Научная статья на тему 'Организация образовательного процесса в академии'

Организация образовательного процесса в академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация образовательного процесса в академии»

ния Республики Беларусь в области подготовки кадров для сельского хозяйства (1997 г.), российская аттестация на право ведения международной образовательной деятельности (1998 г., 2003 г.), аттестация и аккредитация Министерством образования Республики Беларусь (2009 г.), международный сертификат системы менеджмента качества (2010 г.), аттестация в качестве научной организации (2011 г.), сертификат «Лучший вуз стран СНГ» (2014 г.). В октябре 1990 г. академия отметила 150-летие со дня открытия с участием первого секретаря ЦК КПБ Е. Е. Соколова. Торжества по случаю 155-летия и 160-летия были с участием Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

За свою многолетнюю историю академия подготовила для АПК и других отраслей народного хозяйства свыше 90 тысяч высококвалифицированных специалистов. 24 из них присвоено звание Героя социалистического труда, 2 - Героя Советского Союза, 16 имеют почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники», более 60 - «Заслуженный работник сельского хозяйства», 9 - «Заслуженный работник высшей школы», 4 - «Заслуженный экономист». Многие стали видными государственными деятелями, учеными, руководителями крупных предприятий, внесшими большой вклад в развитие народного хозяйства страны. Академия по праву гордится тем, что первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко является ее выпускником.

Академия сегодня - это 16 учебных корпусов, 14 студенческих общежитий, учебно-опытное хозяйство, библиотека с книжным фондом более 1 миллиона томов, столовая на 800 мест, ботанический сад, Дворец культуры, спортивный комплекс, рыбоводный индустриальный комплекс, культурно-развлекательный центр с летним амфитеатром, гидроландшафтный парк. Территория и архитектурный ансамбль академгородка являются достопримечательностью. Постановлением Совмина БССР комплекс БСХА внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Что касается планов и перспектив на будущее, то следует считать, что главным направлением в деятельности академии было и остается совершенствование учебно-воспитательного процесса через содержание образования, кадры, научную работу и материально-техническую базу. Наш выпускник должен быть способным к активной, созидательной экономической деятельности. Наряду с профессиональной подготовкой важным направлением является формирование гражданской позиции, мировоззрения, адекватного государственной идеологии и социальной активности будущих специалистов. Специалист должен быть знающим, умеющим и болеющим за свое дело. Такова модель выпускника, выходящего из стен академии. Главная задача коллектива академии остается неизменной: обеспечивать студентов качественными знаниями, которые открывают им путь к практической самореализации и отвечают запросам работодателей.

В истории академии всегда преобладал дух творчества как в учебной, так и в научной работе. Одна из задач будущего - не допустить снижения высокого авторитета академии, который сегодня работает на нас. Профессорско-преподавательский состав и весь коллектив академии хорошо понимают, что гордиться надо не столько возрастом, сколько делами своего вуза. Встречая 175-летие академии, мы еще и еще раз изучаем и оцениваем прошлое, анализируем настоящее и с оптимизмом смотрим в будущее.

УДК 378.095:63(476.4)

А. В. СОЛЯНИК

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АКАДЕМИИ

Главной целью образовательной деятельности академии в истекшем пятилетии являлась подготовка высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса и перерабатывающих отраслей сельскохозяйственной продукции страны. В течение этого периода коллектив академии работал над дальнейшим совершенствованием и развитием учебно-воспитательного процесса, финансовым, материально-техническим, научно-методическим и кадровым его обеспечением.

Подготовка специалистов I и II ступеней осуществлялась на 14 факультетах, 58 кафедрах и в 2 филиалах: на базе учреждений образования «Полесский государственный аграрный колледж им. В. Ф. Мицкевича» и «Пинский государственный аграрно-технический колледж имени А. Е. Клещева» по следующим профилям: Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация (7 специальностей высшего образования I ступени и 3 специальности II ступени); Естественные науки (1 специальность высшего образования I ступени); Экологические науки (по 1 специальности высшего образования I и II ступеней); Техника и технологии (2 специальности высшего образования I ступени и

1-11 ступени); Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство (14 специальностей высшего образования I ступени и ГУ-П ступени). Переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществлялись на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров. В настоящее время факультет преобразован в Институт повышения квалификации и переподготовки кадров.

