Научная статья на тему 'Организация образования в школах и вузах Сталинградской области в период Великой Отечественной войны'

Организация образования в школах и вузах Сталинградской области в период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВСЕВОБУЧ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАЛИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЯ / GREAT PATRIOTIC WAR / GENERAL MILITARY TRAINING / HIGHER EDUCATION / STALINGRAD REGION / SCHOOL EDUCATION / TEACHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимирова Е. Д.

В статье освещается процесс организации образования в средних и высших учебных заведениях Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны. На основе документов высших органов власти страны, решений сталинградского партийно-государственного аппарата рассматриваются основные мероприятия по перестройке сфер среднего и высшего образования в условиях войны, обеспечению функционирования образовательной системы на местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATION IN SCHOOLSAND UNIVERSITIES OF THE STALINGRAD REGION DURINGTHE GREAT PATRIOTIC WAR

The process of organizing education in secondary and higher educational institutions of the Stalingrad region during the Great Patriotic War are considered in the article. On the basis of documents of the highest authorities of the country, decisions of the Stalingrad party-state apparatus, the main measures for restructuring the fields of secondary and higher education in war conditions, ensuring the functioning of the educational system at the local level are considered.

Текст научной работы на тему «Организация образования в школах и вузах Сталинградской области в период Великой Отечественной войны»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94

Е. Д. Владимирова

Главный специалист отдела научно-исследовательской работы Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области»; e-mail: Etoile-0507@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ И ВУЗАХ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье освещается процесс организации образования в средних и высших учебных заведениях Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны. На основе документов высших органов власти страны, решений сталинградского партийно-государственного аппарата рассматриваются основные мероприятия по перестройке сфер среднего и высшего образования в условиях войны, обеспечению функционирования образовательной системы на местном уровне.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; всевобуч; высшее образование; Сталинградская область; школьное образование; учителя.

E. D. Vladimirova

Main specialist of Scientific and Research Work's Department Centre of Documentation of Volgograd Oblast Newest History; e-mail: Etoile-0507@yandex.ru

ORGANIZATION OF EDUCATION IN SCHOOLS AND UNIVERSITIES OF THE STALINGRAD REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The process of organizing education in secondary and higher educational institutions of the Stalingrad region during the Great Patriotic War are considered in the article. On the basis of documents of the highest authorities of the country, decisions of the Stalingrad party-state apparatus, the main measures for restructuring the fields of secondary and higher education in war conditions, ensuring the functioning of the educational system at the local level are considered.

Key words: Great Patriotic War; general military training; higher education; Stalingrad region; school education; teachers.

Введение

Сфера образования, являясь одной из важнейших областей общественной жизни, нуждается в постоянном обновлении, чтобы соответствовать быстро изменяющимся требованиям времени. Чрезвычайные условия в 1941-1945 гг. обусловили необходимость перестройки советской системы образования, которой в этот период пришлось функционировать в условиях военного времени. Вместе с тем подобная практика в масштабах СССР в годы войны имела свои особенности местного характера. В частности, Сталинградская область находилась в зоне боевых действий, при этом часть территории была захвачена противником. Поэтому целью данной статьи является освещение процесса организации обучения и воспитания в средних и высших учебных заведениях Сталинградской области в чрезвычайных и особых условиях войны.

Актуальность темы заключается в том, что изучение данной проблемы позволяет оценить процессы перестройки среднего и высшего образования в экстремальной, кризисной ситуации и адаптацию этих сфер под сложившиеся запросы. Подобное многоплановое изучение культурно-исторических традиций позволит актуализировать вопросы духовно-нравственного развития и воспитания современной молодежи [Шапкарина 2018, с. 172].

Основная часть

С начала Великой Отечественной войны перед школой и вузами встали новые задачи: организация образовательного процесса в условиях военного времени и охват обучением всех детей школьного возраста; повышение уровня и качества военной подготовки; усиление патриотического воспитания школьников; оказание помощи колхозам и совхозам в уборке урожая.

В 1941/42 учебном году в регионе работала 1851 школа, в которой в общей сложности обучались 232,6 тыс. учащихся, в том числе: в 1-4-х классах - 142,3 тыс., в 5-7-х классах - 76 тыс., в 8-10-х классах - 14,3 тыс. человек [Сталинградцы в бою и труде... 2005, с. 201]. В 1942/43 учебном году в школах области обучалось уже 122,211 тыс. детей, что составляло 52,5 % от предыдущего года (Характеристика выполнения всеобуча... 1942, ЦДНИВО1, ф. 113, оп. 12, д. 97, л. 12).

