СОВЕТСКАЯ ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Ю.Г. Россинский
Ключевые слова:
сохранение жизни и здоровья детского населения; эвакуация детей и подростков; адаптация детского населения; медицинское обслуживание детей; обеспечение продуктами питания, обувью, одеждой; решение кадровых проблем; мобилизация подростков; всеобуч; борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью; сохранение педагогического образования; партийно -государственно решение проблем воспитания и образования.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В статье рассмотрен комплекс мероприятий и проблем, проводившихся государством в области воспитания и образования в годы Великой отечественной войны; в частности: сохранение жизни и здоровья детского населения; эвакуация детей и подростков; адаптация детского населения к новой обстановке; медицинское обслуживание детей; обеспечение продуктами питания, обувью, одеждой; кадровые вопросы; мобилизация женщин и подростков на оборонные предприятия и сельскохозяйственные работы; сохранение и развитие всеобуча; борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью; сохранение высшего педагогического образования.
Перестройка системы воспитания и образования РСФСР на военный лад происходила в условиях быстрого продвижения врага по территории СССР. В результате мобилизации руководящего состава центральных и местных органов просвещения РСФСР, директоров школ и части учителей к руководству пришли новые, часто случайные, профессионально необразованные люди, на долю которых выпало проведение в жизнь сложных, никогда не возникавших задач по сохранению
школ, жизни и здоровья детей, проведению всеобуча.
Число школьников значительно уменьшилось. Фронт требовал огромные людские ресурсы. Удовлетворялись эти требования путем мобилизации молодежи, инвалидов и пенсионеров. Только в феврале 1942 г. правительство провело мобилизацию в промышленность и строительство 3 млн. чел. гражданского населения РСФСР, в том числе 1,8 млн. подростков1. Негативные тенденции в системе воспитания и образования РСФСР во второй половине 1941 г. объяснялись не только сложностью новой политической, военной и кадровой обстановки в стране, но и просчетами, ошибками в деятельности аппарата Наркомпроса, отставанием части партийных, советских работников, местных отделов народного образования от хода событий, неумением найти пути выхода из нарастающего кризиса. Одной из причин был низкий уровень образованности и политической грамотности некоторых партийных и советских работников страны.
В середине и второй половине 1941 г. и на протяжении 1942 г. краевые и областные партийные организации РСФСР стремились дать анализ ситуации в системе образования и воспитания, ее приспособления к условиям войны. Бюро ВКП (б) краев и областей РСФСР отмечали, что в учебно-воспитательной работе школ имеются многочисленные недостатки, в частности, районные отделы народного образования не обеспечивали надлежащего контроля за работой школ в условиях военного времени.
Широкую политическую и организационную кампанию пришлось организовывать в связи с тем, что осенью 1941 г. и в 1942 г. в ряде районов РСФСР началась самоликвидация учреждений Наркомпроса не только в прифронтовой полосе, но и в глубоком тылу. Причины были в бездеятельности, пассивности, попустительстве и растерянности некоторых работников областных и районных Советов, отделов народного образования, комсомольских организаций. ЦК ВКП (б) осудил подобную политику. Местные партийные организации вступили на путь решительной борьбы с этими явлениями2. ЦК партии, ЦК КПК, Госплана РСФСР, НКП РСФСР выделяли в 1942 г. специальных работников для восстановления нарушенных связей.
Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась тесная связь школьных курсов с военной жизнью. С начала 1941/42 учебного года было
1 Подсчитано автором - см. ГАРФ. Ф. 262. Оп. 1.Д. 3217. Л.11.; Ф 2306. Оп. 70, Д.2688.
2 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 22.Д. 3719 . Л. 67, 114, 191.
введено изучение основ сельского хозяйства.
Многосменные занятия в школах, резкое снижение влияния семьи на детей и другие причины поставили систему народного образования в экстремальную ситуацию. С сентября 1941 г. до февраля 1942 г. из школ РСФСР выбыло значительное число учащихся. В целом план по всеобучу в учебном 1941/42 году был выполнен на 83%. Причин было много, прежде всего, плохое питание, отсутствие обуви и одежды, болезни1. Резкое уменьшение числа учащихся старших классов влекло за собой угрозу общего недостатка рабочих кадров со средним образованием.
