Е.Е. КРАСНОЖЕНОВА (Астрахань)
решение проблем общеобразовательной школы в период великой отечественной войны
(на примере Нижнего поволжья)
Рассматриваются основные направления государственной политики в области школьного образования в Нижнем Поволжье в военный период. Отражены изменения в количестве школ, численности учащихся, вопросы обеспечения преподавательскими кадрами общеобразовательных школ региона, состояния их материальной и учебной базы, характер учебно-воспитательной работы.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Нижнее Поволжье, местные органы власти, всеобщее обязательное обучение, общеобразовательная школа, качество обучения, кадровая проблема.
Государственная политика в области школьного образования в военный период была направлена на реализацию программы всеобщего обязательного обучения. В соответствии с решением XVIII съезда ВКП (б) 1939 г. основной задачей школы было осуществление всеобщего среднего обучения в городе и завершение в деревне всеобщего семилетнего среднего образования с расширением охвата детей десятилетним обучением [13, с. 44]. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и школой новые задачи: необходимо было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их воспитание в патриотическом духе. Вопрос о всеобуче являлся предметом частого обсуждения государственных организаций Нижнего Поволжья. Так, в январе 1943 г. на VII сессии Саратовского облсовета был рассмотрен вопрос о выполнении Закона о всеобщем обязательном обучении, в июне 1944 г. -о подготовке школ области к новому учебному году [8].
В военных условиях резко сузилась материальная база народного образования. Часть зданий вузов, школ и техникумов передавалась для нужд обороны, и в них размещались эвакуированные учреждения, предприятия, воинские части, госпитали. В 1941/42 уч. г. в Астраханском округе Сталинградской об-
ласти под военные нужды было передано 61 школьное здание [12, с. 16]. В Саратовской области контингент учащихся техникумов и училищ сократился с 12,2 тыс. чел. в 1940 г. до 7,5 тыс. чел. в 1942 г. [9], в Астрахани в течение 1941/42 уч. г. - с 31, 92 тыс. до 22,391 тыс. чел. [5].
В военный период происходила перестройка содержания и структуры учебновоспитательной деятельности школ. Согласно постановлению СНК «Об усилении военной и физической подготовки учащихся в 8-10-х классах средней школы» от 11 августа 1941 г., было увеличено количество учебных часов на военно-физкультурную и военно-санитарную подготовку [7]. В соответствии с постановлением ГКО СССР от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», юноши и девушки, достигшие 16 лет, проходили обязательную военную подготовку (газ. «Правда». 1941. 18 сент.) .
Еще одним направлением перестройки в деятельности образовательных учреждений являлось усиление внимания к подготовке трудовых резервов. Для учащихся старших классов вводилось обязательное обучение сельскохозяйственным работам. Для учеников городских школ производственное обучение проводилось в целях овладения навыками работы на промышленных предприятиях. Учащиеся принимали участие в патриотическом движении по оказанию помощи фронту.
Мероприятия, проводимые местными органами власти Нижнего Поволжья, были направлены на создание нормальных условий работы образовательных учреждений, снабжение их топливом, учебно-наглядными пособиями. Создавались вечерние школы рабочей и сельской молодежи. Во многих районных и сельских Советах работали школьные комиссии, которые организовывали помощь детям фронтовиков, инвалидов войны, занимались вопросами улучшения материально-бытовых условий учителей.
Серьезные трудности в организации процесса обучения в Нижнем Поволжье возникли после Сталинградской битвы. 293 школьных здания было разрушено или требовало капитального ремонта. В школах ощущалась острая нехватка учебных принадлежностей и учебников [3]. В Нижнечирском районе области после окончании битвы было учтено лишь 3,41 тыс. учащихся, 156 учителей, 35 школ [15]. Осуществление Закона о всеобуче
© Красноженова Е.Е., 2012
осложнялось близостью фронта. Восстановление деятельности школ происходило на основе использования централизованных средств и оказания помощи со стороны трудовых коллективов и населения. Силами черкасовцев в Сталинграде в 1943 г. было восстановлено 23 школьных здания [4].
