Научная статья на тему 'Факультет бухгалтерского учета: традиции, креативность и трудолюбие – инвестиции в будущее'

Факультет бухгалтерского учета: традиции, креативность и трудолюбие – инвестиции в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультет бухгалтерского учета: традиции, креативность и трудолюбие – инвестиции в будущее»

Занятия проводятся в комфортабельных, оборудованных аудиториях, в т. ч. в учебном компьютерном классе, оснащенном 11 современными компьютерами; учебно-методическом кабинете, который носит имя первого доктора исторических наук в БГСХА, заслуженного работника высшей школы БССР, профессора Н. А. Шитова. Книжный фонд УМК составляет более 2 тысяч экземпляров учебников и учебных пособий. В кафедральных аудиториях оборудованы экспозиции «Куток ся-лянскага побыту беларусау» (16050), «Традыцьи народнай творчасщ у дэкаратыуна-прыкладным мастацтве беларусау» (16052), «Архгоктурныя помнш Беларуси» (16053).

Научно-исследовательская работа кафедры направлена на изучение проблем истории аграрной науки и образования в Беларуси, психолого-педагогического и социологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в академии и связана с проведением диссертационных исследований, участием в инициативных тематиках «Беларуская веска: пстарычны вопыт i перспектывы развщця», «Роль психолого-педагогических знаний в формировании личности специалиста», международных, республиканских, областных, районных и общеакадемических конференциях.

Большое внимание уделяется организации научно-исследовательской работы студентов. Основными формами НИРС являются: проведение межфакультетских научных конференций и предметных олимпиад, подготовка студенческих работ для участия в международных конференциях и ежегодных республиканских конкурсах по гуманитарным и социально-экономическим наукам. Одним из направлений активизации научно-исследовательской деятельности студентов является работа научных кружков и клубов: «Спадчына», «Человек среди людей», «Гармония», «Потенциал».

Кафедра активно сотрудничает с аграрными колледжами Республики Беларусь. Были проведены совместные научно-методические семинары: «Педагогические инновации: проблемы и перспективы» в Бобруйском аграрно-экономическом колледже и Республиканский научно-практический семинар «Инновационные формы и методы обучения в вузах и ссузах аграрного профиля» в Смольянском сельскохозяйственном колледже. С 2002 г. совместно с Горецким районным историко-этнографическим музеем проводится районная краеведческая конференция «Бацькаушчына», посвященная вопросам изучения истории, этнографии, культуры, литературных традиций академии и Го-рецкого края, по результатам работы которой издается сборник статей.

Несмотря на непродолжительный по меркам истории период своей деятельности (13 лет), на факультете бизнеса и права сложились свои традиции, имеется высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и достаточно развитая материально-техническая база. Все это в совокупности дает возможность выпускникам факультета получать прочные знания, обеспечивающие решение профессиональных проблем на протяжении всей трудовой деятельности и умело определять конкретные цели, задачи и приоритеты инновационного развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

УДК 378.096:657(476-18)

Н. В. ВЕЛИКОБОРЕЦ, А. С. ЧЕЧЕТКИН, В. В. ИВЧИК

ФАКУЛЬТЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: ТРАДИЦИИ, КРЕАТИВНОСТЬ И ТРУДОЛЮБИЕ - ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

Факультет бухгалтерского учета, по меркам старейшего на постсоветском пространстве сельскохозяйственного вуза - БГСХА, - только вступил в период своей зрелости, хотя и сам, будучи открытым в 1966 г. и ставшим тогда первым в сельскохозяйственных вузах СССР факультетом учетного профиля, сейчас уже приближается к собственному 50-летнему юбилею. До того времени, начиная с 1958 г., подготовка специалистов учетного профиля в академии осуществлялась на бухгалтерском отделении экономического факультета. В год открытия факультета был произведен первый конкурсный прием студентов на специальность «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве»: 54 человека - на дневную форму обучения, 57 - на заочную.

В период с 1958 по 1966 гг. профессиональную подготовку специалистов учетного профиля координировала, будучи единственной выпускающей, кафедра бухгалтерского учета и статистики, коллектив которой состоял из четырех человек. Несмотря на малочисленность сотрудников, ею осуществлялось преподавание всех учетных дисциплин («Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет в колхозах и совхозах», «Вычислительная техника, статистика, анализ хозяйственной деятельно-

сти, финансы сельского хозяйства»). На первом этапе кафедрой руководили С. С. Царев (1958— 1959 гг.), Н. Б. Леонов (1959-1962 гг.), П. М. Михайлов (1962-1965 гг.), В. А. Минич (1966 г.).

Решая организационные, материально-технические, учебно-методические проблемы, кафедра пополнялась квалифицированными кадрами. К преподавательской работе привлекались опытные бухгалтеры-практики, талантливые выпускники, приглашались ученые из других вузов и научных учреждений, в числе которых был и Г. И. Гринман. Он вписал самые яркие страницы в историю бухгалтерского образования в нашей «alma mater». О Гилере Израилевиче уместно сказать более подробно. Участник Великой Отечественной войны, он после демобилизации окончил Всесоюзный заочный сельскохозяйственный институт. Работал в Министерстве сельского хозяйства БССР. В 1966 г. был направлен в Горки, где заведовал кафедрой бухгалтерского учета и статистики с момента трудоустройства в академию по январь 1993 г.