Критика работы Наркомпроса РСФСР, прозвучавшая в начале 1942 г. со стороны ЦК партии, способствовала некоторой активизации его деятельности2.
В постановлениях правительства 1942 г., принятых по решению ЦК ВКП (б), разрабатывается новая концепция работы системы народного образования страны: это распоряжение СНК СССР «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению" от 30 июля 1942 г. и постановление СНК СССР от 8 сентября 1942 г. "О приеме детей семилетнего возраста в школы»3.
Крупным шагом в деле сохранения и развития системы народного образования РСФСР стало постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О начале занятий в школах Москвы» (от 13 сентября 1942 г.). Следующим шагом в развитии программы по управлению просвещением по решению ЦК партии и согласно постановлению правительства РСФСР было введение в Москве в виде опыта с 5-го класса раздельного обучения со второго полугодия 1942/43 учебного года. Осуществлению этих решений способствовало возвращение из эвакуации части учителей и директоров школ.
В условиях войны придавалось особое значение работе системы народного образования в Москве, Московской области и Ленинграде. Отделы народного образования Москвы и педагогическая общественность с первых дней войны приобретали опыт в организации работы школ и других учреждений просвещения в условиях фронта. Во всех школах для учащихся, не имевших необходимых домашних условий, и слабоуспевающих школьников выделялись специальные комнаты с дежурными учителями, которые оказывали помощь детям в подготовке к учебным занятиям. С отстающи-
1 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70.Д. 2699. Л. 13.
2 РГАСПИ.Ф. 17. Оп. 22.Д. 1644. Л. 4.
3 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 22.Д. 191. Л. 9.
ми учащимися велись групповые и индивидуальные занятия. Многие московские школы с отдельными больными учащимися проводили занятия на дому1.
Продолжались учебные занятия и в блокадном Ленинграде. Бюро Ленинградского Горкома партии от 25 октября 1941г. обсудило вопрос «О начале учебного года» в школах Ленинграда и обязало Исполком Ленгорсовета организовать с 25 октября 1941г. занятия для учащихся 7-10-х классов. Воинские части должны были освободить помещения школ.2
Основываясь на анализе изменений, происходивших на фронте и в тылу, Наркомпрос РСФСР по заданию правительства разработал новый учебный план. В середине 1942/43 учебного года был введен предмет «Военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия и техники рукопашного боя, военно-санитарного дела. Обучение военному делу стало одним из аргументов в решении о раздельном обучении мальчиков и девочек, которое было введено постановлением Совнаркома СССР от 16 июля 1943г.3 Этому предшествовала большая организационная работа, в ходе которой разъяснялось государственное значение введения раздельного обучения. Строевая, лыжная, огневая и противохимическая подготовка, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела и введение военного дела в программу- это были аргументы раздельного обучения.
Крупным шагом в совершенствовании учебно-воспитательной работы школ стало решение Наркомпроса РСФСР о «введении временного плана» в школах в 1942/43 учебном году, который должен был обеспечить углубленную подготовку учащихся для обороны страны. На физкультуру и военное дело (с 5-го класса) было выделено большее количество часов,введен курс основ сельского хозяйства. Выполнение Закона о всеобуче в РСФСР в 1942/43 учебном году составляло 78,8%4. «Учительская газета» 8 октября 1942 г. писала о том, что «до сих пор далеко не все школьные руководители поняли всю важность, настойчивость борьбы за всеобуч в условиях военного времени».
1 Отчет Наркомпроса РСФСР, ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 69.Д. 2945. Л. 19, 89, 104.
2 ГАРФ. Ф. 482. Оп. 47.Д. 539. Л. 67.
3 Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып. 1. М., Л., 1947.
4 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 69.Д. 3068. Л. 63.
В целях развития среди учащейся молодёжи массовой спортивной работы, направленной на расширение знаний и укрепление навыков, полученных учащимися по военной подготовке, Наркомпрос РСФСР организует добровольное спортивное общество учащихся школ и педагогических училищ «Смена». Ставятся задачи - организовать кружки, секции, тиры, обеспечить школы спортивным инвентарём, организовывать спортивные соревнования. Новая программа по военной подготовке включала основы тактической, строевой и огневой подготовки. Аналогичная программа составлена и для девушек. Школьницами изучались уставы, проводились подготовка и сдача норм на оборонные значки, занятия сандружинниц, связисток.
