Научная статья на тему 'Старейший факультет академии'

Старейший факультет академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старейший факультет академии»

иностранных граждан, разработка совместных образовательных программ, усиление изучения иностранных языков преподавателями и студентами, выполнение международных проектов, академический обмен преподавателями и студентами - это составляющие международной деятельности, которые направлены на повышение конкурентоспособности вуза как на национальном образовательном рынке, так и на международном. Несмотря на достигнутые успехи в международной деятельности, по-прежнему актуальной остается задача усиления языковой подготовки студентов и сотрудников академии, поскольку ежегодно увеличиваются возможности включенного обучения или прохождения стажировки студентами, магистрантами, аспирантами и сотрудниками академии в зарубежных вузах на английском языке.

УДК 378.096:63(476.4)

С. И. ТРАПКОВ СТАРЕЙШИЙ ФАКУЛЬТЕТ АКАДЕМИИ

Агрономический факультет является одним из старейших в БГСХА. Его история тесно связана с открытием в Горках 15 августа 1840 г. Горы-Горецкой земледельческой школы.

Уже в первые годы своего становления Горы-Горецкая земледельческая школа сыграла важную роль в деле подготовки специалистов агрономов и развитии агрономической науки. Поэтому правомерно считать основание школы в 1840 г. как дату начала подготовки агрономов в Горках, 175-летие которой отмечается в 2015 г.

В 1848 г. высший разряд Горы-Горецкой земледельческой школы был преобразован в земледельческий институт - первый в России с правом университета. На протяжении четырех лет студенты изучали специальные предметы: полеводство, луговодство, лесоводство, ботанику. По окончании института студенты получали диплом со званием «агроном». Это звание соответствовало званию университетского кандидата. Агрономические науки преподавались выдающимися учеными: А. В. Сове-товым, И. А. Стебутом, Б. А. Целинским, Э. Ф. Рего, С. С. Коссовичем, К. Д. Шмидтом и другими, чьи имена составили золотой фонд мировой агрономической науки.

Горы-Горецкий институт имел четырехлетний курс обучения с числом студентов, доходившим до 200. За период с 1852 по 1863 гг. было подготовлено 499 агрономов высшей квалификации. В 1863 г. за участие студентов и научных работников в революционно-освободительном движении земледельческий институт был переведен из Горок в Петербург. До 1919 г. в Горках функционировали средние сельскохозяйственные учебные заведения: земледельческое училище; землемерно-таксаторские классы; ремесленное училище.

С 1919 г. подготовка агрономов в восстановленном Горецком сельскохозяйственном институте осуществлялась на сельскохозяйственном факультете, на котором действовало 2 отделения - агрономическое и лесного хозяйства. Численность студентов на агрономическом отделении составляла 360-385 человек. Подготовка агрономов в составе сельскохозяйственного факультета продолжалась до 1925 г.

5 августа 1925 г. Совет Народных Комиссаров БССР принял Постановление о слиянии существовавшего в то время в Минске Белорусского института сельского хозяйства и Горецкого сельскохозяйственного института и образования Белорусской государственной академии сельского хозяйства имени Октябрьской революции. 27 ноября 1925 г. состоялось торжественное открытие академии в составе четырех факультетов: агрономического, землеустроительного, лесного и мелиоративного.

Таким образом, с 27 ноября 1925 г. агрономический факультет оформился как самостоятельное учебное и научное подразделение вуза. Эту дату можно с полным основанием считать как дату его основания.

С 1925 по 1930 гг. деканами агрономического факультета работали профессора А. В. Ключарев, затем Е. К. Алексеев.

В учебном процессе важное место занимала разработка учебных планов. Новые планы были рассчитаны на четырехлетний срок обучения. Они предусматривали повышение общетеоретического уровня выпускаемых специалистов и подготовки организаторов соответствующих отраслей сельскохозяйственного производства. В последующем процесс совершенствования учебных планов продолжался в направлении усиления практической подготовки.

