Ю.Г. Россинский
Управление школой РСФСР в 1942-1943 гг.
В статье впервые проанализированы проблемы народного образования во время Великой отечественной войны в масштабах РСФСР: введение раздельного обучения; решение кадрового вопроса. Представлен опыт работы школ Москвы и Ленинграда по сохранению системы воспитания и образования в условиях войны.
Ключевые слова: работа школ на прифронтовых территориях, учителя во время Великой Отечественной войны, работа школ Москвы во время Великой Отечественной войны, школа в блокадном Ленинграде, всеобуч, раздельное обучение в СССР.
Отделы народного образования Москвы и педагогическая общественность с первых дней войны приобретали опыт в организации работы школ и других учреждений просвещения в условиях фронта. Во всех школах для учащихся, не имевших необходимых домашних условий, слабо успевающих школьников, выделялись специальные комнаты с дежурными учителями, которые оказывали помощь детям в подготовке к учебным занятиям. С отстающими учащимися велись групповые и индивидуальные занятия. Многие московские школы проводили занятия на дому с больными учащимися.
Продолжались учебные занятия и во фронтовом Ленинграде (блокада была прорвана только в январе 1943 г.). Бюро Ленинградского Горкома партии от 25 октября 1941 г. обсудило вопрос «О начале учебного года» в школах Ленинграда и обязало Исполком Ленинградского городского Совета организовать с 25 октября 1941 г. занятия для учащихся 7-10 классов [20]. Воинские части должны были освободить помещения и помочь в организации всеобуча (было освобождено 30 школ) [1, с. 325;
4, с. 748; 14].
Начиная с 1942 г. мероприятия по работе народного образования страны стали проводиться более последовательно. В постановлениях Советского правительства 1942 г., принятых по решению ЦК ВКП (б), разрабатывается новая концепция работы системы народного образования страны: это распоряжение СНК СССР «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению» от 30 июля 1942 г. и постановление СНК СССР от 8 сентября 1942 г. «О приеме детей семилетнего возраста в школы» [12].
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
Крупными шагами в деле сохранения и развития системы народного образования РСФСР стало постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О начале занятий в школах Москвы» (от 13 сентября 1942 г.). Следующим шагом в развитии программы по управлению просвещением было введение в Москве в виде опыта с 5 класса раздельного обучения со второго полугодия 1942/43 учебного года. Осуществлению этих решений и программы всеобуча в Москве способствовало возвращение (по рекомендации ЦК) из эвакуации 710 учителей и 195 директоров школ [17].
21 сентября 1942 г. более 120 тыс. учащихся столицы (1-4 классы) приступили к занятиям. Учащиеся старших классов приступили к занятиям позже в связи с участием в сельскохозяйственных работах. На 10 декабря 1942 г. в Москве уже училось 176 646 учащихся, из них мальчиков - 79 976 чел., девочек - 96 678 чел. (часть подростков была мобилизована на промышленные предприятия столицы) [6].
Характерной особенностью организации работы школ в условиях войны, особенно в районах, непосредственно прилегающих к фронту, и в прифронтовой полосе, был поиск перспективных направлений работы школ. Такой опыт мы наблюдаем в Москве и Ленинграде. Учителя Москвы внесли весомый вклад в приспособление учреждений образования к условиям войны: по охвату всеобучем, подготовки педагогических кадров к решению сложных воспитательно-образовательных задач. Опыт школ Москвы по охвату всеобучем закладывал основы дальнейшего развития системы воспитания и образования на всей территории РСФСР. Деятельность столичной парторганизации была одобрена Наркомпросом РСФСР и профсоюзами страны. За успехи в организации всеобуча ЦК союза работников начальной и средней школы, Наркомпрос РСФСР вручили переходящее Красное знамя Октябрьскому районному отделу народного образования Москвы и 29-й школе Фрунзенского района столицы [8].
В других регионах РСФСР обстановка с народным образованием выглядела следующим образом: в Московской области на 1 ноября 1942 г. обучалось в школах 107 300 детей, в Тульской области - 11 215 и даже в Сталинградской области посещали школу около 13 000 детей (на 10 февраля 1943 г.) [7, л. 104, 244, 326].
