2. Витольник, Г. А., Душкин, А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 126 с.
3. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : учебник / под. общ. ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 480 с.
4. Зейлигер-Рубинштейн, Е. И. Педагогические взгляды А.И. Герцена. - М.: Учпедгиз, 1962. - 192 с.
5. Олейников, В. С., Душкин, А. С., Гурьев, М. Е. Системно-деятельностный подход в исследовании профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 1. - С. 183-187.
6. Олейников, В. С., Мусин, Я. Н., Заварзина, Л. В. Общая педагогика, история педагогики и образования : учебное пособие для адъюнктов / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Фонд «Университет», 2005. - 368 с.
7. Педагогика : учебник / под. общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.
8. Юренкова, В. А., Душкин, А. С., Иванова, А. М. Психология : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 132 с.
УДК 378
А.В. Пьянусов*, М.В. Аниканов**
Организация образовательного процесса при подготовке военных специалистов на основе системно-параметрического подхода
Статья посвящена проблемам подготовки научно-педагогического состава для системы высшего образования. В статье проанализированы основные модели профессиональных составляющих современного преподавателя. В итоге проведенного анализа сделаны выводы о том, что высокое качество подготовки специалистов во многом зависит от качества программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей образовательных организаций. С помощью рассмотренных программ необходимо постоянно пополнять свои теоретические знания, совершенствовать практические умения и навыки, расширять профессиональный кругозор, прогнозировать своё развитие, заниматься самопознанием, самооценкой и самоизменением для развития профессиональной компетентности.
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, образовательный процесс, научно-педагогический состав.
A.V. Pyanusov*,M.V. Anikanov**. The organization of educational process in military specialists' training on the basis of system-parametric approach. The article deals with the problems of scientific teaching staff development engaged in educational process. The working out of new professional educational programs for the specialists is one of the main means of solving these problems. Modern terms concerning the sphere of qualification increase and professional retreating of scientific teaching staff were worked out in the article. The article represents the results of employment of methods of interpersonal relations diagnostic after T. Liri.
Keywords: qualification increase, professional retreating, educational process, scientific teaching staff, model components.
Одной из серьёзных проблем современного высшего образования является подготовка преподавателей вузов к профессиональной деятельности в образовательном пространстве России, результатом которой будет формирование личности специалиста с заданными качествами согласно новой образовательной парадигме [11, с. 32].
К сожалению, в российских вузах на протяжении последних лет не останавливается процесс сокращения кадров, и тому есть несколько причин. К ним можно отнести невысокую оплату труда, отсутствие возможности проводить полноценные научные исследования, а также падение общественной привлекательности и престижности педагогической работы. Всё это может привести к разрушению нормального воспроизводства научно-педагогических кадров, способных обеспечивать качественную подготовку специалистов. Сегодня всё чаще задаются вопросы о том, как сохранить
* Пьянусов, Александр Викторович, начальник кафедры управления повседневной деятельностью Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, дом 1. Телефон: +7-905256-55-61. E-mail: [email protected].
** Аниканов, Максим Валерьевич, старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, дом 1. Телефон: +7-953-341-18-16. E-mail: [email protected].
* Pyanusov, Alexander Viktorovich, chief of the department of daily management activity of Saint-Petersburg military Institute of the Russian Interior Ministry Forces. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilyutov street, 1. Phone: 7-905-256-55-61. E-mail: [email protected].
** Anikanov, Maxim Valerievich, senior lecturer of the department of daily management activity of Saint-Petersburg military Institute of the Russian Interior Ministry Forces. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilyutov street, 1. Phone: +7-953-341-18-16. E-mail: [email protected]. © Пьянусов А.В., Аниканов М.В., 2016
Пьянусов А.В., Аниканов М.В. Организация образовательного процесса при подготовке военных.
имеющимся научно-педагогическии потенциал, использовать и умножить достижения научного и образовательного сообщества, как обеспечить повышение профессионализма преподавателя.