Анализ динамики контингента преподавателей и студентов за последние пять лет (табл. 1) показал, что численность профессорско-преподавательского состава в среднем составляла 690 человек, из них с учеными степенями 290 человек, в том числе 28 докторов наук. Количество обучающихся в УО БГСХА к 2014 г. сократилось на 2352 человек, что соответственно привело к снижению численности профессорско-преподавательского состава на 9 %.

Таблица 1. Динамика контингента преподавателей и обучающихся в УО БГСХА

Параметры 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Профессорско-преподавательский состав (чел.), в том числе: 708 695 703 699 647

доктора наук 30 29 28 28 27

кандидаты наук 274 256 262 264 251

штатный профессорско-преподавательский состав, работающий на постоянной основе 660 647 650 658 601

Численность обучающихся (чел.), в т. ч.: 15202 15192 14705 13911 12850

Дневное обучение: 6719 6640 6051 5361 4717

высшего образования I ступени 6511 6448 5848 5134 4567

высшего образования II ступени 47 47 41 46 49

переподготовки 161 145 162 181 101

Заочное обучение: 8483 8552 8654 8550 8133

высшего образования I ступени 8362 8422 8529 8436 7981

высшего образования II ступени - - - 15 37

переподготовки 121 130 125 99 115

Количество обучающихся на специальностях высшего образования I и II ступеней составляет: в очной (дневной) форме - 4616 человек; в заочной форме - 8018 человек (табл. 2). Таблица 2. Контингент обучающихся в УО БГСХА (на 01.01.2015 г.)

Специальности Количество обучающихся

очно заочно всего

бюджет платно бюджет платно

1 2 3 4 5 6

I ступень высшего образования, в т.ч.: 3409 1158 1852 6129 12548

1-74 02 05 «Агрохимия и почвоведение» 75 - - - 75

1-74 02 03 «Защита растений и карантин» 127 8 - - 135

1-74 02 04 «Плодоовощеводство» 133 - - - 133

1-33 01 06 «Экология сельского хозяйства» - 84 4 209 297

1-74 20 01 «Агрономия» 290 10 252 645 1197

1-74 02 02 «Селекция и семеноводство» 86 3 - - 89

1-74 03 01 «Зоотехния» 326 6 202 183 717

1-74 03 03 «Промышленное рыбоводство» 98 7 22 108 235

1-74 06 01 «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» 486 79 347 1450 2362

1-74 06 06 «Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса» 45 18 - - 63

1-74 06 04 «Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ» 124 15 - - 139

1-56 01 01 «Землеустройство» 212 31 108 320 671

1-56 01 02 «Земельный кадастр» 106 21 - - 127

1-74 05 01 «Мелиорация и водное хозяйство» 195 48 79 227 549

1-74 04 01 «Сельское строительство и обустройство территорий» 182 68 125 395 770

1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» 54 40 97 483 674

1-74 01 01 «Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса» 211 74 96 208 589