Под его руководством был организован самостоятельный факультет бухгалтерского учета, и Г. И. Гринман стал его первым деканом (1966-1972 гг.), обладая качествами харизматического и интеллектуального лидера. Создание факультета позволило более качественно отбирать абитуриентов и готовить профильных специалистов, существенно улучшить методическую и научно-исследовательскую работу преподавателей, эффективнее проводить в практикуемой тогда форме студенческие научные исследования.

Вполне логичным и конструктивным шагом при увеличении преподаваемых дисциплин, количественного и качественного состава преподавательского корпуса, численности обучающихся стала реструктуризация единственной на тот момент и, по сути, факультетообразующей кафедры - кафедры бухгалтерского учета и статистики. В 1966 г. из нее выделилась в качестве автономной кафедра статистики и экономического анализа, которой в разные годы руководили: Н. Б. Леонов (19661971 гг.), П. Д. Сумаренко (1971-1981 гг.), Н. Р. Кульбакин (1981-1993 гг.), Б. М. Шундалов (19942005 гг.), Г. В. Миренкова (2005- 2014 гг.), И. И. Лобан (с июня 2014 г. по настоящее время).

В 1965 г. была сформирована кафедра финансов и механизированного учета, в последующем переименованная сначала в кафедру экономико-математических методов и вычислительной техники (1969 г.), а затем - экономической кибернетики (1971 г.), вычислительной техники и информатики (1987 г.), информационных технологий (2006 г.). С ноября 1970 г. она вошла в состав факультета бухгалтерского учета, а с сентября 1987 г. по июнь 1994 г. находилась в группе кафедр при ректорате. Новое, надеемся окончательное, возвращение ее на наш факультет датируется январем 2011 г. Кафедрой в разные годы заведовали: П. М. Михайлов (1965-1967 гг.), К. С. Автомеенко (1968-1970 гг., 19751986 гг.), Е. Д. Каштанов (1970-1975 гг.), А. И. Назаров (1987-1994 гг.), Н. К. Шуин (1994-2014 гг.), Т. Н. Третьякова (октябрь 2014-январь 2015 гг.), В. Г. Ракутин (с февраля 2015 г. по настоящее время).

Важным событием, направленным на повышение квалификации преподавателей факультета, явилось открытие в 1967 г. при кафедре бухгалтерского учета аспирантуры, научным руководителем которой был утвержден Г. И. Гринман. Уместно отметить, что этому удивительно талантливому, гармоничному интеллектуалу, непрактичному романтику бухгалтерского учета удалось создать свою, весьма продуктивную и авторитетную научную школу. Под его руководством выполнили и защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук 12 человек. Все они в дальнейшем много сил и энергии отдали делу подготовки специалистов АПК, руководя факультетом (Л. И. Стешиц, Н. Р. Кульбакин, Г. В. Миренкова - на заочном отделении), возглавляя кафедры (Л. П. Людоговский, Е. Н. Клипперт, Г. В. Миренкова) и квалифицированно осуществляя учебный процесс (Т. М. Емельяненко, И. Ф. Дронин, В. Ф. Зубринович, Л. В. Корватовская и др.).

Г. И. Гринманом и сотрудниками кафедры было подготовлено 17 учебников и учебных пособий, свыше 100 методических разработок. В среде студентов, аспирантов, преподавателей и бухгалтеров-практиков высоко котировался написанный им учебник «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений (по специальностям «Экономика и организация сельского хозяйства» и «Экономическая кибернетика»), выдержавший три издания (1977, 1983, 1989 гг.). Подготовленная им в 1995 г. рукопись учебника по бухгалтерскому учету на предприятиях АПК была после смерти автора доработана его учениками и вошла в коллективное издание «Бухгалтерский учет на предприятиях АПК».

В последующем факультетом руководили: Л. И. Стешиц (1972-1993 гг.), Н. Р. Кульбакин (19932002 гг.), А. С. Чечеткин (2002-2004 гг.), С. В. Гудков (2005-январь 2010 гг.), А. Н. Гридюшко (2010-январь 2012 гг.), Н. В. Великоборец (с февраля 2012 г. по настоящее время).

Большой вклад в развитие факультета внес второй декан факультета Л. И. Стешиц, кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета в отраслях АПК. Он единственный из педагогических работников факультета, удостоенный почетного звания «Заслуженный работник

народного образования Белорусской ССР». С 1958 по 1963 гг. учился на бухгалтерском отделении экономического факультета Белорусской сельскохозяйственной академии. После окончания учебы был распределен на работу в академию ассистентом кафедры бухгалтерского учета и статистики. Затем работал в учхозе БСХА главным бухгалтером, потом перешел в Горецкое отделение Госбанка СССР кредитным инспектором. В 1966 г. принят на работу ассистентом кафедры бухгалтерского учета, в 1967 г. избран по конкурсу старшим преподавателем этой же кафедры. В 1968 г. поступил в очную аспирантуру, которую окончил в 1971 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. После аспирантуры работал старшим преподавателем кафедры бухгалтерского учета. В 1973 г. избран доцентом, а с 1993 по 1998 гг. работал ее заведующим. В 1998 г. стал профессором кафедры бухгалтерского учета в отраслях АПК и проработал в данной должности до конца своих дней (2009 г.); кроме того, с 2001 по 2004 гг. он руководил этой кафедрой.

