Научная статья на тему 'Иговая технология как область профессиональной компетенции специалиста режиссера театрализованных представлений и праздников'

Иговая технология как область профессиональной компетенции специалиста режиссера театрализованных представлений и праздников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иговая технология как область профессиональной компетенции специалиста режиссера театрализованных представлений и праздников»

учиться, чтобы получить знания, - а выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста» [1, с. 32].

Безусловно, актуализируется переход от концепций авторитарного управления подготовкой специалиста, где студент выступает «объектом» обучающих воздействий в системе организации, поддержки и стимулирования познавательной самодеятельности «субъекта» учения, созданию условий для творчества, диалога, взаимодействия преподавателя и студента. По сути, происходит перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента.

Другое дело, что для успешного протекания педагогического процесса как на уровне вуза, колледжа в целом, так и на конкретном уроке, лекции, необходимо создавать условия, чтобы каждый студент стремился овладеть навыками, умениями познавательной деятельности. Это во многом зависит от квалификации, профессионализма педагога и научно-методической базы образовательных технологий. Отсюда столь важно постоянно повышать уровень личностной активности преподавателя, его ответственности, умения понимать и реализовывать педагогический процесс как личностное взаимодействие, диалоговое общение со студентами.

Нам представляется, что должна изменить свою направленность научно-методическая оснащенность учебных дисциплин: от предписывающей и советующей (альтернативной), от единообразного содержания - к вариативному, личностно-ориенти-рованному.

Особо отметим, что высокое качество научно-методического сопровождения учебных дисциплин открывает широкие возможности для самообразования студентов, развития познавательности, удовлетворения их интеллектуальных запросов.

Высокий методологический, теоретический и методический уровень пособий, учебников, на наш взгляд, обеспечит в какой-то мере самостоятельность мышления студентов, понимание ими взаимосвязи вопросов теории и практики, истории и современности, предметной и межпредметной направленности.

Таким образом, рассматриваемое нами непрерывное образование в системе «колледж - вуз» как социальное явление, без которого невозможно осмысление самой сущности подготовки качественного специалиста, является смыслообразующим ядром интеграции образовательных учреждений. Его целью является формирование не только человека с определенными профессиональными функциями, но и человека-творца, гражданина своего общества, когда студенту предоставляется возможность для личностного самоопределения, культурного развития, самореализации, самовоспитания и самоорганизации.

Литература

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

В. Д. Пономарев

доктор педагогических наук, профессор Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА - РЕЖИССЕРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

Если обратиться к будущему системы высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства РФ, то концепция развития видится в определении - «культура, основанная на знаниях». Такое определение в полной мере выражает компетен-

тностное измерение этой образовательной концепции, что, в свою очередь, наглядно демонстрируют макеты образовательных стандартов третьего поколения.

Главные требования стандартов третьего поколения - это компетенция специалиста. Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В нашем случае - в области режиссуры театрализованных представлений и праздников. Соответствующие профессиональные компетенции специалиста в свою очередь выступают в качестве необходимой базы становления профессиональной культуры личности, которая объединяет высокую степень профессионального мастерства с общей культурой человека.

Какие же знания, умения и личностные качества определяют сегодня «понятийное поле» профессиональных компетенций специалиста в области режиссуры театрализованных представлений и праздников?

К уже сложившимся, устоявшимся, так сказать, «непререкаемым» компетенциям можно отнести:

1. Комплекс личностно-профессиональных качеств специалиста, а именно: развитая способность к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженная творческая фантазия, творческие способности в том или ином виде искусства.

2. Профессиональные качества специалиста, а именно:

а) знание истории и теории классической драматургии и мастерства актера, знание характерных черт театрализации как творческого метода в режиссуре массовых форм театрального искусства, игровой технологии праздничных форм культуры;

б) умение реализовать свой художественный замысел как при написании драматургической основы (сценария), так и в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм;

в) владение практическими навыками режиссуры и исполнительского мастерства актера, способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм; владение приемами творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства в целостную, композиционно завершенную массовую форму театрального искусства; владение методами режиссерского анализа художественных произведений и произведений искусства.

С 80-х годов прошлого столетия существенно меняется соотношение творческих, инновационных и традиционных компонентов в стратегиях профессиональной деятельности. Это вызвано появлением высокотехнологичных, мировоззренческих и культурных алгоритмов, инноваций и динамизма. На первом плане культурного пространства появляются информационные технологии и медийное измерение искусства и культуры, концептуальное искусство, «творческие индустрии», основанные на прямом использовании традиционных ресурсов культуры.