По просьбе партийных и советских органов Ленинграда Совет Народных Комиссаров СССР своим распоряжением от 25 сентября 1942 г. разрешил учебные занятия и освободил учащихся 8-10 классов от платы за обучение (в соответствии с постановлением СНК СССР от 2 июля
1941 г. от платы за обучение были освобождены дети рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского флота) [10].
1 сентября 1942 г. в начальной школе Ленинграда к занятиям приступили 11 320 школьников, но уже к 15 сентября их было около 18,5 тыс. (в 5-7 классах - 5 300 человек, в 8-10 классах - 620 старшеклассников). Для правильной организации занятий учителя и учащиеся 7-10 классов были освобождены от трудовой повинности. Мероприятия партийной организации Ленинграда, правительства страны способствовали тому, что в Ленинградской области в 1074 школах (876 начальных школ, 168 неполных средних школ, 30 средних школ) 1 сентября 1942 г. начали учиться свыше 80 тыс. учащихся [1, с. 345; 4, с. 648].
Партийный опыт руководства системой народного образования в Москве и Ленинграде явился новаторским. Большинство местных партийных организаций восприняли его как программу действий. Повсеместно партийные организации расширяли агитацию на промышленных предприятиях, среди общественности за сохранение и развитие школьной системы, всеобуча, за заботу об эвакуированном детском населении.
Фронт требовал не только самые современные виды вооружений, но и грамотные военные кадры, способные воевать на новых видах вооружений. Школа мобилизует внутренние резервы для выполнения этой задачи.
Крупным шагом в совершенствовании учебно-воспитательной работы школ стало решение Наркомпроса РСФСР о «введении временного плана» в школах в 1942/43 учебном году, который должен был обеспечить лучшую, более углубленную подготовку учащихся для обороны страны. На физкультуру и военное дело (с 5 класса) было выделено 850 (было 398) часов, был введен курс основ сельского хозяйства. Это был план подготовки детей и подростков к службе в Красной армии, к работе в сельском хозяйстве и военном производстве.
Совнарком РСФСР в своих постановлениях от 5 июня и 8 августа 1943 г., анализируя работу отделов просвещения и подготовку школ к 1942/43 учебному году, высказал мнение, что Наркомпрос РСФСР и ряд краевых, областных и автономных государственных структур РСФСР не обеспечили своевременной и полной подготовки школ к началу 1942/43 учебного года, план ремонта школьных зданий был недовыполнен, а строительство городских и сельских школ сорвано. Совнарком РСФСР отметил, что учащиеся не были обеспечены в достаточном количестве школьно-письменными принадлежностями и учебниками. Особенно неудовлетворительно была проведена подготовка к 1942/43 учебному году в Горьковской, Куйбышевской, Молотовской, Челябинской областях, Алтайском крае, Марийской и Татарской АССР.
Госплан при Совете Народных Комиссаров РСФСР в докладной записке в Совет Народных Комиссаров РСФСР от 31 июля 1942 г. сообщал, что
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
у Наркомпроса РСФСР нет сведений о состоянии системы воспитания и образования, школ, интернатов в Новосибирской области, Красноярском крае, в районах Крайнего Севера, Якутской и Бурят-Монгольской АССР [3].
В напряженный летний период 1942 г. Центральный комитет партии мобилизует все наличные ресурсы и перераспределяет их в пользу военной промышленности, сокращает сферы гражданского производства и потребления.
Выполнение Закона о всеобуче в РСФСР в 1942/43 учебном году обсуждалось на коллегиях, совещаниях Наркомпроса РСФСР, заседаниях Совета Народных Комиссаров РСФСР, местных партийных и советских органах РСФСР значительно чаще, чем в 1941/42 учебном году. Основными лозунгами в этот период были: подбор кадров для системы Нарком-проса, восстановление просвещения в освобожденных районах, о подготовке учреждений народного образования к зиме, всеобуч и обучение эвакуированных детей, материально-бытовое положение учителей и учащихся, комсомольско-пионерская работа, питание детского населения, преподавание в национальных школах, охрана жизни и здоровья детей и подростков.