1 ЦДНИВО - Центр документации новейшей истории Волгоградской области.

Что касается районов, подвергавшихся немецкой оккупации, то после их освобождения в школах осталось 753 человека на 9 июля 1943 г.

Вузы также перестраивались под суровые реалии военного времени. На начало войны в Сталинградской области было восемь высших учебных заведений: Сталинградский и Астраханский педагогические институты, Сталинградский и Астраханский учительские институты, Астраханский технологический институт рыбного хозяйства и промышленности, Сталинградский и Астраханский медицинские институты, Сталинградский механический институт [Сталинградская область (1939-1943). Цифры и факты... 2016, с. 339].

Так же, как и школы, вузы столкнулись с проблемой дефицита кадров и нехватки учебных помещений. Преподаватели и студенты уходили на фронт. Только в Сталинградском механическом институте в первые дни войны на фронт ушло 595 преподавателей и студентов. После начала войны повсеместно устанавливались досрочные сроки сдачи летней сессии, чтобы желающие имели возможность уйти добровольцами на фронт. Нехватку кадров частично восполнили за счет работников, эвакуированных в Сталинградскую область вузов из западных районов страны [там же, с. 210].

Еще одной важнейшей задачей властей было обеспечение образованием как можно большего количества детей. Для этого нужно было решить ряд проблем. Одной из них была острая нехватка преподавательских кадров. В Сталинградской области в 1941/42 учебном году свыше три тысячи учителей (примерно 25 %) ушло на фронт. Для сравнения, в 1940/41 учебном году в городской и сельской местности региона работало 12,115 тыс. учителей. Часть кадров восполнили за счет эвакуированных из Украины и Белоруссии - еще в первые месяцы войны в регион прибыло 3,6 тыс. учителей. Однако когда военные действия начались на территории Сталинградской области, около две тысячи учителей были эвакуированы в восточные районы страны (Сведения в облоно Сталинградской области 1942, ГАВО1, ф. 3423, оп. 7, д. 52, л. 44-43). К осени 1945 г. количество школьных работников сократилось более, чем в 1,5 раза, чем накануне войны (1940/ 1941 гг. - 12 тыс. 115, 1945/46 гг. - 6 тыс. 997). Проблема нехватки педагогических кадров была повсеместной, и потому 28 июля 1943 г.

1 ГАВО - Государственный архив Вологодской области.

вышло постановление СНК СССР № 837, касающееся обеспечения школ учителями. Документ предусматривал возврат на работу в школы учителей, на тот момент работающих не по специальности, а также организацию трехмесячных курсов для подготовки учителей начальных классов. Курсы должны были окончить пять тысяч человек, из них 130 распределялись в Сталинградскую область (Постановление СНК СССР № 875 1 943, ГАРФ1, ф. Р-5446, оп. 1, д. 217, л. 55, 57). В целом же, довоенное количество школьных работников было достигнуто в Сталинградской области к 1952/1953 учебному году.

Война привела и к значительному сокращению контингента учащихся. Часть школьников и студентов переходила на работу в колхозы или на заводы, заменяя ушедших на фронт. Достигшие призывного возраста также уходили на фронт. В райвоенкоматы поступало множество писем от школьников допризывного возраста с просьбой о зачислении их в действующую армию, в том числе и от девушек.

Ситуация с резким сокращением численности учащихся обеспокоила партийные и государственные органы СССР. 26 февраля 1942 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О сохранении контингента учащихся старших классов средней школы». В соответствии с данным постановлением запрещалось направлять учеников старших классов на работу на предприятия, переводить их в школы ФЗО, а также ремесленные и железнодорожные училища [Сындеева 2006, с. 31].

Большое внимание уделялось военной подготовке учащихся. С января 1942 г. в школах была введена новая учебная программа, рассчитанная на 110 учебных часов в году. В условиях войны она предусматривала занятия в военных лагерях, где обучение военному делу происходило в полевых условиях. Такие лагеря организовывались на летних каникулах для старшеклассников [Бибикова 2014, с. 34].

24 октября 1942 г. вышло постановление СНК СССР № 1729, касающееся военной подготовки учащихся школ и техникумов. С начала 1942/43 учебного года в расписание учебных занятий вводилась военная подготовка начальная (для учащихся 5-7-х классов) и допризывная (для учащихся 8-10-х классов) (Постановление СНК СССР № 1729 ... 1942, ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 1, д. 207, л. 58-59).