В начальный период войны в Нижнем Поволжье сократилось количество школ. В 1940/41 уч. г. в Астрахани имелась 401 школа, а в 1941/42 уч. г. число школ сократилось до 361. На 1 января 1944 г. в Астраханской области было 474 школы, в том числе в г. Астрахани 11 начальных школ, 1 неполная средняя школа, 22 средние школы [6].
В результате принятия местными органами власти региона комплекса мер, направленных на улучшение работы школы, ситуация с всеобучем в исследуемом регионе значительно улучшилась. В 1942 г. общий охват обучением детей школьного возраста в Саратовской области составлял 92%. На 1 января 1943 г. вне школы оставалось 2 тыс. детей 1 - 7-х классов [8. Д. 1066. Л. 20]. В 1942/43 уч. г. в Астрахани охват школьников всеобучем составлял 84,4% [6]. Не вовлеченными в школу ввиду отсутствия одежды и обуви, неудовлетворительной работы городского и районных отделов образования оставались 427 чел. [2]. В 1943/44 уч. г. в Астрахани охват всеобучем возрос до 96% [6].
Помимо учета, ремонта зданий, заготовки дров, обеспечения школ письменными принадлежностями и учебниками местные власти Нижнего Поволжья занимались обеспечением школьников одеждой и обувью. В 1943 г. по 45 районам Саратовской области в порядке помощи нуждающимся детям было отремонтировано 26 тыс. пар обуви и 4,6 тыс. предметов теплой одежды [11]. Первостепенное значение придавалось и питанию учащихся как важному условию обеспечения всеобуча. Особо нуждающиеся и ослабленные дети получали питание в специальных столовых. В Саратове в 1942 г. к специальным детским столовым было прикреплено 2 тыс. школьников. В 1943 г. в таких столовых в области питалось 6 тыс. учащихся [10]. Кроме того, была восстановлена проводимая в послереволюционные годы практика обеспечения учащихся горячими завтраками [1, с. 12-21]. В 1942 г. горячие завтраки были организованы в 223 школах Астраханского округа [3. Д. 16. Л. 2]. В результате принятых мер отсев учащихся из школ стал падать. Организационно-практические меро-
приятия значительно укрепили материальнотехническую базу школы, обеспечили ее хозяйственные нужды.
В 1942 - 1943 гг. государство приняло ряд важных постановлений в области народного образования. К ним относятся введение вневойсковой военной подготовки в 5 - 10-х классах средней школы в октябре 1942 г., учреждение ученического билета и правил поведения учащихся в августе 1943 г., отмена словесных оценок и переход на пятибалльную цифровую систему. Кроме того, согласно Постановлению СНК СССР от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», вводились выпускные экзамены для учащихся 4-х и 7-х классов и экзамены на аттестат зрелости в 10-х классах, что способствовало повышению уровня успеваемости учащихся [14, с. 51 - 56]. Важнейшим документом, реформирующим школу, явилось Постановление СНК СССР от 16 июня 1943 г. о введении раздельного обучения мальчиков и девочек [12, с. 205 - 209]. В 1944 г. в Астраханской области было организовано 13 мужских и 20 женских школ [6. Д. 213. Л. 4 - 9].
С началом войны осложнилась проблема обеспечения школ и других учреждений народного образования профессиональными кадрами. Вопрос обеспечения школ учителями решался путем привлечения в школы ветеранов педагогического труда, учителей, прибывших из других областей, укрупнения классов, совместительства и др. В 1942 г. в Астрахани было зарегистрировано 400 преподавателей, работающих не по специальности [3. Д. 16. Л. 1].
В 1943 г. правительство приняло ряд постановлений с целью решения проблемы обеспечения школ профессиональными педагогическими кадрами. В соответствии с постановлением СНК СССР с 10 августа 1943 г. стали проводиться трехмесячные курсы по подготовке учителей для 1 - 4-х классов [7. Д. 217. Л. 55, 57]. Одновременно принимались меры по восстановлению среднего специального и высшего педагогического образования.
