Научная статья на тему 'Современные проблемы подготовки режиссеров театрализованных и традиционных форм досуга в условиях высшего художественно-педагогического образования'

Современные проблемы подготовки режиссеров театрализованных и традиционных форм досуга в условиях высшего художественно-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
743
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы подготовки режиссеров театрализованных и традиционных форм досуга в условиях высшего художественно-педагогического образования»

О. И. Марков

Современные проблемы подготовки режиссеров театрализованных и традиционных форм досуга в условиях высшего художественно-педагогического образования

В действующих образовательных стандартах (третьего поколения) заложена тенденция перехода от квалификации - подготовленности индивида к деятельности по уровню профессионального образования, к компетенциям - подтвержденной способности использовать квалификационные умения, знания и навыки для выполнения профессиональной деятельности в известных или новых ситуациях в соответствии с установленными требованиями.

Понятие «компетентность» в большей степени ассоциируется с профессиональной (специальной) компетентностью, относящейся к определенной отрасли. Обеспечение международного стандарта образования, как гаранта современного цивилизованного развития нации требует включения в образовательные программы режиссерских направлений не только философских, культурологических, психолого-педагогических, но и искусствоведческих аспектов, как в содержание обучения, так и в воспитательный процесс.

Обществу будущего потребуются творчески мыслящие люди, умеющие налаживать международные профессиональные и культурные контакты, способные сотрудничать с партнерами, люди толерантные. Они должны обладать высоким уровнем социальной и культурной компетенции, владеть высокой коммуникативной и профессиональной культурой.

Профессионально-культурная компетенция в условиях высшего художественно-педагогического образования не может быть сформирована как интегративное качество личности режиссера, если блоки и дисциплины учебного плана не объединены одними принципами взаимодействия всех дисциплин. Но для этого нужен обобщающий междисциплинарный взгляд, который, к сожалению, отсутствует. Только при этом условии можно включить в обучение всех специальных дисциплин «смысловое ядро» основного предмета - «Режиссура театрализованных представлений и праздников», сформулировать принципы отбора содержания, его структуру в связи с запросами практики не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. А для этого к программам обучения (прежде всего, к Госстандартам) должен быть применен «принцип гибкости», чтобы преподаватели вузов могли оперативно и адекватно реагировать на социальные перемены, изменяя и содержание и формы деятельности.

В связи с развитием рынка труда жизненный цикл некоторых квалификаций резко сокращается: одни устаревают, другие возрождаются, третьи появляются. Одновременно сокращается жизненный цикл программ обучения, - отсюда возрастает негативная составляющая переподготовки, повышения квалификации и т. д. Возьмем, к примеру, профильный модуль № 2 «Художественно-спортивные праздники» направления подготовки 071400. 62 - Режиссура театрализованных представлений и праздников, квалификация бакалавр. Данный профильный модуль, конечно, имеет право на существование при условии владения вузом серьезной спортивной материальной базой, кадрами тренеров по различным видам спорта и т. д. Между тем, возникает проблема следующего порядка. Группе таких режиссеров, в условиях вузов культуры и искусств не с кем осуществлять практическую постановочную работу со всеми вытекающими последствиями. Несомненно, что данное направление востребовано, но на наш взгляд, подготовка таких специалистов целесообразна только в вузах физической культуры и спорта. Тем не менее, жизненная практика большинства вузов культуры и искусств регионов России пока не имеет такой возможности и необходимости в специалистах такого рода, выпускаемых каждый год, на обучение которых затрачиваются немалые бюджетные средства. В тоже время большая потребность существует в специалистах квалификации «режиссер шоу-программ», которая почему-то исчезла из Госстандарта третьего поколения. Между тем, даже беглый сравнительный анализ прошлых и нынешнего Госстандартов позволяет сделать вывод о полнейшей непродуманности базовых частей профессионального цикла. Так, например, в стандарт 1998 года включена дисциплина «Искусство звучащего слова». В стандарте 2003 года к данной дисциплине добавляется «Основы риторики». Дисциплина «Основы продюсерского мастерства» существует в стандарте 1998 года, а в 2003 году уже отсутствует. В стандарте 1998 года рождается, кстати, очень точная по названию, дисциплина «Пластическая культура режиссера», а в 2003году она почему-то подменяется «Основами сценического движения» и «хореографией». Госстандарт 2011 года предлагает уже каждому вузу (трудно же «договориться» на российском уровне) наполнять по собственному усмотрению вариативную часть. Невольно вспоминается древнее китайское проклятие: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!»

