Научная статья на тему 'Оборонная промышленность Нижнего Поволжья в годы Великой Отечественной войны'

Оборонная промышленность Нижнего Поволжья в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
665
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Видяшев С. В.

В статье представлена история функционирования оборонной промышленности областей Нижнего Поволжья в период Великой Отечественной войны. Автор останавливается на анализе мероприятий по переводу экономики региона на военный лад, освещает героический подвиг рабочих Сталинграда в момент битвы на Волге и работу саратовских оборонных заводов в 1943 1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFENSE INDUSTRY OF LOWER VOLGA REGION IN THE YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR

The article deals with the history of the defense ind ustry in the Volga region during the Great Patriotic War. The author pays a particular attention to reorganization of the regional economy in m ilitary conditions. One of the main topics is heroism of the Stalingrad's workers in the great battle. The article also contents the analyses of the unselfish work of the military enterprises in 1943 1945.

Текст научной работы на тему «Оборонная промышленность Нижнего Поволжья в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94(470.4)

ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

C.B. Видяшев,

аспирант кафедры экономической и политической истории России, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

С самого начала Великой Отечественной войны промышленность СССР начала перестраивать работу на военный лад, нацеливаясь на выпуск продукции для сражающейся Красной армии. Принципиальное значение для осуществления этого процесса имело создание 30 июня 1941 г. чрезвычайного органа верховного руководства страной - Государственного Комитета Обороны (ГКО) под председательством И.В. Сталина.

4 июля ГКО СССР поручил комиссии Госплана во главе с Н. А. Вознесенским разработать комплекс мероприятий по обеспечению обороны стра -ны. В результате возник военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г., утвержденный ЦК ВКП (б) и СНК СССР в августе 1941 г. Осуществление этого плана потребовало резкого увеличения военных расходов, которые во второй половине 1941 г. выросли на 2,1 млрд руб. по сравнению с первым полугодием. Нижневолжскому региону в составе Саратовской и Сталинградской областей, а также Астраханского округа придава -лось важное значение в налаживании крупномасштабного военного производства. В немалой степени это было обусловлено географическим положением Нижнего Поволжья, чью территорию с севера на юг пересекала главная водная транспортная артерия страны - река Волга, где имелись важные железнодорожные узлы. К тому же в годы предвоенных пятилеток заметно усилилась индустриальная мощь региона.

Для оперативного проведения в жизнь программы мобилизации всех материальных и людских ресурсов на отпор врагу в важнейших городах Нижнего Поволжья были созданы наделенные чрезвычайными полномочиями военно-организаторские и мобилизационные органы - городские комитеты обороны. В Сталинградский ГКО, образованный 23 октября 1941 г., вошли А. С. Чуянов - первый секретарь обкома и горкома ВКП( б), И.Ф. Зименков - председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся , А. И . Воронин - начальник областного управления НКВД, Г.М. Кобзев- военный комендант Сталинграда (с декабря 1941 г. - ВХ. Демченко). 26 октября 1941 г. был создан Саратовский ГКО в составе И .А. Власова -первого секретаря обкома и горкома ВКП (б) (с июня 1942 г. - П .Т. Комаров), А.М. Петрова - председателя исполкома областного Совета депутатов трудящихся, В. Г. Викторова - начальника областного управления НКВД, А.В. Воробейкова - коменданта города. Городские комитеты обороны действовали также в Астрахани, Вольске, Балашове, Камышине и Ртищеве.

Все промышленные предприятия Нижнего Поволжья с первых дней войны получили правительственные задания по выпуску военной продукции . Важнейшими оборонными заводами Саратова были авиазавод (директор И. С. Левин), производивший истребители ЯК-1 и ЯК-3; ГПЗ-З (Государственный подшипниковый завод № 3, директор В .С. Буторин), выпускавший танковые и авиационные подшипники; завод свинцовых аккумуляторов (директор М. И. Минкин) и др. Оборонная индустрия Сталинграда держалась на трех «столпах» - это СТЗ (Сталинградский тракторный завод, директор К. А. Задорожный), приступивший к выпуску танков Т-34; металлургический завод «Красный Октябрь» (директор П .В. Матвеев), выплавлявший высококачественную сталь и профили проката; машиностроительное предприятие «Баррикады» (директор Л. Р. Гонор), развернувшее производство пушек и минометов. Астраханские судоремонтные заводы получили задание по производству фугасных бомб, мин, взрывателей, понтонов, аэросаней и других видов оборонной продукции. Всего же оборонные объекты Нижнего Поволжья стали производить более сотни видов продукции для Красной армии.