1943 год стал годом дальнейшего восстановления и преобразования учреждений народного образования РСФСР. Газета «Правда» 14 июня 1943 г. подчеркивала: «Забота о детях всенародное дело...теперь, когда тысячи советских детей лишились родных или остались без крова...их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта». Потребовалось два года, чтобы в «Правде» (орган ЦК партии) нужды детского и подросткового населения были приравнены к нуждам фронта.
Нарком просвещения РСФСР В.Потемкин в своей речи, посвященной работе школ в 1941/42 учебном году и в 1942/43 учебном году, сделал вывод о том, что «школа, советское учительство органы народного образова-ния...в основном справились с затруднениями, вызванными войной...Оба военных учебных года были начаты и проведены организованно. Учебные программы пройдены полностью. Учились наши школьники не хуже, чем до войны».1
В 1943г. был принят ряд важных решений, определивших работу народного образования страны на многие годы вперед: постановление от 14 июля 1943 г. «Об утверждении инструкции об организации учета детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет и о порядке контроля за выполнением закона о всеобщем обязательном обучении»; постановление Совета народных комиссаров СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (15 июня 1943 г.); постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 19 июня 1943 г. «О подготовке школ к 1943-1944 уч. году»; постановление СНК СССР «Об организации вечерних школ сельской молодёжи» (июнь 1944 г.), согласно которому с 1 октября 1943 г. в городах и рабочих посёлках организовывалась сеть общеобразовательных школ для обучения подростков, работающих на предприятиях и в учреждениях и желающих
1 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 69. Д. 2950.Л. 21-22.
без отрыва от работы продолжать своё образование; постановление Совета Народных Комиссаров СССР об осуществлении с 1 сентября 1943 г. в 82 городах СССР, в том числе в 77 промышленных городах РСФСР, раздельного обучения; постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 августа 1943 г. утвердившее «Правила для учащихся», в которых определялись главные обязанности детей в учении и поведении (эти правила были частью борьбы с безнадзорностью и беспризорностью); в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» намечались планы воссоздания системы воспитания и образования в освобожденных территориях; постановление Совета Народных Комиссаров СССР от I декабря 1943г. и Совета Народных Комиссаров РСФСР «О приеме детей семилетнего возраста в школы» с 1944/45 учебного года; в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 19 июня 1943 г. Правительственная Комиссия вынесла решение об освобождении 395 школьных зданий1.
16 июля 1943 г. правительство СССР создало специальную Комиссию, задачи которой заключались в решении проблем всеобщего обучения детей, освобождения школьных зданий, используемых не по назначению на всей территории РСФСР.
Принятые меры способствовали выполнению намеченных мероприятий по подготовке школ к новому учебному году, а также развитию шефства предприятий и организаций над школами. В процессе реализации Закона
0 всеобщем обязательном обучении детей школьного возраста проводился проверочный учет детей. Для оказания материальной помощи нуждающимся детям выделялись специальные ассигнования на приобретение обуви и одежды. Отделы народного образования провели учет всех учебников, имевшихся на руках школьников. Для удовлетворения потребностей Наркомпрос РСФСР организовал закупку у населения учебников и учебных пособий.
Срочные меры, предпринятые отделом школ ЦК ВКП (б), специальной Комиссией, Совнаркомом РСФСР и Наркомпросом РСФСР, активное участие самого учительства, большая помощь шефов, родителей, комсомола, широкой общественности, выразившиеся в проведении «Дня школы», «Недели школы», «Декадников школы», «Месячников помощи школам», способствовали активизации подготовки школ к 1943/44 учебному
1 Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып. 1. М, Л., 1947.
году. Инспекторская проверка по 31 территории РСФСР, проведенная Наркомпросом с сентября по ноябрь 1943 г., оперативные отчеты с мест заведующих обл(край)отделами народного образования и Совнаркомов АССР свидетельствовали об определенном сдвиге в решении многих школьных проблем. На декабрь 1943 г. в школах РСФСР обучались 11,8 млн. человек, план был выполнен на 92,5% 1.