Требования к освоению программ были достаточно высокими. Так, например, в рамках начальной военной подготовки мальчики в 5-7-х

1ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации.

классах проходили сокращенную программу подготовки одиночного бойца, способного действовать в составе отделения и взвода, а девочки осваивали основы профессий сандружинниц, радисток, телефонисток и телеграфисток (Постановление СНК СССР № 1729 ... 1942, ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 1, д. 207, л. 60).

В справке обкома ВЛКСМ Сталинградской области от 10 октября 1942 г. говорится о том, что за прошедший год 49,227 тыс. человек прошли обучение военному делу. Помимо всевобуча, как в городах, так и в районах области работали специализированные кружки. На 1 октября 1942 г. закончили учебу 3,952 тыс. человека по специальностям снайперов, автоматчиков, пулеметчиков, истребителей танков, сандружинниц, медсестер и других. Продолжали обучение 2,967 тыс. человек [Сталинградцы в бою и труде. 2005, с. 110-111].

После коренного перелома в Великой Отечественной войне и изгнанию противника с территории СССР правительство озаботилось проблемой повышения качества образования. 21 июня 1944 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Изложенные в документе меры были направлены на улучшение образования в школе, усиливали ответственность педагогов. Для оканчивающих начальную и неполную среднюю школу были введены выпускные экзамены, а для особо отличившихся выпускников средней школы - золотые и серебряные медали [Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях. 1985, т. 7, с. 505]. Стоит отметить, что еще в планах 3-й пятилетки (1937-1942) намечалась большая программа по дальнейшему расширению всеобуча, в рамках которой планировалось ввести всеобщее 7-летнее образование в сельской местности и всеобщее среднее в городах [Сталинградцы в бою и труде. 2005, с. 348]. Государство после самого тяжелого периода войны вновь вернулось к реализации намеченного до войны плана.

С началом войны актуальной стала проблема организации ускоренного обучения студентов. Для этого в 1941 г., согласно распоряжению Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР, вводились новые, сокращенные сроки обучения. Для высших учебных заведений с 5-летним обучением они уменьшались до 3,5 лет, а в вузах с 4-летним сроком обучения - до 3-х лет [Красноженова 2014, с. 360].

В условиях военного времени появилась необходимость подготовки специалистов для действующей армии и флота. Сталинградские

вузы тоже оказались вовлечены в этот процесс. В первую очередь это коснулось медицинского и технического институтов. Подготовка кадров для нужд фронта широко освещалась в печати. В «Сталинградской правде» за 24 октября 1941 г. отмечалось, что «профессорский коллектив Сталинградского медицинского института ускоренными темпами готовит врачей-хирургов для фронта, производит переподготовку врачей других специальностей [Сталинградцы в бою и труде. 2005, с. 46]. Другие вузы тоже внесли свой вклад в подготовку медперсонала для фронта. Например, в Сталинградском педагогическом институте, на базе которого был развернут госпиталь, при содействии общества Красного Креста были организованы курсы медсестер, на которые записались 360 сотрудниц и студенток. Около 100 студенток после завершения обучения на курсах уехали работать в полевые госпитали [там же, с. 46].

Выпускники Сталинградского технического института (СТИ) с началом войны пополнили контингент слушателей в академиях РККА (Бронетанковая и Артиллерийская). Другая часть перешла на предприятия тяжелой промышленности, продолжая при этом учиться. В СТИ стали готовить специалистов по производству военной техники, а в его лабораториях наладили ремонт стрелкового оружия. Затем на базе этих лабораторий был организован и сам оружейный завод. Всего за годы Великой Отечественной войны в СТИ было подготовлено 294 инженера [Харинина 2009, с. 209-210].

Из-за мобилизации большинства трудоспособного населения в действующую армию с началом войны остро встал вопрос о нехватке рабочих рук в сельском хозяйстве. Высшие учебные заведения Сталинградской области активно участвовали в решении данной проблемы. С этой целью часть студентов в течение 1941/42 учебного года была направлена на курсы механизаторов, а после завершения процесса обучения студенты командировались для оказания помощи в колхозы и совхозы области.