Хотелось бы коснуться и еще одной «болевой точки» нашей профессии. А именно, дефицита режиссерских кадров для постановки досуговых и игровых программ. «Игровая» природа человека, как правило, выпадает на детский, подростковый и молодежный возраст. В этом смысле игра является одним из центральных элементов субкультурного (контркультурного) сознания и стиля поведения молодежи, формой проявления и утверждения собственного «Я», способом самозащиты и индивидуаль-

ности, средством освобождения от действительности, от власти социальных условностей. Разрушая и ниспровергая узаконенные стереотипы образа жизни, мысли, игровое поведение в тоже время выполняет и компенсирует реальность, создавая новую культурную реальность - новые смыслы, ценности, роли, отношения1.

В этом огромном «игровом поле» сегодня отсутствует профессионально подготовленный специалист, который мог бы одновременно быть и режиссером театрализованных представлений, и режиссером шоу-программ, режиссером анимационных игровых программ для детской аудитории и еще сотни других разнообразнейших видов «культурных программ». Нельзя объять необъятное. Так же как нельзя подготовить специалиста широкого профиля, по различным видам театрализованных и традиционных форм досуга по направлению подготовки 071400.62 Режиссура театрализованных представлений и праздников (степень «бакалавр») Госстандарта третьего поколения. Необходимо воспитать профессионала широкого профиля, но с профессионально узкой квалификацией (специализацией). В этом смысле примером может служить подготовка медицинских кадров: после трехгодичной базовой общей подготовки студент осуществлял собственный выбор - кем быть: стоматологом, хирургом, терапевтом, нейрохирургом, рентгенологом, анестезиологом и т. д. Так как за каждой специализацией стоит огромное множество научно-медицинских, теоретических и практических проблем - в конечном итоге - человеческая жизнь. Но разве за квалификацией наших выпускников не стоит ценность духовной жизни граждан России? К великому сожалению сегодня повсеместно торжествуют дилетантизм и пошлость. Позволю себе лишь один пример не в строго научной форме.

В г. Краснодаре состоялся праздничный марш-парад - «День первокурсника». Не ручаюсь за точность жанра, поскольку «несовершенство формы есть несовершенство идеи», но об этом позже. После зимнего, краевого студенческого праздника «Татьянин день», а вернее шабаша в спортивном зале «Олимпийский», где по меткому замечанию газеты «Душа моя»: «не было только костра из книг», зато была представлена всеми средствами информация «Татьяна - халява» (кощунство над Образом Великомученицы Татьяны), состоялся очередной осенний «студенческий марш». Вот он - настоящий праздник! Вот оно - настоящее торжество административного рвения...

Все самое радостное и прекрасное на земле называют люди праздником, который отражает и украшает нашу сложную, но интересную жизнь. Недаром, еще Константин Паустовский говорил, что в сердцевине каждого настоящего праздника всегда скрыта романтическая или героическая история. Что же отражал «марш-парад» первокурсников? Какая романтическая или героическая история вузов Краснодара была представлена в

этом параде? Проще говоря - чем один Вуз отличался от другого? А ничем! Всех молодых людей, будущую гордость Кубанской науки и искусства, по замыслу (или умыслу?) «режиссера» сплотило одно понятие -ЧАЙНИКИ.