Одним из возможных ответов на эти вопросы является процесс разработки и практического освоения новых профессиональных образовательных программ для получения дополнительных квалификации, а также программы профессиональной переподготовки действующих специалистов. Внедрение в практику подобных программ является важным компонентом процесса модернизации системы профессионального образования в целом. Следует отметить то, что система дополнительного профессионального образования преимущественно строит свою деятельность на принципах личностно-ориентированного и профессионально-ориентированного обучения, поскольку призвана удовлетворять и профессиональные потребности специалистов, и повышать их профессионализм в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним обществом и государством.
В этой связи особую роль играет вопрос качества высшего образования. Оно определяется совокупностью всех его значимых характеристик, условиями реализации профессиональных образовательных программ, научно-педагогическим потенциалом кадрового сопровождения. Мы разделяем точку зрения, высказанную авторским коллективом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в статье «Качество образования и профессиональный стандарт», о том, что «сегодня практически все передовые страны признают, что обеспечение высокого качества образования - это не просто один из способов реагирования общества на современную социальную ситуацию, но одновременно и способ изменения этой ситуации, воздействия на нее не только в настоящем, но и в будущем. Интеграция России в мировое сообщество, ее участие в Болонском процессе, вступление во Всемирную торговую организацию, успешная конкуренция с другими странами объективно невозможна без осознания важности решения этих проблем. Персонал образовательного учреждения - ключевой фактор в обеспечении качества образования. Преподаватели являются основной кадровой категорией образовательных учреждений, осуществляющей образовательный процесс (высшей квалификации - профессор, доктор наук; средней квалификации - доцент, кандидат наук; и базовой квалификации - старший преподаватель, ассистент)» [1, с. 17].
Кроме того, на наш взгляд, необходимо уточнить современный терминологический аппарат, действующий сегодня в сфере повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров: профессиональная квалификация - это навыки и компетентность, которые необходимы для конкретной работы; квалификационные показатели - описание минимума знаний, умений, навыков и установок, необходимых для получения квалификации; присвоение дополнительной квалификации - свидетельство о получении за пределами существующих направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования особых знаний, умений и навыков для выполнения дополнительных профессиональных обязанностей, что является особой ценностью в условиях рыночной экономики.
Дополнительное профессиональное образование выполняет функции адаптации профессиональной компетентности кадров к быстро меняющимся требованиям рынка труда. Если проанализировать природу развития научно-педагогического знания применительно к высшей школе, то можно обнаружить, что основы подготовки преподавателей высшей школы в России были заложены Уставом 1863 г., начиная с которого стал функционировать институт профессорских стипендиатов. А.А. Космодемьянский акцентирует внимание на лекциях А.П. Минакова, где сказано: «Если профессор не только ученый, но и педагог, то ставлю вопрос:
- о высоте его научного уровня (знания, мышление, интеллект);
- о его человеческо-гражданственной личности (политическая и философская грамотность, воля, эмоции, эстетические убеждения, напор - страстность - одержимость);
- сверх того: человечность, мастерство, виртуозность» [4].
Присоединяемся к мнению профессора А.Л. Бусыгиной, высказанному в монографии «Профессор - профессия», о том, что «в высшей школе сегодня, при нынешнем материальном положении работают, конечно, фанатики своего дела» и «для огромного числа студентов не хватит талантливых самородков-преподавателей», и полагаем,что необходимо помочь преподавателям, не имеющим базового педагогического образования, а также ученой степени по педагогике, но являющимся «по своей науке», бесспорно, осведомленными, но, к сожалению, вынужденным по психолого-педагогическому, социально-экономическому и информационно-технологическому блокам знаний «изобретать велосипед». Согласимся с автором монографии и в том, что «педагогическая ученая степень - не панацея, ... но ниже определенного уровня они (преподаватели) преподавать просто не смогут» [2, с. 276].
Близки к высказанному мнению и авторы статьи «Реализация образовательной программы по направлению «Педагогика» (в том числе воспитательная работа) на базе технического университета», полагающие, что «в отличие от преподавателей высших учебных заведений педагогического профиля, которые имеют, как правило, профессиональное высшее педагогическое образование, преподаватели технических вузов в большинстве случаев не имеют достаточной психолого-педагогической подготовки, а являются специалистами в области техники и производства. В связи с этим не только в технических вузах, но и в вузах иного профиля (экономического, медицинского, сельскохозяйственного, военного - добавлено нами. - Авт.) возникает объективная необходимость в профессиональной специальной научно-обеспеченной подготовке специалистов непедагогического профиля для работы в сфере высшего образования» [5, с. 32].