Серьезной проблемой в работе образовательных учреждений стало сокращение числа школьных зданий, в результате чего занятия проводились в 2-3 смены. Точное количество разрушенных школ установить невозможно из-за разнообразных сведений в источниках. Так, например, в постановлении бюро Сталинградского обкома ВКП(б) об организации отделов вузов и школ от 8-17 июня 1943 г. говорится, что

в Сталинградской области из общего количества 2,122 тыс. школ (без Сталинграда) было подвернуто разрушению и уничтожено 208 школьных зданий (Постановление бюро Сталинградского обкома ВКП(б) . .. 1943, ЦДНИВО, ф. 113, оп. 14, д. 69, л. 95). По данным А. С. Чуянова, на 3 февраля 1943 г. в области было разрушено 655 школ и 161 детское учреждение [Сталинградцы в бою и труде. 2005, с. 149]. Справка Сталинградской Областной Комиссии «Об итогах работы по учету ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками колхозам, гражданам, государственным предприятиям, учреждениям и организациям по Сталинградской области», относящаяся к декабрю 1943 г., содержит сведения о 297 полностью разрушенных и 319 частично разрушенных школ [Сталинградская областная комиссия. 2008, с. 29].

Наиболее поздние данные относятся к протоколу заседания чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков от 6 марта 1945 г., где говорится о том, что в период войны в Сталинградской области была разрушена 561 школа [Сталинградцы в бою и труде. 2005, с. 152]. Этих данных мы и будем придерживаться.

В рамках решения этой проблемы СНК СССР в июле 1942 г. издал специальное распоряжение «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». Документ требовал освободить все школьные помещения от размещенных там организаций и учреждений. Исключение составляли лишь те школьные здания, в которых находились эвакуированные заводы и госпитали [Сындеева 2006, с. 31]. Однако в силу нанесенного фашистами ущерба, ситуация с помещениями в Сталинградской области была крайне тяжелой. В этих условиях, на местах были приняты самые разные решения. Так, секретарь Иловлинского райкома 22 сентября 1942 г. докладывал в Сталинградский областной комитет ВКП(б), что в отдаленных населенных пунктах района, в которых нет ни одного свободного школьного здания, начался учебный год. Учебные занятия проводились в частных домах (Доклад секретаря Иловлинского райкома... 1942, ЦДНИВО, ф. 113, оп. 67, д. 12, л. 69). В одном из прифронтовых районов Сталинградской области работа 20 районных школ была организована непосредственно на полевых станах, куда, спасаясь от бомбежек, переселились колхозники вместе с детьми [Сталинградская область (1939-1943). Цифры и факты. 2016, т. 1, с. 349].

Помимо нехватки помещений, существовала проблема дефицита материальной и учебно-методической базы. Партийные и советские органы области предпринимали разные меры для улучшения ситуации в этой сфере. Так, например, секретарь Ленинского райкома Сталинградской области Телятников отмечал, что к началу 1942/43 учебного года все школы были полностью отремонтированы, обеспечены учебными пособиями и топливом. Детям красноармейцев и инвалидов Отечественной войны выдавались завтраки [Сталинградцы в бою и труде. 2005, с. 98]. Несмотря на тяжелые условия войны, питанием старались обеспечить всех детей школьного возраста. К примеру, в Тракторозаводском районе Сталинграда на 13 сентября 1943 г. дети в школах обеспечивались одноразовым питанием, дополнительно им выдавалось по 50 г хлеба и 10 г сахара. Преподавательский состав также обеспечивался питанием один раз в день.

Правительство уделяло внимание и педагогическим кадрам. 11 августа 1943 г. вышло Постановление СНК СССР № 875 «О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ» (Постановление СНК СССР № 875... 1943, ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 1, д. 217, л. 140). Стоит отметить, что до этого зарплата повышалась только в 1936 г. Это также свидетельствует об усилении внимания государства к сфере образования, несмотря на военное время.