Может быть, мы некстати упомянули слово «режиссура»? А кто сказал, что любому делу (оно же «искусство» по определению В. Даля) учиться надо? Тем более такому делу (оно же «искусство»), как режиссура театрализованного действия? Полно те! У нас этим только ленивый не занимается! Было бы желание, а еще и - ну сами знаете... и тогда любое безумие имеет смысл! Доказать? Да, пожалуйста! Рассмотрим сценарный план данного действа.

ПРОЛОГ:

На площади у памятника А. С. Пушкину собираются студенты первых курсов краснодарских вузов. Думаете, сами собираются? В ощущении какой-то праздничной ситуации, как пишут во всяких умных книгах, или их пригласили? Нет! Их обязали! Как там пишут в книжках по режиссуре? «Праздновать событие нельзя приказать, так же как нельзя приказать любить». ну да неважно!

Во время пролога голос плохо звучащий из плохо настроенной аппаратуры предлагает студентам восхвалять собственное учебное заведение. Исключительно силой крика. Ну, это игра такая веселая, пришедшая с митингов и шествий 20-х годов прошлого века. Почти что бег в мешках. Однако мы отвлеклись. Колонна тронулась! (Не надо искать потаенного смысла в слове «тронулась») - началось ШЕСТВИЕ.

Шествие - это сакральное, ритуальное, а проще говоря, примитивное шествие мимо. Мимо А. С. Пушкина, мимо музея Коваленко, мимо Музыкального театра, мимо Филармонии. словом, мимо, мимо, мимо. куда?

«Оттянуться не по-детски» на площади. как ни странно - Октябрьской революции! Интересные аналогии. следует заметить, что водители, стоящие в пробках, мысленно и словесно «поддерживали» шествующих соответствующими «напутствиями», не употребляемыми в печатных изданиях. Вот мы и добрались до темы «ЧАЙНИКОВ»! Термин - жаргонный, к студентам отношения не имеющий, так же как и все, что происходило в этот день. С тем же успехом «праздник» можно было бы назвать (точнее, обозвать) «День салаги», «День салабона» и т. д. и все же мы решили проверить замысел (а может быть «умысел»?) «ЧАЙНИКОВ» от искусства режиссуры по отношению к такому «простому» понятию, как «образное решение».

Это мнимое, «праздничное» состояние «свободы» от обязанности и ответственности, где смысловой и ассоциативный вектор праздника попросту отсутствует, вызывает эффект «ликования толпы» и неважно по

поводу чего. Вот почему недооценка мощных нравственных и воспитательных ресурсов праздничной культуры имеет далеко идущие и непредсказуемые негативные последствия.

Возвращаюсь к смыслу слова «ЧАЙНИКИ» открыли мы не словарь жаргонного или блатного языка, а словарь Великорусского языка В. Даля. Думаете, ничего не нашли? Нашли. «когда о ком хотят сказать осудительно, говорят: «он чайничает, да бражничает». А еще говорят, что в любом празднике у людей должна быть потребность! Потребность и, конечно же, мотивация, которую необходимо формировать у молодежи. И если это ПАРАД - торжественный смотр чего-либо, то по нашему глубокому убеждению, студенты Краснодара - не «ЧАЙНИКИ»! Они вступают в науку, творчество, или, как говорится, в Краевом проекте «Кадровый резерв - профессиональная команда страны», чтобы «активно менять реальность вокруг себя, быть порядочными, коммуникативным в работе, с активной жизненной позицией, испытывать желание быть агентом «позитивных изменений», не испытывать страха перед ответственностью». Судите сами - это задача для «чайников»? Впрочем, и для них есть праздники - Первое апреля, Шутовской карнавал, да мало ли чего еще.