Коллеги из Белгородского государственного университета склоны считать, что «как бы сегодня ни увеличивалась заработная плата, существенным тормозом является нехватка квалифицированных вузовских преподавателей. В настоящее время высшему образованию не хватает мыслящих рыночными категориями преподавателей. Сегодня нужны научно-педагогические кадры с инновационным стилем работы, способные подготовить специалиста в соответствии с требованиями мировых образовательных стандартов и рыночной экономики» [8, с. 43].
Приоритетной задачей современного образования становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы. Необходимым условием соответствия современной системы образования данным требованиям является компетентностный подход, заключающийся в развитии ключевых компетенций, призванный в конечном итоге формировать профессиональную и социальную успешность.
Применение компетентностного подхода возможно при обучении любому предмету и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Ключевые компетенции являются необходимой составляющей модели конкурентоспособного специалиста, т.е. профессионала, способного достигать поставленных целей в разных, быстро меняющихся ситуациях за счёт владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств [9]. Именно конкурентоспособность специалиста является, на наш взгляд, качеством, способствующим успешной социальной интеграции. Общество предъявляет новые требования к личности специалиста, выдвигая на первый план качества, которые ранее не являлись необходимыми. В этот список входят умение самостоятельно и быстро принимать решения, готовность к непредсказуемым ситуациям, стремление к карьерному росту и проч. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Совокупность требований интегрируется в модель специалиста, призванную служить ориентиром в процессе профессиональной подготовки. Существует несколько моделей, созданных для педагогических специальностей. Кратко раскроем их основное содержание. Например, модель специалиста - педагога общеобразовательной школы включает в себя:
1. Общую и профессиональную культуру педагога;
2. Профессионально значимые качества личности педагога:
- черты личности как индивидуальности;
- черты, обеспечивающие эффективную коммуникацию;
- профессиональные черты.
3. Профессиональную компетентность:
- психолого-педагогические знания;
- педагогические умения и навыки [6].
Другая модель включает в себя профессиональные знания (предметные и психолого-педагогические), уровень коммуникативной культуры, стремление к профессиональному росту, способность к рефлексии [10].
Специалисты МЭСИ, разрабатывая структуру специалиста, выделяют следующие структурные элементы личности:
1) социально-профессиональные роли;
2) знания, умения, навыки;
3) систему личностных качеств.
Из системы личностных качеств особо выделяются «отношения к чему-либо в процессе профессиональной деятельности» [3].
Ссылаясь на вышеприведенную модель, отметим, что выделение в элементе «профессиональные компетенции» умения совершенствовать свое профессиональное мастерство, поддерживать свою работоспособность и здоровье, формировать личностный имидж - качества, бесспорно, необходимые конкурентоспособному специалисту. На наш взгляд, особое внимание следует обратить на личностные качества специалиста, в данной модели это - уверенность в своих силах, целеустремленность, трудолюбие, творческое отношение к делу, и ряд способностей: к лидерству, саморазвитию, профессиональному росту.
В свою очередь Л.М. Митина, изучая качества, необходимые профессионалу, подчеркивает важность актуализации потребности в самореализации, осознание возможностей самоизменения и, как следствие, повышение уровня профессионального самосознания. Именно эти качества порождают постоянное экспериментирование, творческий подход к делу, осознание свободы и ответственности. Большое значение, по её мнению, имеет самоэффективность человека - способность мобилизовать собственные ресурсы (мотивационные, когнитивные, поведенческие) в целях достижения контроля над ситуацией, обеспечиваемая уверенностью в себе [7].
С учётом ранее проведённых исследований обозначим компоненты модели конкурентоспособного специалиста, опираясь на две основные составляющие:
1) профессиональную компетентность;
2) личностные качества специалиста.