Начиная с 1925 г. в учебных планах агрономического факультета большое внимание уделялось учебной практике. Она проводилась во втором семестре в весенне-летний период. Базой для проведения учебных практик было Рытовское опытное поле, а также опытные поля в Иваново и Дрибине

(близ Горок). Для производственной практики студенты самостоятельно устраивались на временную работу в производственных и опытных учреждениях. Производственной практикой руководила специальная комиссия, создаваемая на факультете. Была разработана инструкция по ее прохождению. Наряду с выполнением основной задачи по подготовке специалистов для сельского хозяйства значительно активизировалась научно-исследовательская работа.

Специальные кафедры агрономического факультета, укомплектованные высококвалифицированными специалистами, занимались разработкой таких вопросов, как изучение системы обработки почв, применение наиболее эффективных способов использования удобрений, улучшение селекции и семеноводства, выведение новых, более продуктивных сортов зерновых и технических культур, определение ценности различных кормов для сельскохозяйственных животных и мер борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.

К середине 30-х годов агрономический факультет существенно расширился. В его составе действовало 12 кафедр: полевых культур, общего земледелия, селекции и семеноводства, ботаники, фитопатологии и микробиологии сельскохозяйственных растений, садоводства и огородничества, агрохимии, почвоведения, неорганической и аналитической химии, физической и коллоидной химии, биохимии и органической химии, геологии.

Деканатом и кафедрами факультета в этот период проводилась большая работа по совершенствованию учебного процесса. Был осуществлен переход на новые учебные планы, в которых наряду с фундаментальной подготовкой будущих специалистов большое место уделялось практической стороне. Увеличивалось время на производственные практики. Для их прохождения вузу было выделено 42 хозяйства: колхозы, совхозы, МТС. Значительно расширилась связь с производством. Сотрудники факультета принимали активное участие в разработке проектов севооборотов для колхозов и совхозов, которые к тому времени имели особую актуальность как важнейший фактор повышения плодородия и окультуренности почв, роста урожайности сельскохозяйственных культур, улучшения фитосанитарно-го состояния посевов. За 5 последних предвоенных лет студенты и сотрудники, оказывая агрономическую консультационную помощь, сделали 2,5 тысячи посещений колхозов, совхозов и МТС.

За достигнутые успехи в деле организации и подготовки специалистов для сельского хозяйства, оказание практической помощи хозяйству сотрудник факультета, доцент кафедры земледелия С. С. Захаров (впоследствии заведующий кафедрой земледелия) в 1940 г. был награжден серебряной медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки СССР.

В предвоенные годы значительно активизировалась научно-исследовательская работа на кафедрах факультета. Важное значение для теории и практики земледелия представляли работы по изучению почв Белоруссии, которые организовал институт агропочвоведения и удобрений АН БССР. Большой вклад в выполнение этих работ внесли ученые кафедры почвоведения БСХИ, возглавляемой до 1936 г. академиком Я. Н. Афанасьевым, а затем профессором А. Г. Медведевым.

В первой половине 30-х годов кафедра закончила изучение почв восточных областей Белоруссии. В последующие годы она вела детальное изучение почв отдельных колхозов, совхозов, а также исследования генезиса и географии почв, физики, химии и микробиологии почв. Благодаря этим исследованиям в республике были выявлены новые виды и разновидности почв, разработана их классификация, дана глубокая оценка главнейших типов. При этом было уделено большое внимание изучению болотных почв, занимавших обширную часть Белоруссии.

Постоянное и активное участие в исследованиях принимали работники кафедры почвоведения:

A. Г. Медведев П. П. Роговой, П. А. Кучинский, Н. П. Булгаков, В. И. Пашин, И. Н. Лаврик, А. С. Рязанов,

B. Н. Четвериков. Кафедра за три предвоенных года составила 195 почвенных карт колхозов и совхозов с общей площадью 146 тысяч гектаров, 88 картограмм нуждаемости в известковании и 192 агропочвенных очерка. Все эти материалы были переданы райзо, МТС, колхозам и совхозам. А. Г. Медведев составил почвенную карту БССР, написал к ней очерк «Почвенный покров Белорусской ССР».