Пространство досуга всегда использовалось для удовлетворения того, что древние считали высшими запросами человека. В научной литературе все чаще звучит мысль о взаимосвязи отношения личности к досугу и уровнем ее общей культуры. «Свободное время - пишет С. Н. Иконникова, - не только личная, но и социальная ценность, а отношение к досугу является важным показателем культуры личности»2. Неслучайно Блез Паскаль писал: «Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечения»3. Исследователи досуга А. С. Каргин и Н. А. Хренов делают акцент на важнейшем содержательном аспекте этого явления: «Пространство досуга наполняется разнообразным содержанием, объясняется необходимостью культуры разрешать те или иные практические задачи»4.

Разве не стоят помимо художественно-педагогических целей и задач - задачи практические, которые должны театрализованными формами досуга содействовать разрешению проблем общества. Ведь в системе ценностей у призывной молодежи патриотизм и гражданственность занимают последние места, 50 % детей России имеют отклонения в здоровье, число разводов по стране достигло 47 %. Суть социально-культурной деятельности режиссеров театрализованных форм досуга как раз и заключается в художественно-педагогическом оснащении социальных процессов.

Всех художников мучает неопределенность идеалов и исчезновение с подмостков сцены героев-современников, место которых заняли антигерои. Произошло «психолого-педагогическое загрязнение общества».

На ТВ рейтинги последних четырех лет показывают - самую большую аудиторию собирают криминальные сериалы и скандальные шоу, азартные игры с денежными призами. В истории ОРТ (Первый канал) абсолютным лидером по объему аудитории в начале ХХ1 века стала «Убойная сила», на НТВ «Менты», «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности». А на канале «Россия» первую позицию заняла «Бригада» - один из самых дорогих российских блокбастеров. И это как выясняется только начало!

При всем таланте актерской игры исполнителя главной роли Сергея Безрукова отметим прямую пропорциональность ей художественнопедагогического воздействия сериала. Сразу же после его показа в подростковой среде появились игры в «Сашу Белого». Можно сказать, что в культурной политике государства «сбит прицел».

За празднично-обрядовой, игровой культурой России, ее регионов, многообразием различных видов и форм культурно-досуговой деятельности, театрализованных и традиционных форм досуга стоит огромное число проблем. Существует множество направлений, где будущий специалист сегодня не имеет возможности получить выбранную им профессию: он не может (по квалификации) быть режиссером шоу-программ, режиссером детских театрализованных представлений, профессиональным ведущим и т. д. Вот почему, лишь при условии расширения спектра профессии (квалификаций, профильных модулей) сможет заработать показатель профессионально-культурной компетентности выпускника вуза культуры и искусств, умеющего прогнозировать, моделировать и реализовывать свое профессиональное «Я», так называемое «Я» - концепцию». В противном случае, возникнут две тенденции. Первая - это девальвация профессионально-коммуникативной компетенции специалиста. Вторая -сведение на «нет» мобильности специалиста и потеря способности к адаптации в условиях нарастающего многообразия различных видов и форм досуга.

Я с тревогой думаю о том, что когда в г. Краснодаре будет построен запланированный на европейском уровне «Дисней Лэнд», в котором будет огромное игровое пространство - в нем попросту некому будет выполнять свои профессиональные обязанности в различных видах и формах - игровых, анимационных, шоу и т. д. культурных программ для разновозрастной аудитории. Эта пустующая ниша никем не заполнена. И как важно, чтобы наши российские «Дисней Лэнды» не были заполнены Микки-Маусами и западными анимационно-игровыми формами без тщательно продуманных художественно-педагогических целей театрализованных форм досуговой деятельности. Это тем более важно брать в расчет, когда речь идет о досуге - времени, предназначенном для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функ-

ций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил, для реализации творческих возможностей личности. Ибо нереализованные возможности - это «пороховая бочка культуры»5.

Настал момент серьезной перестановки акцентов в понимании и оценки целей профессии режиссеров театрализованных форм досуговой деятельности.

