Научная статья на тему 'Старейшина высшего аграрного образования – 175 славных лет'

Старейшина высшего аграрного образования – 175 славных лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старейшина высшего аграрного образования – 175 славных лет»

УДК 378.095:63(476.4)

П. А. САСКЕВИЧ

СТАРЕЙШИНА ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - 175 СЛАВНЫХ ЛЕТ

15 августа 2015 г. исполнилось 175 лет со дня открытия земледельческой школы в Горках. Тем самым было положено начало пути к высшему сельскохозяйственному образованию в России: от Горы-Горецкого земледельческого института до действующей ныне Белорусской государственной орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции сельскохозяйственной академии. В процессе развития аграрного образования путь этот изобилован интересными в историческом плане событиями и фактами. Интерес к истории академии понятен: это уникальный вуз, alma-mater высшего аграрного образования в России. Предыстория открытия земледельческой школы в Горках напрямую связана с деятельностью императорского Вольного экономического общества, учрежденного в России в целях улучшения сельского хозяйства и повышения производительности крепостного труда. Вольное экономическое общество являлось центром экономической мысли либеральных помещиков, занималось научной агрономической деятельностью, вопросами просвещения и грамотности народа, публиковало обзоры агрономического движения в России. В его работе в разное время (1765-1915 гг.) принимали участие Г. Р. Державин, И. В. Вернадский, Д. И. Менделеев, В. В. Докучаев, Л. Н. Толстой, А. Б. Струве и многие другие известные в истории личности. История гласит, что в сентябре 1833 г. Президент Вольного экономического общества Н. С. Мордвинов подал императору Николаю I специальную записку о состоянии сельского хозяйства в России, в которой указывалось, что «крестьяне пашут, сеют и жнут, как и 100 лет назад». И это, считалось, происходит от издержек в просвещении и науке о сельском хозяйстве. Мордвинов, будучи сам крупным помещиком, выдвинул проект постепенной ликвидации крепостного права в России путем выкупа крестьянами личной свободы, но без земли. Его предложения не остались без внимания: во внутренней политике государства крестьянский вопрос стал наиболее важным. В 1837 г. было основано Министерство государственного имущества для управления казенными землями. Не осталась без внимания и записка императору о неудовлетворительном состоянии сельского хозяйства в России. Она была рассмотрена на заседании Кабинета Министров, на котором приняли решение о создании Комитета об усовершенствовании земледелия в России. Комитет принял решение об открытии земледельческой школы с двумя разрядами - высшим и низшим. Возник первый вопрос: где строить школу? Выбор пал на Горы-Горецкое казенное имение в Могилевской губернии, принадлежавшее ранее графу Сологубу и конфискованное за долги. В имении были хозяйственные постройки и излишки рабочей силы. 24 апреля 1836 г. решение об основании земледельческой школы было утверждено указом императора, гласившем «... повелели мы министру финансов приступить неотлагательно к учреждению земледельческой школы с образцовым сельским хозяйством ... мы утвердили прилагаемое при сем Положение о Горы-Горецкой земледельческой школе. Повелеваем правительствующему Сенату вышеозначенное Положение привести в надлежащее исполнение». Началось строительство школы. В течение трех лет было построено и сдано в эксплуатацию 35 различных зданий, хозяйственных построек, учебных и производственных объектов. Вместе с новой инфраструктурой школе были переданы прилегающие земли и около трех тысяч проживающих на них крестьян. 15 августа 1840 г. состоялось торжественное открытие школы, на котором присутствовало около 400 человек. Первым директором земледельческой школы был назначен доктор философии Ф. Ф. Стендер, выпускник Дерптского университета. До этого он был директором первой Петербургской гимназии. Главная задача школы состояла в том, чтобы «. приготовить людей для ведения и распространения усовершенствованных методов сельского хозяйства как в виде распорядительном, так и исполнительном». Школа готовила земледельческих учеников (низший разряд) и агрономов-практиков (высший разряд). Кстати, в Горках впервые в России наука о сельском хозяйстве была названа агрономией (от греч. argos - поле и nomos - закон), то есть наука о законах полеводства. В 1841 г. школу передали в подчинение Министерству государственного имущества, которое начало осуществлять контроль ее деятельности. В январе 1842 г. было принято дополнение к Положению о школе, заключающееся в повышении роли высшего разряда школы. Согласно этому дополнению высший разряд преобразовался в самостоятельное высшее учебное заведение, открытие которого состоялось 15 августа 1842 г. От этой даты и пошел отсчет истории высшего аграрного образования в России. Принимали сюда детей дворян и разночинцев, окончивших гимназии или выдержавших вступительные экзамены, положенные при приеме в университет. Был разработан новый учебный план, введены новые предметы, увеличено время на самостоятельную ра-