1-31 03 06 «Экономическая кибернетика» 11 2 - - 13

1-25 01 03 «Мировая экономика» 29 72 - - 101

1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» 53 6 43 230 332

1-24 01 02 «Правоведение» 71 337 43 230 681

1-26 02 03 «Маркетинг» 64 43 38 229 374

1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 378 104 348 974 1804

1-25 01 04 «Финансы и кредит» 53 82 48 238 421

II ступень высшего образования, в т.ч.: 45 4 29 8 86

1-25 80 04 «Экономика и управление народным хозяйством» 7 1 4 - 12

1-5 80 05 «Бухгалтерский учет, статистика» 7 - 4 1 12

1-26 80 01 «Управление в социальных и экономических системах» 7 1 2 1 11

1-33 80 01 «Экология» 1 - 2 - 3

1 2 3 4 5 6

1-74 80 01 «Агрономия» 8 1 4 3 16

1-74 80 03 «Зоотехния» 6 1 2 1 10

1-56 80 01 «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель» 4 - 5 1 10

1-74 80 02 «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» 3 - 1 1 5

1-74 80 05 «Технологии и средства механизации сельского хозяйства 2 - 5 - 7

В филиалах УО БГСХА ведется подготовка 765 специалистов с высшим образованием I ступени по заочной сокращенной форме получения образования на основе договоров с оплатой за обучение юридическими или физическими лицами. В Полесском филиале студенты обучаются по специальностям 1 -74 02 01 «Агрономия» и 1 -25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; в Пинском филиале - по специальности 1 -74 06 01 «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства». В агропромышленном комплексе работает 40 % обучающихся.

Более 43 % обучающихся в академии - студенты из Могилевской области, более 18 - из Витебской, около 14 - из Гомельской, 12,5 - Брестской, около 10 - из Минской и 2,5 % - из Гродненской области (табл. 3). Более 17 % студентов обучается за счет средств республиканского бюджета на условиях целевой подготовки и около 15 % получают высшее образование на платной основе.

Таблица 3. Контингент студентов дневной формы получения образования УО БГСХА (на 01.01.2015 г.)

Факультет Обучение Область Итого

Могилевская Витебская Гомельская Минская Брестская Гродненская

УО БГСХА Всего 1726 746 568 388 508 102 4038

Бюджет 1444 635 501 318 448 90 3436

в т.ч. цел./плат. 248/282 149/111 161/67 78/70 58/60 11/12 705/602

Биологический профиль

Агрономический Всего 169 78 62 34 45 4 392

Бюджет 163 78 59 33 45 4 382

в т.ч. цел./плат. 42/6 26/- 22/3 15/1 11/- -/- 116/10

Агроэкологи-ческий Всего 218 52 57 39 53 6 425

Бюджет 170 41 48 28 46 5 338

в т.ч. цел./плат. 18/48 12/11 9/9 8/11 -/7 -/1 47/87

Зооинженер-ный Всего 228 37 61 45 65 6 442

Бюджет 221 36 60 44 63 6 430

в т.ч. цел./плат. 44/7 6/1 19/1 14/1 14/2 -/- 97/12

Инженерный профиль

Механизации сельского хозяйства Всего 302 181 107 51 115 10 766

Бюджет 255 165 95 44 97 8 664

в т.ч. цел./плат. 81/47 62/16 45/12 15/7 12/18 -/2 215/102

Мелиоративно-строительный Всего 193 80 62 26 85 28 474

Бюджет 140 62 54 19 76 23 374

в т.ч. цел./плат. 29/53 18/18 31/8 11/7 7/9 9/5 105/100

Землеустроительный Всего 179 84 25 37 16 10 351

Бюджет 164 72 23 35 16 9 319

в т.ч. цел./плат. -/15 -/12 -/2 -/2 -/- -/1 -/32

Экономический профиль

Бухгалтерского учета Всего 163 93 78 57 61 16 468

Бюджет 153 84 77 50 58 15 437

в т.ч. цел./плат. 9/10 6/9 10/1 3/7 6/3 1/1 35/31

Экономический Всего 121 83 62 49 37 12 364

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджет 100 72 53 40 29 12 306

в т.ч. цел./плат. 25/21 18/11 21/9 12/9 7/8 1/- 84/58

Бизнеса и права Всего 153 58 54 50 31 10 356

Бюджет 78 25 32 25 18 8 186

в т.ч. цел./плат. -/75 1/33 4/22 -/25 1/13 -/2 6/170

В 2014 г. в академии в сравнении с предыдущим годом в 1,5 раза (до 606 человек) возросло количество обучающихся из стран ближнего и дальнего зарубежья, том числе из Туркменистана 594, Китая -4, Ирака и Сирии - по два, Азербайджана, Российской Федерации, Руанды и Украины - по одному. Из них 593 человека обучаются на I ступени высшего образования и 4 - на II ступени высшего образования, 1 - в аспирантуре и 8 - на подготовительном отделении. Основной контингент иностранных студентов обучается на экономических специальностях (55 %) и специальности «Правоведение» (35 %).

