Научная статья на тему 'Организация обора и обработки годовых медико-статистических отчетов на региональном уровне'

Организация обора и обработки годовых медико-статистических отчетов на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация обора и обработки годовых медико-статистических отчетов на региональном уровне»

Медицинская статистика

www.idmz.ru 2006, №5

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

B. Г.УТКА,

директор ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», г.Брянск

C. А.ЛЕОНОВ,

д.м.н., профессор, академик АСН и МАИ, главный научный сотрудник ЦНИИОИЗ Росздрава РФ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРА И ОБРАБОТКИ ГОДОВЫХ МЕДИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Принятие обоснованных управленческих решений в здравоохранении без использования методов и сведений медицинской статистики невозможно. В переходный период роль медицинской статистики возрастает. Основные базовые сведения здравоохранение черпает, как правило, из государственных годовых статистических отчетов. Поэтому особенно важно, чтобы статистические данные были достоверными, полными и своевременными.

Служба медицинской статистики в настоящее время работает в сложных условиях. С одной стороны, продолжаются изменения существующей и внедрение новой учетной и отчетной документации, увеличиваются объемы информации и усложняется ее инфраструктура. С другой стороны, штатный состав службы медицинской статистики во всех ее звеньях (МИАЦ, отделы статистики) при росте объемов работы не увеличивается. Чрезвычайно низки заработные платы врачей и среднего медицинского персонала, занимающегося статистической работой. Остается недостаточным и оснащение ЛПУ техническими средствами.

В данном сообщении проанализирован десятилетний опыт организации сбора и обработки данных годовых государственных статистических отчетов в Брянской области.

Система сбора, обработки и анализа государственных статистических отчетов сложная, обладает определенной инертностью и тесно связана с уровнем профессиональной подготовки специалистов, которые ее осуществляют. Некоторые руководители до сих пор считают, что медицинский учет и отчетность - это прерогативы лишь медицинских статистиков. Действительно, роль службы медицинской статистики здесь велика. На ней лежит организация отчетной компании, методическая помощь, обучение и инструктаж статистиков на местах, непосредственное участие в контроле, сборе, обработке статистических данных и анализе информации. При подготовке, обработке данных и анализе информации по специализированным службам возрастает значение областных ЛПУ, в которых работает большинство главных внештатных специалистов. Именно они и должны брать на себя роль головных методических центров по частным проблемам здравоохранения.

© В.Г.Утка, С.А.Леонов, 2006 г.

49

Медицинская статистика

Мр

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

В Брянской области опыт комиссионного приема государственных статистических отчетов пока не внедрен и проверка их специалистами областного ЛПУ проводится путем визирования.

Регламентирующим документом, устанавливающим порядок представления отчетов, является ежегодный Приказ МЗиСР РФ «О представлении сводных статистических годовых отчетов», в котором излагаются программа и сроки их представления.

Каждая территория области представляет около 35 видов отчетов на магнитном и бумажном носителях в двух экземплярах. Кроме того, еще 6 видов отчетов составляются только областными ЛПУ и отраслевыми организациями. Общее количество отчетных форм, заполняемых в ЛПУ Брянской области, представлено в табл. 1.

Количество собираемых и анализируемых нами отчетных форм отличается от данных, приведенных Какориной Е.П. (2004).

На базе Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Брянской области осуществляется сбор, обработка и формирование отчетов о сети, деятельности и кадрах учреждений системы здравоохранения по формам государственной статистической отчетности. База данных годовых статистических отчетов по Брян-

ской области формируется на основе отчетов ЛПУ и районов. Непосредственно в МИАЦ принимаются отчеты по 13 государственным формам (№№ 12, 13, 14, 14-дс, 16-ВН, 30, 32, 41, 42, 44, 54, 57, 62) и по одной внутриобластной форме (отчет по ФАП). Остальные отчетные формы принимаются областными специализированными учреждениями (рис.1).