Государственный план по всеобучу в РСФСР на 1943/44 учебный год был 12 млн. человек. По сравнению с 1942/43 уч. г. число учащихся должно было увеличиться на 2 млн. человек.2
Улучшению учебно-воспитательной работы с учащимися могли помочь только опытные педагоги, высококвалифицированные методические советы. Этому способствовали открывающиеся институты усовершенствования учителей, помощь лучших учителей молодым педагогам. Коллегия Наркомпроса РСФСР от 11 ноября 1943 г. сделала вывод: "Подготовка к 1943/44 уч. году по сравнению с подготовкой к 1942/43 уч. году прошла более организованно, и учебные занятия, как правило, начались в установленное время"3.
Большую работу проводил Наркомпрос РСФСР. После Всероссийского Совещания по народному образованию в целях правильной организации учебно-воспитательной работы в 1943/44 уч. году Наркомпрос РСФСР провел областные, краевые совещания. Прошли городские совещания директоров и завучей школ по вопросу "Задачи школ в предстоящем учебном году", были проведены районные учительские совещания, на которых педагогические работники получили необходимые указания о постановке учебно-воспитательной работы, для всех учителей начальных классов были организованы инструктивно-методические совещания по вопросам повышения качества знаний учащихся по русскому языку, арифметике, преподавания истории и географии в начальной школе в условиях войны. Для начинающих учителей 1-4-х классов были организованы и проведены краткосрочные курсы по русскому языку и арифметике. Во многих городах и районах РСФСР восстанавливались и возобновляли систематическую работу педагогические кабинеты. Областные отделы народного образования дали развернутые указания об организации и содержании методической работы в школах, районных и городских педагогических кабинетах. Многие
1 ГАРФ. Ф. 2306.Оп. 69, Д. 3068, л. 63.
2 ГАРФ. Ф. 2306.Оп. 69.Д. 3046. Л.30, 43.
3 Там же.
исполкомы обл(край)советов в соответствии с указаниями партийных организаций приняли специальные решения и утвердили план по содержанию и проведению внешкольной работы с детьми в школах и внешкольных учреждениях. В ряде городов и областей РСФСР возобновляли работу институты усовершенствования учителей.
В целях осуществления всеобщего обязательного обучения были приняты меры к обеспечению школ учителями. В школу была возвращена часть учителей, работавших не по специальности; увеличена нагрузка более квалифицированным учителям; было принято специальное решение о развитии системы заочного педагогического образования, создавались краткосрочные учительские курсы.
Работа школ в 1943/44 учебном году проходила в условиях начавшейся непрерывной реэвакуации детей в освобожденные от фашистов районы. По существу классный коллектив формировался заново.К концу 1943г. в освобожденных районах РСФСР насчитывалось 23 тыс. школ с количеством учащихся в них 2.8 млн. человек1. Многие реэвакуированные учащиеся отстали по уровню подготовки от товарищей по классу, т.к. не изучали в эвакуации ряд школьных предметов: химию, иностранный язык, черчение и другие предметы. Все это поставило учителей в тяжелое положение. Улучшению учебно-воспитательной работы с реэвакуированными учащимися могли помочь только опытные педагоги. Этому способствовали методические советы, открывающиеся институты усовершенствования учителей, шефство лучших педагогов.
Продолжалась научная разработка различных направлений педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены, методов обучения в общеобразовательной школе. Общее руководство педагогическими исследованиями по решению ЦК партии и Советского правительства было возложено на созданную в октябре 1943 г. Академию педагогических наук (АПН) РСФСР, которая должна была стать центром разработки научно-педагогических проблем. На нее возлагались задача консолидации деятельности всех научно-педагогических сил страны, подготовка научно-педагогических кадров для вузов и НИИ по педагогике и психологии, разработка учебных пособий по психолого-педагогическому циклу наук, участие в подготовке и издании учебников и учебных пособий для школ и педагогических вузов. Одним из важных направлений деятельности АПН было изучение опыта лучших учителей и школ страны.
В числе направлений работы АПН РСФСР следует выделить разработку
1 ГАРФ. Ф. 262, Оп. 1.Д. 3322. Л. 45
путей реализации всеобуча, планирование сети школ, совершенствование содержания образования. В числе первоочередных выдвигались вопросы разработки проблем нравственного, эстетического и физического воспитания школьников. Большое внимание уделялось изучению работы школ и учителей в условиях военного времени. В общем, Академия педагогических наук РСФСР постепенно становилась центром, действительно координирующим всю исследовательскую работу по проблемам педагогики и психологии.