Выпускники академии востребованы на рынке труда. На протяжении последних пяти лет обеспечено 100-процентное распределение, причем количество заявок по ряду специальностей в 1,5-2 раза превышает количество специалистов, подготавливаемых за счет бюджетных средств (табл. 4).

Таблица 3 . Контингент и потребность в выпускниках дневной формы получения образования УО БГСХА

Параметры Факультеты Итого

агрономический агроэко-логический зооин-женер-ный механизации сельского хозяйства мелиоративно-строительный земле-устроительный бухгалтерского учета эконо-миче-ский бизнеса и права

2010

Выпускников, чел. 126 91 103 115 66 69 124 73 51 818

Потребность, заявок 228 116 116 181 135 99 171 103 64 1213

2011

Выпускников, чел. 133 105 112 114 57 86 125 72 56 860

Потребность, заявок 257 130 135 198 166 136 184 101 72 1379

2012

Выпускников, чел. 117 114 96 133 58 74 234 143 100 1069

Потребность, заявок 248 143 135 231 135 150 328 184 115 1669

2013

Выпускников, чел. 111 109 89 130 62 72 126 80 50 829

Потребность, заявок 253 179 214 200 128 111 188 113 87 1473

2014

Выпускников, чел. 111 109 93 112 78 70 118 86 55 832

Потребность, заявок 215 160 334 196 161 107 193 119 88 1573

2010-2014

Выпускников, чел. 598 528 493 604 321 371 727 454 312 4408

Потребность, заявок 1201 728 934 1006 725 603 1064 620 426 7307

Организация образовательного процесса по всем специальностям осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, типовыми, учебными и рабочими учебными планами, типовыми и учебными программами дисциплин. Организацию, координацию и общий контроль образовательного процесса на первой и второй ступени высшего образования осуществляет учебно-методическое управление.

Для организации разработки учебно-программной документации и научно-методического сопровождения учебных дисциплин, осуществления подготовки и издания учебно-методической литературы, а также ее тиражирование в необходимых объемах в академии создан центр научно-методического обеспечения учебного процесса.

На базе академии функционирует учебно-методическое объединение по образованию в области сельского хозяйства. В состав его входят 4 научно-методических совета (по агрономическим специальностям, зоотехническим специальностям, специальностям природообустройства и строительства и ветеринарным специальностям) и секция по аграрной экономике.

В рамках деятельности УМО с 2010 по 2014 гг. организована разработка 17 образовательных стандартов и типовых учебных планов (из них 14 разработано преподавателями академии), 232 типовым учебным программам, 126 изданиям присвоен гриф УМО. Объем учебных изданий с грифом Министерства образования и УМО в среднем составляет 550 учетно-издательских листов в год.

В течение последних пяти лет в академии издано 189 учебников и учебных пособий с грифом Министерства образования, отраслевых министерств, УМО общим объемом 2131,6 учетно-издательских листов, 1149 внутривузовских учебно-методических пособий; 96 монографий общим объемом 1377,9 учетно-издательских листов.

В соответствии с учебными планами по специальностям I ступени высшего образования предусматривается изучение 48-52 дисциплин общим объемом от 3968 до 4688 аудиторных часов. Учебные планы по II ступени высшего образования включают 6-9 дисциплин общим объемом 2268 часов, в том числе 474- аудиторных.

Для организации подготовки специалистов академия располагает 16 учебными корпусами, общей площадью 86305 м2, 35 лекционными, 1050 учебными аудиториями, 105 специализированными учебными помещениями, в том числе 26 компьютерными классами общей площадью 2376,8 м2 , в которых установлено более 500 компьютеров, 78 специализированными мастерскими, лабораториями, кабинетами.