Отчет по форме № 30 «Сведения о лечебнопрофилактическом учреждении» принимается в МИАЦ обязательно от каждого ЛПУ области. Иметь данные в таком разрезе необходимо для формирования формы № 47 «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения» (Крень Е.В., Утка В.Г. и др., 2005 г.), которая содержит в концентрированном виде данные по основным видам деятельности ЛПУ области.

Для пользователей «Медстат» и «Мединфо» всех ЛПУ ежегодно перед приемом годовых отчетов в декабре организуются однодневные семинары, на которых подробно изучается работа с этими программными продуктами, рассматриваются все изменения, произошедшие в статистических формах и в программах.

Для каждого ЛПУ области с учетом изменений создается индивидуальная инсталляция программы «Мединфо» и бесплатно выдается

Таблица 1

Число отчетных форм, заполняемых в ЛПУ Брянской области

Наименование учреждения Число учреждений Среднее число отчетных форм на 1 учреждение Общее число форм

Больницы всех типов 86 18 1590

Амбулаторно-поликлинические учреждения (самостоятельные) 60 6 385

Диспансеры 12 11 135

Стоматологические поликлиники 9 8 75

Станции (отделения) скорой медицинской помощи 2 4 8

Другие учреждения здравоохранения 42 6 245

Внутриобластные отчеты* 832

Итого 211 15 3270

* Сведения о работе ФАП — 677; сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у ветеранов войн, проживающих в районе обслуживания ЛПУ, — 30; сведения об отделах АСУ и о наличии оргтехники — 95; сведения о средствах радиосвязи — 30

Медицинская статистика

www.idmz.ru 2006, №5

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

в декабре для использования при подготовке к годовым отчетам.

Прием и обработку годовых отчетов в Брянском МИАЦ осуществляют отделы медицинской статистики (6 человек), анализа и прогнозирования (2 человека) и обработки статистической информации (6 программистов).

Подробно схема приема и обработки отчетов представлена на рис. 2.

На сегодняшний день в области сложилась следующая схема сдачи и приемка государственных статистических отчетов:

1. На начальном этапе в отделе обработки медико-статистической информации производится идентификация бумажных и электронных носителей.

2. В отделе медицинской статистики специалисты проверяют бумажные носители на правильность и логичность данных, представленных в отчетных формах. Согласно распечатанным протоколам контроля, принимаются решения о корректировке данных.

Рис. 1. Схема сдачи годовых отчетов субъектами здравоохранения Брянской области

3. Сделанные в формах изменения переносятся в базу данных и автоматически контролируются.

4. Отчетные формы, подписанные всеми принимающими сторонами, сдаются на хранение по ведомости в архив.

Этой работе предшествует этап по обеспечению районов и областных ЛПУ бланками отчетных форм, программным обеспечением (инсталляцией для конкретного района или областного ЛПУ).

В 1998 году областью для обработки государственной медицинской отчетности было выбрано и приобретено программное обеспечение «Ме-динфо», разработчиком которого является Бюро медицинской статистики Ленинградской области.

ПО «Мединфо» имеет удобный для пользователя табличный интерфейс и на экране отображается вся таблица с подсказками по наименованию строк и граф. Кроме того, данный программный комплекс допускает сбор, обработку и формирование отчетов по индивидуальным статистическим формам, разработанным самим пользователем. Например, нами разработана отчетная форма по ФАП.

Для быстрого автоматического преобразования данных в формат «Мед-стат», принимаемый на уровне МЗ, разработана функция конвертации данных. Помимо этого, в программе «Мединфо» максимально упрощен ввод дан-

51

Медицинская статистика

Мр

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

Рис. 2. Технологическая схема обработки годовых медико-статистических отчетов в системе ПО «Мединфо»

ных за счет того, что простому пользователю не приходится работать с кодами ЛПУ, номерами форм, таблиц, строк, граф, что значительно снижает вероятность ошибок на вводе. Ввод статистических данных, методик контроля, методик расчета осуществляется только через соответствующие справочники. Корректировку справочной информации имеет возможность делать администратор базы данных на этапе подготовки ПО к новому отчетному периоду. ПО «Медин-

фо» открыто для корректировки всей справочной информации и не требует дополнительных работ со стороны разработчика при изменении базы данных.