Следовательно, при становлении профессиональной культуры специалиста - режиссера - важно понять, на какой профессиональный образ человека оно нацелено. Профессиональный образ - это не только представление о форме и содержании профессиональной деятельности специалиста, необходимой степени его компетентности, а целостное видение образа жизни специалиста, связанного с другими формами и видами жизнедеятельности человека. профессиональный образ специалиста утверждает ценность самой профессии и профессиональной деятельности, формирует профессионально-технологическую базу для развития «творческих индустрий» и нового качества социокультурной среды. Здесь необходимым и обязательным компонентом профессиональной деятельности является потребность в специалистах, способных создавать принципиально новые алгоритмы и технологии постановочной деятельности.

Технологический менталитет является важнейшим и во многом центральным компонентом современной цивилизации, необходимым для ее функционирования и развития «творческих индустрий».

К разряду существенных признаков понятия «технология» профессиональной деятельности могут быть отнесены:

1) целенаправленное разграничение процесса деятельности на отдельные этапы и последовательно сменяющие друг друга операции;

2) непременным условием достижения искомых результатов деятельности становится фиксирование способов выполнения каждой фазы и операции;

3) соответственно, оптимальным условием достижения эффективности деятельности является специализация деятельности в конкретных фазах процесса;

4) специализация деятельности и вместе с этим интеграция разнородных в прошлом видов деятельности в систему внутренне связанных процедур и операций;

5) интегративность процесса профессиональной деятельности создает объективные условия для развития и использования различных направлений научного знания.

Следовательно, алгоритм соответствующей профессиональной технологии определяют следующие составляющие - цель и организованность (упорядоченность), поэтапность действий, однозначность выполняемых процедур, существование предварительного знания о процессе, подлежащем технологизации, наличие пространственно-временного интервала, в котором реализуется конкретная профессиональная технология.

Существенной особенностью творческой технологии, в отличие от производственной, является следующее: преобладающая роль субъекта (человека, специалиста, режиссера) открывает возможность для многообразия (вариативности) проявлений (модификаций) одной и той же постановочной технологии. В постановочных технологиях однозначность должна проявляться лишь в общих требованиях к процессу, которые не лишают специалиста способности действовать творчески. Этим определяется культу-ротворческая сущность игровой технологии праздничных форм культуры.

Системообразующим фактором в развитии творческого начала выступает игровая культура специалиста, которая, с точки зрения компетентностного подхода, понимается как система творческих, преобразующих умений и способностей личности в области празднично-игровой культуры. Именно освоенные знания, полученные умения и сформированные навыки служат показателем профессиональной компетентности специалиста и обеспечивают качество его профессиональной деятельности.

Театрализованная игра в профессиональной практике праздничных форм культуры уже неоднократно рассматривалась в качестве эффективного социально-педагогического и художественно-эстетического метода (Д. М. Генкин), организуя как художественное содержание праздничных форм культуры, так и творческую инициативу, деятельность участников. Художественно-образная система как выражение празднично-игрового мироощущения, духовно-эстетического, ценностного, эмоционально-чувственного начала находит свое выражение в семиосфере праздника (О. Л. Орлов). Как празднично-игровая деятельность, театрализованная игра может выступать для одних участников праздника в качестве непосредственного активного занятия, а для других в форме праздничного зрелища. В этом случае театрализованная игра выполняет функцию социально-психологического резонатора (А. А. Конович), усиливающего и преобразующего переживания «человека играющего» в необходимый и адекватный эмоционально-праздничный настрой. А организационно-технологические принципы (Е. В. Руденский) обеспечивают функционирование всей празднично-игровой системы общения - принцип состязательности, принцип ритуализации, принцип зрелищности, принцип маскировки поведения. Вместе с тем для социально-педагогической теории и практики праздничной игры остается открытым вопрос преобразования эмоционально-чувственного состояния человека в факт его непосредственной игровой деятельности, то есть вопрос адекватной социально-педагогической методики перехода «человека обыденного» в «человека играющего», человека празднующего. 54

Игровую технологию в этом случае необходимо рассматривать как специализированную технологию постановочной практики специалиста - режиссера театрализованных представлений и праздников.

Игровая технология - это система проективной (или проектной) целенаправленной деятельности по выявлению культурных, социально-психологических, педагогических и др. закономерностей, принципов с целью определения, выработки, конструирования и использования в режиссерской практике эффективных игровых моделей праздничного общения.

В целом стратегия профессиональной деятельности специалиста связана с последовательной и поэтапной реализацией положений, принципов, способов, приемов в определенной технологической системе, объединяющих природу «человека играющего» и праздничную культуру.