В середине 30-х годов кафедра агрохимии (с 1934 г. по 1940 г. ею заведовал профессор Н. А. Курчатов. Он совместно с М. И. Бизюком, П. С. Лупиновичем и С. С. Захаровым (кафедра земледелия) изучали эффективность углубления пахотного горизонта подзолистых почв и изменения физических и агрохимических свойств почв, исследовали технологию применения удобрений, в том числе сапро-пелей, под яровую пшеницу и картофель. Р. Т. Вильдфлуш и И. X. Ризов провели работу по выявлению действия извести и известково-магнезиальных смесей на урожай сельскохозяйственных культур. Выводы и рекомендации кафедры по этим актуальным вопросам помогали повышать плодородие полей колхозов и совхозов.

Разносторонняя исследовательская работа проводилась на кафедре растениеводства под руководством профессора А. В. Ключарева, а с 1938 г. - профессора П. Е. Гребенникова. Ее работники изучали приемы возделывания различных сортов картофеля. Из своей коллекции кафедра в 1930 г. передала несколько сортов колхозу «Политотделец» Горецкого района для размножения. Из них были выделены два наиболее урожайных сорта картофеля Лорх и Коллективный.

Через три года колхоз заменил весь свой рядовой картофель на сортовой. А в 1934-1936 гг. благодаря инициативе кафедры растениеводства сортовой картофель стали выращивать и другие колхозы района. В 1938-1940 гг. сортовой картофель возделывался уже в 14 колхозах Горецкого района. Сорт Лорх выращивался в 11 колхозах на площади 160 гектаров, Коллективный - в 9 колхозах на такой же площади. Эти сорта по урожайности значительно превосходили рядовой картофель. Лорх давал урожай при хорошей агротехнике 250-300 центнеров с гектара. Было установлено, что в условиях Горецкого района более высокий урожай дают средние и среднепоздние сорта картофеля.

Важные исследования провела кафедра растениеводства по выявлению и изучению стадий развития культурных растений. Следует отметить, что сама эта идея возникла и была обоснована в Горках при изучении температурного режима и продолжительности периода вегетации растений. По разработке методики выявления стадий и их определению многое было сделано доцентом И. М. Пиунов-ским. Такая же работа велась на кафедре по всем основным зерновым и техническим культурам.

Большая исследовательская работа по изучению севооборотов в условиях республики была выполнена кафедрой земледелия под руководством С. С. Захарова. Результаты исследований были опубликованы в трудах вуза.

На кафедре физиологии растений и микробиологии, которую возглавлял академик Т. Н. Годнев, была создана располагавшая современными приборами и оборудованием лаборатория. В ней были проведены многочисленные работы по изучению хлорофилла.

Ценные исследования провела в 30-е годы кафедра селекции и семеноводства. С 1932 г. по 1938 г. ее возглавлял А. И. Лаппо, а затем профессор М. Е. Сафронов. Работники кафедры изучали вопросы биологии цветения и опыления красного клевера, агротехники и экономики семеноводства льна-долгунца. Кафедра имела хорошо оборудованные лаборатории и опытное поле. Ее работники вывели зимостойкий, приспособленный к местным условиям, сорт озимой пшеницы. Были установлены новые общие принципы определения оптимальных норм высева для всего разнообразия способов рядового сева, применяемых в семеноводстве и обычной хозяйственной практике.

Кафедра ботаники проводила работы по изучению растений, которые в 30-е годы считались новыми, высокопродуктивными кормовыми и техническими культурами. Она предложила ряд растений для коллективного углубленного их изучения в условиях колхозного опытничества и для возделывания на колхозных полях. Среди них были пайза, магар, амарант, сида. Кормовая культура пайза в условиях Горок давала до 625 центнеров с гектара зеленой массы, или 138 центнеров сена, до 36,6 центнера семян. Сида американская давала ценное волокно длиной свыше 2,5 метра, которое по качеству превосходит джут.