Говоря о факультете, нельзя не вспомнить о настоящем креативном трудоголике - докторе экономических наук, профессоре П. В. Ковеле, до самого последнего дня своей жизни (июнь 2014 г.) трудившемся по расписанию учебных занятий и алгоритму научных изысканий. Он в 1959 г. окончил землеустроительный факультет нашей академии, а известным ученым стал в области статистики и математического анализа. С 1995 г. работал профессором кафедры статистики и экономического анализа. Его интересы были сосредоточены на проблемах научного обоснования системы инноваций, направленных на устойчивое повышение эффективности работы сельскохозяйственных предприятий. Им осуществлены научные разработки по вопросам воспроизводства основных средств, теории и практики определения эффективности производства и его специализации, по методам оценки эквивалентности обмена в межотраслевых связях, надежности выводов и предложений в аграрной экономике. П. В. Ковелем предложен метод построения и интерпретации многофакторных аддитивно-мультипликативных индексных моделей анализа экономических процессов в случае неопределенной последовательности использования факторов и осуществления мероприятий. Актуальными являлись и его исследования по научному обоснованию критериев и ориентиров в совершенствовании ценового механизма в сельском хозяйстве.

Необходимо отметить, что при поддержке ректората уже с начала 70-х годов прошлого века кафедры факультета оснащаются вычислительной техникой. Этот процесс интенсифицировался в последнее десятилетие, когда стала приобретаться современная компьютерная техника с соответствующим программным обеспечением. При преференциальной поддержке ректората на профильных кафедрах были созданы четыре компьютерных класса, где студенты получают навыки использования вычислительной техники при решении учетно-аналитических задач, овладевают технологиями и прикладными программами автоматизации бухгалтерского учета, учатся выполнять весь спектр учетных задач - от ввода первичных документов до формирования отчетности.

В апреле 1986 г. была образована кафедра финансов и контроля в сельском хозяйстве, которой заведовали: Л. П. Людоговский (1986-1998 гг.), Н. С. Недашковская (1998-2002 гг.), И. П. Лабурдова (2002-февраль 2014 гг.), Е. Н. Гридюшко (с марта 2014 г. по настоящее время). В 1998 г. в связи с изменениями планов вузовской подготовки специалистов бухгалтерского профиля и расширением спектра преподаваемых учетных дисциплин происходит последняя реорганизация кафедры бухгалтерского учета: формируются две структурные единицы - кафедра бухгалтерского учета в сельском хозяйстве (ею заведовали А. С. Чечеткин (1989-2001 гг.), Е. Н. Клипперт (с 2001 г. по настоящее время)) и кафедра бухгалтерского учета в отраслях АПК (с момента образования ею руководит Е. Л. Путникова).

В настоящее время в состав факультета входят четыре профильные кафедры (бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, бухгалтерского учета в отраслях АПК, статистики и экономического анализа, финансов и контроля в сельском хозяйстве), кафедра информационных технологий и одна социально-гуманитарная - философии и политологии, сформированная в 1991 г. на базе двух кафедр: философии (организована в 1962 г.) и политологии (организована в 1964 г.). В разное время кафедрой философии заведовали: М. А. Директоренко (1962-1969 гг.), Н. П. Гурин (1969-1974 гг.), Н. П. Демях (1974-1984 гг.), А. А. Скикевич (1984-1989 гг.), М. И. Медведев (1989-1990 гг.), Г. М. Гринберг (1990-1991 гг.); а кафедрой политологии: В. А. Гаврилов (1964-1969 гг.), В. В. Татаринов (1969-1974 гг.), П. С. Кожемяков (1974-1979 гг.), В. М. Директоренко (1974-1979 гг.), Г. М. Гринберг (1979-1987 гг.). С момента их реорганизационной интеграции в единую кафедру философии и политологии ею руководит Ф. С. Приходько.

На факультете ведется подготовка специалистов по двум специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (квалификация «Экономист»), «Финансы и кредит» (квалификация «Экономист»). Факультет также готовит специалистов по интегрированной схеме «ссуз-вуз»; набор осуществляется на конкурсной основе из числа выпускников колледжей, входящих в ассоциацию «БГСХА-ссуз», а

обучение базируется на современной парадигме профессионализма: «Знать столько, сколько надо сейчас, и иметь возможность многократно входить в систему образования».

Бухгалтерский учет, анализ и аудит - традиционная, авторитетная и востребованная в условиях рынка специальность. Овладевшие ею выпускники имеют навыки решения хозяйственных, бухгалтерско-аналитических, финансовых и учетно-управленческих задач. Они успешно организуют учет на предприятиях АПК с различной формой собственности; работают в министерствах и ведомствах, контрольных и ревизионных службах.