Сложное военное положение страны продолжало сказываться на положение системы воспитания и образования РСФСР. Данные отчетов отделов народного образования Наркомпроса РСФСР в конце 1942 г. свидетельствовали о продолжающемся неблагополучном положении с народным образованием, особенно с всеобучем в некоторых областях страны. По данным отчетов из 35 территорий РСФСР, из школ к концу 1942 г. выбыло 704,7 тыс. учащихся, в том числе: 147,4 тыс. (21%) в связи с переменой места жительства родителей; 108,2 тыс. - в связи с переходом в другие школы; 51,8 тыс. в связи с перемещением в ремесленные училища; 66,2 тыс. - в связи с устройством на работу; 47,4 тыс. - по болезни; 145,5 тыс. (20,8%) - вследствие отсутствия одежды и обуви.
Высокая текучесть учащихся, особенно в старших классах, объясняется многими причинами: эвакуация и возвращение из эвакуации, мобилизация многих учащихся старшего возраста в армию и на промышленные предприятия, в ремесленные училища, фабрично-заводское обучение, железнодорожные училища, а также переход в экстернат, техникумы и другие учебные заведения.
Несмотря на огромные трудности военного времени, продолжалась работа по ускорению перестройки народного образования, прежде всего в освобожденных районах РСФСР. В частности, необходимо было организовать работу с возвращающимися с конца 1942 г. из эвакуации детьми и подростками, педагогическими кадрами. В течение всего 1942/1943
учебного года парторганизации и местные советы, педагогический состав освобожденных территорий организовывали помощь вновь прибывающим детским коллективам.
С августа 1943 г., когда произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, фронт восстановительных работ в системе воспитания и образования значительно расширился. Этот год ознаменовался крупнейшими победами Красной Армии, был переломным и в развитии военной экономики и всего народного хозяйства СССР, включая просвещение страны.
Государственный народнохозяйственный план 1943 г. - года коренного перелома в ходе войны - отразил и определил новые аспекты управления. Восстановилось годовое планирование, началась плановая реализация программы восстановления хозяйства в освобожденных районах, включая детские учреждения.
Важную работу, связанную с перестройкой системы народного образования, выполняла московская городская система воспитания и народного образования. В феврале 1943 г. в московских школах начался эксперимент по введению раздельного обучения с 5 класса [18]. В этот же период для улучшения руководства экспериментом в феврале 1943 г. решением МГК ВКП(б) создается отдел школ Городского Комитета партии [15].
Осуществлению эксперимента предшествовала большая организаторская работа, проведенная московской городской партийной организацией, Мосгороно, районными партийными и советскими органами власти, ЦК комсомола. Среди директоров школ, учителей, родителей, учащихся была проведена большая разъяснительная работа о государственном значении раздельного обучения и необходимости сознательного отношения к правительственному решению.
Основываясь на анализе изменений, происходивших на фронте и в тылу, Наркомпрос РСФСР по заданию правительства разрабатывает новый учебный план. В середине 1942/43 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела. Обучение военному делу стало одним из аргументов при обсуждении раздельного обучения мальчиков и девочек, которое было введено постановлением Совнаркома СССР от 16 июля 1943 г. [9].
Большинство юношей, окончивших среднюю школу, призывались в действующую армию, поэтому возникла необходимость не только их более серьезной физической подготовки, но и обучения элементам военного дела.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
Перевод детей из одной школы в другую производился с учетом их местожительства и изучаемого иностранного языка, причем перевод производился только при невозможности организовать параллельные классы для мальчиков и девочек. Ввиду малочисленности 9-10 классов (в 8-10 классах Москвы на 10 июня 1943 г. насчитывалось всего 4 910 учащихся) Мос-гороно вынужден был пойти на организацию межрайонных 9-10 классов, причем для этого выбирались школы, расположенные вблизи метро или хорошо «связанные трамваями с обслуживаемыми районами» [16, л. 27].
В результате проведенных подготовительных мероприятий раздельное обучение в школах столицы «удалось осуществить сравнительно безболезненно, - как отмечается в отчете Мосгороно, - хотя проведение его было весьма осложнено тем обстоятельством, что оно имело место в третьей четверти учебного года... и в тех случаях, когда приходилось переводить учащихся из одной школы в другую» [5, л. 14].