боту учащихся. В библиотеке имелись книги и учебные пособия по 13 отраслям сельскохозяйственных знаний. Значительно обновился состав преподавателей. Среди них был Б. А. Целинский, проработавший в Горках более 20 лет, внесший большой вклад в становление и развитие аграрного образования в России. Он был главным разработчиком нового учебного плана для высшего разряда, в который были включены 29 предметов, в том числе общеобразовательных - 13, специальных - 16, охвативших все существующие в то время в России отрасли сельского хозяйства. Были также разработаны программы практического обучения учащихся. В 1843 г. в высшем разряде обучалось 39 человек. В конце каждого учебного года учащиеся сдавали большое количества экзаменов: от 7 за первый год обучения до 17 - за третий. После каждого года обучения были летние производственные практики. В 1843 г. директором школы был назначен Н. И. Пейкер, проработавший в этой должности до 1849 г.

В 1844 г. была открыта учебная ферма по подготовке крестьян для ведения своих хозяйств. Срок обучения на ферме составлял 4 года. В 1845 г. в учебную ферму было принято 43 ученика. В учебном процессе Горецких учебных заведений упор делался на практики, эмпирику и механические приемы в сельскохозяйственном производстве. С 1844 г. организовывались агрономические путешествия учащихся под руководством профессоров с целью изучения практического опыта ведения сельского хозяйства в различных губерниях с различными землями и природными условиями. Отчеты о путешествиях публиковались в журнале Мингосимущества. В 1846 г. состоялся первый выпуск учащихся высшего разряда школы в количестве 57 человек.

Преподаватели включались в научно-исследовательскую работу, проводимую на опытных полях и в ботаническом саду. Опыты проводились по заказам Мингосимущества (прообраз нынешней хоздоговорной научной работы). Руководили научной работой профессор Б. А. Целинский и адъюнкт-профессор Б. Г. Михельсон. Изучалось влияние разного вида удобрений на урожайность пшеницы, ячменя, овса, льна, картофеля и кукурузы. Видами удобрений являлись: навоз КРС, компост, зелень, известь, зола. Много опытов велось по испытанию и районированию сортов сельскохозяйственных культур. В период за 1841-1847 гг. было испытано 38 сортов картофеля, 23 сорта пшеницы, ячменя, овса и клевера. Велись опыты по животноводству на базе скотного двора фермы, конного завода и овчарни. Изучалось влияние различных кормов на удойность коров и привесы КРС. Было доказано преимущество красного клевера перед другими кормами. Проводились испытания плугов и жатвенных машин. Велись опыты по мелиорации земель, овощеводству и пчеловодству. Хотя научные исследования и носили в основном механический характер, они имели важное значение в становлении и развитии сельскохозяйственной науки в России, так как это были первые шаги.

Таким образом, уже в первые годы своей многоплановой научно-педагогической деятельности Горы-Горецкая земледельческая школа сыграла большую роль в деле подготовки специалистов для сельского хозяйства и развития сельскохозяйственной науки. Постановка учебного процесса, научных исследований и возрастающие популярность и авторитет в России земледельческой школы создали реальные условия для ее преобразования в земледельческий институт. Поэтому в 1847 г. возник правомерный вопрос о преобразовании высшего разряда школы в земледельческий институт. После прошедших споров и дискуссий, благодаря активной позиции Министерства государственного имущества, 30 июня 1848 г. было принято решение о преобразовании высшего разряда земледельческой школы в Горы-Горецкий земледельческий институт с четырехлетним сроком обучения. Это было первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение с правом университета. В институт без экзаменов принимались лица, окончившие гимназию. Остальные сдавали вступительные экзамены за гимназический курс. Студенты носили форму, имеющую зеленую отделку на воротнике и обшлагах. В учебном плане были такие специальные дисциплины: полеводство, луговодство, скотоводство, лесоводство, сельскохозяйственная экономия, сельскохозяйственная технология, механика, геодезия, архитектура. Изучались общеобразовательные дисциплины: физика, математика, химия, ботаника, зоология, метеорология, климатология, минералогия, литература и русский язык изучались факультативно в форме литературных бесед и семинаров по развитию речи. Выпускникам выдавали дипломы со званием «агроном» или «действительный студент агрономии». Первый - тем, кто представил «рассуждение» (дипломную работу) по какой-либо специальной дисциплине и сдал все экзамены на отлично. Выпускники, получившие звание агронома, могли сдавать экзамен на звание магистра сельского хозяйства, садоводства, технолога. Наиболее успешные выпускники награждались золотыми и серебряными медалями с изображением плуга. За счет государства обучались 25 человек, остальные платили за обучение сами. Положение о земледельческом институте, политика его руководства носила антикрепостнический характер, выражающийся в том, чтобы «готовить молодежь к умению устраивать хозяйство при раскрепощенном крестьянине».

