская область, Россия, 632331,
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье освещается практика, связанная с созданием культуротворческой среды в учебном заведении, особенностями кадровой политики в провинциальном колледже культуры и искусств в рамках действия Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Ключевые слова
Развитие педагогических кадров, культуротворческая среда, подготовка студентов в творческом учебном заведении, совместные творческие проекты педагогов и студентов.
Вопрос о передовых позициях педагогических кадров всегда был актуальным для успеш-60 ного решения задач государственной культурной политики. В этом свете необходимость постоянного профессионального роста для педагога не вызывает сомнения, однако, даже при хорошо организованном процессе повышения квалификации педагогических кадров продолжает ощущаться дефицит культуры общения и творческого взаимодействия в тех или иных
коллективах. Исследуя культурный потенциал педагогических коллективов, Н. Б. Крылова в своей работе указывает на бедность культурного потенциала учителей, малокультурность среды учебных заведений, низкий уровень культурного общения между субъектами образовательного процесса 1. Те же проблемы обнаружи-
1 Крылова Н. Б. Личность в социокультурном измере-
нии: история и современность. М., 2007. С. 13.
ваются, зачастую, и у выпускников различных учебных учреждений.
В Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» среди множества задач ставится и задача повышения качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности. Безусловно, это касается и педагогических работников, занимающихся образованием творческих кадров. Условия, сложившиеся за последние десятилетия, оказали влияние на уровень эффективности кадровой политики. Следовательно, сегодня возникает потребность в создании такой творческой рабочей атмосферы в любом учебном заведении, которая могла бы позволить личности проявить всю полноту своих созидательных способностей. Такой средой в образовательном учреждении может стать культуротворческая среда.
В своей исследовательской работе А. А. Ма-кареня определяет культуротворческую среду «как совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности взрослого обучающегося» 2. В педагогической деятельности под культуротворчеством может пониматься саморазвитие педагога и педагогического коллектива по созданию диалогичной культуротворческой среды, направленной на развитие творческих способностей студентов.
В условиях сохранения гуманистических традиций в системе отечественной культур -ной политики должно происходить изменение отношения к самой культуре, переход от потребительского отношения к практике сохранения, развития и созидания нового. Для педагогической системы колледжа культуры такой подход является наиболее приемлемым, т.к. в рамках учебного процесса планомерно формируется личность, способная не только воспроизводить, но и совершать акт сотворения новой культурной среды. Д. С. Лихачёв писал: «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда
2 Макареня А. А. Методологические основы создания культуротворческой среды в подготовке учителя. М., 1998. С. 22.
столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» 3.
Организуемая педагогами совместно со студентами культурная среда учебного заведения должна отличаться повышенными требованиями к участникам педагогического процесса, что предусмотрено и действующими принципами ФГОС. Так, например, каждым педагогом в Барабинском филиале государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский областной колледж культуры и искусств» избрана тема исследования, которая дополняет общую научно-методическую тему: «Особенности реализации педагогического и исследовательского культуротворчества в условиях компетентностного подхода в БФ НОККиИ». Реализуя избранное научное направление, преподаватели провели ряд собственных научных исследований, которые затем стали основой большого числа методических разработок, используемых в педагогической практике колледжа. В частности, это относится к созданию компьютерной игры «Родъ» (комплекс упражнений, содействующих активизации этнического самосознания и созданию культуротвор-ческой среды); разработке методики использования игровой деятельности в учебном процессе творческих специальностей; рекомендациям для самостоятельной работы студентов отделения «Народное хоровое творчество» в колледже культуры и искусств на уроках фортепиано; использованию древних культурных установок и символов в современном пространстве имитационно-символических игр и ряд других. Научная деятельность содействует саморазвитию педагогического коллектива, создавая базу для активного участия в симпозиумах, всероссийских и международных конференциях, конкурсах, написании научных статей и монографий.
Особую значимость в процессе создания культуротворческой атмосферы учебного заведения имеют совместные научные работы преподавателей и студентов. Тематика таких работ
3 Лихачёв Д. С. Экология культуры // Прошлое — будущему: статьи, очерки. Л., 1995. С. 75..
61
62
разнообразна. В их числе работы, которые посвящены: основным направлениям обучения детей народному пению; особенностям работы со страноведческим материалом при развитии монологической речи студентов; вариативности детских игр Куйбышевского, Барабинского и Чановского райнов Новосибирской области; процедуре поиска идеи на занятиях по игольному кружеву; истории культуры Сибири военных лет и другим темам.