Существует в «Мединфо» и функция формирования дополнительных контролей на областном уровне, что значительно улучшает качество формирования и приема отчетов. Теперь возможно формирование статистических данных типа «Справка» по индивидуальному запросу пользователя.

Появилась и функция «Расчет», которая оказывается очень полезной для подготовки расчетной формы № 47, в формате, принимаемом при сдаче отчетов на федеральном уровне.

Использование этой функции позволяет получать расчетные таблицы для формирования сборника показателей.

С целью плавного перехода от ПО «Медстат» к ПО «Мединфо» отчеты от субъектов отчетности до 2001 года принимались в формате двух программ, так как ЛПУ области и в особенности районов очень плохо оснащались компьютерами, а в некоторых районах их совсем не было. Все данные затем экспортировались в «Мединфо», там контролировались, корректировались, создавались сводные отчеты и выгружались в структуру программного комплекса «Медстат» для представления в МЗиСР РФ.

Медицинская статистика

www.idmz.ru 2006, №5

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Специализированные ЛПУ областного подчинения собирают свои специализированные отчеты, самостоятельно формируют областную БД в разрезе районов области и представляют ее в МИАЦ, где и хранится областная объединенная база данных по всем формам.

Обеспечение руководителей области качественной, достоверной информацией в необходимом объеме является одной из главных функций МИАЦ. На основе отчетной статистической информации органы управления здравоохранением оценивают результаты деятельности учреждений здравоохранения и принимают решения, способствующие устранению проблем, мешающих оказывать населению области качественную медицинскую помощь.

Глубокий анализ статистических данных позволяет оценить перспективы развития здравоохранения области. В силу этого высока и ответственность МИАЦ за качество и полноту предоставляемой информации.

В области ежегодно на основе собранных годовых отчетов формируется и выходит статистический сборник «Показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Брянской области». В сборнике по разделам в удобной для анализа форме таблиц и диаграмм даются медико-демографические показатели, показатели заболеваемости населения, ресурсного обеспечения, деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров, службы охраны здоровья матери и ребенка, специализированных служб и другие необходимые показатели.

Сборник формируется автоматически, но в формате, не удобном для дальнейшего использования, так как он требует конвертации в ПО «Медстат» и сохранении его в программе Excel. Путь достаточно трудоемкий, поэтому вероятность ошибки велика.

Техническая схема формирования справочноаналитических материалов представлена на рис.3. По такому же пути осуществлялась и пе-

чать годовых медико-статистических форм для предоставления в МЗиСР РФ.

С 2002 года в Бюро медицинской статистики Брянской области прием отчетов переведен в единое для всей области программное обеспечении «Мединфо». В ГУЗ МИАЦ хранятся базы данных по всем статистическим формам за все годы, начиная с 1999 года, что позволяет получать необходимые справки в разрезе районов, городских и областных учреждений.

С целью повышения достоверности представляемых сведений, которые, как известно, формируются в ЛПУ, силами отдела медицинской статистики МИАЦ ежегодно подвергается проверке службы медицинской статистики около 10 ЛПУ.

Кроме этого, в управленческих органах здравоохранения в течение года постоянно появляется острая необходимость в получении свежей информации (например, за квартал, полугодие) о ресурсах здравоохранения, состоянии здоровья населения и т.д.

Поэтому необходимо эту информацию предоставлять руководителю через определенные промежутки времени, например, через месяц, квартал. И не информацию вообще, а информацию, необходимую для принятия управленческих решений в данное время в данной ситуации.

Начало решению этой проблемы было положено в 1994 году, когда Бюро медицинской статистики приступило к сбору ежемесячной оперативной отчетности (ЕОО) по основным вопросам деятельности ЛПУ территорий области. В последующем эта информация стала собираться ежеквартально (ЕОИ) (Жук Л.Г. «Здравоохранение». - 2002. - № 1. - С. 29).

Проводимый анализ данных ежеквартальной оперативной информации, представляемый Департаменту здравоохранения, является основанием принятия правильных и своевременных управленческих решений в системе здравоохранения области.