К индустрии досуга должно быть привлечено российское бизнес-сообщество, которое должно нести ответственность не только за материальную составляющую досугово-развлекательных центров, но и за качество их художественно-творческой деятельности. Ресурсы вузов культуры и искусств в процессе подготовки таких специалистов есть. Дело за культурной политикой Министерства культуры России в сфере подготовки таких специалистов и желанием ведущих ученых в области режиссуры театрализованных представлений и праздников «сесть за один стол» для разработки единой концепции подготовки кадров.

Каждая из современных наук имея свой предмет исследования, вырабатывает собственный понятийный, терминологический и логикооперационный аппарат. Наука так усложняется, что уже не может лететь, как птица-тройка, в упряжке единой методологии. Руководствуясь стремлением не утерять что-либо существенное, мы прошли только начальный путь этапа становления, стали исследовать огромное поле театрализации, но так до конца и не выработали свой собственный единый понятийный аппарат в теории и практике драматургии и режиссуры театрализованных представлений. Мы до сих пор, остаемся в плену «старой теории», абсолютно невежественно используя терминологический словарь театра К. С. Станиславского, применяя его к другому виду профессиональной деятельности - режиссуре театрализованных форм досуга!

В вузах культуры и искусств преподаватели соответствующих кафедр чаще всего на занятиях выступают как наставники, обладающие привилегией знать и изрекать, при этом не всегда воспринимающие позиции студентов. Это находит свое выражение в так называемых познавательных, теоретических предложениях-высказываниях, которые в форме «истинных суждений» транслируются непосредственно от преподавателя к студенту. Теоретические предложения-высказывания есть, прежде всего, «предложения в себе» символически исключающие субъекта высказывания; между ними в силу их предельной формализованности возможны лишь предметные или предметно-логические (чаще всего на эмоциональном уровне) отношения. В этом смысле в образовательном пространстве действует модель одного сознания, направленная на трансляцию знания, при которой образовательный процесс приобретает характер авторитарного тиражирования, копирования. Такая структура создает поле уникальной безответственности всего образования как такового. Можно

сказать, что преподаватель имитирует знание, а студент имитирует понимание.

Одномерное рассмотрение субъекта как получателя и потребителя (усвоение и воспроизведение знания) сводит образование к обучению (порой к «дрессировке») и производству функции для дальнейшего авторитарного использования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Между тем, культурно-образовательное пространство не может быть четко и однозначно описано, так как оно объективно обладает высокой степенью неопределенности: оно априори должно быть избыточным и многовариантным, что обеспечивает свободное развитие, а, следовательно, осуществление подлинно гуманистического образовательно-воспитательного процесса.

Современная парадигма высшего образования в сфере культуры и искусств ориентирована на подготовку нового типа специалистов, которые должны уметь гибко приспосабливаться к меняющимся условиям социума, рынка труда, досуговых услуг, эффективно работать в инновационном режиме.

Перемены, происходящие в настоящее время в России, предопределяют создание адекватных социально-педагогических условий и необходимость новой модели образования. Для этого требуется преподавательский корпус аналитического и вместе с тем художественноконструктивного характера мышления направленного на совершенствование педагогической парадигмы. Решение проблем высшего художественно-педагогического образования связано с разработкой новых технологий обучения по всем направлениям режиссерской деятельности (сценарной, собственно - режиссерской, пластической, анимационной, игровой и т. д.).

Первоначально, многие преподаватели высшей школы не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию необходимо осознавать как последовательную систему действий педагога, направленную на решение художественнопедагогических задач, или как планомерное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Предметные педагогические технологии (сценарная, режиссерская и т. п.) это художественно-педагогическое проектирование и точное воспроизведение гаранти-

рующих успех педагогических и специально-профессиональных действий. Ценность педагогических технологий, как отрасли педагогической науки и практики состоит в том, что она позволяет реализовать единство обучения и воспитания в образовательном процессе на прикладном (практическом) уровне - конкретный сценарий, конкретная постановка номера, шоу-программы, анимационно-игровой программы, театрализованного представления и т. д.