Финансы и кредит - популярная, сравнительно новая специальность, по которой у нас с 1986 г. ведется подготовка специалистов, хорошо знающих современные технологии банковского дела и специфику финансово-кредитной, бухгалтерско-учетной деятельности на предприятиях АПК, специфику аудиторской работы. Выпускники трудоустраиваются в банковскую систему, налоговую инспекцию и контрольно-ревизионные органы, на предприятия АПК.

Факультет готовит бухгалтеров и финансистов как для отечественной экономики, так и для стран СНГ. В настоящее время каждый четвертый обучающийся - студент-иностранец. В 2014-2015 учебном году на очной форме обучалось более 600 студентов; причем в 2014 г. на первый курс было зачислено 100 абитуриентов, а в «пиковые» по набору годы число первокурсников составляло не менее 200 человек. В целом же только за период с 2010 по 2014 гг. на очной форме было подготовлено 1112 специалистов. В магистратуре, на II ступени высшего образования, 29 человек защитили магистерские диссертации по специальности «Бухгалтерский учет, статистика».

Все студенты факультета, независимо от специальности, получают фундаментальную подготовку в области экономики, бухучета, статистики, анализа, аудита, финансов, информационных технологий, а также изучают предметы гуманитарного цикла.

Инновации в подготовке специалистов бухгалтерского учета в высшей школе детерминируются изменениями в посттрансформационной экономике (по своей сути социально-ориентированной и рыночной), осуществляются в контексте реформирования системы высшего и среднего специального образования, введения парадигмы непрерывного образования и базируются на Государственном образовательном стандарте, содержащем квалификационные характеристики по уровням профессионального образования. В русле этих программ и регламентаций факультет корректирует учебно-воспитательный процесс и гуманизирует образовательную среду, адаптируя уже сложившиеся традиции подготовки специалистов учетного профиля к рыночным условиям.

Концептуально новые планы по обеим специальностям, с учетом проведенных корректировок, направлены на решение основной задачи - подготовить специалистов по бухгалтерскому учету, обладающих компетенцией (предметной, методологической и социальной), достаточной для адаптации к рынку труда, а также способных к освоению новой модели непрерывного образования, включая постдипломное и поствузовское.

Сегодня бухгалтерский учет представляет собой гибкий, меняющийся комплекс правил, которому приходится быстро реагировать на новые моменты в рыночной экономике и определенные законодательным путем изменения в налогообложении, правилах амортизации основных средств, нематериальных активов, составе затрат на производство. Поэтому в содержание учебных планов сейчас введены следующие дисциплины: налоги и налогообложение; страховое дело; международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита; рынок ценных бумаг. Внесены изменения в преподавание производственного учета, исходя из того, что в мировой экономической практике он трансформируется в управленческий учет. Кроме того, для обучающихся по обеим специальностям утверждены дисциплины (всего 35 наименований, сгруппированных по пяти направлениям) по выбору студентов: учет внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе, бухгалтерский учет в сегментах бизнеса АПК, управленческий учет и особенности его автоматизации в отраслях АПК, бухгалтерский учет в субъектах малого бизнеса АПК, финансовый менеджмент, управление финансовыми потоками и др.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. Задача заключается в подготовке квалифицированных бухгалтеров и финансистов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными методиками и технологиями их ведения, имеющих навыки адекватного использования экономической информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, для принятия оптимальных хозяйственно-управленческих решений на основе анализа рисков. Это требует особого внимания к следующим аспектам вузовской профессионализации будущих бухгалтеров:

- формированию навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления организацией;

- выработке навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т. п.;

- развитию навыков самостоятельной постановки бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативно-правовыми документами в этой области;

- выработке навыков классификации и оценки фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

- обучению квалифицированно использовать финансовые показатели, сформированные в системе национальных счетов и международных стандартов финансовой отчетности;

- формированию позитивного восприятия норм профессиональной этики и понимания их роли в предстоящей практической деятельности.

Современный работник бухгалтерской службы должен не только уметь использовать в работе действующие нормативные документы и весь набор применяемых проводок, квалифицированно осуществлять бухгалтерскую экспертизу и работу, связанную с аудиторским обслуживанием предприятий, но и владеть инструментарием аналитической деятельности - математическим аппаратом, компьютерно-информационными технологиями, сетевыми базами данных (Интернет), решать управленческие задачи с использованием комплекса автоматизированных рабочих мест экономического направления. Всему этому учат на факультете бухгалтерского учета, где студенты в четырех специализированных компьютерных классах приобретают навыки использования вычислительной техники в решении учет-но-аналитических задач, овладевают технологиями, справочно-аналитическими системами и специализированными программными продуктами по автоматизации бухгалтерского учета: «1С: Бухгалтерия. 7.7», «НИВА-СХП», информационно-правовая программа «БИЗНЕС-ИНФО», программное обеспечение «Бухстат» с базой годовых бухгалтерских отчетов по Республике Беларусь, «Бест» и др.

По обеим специальностям увеличено время, отведенное на производственную практику. С целью совершенствования качества практико-ориентированной подготовки студенты факультета направляются для прохождения производственной практики на ведущие предприятия сферы АПК, в контрольно-ревизионные организации, финансовые органы и банковскую систему. Такое взаимодействие с реальным сектором экономики позволяет нашим выпускникам понять специфику предстоящей профессиональной деятельности, проверить свою конкурентоспособность на рынке труда и возможности будущего трудоустройства. Студенты, в совершенстве владеющие иностранными языками, ежегодно пользуются возможностью пройти производственную практику в странах Евросоюза.