Пьянусов А.В., АникановМ.В. Организация образовательного процесса при подготовке военных...
Среди требований к личностным качествам выделим:
- самооценку выше среднего, уверенность в собственных силах;
- коммуникабельность;
- инициативность, предприимчивость;
- эмоциональность (в пределах нормы для данного общества и профессии);
- открытость и толерантность;
- стрессоустойчивость;
- уровень интеллекта, превышающий требуемый для данной профессии;
- развитый социальный интеллект;
- личностную зрелость и ответственность;
- способность быть лидером и подчиняться.
В целях совершенствования подготовки преподавательских кадров для системы высшего образования (Приказ Минобразования России от 24 января 2002 г. N° 180) введены Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Нормативная трудоёмкость дополнительной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения составляет 1080 часов и удостоверяет успешное освоение указанной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» диплом «О дополнительном (к высшему) образовании» [4].
Одним из приоритетных направлений сегодня остается подготовка педагогических кадров -высокопрофессиональных специалистов в конкретной области знания и одновременно преподавателей дисциплин. Имеющийся опыт нашей образовательной организации в системе непрерывного повышения квалификации преподавателей позволил нам на основе дополнительной профессиональной программы «Преподаватель высшей школы» создать адаптивный комплекс с целью профессиональной переподготовки действующего кадрового офицерского состава Военного института к выполнению новых профессиональных функций - преподаванию в образовательной организации.
Не умаляя важности специальных знаний, составляющих основу теоретической и прикладной деятельности преподавателя военной образовательной организации, отметим важнейшую психолого-педагогическую проблему, заключающуюся в необходимости развития профессионально важных качеств личности преподавателя образовательной организации, где большая часть преподавателей не имеют педагогического образования. В процессе профессионального обучения у них формировался образ себя как специалиста в данной области, а не преподавателя. Однако педагогическая деятельность предъявляет к личности особые требования, которые были рассмотрены в работах известных отечественных и зарубежных исследователей. Список профессионально важных качеств достаточно широк и не входит в противоречие с представленной выше моделью конкурентоспособного специалиста, а дополняет и специализирует её. Педагогу необходимы уверенность в себе и отсутствие тревожности для оказания влияния на обучающихся. Наиболее общей характеристикой является педагогическая направленность личности - совокупность интересов, мотивов, ценностей. Не менее важными признаются широта взглядов, интерес и готовность к инновациям, чувство ответственности, контактность, психологическая устойчивость.
Для лучшего понимания и убежденности в правильном определении своей профессиональной среды, прогнозирования результатов собственной преподавательской деятельности в высшей школе обучающимся было предложено принять участие в диагностике необходимых профессионально-важных качеств (ПВК), которыми должен владеть современный преподаватель, определив свой стартовый уровень, необходимый для реализации дальнейшей программы профессионального саморазвития. Рассмотрим результаты и проведем сравнительный анализ полученных показателей у обучающихся, непосредственно участвующих в том или ином учебном процессе в роли преподавателя. Данная диагностика была проведена нами в группах преподавателей военной образовательной организации и адъюнктов непедагогических специальностей, которые обучаются по дополнительной профессиональной программе с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».
Одна из проблем оценки включённости преподавателя в профессию заключается в существовании большого количества критериев оценки педагогов и оснований для типизации. Следует отметить, что в направленности на педагогическую деятельность можно выделить несколько линий: на предмет, на общение, на интеллектуальное развитие и организацию внеучебной деятельности. Оценка направлений профессиональной направленности преподавателей военной образовательной организации показывает отсутствие ярко выраженного доминирующего направления. Так, направленность на общение, организацию мероприятий и направленность на предмет не превышают в среднем 4,3 балла, что говорит об оптимальной (средней) их выраженности. Направленность «интеллектуальное развитие» характеризуется оценкой выше среднего (5,6 балла), что говорит о сосредоточении в основном на функции «просветителя», трансляции морально-этических норм, воспитании обучающихся. В группе аспирантов направленность на организаторскую деятельность развита выше среднего (7 баллов), демонстрируя наличие таких качеств, как требовательность, организованность, энергичность. Результат деятельности обнаруживается, скорее, в сфере делового сотрудничества и во внеучебной работе. Направленность на предмет характеризуется уровнем развития ниже среднего (3,8), т.е. твердая уверенность в необходимости своих знаний и их значения в жизни у аспирантов даже меньше, чем у группы преподавателей.