Укреплению школьной работы и улучшению учебно-воспитательного процесса в огромной степени способствовали важнейшие решения партии и правительства, например,«О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы».Органы власти старались обеспечить четкую работу педагогических коллективов и выполнение обязанностей каждым учителем, добивались неуклонного и качественного выполнения ими своих обязанностей. Усиливалась ответственность классных руководителей, всего педагогического коллектива в деле укрепления дисциплины, соблюдения правил внутреннего распорядка в школе и вне школы. Партийные организации отделов народного образования стали регулярнее рассматривать вопросы учебно-воспитательной, внешкольной работы, активизировали индивидуальную работу с учителями. Райисполкомы усилили контроль за трудоустройством подростков школьного возраста, не посещавших школу.
Задачам улучшения качества учебно-воспитательной работы школы, повышения роли учителя было посвящено Всероссийское Совещание заведующих школьными секторами обл(край)отделов народного образования, начальников управлений начальной, неполной средней и средней школы Наркомпросов АССР РСФСР, директоров школ, представителей педагогической науки,состоявшееся в феврале 1944 г. Совещание рассмотрело такие вопросы : «О государственном контроле за работой школ и учителей и учете знаний учащихся», «О правилах для учащихся», «О практике раздельного обучения».
Перед школами во второй половине 1943/44 учебного года встал, в связи с комплексом правительственных решений, ряд новых, взаимосвязанных задач. Это: дальнейшее расширение раздельного обучения, уточнение школьной сети, расширение сети школьных интернатов и улучшение их общего состояния; своевременное проведение ремонта школьных зданий и обеспечение их топливом; проведение мероприятий по повышению квалификации учителей; завершение подготовки учителей на краткосрочных
курсах для удовлетворения потребности в учительских кадрах; обеспечение своевременной реэвакуации учителей в освобожденные районы РСФСР;возвращение в школу учителей, работающих не по специальности, возвращение школьных зданий, используемых не по назначению.
15-19 августа состоялось 2-е Всероссийское совещание по народному образованию, которое подвело итоги выполнения решений 1942-1944 гг. Совещание отметило ряд трудностей и недостатков: невыполнение плана по всеобучу детей и подростков, значительный отсев учащихся в школах, неудовлетворительное выполнение ремонта и строительства школ, недостаточную обеспеченность многих школ топливом и освещением, иждивенческое состояние на местах в деле снабжения школ школьно-письменными принадлежностями, наглядными пособиями и учебным инвентарем, нетерпимое положение с питанием учащихся, обеспечением их одеждой и обувью; плохое снабжение учителей одеждой, обувью, неудовлетворительное питание школьных работников, что приводит к уходу учителей из школ.
В течение 1943/44 учебного года из школ РСФСР выбыло 2 млн. чел., в основном из начальной школы, 0,5 млн. учащихся - по болезни и смерти.1 Число учащихся в школах РСФСР на 1943/44 учебный год составило - 9,7 млн. чел.2
ЦК ВКП (б) наметил пути к практической реализации задач по повышению качества учебной работы учащихся школ. 21 июня 1944 г. вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР "О мероприятиях по улучшению качества обучения". Советское правительство в целях улучшения качества учебно-воспитательной работы в школе установило для учащихся, оканчивающих начальную и семилетнюю школы, обязательную сдачу выпускных экзаменов, а для учащихся, оканчивающих среднюю школу, сдачу экзаменов на аттестат зрелости (с 1944/45 учебного года). Учащиеся, показавшие выдающиеся успехи и имевшие отличное поведение, награждались золотыми и серебряными медалями и имели права поступления в высшие учебные заведения без экзаменов3.
Постановление Советского правительства от 21 июня 1944 г. поставило перед руководителями и учителями средних школ ряд ответственных задач: коренное улучшение учебно-воспитательной работы,обеспечение глубоких
1 ГАРФ. Ф.2306.Оп. 63.Д. 3128. Л.75.
2 ГАРФ.Ф. 262.Оп. 1.Д. 3425. Л.12.