В настоящее время спектр «культурных программ» резко расширился. Это документальные, художественно-публицистические, пластикохореографические, развлекательные, игровые, концертные, шоу-программы, театрализованные представления, анимационные программы, карнавалы и т. д. и т. п. Они стали основными направлениями досугово-развлекательной деятельности, неотъемлемой частью туристической, музейной и рекламной деятельности, деятельности историкокультурных и рекреационных комплексов, парков культуры и отдыха, ресторанов, кафе, гостиниц и отелей, торгово-развлекательных комплексов, молодежных клубов. Создание и реализация каждой из выше перечисленных форм в сценарно-режиссерском плане влечет за собой целый комплекс знаний и умений, которыми должен обладать будущий режиссер-постановщик. На сегодняшний день ни один выпускник направления «Режиссура театрализованных представлений и праздников» не способен овладеть всеми видами и формами театрализованных и традиционных форм досуга. Также как и нельзя «научить» его практическим навыкам по всем видам и формам одним универсальным методом. Тем более, что сегодня к вышеназванным направлениям необходимо еще отнести и развитие индустрии интеллектуального и эстетического досуга (Г. Н. Круп-нин), где к каждому направлению необходимо режиссерское, художественно-педагогическое сопровождение.

Смоделировать развитие и прорывы в области научно-технической революции сегодня можно. И наверняка это развитие будет происходить настолько бурно, что вузы культуры и искусств, готовящие режиссеров театрализованных и традиционных форм досуга, уже сегодня должны задуматься о подготовке профессиональных кадров широкого спектра «узких» специалистов по различным направлениям досуговой деятельности. При «рамочной свободе» Госстандартов, ограничивающей набор профилей, такая подготовка невозможна. С этой позицией солидарно большинство специалистов.

Необходимо, чтобы каждый вуз, каждого региона страны при всей жесткости стандартов был наделен не только «свободной» вариативной частью блоков, но и широким спектром профильных модулей.

Хочется надеяться, что, не дожидаясь нового (четвертого) поколения Госстандартов по направлению подготовки «Режиссура театрализован -

ных представлений и праздников», сообществу ученых и практиков удастся внести коррективы в оптимизацию подготовки кадров, совершив прорыв в направлении широкого спектра квалификаций (профильных модулей), не убирая алгоритма преемственности лучших наработок, существующих в практике всех вузов культуры и искусств России.

Примечания

1 См.: Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996. 350 с.

2 Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987. С. 143.

3 Паскаль Б. Мысли. Ж. Лабрюйер. Характеры. М., 1974. (Б-ка всемир. лит. Т. 42). С. 140.

4 Каргин А. С., Хренов Н. А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации // Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. С. 16.

5 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. С. 69.

С. С. Клитин

Эстрада - малые формы открытого искусства

Истории этого искусства касаться не будем. Она достаточно известна. Интереснее поговорить о том, как названная область популярного искусства себя чувствует сегодня, как к ней относятся искусствоведение и культурология.

У меня собралась довольно обширная картотека с расшифровкой понятий, связанных с эстрадой. Очень разные толкования. Где-то эстраду называют не больше, не меньше, чем вид искусства. Другая трактовка поскромнее - «вид сценического искусства». Указывается, что этот вид объединяет малые формы искусств и тут же идет перечисление какие малые формы объединяются: начиная с драмы, музыки, художественного чтения (далее «полным полна коробочка» - полная мешанина) и завершается все жонглированием и иллюзионизмом(?). Но если заглянуть в солидные исторические исследования, то можно убедиться в кардинальном разделении всей массы произведений малых форм на академические (строгие, филармонические) и противостоящее им развлекательное направление, где доминирует облегченный юмор, доступный самому широкому кругу зрителей, и довольно наивная лирика. Разделение такого рода существует до сих пор. И до сих пор изучается поврозь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.