В образовательном процессе на всех уровнях используются информационные технологии. На базе библиотеки академии создана и постоянно обновляется база электронных образовательных ресурсов, в которой размещаются: курсы лекций, учебно-методические и учебные пособия, учебно-методические комплексы и методические рекомендации.

Компьютерные лаборатории обеспечены обучающими, контролирующими, информационно-справочными программами, электронными учебниками. Сотрудниками академии разрабатываются собственные программы контроля знаний и прикладные программы обеспечения образовательного процесса с использованием мультимедийных средств.

За последние 5 лет свыше 150 сотрудников академии прошли стажировки по инновационным направлениям науки в ведущих учебных и научных учреждениях Российской Федерации, Израиля, Германии, Франции, Корейской Народной Республики, Польши, США, Финляндии, Швеции, Дании, Латвии, Австрии, Чехии, Италии, Канады. Академию посетили делегации из Китая, Болгарии, Польши, Российской Федерации, Украины, Финляндии, Литвы, Латвийской республики, Туркменистана. Для чтения лекций приезжают ученые из России, Германии, Венгрии, Швеции, Польши, США. Учеными БГСХА читаются лекции в вузах-партнерах Казахстана и Российской Федерации, подготавливается и издается в соавторстве с зарубежными учеными учебная и научная литература.

С целью усиления практико-ориентированной подготовки студентов разработаны и внедрены прак-тико-ориентированные образовательные стандарты и типовые учебные планы по 14 специальностям. Этими планами определено прохождение студентами производственных практик в течение последнего года обучения в количестве 15-16 недель, в течение всего периода обучения - более 30 недель.

Учебные практики (в зависимости от специальности) проходят в 65 учебных лабораториях БГСХА. Для практического обучения в академии имеется биотехнологический центр по растениеводству, корпус ветеринарии (321,8 м2), виварий (82,9 м2), учебное здание пчелопасеки (176,7 м2), лаборатория кафедры ветеринарии (41,3 м2), учебная селекционно-генетическая лаборатория (621,9 м2). Функционирует ботанический сад (6 га), дендропарк (12 га), теплицы (406,1 м2), оранжерея (463 м2), учебно-научный центр «Учебно-опытные поля» (261,84 га), овощное поле «Рытовские огороды», плодопитомник (10,5 га).

Для проведения учебных практик и научных исследований студентов, магистрантов и аспирантов имеются 4 аккредитованные аналитические лаборатории, оборудованные в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025: химико-экологическая лаборатория; лаборатория мониторинга качества молока; испытательная лаборатория качества семян; лаборатория прикладной эндокринологии, биотехнологии и ветеринарной медицины.

Учебные практики по геодезии проходят на территории учхоза академии на учебном геодезическом полигоне площадью 25 м2, состоящем из 42 пунктов государственных сетей триангуляции 3 и 4 классов на основе GPS-измерений.

Учебные практики студентов инженерных специальностей проходят на базе 5 учебно-научно-исследовательских лабораторий (лаборатория диагностирования автомобилей со станцией диагностики; лаборатория изучения концепций развития сельскохозяйственных машин; лаборатория ресурсосберегающих технологий переработки льна; лаборатория средств механизации и автоматизации процессов животноводства и лаборатория инновационных разработок рабочих органов сельскохозяйственных машин).

Для обучения студентов рабочим профессиям водителя механических транспортных средств категорий «В» и «С» и тракториста-машиниста категорий «А», «Б», «В», «Г», «Д» и «Е» имеется открытая площадка для проведения учебных занятий (полигон). В учебном комплексе по изучению новейших технологий и комплексов машин студенты проходят учебные практики по «Механизации технологических процессов в растениеводстве» и «Управлению машинно-тракторными агрегатами». По результатам этих практик третья часть студентов получает рабочую профессию водителя колесных тракторов и самоходных машин.

Студенты зоонженерного и других факультетов проходят учебные практики на учебно-научно-производственной молочно-товарной ферме на 280 коров и рыбоводном индустриальном комплексе по интенсивному выращиванию молоди лососевых рыб.