Очевидно, что существует немало причин социального и личностного характера, препятствующих профессиональному развитию преподавателя, однако личность активная, самоактуализирующаяся способна преодолеть эти барьеры. Методика «Барьеры педагогической
деятельности» способна показать готовность индивида к саморазвитию. У преподавателей военной образовательной организации уровень готовности выше среднего (57,1 балла), а в группе аспирантов - 61,8 балла, что говорит о достаточно активном развитии в обеих группах.
Как представитель профессии типа «человек-человек», преподаватель подвержен «синдрому выгорания», выражающемуся в эмоциональном истощении, вызванном длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения, деперсонализации, т.е. повышении негативного отношения к реципиентам и редукции личных достижений - негативной оценке собственных успехов и возможностей. Результат методики «Оценка профессионального выгорания» у преподавателей военной образовательной организации показывает, что средний балл равен 60,3, что говорит о средней выраженности синдрома. Компоненты профессионального выгорания «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений» оцениваются 20,3 (ниже среднего), 8,4 (низкий) и 31,6 (выше среднего) балла соответственно. Таким образом, преподаватели характеризуются тенденцией к заниженной оценке своих способностей и профессиональных возможностей и адекватной при этом оценке обучающихся.
Рассмотрим результаты применения методики диагностики межличностных отношений Т. Лири. Поскольку вопросы методики являются открытыми, а задачей была самооценка качеств, результаты могут быть идеализированными. Средние баллы по факторам не выходят за рамки умеренной выраженности, что говорит об адаптивном поведении (рис. 1). Показатель «доминирование» равен 1,3, «дружелюбие» - 3,8. Для сравнения отметим, что при умеренной выраженности каждого из восьми факторов у группы аспирантов оценки доминирования и дружелюбия равны 5,4 и 2,0 соответственно. Таким образом, преподавателей военной образовательной организации можно определить как уверенных в себе, но не склонных к лидерству, настойчивых, критически настроенных по отношению к окружающему миру, эмоционально сдержанных и подчиняющихся, сознательно конформных, склонных к сотрудничеству, деликатных.
Рис. 1. Усредненный личностный профиль по методике Т. Лири
Диагностический инструментарий 16 PF Р. Кеттела адекватно отражает особенности поведения и общения преподавателя. Так, группа преподавателей военной образовательной организации характеризуется конкретным интеллектом, что идёт вразрез с идеальной моделью преподавателя и конкурентоспособного специалиста. Характерны ярко выраженная доминантность и авторитарность (Е = 7,0), что обычно присуще педагогам, консерватизм = 5,6), а также подозрительность в общении с людьми (Ъ = 5,4). Кроме того, им присущи эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах, принципиальность, наличие собственного мнения, высокий контроль своих эмоций и поведения. Необходимо отметить, что имеющаяся склонность к выполнению деятельности по шаблону связана со спецификой учебного заведения.
Согласно полученным результатам, преподаватели военных образовательных организаций в основном соответствуют модели конкурентоспособного специалиста и требованиям, предъявляемым непосредственно к преподавателям. Тем не менее у данной категории присутствует ряд черт, препятствующих успешности педагогической деятельности: доминирование конкретного мышления, консерватизм, что мешает привнесению творчества в педагогический процесс, и доминантность, причём обнаруживается расхождение между представлением о себе и качествами, присутствующими в действительности. В этой связи одной из задач повышения квалификации является актуализация самопознания, самооценки и самоизменения, а рефлексия обретает актуальность в образовательном процессе, в процессе профессионального и жизненного становления.
Таким образом, образование человека не может завершиться на каком-то определенном этапе и продолжается на протяжении всей жизни, в т.ч. и жизни в профессии. В таком контексте особую ценность имеет личность специалиста, способность принимать целесообразные профессиональные решения, пополнять знания и расширять свой теоретический кругозор, прогнозировать своё развитие,
Тамбовцев А.И., Малахова М.Н. Тематический план как основа изучения иноязычной лексики.