В 1848 г. директором института был назначен доктор медицинских наук А. А. Война-Куринский, ставший впоследствии ученым-аграрником. С созданием института пополнялся и его профессорско-преподавательский состав, в том числе и из своих выпускников (профессора А. М. Бажанов, Ю. Ю. Жебеко, А. Н. Козловский, С. С. Косович, А. В. Советов, И. А. Стебут). Продолжалось развитие учебной и материально-технической базы. Создавались учебные кабинеты и лаборатории, расширялась коллекция растений ботанического сада, созданного в 1847 г. Были созданы музеи: анатомический, зоологический, сельхозмашин. Библиотека института имела более 7 тысяч книг. Контингент студентов института и учащихся средних учебных заведений составлял по годам (1850-1860 гг.) от 281 до 527 человек. Студенты института были в основном выходцами из дворянства, учащиеся других учебных заведений - дети крестьян и мещан. Среди студентов и учащихся девушек не было. Учебный процесс в институте имел некоторые особенности: все учебные планы, программы и учебные пособия утверждалась Ученым Комитетом Министерства государственного имущества России. По учебникам преподавателей института (С. С. Косович, К. Д. Шмидт, Э. Ф. Рего, А. М. Бажанов, А. П. Людоговский) впоследствии учились многие поколения студентов других земледельческих вузов России. Профессора и руководство института были сторонниками практического обучения. Они считали, что теоретическое обучение не может принести той пользы, какую дает наглядное знакомство с образцовыми хозяйствами в разных регионах России. Практикам отводились два летних месяца. В институте был девиз: сблизить учебу и науку с нуждами и потребностями практической жизни.

В 1859 г. институт посетила комиссия во главе с министром государственного имущества М. Н. Муравьевым. Отметив хорошую постановку учебного процесса, комиссия высказала и ряд замечаний по организации практического обучения, следствием чего стало очередное реформирование. 8 декабря 1859 г. было утверждено новое Положение об институте. Была изменена структура учебного плана: три года отводилось теоретическому обучению, один год - практике. По новому Положению после 1 курса студенты должны были выбрать себе одну из четырех специальностей: земледелие, скотоводство, лесоводство, экономика. Были внесены изменения и в содержание образования: исключены менее востребованные дисциплины, введены новые - сельскохозяйственное планирование, политическая экономия. После посещения института министром последовало увеличение ассигнований и численности работников. Реформа 1859 г. существенно изменила положение студентов и учебный процесс. Она отражала общественные настроения и боязнь потенциально назревающего студенческого революционного движения. Облегчился прием в институт, разрешалось учиться вольным слушателям без платы за обучение, была увеличена стипендия, студентам было разрешено жить на частных квартирах. Начался процесс отказа от казарменного режима для студентов. В ходе реформы, в мае 1860 г. был назначен новый директор института, профессор ботаники Р. Э. Траутфеттер, имеющий большой опыт работы в системе образования, бывший директор Киевского университета. Увеличился контингент студентов и учащихся.

В первой половине XIX в. все общественные вопросы в России сводились, в конечном итоге, к проблеме отмены крепостного права. Начинались крестьянские волнения, назревал всероссийский крестьянский бунт. В феврале 1855 г. на престол императора России вступил Александр II, поставивший себе задачу вывести Россию на путь цивилизации. 19 февраля 1861 г. им был подписан Манифест об отмене в России крепостного права. В связи с крестьянской реформой повысился интерес к сельскохозяйственным знаниям и науке. Русский земледелец стал свободным, пала одна из вековых преград к развитию в России земледелия. Эти исторические события повлияли и на развитие сельскохозяйственного образования, постепенно открывался путь поступления в земледельческий институт всех слоев населения. К этому времени Горы-Горецкий земледельческий институт и другие его учебные заведения были признаны одними из лучших не только в России, но и в Европе «по обширности курсов и полноте агрономического образования». В этом была большая заслуга молодых местных кадров, преодолевших оторванность учебного процесса и сельскохозяйственной науки от реальной жизни и потребностей земледелия в России.

Одновременно с учебным процессом институт становился центром развития сельскохозяйственной науки. Зарождались научные школы. Научными исследованиями в области растениеводства руководили Б. А. Целинский, А. В. Советов, И. А. Стебут и др. Успешно проводились опыты по выведению породы тонкорунных овец, приспособленных к климатическим условиям средней полосы России и дававших шерсть высокого качества. Шерсть, произведенная на учебной ферме в Горках, была отмечена золотыми медалями на выставках в Москве (1852 г.), Петербурге (1860 г.), бронзовыми медалями в Лондоне (1857 г., 1862 г.). В Горках было положено начало научным разработкам в области сельскохозяйственного машиностроения. С 1856 г. по 1863 г. проводились опыты осушения земель закрытым гончарным дренажем под руководством А. Н. Козловского. Это был первый дренаж в России, вошед-

ший в историю развития отечественной мелиорации и сохранившийся до наших дней. Основы экономической науки были разработаны профессором А. П. Людоговским. Он подчеркивал, что сельскохозяйственная экономия - не техническая, а экономическая наука, связанная с политэкономией.