На базе академии функционирует учебно-научно-производственный центр, в состав которого входят РУП «Учебно-опытное хозяйство Белорусской государственной сельскохозяйственной академии», СЧУП «АСБ Городец» Шкловского района, РУП «Совхоз-комбинат «Заря»» Мозырского района, а также НПЦ НАН Беларуси по земледелию, институт защиты растений, институт плодоводства, институт овощеводства, институт почвоведения и агрохимии, институт льна, НПЦ НАН Беларуси по животноводству, институт рыбного хозяйства, проектный институт Белгипрозем.

Базами производственных практик являются предприятия учебно-научно-производственного центра БГСХА, 382 сельскохозяйственных предприятия Республики Беларусь, определенных областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию согласно заключенным договорам о взаимодействии учреждения образования с организациями-заказчиками кадров при подготовке специалистов, рабочих, служащих (в том числе 18 по Брестской области, 90 - Витебской, 70 - Гомельской, 62

- Гродненской, 73 - Минской, 69 - Могилевской), научно-исследовательские учреждения, предприятия перерабатывающей промышленности, областные и районные инспекции, областные проектно-изыскательские станции сельского хозяйства, рыбхозы и рыбокомбинаты и другие предприятия и организации в зависимости от профиля специальности.

В целях усиления практико-ориентированного обучения в академии функционирует 75 филиалов кафедр, в том числе в научно-исследовательских и проектных институтах - 15, в сельскохозяйственных организациях разной формы собственности - 34, в перерабатывающих предприятиях - 10, в госучреждениях - 16.

Для организации образовательного процесса, научной деятельности и делопроизводства академия располагает почти 2 тысячами единицами оборудования, в т. ч. 860 компьютерами (без учета установленных в компьютерных классах), 130 ноутбуками и нетбуками, 70 копировальными аппаратами, более 100 сканерами, 30 комплектами мультимедийного оборудования, около 60 единиц фотовидеотехники, 7 интерактивными досками.

Материальная база академии постоянно обновляется и пополняется современным оборудованием, приборами и материалами. За последние пять лет освоено 29698 млн. рублей, в том числе за счет внебюджетных средств - 3433 млн. рублей, что составляет 11,6 %.

Информационное и библиотечное обеспечение учебной и научной деятельности осуществляет библиотека академии, которая расположена в отдельном здании площадью 1632,92 м2.

Книжный фонд библиотеки составляет 1 356 993 экземпляров, в том числе: учебной литературы -434 175 экземпляров, учебно-методической литературы - 42 125 экземпляров, научной литературы -814 801 экземпляров, фонд иностранной литературы - 40 297 экземпляров, периодических изданий -828 названий, электронных документов - 308 038, из них полных текстов трудов сотрудников академии - 1 650 документов.

Сотрудниками академии за последние 5 лет разработано и издано 1360 названий учебных и методических пособий, которые размещены на сервере библиотеки и доступны как в локальной сети БГСХА, так и на сайте академии. В течение этого периода в библиотеку поступило 408 082 экземпляров различных изданий. Обновляемость фонда составила 30 %.

Количество пользователей по единому учету - более 12,5 тысяч, из них студентов дневного обучения

- около 5 тысяч. Объем книговыдач за 5 лет составил более 8 млн. экземпляров. В библиотеке имеется 2 читальных зала площадью 358,5 м2 на 230 посадочных мест, из них 60 - в зале для научных сотрудников.

Библиотечная компьютерная сеть объединяет 39 компьютеров. Учебная и научная деятельность академии обеспечена 21 современной компьютерной лицензионной программой, 6 из которых используются в библиотеке. В библиотеке функционируют три служебные базы данных.

Организация самостоятельной работы обучающихся по компьютерной обработке информационных материалов, выполнению учебных работ, а также доступ к электронному каталогу обеспечены в компьютерных лабораториях академии и библиотеке, которые оснащены обучающими, контролирующими, информационными программами, электронными комплексами. На базе компьютерных лабораторий проводятся практические занятия, имеется доступ к образовательным ресурсам Интернет.