В целях развития среди учащейся молодежи массовой спортивной работы, направленной на расширение и углубление знаний и навыков, полученных учащимися по военной подготовке, Наркомпрос РСФСР организует добровольное спортивное общество учащихся школ и педагогических училищ «Смена». По этому поводу был издан специальный приказ Наркомпроса РСФСР, обязывающий все школы, педучилища организовать плановую работу в этом направлении. Ставятся задачи организовать кружки, секции, тиры, обеспечить школы спортивным инвентарем, организовывать спортивные соревнования. Вводятся новые программы: по военной подготовке (тактическая подготовка, куда включалась проверка действий бойца-наблюдателя, бойца-разведчика), по огневой подготовке (знание материальной части оружия, подготовка к стрельбе и ее ведение), по строевой подготовке (владение ружейными приемами и т.д.). Аналогичная программа была составлена и для девушек. Школьницами изучались уставы, подготовка и сдача норм на оборонные значки, проводились занятия сандружинниц, связисток.
Опыт организации раздельного обучения показал, что учебная и воспитательная работа в классах мальчиков значительно сложнее, чем в аналогичных классах девочек. Поэтому в классы мальчиков назначались более опытные и квалифицированные преподаватели и классные руководители. Хорошо организованная учебная работа, четко сформулированные требования в отношении работы и поведения вновь прибывших педагогических кадров и учащихся способствовали быстрому втягиванию в работу, в новый уклад учебно-воспитательной жизни школы.
В работе московских школ были сложности, вызванные большой текучестью учащихся: мобилизация в Красную Армию, прием в школы среди
учебного года учеников, прибывающих с родителями из эвакуации, появление в классах новых учащихся, у которых были разные объемы пройденного учебного материала. Потребовалась и новая методика преподавания учебных предметов в классах с раздельным обучением. Это были неизбежные трудности работы московских школ в условиях военного времени.
Неизбежные на этом этапе отрицательные моменты в работе школ «полностью компенсировались теми положительными результатами, -как говорится в отчете Мосгороно, - которые по единодушному мнению всех директоров школ дало раздельное обучение. Создались надлежащие условия для осуществления государственной программы военно-физической подготовки мальчиков и девочек, классные коллективы стали сплоченнее, улучшилось отношение учащихся к выполнению уроков, повысилась ответственность и активность к общественной работе, особенно в классах девочек... педагогические коллективы и директора школ впервые вплотную подошли к вопросу своеобразия учебно-воспитательной работы с мальчиками» [5, л. 24]. «Все это, - как отмечалось в отчете, -...обеспечило повышение успеваемости в школах Москвы с 93% в первом полугодии до 98,1% в конце учебного года, а в отдельных районах: Октябрьском, Фрунзенском, Красногвардейском, Ростокинском, Советском - около 99%» [Там же].
Опыт работы московских школ в условиях войны, в условиях раздельного обучения во 2-ом полугодии 1942/43 учебного года широко освещался на страницах «Учительской газеты» и журнала «Советская педагогика», методических рекомендациях Наркомпроса и постепенно распространялся на всю систему народного образования страны.
В работе школ РСФСР трудности, связанные с войной, с еще большей силой проявились в 1942-1943 учебном году. Текучесть и нехватка педагогических кадров, многосменностъ учебных занятий не только в городских, но и в ряде сельских школ при весьма скудной обеспеченности последних освещением, недостаток, а порой и отсутствие учебников и школьно-письменных принадлежностей - все это не могло не ограничивать возможностей школы в борьбе за высокие качественные показатели работы. И если к концу 1942-1943 учебного года школы РСФСР, преодолевая значительно возросшие трудности, пришли с показателями не только не ниже, но и выше показателей предшествующих лет, то объяснить это можно патриотическим подъемом, охватившим учителей и учащихся, их сознательности, диктующей необходимость работать лучше, чем до войны, эффективнее, плодотворнее.
Начиная с 1943 г. государство стало более пристально заниматься проблемами просвещения. Для решения возникших проблем изыскива-
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
ются резервы, экономические, политические, пропагандистские. Следовало положить конец трудностям со всеобучем, вернуть детей в школы, организовать нормальный учебно-воспитательный процесс.