Для Сталинградской области особое значение имели районы, захваченные в ходе войны немецко-фашистскими захватчиками. В районах, освобожденных от немецкой оккупации, старались максимально быстро восстановить образовательный процесс. В постановлении XI пленума обкома ВКП(б) ставилась задача до 1 февраля 1943 г. восстановить работу всех школ, обеспечив учеников всем необходимым (Постановление XI пленума обкома ВКП(б) . .. 1943, ЦДНИВО, ф. 113, оп. 14, д. 1а, л. 7). Такие же задачи ставились и перед руководителями высших учебных заведений, несмотря на имеющиеся трудности. В частности, многие учебные корпуса вузов, находящихся в зоне боевых действий, сильно пострадали. К примеру, 23 августа 1942 г. во время бомбардировки были разрушены почти все здания Сталинградского педагогического и учительского институтов. С 25 августа их деятельность была приостановлена, большая часть студентов и преподавателей ушла на фронт, часть эвакуирована в Бирск и Саратов. Однако власть понимала необходимость функционирования образовательных учреждений и предпринимала все усилия по возобновлению

их деятельности. С 15 ноября 1943 г. была восстановлена работа институтов в Камышине, там трудились 42 преподавателя и обучались 1000 студентов [Сталинградская область (1939-1943). Цифры и факты. 2016, с. 336]. По решению обкома ВКП(б) и исполкома облсовета для Института было отведено лучшее здание города под учебный корпус, выделены помещения для общежития студентов и квартиры для профессорско-преподавательского состава. Со стороны органов государственной власти были приняты меры к обеспечению института мебелью, продуктами питания, топливом. В течение всего учебного года обком ВКП(б) оказывал пединституту практическую помощь (Справка в отдел школ ЦКВКП(б) ... 1944, ЦДНИВО, ф. 113, оп. 14, д. 260, л. 28).

После освобождения Сталинградской области вузы, согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» от 1943 г., начали возвращаться на свои первоначальные места [КПСС в резолюциях и решениях съездов. 1985, т. 7, с. 427].

Одним из первых в город вернулся Сталинградский медицинский институт, профессорско-преподавательский состав и студенты своими силами приступили к восстановлению нормальной жизнедеятельности вуза. Институт получил помощь и от других вузов страны. Весной 1943 г. руководители 13 республиканских медицинских вузов отправили учебники и инструментарий на 800 студентов. В итоге, 1 октября 1943 г. к занятиям приступили 600 студентов [Сталинградская битва. Июль 1942 - февраль 1943 гг. . 2017, с. 575]. 15 февраля 1944 г. в здании ремесленного училища № 4 возобновились занятия Сталинградского механического института [там же, с. 576]. Позже всех в город вернулся педагогический институт. В январе 1945 г. СНК СССР удовлетворил ходатайство руководства вуза о возвращении, и в конце марта учебное заведение вернулось в Сталинград [Сталинградская область (1939-1943). Цифры и факты. 2016, с. 336-337].

В целом, анализ документов высших органов власти СССР, решений руководства Сталинградской области позволяет сделать вывод о том, что несмотря на тяжелые условия, в которых находились прифронтовые и оккупированные фашистами территории страны, чрезвычайные меры позволили обеспечить необходимый уровень функционирования образовательного процесса в школах и вузах страны. Кроме того, система образования так же, как и другие отрасли народного хозяйства страны, вносила свой посильный вклад в победу.

Заключение

Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, советское руководство не обходило вниманием сферу образования. Предпринимался целый комплекс мер по обеспечению непрерывного функционирования системы образования и поддержанию высокого уровня качества получаемых знаний. Одной из важнейших задач стало недопущение отрыва учащихся от образовательного процесса. В ходе восстановления объектов народного хозяйства Сталинградской области в первую очередь вводились в строй школы и вузы, которые получали материальную, финансовую и кадровую поддержку центральной власти.

Школьная и вузовская сферы образования Сталинградской области, как и по всей стране, с началом войны были переведены на чрезвычайный режим работы и помимо решения своих основных задач участвовали в самых различных мероприятиях по оказанию помощи фронту и тылу. Централизация управления, координация действий различных органов, организаций и учреждений, трудовой подвиг советского народа позволили максимально снизить отрицательные последствия войны для системы образования Сталинградской области, находящейся в очень сложных условиях.

Для выполнения постановлений центральных партийных и советских органов по обеспечению функционирования образования в школах и вузах региона местные власти в годы войны смогли мобилизовать все имеющиеся государственные и частные ресурсы, проявляя при этом гибкость и творческий подход к решению самых сложных задач.

Можно сказать, что успешное функционирование системы образования Сталинградской области в годы войны является важным показателем того, что методы командно-административной системы экономики в условиях острейшего кризиса оказались крайне эффективными. Также здесь проявился гуманизм политики советского руководства, которое, несмотря на величайшие трудности военного времени, не перестало уделять внимания социальной сфере жизни общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бибикова Ю. В. Историко-правовые вопросы развития института воспитанников воинских частей в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период // Военное право. 2014. № 4. С. 30-40.

Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 7 (1938-1945). М. : Политиздат, 1985. 575 с.

Красноженова Е. Е. Исторический опыт реализации социальной политики Советского государства в период Великой Отечественной войны 19411945 гг. (на материалах Нижнего Поволжья) : дис. ... д-ра ист. наук. Астрахань, 2014. 495 с.

Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинению ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Сталинградской области: Документы / под ред. М. М. Загорулько. Волгоград : Панорама, 2008. 1360 с.

Сталинградская битва. Июль 1942 - февраль 1943 гг. : сборник. Волгоград : Издатель, 2017, с. 575.

Сталинградская область (1939-1943). Цифры и факты: информационно-статистический справочник. Т. 1: Территория. Население. Власть. Социальная сфера / под ред. М. М. Загорулько. Волгоград : Издатель, 2016. 424 с.

Сталинградцы в бою и труде: Документы. Очерки. Воспоминания. Фотографии / сост. М. Т. Поляков, П. А. Дубицкая. Волгоград : Издатель, 2005. 598 с.

Сындеева Ю. Ф. Становление и развитие учительской интеллигенции Бурятии (конец 1930-х начало 1990-х гг.): дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006. 199 с.

Харинина Л. В. Участие вузов Сталинграда в битве на Волге // Единство фронта и тыла - залог Победы в Великой Отечественной войне (19411945) : Материалы научно-практической конференции. Волгоград, ноябрь 2009 г. М. : Глобус, 2009. С. 208-212.

Шапкарина О. А. Вопросы историко-культурного наследия в преподавании исторических дисциплин: из опыта работы кафедры исторических наук МГЛУ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. Вып. 4 (812). С. 165-172.

REFERENCES

Bibikova Ju. V. Istoriko-pravovye voprosy razvitija instituía vospitannikov voinskih chastej v sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v gody Velikoj Otechestvennoj vojny i v poslevoennyj period // Voennoe pravo. 2014. № 4. S. 30-40.

Kommunisticheskaja partija Sovetskogo Sojuza v rezoljucijah i reshenijah s#ezdov, konferencij i plenumov CK (1898-1986). T. 7 (1938-1945). M. : Politizdat, 1985. 575 s.

Krasnozhenova E. E. Istoricheskij opyt realizacii social'noj politiki Sovetskogo gosudarstva v period Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg. (na materialah Nizhnego Povolzh'ja) : dis. ... d-ra ist. nauk. Astrahan', 2014. 495 s.

Stalingradskaja oblastnaja komissija po ustanovleniju i rassledovaniju zlodejanij nemecko-fashistskih zahvatchikov i ih soobshhnikov i prichineniju imi ushherba grazhdanam, kolhozam, obshhestvennym organizacijam, gosudarstvennym predprijatijam i uchrezhdenijam Stalingradskoj oblasti: Dokumenty / pod red. M. M. Zagorul'ko. Volgograd : Panorama, 2008. 1360 s.

Stalingradskaja bitva. Ijul' 1942 - fevral' 1943 gg. : sbornik. Volgograd : Izdatel', 2017, s. 575.

Stalingradskaja oblast' (1939-1943). Cifry i fakty: informacionno-statisticheskij spravochnik. T. 1: Territorija. Naselenie. Vlast'. Social'naja sfera / pod red. M. M. Zagorul'ko. Volgograd : Izdatel', 2016. 424 s.

Stalingradcy v boju i trude: Dokumenty. Ocherki. Vospominanija. Fotografii / sost. M. T. Poljakov, P. A. Dubickaja. Volgograd : Izdatel', 2005. 598 s.

Syndeeva Ju. F. Stanovlenie i razvitie uchitel'skoj intelligencii Burjatii (konec 1930-h nachalo 1990-h gg.): dis. ... kand. ist. nauk. Ulan-Udje, 2006. 199 s.

Harinina L. V. Uchastie vuzov Stalingrada v bitve na Volge // Edinstvo fronta i tyla - zalog Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne (1941-1945) : Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, nojabr' 2009 g. M. : Globus, 2009. S. 208-212.

Shapkarina O. A. Voprosy istoriko-kul'turnogo nasledija v prepodavanii istoricheskih disciplin: iz opyta raboty kafedry istoricheskih nauk MGLU // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshhestvennye nauki. 2018. Vyp. 4 (812). S. 165-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.