В библиотеке организован доступ к электронным источникам информации. Предоставлена возможность для студентов тиражирования учебных материалов как в библиотеке, так и в учебных корпусах и общежитиях академии.

Образовательная деятельность академии невозможна без формирования здорового образа жизни обучающихся.

Для обеспечения питанием студентов и сотрудников организована работа студенческой столовой на 800 посадочных мест общей площадью 4967 м2 и 7 буфетов общей площадью 302 м2 на

168 посадочных мест. Кроме того, в учебных корпусах работают 4 выездных буфета. В 2012-2013 гг. проведен капитальный ремонт столовой на сумму 30387,5 млн. рублей, с заменой технологического оборудования на сумму 1676,4 млн. рублей.

Медицинское обслуживание студентов обеспечивает студенческая поликлиника, расположенная в общежитии № 1. Прием ведут 2 терапевта; имеются кабинеты: доврачебного приема, процедурные, кабинет дружественной помощи подросткам. Общее количество медперсонала составляет 9 единиц. В поликлинике работает аптека.

Культурно-массовая работа проводится на базе Дворца культуры академии общей площадью 7618 м2. Дворец культуры имеет большой и малый зрительные залы на 610 и на 200 мест соответственно, танцевальный зал, кабинеты для кружковой работы, гримерные, костюмерную и др. помещения.

Для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий академия располагает закрытым спортивным сооружением общей площадью 5700 м2, в состав которого входят плавательный бассейн, легкоатлетический манеж, гимнастический, тренажерный, три спортивных зала и зал единоборств, и открытым спортивным сооружением общей площадью 19849 м2, включающим стадион с трибунами, теннисный корт, волейбольную и баскетбольную площадки.

Академия располагает тринадцатью студенческими общежитиями общей площадью 80623,7 м2 и жилой площадью 35116 м2. Обеспеченность иногородних студентов местами в общежитиях составляет 100 %. В каждом общежитии имеются комнаты для самоподготовки, помещения для занятия спортом, оборудованы бытовые комнаты, в которых установлены стиральные машины.

В академии постоянно идет новое строительство, капитальный и текущий ремонт учебных корпусов, студенческих общежитий и других зданий. За последние 5 лет из бюджетных и внебюджетных источников направлено: на новое строительство объектов академии (рыбоводный индустриальный комплекс, школа-ферма, студенческое общежитие №14) - 206236,2 млн. рублей; на капитальный ремонт - 192 010,7 млн. рублей, в том числе за счет собственных средств на сумму 2 380,7 млн. рублей, что составляет 1,2 %; на текущий ремонт - 23 280,7 млн. рублей, в том числе за счет собственных средств - 21151,9 млн. рублей, что составляет 90,9 %.

Таким образом, учебная, материальная и оздоровительная база УО БГСХА за последние 5 лет значительно укрепилась и позволяет обучать студентов в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

В ноябре 2014 г. УО БГСХА, являясь ведущим высшим учебным заведением в национальной системе образования Республики Беларусь в области подготовки кадров для сельского хозяйства, успешно подтвердила государственную аккредитацию на соответствие типу академия в подготовке специалистов высшего образования I ступени по специальностям: 1-24 01 02 «Правоведение», 1-25 01 03 «Мировая экономика», 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-31 03 06 «Экономическая кибернетика», 1-33 01 06 «Экология сельского хозяйства», 1-56 01 01 «Землеустройство», 1-56 01 02 «Земельный кадастр», 1-74 02 01 «Агрономия», 1-74 02 02 «Селекция и семеноводство», 1-74 02 03 «Защита растений и карантин», 174 02 04 «Плодоовощеводство», 1-74 02 05 «Агрохимия и почвоведение», 1-74 02 06 «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства (по направлениям)», 1-74 03 01 «Зоотехния», 174 03 03 «Промышленное рыбоводство», 1-74 04 01 «Сельское строительство и обустройство территорий», 1-74 05 01 «Мелиорация и вводное хозяйство», 1-74 06 01 «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства», 1-74 06 04 «Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ», 1-74 06 06 «Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса»; по специальностям II ступени высшего образования (магистратуры): 1-25 80 04 «Экономика и управление народным хозяйством», 1-25 80 05 «Бухгалтерский учет, статистика», 1-26 80 01 «Управление в социальных и экономических системах», 1-33 80 01 «Экология», 1-56 80 01 «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель», 1-74 80 01 «Агрономия», 1-74 80 02 «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», 1-74 80 03 «Зоотехния», 1-74 80 05 «Технологии и средства механизации сельского хозяйства»; по специальностям переподготовки кадров с высшим образованием: 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов», 1-59 01 05 «Охрана труда в сельском хозяйстве», 1-74 01 72 «Управление организациями и подразделениями агропромышленного комплекса» и аккредитована на подготовку специалистов высшего образования I ступени по специальности 1-74 01 01 «Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса».