Отличительными особенностями факультета являются дружный и сплоченный коллектив преподавателей и студентов, современная материально-техническая база, высокий научный и педагогический потенциал. Учебно-воспитательный процесс и научную работу на уровне современных требований осуществляет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. На шести кафедрах факультета работают 89 штатных преподавателей, из которых 3 доктора наук и 21 доцент. Они ведут подготовку специалистов бухгалтерского профиля по основным видам профессиональной деятельности: учетно-аналитической, контрольно-ревизионной, аудиторской, консалтинговой, организационно-управленческой, нормативно-методической, финансовой и кредитной. Педагогические работники при этом используют индивидуальный подход к обучающимся, признают своеобразие профессионального развития каждого из них: помогают тем, у кого это получается медленнее, поощряют тех, кто смело идет вперед. Им удается оперативно создавать либо обновлять программно-методическое обеспечение традиционных и новых дисциплин, вносить непосредственно в процесс преподавания коррективы, обусловленные, в частности, переходом к личностно-ориентированному обучению, модернизацией блоч-но-модульной технологии (в контексте реализации модульно-рейтиговой системы обучения) и фактической отменой управляемой самостоятельной работы студентов.

Отвечая на вызовы нынешней образовательной ситуации, преподаватели факультета в последнее пятилетие активизировали учебно-методическую работу. За 2011-2015 учебные годы они издали: учебников и учебных пособий - 12; курсов лекций - 7; практикумов, методических указаний и заданий - 207; учебных программ - 44; рекомендаций производству - 2 наименования. Кроме того, подготовлено 26 учебно-методических комплексов на электронном носителе; по ряду профильных и специальных дисциплин, а также по обязательным модулям «Философия» и «Политология» своевременно сданы материалы на сайт дистанционных образовательных технологий (для студентов заочной формы обучения). Детализируем лишь датированные 2014 г. учебные пособия: А. С. Чечеткин. «Основы теории бухгалтерского учета», Е. Н. Клипперт «Бухгалтерский учет», А. С. Чечеткин «Бухгалтерский учет в агроэкотуризме», Н. В. Великоборец и другие «Дипломное проектирование», Б. М. Шундалов «Статистика агропромышленного комплекса».

За период с 1997 по 2015 гг. преподавателями факультета защищено 20 диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук, в том числе три в течение 2010-2014 гг. Три профессора и пятнадцать доцентов руководят магистрантами и аспирантами; подготовка последних также осуществляется и через целевую аспирантуру в других вузах и исследовательских институтах НАН Беларуси. Но одновременно факультет испытывает «отток умов» (brain drain), то есть является своеобразным «донором» научно-педагогических кадров высшей квалификации для отечественных вузов-реципиентов, потеряв за 2001-2014 гг. семь кандидатов наук.

Несмотря на вышеуказанную проблему, факультет имеет приличные результаты в научно-исследовательской работе. Тематика осуществляемых преподавателями научных исследований достаточно вариативна и персонифицирована. Существуют также кафедральные и межкафедральные темы, к каковым относятся и комплексные госбюджетные (хоздоговорные) проекты; за период с 2010 г. по 2014 г. выполнены 2 фундаментальные и 5 хоздоговорных тем на общую сумму 41 млн. рублей. За последнее пятилетие издано отдельными авторами или в соавторстве 11 монографий, в том числе за 2014 г. и 2015 г. (4 издания): С. В. Гудков «Механизм функционирования субъектов малого агробизнеса в новых условиях», В. М. Жудро «Экономическая оценка и повышение устойчивости развития агробизнеса в условиях роста факторов неопределенности внешней среды», С. В. Ко-роткевич «Оценка эффективности функционирования рынка животного масла в интегрированных структурах молочного подкомплекса АПК», А. С. Чечеткин «Методология учета основных средств в Республике Беларусь и ее соответствие международным стандартам финансовой отчетности». В профильных научно-практических журналах, сборниках научных трудов и материалах международных конференций (в том числе зарубежных: Польша, Российская Федерация, Украина и др.) сотрудниками факультета только в 2013-2014 учебном году опубликовано 938 научных работ.

Поворотным событием в плане полномасштабной экспликации эвристического потенциала факультета бухгалтерского учета стало проведение в БГСХА первой Международной научно-практической конференции «Учет, анализ и финансы в организациях АПК: состояние и пути совершенствования» (октябрь 2002 г.). Конструктивный диалог с коллегами из вузов Беларуси, России, Украины, Польши, Казахстана, научно-исследовательских центров НАН Беларуси нашел продолжение на всех последующих международных конференциях, проводившихся под эгидой ФБУ с идентичным или несколько модифицированным проблемным полем. Они получили информационно-имиджмейкерскую поддержку в основных отечественных научно-практических изданиях, адресованных бухгалтерам-профессионалам: «Финансы, учет, аудит», «Главный бухгалтер. Сельское хозяйство». В последние годы, идя в ногу со временем, изменен формат подобных мероприятий: конференции стали проводится в очно-заочной форме. При этом расширилось число неакадемических участников, а материалы конференций благодаря активной позиции руководства факультета и заведующих профильными кафедрами стали издаваться оперативнее. За период с 2010 по 2014 гг. было проведено 10 международных научно-практических конференций, издано 8 сборников научных статей.

