Научная статья на тему 'Управители искусные и опытные'

Управители искусные и опытные Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Жанна

Серия публикаций к юбилею БГСХА Белорусской государственной сельскохозяйственной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directors are skilled and experienced

A series of publications for the anniversary of the BSAA the Belarusian state agricultural Academy.

Текст научной работы на тему «Управители искусные и опытные»

Белорусская государственная сельхозакадемия — национальное достояние страны, правопреемник Горы-Горецкого сельскохозяйственного института, широко известного во всем мире. Именно в нем 170 лет назад было положено начало аграрной науке и образованию.

Причем с первого дня своего существования он заявил о себе как серьезное образовательное заведение: здесь было создано первое в мире учебно-опытное поле, сконструирован прототип зерноуборочного комбайна, заложен единственный в России гончарный дренаж.

Почти двухвековые традиции БГСХА бережно хранит и приумножает. Сегодня это один из ведущих сельскохозяйственных вузов Европы. На площади 135 га разместилось 16 учебных корпусов, 12 студенческих общежитий, библиотека с книжным фондом свыше миллиона томов, компьютерный центр, столовая и целый жилой микрорайон.

На 60 кафедрах работает более 600 преподавателей, среди которых 3 академика НАН Беларуси, 4 члена-корреспондента, 53 доктора наук и профессора, свыше 300 кандидатов наук и доцентов. На 16 факультетах очного и заочного отделений обучаются 15 тыс. студентов по 32 специальностям и специализациям.

Управители искусные и опытные

Точкой отсчета истории БГСХА следует считать 15 августа 1840 г., когда в Горы-Горецкой земледельческой школе приступили к подготовке управляющих крупными имениями, то есть, говоря современным языком, менеджеров-аграрников. Это событие стало «эпохой в летописях сельского хозяйства в России». Школа имела два разряда: первый — младший и второй — старший. Об открытии старшего и правилах приема в него юношей с гимназическим образованием было объявлено в российских газетах и журналах, а также сообщено попечителям учебных округов и другим учреждениям для оповещения учебных заведений, из которых желающие могли поступать в ГЗШ. Первым директором школы был назначен доктор философии Ф.Ф. Стендер, окончивший в 1823 г. Дерптский университет (Эстония) и обучавшийся затем в ростокском университете.

В то время в России не готовили для сельского хозяйства ни экономистов, ни зоотехников, ни агрономов, ни инже-

неров, ни других специалистов узкого профиля. В старшем разряде школы получали специальность практические агрономы, с тем чтобы уметь «управлять значительными имениями с ведением улучшенного хозяйства по собственному их плану». Для этого студенты помимо общеобразовательных изучали специальные предметы — растениеводство, скотоводство, садоводство, сельскохозяйственные технологии, а также дисциплины экономико-правовед-ческого содержания: домоустройство, хозяйственную географию и статистику, энциклопедию камеральных наук, сельского хозяйства, финансы и кадастр, бухгалтерию и политическую статистику, правоведение, упражнения в сочинении. особое место уделялось практическому судопроизводству и практике по счетоводству и составлению хозяйственных проектов. Одновременно с теоретическими занятиями учащиеся должны были выполнять и практические работы, среди которых предусматривались экскурсии по фольваркам, участие в посевах

и уборке урожая, использование сельскохозяйственного инвентаря, работы в химической лаборатории по анализу почвы, молока, изучение «секретов» скотоводства и пр. Таким образом, учебный план был нацелен на подготовку в основном управляющих казенными имениями и чиновников Министерства государственных имуществ, специалистов-универсалов, которые могли осуществлять административно-экономическую деятельность.

В 1848 г. высший разряд учебного заведения преобразован в институт «с правом университета», а низший — в земледельческое училище — среднюю сельскохозяйственную школу с четырехлетним сроком обучения. Выпускникам училища присваивалось звание «ученого управительного помощника», а через шесть лет работы они получали аттестат «ученого управителя».

четырехлетний срок обучения в Горы-Горецком земледельческом институте позволял готовить специалистов-универсалов: одновременно и полевода, и животновода, и экономиста, и инженера.