В результате целенаправленной работы профессорско-преподавательского коллектива, сотрудников агрономического факультета с 1925 г. по 1941 г. было подготовлено более 2000 ученых агрономов для сельского хозяйства страны. Многие из них впоследствии стали крупными государственными деятелями выдающимися учеными. Среди них: Ф. А. Сурганов, Председатель Верховного Совета БССР с 1971 г. по 1976 г.; Е. Е. Соколов, первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии; Н. И. Демен-тей, секретарь ЦК Компартии Белоруссии; В. Е. Лобанок, Председатель Президиума Верховного совета БССР; академики - С. Г. Скоропанов, А. Г. Медведев, В. И. Шемпель, П. И. Альсмик.

В июне 1941 г. Белорусский сельскохозяйственный институт (так назывался вуз в то время) временно прекратил свою деятельность в связи с началом Великой Отечественной войны.

В первые дни Великой Отечественной войны многие преподаватели и студенты факультета ушли на фронт. Беспримерный подвиг героизма и стойкости на фронтах войны и в тылу врага показали преподаватели и студенты факультета. Среди них студенты агрофака Ольга Воробьева, Мария Москалева, расстрелянные фашистами. Сразу же после войны было принято решение возобновить работу Белорусского сельскохозяйственного института. Занятия начались 1 декабря 1945 г. К занятиям приступили и многие студенты агрономического факультета, возвратившиеся с фронтов Великой Отечественной войны. Среди них был А. А. Каликинский, А. М. Богомолов, Е. В. Куриленко, Н. И. Дом-бровская, Н. В. Бушуев, Н. В. Григорьев, В. А. Лесунова, В. М. Колышев, А. Д. Бондарева и другие. В Горки вернулись для работы на факультете Р. Т. Вильдфлуш, С. С. Захаров, А. Г. Медведев, И. М. Пиуновский, И. Т. Иванов и многие другие.

В послевоенные годы в становление и развитие агрономического факультета, организацию учебной, научной, методической и воспитательной работы большой вклад внесли деканы: профессора -П. М. Протасевич (1945-1950 гг., 1951-1955 гг.), А. Б. Трэйвас (1950-1951 гг.), А. А. Каликинский (1955-1962 гг.), В. С. Шевелуха (1964-1965 гг.); доцент В. И. Горбатиков (1965-1971 гг.); профессора - Г. П. Солопов (1971-1972 гг.), П. М. Шерснев (1972-1984 гг.); доценты - Н. Г. Онуфрейчик (19841989 гг.), А. С. Курляндчик (1989-1991 гг.); профессор В. И. Кочурко (1991-2004 гг.), прорфессор А. А. Шелюто (2004-2011 гг.), доценты - М. М. Волков (2012-2013 гг.), Н. А. Дуктова (20132014 гг.), М. В. Потапенко (2014 г.).

За послевоенный период на агрономическом факультете оформились богатые традиции и накоплен уникальный опыт подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Созданные всемирно известными учеными-агрономами А. В. Совето-вым, И. А. Стебутом, И. М. Рытовым научно-педагогические школы, явились основой подготовки высококвалифицированных научных кадров. Научные направления с учетом потребностей производства стали развивать талантливые ученые-педагоги профессора Г. И. Таранухо, А. З. Латыпов, А. А. Каликинский, А. И. Горбылева, К. А. Шуин, Р. Т. Вильдфлуш, М. С. Савицкий, С. С. Захаров, А. М. Богомолов, В. Г. Стрелков, Л. Б. Наймарк, М. Е. Николаев, Д. И. Мельничук, В. С. Шевелухо,

A.М. Брагин, И. М. Курбатов, П. М. Шерснев. Имена академиков, членов-корреспондентов НАН Беларуси, профессоров В. П. Спасова, С. И. Гриба, В. Н. Шлапунова, Г. И. Таранухо, А. З. Латыпова, И. К. Коптика, А. В. Кильчевского, И. А. Гордея, М. А. Кадырова широко известны не только в республике, но и далеко за ее пределами.

