Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ (на примере Санкт-Петербурга)'

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
546
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ (на примере Санкт-Петербурга)»

Информационные системы для поддержки муниципального здравоохранения

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

Ю.А.ЩЕРБУК,

д.м.н, профессор, председатель Комитета

Ф.Н.КАДЫРОВ,

д.э.н., профессор, заместитель председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга

А.С.СИМАХОДСКИЙ,

д.м.н., профессор, начальник отдела Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга

Д.В.ДОБРЫХ,

директор МИАЦ , г.Санкт-Петербург

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ (на примере Санкт-Петербурга)

I

1 . ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

Диспансеризация - это метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья пациента, складывающийся из нескольких этапов: первичный скрининг, осмотры врачей специалистов, распределение пациентов по группам здоровья, взятие нуждающихся под диспансерное наблюдение, динамическое наблюдение, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение нуждающихся.

Применение информационных технологий, в том числе внедрение программно-аппаратных комплексов позволяет автоматизировать длительный медико-технологический процесс диспансеризации взрослого населения, оптимизировать учет полученных данных и формирование отчетности.

Особенно актуальным применение автоматизированных комплексов становится при проведении дополнительной диспансеризации граждан в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

Нормативно-правовые акты, вышедшие в последнее время четко определяют механизмы проведения дополнительной диспансеризации граждан:

В решении коллегии Минздравсоцразвития России от 14.10.2005 (протокол №3) «О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения», сказано «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения потребует создания соответствующей системы управления и информационной поддержки, которая позволит обеспечить эффективное взаимодействие всех заинтересованных структур».

© Ю.А.Щербук, Ф.Н.Кадыров, 2006 г.

© А.С.Симаходский, Д.В.Добрых, 2006 г.

Информационные системы

для поддержки муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

www.idmz.ru 2006, №4

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 февраля 2006 №159 «О реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге» Комитету по здравоохранению поручено «оборудовать кабинеты для проведения комплексного диспансерного обследования населения с использованием автоматизированных систем».

Приказ Минздравсоцразвития России от

22.03.2006 №188 «О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях», подробно оговаривает весь процесс проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В данной ситуации необходимо:

1. Обеспечение четкого персонифицированного учета по трем направлениям:

♦ учет граждан (формирование регистра) подлежащих диспансеризации и прошедших ее. Базы данных должны формироваться автоматически, с использованием имеющихся в городе регистров, дополняя их;

♦ учет врачей-специалистов и их деятельности, осуществляемой в рамках диспансеризации граждан. Обязательно должны фиксироваться данные о врачах, проводивших осмотр (Ф.И.О. и специальность врача, а также какой-либо уникальный идентификатор). Это важно, в связи с дополнительной оплатой работы врачей специалистов по проведению диспансеризации в рамках национального проекта;

♦ учет работ и услуг проведенных в рамках диспансеризации.

2. Обеспечение сбора медицинских данных об обследуемых, включающее:

♦ анкетирование (интервьюирование)пациентов (возможно предварительное), с данными анамнеза, жалобами, по заранее разработанной схеме, содержащей разделы по профилям врачей-специалистов, осмотр которых требуется по Приказу Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 №188;

♦ осмотр врачом терапевтом (врачом общей практики), врачами других специальностей (на различных этапах диспансеризации, в соответствии с Приказом Минздравсоцраз-вития России от 22.03.2006 №188 - данные вводятся в систему по мере необходимости);

♦ результаты инструментальных и лабораторных исследований, предусмотренных приказом Минздравсоцразвития России от

22.03.2006 № 188, которые вводятся в систему по мере необходимости. Следует отметить, что сбор медицинских данных о пациенте происходит поэтапно, а это диктует необходимость организации автоматизированных рабочих мест (АРМ), например АРМ первичного осмотра, АРМ врача-специалиста, АРМ администратора (статистика).

3. Автоматизированная обработка медицинских данных обследованных пациентов предусматривает определение патологических отклонений в здоровье и групп риска возникновения патологических состояний с использованием «решающих правил (правил логического вывода)».

4. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 №188 необходимо формирование отчетно-аналитических документов для контингентов населения и отдельных пациентов:

♦ Ф №131/у-ДД «Карта учета дополнительной диспансеризации работающих граждан»;

♦ Ф №12-Д-1 «Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан»;

Информационные системы для поддержки муниципального здравоохранения

Др

W-ЩШШ

kJH

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

♦ Ф №12-Д-2 «Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан».

При применении автоматизированной системы необходимо наличие встроенного конструктора отчетов, что позволит формировать требуемую отчетность в зависимости от поставленных задач.