Учеба у нас - это семейная атмосфера, творческая обстановка, насыщенная и увлекательная студенческая жизнь. Мы ориентируемся на одаренность каждого студента и используем все возможности для раскрытия этого таланта. На факультете поддерживаются инициатива и творчество, созданы условия для тех, кто талантлив и трудолюбив в спорте, художественной самодеятельности, общественной работе. Много внимания уделяется научно-исследовательской работе студентов. Функционируют 5 студенческих научно-исследовательских лабораторий и 5 научных кружков. Результаты научных исследований, осуществляемых в них, включаются студентами в курсовые, дипломные и конкурсные работы, а также в материалы научных публикаций.

Отдельной строкой - о работе общеакадемического клуба интеллектуальных игр «Олимп», которым руководит старший преподаватель Д. Е. Крюков, а секретарем и играющим тренером является старший преподаватель М. В. Кондратова. Деятельность КИИ «Олимп» признана в академии одной из наиболее важных форм учебной и воспитательной работы во внеучебное время. В еженедельных интеллектуальных турнирах клуба (число участников доходит до 100 человек) используется методика «Что? Где? Когда?», а по своему содержанию они фактически представляют собой межпредметные олимпиады. Руководство клуба, кроме того, проводит цикл турниров в рамках чемпионата БГСХА, ежегодные межфакультетские соревнования «Кубок защитника Отечества» и «Кубок академии»; лучшие команды клуба успешно участвуют в областных, республиканских, международных фестивалях и чемпионатах по различным видам интеллектуальных игр.

Немалой частью студентов нашего факультета НИРС рассматривается, как возможность углубить общетеоретические и специальные знания, приобрести навыки исследовательской деятельности, освоить эвристические приемы и процедуры, от накопления информации перейти к генерированию

идей и продуктивных решений. Такие студенты находят понимание и поддержку у профессорско-преподавательского состава, доверяющего им решение достаточно сложных научно-практических проблем. Руководители факультета и профильных кафедр рассматривают занятия научной работой с талантливыми, креативными студентами как способ селекции наиболее даровитых из них в когорту обучающихся, способных при создании соответствующих условий эффективно эксплицировать свой творческий потенциал, добиваться успехов на поприще науки и педагогики. И это они демонстрируют уже сейчас. Студенческие исследования апробируются на внутриакадемических олимпиадах и конференциях, республиканских и международных конкурсах и конференциях, их статьи публикуются в научных изданиях. За период с 2010 по 2014 гг. на Республиканский конкурс студенческих научных работ направлено 137 исследований (в среднем чуть более 27 работ за каждый год). Пиковый результат приходится на 2014 г. - 39 конкурсных работ, которые отмечены дипломами различных категорий: 9 - присвоена первая категория, 25 - вторая, 5 - третья категория. Этот год дал также рекордное (940) число студенческих публикаций. Почетными дипломами студенческого научного общества в течение 2010-2014 гг. награждены более 80 выпускников факультета.

Наши выпускники - настоящие профессионалы, обладающие деловой компетентностью и необходимой конкурентоспособностью на рынке труда. Приобретенные за годы учебы знания и опыт гражданского активизма помогают им выбрать правильную стратегию жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. Многие из них «на виду» у всей республики, состоялись и как специалисты экстра-класса, и как личности востребованного временем типа - достижителя. Это те, кто обрел жизненную целостность, опирается на настоящий профессионализм, деловую компетентность и стремится к успеху, обладает развитым методологическим и практическим мышлением, включая навыки системного обоснования решения конкретных задач: хозяйственно-экономических, финансовых, бухгалтерско-аналитических и учетно-управленческих, социально-культурных. Освоив программу высшего бухгалтерского образования, наши выпускники адекватно используют механизм учета и контроля, обеспечивают, исходя из своих статусно-стратификационных возможностей, эффективную взаимосвязь личной инициативы и конкуренции субъектов хозяйствования с их социальной ответственностью. Назовем некоторых из них, успешная работа и профессионализм которых существенно повысили имидж факультета.

Ответственность за судьбы и социально-экономическое благополучие жителей всей страны и регионов (областей) «по чину и совести» несут: Л. А. Добрынина - председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; Т. А. Струк - член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам; Е. А. Агей - заместитель председателя Гродненского облисполкома; А. А. Игликов - заместитель председателя комитета государственного контроля Мо-гилевской области; В. В. Титов - заместитель председателя Республиканского комитета профсоюза работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности; М. К. Бондарев - начальник Главного управления Министерства финансов по Могилевской области; О. П. Шепелевич - начальник контрольно-ревизионной службы; О. Л. Далимаева - начальник управления казначейства Главного управления Министерства финансов по Могилевской области; О. Н. Деменковец - начальник главного управления ведомственного контроля Могилевского облисполкома; С. М. Алексеевец -начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Могилевского облисполкома.

