Профессор А. И. Мартынов не только ученый, педагог и организатор науки, он еще и гражданин, имеющий свою активную позицию. Его общественная деятельность многогранна. В 60-80-е гг. он был заместителем председателя Областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, участником учредительного и всех последующих съездов общества. В 1990-1999 гг. он возглавлял областное отделение Российского фонда культуры. В период бурного кипения политических страстей в 90-х гг. XX в. вокруг вопроса о пути России в XXI век Анатолий Иванович без колебаний защищал идеи реформ и перемен. Он был участником Учредительного, Первого и Второго съездов политического движения «Отечество» и объединительного съезда «Отечество - вся Россия», состоял в Совете старейшин при губернаторе.
Обладая прогрессивным мировоззрением, большой организаторской способностью, научной эрудицией и умением вести людей за собой, Анатолий Иванович внес свой немалый вклад в создание новой, современной России. Его заслуги были отмечены: в 1991 г. он был избран действительным членом Российской академии естественных наук, в 1995 г. присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации», в 2007 г. награжден орденом «Знак Почета».
Когда перелистываешь архивные бумажки, отыскивая наиболее существенные факты для абриса объективной картины, то в сухих строках перечислений дел и событий не видно живого человека. Все складывается как-то гладко, просеянно, бесконфликтно. Я же знаю Анатолия Ивановича вот уже полвека. Сначала школьником, посетившим его археологический лагерь недалеко от моей деревни, затем студентом, слушавшим его лекции, ассистентом и доцентом его кафедры, теперь заведующим кафедрой, с которой Анатолий Иванович активно сотрудничает. Я видел, с каким напряжением сил, преодолевая ведомственные препятствия, зависть, непонимание, консерватизм, узость мышления и прочие пороки иных по складу людей, приходилось ему пробиваться, чтобы мы имели сейчас то, что имеем: кафедру археологии и музей археологии, этнографии и экологии в Кемеровском государственном университете, лабораторию металлографии, музей-заповедник «Томская писаница», кемеровскую археологическую школу, новое научное направление в археологии, сохраненное и восстановленное историческое и культурное наследие в Кузбассе и многое, многое другое. Оценивая этот громадный вклад, с трудом осознаешь, что все это было под силу одному человеку. Но, уверяю вас, было бы сделано еще больше, если бы не кормились вокруг него завистники, карьеристы, подлецы, которых он не видел и которым доверял по причине своей доброты.
В год юбилея Анатолия Ивановича пожелаем ему доброго здоровья, счастья в его семье, окажем поддержку в трудную минуту и воздадим по заслугам.
Н. Г. Смирнова
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, руководитель Центра непрерывного образования, Кемеровский государственный университет культуры и искусств
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР «ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ»
18 января 2008 г. в Кемеровском государственном университете культуры и искусств состоялся региональный семинар «Проблемы народной художественной культуры в системе непрерывного образования Сибирского региона: теоретические и прикладные аспекты». 112
Семинар проводился по инициативе Центра непрерывного образования (Руководитель Н. Г. Смирнова, кандидат пед. наук, профессор) при поддержке ректората, кафедры теории и истории народной художественной культуры (зав. кафедрой Н. Т. Ултургашева, доктор культурологии, профессор), кафедры декоративно-прикладного искусства (зав. кафедрой Л. В. Миненко, канд. культурологии, доцент).
С приветственным словом к участникам семинара обратилась ректор КемГУКИ, доктор пед. наук, профессор Е. Л. Кудрина. Она отметила, что народная прикладная художественная культура и образование переживают сложную ситуацию. Забыто существенное правило, что духовные идеалы нельзя получить таким же путем, каким приобретаются знания. Поэтому передача духовных ценностей должна осуществляться в процессе духовно-нравственного диалога. Она выразила надежду, что семинар позволит обсудить насущные проблемы, касающиеся не только подготовки специалистов в сфере культуры в системе непрерывного образования, но и формирования личности на всех ступенях образовательной лестницы средствами народной художественной культуры в полиэтническом Сибирском регионе.
В семинаре приняли участие:
- Республика Алтай (Колледж культуры и искусств (г. Горно-Алтайск)).
- Красноярский край (Краевой колледж культуры и искусств (г. Минусинск)).