3 Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып. 1. М.Л., 1947.
и прочных знаний учащихся, повышение культуры устной и письменной речи, обеспечение глубоких и прочных знаний учащихся как непременное условие для успешного усвоения всех общеобразовательных предметов и развития общей культуры школьников; всемерное улучшение обучения в начальных классах.
Государственное значение введения с 1944/45 учебного года всеобуча с семи лет состояло в том, что обучение в школе с семи лет давало возможность подросткам завершить семилетнее образование к 14 годам, когда они направлялись в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО или на предприятия и в колхозы, испытывающие острый недостаток в рабочей силе. Организуя, по решению правительства, обучение детей с семи лет, школа оказывала государству большую экономическую и культурную помощь, готовя подростков для квалифицированной работы в различных отраслях народного хозяйства.
С другой стороны, понижение возраста обучения в школе на один год, позволяло освободить тысячи мест в дошкольных учреждениях для приема детей в начальные группы существующей сети детских садов. В соответствии с решением правительства РСФСР с конца 1944 г. сеть дошкольных учреждений должна была быть расширена до 0.5 млн. мест1. На 1 января 1945 г. в РСФСР в детских садах всех ведомств насчитывалось количество 1.1 млн. детей. 2Тем самым тысячам женщин-матерей облегчалась возможность для работы на оборонных предприятиях. Вопрос об использовании труда женщин имел в годы войны исключительное значение. За годы войны в РСФСР в Красную армию, на оборонные предприятия и сельскохозяйственные работы было мобилизовано 12 млн. женщин3.
Осенью 1944 г. детские сады Наркомпроса РСФСР передали в школы более 70 тыс. детей семилетнего возраста4.
Возросло при этом значение воспитательных дошкольных учреждений, учителей начальной школы. Педагогические работники и воспитатели должны были учесть особенности возрастной группы детей, перенять все наиболее ценное из практики работы дошкольных учреждений с детьми младшего возраста, усовершенствовать методики.
Государственный план на 1944/45 учебный год предусматривал увеличе-
1 ГАРФ. Ф. 2306.Оп. 69.Д. 3045. Л. 54-55.
2 ГАРФ. Ф. 262.Оп. 1. Д 3435. л.23.
3 ГАРФ. Ф. 2306.Оп. 70.Д. 1418. Л. 21.
4 ГАРФ. Ф. 2306.Оп. 70, Д. 1529, Л. 13. 34
ние контингента учащихся до 15 млн. По оперативным данным, 56 территорий РСФСР к началу 1944/45 учебного года насчитывало 14.9 млн. учащихся. Не охвачено школой было 523 тыс. подростков1.
Заслуживает внимания опыт работы по подготовке семилеток к школе в Москве. Под руководством городской - партийной организации был разработан комплекс мер по улучшению работы со школьниками-семилетками.
Вопросы учебно-воспитательной работы с семилетними учащимися разрабатывали и ученые АПН РСФСР и МГПИ им. Ленина. Так, на районных конференциях учителей г. Москвы в 1944-1945 гг., посвященных вопросам обучения и воспитания детей семилетнего возраста, выступал вице-президент АПН РСФСР академик В. А. Корнилов, советский психолог, специалист по педагогической психологии и психологии личности, другие ученые и лучшие учителя Москвы. Выступления ученых АПН РСФСР, МГПИ им.В.И.Ленина, лучших учителей Москвы публиковались в газете "Московский большевик", в «Учительской газете» и журналах «Советская педагогика», «Начальная школа». Эти публикации, а также выступления ученых по вопросам работы школы и дошкольных учреждений способствовали улучшению воспитательной работы с учащимися-семилетками и всей деятельности школ и детских садов города Москвы.
Государственный план на 1944/45 учебный год по школам РСФСР был разработан с учетом осуществления следующих основных задач:выпол-нение закона о всеобуче, выполнение постановления Совета Народных Комиссаров СССР о обязательном повсеместном обучении детей с семи лет и о раздельном обучении в школах всех городов РСФСР.
В годы войны резко упал выпуск школьных учебников. Некоторый рост начался в 1943 г., причем треть изданий сразу же была направлена в освобожденные районы. Однако выпуск учебников достиг довоенного уровня лишь к 1948 г.