1943 г. был годом дальнейшего восстановления сети учреждений народного образования и годом крупнейших преобразований в системе народного образования РСФСР. «Правда» от 14 июня 1943 г. подчеркивала: «Забота о детях - всенародное дело... теперь, когда тысячи советских детей лишились родных или остались без крова... их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта» .
13 февраля 1943 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР предложил Наркомпросу РСФСР в 5-дневный срок внести в Совет Народных Комиссаров РСФСР проект постановления Совнаркома РСФСР о неотложных мероприятиях по вовлечению в школы всех детей, подлежащих обучению, предусмотреть меры по улучшению работы всей системы народного образования, включая прежде всего мероприятия по восстановлению школ, организации однокомплектных школ и мероприятий по улучшению бытовых условий учителей [11, л. 29].
Несмотря на то, что школьная сеть РСФСР к лету 1943 г. выросла на
1,4 тыс. школ, план по всеобучу на 1942/43 учебный год был выполнен только на 76% (в 1941/42 учебном году этот план был выполнен на 83%), т.е. школа потеряла за 2 года войны по разным причинам 24% учеников [19, л. 167].
Особенно резко за годы войны сократилось число учащихся 8-10 классов. Это объясняется резким сокращением количества подростков, переходящих для продолжения образования в старшие классы средней школы и огромной убылью учащихся из этих классов на протяжении учебного года: в 1941/42 учебном году из 8-10 классов выбыло 201,6 тыс. учеников (36,2% общего количества обучавшихся в этих классах), в 1942/43 учебном году - 121,3 тыс. человек (25,2% общего числа обучавшихся). Таким образом, общее количество учащихся 8-10 классов в 1942/43 учебном году составляло 37,8% довоенного уровня (данные по 44 территориям РСФСР), а по городским школам - 31,4%. В итоге старшие классы общеобразовательных школ становятся в годы войны преимущественно женскими. В 1942/43 учебном году в 8-10 классах девочек было 65,8% в городах и 68,3% в сельских школах от общего числа учащихся (подобная тенденция уже наблюдалась в 1930-е гг.) [19, л. 169].
В рамках выполнения Закона о всеобщем обязательном обучении детей в школах РСФСР к концу 1942/43 учебного года контингент учащихся достиг 9 млн 63 тыс. чел., но и вне школы оставалось большое количество детей школьного возраста - 1 млн 860,4 тыс. человек. По тыловым тер-
риториям государственный план был выполнен на лето 1943 г. на 89,1%, в т.ч. по 1-4 классам - на 93% (но в течение 1942/43 учебного года из школ РСФСР выбыло 860,4 тыс. учащихся) [Там же, л. 167].
Нарком просвещения РСФСР В. Потемкин в своей речи, посвященной работе школ в 1941/42 и в 1942/43 учебных годах сделал вывод, что «Школа, советское учительстве органы народного образования... в основном справились с затруднениями, вызванными войной... Оба военных учебных года были начаты и проведены организовано. Учебные программы пройдены полностью. Учились наши школьники не хуже, чем до войны» [2, л. 467].
Задачам обеспечения в условиях войны выполнения государственного закона о всеобщем обязательном обучении детей и итогах 1942/43 учебного года было посвящено Всероссийское Совещание по народному образованию, созванное по решению ЦК партии и проходившее 2-5 августа 1943 г. в Москве. На нем присутствовали руководители отделов народного образования, Совнаркомов СССР и РСФСР, зам. председателя СНК СССР, член ЦК А.Н. Косыгин. В его выступлении особое внимание обращалось на улучшение материальной и бытовой подготовки школ.
Всеросийское Совещание учителей и работников Наркомпроса РСФСР отметило особенно большой успех в учебно-воспитательной работе педагогических коллективов Москвы и Ленинграда в 1942/43 учебном году и просили «сделать этот опыт достоянием учителей всей страны» [13, л. 79]. Больших успехов добились также школы Сталинградской области: «Впервые 56 школ и 584 класса закончили учебный год со 100% успеваемостью» [Там же, л. 82].