Проводились химические и биохимические исследования (профессор К. Д. Шмидт). Исследовалось влияние гипсования на свойства почв.

Особо важное значение имела деятельность земледельческого института в подготовке профессорско-преподавательских и научных кадров высшей квалификации. Элита русской агрономии последней четверти XIX в. вышла из стен Горы-Горецкого земледельческого института. Выпускник института (1850 г.), крупный деятель в области сельского хозяйства, первый доктор сельскохозяйственных наук в России Александр Васильевич Советов (1826-1901 гг.) внес выдающийся вклад в развитие отечественной агрономии. Он был первым русским агрономом, кто подошел к исследованию проблем земледелия с общественно-политической точки зрения, иными словами - с учетом влияния исторических обстоятельств на развитие способов и форм земледелия. Основоположник современной научной агрономии Иван Александрович Стебут (1833-1923 гг.) окончил земледельческий институт в 1854 г., с 1860 г. - профессор этого института, в 1865-1894 гг. - профессор Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (ныне «Тимирязевка»). Его при жизни современники называли патриархом научного земледелия. С именем Стебута связаны все передовые течения в сельском хозяйстве на протяжении полувека. Капитальный труд И. А. Стебута, А. П. Людоговского, И. Н. Черно-пятова и А. А. Фадеева «Настольная книга русского сельского хозяина», а также «Основы полевой культуры» справедливо считаются классическими произведениями. Стартовой площадкой для становления И. А. Стебута как ученого явился земледельческий институт в Горках. Он был также и выдающимся педагогом высшей школы. У него была своя система преподавания, заключающаяся в непосредственном общении со студентами. Профессор Стебут лично вел занятия со студентами и в аудиториях, и в лабораториях, и на полях, оказывая прямое влияние на мировоззрение своих учеников. Он ставил студентам сначала идею того или иного вопроса сельского хозяйства, а затем постепенно вел их к законченным решениям (эвристический метод обучения). Профессор считал, что «... дело не в том, чтобы нагрузить голову учащегося, а в том, чтобы развить его ...». В настоящее время в современной высшей школе провозглашена педагогика сотрудничества преподавателей и студентов, основанная на принципе «От школы памяти - к школе мышления». Этому принципу и следовал профессор Стебут около 150 лет назад здесь, в Горках.

В земледельческом институте впервые в истории высшей школы России была организована научная работа студентов. Результаты исследований ученых института систематически публиковались в журналах и трудах, издаваемых в России, а также в «Записках Горы-Горецкого земледельческого института», которые вызывали большой интерес в обществе. При институте проходили сельскохозяйственные съезды, целью которых было «. посредством совещаний и обмена мыслей между хозяйствами способствовать развитию и улучшению сельского хозяйства». Участниками съезда были помещики и управляющие имениями. Съезды сопровождались сельскохозяйственными выставками и ярмарками. Это была эффективная ферма связей института с земледельцами, позволяющая находить оптимальные варианты внедрения прогрессивных технологий и методов земледелия в практику. В целом, проводимые в институте в 18481864 гг. научные исследования имели большое значение для становления сельскохозяйственной науки в России, они «положили основание научной разработке отраслей сельского хозяйства».

К 1860 г. в деятельности института стали проявляться иные процессы. Среди студентов стали распространяться революционные настроения, следствием чего стало их участие в революционном движении на Могилевщине и участие в восстании 24 апреля 1863 г. в Горках. После провала восстания в Горках 145 человек были арестованы и заключены в Могилевскую тюрьму, среди них были 61 студент и 5 преподавателей. Все они были осуждены и отправлены кто на каторгу, кто в ссылку. Эти события, считают историки, и явились поводом отмены правительством приема в институт в 1863 г. После подавления Польского восстания (1863-1864 гг.) во внутренней политике России произошел переход к реакционному курсу. Отразилось это и на судьбе института: 24 июля 1864 г. Министерство государственного имущества приняло решение о переводе Горы-Горецкого земледельческого института в Петербург, в здание лесного института. Так, первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение закончило свое 16-летнее (1848-1864 гг.) существование. За это время было подготовлено 499 агрономов с высшим образованием.