Возглавляют районные исполнительные комитеты (либо являются заместителями председателей) и районные Советы депутатов: В. В. Пискижев - председатель Горецкого райисполкома; А. А. Муравьев - председатель Чериковского райисполкома; В. В. Девойно - первый заместитель председателя Осиповичского райисполкома; Н. Н. Шепелевич - заместитель председателя Могилевского райисполкома по экономике; И. И. Ануфриева - заместитель председателя Бобруйского горисполкома по экономике; В. Л. Косолапов - заместитель председателя Мстиславского райисполкома по экономике; Д. В. Готовчик - председатель Горецкого районного Совета депутатов; В. И. Еркович - председатель Круглянского районного Совета депутатов.

Высокорейтинговым финансистом-банкиром стал И. А. Шаланки - ныне исполнительный директор БПС-Сбербанк, а бухгалтерскую службу одного из самых валютообразущих предприятий страны - ОАО «Нафтан» - возглавляет В. А. Коваленко, являясь там главным бухгалтером. Без рекламаций к ассортименту и качеству выпускаемой продукции руководят крупными предприятиями: Г. П. Воронцов - генеральный директор ОАО «Слуцкий мясокомбинат», А. И. Кавецкий - генеральный директор ОАО «Слонимский мясокомбинат»; Т. А. Струк - директор ОАО «Отор», которая признавалась человеком года Гомельской области (2010) и лучшим руководителем года (2009-2011 гг.).

В родной академии, гармонично сочетая административно-управленческую работу с преподавательской деятельностью и научным творчеством, немало делают для устойчивого развития своей а1-ma mater в парадигме и формате Болонского процесса А. А. Чечеткин - директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров БГСХА и С. В. Гудков - проректор по учебно-воспитательной работе. На поприще науки и в отечественном вузовском образовательном пространстве реализуют свой интеллектуальный и педагогический потенциал: А. Г. Ефименко - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и организации производства (Могилев-ский ГУП); Л. В. Корватовская - кандидат экономических наук, декан бухгалтерского факультета (Гродненский ГАУ); А. П. Михалкевич - кандидат экономических наук, профессор (БГЭУ); Ю. Н. Селюков - кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по науке РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»; А. П. Такун - кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором экономики агросервиса РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»; И. П. Казакевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором финансов РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»; и др.

Бережное и творческое отношение к опыту жизнедеятельности факультета, его почти полувековым традициям позволяют декану Н. В. Великоборец и неравнодушным к его судьбе сподвижникам -заместителям декана (А. А. Курляндчик - по учебной и научной работе, Д. Е. Крюков - по воспитательной работе, С. В. Короткевич - по учебной работе, М. Е. Шило - по практическому обучению, А. А. Гайдуков - по спортивно-массовой работе) - адекватно и рационально оценивать наработанный потенциал, упущенные шансы и неиспользованные ранее резервы. И исходя из этого, прояснить перспективы развития, приоритетные цели и средства их достижения (организационно-управленческие, маркетинговые, учебно-дидактические, идеолого-воспитательные, и др.). Вот почему вполне закономерным стало возвращение факультета бухгалтерского учета по итогам предшествующего учебного года в число академических лидеров - 3-е место в смотре-конкурсе факультетов и кафедр.

В этот итоговый успех свой вклад внесли все сотрудники факультета, лучшие из которых стали победителями и/или призерами академического смотра-конкурса профессионального мастерства преподавателей (март 2014 г.). Приведем в разрезе кафедр количество дипломов (и фамилии дипломантов), «завоеванных» в различных номинациях. Кафедра бухгалтерского учета в сельском хозяйстве: 1-е место в номинации «Учебно-методические комплексы для самостоятельной работы студентов, курсы лекций, пособия с грифом УМО» (А. С. Чечеткин); 2-е место в номинации «Учебно-методические комплексы для самостоятельной работы студентов, курсы лекций, пособия с грифом УМО» (А. С. Чечет-кин); 3-е место в номинации «Учебники и учебные пособия с грифом Министерства образования» (А. С. Чечеткин, Л. Н. Корнеева, З. Н. Кулько). Кафедра статистики и экономического анализа: 1-е место в номинации «Учебники и учебные пособия с грифом Министерства образования» (Б. М. Шунд-алов); 2-е место в номинации «Учебники и учебные пособия с грифом Министерства образования» (Б. М. Шундалов); 3-е место в номинации «Учебно-методические комплексы для самостоятельной работы студентов, курсы лекций, пособия с грифом УМО» (И. И. Лобан, Е. П. Державцева, Б. М. Шунда-лов, Н. В. Великоборец, В. В. Мангутова); 3-е место в номинации «Учебно-методические комплексы для самостоятельной работы студентов, курсы лекций, пособия с грифом УМО» (Е. П. Державцева, Б. М. Шундалов, А. А. Рудой, В. В. Мангутова, А. А. Гайдуков); 3-е место в номинации «Научно-исследовательская работа» (Г. В. Миренкова, Т. Н. Троцко, С. В. Короткевич, Е. П. Державцева); 2-е место в номинации «Научно-исследовательская работа студентов» (А. М. Молчанов). Кафедра финансов и контроля в сельском хозяйстве: 3-е место в номинации «Учебно-методические комплексы для самостоятельной работы студентов, курсы лекций, пособия с грифом УМО» (О. М. Недюхина); 3-е место в номинации «Научно-исследовательская работа» (И. П. Лабурдова, А. В. Петракович, Н. А. Засем-чук, Н. М. Коробова). Кафедра философии и политологии отмечена четырьмя дипломами: I степени - в номинации «Научно-исследовательская работа студентов» (Ф. С. Приходько); II степени - в номинации «Научно-исследовательская работа» (В. В. Ивчик); III степени - в номинации «Учебно-методические комплексы, курсы лекций, пособия с грифом УМО, материалы по повышению квалификации и переподготовке кадров» (В. В. Ивчик); III степени - два диплома в номинации «Научно-исследовательская работа студентов» (Р. В. Попова, В. А. Сидорова). А кафедра бухгалтерского учета в отраслях АПК по итогам работы за 2013-2014 учебный год в академическом смотре-конкурсе факультетов и кафедр в номинации по группам кафедр экономического профиля заняла II место, совершив «восхождение на пьедестал» с последнего, 12-го места в предшествующем году.