Для того чтобы в короткие сроки перестроить работу промышленности на военный лад, городским комитетам обороны пришлось принимать чрезвычайные, казалось бы, невыполнимые постановления. Осенью 1941 г. на фронте ощущался большой недостаток в противотанко -вых ружьях. В связи с этим по решению Саратовского ГКО от 4 ноября 1941 г. завод «Трактородеталь» (директор В .И . Бараш кин) обязан был приступить к выпускуПТР Симонова1. Уже 7 ноября состоялось испытание первых опытных образцов, на которое из Москвы приехал нар -ком вооружений Д .Ф. Устинов. В 1941 - 1945 гг. на пред -приятии были произведены десятки тысяч таких ружей, несмотря на то, что особенно в первые месяцы Великой Отечественной войны ощущался острый дефицит сырья, оборудования, рабочей силы. Сырьевой дефицит был вызван временной оккупацией западных районов страны, откуда снабжались оборонные заводы Нижнего Поволжья. Приходилось срочно перестраивать техноло -гию производства, искать замену недостающей комплектующей продукции. На СТЗ осенью 1941 г. в 10-дневный срок удалось освоить выпуск 300 наименований деталей для Т-34, доведя выпуск боевых машин во втором полугодии до 293 танков ежемесячно2.

Призыв в действующую армию значительной доли мужского населения привел к дефициту рабочей силы на оборонных заводах. Уже в первые месяцы войны на производство пришли десятки тысяч женщин, подрост -ков-комсомольцев, пенсионеров. Важную роль в обеспечении оборонных предприятий рабочими кадрами сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 3 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени», согласно которому мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины в возрасте от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях, направлялись на заводы авиационной и танковой промышленности, на производство вооружений и боеприпасов. Большинство из них не имели никакой квали -фикации и осваивали новые профессии прямо на про -изводстве, путем прикрепления к квалифицированным рабочим и мастерам. Важным источником подготовки рабочего класса являлась система Государственных трудовых резервов. За годы Великой Отечественной войны в училищах и школах ФЗО Нижнего Поволжья было обучено: в Саратовской области - 45 тыс. чело -век, в Астраханской - 12 865 человек, в Сталинградской - 17356 человек3

В период войны Нижнее Поволжье приняло 132 про -мышленных предприятия, эвакуированных из западных районов СССР В Саратовской области во второй поло -вине 1941 - начале 1942 гг. было размещено 100 заво -дов. Чаще всего они базировались на резервных пло-щадях однотипных или смежных предприятий. Цехи Московского ГПЗ-1 разместились на территории ГПЗ-3, тульские оружейные и боеприпасные заводы - на пло -щадях завода «Трактородеталь». В Сталинград прибы -вали предприятия из украинских городов, Астрахань при -няла судоремонтные заводы из Николаева и другие обо -ронные объекты. Сразу же по прибытии людей расселяли в зданиях общественных организаций, общежитиях, уплотняли эвакуированными местных жителей, возво -дились барачные поселки . Партийные организации пред -приятий, городские комитеты обороны, горкомы и обко -

мы ВКП(б) проводили активную организаторскую работу по вводу в строй эвакуированных промышленных объектов. ГПЗ-3, коллектив которого после прибытия в Саратов цехов московского ГПЗ-1 стал на 90% состоять из эвакуированных работников, продолжительное время не мог добиться выполнения плановых заданий: не хватало сырья, простаивало оборудование, не была решена жилищная проблема. Постановлением обкома от 7 февраля 1942 г. на ГПЗ-3 было направлено более 400 квалифицированных рабочих с других заводов, ряду предприятий области, а также сталинградскому тракторному заводу и заводу «Красный Октябрь» были даны задания по производству поковок для подшипников4. Принятые меры позволили улучшить работу завода и выполнить план.