За годы существования Горы-Горец-кого земледельческого института его окончили 569 человек, из них 34% работали управляющими имениями, 17% занимались научно-педагогической деятельностью. Среди выпускников — вы-

дающиеся ученые: первый доктор сельскохозяйственных наук в россии А.В. Советов, профессор Горы-Горецкого земледельческого института, Санкт-Петербургского земледельческою института и Петровской земледельческой и лесной академии И.А. Стебут, профессор Санкт-Петербургского земледельческого института и Петровской земледельческой и лесной академии А.П. людаговский, известные своими научными трудами в области экономики и организации сельского хозяйства, а также многие другие.

Горы-Горецкий земледельческий институт внес большой вклад в развитие сельскохозяйственного образования в россии. Ни одно сельскохозяйственное учебное заведение не дало государству столько специалистов, как ГЗИ.

После октябрьской революции, в 1919 г., институт был восстановлен, в 1925 г. к нему был присоединен Белорусский институт сельского хозяйства, основанный в Минске в 1922 г., и создана белорусская сельскохозяйственная академия.

За 170-летнию историю БГСХА подготовлено более 82 тыс. специалистов для сельскохозяйственного производства, управления, науки и образования. Многие из них стали видными государственными деятелями, учеными, руководителями крупных учреждений и предприятий. 24 выпускникам академии

присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда, 2 — Героя Советского ^юза, 16 — заслуженного деятеля науки и техники, 60 — заслуженного работника сельского хозяйства.

Сегодня 44 выпускника академии работают на должности председателей районных исполнительных комитетов, 46 — начальниками сельскохозяйственных управлений районных исполнительных комитетов, 8 — генеральными директорами НПЦ и институтов НАН Беларуси, 3 — ректорами вузов, 21 — академики и члены-корреспонденты НАН беларуси. академия по праву гордится тем, что в числе ее знаменитых выпускников и Первый Президент республики беларусь — А.Г. лукашенко.

Эпоха в летописи сельского хозяйства

Алексей Михайлович Богомолов — живая легенда БГСХА, известный белорусский ученый в области агрономии, в течение 15 лет возглавлявший кафедру селекции и семеноводства академии, почетный профессор академии, заслуженный агроном БССр, участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами Отечественной войны II ст., Славы III ст., Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», 20 государственными медалями и медалями ВДНХ СССР, тремя Почетными грамотами Верховного Совета БССР. Автор более 500 научных, учебно-методических работ, газетных статей, книг и рекомендаций. Инициатор проекта реконструкции Парка Победы в районе дендропарка БГСХА.

В канун юбилея мы попросили Алексея Михайловича поделиться своими воспоминаниями об основных вехах его жизни.

В 1938 г. я поступил на селекционное отделение агрономического факультета БГСХА. Студенческая жизнь была похожа на калейдоскоп: увлекательные лекции профессоров Кавцевича, Красикова, Годнева, Медведева, Самбикина, Сафронова, научные исследования на кафедре ботаники, занятия в секции легкой атлетики, участие в академическом хоре и работа со студентами в фотокружке.

Все экзамены сдавал только на отлично. А когда на втором курсе был назначен старостой группы, то приобрел и первый навык руководства и ответственности за коллектив. Этот опыт мне очень помог во время войны в должностях командира отделения и заместителя командира взвода разведки пехотного полка, а в мирное время — на посту директора сельскохозяйственной опытной станции, заведующего кафедрой селекции и семеноводства, проректора по научной работе БГСХА.

В моем становлении как ученого-агронома основную роль сыграли заведующий кафедрой ботаники профессор Борис Вакар и заведующий кафедрой селекции и семеноводства академик Аркадий Лап-по. Борис Анатольевич в 1946 г. принял меня, студента 4-го курса, по совместительству работать агротехником по восстановлению Ботанического сада, где немцы три года пасли лошадей. Поручил цитологические исследования гибридов пшеницы и ржи, которые впоследствии использовались для создания новой зерновой культуры тритикале. Общение с Аркадием Ивановичем о значении и методах селекции полевых культур еще больше укрепили меня в желании посвятить селекции свою жизнь. В 1947 г. мы

с супругой Марией были направлены на работу на старейшую в БССР Бенякон-скую сельскохозяйственную опытную станцию.