После закрытия Горы-Горецкого земледельческого института ниша высшего сельскохозяйственного образования в России была заполнена путем основания 3 декабря 1865 г. Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Таким образом, через 25 лет было открыто второе высшее сельскохозяйственное учебное заведение в России. Создание Петровской академии также как и Горы-Горецкого

земледельческого института было ответом на вызов времени: Россия остро нуждалась в грамотных сельских хозяевах, способных вести сельскохозяйственное производство на научной основе. Учебный процесс в Петровской академии начался 25 января 1866 г. Во время становления Петровская академия испытала все перипетии, которые прошел Горы-Горецкий земледельческий институт: реорганизации, реформирование, революционное брожение в студенческой среде, закрытие академии, воссоздание в 1894 г. под названием «Московский сельскохозяйственный институт», совершенствование учебных планов и программ согласно требованиям времени. Контингент студентов МСХИ в период до 1917 г. был ограничен до 300 человек. Кстати, наработанные Горецким земледельческим институтом методические материалы, результаты научных исследований, различная документация, Положение о высшей земледельческой школе, учебные планы и, что немаловажно, профессора из Горок заложили основу Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева»), которому в этом году исполняется 150 лет со дня открытия.

После закрытия института в Горках продолжали функционировать учебные заведения, готовящие специалистов сельского хозяйства средней квалификации: земледельческое училище, землемерно-таксаторские классы и открытое в 1872 г. ремесленное училище, готовившее мастеров по производству, обслуживанию и ремонту сельхозмашин и орудий, которые применялись в сельском хозяйстве. Высокие требования к аттестации учащихся, качественная работа преподавательского корпуса, обеспечивала прочные знания и умения выпускников средних учебных заведений. Некоторые из них поступали в университеты, становились известными учеными и личностями. В 1891 г. земледельческое училище окончил Иванов Михаил Федорович (1871-1935 гг.), ставший крупным ученым в области животноводства, академиком ВАСХНИЛ. Известными учеными стали выпускники землемерно-таксаторских классов и землемерно-агрономического училища А. И. Агроскин, С. Г. Колеснев, А. Г. Медведев, К. А. Сакс, Г. И. Горецкий. Выпускником был и Максим Иванович Горецкий, известный белорусский писатель и литературовед. Руководители и преподаватели училищ достойно продолжали дела института на базе его наработок в педагогике и науке. Талантливым педагогом в земледельческом училище был профессор Михаил Васильевич Рытов (1846-1920 гг.), основоположник русского научного овощеводства, крупный исследователь в области плодоводства, селекции и семеноводства, проработавший в учебных заведениях в Горках более 40 лет.

Средние сельскохозяйственные учебные заведения в Горках, осуществлявшие образовательную деятельность до 1917-1919 гг., внесли большой вклад в дело подготовки специалистов сельского хозяйства и в распространение сельскохозяйственных знаний в России. Кроме того, их плодотворная деятельность, сохранившая дух и атмосферу земледельческого института, способствовала его воссозданию, что являлось крайней необходимостью для Белоруссии.

В январе 1919 г. преподаватели и учащиеся Горецких сельскохозяйственных учебных заведений проявили инициативу и поставили вопрос о возрождении земледельческого института. Педагогический Совет училищ обратился с этой просьбой в правительство Белоруссии, обосновав необходимость воссоздания института в Горках. Правительство Белоруссии поддержало инициативу общественности и обратилось с аналогичной просьбой в Наркомпрос РСФСР. В результате, 7 апреля 1919 г. коллегией Наркомпроса РСФСР было принято решение о преобразовании Горецких средних сельскохозяйственных учебных заведений в высшее учебное заведение - Горецкий сельскохозяйственный институт. Ректором института был назначен В. И. Киркор. На первый курс было принято 189 человек. Началась подготовка кадров по специальностям агрономия, лесоводство, мелиорация и машиноведение. В 1922 г. на первый курс было принято 214 человек. В 1923 г. были разработаны новые учебные планы с учетом 36-часовой учебной недели и увеличения времени на практические и семинарские занятия. Большой вклад в создание системы и технологий обучения студентов в этот период внесли профессора: А. И. Кайгоро-дов, Н. В. Найденов, И. И. Красиков, В. В. Винер, А. А. Кравцов, А. И. Григорьев, Л. И. Яшнов, К. К. Киселев, Ю. А. Вейс, С. М. Мельник. Была создана опытная станция в составе семи отделов: полеводства, животноводства, садоводства, метеорологии, почвенного, химического и экономического. Штат станции, финансируемой Наркомземом, составлял 40 человек. Тематика научных исследований была приближена к нуждам сельского хозяйства. Высокой результативностью отличались исследования, проведенные под руководством профессоров Я. И. Афанасьева, Н. В. Найденова, М. И. Бурштейна, Ю. А. Вейса, О. К. Кедрова-Зихмана, А. Д. Дубаха, В. И. Киркора, А. И. Кайгородова, В. В. Винера.

7 апреля 1924 г. институт отметил пятилетний юбилей своей деятельности. Этому событию был посвящен специальный номер журнала «Голос революционного студенчества». За пять лет деятельности, преодолев немалые экономические затруднения, институт стал известным в стране центром передовой агрономической науки и подготовки специалистов для сельского хозяйства.