Начиная с 1944/45 учебного года в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1944 г. «О подготовке школ к 1944/45 уч. году» в РСФСР, в том числе, в районах, освобожденных от немецкой оккупации, стали восстанавливаться специальные школы: слепых, глухонемых детей, школ, закрытых с начала войны. Правительство обязало советские органы, отделы народного образования «обеспечить обязательное обучение слепых, глухонемых
1 ЦАГМ. Ф. Р-528.Оп. 1.Д. 968. Л. 2-6. ЦАОПИМ.Ф. 77.Оп. 3.Д 272. Л. 21-22. ГАРФ.Ф. 262.Оп. 1.Д. 3425. Л.13.
детей, для чего восстановить сеть специальных школ»1.
Повысилась требовательность учителей к качеству и глубине знаний учащихся, а также к качеству своего педагогического труда. Значительно вырос интерес учителей к разработке наиболее серьезных вопросов педагогической теории и практики.
Вместе с тем итоги первого полугодия свидетельствовали и о наличии недостатков, имевших место в работе многих школ РСФСР. Руководители некоторых обл(край)райотделов народного образования, руководители школ, учителя бездействовали, ожидая специальных указаний и инструкций, проявляли беспомощность и нераспорядительность. Вместо практической помощи учителю в вопросе правильной организации учебной работы инспектора и руководители школ фактически устранились от руководства этой работой.
По-разному подошли отделы народного образования и директора школ к разрешению одной из важнейших задач - к осуществлению всеобщего обязательного обучения детей с семилетнего возраста. Одни руководители с первых дней провели ряд серьезных мер по вовлечению всех учащихся в школы и предупреждению отсева из школ. Другие отнеслись к этому формально и безответственно, в результате чего в течение первого полугодия 1944/45 учебного года значительное число детей выбыло из школ без уважительных причин.
Причин отсева было много: недостаточное внимание местных партийных и советских органов к нуждам школы, отсутствие учета и контроля за выполнением всеобуча со стороны отделов народного образования, нехватка школьных помещений, перегруженность школ, недостаток школьно-письменных принадлежностей, отсутствие общежитий и интернатов, работа детей на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, перевод большинства подростков в профессионально-технические учебные заведения, материально-бытовая неустроенность и необеспеченность учителей и учащихся.
В период январских каникул 1944/45 учебного года во всех областях, краях и автономных республиках РСФСР были проведены учительские совещания по вопросам выполнения всеобуча, повышения качества учебно-воспитательной работы. Школа в лице ее педагогического коллектива должна была стать центром образовательной и творческой методической работы учителей. Директора и завучи обязаны были стать организаторами
1 Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып. 1. М.Л., 1947. - С. 117, 203, 204.
этой работы, в этом был залог успешного разрешения сложных учебно-воспитательных задач, выпавших на долю школы РСФСР.
Во втором полугодии 1944/45 учебного года внимание партийных, советских органов, отделов народного образования, учителей и школ было сосредоточено на разрешении следующих задач: обеспечение полного и глубокого изучения учащимися программы учебного года с одновременным повторением основного из курса предыдущих лет; организация домашних заданий учащихся, обучение учащихся правильно организовать свое время для труда и отдыха; улучшение организации работы в школе по повышению культуры устной и письменной речи как непременное условие обучения и роста культуры школьников; усиление внимания к подготовке школьников к экзаменам; повышение качества учебной работы в начальных классах; усиление внимания к внеклассной работе: общеобразовательные кружки, занятия по технике,литературные вечера, диспуты, написание рефератов; развертывание методической работы с учителями, помощь в самообразовании педагогических работников, развитие творческой педагогической инициативы в школе; создание школы как основного методического центра педагогической работы; укрепление дисциплины и порядка в школах не только силами учителей, но и семьи, всей общественности; сосредоточение внимания АПН РСФСР, институтов усовершенствования учителей, городских и районных методических кабинетов на разработке методики повторения как основного метода обучения, закрепления и совершенствования знаний учащихся, развертывание работы по обобщению лучшего педагогического опыта.