Приоритетными направлениями научных исследований ученых факультета и созданных ими научных школ были разработка и научное обоснование эффективных систем удобрения сельскохозяйственных культур в системе севооборота; оптимизация питательного режима и известкование кислых почв; создание исходного материала и выведение новых высокопродуктивных сортов и гибридов зерновых и зернобобовых культур, кукурузы, многолетних бобовых трав; разработка зональных систем земледелия для хозяйств различной специализации; совершенствование технологий возделывания сельскохозяйственных культур на основе факторов интенсификации производства.

Наиболее успешными и значимыми стали работы в области селекции и семеноводства, проведенные профессорами: Г. И. Таранухо, А. З. Латыповым, А. М. Богомоловым; доцентами: В. З. Шарапо,

B. А. Двойнишниковым, В. И. Бушуевой, Н. Н. Петровой. Созданные ими сорта люпина желтого и узколистного, озимой ржи, пшеницы, клевера, галеги восточной, гибриды кукурузы были районированы не только в Беларуси, но и за рубежом и в значительной степени обеспечили повышение урожайности и качества продукции. В области растениеводства и земледелия широкую известность приобрели работы профессоров С. С. Захарова и П. К. Александровича по теории и практике организации и освоения севооборотов, М. С. Савицкого - по разработке теории программирования урожайности зерновых культур, В. С. Шевелухо - физиологии роста и развития зерновых, зернобобовых и других сельскохозяйственных культур. Широкое практическое применение в производстве нашли разработанные новые и усовершенствованные технологии возделывания гречихи (профессор М. Е. Николаев), картофеля (профессор Д. И. Мельничук, доцент М. Н. Старовойтов), зерновых культур (профессора Э. М. Мухаметов, В. И. Ко-чурко), зернобобовых культур (профессор Л. Б. Наймарк, доцент В. Г. Таранухо), рапса (профессор Г. А. Жолик, доцент О. С. Клочкова), овощных и плодовых культур (профессор К. А. Шуин, доцент Л. А. Дозорцев), сенокосов и пастбищ (профессора В. Г. Стрелков, О. Г. Гааз, А. А. Шелюто, Б. В. Шелю-то). Важную роль в повышении эффективности работы предприятий АПК Могилевской и Витебской областей, сохранении и повышении плодородия и окультуренности почв сыграли разработанные коллективом ученых факультета под руководством профессора П. М. Шерснева «Зональные системы земледелия».

За выдающийся вклад в развитие сельскохозяйственной науки и аграрного образования сотрудникам факультета были присвоены почетные звания, они удостоены правительственных наград. Звание «Заслуженный деятель науки» в послевоенные годы было присвоено профессорам: С. С. Захарову, М. С. Савицкому, Г. И. Таранухо, «Заслуженный работник образования» - А. З. Латыпову, «Заслуженный агроном» - А. М. Богомолову.

И в настоящее время сфера научных интересов ученых агрономического факультета разнообразна, исследования ведутся на всех кафедрах, в аккредитованной научно-исследовательской лаборатории. На нашем факультете имеются современные приборы, оборудование, техника, что позволяет проводить научную работу на должном уровне.

Научные исследования ученых направлены на приоритетные направления интенсификации производства и ресурсосбережения. Разрабатываются комплексные экологически и экономически обоснованные системы земледелия на основе новых сортов и средств защиты растений, расширенного воспроизводства плодородия почв, энерго- и ресурсосберегающих технологий, биотехнологии.