Приобретенные в БГСХА, а также в аспирантуре АН БССР под руководством академика лаппо знания помогли мне улучшить сорт озимой ржи Беняконская, который в 1950 г. был районирован в Гродненской, Барановичской и Минской областях БССР и Вильнюсской области Литвы. С каждым годом его посевы увеличивались. В 1959 г. мы создали новую базу опытной станции в центре области и перевели Беняконскую сельскохозяйственную опытную станцию в Щучин. Здесь работа была значительно расширена, число сотрудников увеличилось с 12 до 120, площадь земли — с 400 до 8 тыс. га. И спустя 5 лет Беняконскую рожь в Беларуси и Литве комбайны жали уже на миллионе гектаров, а каждая вторая буханка ржаного хлеба выпекалась из зерна этого сорта.

В 1965 г. ученый совет БГСХА избирает меня заведующим кафедрой селекции и семеноводства. Для повышения качества подготовки специалистов мы вместе с профессорами А.З. Латыповым и Г.И. Таранухо, доцентами А.Ф. Зарец-ким, Н.В. Караульным, В.З. Шарапо, В.И. Бушуевой и другими сотрудниками ввели обязательную подготовку дипломных работ всеми студентами селекционного отделения с первого дня занятий в вузе, то есть сделали их соисполнителями определенной части научно-исследовательской работы кафедры. Это обеспечило формирование в Беларуси высококвалифицированного кадрового потенциала и возделывание отечественных сортов на 80% сельхозугодий.

За 170-летнюю историю, которую насчитывает Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, в вузе сложились определенные традиции и в сфере образования, и воспитания. Они несут с собой здоровый консерватизм, позволяющий из поколения в поколение передавать эстафету более чем полуторавекового опыта, знаний и умений педагогических и научных школ. Свое предназначение БГСХА видит в обеспечении страны профессиональными кадрами высшей квалификации. О том, как удается академии сочетать традиции с современным образовательным процессом, инновационными подходами обучения, мы беседуем с ее ректором — доктором ветеринарных наук, профессором Александром КУРДЕКО.

Образовательная эстафета БГСХА

— Сейчас, когда в образовании делается ставка на прагматизм, есть ли в нем место консерватизму?

— Следование традициям — это и есть тот консерватизм, который присущ устоявшимся и прошедшим проверку временем научно-педагогическим коллективам. Все годы существования академии неизменными остаются высокие требования к профессионализму профессорско-преподавательского состава, ответственность каждого педагога и всех сотрудников за качественную подготовку молодых специалистов, владеющих не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками. В центре внимания — вопросы приобщения молодежи к духовным и нравственным ценностям, воспитание чувства гордости за страну, в которой мы живем и на благо которой работаем. В этом нет ничего нового, мы только выполняем миссию, возложенную государством на высшую школу.

— Вручение профессорских мантий преподавателям — это часть прошлого или нововведение?

— История известных нам сегодня академических регалий — мантии и конфедератки — берет свое начало в средневековье. Это привилегия людей, обладающих ученой степенью. Почетная профессорская мантия—свидетельство признания заслуг и особого уважения коллег к тому, кто своим трудом поднял престиж профессии на новую высоту. В европейских университетах такая атрибутика является неотъемлемой частью всей академической культуры. Мы переняли традицию облачения в профессорскую мантию не так давно, но она уже прижилась и стала особым знаком отличия и символом принадлежности к нашей альма-матер.

— Академия всегда готовила управленцев-хозяйственников. Когда-то здесь постигали азы управления

крупными казенными и частными имениями, домоустройства, хозяйственной географии и статистики, энциклопедии камеральных наук, практического судопроизводства. Есть ли в этом списке специальности, адаптированные к требованиям современности?

— У нас и сегодня ведется подготовка по целому спектру схожих профессий: экономика и управление на предприятии, коммерческая деятельность, маркетинг, земельный кадастр. Выпускники последней специальности работают в области управления земельными ресурсами коммунальной и государственной собственности. Для агрогородков мы готовим специалистов по сельскому строительству и обустройству территорий. Так что кое-что осталось, только претерпело изменения,«приспособилось» к нынешней аграрной экономике. В стадии разработки находится учебно-программная документация по открытию новых

направлений, например агроэкотуризм. Кстати, сюда и будут входить дисциплины по домоустройству, управлению частными хозяйствами — пчеловодство, садковое рыбоводство. В планах — подготовка специалистов по переработке продукции растениеводства и животноводства.

— Современная высшая школа немыслима без лабораторно-иссле-довательских комплексов с самым современным оборудованием. Чем располагает ваш вуз?