- Новосибирская область (Областной колледж культуры и искусств (г. Новосибирск), филиал Областного колледжа культуры и искусств (г. Барабинск)).
- Кемеровская область (Училище народных промыслов (г. Кемерово), Губернаторская женская гимназия-интернат (с. Елыкаево), гимназия № 25 (г. Кемерово), Школа № 79 (г. Кемерово), дошкольные учреждения № 36, 168 (г. Кемерово), Педагогический колледж (г. Белово), лицей № 39 (г. Таштагол), ПУ № 14 (г. Ленинск-Кузнецкий), женские гимназии юга Кузбасса (гг. Прокопьевск, Новокузнецк, Междуреченск), Областное художественное училище (г. Кемерово), Педагогический колледж (г. Кемерово), Кемеровский областной колледж культуры (г. Кемерово), Гимназия № 24 (г. Междуреченск), Гимназия № 32 (г. Новокузнецк)).
Особый интерес участников семинара вызвали доклады и сообщения на пленарном заседании. В докладе «Народная художественная культура в современном культурно-образовательном пространстве» Н. Т. Ултургашевой (зав. кафедрой ТиИ НХК, доктор культурологии, профессор, КемГУКИ) рассмотрены два направления, сложившиеся в системе отечественного образования: первое - отказ от воспитательно-образовательной традиции Древней Руси, ориентация на западноевропейское содержание образования; второе направление, наоборот, провозглашает духовно-нравственные ценности в русле древних традиций. Отсюда формируются два типа сознания. Докладчик выделила в качестве определяющего в развитии системы отечественного образования учет этнокультурного опыта, совершенствование концепции этнокультурного образования.
На правомерность постановки вопроса о непрерывном образовании в подготовке специалистов в рамках специализации «Теория и история народной художественной культуры» указывалось в докладе Т. В. Сафаровой (кандидат филологических наук, доцент кафедры ТиИ НХК). Она отметила, что в настоящее время в рамках непрерывного образования очень актуальным является создание трех- и четырехступенчатых программ («Школа-Ссуз-Вуз» или «Детский сад-Школа-Ссуз-Вуз»), для реализации которых продуктивным является создание экспериментальных площадок на базе вышеназванных типов образовательных учреждений.
С. П. Трубицина (председатель предметно-цикловой комиссии отделения «Декоративно-прикладное творчество» Барабинского филиала Новосибирского областного колледжа культуры и искусств) в докладе «Инновационные подходы в образовательном процессе обучения традиционной народной росписи по дереву» подняла вопрос о том, что
обществу сегодня нужен специалист не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность, способная выявить и создать условия для самоопределения, саморазвития, самоутверждения, самовыражения подрастающего поколения. Она отметила, что вопросами возрождения и освоения народных промыслов занимались, как правило, искусствоведы, а в педагогической литературе эта тема почти не поднималась.
В триаде профессиональный - социальный и личностный компонент кроется новая модель подготовки специалистов с учетом объективных условий функционирования России в мировом сообществе стран с рыночной экономикой, отметила в своем докладе В. А. Балябкина (методист Барабинского филиала Новосибирского областного колледжа культуры и искусств). Она подчеркнула, что высокий уровень успешности профессиональной подготовки обеспечивается практико-ориентированным обучением с проведением индивидуальной работы с каждым студентом. В этом смысле она отметила значимость занятий со студентами по освоению курса «Флористика», который включает региональный компонент, позволяющий глубже изучить природу родного края.
В сообщении «Изучение традиций народной художественной культуры через исследовательские проекты (из опыта гимназии)» Е. А. Якубенко (педагог дополнительного образования ГОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат») предложила такие исследовательские проекты в области народно-художественной культуры гимназисток, которые выводят их на новый уровень познания, практического овладения исследовательскими методами и творческим поиском.
В рамках семинара проведены мастер-классы:
Мастер-класс «Технология изготовления авторской художественной куклы» в форме видеопрезентации, Н. И. Сафронова, преподаватель специализации «Декоративно-прикладное творчество» ГОУ «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» (г. Минусинск).
Мастер-класс «Кемеровская роспись», Н. А. Спекторова, народный мастер РФ, ст. преподаватель кафедры ДНИ.
Мастер-класс «Миниатюрная (лаковая) живопись», Е. Н. Кулемзина, ст. преподаватель кафедры ДНИ.