Важно подчеркнуть, что многие научные исследования являются «пионерскими» для Республики Беларусь и выполняются только в нашей академии. Как например, интродукция новых сельскохозяйственных культур как резерв импортозамещения. Так, учеными агрономического факультета успешно проводится селекционная работа с твердой пшеницей, являющейся незаменимым сырьем для макаронной и крупяной промышленности. Особую актуальность эти исследования приобрели в настоящее время в свете поручений Президента об увеличении экспорта макаронных изделий белорусского производства, для реализации которого необходимо наладить в республике выпуск макарон группы А, которые согласно регламентам изготавливаются с использованием крупки пшеницы твердой, цены на зерно которой на Мировом рынке стабильно высоки (порядка 350-550 у.е. за тонну). В 2014 г. первые белорусские сорта твердой пшеницы Славица (озимый сорт) и Розалия (яровой), созданные в УО БГСХА, успешно прошли Государственное сортоиспытание и включены в Государственный реестр сортов, рекомендованных для возделывания в Республике Беларусь. В 2015 г. на базе подсобного хозяйства ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов «Столичная мельница»» произведен первый производственный посев твердой пшеницы для пробной выработки макаронных изделий из собственного сырья. Таким образом, в ближайшие годы будем ожидать появления на белорусском рынке первых отечественных макаронных изделий высшего качества.

Еще одно важное направление исследований - это интродукция нетрадиционных кормовых культур, таких как сильфия, эспарцет, пажитник, люцерна серповидная и др. Внедрение данных культур обосновано изменением современных требований к формированию состава кормовой базы животноводства, необходимостью насыщения зеленого конвейера ценными в кормовом отношении компонентами, позволяющими обеспечить сбалансированное питание животных в течение максимально продолжительного периода. С этой же целью в академии ведется селекция и семеноводство злаковых и бобовых трав. Созданы и внедрены в производство сорта галеги восточной (Нестерка, БГСХА-2 с урожайностью 800-1000 ц/га зеленой массы), клевера лугового (Мерея, ТОС-870, ГПТТ-ранний -450-600 ц/га). Ежегодно академия реализует около 6 тонн семян трав на сумму 150 млн. рублей.

Кроме создания новых сортов, широко развернуты исследования по разработке и совершенствованию приемов возделывания сельскохозяйственных культур, в том числе новых для республики - соя, озимый ячмень, редька масличная, горчица белая.

Благодаря успешной работе наших селекционеров есть уверенность, что в ближайшие годы на поля республики вернется ценная бобовая культура - желтый люпин. Созданы антракнозо- и фузарио-зоустойчивые сорта, находящиеся сейчас в конкурсном сортоиспытании.

В аккредитованной Испытательной лаборатории качества семян кафедры ботаники и физиологии растений осуществляется масштабная работа по проверке сортовых качеств семян сельскохозяйственных культур с выдачей официальных документов; осуществляется арбитражная оценка качества семян; сопровождение селекционно-семеноводческой деятельности на предмет контроля генетической структуры сортов, мониторинга сортовых популяций; анализ сортовых популяций с оценкой генетической структуры, маркирование генотипов, составление «биохимических паспортов» образцов; комплексная оценка качества семян сельскохозяйственных культур, в том числе на экспресс-анализаторах CHOPIN (Франция). Данная лаборатория является уникальной в области биохимических исследований запасных белков, она включена в Единый реестр лабораторий Таможенного союза для осуществления аналитических исследований. Сотрудниками ИЛК разработаны, запатентованы и внедрены стандартные методики в области электрофоретического анализа запасных белков семян основных сельскохозяйственных культур. Ежегодный доход лаборатории только за счет выполнения аналитических услуг сторонним заказчикам составляет 250-300 млн. рублей.

Будущее науки определяет молодежь, поэтому студенческая наука традиционно является одним из приоритетных направлений. Около 75 % студентов активно занимаются различными формами научно-исследовательской работы. Ежегодно принимают участие в Республиканском конкурсе студенческих научных работ по разделу «Агрономические, зоотехнические и ветеринарные науки, экономика АПК», где отмечены дипломами 1-3 категории.

Студенты, проявляющие склонность к научным исследованиям, работают в творческих союзах под руководством опытных преподавателей. На факультете создано 5 студенческих научных кружков (СНК).

Студенты факультета, проявившие способности, активно и систематически занимавшиеся научно-исследовательской работой при окончании БГСХА награждаются Почетным дипломом СНО и получают рекомендацию для поступления в магистратуру и аспирантуру как в УО БГСХА, так и в другие вузы и НИИ республики.