— В академии 130 учебных и научных лабораторий, 4 из них аккредитованы на право проведения испытаний в Системе аккредитации Республики Беларусь. Это научно-исследовательские лаборатории испытания двигателей внутреннего сгорания и топлива, химико-экологическая, лаборатория качества молока и испытательная качества семян. Завершается аккредитация лаборатории прикладной эндокринологии, ветеринарной медицины.

Для проведения исследований в области агротехники, селекции растений и их химической защиты имеются опытное поле площадью 260 га, селекционное в 5 га, опытное овощеводческое поле «Рытовские огороды» и опытно-коллекционный сад.

В этом году планируется открытие четырех учебно-научно-исследовательских институтов по основным видам деятельности академии. Все лаборатории оснащены современными приборами и оборудованием. Только за последние пять лет на эти цели выделено более 7 млрд руб.

СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕХА — ЛЮДИ

— Если учреждение образования обладает научной базой и достаточным количеством ученых, оно обязано заниматься фундаментальными исследованиями, поскольку должно создавать базу для

совершенствования собственно образовательного процесса и определения прорывных технологий и «точек роста» экономики.

Научно-исследовательская работа в академии согласуется с профилем подготовки специалистов сельскохозяйственного производства. Поэтому все проекты, в которых мы участвуем, а академия — исполнитель 8 государственных программ фундаментальных ориентированных и прикладных научных исследований — направлены на развитие сельхозотрасли. Среди них: «Биотехнология», «Селекция, семеноводство и генетика», «Животноводство и ветеринария», «Земледелие и механизация», «Создание национального генетического фонда хозяйственно полезных растений», «Плодоводство», «Агрокомплекс — возрождение и развитие села» и др.

Всего за последние пять лет учеными академии выполнено 348 научно-исследовательских договоров. Экономический эффект от внедрения научных разработок в производство за этот период составил 7186,1 млн руб., ожидаемый — 16 274 млн руб. Результаты научно-исследовательских работ используют 88 сельскохозяйственных и других предприятий республики.

— От потенциала вуза зависит успех всего коллектива. О каких научно-педагогических школах можно говорить касаемо вашего вуза?

— Их у нас 19, и все они вносят существенный вклад в образовательный процесс и развитие аграрной науки. В академии сформировались коллективы ученых, разрабатывающих актуальные фундаментальные и прикладные направления сельскохозяйственного профиля. Огромный вклад в развитие селекции, генетики и технологии возделывания сельскохозяйственных культур внес член-корреспондент НАН Беларуси Григорий Таранухо. На счету его школы 8 сортов желтого и узколистного люпи-

на, 2 сорта клевера лугового и галеги восточной, проводится селекционно-генетическая работа по озимой пшенице, ржи и яровому ячменю, разработаны особенности сортовой технологии возделывания их на семена. Им опубликовано около 300 научных, учебно-методических работ и рекомендаций, написано 14 учебников и учебных пособий, 4 монографии, получено 14 авторских свидетельств на сорта и изобретения.

На всю страну известна школа заведующего кафедрой агрохимии доктора сельскохозяйственных наук Игоря Виль-дфлуша. Коллектив ученых под его руководством занимается решением проблем оптимизации фосфатного режима дерново-подзолистых почв, исследованием эффективности новых форм удобрений, бактериальных диазотрофных и фосфатмобилизующих биопрепаратов, регуляторов роста, средств защиты растений. В 2003 г. ему присуждена Государственная премия Республики Беларусь в области науки и техники, в 2006 г. — премия НАН Беларуси.

Профессор кафедры почвоведения доктор сельскохозяйственных наук Анна Горбылева — лауреат премии им. академика Д.Н. Прянишникова, занимается установлением закономерностей, протекающих в системе «почва — растение — удобрение» в условиях интенсивной химизации дерново-подзолистых почв.

Обладатель Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники, академик НАН Беларуси и РАСХН, заместитель Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Александр Цыганов известен своими разработками экспрессивных методов и методик анализа качества сельскохозяйственной продукции, приемов получения экологически чистой продукции. Широкую известность в республике и за рубежом получили научно-педагогические школы М.З. Фрей-дина, Э.А. Петровича, Д.И. Мельничука, М.Е. Николаева, П.У. Равового, Н.В. Чай-

чица, В.А. Хитрюка, В.Ф. Колмыкова, В.В. Быкова, П.Н. Котуранова, А.С. До-бышева, П.А. Саскевича и других ученых академии.

— Надо понимать, сотрудники имеют стимул для занятия научной и образовательной деятельностью?

