Н. Г. Смирнова
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, руководитель Центра непрерывного образования КемГУКИ Кемеровский государственный университет культуры и искусств
А. В. Иванов
директор Новосибирского областного колледжа культуры и искусств Заслуженный работник культуры РФ (г. Новосибирск)
М. Г. Калабугина
заведующая Барабинским филиалом Новосибирского колледжа культуры и искусств
(г. Барабинск)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЕ ЯДРО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»
В динамичной нашей жизни, в условиях модернизации российского образования и глобализации в масштабах мирового образовательного пространства существенно меняются требования к подготовке специалистов, в том числе в сфере культуры и искусств.
В этой связи нуждается в пересмотре цель, содержание и научно-методическое сопровождение профессионального образования как социального института, который «производит» самого человека, воздействуя на все процессы его общего и профессионального развития.
Отметим, что такие факторы, как общественная потребность в качественном специалисте, развитие науки и новых технологий, политика и идеология общества, динамика жизнедеятельности личности, кардинально влияют на содержание образования. Добавим, что в системе высшего образования складывается и апробируется многоуровневая система.
В 90-е годы XX столетия появились новые организационные структуры образования. Интеграционные процессы характерны и для развития Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Созданный в начале 90-х годов Центр непрерывного образования по культуре и искусству интегрировал образовательные учреждения различных типов и уровней: общеобразовательные и музыкальные школы, школы искусств, гимназии, музеи, училища начального профессионального образования, колледжи. При этом главную миссию ЦНО видит в создании единого культурно-образовательного пространства в рамках Сибирского федерального округа. Непрерывное образование рассматривается нами не как особый вид образования и не дополнительная «пристройка» к нему, а как новый способ образовательно-культурной деятельности, когда происходит переориентация направленности, прежде всего, качества подготовки специалиста, способного конкурировать на рынке труда. А это означает, что выпускник должен владеть в совершенстве не только профессиональными знаниями, но и являться носителем культуры.
Одно из условий качества подготовки специалистов сферы культуры и искусства, мы видим в преемственности всех ступеней образования, в соединении институциональных и неинституциональных форм образования, взаимодополняющих друг друга, во взаимосвязи культуры и образования.
Опыт многолетнего сотрудничества Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) с Новосибирским областным колледжем культуры и искусств (НОККИ) в системе непрерывного образования показывает, что сегодня нужна не только глубокая интеграция учебных заведений разных уровней в организационном аспекте, но и назрела необходимость создания качественно новых видов, форм и технологий обучения. 50
Вопросы технологии обучения, включая внутреннюю организацию содержания учебного материала, подлежащего усвоению, способы его передачи, совокупность необходимых для этого средств стали объектом внимания предметно-цикловых комиссий и педагогического совета в НОККИ и его филиале (г. Барабинск).
Дело в том, что налицо противоречие между постоянно усложняющимся содержанием обучения и временем, отпущенным для его освоения. Вот почему перед педагогическими коллективами встала актуальная задача формирования у каждого студента потребности в непрерывном образовании, навыков самостоятельной работы в приобретении знаний, умений «встраивать» новые знания в систему уже усвоенных и применяемых в практической деятельности, что немаловажно при адаптации к вузовскому обучению. Для этого в колледже при организации педагогического процесса был сделан акцент не только на запоминание студентом учебного материала, но и, прежде всего, на понимание смысла, соотношения теоретических вопросов с современной практикой. Думается, что если студент увидит в теории способ решения заинтересовавшей его задачи, то ему не нужно будет ее зазубривать. В этом нам видится одно из составляющих модернизации технологии образования.
Представляется, что в настоящее время необходимо изменить логику учебных программ в их преемственности «колледж-вуз». Справедливости ради надо отметить, что в последние годы в соответствии с требованиями ГОС СПО и ГОС ВПО обновляется программное обеспечение учебных курсов. Однако подчеркнем, что, обновляя программы, преподаватели обращают внимание, главным образом, на объем знаний студентов, необходимых для усвоения, или же сосредоточивают внимание только на ключевых вопросах учебных дисциплин. Кстати, проводимое в КемГУКИ интернет-тестирование по педагогике было направлено как раз в большей степени на объем знаний студентов.