Методологический уровень. Методологический уровень игровой технологии по своим структурно-смысловым компонентам формирует «пространство» игрового знания. Это научные идеи и представления о должном в игровой культуре.

простраивание специалистом собственной профессиональной деятельности возможно только на основе глубокой рефлексии, специалист должен уметь осуществлять ретро-и перспективную рефлексию собственной профессиональной деятельности. Однако способность специалиста простраивать (анализировать и проектировать) профессиональную деятельность, осуществлять рефлексию будет определяться условием овладения методологией, то есть теорией профессиональной деятельности.

Такой теорией профессиональной деятельности в социально-педагогической практике празднично-игровой культуры, по нашему мнению, выступает игрология. Игрология как теория игровой культуры является для специалиста источником формирования соответствующего понятия об игре, знания о пространственно-временной структуре игровой деятельности.

Организационно-функциональный уровень игровой технологии решает задачи проектирования и разработки составляющих игровой деятельности и игрового взаимодействия участников праздника.

Деятельностный уровень игровой технологии решает задачи обеспечения условий творчества «человека играющего» в праздничных формах культуры.

Игровые формы праздника, протекающие по своим законам, - искусственные образования, которые проектируются, конструируются и моделируются специалистами; именно референтная группа игры (или референты игрового общения) как специальная группа участников, владеющих игровым знанием, обладающих коммуникативно-организующими навыками, является «транзитом» игровой культуры в праздничных формах.

Освоенные знания, полученные умения и сформированные личностные качества служат показателем профессиональной компетентности специалиста и обеспечивают качество его профессиональной деятельности:

1. Концептуальная компетентность, преодолевающая «методологические разрывы» в системе профессионального знания и игрологии, предполагающая понимание теоретических основ профессиональной постановочной деятельности;

2. Технологическая компетентность - умения и способности в области игровой технологии;

3. Личностная игровая культура специалиста - операциональные умения и способности в игровой сфере деятельности.

В современном технологически развитом обществе профессиональные знания умения и навыки - явления неустойчивые, быстро утрачивают актуальность своего содержания и стабильное соответствие реальным процессам и явлениям в профессиональной сфере. Мобильность профессионального мышления и деятельности, преодоление сте-

реотипов выступают здесь критериями эффективности профессиональной деятельности и, соответственно, - профессиональным требованием к компетенции специалиста. Следовательно, профессиональная компетентность включает:

4. Креативность - способность специалиста к стратегическому мышлению в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, видение перспектив и способность к инновационным решениям.

профессиональная деятельность специалиста основывается на соответствующей технологической модели - игровой технологии, которая и составляет обеспечение его профессионально-практической деятельности, а связанные с ней знания, умения и личностные качества обозначаются как его профессиональная компетенция.

Игровая технология как структурная модель профессиональной деятельности специалиста определяет содержательные стороны творческого процесса, а именно -структуру, способы и этапы проектирования и постановки конкретных игровых моделей праздника.

В. В. Туев

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности, Заслуженный работник РФ Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

полагаем, что переход вузов культуры и искусств России на двухуровневую, болон-скую модель образования - это не простой «перевод стрелок» на час вперед или назад, как при переходе на летнее или зимнее время. Если уж сравнивать, то этот процесс по масштабам его значимости, пожалуй, сродни переходу с юлианского на григорианский календарь, или с русской системы мер и весов на английскую.

Сама градация профессионального образования в России уже есть, она сложилась давно и существует сейчас как долговременная и потому достаточно стабильная, во многом уже консервативная система «ссузы-вузы - аспирантура» с квалификациями по этим уровням образования:

1) специалист со среднеспециальным образованием;

2) специалист с высшим образованием;

3) кандидат наук.

переходный период от существующей в России системы высшего образования к бо-лонской модели также предполагает 3 уровня подготовки «бакалавр - специалист - магистр» с последующим в 2008 году переходом только на 2 уровня «бакалавр - магистр».

Преподаватели кафедры СКД КемГУКИ обстоятельно ознакомились с предложенными УМО вузов культуры РФ проектами Госстандартов бакалавра и магистра СКД, сравнили их с уже действующим на кафедре Госстандартом специалиста СКД нового поколения. Всех нас, несомненно, волновал вопрос: в чем же принципиальные отличия новых образовательных программ и друг от друга, и от той образовательной программы, по которой работают российские вузы культуры в рамках существующей многоуровневой системы образования.

На наш взгляд, эти отличия заключаются не только во времени обучения студентов, но и в объеме, содержании и качестве получаемых ими знаний. Но более всего, счи-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.