За время своего существования агрономический факультет успел взрастить не только выдающихся ученых, но и огромное количества личностей, работающих в самых разных областях. Примечательно, что очень много выпускников занимают именно руководящие посты. Это заместитель премьер министра М. И. Русый, ректор БГСХА П. А. Саскевич, Генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по земледелию Ф. И. Привалов, ректор Барановичского государственного университета В. И. Кочурко. Это и председатели райисполкомов: Быховского - С. Д. Игнатенко, Осиповичского - П. Е. Шукалович, Мстиславского - В. В. Витюнов, Круглянского - А. Л. Шупленков, Глубокского - О. В. Морхат, Чашничского - В. В. Булай, Хойницкого - А. И. Титок, Ветковского - А. В. Чарненко. Директор РУП «Учебно-опытное хозяйство БГСХА» - Н. Г. Блохин, директор УП «Горецкий элеватор» -П. И. Панасюго, директор ОАО «Александрийское» Шкловского района - В. М. Черников, директор КСУП «Комбинат «Восток»» Гомельского района - Д. Ю. Корж, директор РУП «Опытная научная станция по сахарной свекле» г. Несвиж - И. С. Татур и многие другие.

Используя сложившиеся традиции с учетом современных тенденций развития аграрной отрасли, в настоящее время на агрономическом факультете ведется подготовка специалистов по следующим специальностям: «Агрономия» и «Селекция и семеноводство». По этим специальностям на факультете обучается более 380 студентов.

Теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов осуществляется на 5 кафедрах: растениеводства; земледелия; селекции и генетики; кормопроизводства и хранения продукции растениеводства; ботаники и физиологии растений.

На кафедрах факультета работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав численностью 38 человек, в том числе: 4 доктора наук; 4 профессора, из которых 1 член-корреспондент НАН Беларуси; 32 кандидата наук - доцента, старших преподавателя и ассистента. Обслуживают учебный процесс более 20 человек - заведующих лабораториями, лаборантов, агрономов и техников.

Остепененность факультета составляет - 94,4 %.

Все преподаватели занимаются научно-исследовательской работой по различным тематикам на хоздоговорной и инициативной основе в качестве руководителей или исполнителей. Результаты проведенных в последние годы исследований имеют высокую актуальность, и нашли широкое применение в хозяйствах республики.

Учебный процесс на факультете основан на рациональном сочетании классических форм обучения и новых технологий в образовательном процессе. Он построен на основании образовательных стандартов и учебных планов по каждой специальности, включающих комплекс учебных дисциплин гуманитарной, естественнонаучной и специальной направленностей.

Продолжительность подготовки специалистов с полным сроком обучения составляет 4,5 года. Кроме этого, на факультете ведется подготовка специалистов по непрерывной интегрированной системе профессионального обучения (НИСПО) с сокращенным сроком обучения 3 года по специальности «Агрономия».

Сфера профессиональной деятельности специалистов-агрономов - сельскохозяйственные предприятия, агропромышленные комбинаты, подсобные хозяйства промышленных предприятий, фермерские хозяйства, органы управления АПК, научные учреждения. Они могут успешно занимать должности главных агрономов, агрономов-инспекторов, агрономов-консультантов, агрономов фермерских хозяйств, отделов и лабораторий научно-исследовательских учреждений, в административных органах АПК.

Выпускники специальности «Селекция и семеноводство», кроме того, направляются на работу в научно-исследовательские учреждения, на предприятия, производящие оригинальные, элитные и репродукционные семена лучших районированных сортов возделываемых культур.

Для организации на уровне современных требований двухуровневой системы теоретического и практического обучения студентов и магистрантов создана хорошая материально-техническая база. Кафедры имеют оснащенные современным оборудованием лаборатории, учебно-методические кабинеты, компьютерные классы для самостоятельной работы студентов по подготовке курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций. Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков по технологиям возделывания сельскохозяйственных культур в распоряжении студентов факультета имеется учебный полигон, укомплектованный современной сельскохозяйственной техникой. Учебные, технологические и опытно-агрономические практики студенты факультета проходят на полях одного из передовых хозяйств республики - учебно-опытного хозяйства БГСХА, территория которого непосредственно примыкает к академгородку. В непосредственной близости от академии расположены опытные поля площадью более 40 гектаров.