В целях получения комплексного представления о функционировании ЛПУ Брянской области,

Медицинская статистика

Мр

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

БД < Медиифо» 1996-2004годы

Рис. 3. Техническая схема формирования справочно-аналитических материалов

для обобщения информации при оценке достижений моделей конечных результатов, для сравнительного анализа деятельности ЛПУ области и для оперативного принятия управленческих решений в здравоохранение области в 2004 году внедрен метод Комплексной обобщенной оценки (КОО) деятельности ЛПУ области. Комплексная обобщенная оценка направлена на выявление существенных факторов, ухудшающих общее функционирование системы здравоохранения, а также ранжирование ЛПУ в зависимости от уровня показателей (Гасников В.К. и соавт., 2001).У нас еще много проблем. В кратчайшие сроки нам необходимо решить вопросы, связанные с внедрением:

♦ автоматизированной конвертации данных АИС «Стационар», «Поликлиника» в ПО «Мед-инфо», что значительно сократит рутинную работу по ручному вводу данных для формирования годовых отчетов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ необходимо отказаться от переписывания отчетных форм с экрана ПЭВМ, а распечатывать

их из ПО «Мединфо», что существенно снизит количество механических ошибок при переписывании форм.

По мнению И.А.Красильникова с соавторами (2004), значительная часть статистических данных остается невостребованной только потому, что об их существовании пользователям неизвестно. Действительно, лишь 10% их в полной мере востребовано органами управления. Большая часть информации, содержащейся в отчетных данных, остается невостребованной. По нашим данным, руководители, главные специалисты Департамента здравоохранения и главные врачи в большинстве случаев (82%) знают о существовании огромных массивов статистических данных в ЛПУ, МИАЦ и БМС, но не пытаются их получить (60%) или игнорируют их (53%).

Причин этого явления, на наш взгляд, несколько. Безусловно, в какой-то мере это связано с психологическим фактором. Другой причиной является малая приспособленность статистики к ее

Медицинская статистика

www.idmz.ru 2006, №5

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

использованию на уровне субъекта Федерации и еще в меньшей степени - на уровне муниципального образования.

Кроме этого, для восприятия статистических данных часто необходимы специальные знания и подготовка, а ее ценность определяется не количеством, а потребностью, подготовленностью к восприятию и использованию информации (Како-рина Е.П., 2004).

Руководители органов и учреждений здравоохранения часто слабо владеют аналитическими методами обработки статистических данных. Многие из сведений, которые мы даем нашим руководителям по итогам года, зачастую теряют свой смысл, так как эта информация уже несвоевременна. Поэтому они чаще используют данные, полученные во время плановых и внеплановых проверок, а также материалы, собранные при проработке отдельных вопросов. К сожалению, мы имеем мало программных продуктов, позволяющих анализировать накопленные статистикой данные на высоком методическом уровне.

За долгие годы в России сложилась стройная, централизованная система медицинской статистики (статистика здоровья, здравоохранения и статистика научных исследований). В последнее время руководители статистических служб все чаще стали задаваться вопросом: «Для каких целей служит отчетность?» Данные существующей отчетности для одних уровней избыточны (учреждение, территориальное образование) и мало оперативны, а для других - недостаточны (субъект РФ, федеральный уровень). При сплошном учете достоверность данных о здоровье и здравоохранении не всегда соответствует современным требованиям. Некоторые показатели, рассчитанные по старым методикам, несопоставимы с международными показателями и критериями.

Первоочередной задачей в решении этих проблем является разработка современной концепции дальнейшего развития медицинской статистики. Необходимо провести углубленный анализ существующей государственной статистичес-

кой отчетности, сохранить ее положительные компоненты и разработать и обосновать новые подходы к сбору и анализу статистических данных. Наиболее перспективным в этом плане является, на наш взгляд, сочетание сплошного и выборочного методов при изучении заболеваемости населения и результатов деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Для решения этих задач должен быть создан методический совет по реформированию медицинской статистики с привлечением широкого круга ученых и практиков. Следует чаще проводить конференции и семинары со специалистами в области медицинской статистики, в том числе с использованием телекоммуникационных технологий.