В 1925 г. возник вопрос о целесообразности наличия в Белоруссии двух сельскохозяйственных вузов: в Горках и Минске. В ходе дискуссий и обсуждения в печати вырисовывалось заключение об объединении этих двух вузов. Возник второй довольно острый вопрос: где быть вузу? Предпочтение было отдано Горкам - центру сельскохозяйственного образования с 85-летним опытом работы. 5 августа 1925 г. Совнарком БССР принял постановление о слиянии Белорусского института сельского хозяйства и Горецкого сельскохозяйственного института и образовании Белорусской государственной академии сельского хозяйства имени Октябрьской Революции. В составе академии было четыре факультета: агрономический с тремя отделениями, землеустроительный, лесной и мелиоративный. Ректором был утвержден профессор Н. Т. Козырев. Были разработаны новые учебные планы, рассчитанные на четырехлетний срок обучения, оптимизировано соотношения времени на теоретическое и практическое обучения. Процесс совершенствования учебных планов и технологий обучения продолжался и в дальнейшем. Учебные программы спецдисциплин стали тесно связываться с работой колхозов, совхозов и машинно-тракторных станций. В 1930 г. в академии обучалось 1517 студентов, в том числе девушек 225 (15 %). Наряду с совершенствованием учебно-воспитательного процесса развивались и углублялись научные исследования на кафедрах и опытной станции. Главными здесь были вопросы повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства. В 1925-1930 гг. академия стала одним из крупных высших сельскохозяйственных учебных заведений СССР.

В годы сплошной коллективизации резко возросла потребность в специалистах сельского хозяйства. Начались поиски путей ускорения их подготовки путем создания узкопрофильных вузов. В 1930-1931 гг. на базе академии было создано 11 институтов, 6 из которых остались в Горках, остальные перевели в Минск, Витебск и Лошицу. На практике оказалось, что это решение было ошибочным, делу подготовки кадров был нанесен значительный ущерб. В целях исправления последствий «допущенных извращений» в августе 1933 г. Совнарком БССР принял постановление об объединении всех сельскохозяйственных институтов снова в единый вуз под названием «Белорусский сельскохозяйственный институт». Началось второе воссоздание института и перестройка его деятельности. Наркомзем СССР в июле 1936 г. принял специальное решение «О перестройке работы Белорусского сельскохозяйственного института». Институту была оказана правительственная помощь по всем направлениям его деятельности. В результате стал расти контингент студентов. Учебные планы были ориентированы на выпуск специалистов широкого профиля.

В декабре 1940 г. институт торжественно отметил свое 100-летие. За заслуги в деле подготовки специалистов сельского хозяйства он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 19191941 г. было подготовлено 3495 специалистов сельского хозяйства с высшим образованием.

Институт обладал большим научным потенциалом, достаточной материально-технической базой, но дальнейшим планам его развития помешала начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война. Деятельность института была прервана на четыре с половиной года. Многие преподаватели, студенты и работники института влились в ряды защитников Отечества. Часть преподавателей, не подлежащих мобилизации, получили направление на работу по специальности в восточные районы страны, а студенты -для завершения обучения. Ученые института, наряду с работой в тылу по подготовке кадров, все свои силы и опыт отдавали решению продовольственной проблемы в тех краях, куда забросила их война.

Война нанесла огромный ущерб институту: были уничтожены все его материальные ценности, институтский городок был превращен в груды развалин. Такова была картина разгрома и запустения института. В конце 1944 г., после освобождения Белоруссии, началась работа по восстановлению института. Его воссоздание возглавила инициативная группа в составе Н. Н. Кавцевича, Р. Т. Виль-дфлуша, И. Ф. Гаркуши, И. Ф. Гридина, А. Г. Медведева, С. С. Захарова, М. У. Сабилло, П. Н. Прота-севича, Э. М. Томсона, Е. Н. Успенского. Директором института был назначен профессор Н. Н. Кав-цевич, работавший в Горках с 1925 г. Заместителем директора по учебной работе стал доцент Р. Т. Вильдфлуш, по научной - доцент И. Ф. Гаркуша. Правительством Белорусской ССР в постановлении от 25 августа 1945 г. были определены конкретные меры по восстановлению материально-технической базы института. 1 декабря 1945 г. на всех пяти курсах факультетов начались учебные занятия. На первый курс было принято 105 человек, вернулись для продолжения учебы - 101. Таким образом, первый послевоенный год начали 206 студентов, 185 из них были участниками Великой Отечественной войны. Условия работы и учебы были тяжелые: холод в аудиториях, недоедание, перебои с подачей электроэнергии, отсутствие писчей бумаги и др. В учебном процессе было занято 30 преподавателей. В 1947 г. институт окончили 71 человек, 15 из них получили дипломы с отличием (21 %). На первый курс уже было принято 325 студентов. Важную роль сыграло постановление Совмина БССР от 19 июля 1948 г. «О мерах помощи Белорусскому сельскохозяйственному институту».