Начиная с 1945 г. партия и правительство уделяют школе значительно больше внимания, чем в предыдущие годы. В постановлениях Совета Народных Комиссаров СССР, Совета Народных Комиссаров РСФСР о восстановлении освобожденных районов РСФСР уже присутствовал раздел о восстановлении материально-технической базы народного образования, об открытии школ, институтов, о педагогических кадрах. Совершенствование народного образования проходило с учетом интересов всех наций и народностей страны.
Решения правительства РСФСР свидетельствуют о том, что ЦК партии принимал меры по устранению серьезных недостатков, накопившихся в ряде национальных регионов РСФСР. В рамках сложившейся к концу войны в РСФСР структуры национально-государственного устройства партийная и советская власть пыталась решать проблемы просвещения с учетом интересов каждой нации и народности, всего сообщества советских народов.
Партийные организации России, выполняя решения партии и правительства, принимали необходимые меры для совершенствования народного образования. Активизировалась работа центрального аппарата Наркомпроса РСФСР. В 1945 г. Наркомпрос организовывал Всероссийские совещания, межобластные семинары работников просвещения, укреплялась инспекторская служба.
В целом итоги 1944/45 учебного года были не совсем удовлетворительными по многим причинам: недостаток школьных помещений, что привело к перегруженности классов; нехватка учебников, материально-бытовая необеспеченность учащихся и учителей, массовое применение ручного труда детей и подростков в учебное время, невысокая педагогическая квалификация нового поколения учителей и воспитателей - все это сказалось на качестве подготовки школьников. Сказывалась и психологическая напряженность детей, чьи родители находились на фронте или погибли. Массовое недоедание в годы войны детского населения страны привело к замедлению физического и умственного развития, что привело к трудностям в освоении учебного материала, к тому, что учащиеся не всегда удовлетворительно справлялись с учебной программой. Педагоги тоже не всегда учитывали сложную обстановку, в которую попали школьники, их психологический стресс и не всегда правильно организовывали учебный процесс и подготовку к экзаменам. Положение со школами и учащимися в 1945/46 учебном году было еще хуже.
Во время Великой Отечественной войны миллионы детей и подростков были мобилизованы в профессионально-технические школы, на производство, в сельское хозяйство. Вернуть детей в школы не представлялось возможным, т.к. постановлением правительства в начале войны в стране был введен детский труд с отрывом и без отрыва от учебных занятий в школе. По предложению наркома просвещения В. Потемкина, советское руководство приняло решение открыть с января 1943 г. школы для работающих. Следует напомнить, что при организации обучения работающей молодежи был использован опыт, который накопили школы Москвы и Ленинграда в 1941/42 учебном году, обучая детей и подростков в очно-заочных школах. Сеть подобных школ расширилась с лета 1943 г. Школа работала в составе 5-7-х и 5-10-х классов. В апреле 1944 г. данным школам было дано название «Школа рабочей молодёжи».
В сельской местности существовали аналогичные школы сельской молодёжи, созданные для обучения селян без отрыва от сельскохозяйственного производства, прообразом которых были вечерние классы школы
крестьянской (с 1930 г. «колхозной») молодёжи, впервые открытые в 1928г. Учитывая ситуацию, сложившуюся в конце 1944/45 учебного года, итоги экзаменов, Наркомпрос РСФСР сократил многие средние школы, т.е. реорганизовал их в семилетние школы с одновременным переводом некоторых семилетних в начальные школы.
Одновременно в целях закрепления учащихся и недопущения в 1945/46 учебном году отсева учащихся из школ, Совет Народных Комиссаров СССР обязал Совнаркомы АССР РСФСР, облкрай, Исполкомы депутатов трудящихся, горисполкомы городов разработать и утвердить по каждому району, конкретные мероприятия по организации питания в школах, расширению детских столовых, пошивочных мастерских, по улучшению состояния школьных интернатов, организации помощи детям в одежде и обуви в1945/46 учебном году1.
Победоносное завершение войны позволило вернуться к нуждам детского населения, проблемам воспитания и образования, сохранению жизни и здоровья детей и подростков.
Советская социалистическая система воспитания и народного образования под руководством партии и правительства в целом сохранила, восстановила систему воспитания и образования в РСФСР, обосновала новую тактику и стратегию организации всеобуча и обеспечила воссоздание просвещения в освобожденных районах и успешное решение основной части задач заключительного этапа войны.
1 Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып. 1, М, Л., 1947.