— В академии разработано положение по материальному стимулированию. В соответствии с ним за творческие достижения в работе, применение нетрадиционных новаторских подходов, форм и методов, наиболее значимые исследования устанавливаются надбавки к ежемесячной заработной плате, выплачиваются разовые премии. Например, за защиту в плановый срок кандидатской диссертации преподавателю в течение года полагается надбавка в размере 30% от оклада, за защиту докторской — 50%. Такие же поощрения действуют и в отношении полученных патентов на изобретения, за издание монографий, внедрение научных разработок в производство.

— Александр Павлович, в высшей школе наблюдается устойчивая тенденция старения педагогических кадров, слабый приток в отрасль молодых специалистов. Как обстоят дела у вас?

— Такой процесс характерен и для нашего вуза. Основу преподавателей академии составляют специалисты от 49 лет, и лишь 12,4% — это сотрудники до 29 лет. Мы осуществляем системную работу по омоложению кадров, росту их профессионального уровня. Для этих целей проводятся курсы повышения квалификации при ведущих специализированных вузах и научно-исследовательских учреждениях республики, кратковременные и длительные стажировки в ближнем и дальнем зарубежье. Большая работа ведется по привлечению к преподавательской и исследовательской деятельности талантливых, перспективных молодых выпускников.

В академии открыта аспирантура по 38 специальностям по 8 отраслям науки и докторантура по 12 специальностям в 3 отраслях. В настоящее время по очной форме в ней обучается 111 человек, по заочной — 17. Успешно функционируют четыре совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БГСХА

— Одним из наиболее актуальных направлений в экономике является развитие инновационного сектора. Каков вклад академии в этот процесс?

— У нас действует целая программа — «Наука и инновационное развитие УО БГСХА на период до 2015 г.». Ее важнейшая составляющая — подготовка инновационных менеджеров. В академии созданы инновационные агротехнопарки — учебно-научный центр «Опытные поля БГСХА» и учебно-научно-производственный региональный центр практического обучения. Они обеспечивают и практическую подготовку студентов, и повышение квалификации, и переподготовку преподавателей, и стажировку руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса, и проведение научно-исследовательских работ.

— Как складываются взаимоотношения вуза и бизнеса, есть ли примеры успешного сотрудничества?

— В этой связи хотел бы выделить несколько взаимосвязанных направлений деятельности академии. Во-первых, мы идем путем создания филиалов кафедр в различных сферах агробизнеса: сельскохозяйственные организации, перерабатывающие предприятия, агросервис-ные структуры и т.д. — в зависимости от специальности. В настоящее время функционируют 75 таких филиалов. Во-вторых, ведется научная и внедренческая деятельность по договорам с сельхозпредприятиями. Например,

в этом году с аграриями Могилевской области заключено 95 научно-исследовательских договоров. Их могло быть и больше, но сказывается дефицит финансовых средств у заказчика.

В-третьих, мы практикуем проведение образовательных семинаров в академии с участием активных операторов рынка сельскохозяйственной техники. В ближайшее время будет проведен такой семинар с фирмой «Штотц Агро-Сервис», а компания «Класс» на нашей базе в октябре 2010 г. организует олимпиаду, участниками которой будут студенты России и Беларуси.

Есть свои успехи и в коммерциализации научных разработок. Более 240 результатов научных работ студентов за последние три года внедрены в производство и учебный процесс. Лучшие были представлены на выставках различного уровня: «Белагро», Республиканском бале выпускников высших учебных заведений. В этом же ряду стоит конкурс инновационных проектов «Кубок инноваций» —учредитель ЗАО «Технологический парк «Могилев». В нем принимают участие и наши студенты, не отдельные люди и проекты, а команды, в составе которых не только создатели идеи, но и экономисты, менеджеры. Заключительный этап завершается приглашением бизнесменов. Прямой контакт с бизнесом привлекает внимание предпринимательских структур к идеям молодых.

—Владеет ли академия прорывными технологиями, которые нуждаются в инвестициях?

— Такие разработки есть и в области растениеводства, и в области животноводства. Однако факторами, сдерживающими процесс ускоренного их освоения, являются высокая стоимость технологической и технической документации на этапах подготовки и освоения производством научно-технических достижений, отсутствие стимулирующих рыча-

гов, повышающих заинтересованность производителей в освоении новаций, а также нормативных актов по защите интеллектуальной собственности на результаты НИОКР. В итоге, несмотря на то что отечественная аграрная наука предлагает массу инновационных идей, они медленно осваиваются по причине финансового голода, слабой мотивации, а также повышенной ответственности и высокой степени риска тех, кто хотел бы иметь с ними дело.