Научные исследования с участием студентов могут проводиться не только в условиях естественного, но и регулируемого увлажнения почв с использованием комплекса современного оросительного оборудования.

Для организации проведения летних учебных практик имеется селекционный центр, пункт очистки семян с учебными аудиториями, три коллекционных питомника видов и сортов сельхозкультур, ботанический сад с оранжереей, дендрологический парк, имеющий статус памятника природы республиканского значения, биотехнологический центр, овощное поле «Рытовские огороды», плодовый сад.

Заключительную, преддипломную, практику студенты факультета проходят в базовых хозяйствах практически во всех областях республики по заключенным с предприятием договорам, работая в этот период на должностях бригадиров, агрономов и других.

В ходе учебы студентам предлагается широкий набор дополнительных услуг (программирование и вычислительная техника, второй иностранный язык, права водителя автомобиля, рабочая профессия тракториста-машиниста).

Хорошо успевающие студенты могут параллельно приобрести вторую специальность на факультетах заочного отделения, Высшей школы агробизнеса и получают за время обучения в академии два диплома.

Студенты, успешно прошедшие обучение и занимавшиеся научно-исследовательской работой, получают рекомендации Совета факультета для поступления в магистратуру и аспирантуру.

В настоящее время на факультете успешно и эффективно функционируют научно-педагогические школы ведущих ученых, в задачу которых входит подготовка научных и научно-педагогических кадров для республики.

В студенческом городке есть все условия для отдыха: спортивный комплекс и прекрасный Дворец культуры готовы принять студентов с первого дня учебы.

Факультет, таким образом, предлагает полный набор услуг в области агрономического образования, характерный для европейских университетов. Закончив агрономический факультет, каждый выпускник имеет возможность в будущем выбрать для себя приемлемый вид профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе Республики Беларусь.

УДК 378.096:63:631.95(476.4)

Ю. А. МИРЕНКОВ, А. В. КАКШИНЦЕВ АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Агроэкологический факультет образован 1 сентября 1996 г. с целью придания экологической направленности подготовке высококвалифицированных специалистов сельскохозяйственного производства, отвечающих международным стандартам. Первоначально подготовка специалистов велась по специальностям «Агрохимия, почвоведение и защита растений», «Плодоовощеводство», «Радиоэкология». План приема составлял 75 человек. На факультете обучалось более 300 студентов. Первым деканом агроэкологического факультета с 1996 г. по 1999 г. работал Саскевич Павел Александрович, доктор сельскохозяйственных наук, доцент, выпускник академии 1983 г. по специальности «Агрономия», сегодня ректор нашей академии. С 1999 по 2012 г. факультетом руководила доктор сельскохозяйственных наук, профессор Персикова Тамара Филипповна, выпускница академии 1974 г. по специальности «Агрохимия и почвоведение». С 2012 г. по настоящее время - Миренков Юрий Александрович, выпускник академии 1992 г. по специальности «Агрономия».

В связи с потребностью сельского хозяйства в новых специалистах в 2003 г. открывается специальность «Защита растений и карантин», в 2004 г. специальность «Экология сельского хозяйства», в 2005 г. специализация «Декоративное садоводство», в этом же году специальность «Плодоовощевод-ство» - НИСПО, в 2011 г. - специализация «Хранение и первичная переработка плодов и овощей НИСПО». Сегодня план приема на бюджетную форму обучения составляет 85 человек, на платную -20 человек. За более чем 15-летнюю историю выпущено более 2700 специалистов высшей квалификации, в том числе более 210 получили диплом с отличием. В 2015 г. выпущено 100 молодых специалистов. Сегодня на факультете обучается 432 студента, в том числе студенты из Туркмении, Азербайджана, Сирии, Украины и России.

Несмотря на свою молодость, факультет богат своими традициями, заложенными факультетом агрохимии и почвоведения и факультетом плодоовощеводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.