Одним из серьезных недостатков в работе школ и органов народного образования за истекший период войны Всероссийское Совещание по народному образованию 1943 г. отметило «недовыполнение плана по всеобщему обучению детей и рост отсева учащихся из школ» [13, л. 83]. Нарком просвещения в своем докладе отметил, что «...много школьников отсеялось лишь из-за того, что в ряде случаев органы народного образования не перестроились на военный лад, проявили и проявляют непростительную беспечность, нераспорядительность, не сумели удержать детей даже в начальной школе... положение нельзя признать благополучным» [2, л. 469].
Всероссийское Совещание по народному образованию обсудило и приняло по докладу наркома просвещения РСФСР В. Потемкина резолюцию, в которой отмечалось, что «школы и учительство в основном справляются с задачами, поставленными перед ними войной» [13, л. 88].
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
Библиографический список
1. Буров А.В. Блокада. День за днем. Л., 1979.
2. Доклад наркома просвещения РСФСР В. Потемкина на Совещании учителей летом 1943 г. // ГА РФ. Ф. 482. Оп. 47. Ед. хр. 539. Л. 467-469.
3. Докладная записка в Совет Народных Комиссаров РСФСР от 31 июля
1942 г. // ГА РФ. Ф. 262. Оп. 1. Ед. хр. 3220. Л. 54, 55.
4. Оборона Ленинграда. 1941-1944 / Предисл. М.В. Захарова. Л., 1968.
5. Отчет Мосгороно «О работе школ за 1942/43 уч. год» // ГА РФ. Ф. Р-528. Оп.1. Ед. хр. 875. Л. 4-24.
6. Отчет Наркомпроса РСФСР от 15 декабря 1942 г. // ГА РФ. Ф. 2306. Оп. 69. Ед. хр. 2945 (2). Л. 89.
7. Отчеты отделов народного образования за 1941-1943 гг. Наркомпроса РСФСР // ГА РФ. Ф. 230б. Оп. 69. Ед. хр. 2905. Л. 104, 244, 326.
8. Постановление Наркомпроса РСФСР // Га РФ. Ф. 230б. Оп. 69. Ед. хр. 2905. Л. 104.
9. Постановление СНК СССР о введении раздельного обучения от 16 июля
1943 г. // ГА РФ. Ф. 230б. Оп. 69. Ед. хр. 2798. Л. 39.
10. Постановление СНК СССР об освобождении учащихся от платы за обучение // ГА РФ. Ф. Р-528. Оп. 1. Ед. хр. 875. Л. 10.
11. Распоряжение СНК РСФСР в адрес Наркомпроса РСФСР // ГА РФ. Ф. 262. Оп. 1. Ед. хр. 3278. Л. 29.
12. Распоряжение СНК СССР «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению» от 30 июля
1942 г. // ГА РФ. Ф. Р-528. Оп. 1. Ед. хр. 875. Л. 10.
13. Решение Всероссийского Совещания по вопросам народного образования РСФСР 1943 г. // ГА РФ. Ф. 2306. Оп. 69. Ед. хр. 2797. Л. 79-88.
14. Решение Ленинградского городского Совета от 26 октября о начале 1941-1942 учебного года // 900 героических дней: Сб. документов. М., Л., 1996. С. 361-364.
15. Решение МГК партии о создании отдела школ Горкома партии // ЦАОПИМ. Ф. 4. Оп. 14. Ед. хр. 10. Л. 99.
16. Решения Мосгороно за 1943 г. // ГА РФ. Ф. 262. Оп. 1. Ед. хр. 3270. Л. 27.
17. Решение Наркомпроса РСФСР о возвращении директоров и учителей // РГАСПИ. Ф. 262. Оп. 1. Ед. хр. 3400. Л. 91.
18. Решение ЦК партии и постановление СНК СССР от 29 января 1943 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 43. Ед. хр. 1182. Л. 19.
19. Сведения о состояния всеобуча в РСФСР за 1943 г. // ГА РФ. Ф. 482. Оп. 47. Ед. хр. 539. Л. 167-169.
20. Стенограмма заседания бюро Ленинградского Горкома партии от 25 октября 1941 г. // ГА РФ. Ф. Р-528. Оп. 1. Ед. хр. 875. Л. 15.