Рост военного производства в 1941 - 1942 гг. сдерживался недостатком электроэнергии и топлива, что вызвало простои оборудования. Сильнее всего энергокризис ощущался в Саратовской области из-за большого количества эвакуированных заводов. Были введены ограничения подачи электроэнергии для бытовых нужд населения и строгий режим энергопотребления предприятиями. П оми мо этого пришлось принимать меры по расширению действовавших и строительству новых электростанций: в Саратове были установлены 3 новых котла на ТЭ Ц-1, построена новая ТЭ Ц-2, в Энгельсе вступила в строй ТЭ Ц-3. Окончательно энергокризис удалось преодолеть после ввода в строй в конце 1942 г. газопровода Елшанка - Саратов. Впервые в отечественной и мировой металлургии на саратовском чугунолитейном заводе была осуществлена плавка чугуна на газе.

Процесс перестройки промышленности в Нижнем Поволжье был в основном закончен ко второй половине 1942 г. Быстрее и слаженнее он прошел в Сталинградской области, где за первый год войны прирост промышленного производства увеличился на 55%5. В Саратовской области развертывание слаженного оборонного хозяйства затруднялось большим притоком эвакуированных предприятий, в связи с чем приходилось вести масштабные монтажные и строительные работы, решать проблему обеспечения жильем новых работников.

Героический труд коллективов оборонных предприятий был основным фактором роста военного производства под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!». С первых дней войны началось движение многостаночников, работники сутками не выходили с заводов, не добившись выполнения заданных планом показателей. Росло число стахановцев, рабочие, дававшие 200 и более процентов выработки именовались «двухсотника-ми», появлялись «пятисотники» и «тысячники ». Известными передовиками производства на нижеволжских оборонных предприятиях стали И. Срогович (саратовский судо ремзавод), В. Зелепукин и С. Копов (авиазавод), Л. Добролюбов (завод свинцовых аккумуляторов), Н. Дубинин и А. Кубасов (СТЗ), В. Дегтярев и А. Тарасов («Красный Октябрь»), судоремонтник из Астрахани П . Глазов и др. Ширились масштабы социалистического соревнования : производственники объявляли стахановские вахты, декадники.

С началом Сталинградской битвы военное хозяйство Нижнего Поволжья, оказавшись в прифронтовой полосе, стало особенно важным районом снабжения

Красной армии вооружением и боеприпасами. Сократились поставки сырья и топлива сталинградским заводам . СТЗ, плановые задания которого по выпуску танков во втором полугодии 1942 г. выросли по сравнению с первым в 2 раза, в июне получил всего 77% необходимого проката6. Огромные трудности переживала промышленность Саратова и Астрахани. В июне -августе 1942 г. в результате налетов немецкой авиации серьезно пострадали саратовский ГПЗ-3, авиазавод, крекинг- завод, затруднилась переправка важных оборонных грузов астраханскими речниками, так как акватория Волги находилась под мощными ударами вражеских бомбардировщиков. В июле немцы приступили к минированию реки с воздуха. В августе 1942 г. начались бои в Сталинграде. Даже в таких условиях производство не прекращалось. Под огнем противника, когда линия фронта проходила в 500 м от цехов СТЗ, только за семь дней (с 23 августа по 1 сентября) его коллектив отправил на фронт 119 танков, 24 тягача, 55 танковых двигателей; на заводе «Баррикады» продолжался выпуск минометов и ремонт пушек, которые прямо с завода направлялись на сталинградские улицы7. В сентябре все 126 промышленных предприятий города были выведены из строя, в боях с врагом погибли сотни работников оборонных заводов.