Постановлением Совета Министров СССР от 8 ноября 1948 г. институт был преобразован в Белорусскую сельскохозяйственную академию. Так, 67 лет тому назад произошло второе рождение академии. Продолжалось развитие вуза уже в статусе академии. В 1950 г. был открыт экономической факультет, преподавательский состав увеличился до 120 человек, остепененность составляла 31 %, была открыта аспирантура, восстановлено здание и книжный фонд библиотеки, контингент студентов вырос до 1400 человек. В 1950 г. ректором БСХА был назначен член-корреспондент Академии наук БССР В. И. Шемпель. Были развернуты научные исследования по актуальным проблемам сельского хозяйства. По итогам исследований защищались кандидатские и докторские диссертации. В трудные послевоенные годы коллектив академии восстановил разрушенное, расширил подготовку специалистов сельского хозяйства, оказывал ощутимую помощь производству. В 1952 г. ректором академии был назначен Иван Федосеевич Гаркуша, работавший до этого проректором по научной работе, направленный в Горки в 1944 г. ЦК КП (б) Б. В 1954 г. на восьми факультетах академии обучалось 3384 студента. Строились жилые дома, учебные корпуса, студенческие общежития, столовая, спортивный корпус, детский сад, дороги, коммуникации. Рост инфраструктуры позволял ежегодно увеличивать число студентов и аспирантов.

Колхозы и совхозы стали направлять на учебу молодых производственников с выплатой повышенной стипендии за счет направляемой организации. Число таких студентов достигло до 30 %. В 1965 г. на 45 кафедрах работали 365 преподавателей. Обустраивалось и развивалось учебно-опытное хозяйство как база научных исследований и практик студентов. В декабре 1964 г. произошла смена руководства академии. Академик И. Ф. Гаркуша, проработавший на должности ректора 12 лет, внесший большой вклад в послевоенное развитие академии, особенно в ее строительство, был освобожден от обязанностей ректора по личной просьбе в связи с преклонным возрастом. Ректором был назначен доктор сельскохозяйственных наук Константин Михайлович Солнцев, работавший до этого начальником отдела животноводства МСХ БССР.

В сентябре 1965 г. академия отметила свое 125-летие. На торжественном собрании по этому поводу присутствовали государственные и партийные деятели, видные ученые страны и другие приглашенные многочисленные гости. Академия превратилась в крупный центр сельскохозяйственного образования в СССР. Послевоенный двадцатилетний период в ее истории имел судьбоносное значение для будущего. В этот период было создано все необходимое для дальнейшего развития системы высшего сельскохозяйственного образования на базе академии и обеспечения выполнения планов подготовки специалистов по заказам соответствующих министерств и ведомств. Главная роль в этом принадлежала кадрам. Нельзя не отметить тех, кто самоотверженно и плодотворно трудился в разные годы этого нелегкого послевоенного периода в истории академии. В сфере научной и педагогической деятельности Б. А. Вакар, Б. Г. Турбин, А. Б. Трейвас, А. Г. Медведев, Р. Т. Вильдфлуш, И. М. Курбатов, А. Н. Ипатьев, С. С. Захаров, М. С. Савицкий, А. М. Брагин, А. И. Новик, Ф. К. Куропатенко, И. В. Зубрицкий, И. А. Орловский, П. М. Протасевич, Л. Б. Наймарк, Ф. И. Лищенко, Б. И. Яковлев, И. Ш. Горфинкель, А. А. Каликинский, И. М. Пиуновский, Н. К. Трима. Активную общественную и воспитательную работу среди студентов проводили преподаватели-участники Великой Отечественной войны: И. С. Кожемяков, М. Г. Войтов, М. А. Директоренко, П. Я. Корнев, П. К. Никитин, Д. Р. Новиков, И. М. Стельмашонок, В. Б. Ларионенко, А. Н. Леушев, Н. Г. Новиков, Б. А. Воронков, И. В. Джафаров, В. А. Быстров, В. А. Кропов, Г. К. Демидов, В. К. Кильчевский, И. М. Афанасов.