—Какие из ваших наработок готовы к практическому использованию?

— В стадии завершения находится проект строительства учебно-практического центра по аквакультуре, в функции которого будут входить инкубация и подращивание ценных видов промысловых рыб: радужной форели как основного вида, осетровых — стерляди и ленского осетра и др. Производственная мощность цеха за один цикл — 200 тыс. штук молоди радужной форели. Планируется, что центр будет работать по технологии замкнутого водоснабжения, которое позволит уменьшить расход комбикорма на 1 кг прироста рыбы, выращивать экологически чистые продукты, поддерживать оптимальные параметры воды, в том числе и температуру, что особенно важно в связи с аномальными климатическими условиями последних лет. Это новое, современное индустриальное направление в аквакультуре.

Еще один готовый проект — реконструкция тепличного хозяйства. Его модернизация позволит вести подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов по плодоовощеводству и декоративному садоводству, агрономии, селекции растений, агрохимии, защите растений, мелиорации и ирригации и существенно ускорить процесс размножения новых сортов овощных, декоративных и цветочных культур.

ОРИЕНТИР НА ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

— Выжить или творить — как часто вы сталкиваетесь с необходимостью такого выбора?

— Нередко, но несколько в ином порядке: творить, чтобы выжить. Термин «выживаемость вузов» был запущен в начале 90-х гг., сегодня он менее актуален, но все еще сказывается в силу необходимости «борьбы» за абитуриента, укрепления имиджа и финансового благосостояния вуза.

Не секрет, что существует определенное несоответствие между тем, чему учат, и тем, что требует рынок. Знания и технологии устаревают быстро, поэтому необходимо развивать опережающее образование — готовить специалистов для решения будущих проблем инновационной социально ориентированной экономики. Система отечественного высшего образования имеет много положительных сторон: разработано новое поколение образовательных стандартов и учебно-программной документации, формируются вузовские системы менеджмента качества, осуществлен переход на многоуровневую систему образования. Дело за тем, чтобы количество инноваций переросло в качество.

Все это относится и к высшей аграрной школе. Главное здесь — развитие востребованных специальностей и оптимизация содержания профессионального образования, а также обеспечение конкурентоспособности академии на рынке образовательных услуг.

— Возможно ли развитие агрообра-зования без интеграции в мировое пространство? Как подобная интеграция должна проходить?

— Без этого никак не обойтись. Конечно, мы должны учитывать и поддерживать тенденции международного образовательного пространства. Это особенно актуально для системы агрообразо-вания, так как престиж сельскохозяй-

ственных специальностей падает, и это общемировая проблема. Изучать и использовать опыт подготовки специалистов необходимо, но примерять чужую образовательную модель, копировать ее содержание не стоит. А вот развивать сотрудничество с университетами других стран, совместно проводить международные конференции, обмениваться знаниями, практиковать взаимные стажировки преподавателей и научных сотрудников — надо.

— Следует ли увязывать отечественные образовательные стандарты с европейскими?

— В странах Евросоюза нет стандартов, аналогичных нашим или российским. Поэтому правильнее говорить о совместимости образовательных программ, выработке принципов их сопоставимости. У нас, например, велика аудиторная составляющая, солидная фундаментальная подготовка. В европейских же вузах больше внимания уделяется самостоятельной работе студентов и более узкой специализированной подготовке. Стержнем наших образовательных программ является компетентностный подход, способствующий качественной подготовке образованной и гармонически развитой личности.

— Какой бы вы хотели видеть БГСХА через 10лет?

— Так далеко заглядывать не берусь, но через 5 лет, к следующему юбилею — 175-летию, мне хотелось бы, чтобы академия реализовала концептуальную модель подготовки кадров для АПК: «Специалист должен быть знающим, умеющим и болеющим за свое дело». чтобы у студентов и преподавателей были все условия для профессиональной работы, учебы и самореализации. А девиз «Знание. Умение. Развитие. Процветание» стал бы не просто набором звучных слов, но был подкреплен практикой, над чем мы неустанно трудимся.

Жанна КОМАРОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.