5. Основополагающим принципом применения автоматизированной системы проведения диспансеризации является интеграция данных, получаемых в результате работы, в другие информационные системы, используемые (либо находящиеся в разработке) в здравоохранении Санкт-Петербурга: информационные системы социальных служб (для последующего предоставления пациентам, прошедшим диспансеризацию, льгот на лекарства, санаторно-курортное лечение и пр.); информационные системы ТФОМС и Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (для оплаты труда врачей-специалистов в рамках диспансеризации граждан).

Таким образом, должна быть выстроена единая, прозрачная информационная система, позволяющая получать данные необходимые для эффективного управления здравоохранением региона.

2. Техническое задание на разработку и внедрение программно-аппаратного комплекса для организации проведения диспансеризации взрослого населения

Программно-аппаратный комплекс (далее комплекс) должен быть предназначен для автоматизации медико-технологического процесса при диспансеризации взрослого населения в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), учета полученных данных и формирования отчетности.

Комплекс должен использоваться для оптимизации работ ЛПУ по проведению дополни-

тельной диспансеризации работающего населения в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Возможности комплекса должны соответствовать положениям и требованиям решения коллегии Минздравсоцразвития России от 14.10.2005 (протокол №3) «О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения», Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 февраля 2006 №159 «О реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге», Приказа МЗСР РФ от 22.03.2006 №188 «О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях».

Организационно-методические

требования:

1. Программно-аппаратный комплекс должен обеспечивать персонифицированный учет (формирование регистра) граждан подлежащих диспансеризации и прошедших ее.

2. Сбор медицинских данных об обследуемых должен включать:

♦ анкетирование пациентов (возможно предварительное), включающее данные об анамнезе, жалобах, по заранее разработанной схеме, содержащей разделы по профилям врачей-специалистов, осмотр которых требуется по Приказу Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 №188;

♦ осмотр врачом терапевтом (врачом общей практики), врачами других специальностей (на различных этапах диспансеризации, в соответствии с Приказом Минздравсоцраз-

Информационные системы

для поддержки муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

www.idmz.ru 2006, №4

W-ЩШШ I Ы.МЯЯ

вития России от 22.03.2006 №188). Данные вводятся в систему по мере необходимости;

♦ результаты инструментальных и лабораторных исследований, предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития России от

22.03.2006 №188, которые вводятся в систему по мере необходимости.

3. Обработка медицинских данных обследованных пациентов предусматривает определение патологических отклонений в здоровье и групп риска возникновения патологических состояний с использованием «решающих правил (правил логического вывода)».

4. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 №188 необходимо формирование отчетно-аналитических документов для контингентов населения и отдельных пациентов:

♦ Ф №131/у-ДД «Карта учета дополнительной диспансеризации работающих граждан»;

♦ Ф №12-Д-1 «Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан»;

♦ Ф №12-Д-2 «Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан».

5. Персонифицированный учет врачей-специалистов и их деятельности, осуществляемой в рамках диспансеризации граждан.

6. Планирование и учет работ и услуг проведенных в рамках диспансеризации.

7. Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ):

♦ АРМ первичного осмотра;

♦ АРМ врача-специалиста;

♦ АРМ администратора (статистика).

Технические требования:

1. Программный комплекс (ПК) должен быть построен на клиент-серверной архитектуре с возможностью работы в многопользо-

вательском режиме и интегрирован в единую информационную систему на базе реляционной СУБД агрегирующей данные о диспансеризации в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга.

2. ПК должен содержать персонифицированные базы данных диспансеризируемых, интегрированные с городскими регистрами населения (ГРН, ЭСРН) в режиме реального времени, содержащие персональные данные о гражданах в объеме соответствующем Приказу Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 №188 и в форматах соответствующих регистров.

3. БД должна поддерживать режим пакетного обновления из регистров населения, а так же иметь средства для внесения дополнений, существующих городских реестров пациентов поддерживая механизм верификации записи после утверждения в городских регистрах.

4. ПК должен иметь в своем составе утвержденные справочники и классификаторы кодов профессий по ОКВД, кодов заболеваний по МКБ-10, и прочих кодов используемых в утвержденных отчетных формах в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 №188 и иметь возможность обновления справочников без исправления исходного кода программного обеспечения.

5. ПК должен иметь встроенный редактор версий вопросов в анкетах, а так же конструктор отчетов.

6. ПК должен функционировать без применения компонентов коммерческих программных продуктов требующих дополнительного лицензирования.

7. Программный комплекс должен иметь возможность импорта/экспорта сводных реестров граждан прошедших диспансеризацию, а так же данных о результатах лабора-

101

Информационные системы для поддержки муниципального здравоохранения

Др

W-ЩШШ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kJH

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

торной диагностики и результатов ЭКГ в форматах DBF и XML с возможностью настройки форматов импорта/экспорта используя встроенные средства ПК.

8. В ПК должны быть реализованы инструменты разграничения прав доступа и защиты информации в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» и «Законом РФ о защите информации».