В 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором была принята Программа дальнейшего подъема сельского хозяйства страны. Большое внимание в программе было уделено развитию сельскохозяйственной науки и подготовке специалистов для села. В 1966 г. академия перешла в ведение Минсель-хоза СССР, были поставлены новые задачи по подготовке специалистов и развитию научных исследований. Началась страница очередного периода истории академии - новейшей истории (19652015 гг.), творцами и очевидцами которой являются современники. Это бывшие и нынешние преподаватели, научные сотрудники, рабочие и служащие, студенты, магистранты и аспиранты академии. Ректорами академии в этот период были К. М. Солнцев (1964-1977 гг.), В. Е. Бормотов (19771980 гг.), С. И. Назаров (1980-1992 гг.), В. А. Шаршунов (1992-1995 гг.), А. Р. Цыганов (19952008 гг.), А. П. Курдеко (2008-2014 гг.), П. А. Саскевич (2014-по н.в.). Первыми проректорами с ними работали: А. А. Каликинский, А. Ф. Двойнишников, А. З. Латыпов, Н. Н. Добролюбов, А. Р. Цыганов, А. Н. Карташевич, В. С. Сергеев, П. А. Саскевич. В этот период академии были вручены высокие правительственные награды: учебно-опытному хозяйству - орден «Знак Почета» (1971 г.), академии - орден Октябрьской Революции (1976 г.), Памятный знак имени Франциска Скорины (1995 г.). Академия имеет такие отличительные знаки: статус ведущего вуза в национальной системе образова-

ния Республики Беларусь в области подготовки кадров для сельского хозяйства (1997 г.), российская аттестация на право ведения международной образовательной деятельности (1998 г., 2003 г.), аттестация и аккредитация Министерством образования Республики Беларусь (2009 г.), международный сертификат системы менеджмента качества (2010 г.), аттестация в качестве научной организации (2011 г.), сертификат «Лучший вуз стран СНГ» (2014 г.). В октябре 1990 г. академия отметила 150-летие со дня открытия с участием первого секретаря ЦК КПБ Е. Е. Соколова. Торжества по случаю 155-летия и 160-летия были с участием Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

За свою многолетнюю историю академия подготовила для АПК и других отраслей народного хозяйства свыше 90 тысяч высококвалифицированных специалистов. 24 из них присвоено звание Героя социалистического труда, 2 - Героя Советского Союза, 16 имеют почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники», более 60 - «Заслуженный работник сельского хозяйства», 9 - «Заслуженный работник высшей школы», 4 - «Заслуженный экономист». Многие стали видными государственными деятелями, учеными, руководителями крупных предприятий, внесшими большой вклад в развитие народного хозяйства страны. Академия по праву гордится тем, что первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко является ее выпускником.

Академия сегодня - это 16 учебных корпусов, 14 студенческих общежитий, учебно-опытное хозяйство, библиотека с книжным фондом более 1 миллиона томов, столовая на 800 мест, ботанический сад, Дворец культуры, спортивный комплекс, рыбоводный индустриальный комплекс, культурно-развлекательный центр с летним амфитеатром, гидроландшафтный парк. Территория и архитектурный ансамбль академгородка являются достопримечательностью. Постановлением Совмина БССР комплекс БСХА внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Что касается планов и перспектив на будущее, то следует считать, что главным направлением в деятельности академии было и остается совершенствование учебно-воспитательного процесса через содержание образования, кадры, научную работу и материально-техническую базу. Наш выпускник должен быть способным к активной, созидательной экономической деятельности. Наряду с профессиональной подготовкой важным направлением является формирование гражданской позиции, мировоззрения, адекватного государственной идеологии и социальной активности будущих специалистов. Специалист должен быть знающим, умеющим и болеющим за свое дело. Такова модель выпускника, выходящего из стен академии. Главная задача коллектива академии остается неизменной: обеспечивать студентов качественными знаниями, которые открывают им путь к практической самореализации и отвечают запросам работодателей.

В истории академии всегда преобладал дух творчества как в учебной, так и в научной работе. Одна из задач будущего - не допустить снижения высокого авторитета академии, который сегодня работает на нас. Профессорско-преподавательский состав и весь коллектив академии хорошо понимают, что гордиться надо не столько возрастом, сколько делами своего вуза. Встречая 175-летие академии, мы еще и еще раз изучаем и оцениваем прошлое, анализируем настоящее и с оптимизмом смотрим в будущее.

УДК 378.095:63(476.4)

А. В. СОЛЯНИК

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АКАДЕМИИ

Главной целью образовательной деятельности академии в истекшем пятилетии являлась подготовка высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса и перерабатывающих отраслей сельскохозяйственной продукции страны. В течение этого периода коллектив академии работал над дальнейшим совершенствованием и развитием учебно-воспитательного процесса, финансовым, материально-техническим, научно-методическим и кадровым его обеспечением.

Подготовка специалистов I и II ступеней осуществлялась на 14 факультетах, 58 кафедрах и в 2 филиалах: на базе учреждений образования «Полесский государственный аграрный колледж им. В. Ф. Мицкевича» и «Пинский государственный аграрно-технический колледж имени А. Е. Клещева» по следующим профилям: Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация (7 специальностей высшего образования I ступени и 3 специальности II ступени); Естественные науки (1 специальность высшего образования I ступени); Экологические науки (по 1 специальности высшего образования I и II ступеней); Техника и технологии (2 специальности высшего образования I ступени и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.