В июне 2015 г. УО БГСХА успешно прошла очередную инспекционную проверку сертифицированной системы менеджмента качества Международной организацией по сертификации «Щ№Ъ> и ассоциации по сертификации «Русский регистр».

В дальнейшем работа коллектива академии будет направлена на обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов для удовлетворения потребностей аграрного сектора страны в соответствии с требованиями современного уровня инновационного развития сельского хозяйства, а также обеспечение развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Для этого ректорат, факультеты другие подразделения академии продолжат:

- совершенствование структуры специальностей и квалификаций высшего образования в соответствии с потребностями инновационного развития экономики, обеспечение должного учебно-методического сопровождения образовательного процесса на I ступени высшего образования и в магистратуре в соответствии с образовательными стандартами;

- оснащение учебных аудиторий современным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой;

- создание, в том числе с участием организаций, специализированных учебно-исследовательских лабораторий по приоритетным направлениям развития АПК и других составляющих материальной базы академии, центров коллективного пользования оборудованием;

- развитие системы менеджмента в направлении автоматизации образовательных и кадровых сервисов, инновационно-ориентированных подразделений (инновационной деятельности, маркетинга и продвижения образовательных услуг и др.);

- реализацию образовательных программ высшего образования, интегрированных с образовательными программами среднего специального образования;

- обеспечение увеличения приема на II ступень высшего образования (магистратуру) как необходимое условие для подготовки кадров по инновационным направлениям развития АПК;

- совершенствование дистанционной формы получения высшего образования в направлении обеспечения потребностей граждан в его приобретении в условиях отсутствия необходимости посещения академии;

- направление на стажировки преподавателей специальных и общепрофессиональных дисциплин в лучшие предприятия страны и за рубежом, приглашение иностранных специалистов для участия в образовательном процессе вуза;

- организацию индивидуального обучения одаренных студентов, магистрантов, кураторство известными учеными, руководителями научных школ одаренной студенческой молодежи в период обучения в академии и дальнейшей работе;

- усиление практической составляющей образовательных программ, что позволит подготовить специалиста, готового работать в новых (инновационных) условиях, способного самосовершенствоваться, ориентироваться в новых технологиях, быстро включаться в профессиональную деятельность и успешно ее осуществлять.

УДК 001.89:378.095(476.4)

Ю. Л. ТИБЕЦ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научно-исследовательская и инновационная деятельность академии направлена на эффективное использование научного потенциала для подготовки кадров высшей научной квалификации, повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров высшей квалификации аграрного профиля, развития научно-технического сотрудничества с зарубежными и отечественными предприятиями, организациями и учреждениями.

В научно-исследовательскую и инновационную структуру академии входят: научно-исследовательская часть, аспирантура, учебно-научный центр «Опытные поля БГСХА», бюро НИРС, химико-экологическая лаборатория, лаборатория мониторинга качества молока, учебно-научная лаборатория прикладной эндокринологии, биотехнологии и ветеринарной медицины, редакция журнала «Вестник БГСХА», выставка научных достижений, научно-технический совет, совет молодых ученых, студенче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.