Важнейшим средством создания культуро-творческой среды является производственная практика, которая позволяет студентам при активной педагогической поддержке преподавателей не только применять существующие методики работы с детьми, но и разрабатывать собственные методические материалы, мобилизующие внутренний потенциал практиканта и направленные на преобразование действительности.
Методические разработки преподавателей способствуют осуществлению совместной продуктивной деятельности в педагогическом сообществе и конструктивному взаимодействию с обучающимися. Необходимо отметить активность преподавателей и в размещении методических разработок, рекомендаций, пособий и тестов на интернет-порталах, и в создании творческих лабораторий, банков самостоятельных работ, и в авторской интерпретации учебных модулей и программ.
Совместное научно-методическое творчество поддерживается сотворчеством музыкальным, песенным, сценическим, декоративно-прикладным, причём, кадровая политика колледжа выстраивается таким образом, чтобы путь успешного выпускника был связан с продолжением образования по избранной специальности с тем, чтобы остаться в коллективе в качестве преподавателя.
Организуемая колледжем проектная, концертная, конкурсная и фестивальная деятельность — это также составные части культуро-творческой среды, стимулирующие активность субъектов образовательного процесса, поощряющие их самостоятельность и креативность.
Практически все проекты, подготовленные в процессе сотрудничества преподавателей и студентов, получают заслуженное одобрение и высокую оценку в творческой среде, на выставках и мероприятиях разного уровня. Так, за два
последних года студенты, обучающиеся на специальности «Педагогика дополнительного образования», получили звание лауреата 2-й степени на Международном конкурсе в номинации «Инструментальный джаз»; лауреата 1-й степени в Международном конкурсе «Сибирь зажигает звёзды» в номинации «Инструментальный джаз»; звание лауреата 1-й степени в Межрайонном конкурсе духовых эстрадных оркестров, став лауреатами 3-й степени. Спектакль по пьесе А. Вампилова «Успех» отмечен дипломом лауреата Областного фестиваля «Театральная весна» в номинации «Лучший актёрский ансамбль» и дипломом 2-й степени Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Сибирь зажигает звёзды», в номинации «Драматический театр». Музыкальный спектакль «Незнайка» получил диплом лауреата 3-й степени Международного детского и юношеского конкурса «Золотой бриз».
Студенты специальности «Сольное и хоровое народное пение» отмечены в Первом межрегиональном фестивале-конкурсе исполнителей народной музыки «Песенная Артель» (Дипломанты в номинации «Ансамбли»); в I Районном народном конкурсе «Растяни меха, гармошка» (Дипломом II степени); в XIII Всероссийском конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» (Диплом Лауреата).
Преподаватели и студенты специальности «Народное художественное творчество» наряду с блестящими выступлениями ансамблей на Международном, Межрегиональном конкурсах и фестивалях занимаются созданием оригинальных народных музыкальных инструментов для коллективов отделения, также как и для других фольклорных коллективов Новосибирской области в мастерской, созданной на базе БФ НОККиИ.
В настоящее время 70% выпускников работают по специальности в 10 районах Новосибирской области. Сфера их деятельности чрезвычайно широка: они работают и методистами, и руководителями кружков и коллективов, культорганизаторами, концертмейстерами, звукооператорами, музыкальными руководителями в детских домах и средних общеобразовательных школах, художниками-оформителями и директорами культурно-досуговых центров. 25% выпускников колледжа продолжают обучение в высших учебных заведениях Москвы,
Новосибирска, Кемерово, Барнаула, Омска и других городов страны, что является достаточно высоким показателем для провинциального колледжа.
Таким образом, созданная в колледже куль-туротворческая среда создаёт реальные возмож-
ности развития студенческого и педагогического коллективов, содействует совершенствованию собственной кадровой политики; определяет место и роль каждого участника культурного и образовательного диалога в образовательном пространстве колледжа.
Список литературы
1. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 № 808.
2. Крылова Н. Б. Личность в социокультурном измерении: история и современность. М., 2007.
3. Лихачёв Д. С. Экология культуры // Прошлое — будущему: статьи, очерки. Л., 1995. С. 75.
4. Макареня А. А. Методологические основы создания культуротворческой среды в подготовке учителя. М., 1998. С. 22.
FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE STATE CULTURAL POLICY
Kalabugina Marina Gennad'evna,
Director,
Barabinsk branch Novosibirsk Regional College of Culture and Arts, Lenina Str. 113, 632331 Barabinsk, Novosibirsk Region, Russia,
e-mail: [email protected]
Abstract
The article highlights the issues associated with the decision of the personnel policy in the provincial College of culture and arts in the framework of the presidential Decree «On approval of the principles of state cultural policy». Keywords
Pedagogical personnel, cultural landscape, culture, cultural environment, cultural education.
63