Сложившаяся на факультете атмосфера доброжелательства, равнопартнерского сотрудничества преподавателей и студентов укрепляет веру обучающихся в собственный творческий потенциал, поз-

воляет их инициативы и творчество воплотить в конкретные дела и результаты. Так, по итогам 20132014 учебного года студенты ФБУ стали лучшими в академии в двух самых престижных номинациях: «Лучшая группа академии» (4 курс, 7 группа) и «Лучший студент академии» (студентка 4 курса Алина Кошель). Достойно, на высоком художественно-эстетическом уровне выступала художественная самодеятельность - 3-е место среди факультетов в культурной жизни академии, а на «Академической весне» совсем немного не «добрали» до победы - заняли 2-е место.

Мы вправе констатировать следующее. Опираясь на сложившиеся традиции и модернизируя в соответствии с новой образовательной парадигмой учебно-воспитательный процесс, нашему факультетскому педагогическому коллективу удается сохранять свою аутентичность и приверженность к гражданской ответственности и подлинной интеллигентности, лапидарно выраженную в кредо международной ассоциации бухгалтеров «Наука - совесть - независимость». Соблюдение этих принципов - залог того, что их обладатель - человек по-современному образованный, достойный и не способный на сделки с совестью. Мы знаем, что хороший бухгалтер стоит дорого, а плохой - еще дороже. И делаем все для того, чтобы будущие специалисты учетного профиля творчески и высокопрофессионально выполняли свое дело, понимая, что бухгалтерский учет - это только дополнение к деловому мышлению, гражданскому и служебному долгу, а никак не их замена.

УДК 378

Н. Ф. ВОРОБЬЕВА

ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО НА РЫНКЕ ТРУДА

Одним из факторов поступательного развития человеческого потенциала нашей страны является стремление молодых людей к получению среднего специального и высшего образования, что обусловлено прежде всего сохранением престижа образования в белорусских семьях. Эту тенденцию можно считать одной из безусловных заслуг белорусского общества и дополнительным конкурентным преимуществом страны в целом. Не только молодые люди готовы продолжать свое обучение, получая более высокий уровень квалификации, но и семьи готовы продолжать нести бремя образования своих близких, стимулируя их к получению не только высшего образования первой ступени, но и к обучению в магистратуре, и достаточно часто - к получению второго высшего образования.

При получении первого высшего образования, как правило, в дневной форме, а в последние годы и в заочной форме получения образования, имеют место две проблемы: во-первых, неосознанный, не подкрепленный индивидуальными творческими устремлениями молодого человека и его интересом к будущей профессии выбор вуза и специальности и, во-вторых, историческая оторванность дневной формы получения образования от практики. Классическая фраза при приеме молодого специалиста на работу «Забудь все, чему тебя учили в институте и начинай изучать реальное производство» употребляется все еще достаточно часто. С одной стороны, изучение социально-гуманитарных и общенаучных дисциплин, безусловно, необходимо для формирования личности человека и позволяет специалисту с высшим образованием иметь более высокий культурный уровень по сравнению с обладателями только среднего и даже среднего специального образования. С другой стороны, отсутствие интереса у молодого человека к получаемой им в вузе специальности приводит к формальному восприятию им необходимости изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин и в равной мере к освоению технологий, приобретению умений и навыков в ходе предусмотренных учебным планом практик. К сожалению, при получении первого высшего образования достаточно часто студент действует по принципу «сдал - забыл», опять же в силу недостатка жизненного опыта и уверенности в том, что в изучаемой отрасли он надолго не задержится. Это отсутствие интереса к получаемой профессии, выбор молодым человеком и его родителями вуза и будущей специальности без учета его индивидуальных склонностей, творческих устремлений, жизненных интересов является сегодня проблемой нашего общества. Молодые люди к окончанию школы все еще остаются инфантильными, не готовыми к самостоятельному принятию решений, полагаются на жизненный опыт, профессиональные и личные контакты родителей, которые их содержат и готовы опекать в течение еще нескольких лет, но при этом зачастую выбирают наиболее экономичный путь получения детьми высшего образования без учета их индивидуальных склонностей, выбирают вуз, факультет, специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.