В соответствии с Постановлением СНК СССР от 28 июля 1943 г. «Об обеспечении начальных, неполных средних и средних школ РСФСР учителями в 1943 - 1944 учебном году» [7. Д. 217. Л. 55] на педагогическую работу в школы возвращались все учителя, работавшие не по специальности, за исключением педагогов, работавших на выборных должностях в советских и общественных организа-
циях. Запрещалось принимать на работу учителей, не имеющих специального педагогического образования, демобилизованных учителей на работы в промышленность. Всех учителей, выписанных после ранения из госпиталей и признанных непригодными к службе в армии, рекомендовалось направлять к месту их прежней работы или в распоряжение местных органов образования.
Кроме применения административных мер кадровая проблема решалась с помощью мер материального стимулирования. В июле 1943 г. были приняты постановления СНК СССР о приравнении учителя ко второй категории рабочего, о предоставлении учителям жилплощади, о приравнении учителей, работающих в совхозах, к рабочим и служащим совхозов. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 11 августа 1943 г. «О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ» были повышены ставки оплаты труда педагогических работников [7. Д. 217. Л. 140 - 141). Дополнительные меры стимулирования труда сельских учителей были связаны с Постановлением СНК СССР «О снабжении учителей разовым продовольственным пайком» от 26 августа 1943 г. (Там же. Л. 141).
Между тем анализ материалов местных партийно-советских, профсоюзных организаций Нижнего Поволжья свидетельствует о многочисленных фактах нарушения, невыполнения принятых вышестоящими органами решений, в частности о несвоевременной выплате заработной платы учителям, неудовлетворительном снабжении, грубом произволе по отношению к правам педагога. тем не менее предпринятые правительством меры значительно улучшили материально-бытовое положение учительства, создали условия для более успешной самореализации педагогов в профессиональной, культурной и общественной деятельности. В сложных военных условиях органы управления, педагогические коллективы обеспечили решение главной задачи системы народного образования - подготовку и переподготовку преподавательских кадров, комплектование ими учебных заведений.
В целом за годы войны коллективы школ сумели добиться определенных результатов в организации учебно-воспитательной работы, повысить образовательный уровень десятков тысяч детей и подростков. Опыт функционирования в 1941 - 1945 гг. школьной системы в Нижнем Поволжье свидетельствует о целена-
правленной деятельности властных структур региона в этой области, что позволило обеспечить реализацию программы всеобуча, укрепить материально-техническую базу школы, решить кадровые проблемы, стоявшие перед общеобразовательными учреждениями.
литература
1. Виноградов С.В. Голод 1921 г. в Поволжье. Причины, масштабы, последствия // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 3.
2. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 1095. Оп. 1. Д. 756. Л. 20 - 22.
3. ГААО. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 162. Л. 30.
4. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 71. Оп. 1. Д. 681. Л. 33 - 37.
5. Государственный архив современной документации Астраханской области (ГАСД АО). Ф. 6. Оп. 1. Д. 736. Л. 17.
6. ГАСД АО. Ф. 325. Оп. 1. Д. 217. Л. 1 - 2.
7. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 1. Д. 195. Л. 215.
8. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 1738. Оп. 2. Д. 1066, 1248.
9. ГАСО. Ф. 2052. Оп. 13. Д. 4.
10. ГАСО. Ф. 2650. Оп. 1. Д. 275. Л. 10.
11. ГАСО. Ф. 3070. Оп. 1. Д. 65. Л. 39.
12. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства по народному образованию. 1917-1947 гг. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1947.
13. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917 - 1973. М., 1974.
14. Панарина Е.В. Характер и особенности развития общего образования в годы Великой Отечественной войны (на материалах Дона и Северного Кавказа // Учен. зап. Рос. гос. соц. ун-та. 2009. №2.
15. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 35. Оп. 2. Д. 2.Л. 94.
Solution of the problem of the secondary school in the period of the Great Patriotic War (by the material of the Nizhny Volga Region)
There are regarded the main directions of the public policy in the sphere of school education in the Nizhny Volga Region in the period ofthe war. There are covered the changes in the quantity of schools, pupils, issues of teaching staff in secondary schools of the region, state of their material and educational base, character of the educational work.