В дни решающих испытаний коллективы саратовских и астраханских предприятий брали обязательства оказать всю возможную помощь защитникам Сталинг-рада. На авиазаводе в Саратове развернулось соревнование под лозунгом: « Сто процентов - твоя норма, сто первый - помощь сталинградцам»8. Астраханские речники под непрекращающимся огнем противника вывозили из Сталинграда уцелевшее оборудование и эвакуировавшееся население. Сразу же после разгрома фашистов под Сталинградом началось восстановление промышленности города. Уже в апреле 1943 г. на СТЗ были восстановлены ремонтные цехи, и в июне первый эшелон с танками «Ответ Сталинграда» был отправлен на фронт. Восстановительные работы велись в условиях острой нехватки рабочих. В 1943 - 1945 гг. вновь прибывшие составляли более 90% трудоспособного населения. К марту 1945 г. на стройках и предприятиях Сталинграда трудилось более 221 тыс. рабочих, в числе которых от 70 до 80% составляла молодежь9. В Астрахани войной было разрушено 6327 зданий и сооружений, 679 единиц железнодорожного транспорта, множество речных и морских судов, пострадало хозяйство многих заводов, что также потребовало важных восстановительных работ. В 1945 г. объем промышленного производства Сталинграда достиг 41% к довоенному уровню, в Астрахани он составил 78%.

Период с 1943 по 1945 гг. характеризовался дальнейшим развитием слаженного военного хозяйства Саратовской области, которое менее пострадало от налетов вражеской авиации, чем промышленность Сталинг -рада и Астрахани. Основной прирост оборонного производства здесь был достигнут за счет интенсивных факторов - повышения производительности труда, рационализации, внедрения новых технологий, что давало большой экономический эффект. Так, например, пере-

ход на производство нового истребителя ЯК-3 на авиа -заводе сопровождался широким внедрением поточно -конвейерной системы, что позволило высвободить сотни работников. На повышение производительности труда, рационализацию производства были также направлены социалистическое соревнование по профессиям, движение за звание « фронтовых бригад », «фронтовые вахты». Новаторским почином большого значения ста -ло движение за увеличение выпуска продукции с меньшими затратами и меньшим числом рабочих, инициатором которого был уральский рабочий Е. Агарков. В Саратовской области по методу Агаркова в 1943 г. было высвобождено 1537 квалифицированных работников10. В 1944 - 45 гг. улучшилось сырьевое обеспечение предприятий, что способствовало выполнению плановых заданий.

В конце войны отдельные оборонные заводы Саратова начали частично переводить производство на мирную продукцию. Успехи в развитии военного хозяйства Саратовской области позволили в значительной степе -ни компенсировать потерю производственных мощностей промышленности Сталинграда. За годы войны са -ратовским предприятиям 94 раза присуждались Красные Знамена ГКО СССР и ЦК ВКП(б). За вклад в обеспечение фронта коллективы оборонных заводов области были отмечены государственными наградами: авиа -завод - орденами Ленина и Трудового Красного Знамени; ГПЗ-3, завод щелочных аккумуляторов - орденом Трудового Красного Знамени.

Вклад нижневолжского тыла в победу над фашизмом, величие трудового подвига коллективов региона определялись широкими возможностями, которыми располагало промышленное производство Нижнего Поволжья для организации в короткие сроки массового выпуска почти всех видов тяжелого и стрелкового оружия, боеприпасов и снаряжения. Несмотря на целый комплекс производственных проблем, значительные военные потери, оборонная промышленность Нижнего Поволжья в годы Великой Отечественной войны достойно справлялась с решением важных государственных военно -хо -зяйственных задач.

1 См.: Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 2. Д. 1. Л. 30 - 32.

2 См.: Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 171. Оп. 1. Д. 101. Л. 196.

3 См.: Белоус В.И. Социально-политические аспекты подготовки кадров рабочего класса в годы Великой Отечественной войны: Дис. ... д-ра. ист наук. М., 1993. С. 115.

4 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2833. Л. 61 - 66.

5 См.: Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья. Саратов, 1980. С. 114.

6 См.: ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 2. Д. 59. Л. 76.

7 См.: Чуянов А .С. Сталинградский дневник. Волгоград, 1979. С. 135.

8 См.: Заводская правда. 1942. 21 нояб.

9 См.: Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 686. Оп. 19. Д. 38 а. Л. 1.

10 См.: ГАНИСО. Ф. 4158. Оп. 7. Д. 145. Л. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.