иначе говоря, наряду с профессиональной осуществлять и самообразовательную деятельность. Система повышения квалификации является одной из сфер «профессионального обновления» и роста квалификационной компетентности. Именно программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки должны быть социально осознанными, специально разработанными, целенаправленными и регулируемыми, стимулировать возможности самореализации человека благодаря развитию профессиональной компетентности. Дифференциация направлений подготовки военных специалистов должна основываться прежде всего на гибком реагировании на запросы общества.
Список литературы
1. Бордовский, Г. А., Громова Л. А., Трапицын С. Ю., Тимченко В. В. Качество образования и профессиональный стандарт // Дополнительное профессиональное образование. - 2003. - № 4.
2. Бусыгина, А. Л. Профессор - профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. - Самара: Самара. ГПУ, 1999.
3. Дмитриевская, Н. А., Ефимова, Л. А., Алюшина, Ю. Е. Модель специалиста. - М.: МЭСИ, 1999.
4. Космодемьянский, А. А. Андрей Петрович Минаков. - М.: Изд-во ВВИА им. Н.Е. Жуковского. 1963.
5.Медведев, В. Е., Карлов, Г. П., Нургалиев, В. С., Николаева, И. Б. Реализация образовательной программы по направлению «Педагогика» (в том числе воспитательная работа) на базе технических вузов // Дополнительное профессиональное образование. - 2003. - № 4.
6. Мижериков, В. А., Ермоленко, М. Н. Введение в педагогическую профессию. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
7. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: Дело, 1994. - 216 с.
8. Ткачев, В. БелГУ в системе подготовки педагогических кадров региона. // Высшее образование в России. - 2005. - № 6.
9.Хуторской, А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5.
10. Широбоков, С. Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://integr.narod.ru/konfD012/k502/htm.
11. Шукшунов, В. Е. Методология подготовки и проведения реформ национальной системы образования. - М.: МАН ВШ, 1998.
УДК 378
А.И. Тамбовцев*, М.Н. Малахова**
Тематический план как основа изучения иноязычной лексики в образовательной организации МВД России
Работа посвящена комплексному исследованию типового для образовательных организаций МВД России тематического плана учебной дисциплины «Иностранный язык», обусловливающего специфику преподавания и детерминирующего определенные сложности при изучении иноязычной полицейской терминологии.
Ключевые слова: иностранный язык, учебный процесс, тематический план, образовательная организация МВД России, полицейская терминология.
A.I. Tambovtsev*, M.N. Malakhova**. The course schedule as the basis for the foreign lexicon learning at the higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article is devoted to the research of some problems concerning the managing and improvement of foreign language learning at the higher educational institutions of the Ministry of the Internal Affairs of Russia. The authors research a typical course schedule of the discipline «Foreign Language» which determines certain difficulties and the results of educational process.
Keywords: foreign language, educational process, course schedule, educational institution of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, police terminology.
Знание иностранного языка современным специалистом является сегодня практически общеобязательным требованием к кандидату (работнику) в большинстве предприятий и организаций
* Тамбовцев, Андрей Иванович, старший преподаватель кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 7449637. E-mail: [email protected].
** Малахова, Марина Николаевна, заведующая кафедрой иностранных языков Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 644092, г. Омск, проспект Комарова, д. 7. Тел. 8 (3812) 750394. E-mail: [email protected].
* Tambovtsev, Andrey Ivanovich, senior lecturer of the crime detection chair of the St. Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, PhD in law, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .: 8 (812) 7449637. E-mail: [email protected].
** Malakhova, Marina Nikolaevna, head ofthe chair of foreign languages of the Omsk Academy ofthe Ministry ofthe Internal Affairs of Russia, PhD in philology, associate professor. Address: Russia, 644092, Omsk, prospect Komarova, 7. Tel. 8 (3812) 750394. E-mail: [email protected].
© Тамбовцев А.И., Малахова М.Н., 2016