Вместе с тем, в настоящее время в связи с глобализационными процессами в образовании гораздо продуктивнее строить учебный процесс на концептуальной основе в преемственной связи «колледж-вуз», что, на наш взгляд, позволит каждому выпускнику приобрести уверенность при решении им профессиональных задач, при столкновении с противоречиями в окружающей жизни. Реализация же принципа концептуальности в учебных программах обеспечит не только межпредметные и внутрипредметные логические связи, но и активизирует процесс обучения, изменит его формы и методы.
В концепции учебного процесса необходимо акцентировать внимание не только на книжно-словесный метод, который реализует принцип «вопрос-ответ», но и на систему практических заданий, ибо профессиональная деятельность требует совсем другого принципа: «задача - решение». Учебный материал должен быть адаптирован к профилю обучения.
Не менее важна методологическая культура как преподавателя, так и студента, которая помогает раскрыть творческую сторону личности. Мы разделяем точку зрения А. А. Вербицкого на то, что курс на развитие творческой индивидуальности специалиста является одним из основных направлений совершенствования профессионального образования. Речь идет о включении студента в систему всех общественных отношений, когда в реальной жизни видна методологическая культура, приобретенный опыт общения, нравственности, гражданственности, умение применить теоретические знания на практике. Отсюда становится ясно, сколь важно активизировать процесс обучения в диалоговом режиме, где как раз и задается «пространство» возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых студент сам выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности.
Идеология активного обучения проявляется в том, что «школа памяти» уступает место «школе мышления». По мнению современного философа Г. П. Зинченко, учить мыслить - значит учить умению видеть противоречия находить действительный способ его разрешения путем конкретного анализа действительности. В подтверждение слов Г. П. Зинченко, Вербицкий А. А. отмечает: «Учение не замыкается здесь само на себе -
учиться, чтобы получить знания, - а выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста» [1, с. 32].
Безусловно, актуализируется переход от концепций авторитарного управления подготовкой специалиста, где студент выступает «объектом» обучающих воздействий в системе организации, поддержки и стимулирования познавательной самодеятельности «субъекта» учения, созданию условий для творчества, диалога, взаимодействия преподавателя и студента. По сути, происходит перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента.
Другое дело, что для успешного протекания педагогического процесса как на уровне вуза, колледжа в целом, так и на конкретном уроке, лекции, необходимо создавать условия, чтобы каждый студент стремился овладеть навыками, умениями познавательной деятельности. Это во многом зависит от квалификации, профессионализма педагога и научно-методической базы образовательных технологий. Отсюда столь важно постоянно повышать уровень личностной активности преподавателя, его ответственности, умения понимать и реализовывать педагогический процесс как личностное взаимодействие, диалоговое общение со студентами.
Нам представляется, что должна изменить свою направленность научно-методическая оснащенность учебных дисциплин: от предписывающей и советующей (альтернативной), от единообразного содержания - к вариативному, личностно-ориенти-рованному.
Особо отметим, что высокое качество научно-методического сопровождения учебных дисциплин открывает широкие возможности для самообразования студентов, развития познавательности, удовлетворения их интеллектуальных запросов.
Высокий методологический, теоретический и методический уровень пособий, учебников, на наш взгляд, обеспечит в какой-то мере самостоятельность мышления студентов, понимание ими взаимосвязи вопросов теории и практики, истории и современности, предметной и межпредметной направленности.
Таким образом, рассматриваемое нами непрерывное образование в системе «колледж - вуз» как социальное явление, без которого невозможно осмысление самой сущности подготовки качественного специалиста, является смыслообразующим ядром интеграции образовательных учреждений. Его целью является формирование не только человека с определенными профессиональными функциями, но и человека-творца, гражданина своего общества, когда студенту предоставляется возможность для личностного самоопределения, культурного развития, самореализации, самовоспитания и самоорганизации.
Литература
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
В. Д. Пономарев
доктор педагогических наук, профессор Кемеровский государственный университет культуры и искусств
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА - РЕЖИССЕРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
Если обратиться к будущему системы высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства РФ, то концепция развития видится в определении - «культура, основанная на знаниях». Такое определение в полной мере выражает компетен-