Требует решения и проблема дублирования части отчетов в здравоохранении и в системе ОМС. При этом, как правило, если наша информация доступна всем субъектам здравоохранения и ОМС, то мы к информации, которая накапливается в системе ОМС, доступа не имеем.

Отсутствие четкой стандартизации в информатизации здравоохранения замедляет внедрение единого программного продукта, что не позволяет сократить сроки обработки и анализа информации. Практически прекратилась сертификация программных продуктов. Необходима более четкая организация работ по формированию и ведению единых справочников и классификаторов. Требуется более четкая система по созданию единого информационного пространства и координация этой работы.

Таким образом, можно сформулировать следующие проблемы медицинской статистики:

♦ недостаточное обеспечение руководителей здравоохранения разного уровня актуальной медико-статистической и экономической информацией, с помощью которой можно оперативно и планово решать проблемы практического здравоохранения;

♦ несоответствие существующей статистической отчетности международным стандартам;

Медицинская статистика

Мр

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

♦ дублирование и искажение информации в некоторых учетных и отчетных формах;

♦ ежегодный рост объема работы по медицинскому учету и отчетам при неизменных штатах;

♦ недостаточное обеспечение руководителей всех звеньев управления методической литературой для формирования системного мышления и анализа медико-статистических показателей, а также соответствующего обучения их на последипломном этапе.

ЛИТЕРАТУРА

Решение поставленных выше проблем в новых экономических условиях позволит медицинской статистике выжить и стать конкурентоспособной.

Уже завтра возникнет необходимость в сборе и анализе новой информации: об организационно-правовых формах медицинских организаций, о динамике рынка медицинских услуг, о специфике его сегментации. Это говорит о том, что в ближайшей перспективе ее значимость только возрастать (Куракова Н.Г., 2005).

1. Жук Л.Г., Какорина Е.П., Голубева А.П., Касаточкина Е.Н. Современные проблемы организации медицинской статистики и статистической службы (на примере г.Москвы)/ /Здравоохранение. - 2002. - № 1. - С. 29-30.

2. Какорина Е.П. Информационное обеспечение системы здравоохранения//Врач и информационные технологии. - 2003. - № 2. - С. 13-18.

3. Какорина Е.П., Огрызко Е.В. Процесс формирования отчетов по медицинской статис-тике//Врач и информационные технологии. - 2005. - № 3. - С. 55-59.

4. Крень Е.В., Утка В.Г., Васильева Н.Н. Развитие автоматизации сбора и обработки годовых медико-статистических отчетов//Брянский медицинский вестник. - 2003. - № 5(10). - С. 74-49.

5. Куракова Н.Г. Всероссийское совещание руководителей медицинской статистики//Врач и информационные технологии. - 2005. - № 1. - С. 4-14.

6. Николаев К.В., Тишура А.А. Ответственность за непредставление данных медицинской статистики. Полномочия медицинских инспекций//Здравоохранение. - 2002. - №1. - 170 с.

7. Утка В.Г., Архипова М.П. Об информационном обеспечении здравоохранения, мониторинге состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения//Брянс-кий медицинский вестник. - 2003. - № 5(10) . - С. 26-31.

8. Гасников В.К. и соавт. Информатизация процессов управления в региональном здравоохранении: Сб. статей. - Ижевск, 2001.

9. Кодекс РФ об административных правонарушениях (по состоянию на 01.11.2005): ФЗ №196 от 30.12.2001 в ред. ФЗ № 54 от 2003 года; ФЗ № 173 от 10.12.2003; ФЗ № 189 от 29.12.2004.

10. Постановление Госкомстата РФ №154 от 15.07.2002 «Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений».

11. Федеральный закон №2761-1 от 13.05.1992 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» в ред. ФЗ № 196-ФЗ от 30.12.2001.

12. Красильников И.А., Дорофеев В.М., Мусийчук Ю.И. Как извлекать полезную информацию из медицинской статистики?//Врач и информационные технологии. - 2004. - № 2. - С. 19-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.