Key words: Great Patriotic War, Nizhny Volga Region, local authorities, general compulsory education, secondary school, quality of education, staffproblem.
А.м. имангалиева
(волгоград)
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ В 1943-м -НАЧАЛЕ 1950-х гг.
Показаны основные направления деятельности профессиональных союзов г. Сталинграда и области по охране здоровья рабочих и служащих в 1943-м - начале 1950-х гг. Выявлены проблемы в работе профсоюзных комитетов по улучшению качества медицинского облуживания рабочего населения.
Ключевые слова: профсоюзные организации, больничный листок, санаторно-курортное лечение, пособие по временной нетрудоспособности.
В тяжелейших условиях послевоенного времени объемы и темпы роста социальных обязательств Советского государства разнились с его финансовыми возможностями. Все внутренние ресурсы направлялись на скорейшее восстановление народного хозяйства. Масштабные задачи восстановительных работ требовали огромного количества специалистов, что и обусловило высокую концентрацию рабочих и служащих в Сталинградской области. Однако, несмотря на то, что в тех условиях вопросы социального обеспечения трудового населения были отодвинуты на второй план, охрана здоровья рабочих и служащих являлась наиболее разработанным и успешным направлением как в государственной политике, так и в деятельности профессиональных союзов.
В рассматриваемый период среди острейших проблем Сталинградского региона были восстановление и развитие системы здравоохранения. В целом по области с января 1941 г. по март 1943 г. произошло сокращение лечебнопрофилактических учреждений с 812 до 668 [3, с. 155]. Большинство из них были разрушены во время ожесточенных боев. Как правило, помещения, приспособленные под больницы и амбулатории, не соответствовали медицинскому назначению. Повсеместно в поликлиниках Сталинграда отсутствовали комнаты ожидания, больные размещались в коридорах. Медучреждения нуждались в медикаментах и инвентаре (тазах, умывальниках, постель-
ном белье, гигиенических принадлежностях), не доставало мест для амбулаторных больных - из необходимых 1700 коек в наличии было 1300 [9].
Работа лечебных учреждений осложнялась острой нехваткой квалифицированных медицинских кадров, особенно работников узких специальностей - хирургов, отоларингологов, невропатологов, офтальмологов. Невысокими были и качественные показатели медработников Сталинградской области - на 1 января
1947 г. из 82,3% чел. высшее медицинское образование имели 68,5% [3, с. 166]. Благодаря вниманию государственных органов к подготовке квалифицированного медперсонала в
1948 - 1950 гг. по области произошло увеличение врачебных кадров с 1847 до 2269 чел. соответственно [2].
С окончанием боевых действий из-за скопления большого количества трупов, недостаточных обработок заболоченных мест, плохих бытовых условий общее санитарное состояние города и области усугубилось резкой вспышкой «традиционных» для Сталинградского региона инфекционных заболеваний - гриппом, оспой, брюшным тифом, малярией. Для борьбы с эпидемическими заболеваниями в июне 1943 г. был организован институт санитарных уполномоченных, в задачи которых входили подворные обходы населения с целью выявления инфекционных больных. В спешном порядке были созданы 15 прививочных отрядов [9. Л. 214 об.; 4, с. 24].
Свою нишу в решении социальных проблем заняли профессиональные союзы, в деятельности которых вопросы охраны здоровья рабочих и служащих являлись одними из приоритетных. Руководствуясь положением Конституции СССР 1936 г. о праве трудящихся на бесплатную медицинскую помощь, на предоставление возможности санаторнокурортного лечения, на обеспечение в случае болезни и потери трудоспособности [7, с. 14], а также Постановлением СНК РСФСР «об улучшении медицинского обслуживания населения» от 1944 г. [5], заводские, местные, рабочие комитеты начали осуществлять комплекс мероприятий, направленных на решение обозначенных социальных задач. Совместно с органами здравоохранения летом 1943 г. профсоюзы организовали массовые проверки санитарного состояния мест проживания, питания и работы трудящихся, показавшие низкий уровень профилактических работ, отсутствие
© Имангалиева А.М., 2012