Определенный интерес участников семинара вызвала видеопрезентация Музея истории костюма КемГУКИ, которую провела В. П. Геращенко, директор Музея истории костюма, доцент КемГУКИ.
На круглом столе «Взаимодействие образовательных учреждений ЦНО КемГУКИ в вопросах профориентации и подготовки кадров по специальности "Народная художественная культура"» (ведущие: Н. Г. Смирнова, Н. Т. Ултургашева, Л. В. Миненко) оказались дискуссионными вопросы, касающиеся подготовки кадров по специальности «Декоративно-прикладное искусство». В частности, Л. В. Миненко, кандидат культурологии, зав. кафедрой ДНИ отметила, что объектами профессиональной деятельности художника ДНИ являются произведения искусства различного назначения, декоративная пластика. В соответствии с подготовкой, художник ДНИ должен выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности. Требования ГОС ВЛО предусматривают уровень образования (полное среднее, а также владение некоторыми профессиональными знаниями и навыками), поэтому абитуриенты должны быть лучше подготовлены по рисунку, живописи, композиции.
Во время проведения семинара в помещении Музея истории костюма КемГУКИ работала выставка «Но ступеням мастерства» Красноярского краевого колледжа культуры и искусств (г. Минусинск); выставка методической литературы научной библиотеки КемГУКИ, директор В. А. Гаврилова.
В результате, участники семинара выработали итоговый документ (Рекомендации Ученому совету КемГУКИ), направленный на дальнейшее развитие системы непрерывного образования, на активизацию деятельности всех ступеней образовательной лестницы, от детского сада до вуза, на поиск эффективных путей взаимосвязи, преемственности.
О. В. Синельникова
кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусств Кемеровский государственный университет культуры и искусств
«ЕЩЕ, ЩЕДРИН, ЕЩЕ!»: ПО СЛЕДАМ ЮБИЛЕЙНОГО ФЕСТИВАЛЯ
«Щедрин - большое "Щ"русской музыки».
А. Вознесенский
Крупнейшим событием музыкальной жизни двух российских столиц и всей мировой музыкальной общественности в 2007 г. стал фестиваль в честь 75-летия Родиона Константиновича Щедрина - одного из самых значительных представителей русской музыки второй половины XX - начала XXI в. Фестиваль прошел с большим размахом и при переполненных залах - уже этот факт свидетельствует об интересе к фигуре признанного мастера. Пик фестиваля пришелся на середину декабря с концертами в Большом зале Московской консерватории, расположившимися вокруг дня рождения композитора (16 декабря). Но юбилейные концерты начались задолго до этой даты. Торжества по этому случаю уже прошли в разных странах мира, а впереди были еще встречи в Цюрихе, Берлине, Амстердаме, Хельсинки, Париже и других городах.
Имя маэстро пользуется заслуженной популярностью. Его уже давно называют несколько противоречивым словосочетанием «живой классик», поскольку классиков, как известно, у нас в России привыкли видеть и почитать в другом состоянии. Щедрин обладает редкостным даром сочетать в своих произведениях остросовременный язык, а также технику композиции и традиционные элементы русской музыкальной культуры, что позволило ему легко вписаться в мировое музыкальное пространство и в то же время остаться художником с ярко выраженными национальными признаками стиля.
Автор почти ста пятидесяти опусов, Щедрин - один из немногих современных композиторов, кто охватил в своем творчестве практически все музыкальные жанры - от оперы и симфонии до фортепианной миниатюры и музыки к кинофильму. В его произведениях очень сильна новаторская линия. Щедрин во многом был первым, будь то использование частушки в академических музыкальных жанрах (Первый фортепианный концерт и Первый концерт для оркестра «Озорные частушки») или пения оркестрантов в симфонических произведениях («Стихира на 1000-летие Крещения Руси для симфонического оркестра», Третий концерт для оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков»), параллельная драматургия в опере («Мертвые души») или пространственные эффекты в инструментальной музыке («Геометрия звука» для камерного оркестра), создание балетов на сюжеты А. Чехова («Чайка», «Дама с собачкой») или мюзикла на русский сюжет, но на японском языке («Нина и 12 месяцев»). Причем Щедрин не ограничивается традиционными музыкальными жанрами. В своих экспериментах он идет дальше, придумывая новые разновидности жанров и новые жанры как таковые.