9. Программный комплекс должен иметь возможность обмена данными с информационной системой ТФ ОМС ЕИС.

3. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ» АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

В СССР была создана передовая и хорошо организованная система детского здравоохранения. Имелась достаточно стройная иерархическая система, опирающаяся неплохо оснащенные амбулаторные учреждения и стационары, с четко определенным перечнем медицинских услуг, и поддерживаемая высоким потенциалом медицинских научных учреждений Министерства здравоохранения и Академии Медицинских наук. Однако эффективность работы построенной системы здравоохранения была недостаточно высока в связи с низкой эффективностью системы диспансеризации, особенно ее первого этапа - профилактических осмотров населения. Это хорошо понимали ведущие организаторы здравоохранения, как видно из соответствующих приказов Минздрава СССР и России, обязывающих проводить «бригадные» профилактические осмотры населения, несмотря на их низкую эффективность (по данным НИИ им. Н.А.Семашко - 7-11%).

В этой связи после появления доступных средств вычислительной техники были пред-

приняты многочисленные попытки построения автоматизированных систем профосмотров населения. Одна из них оказалась удачной -работа одного из Ленинградских институтов по созданию аппаратно-программного комплекса для диспансерных обследований детского населения (АКДО).

Смысл АКДО заключается в том, что при помощи анкетирования, ряда аппаратных исследований и последующей автоматизированной обработки полученной информации удается определить наиболее «проблемные» зоны здоровья. Это позволяет направить пациента именно к тем специалистам, в чьем внимании он более всего нуждается, и освободить от нагрузки других специалистов.

Еще в 1990 году в соответствии с решением Ленгорисполкома (№437 от 29.07.1985 г.), по Приказу Главного управления здравоохранения Ленинграда (№ 30 от 19.01.1990 г.), в целях внедрения современных методов профилактических осмотров детей применялись первые версии комплексов АКДО, которые работали в 18 детских поликлиниках, а некоторые работают и до сих пор.

В 2000 году при помощи 23 комплекса АКДО в городе осматривались порядка 50 000 детей. С целью модернизации системы автоматизации диспансерных осмотров детей и подростков в 2005 году были внедрены еще 17 комплексов АКДО в ЛПУ города.

АКДО предназначены для раннего выявления в режиме профилактических осмотров отклонений в здоровье детей от 3 до 18 лет по 24 профилям патологии (то есть практически по всем) с выработкой заключения о состоянии здоровья, рекомендаций по дообследованию и контроля последующих лечебно-реабилитационных мероприятий. Отметим чрезвычайную важность таких систем для мониторинга здоровья подростков и целенаправлен-

Информационные системы

для поддержки муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

www.idmz.ru 2006, №4

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

ной последующей лечебной и реабилитационной работы на ранних стадиях заболеваний с допризывными контингентами при подготовке к службе в армии.

К числу проблем, решаемых комплексами АКДО, можно отнести следующие:

♦ эволюционный переход на «безбумажную» информационную технологию с сочетанием применения АКДО и вводом данных бригадных осмотров;

♦ повышение медицинской эффективности осмотров в 3-4 раза;

♦ снижение экономических затрат на проведение осмотров (в 4-6 раз);

♦ освобождение врачей-специалистов от рутины бригадных осмотров, то есть снижение дефицита кадров;

♦ оперативный сбор объективных данных мониторинга состояния здоровья населения с возможностью их комплексного анализа на основе современных аналитических технологий интеллектуального анализа и прогнозирования;

♦ стандартизация процедуры диспансерного обследования.

Медицинская эффективность комплекса АКДО, подтвержденная многолетним опытом работы не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах России, составляет свыше 90%, что в 5-6 раз эффективнее «бригадного» метода осмотров врачами-специа-листами.

Многопрофильное комплексное обследование, проводимое при помощи комплекса АКДО позволяет существенно (в среднем на 50-60%) повысить первичную выявляемость хронических заболеваний. Ежегодно в городе при помощи комплекса осматриваются порядка 60 000 детей и подростков. Подтверждаемость патологий составляет в среднем 83%.

По данным АКДО профили патологии распределяются следующим образом:

1 - ортопедия - 86,7%;

2 - кардиология - 70,5%;

3 - стоматология - 53,2%;

4 - ЛОР-заболевания - 41,7%;

5 - офтальмология - 40,4%;

6 - гастроэнтерология - 33,3%;

7 - невропатология - 32%;

8 - эндокринология - 27%.

Внедрение комплекса АКДО дает прямой

экономический эффект - стоимость осмотра одного ребенка при помощи АКДО в 5,3 раз меньше стоимости осмотра «бригадным» методом.

Организация профилактических осмотров с помощью АКДО позволяет решить кадровую проблему, по сути, заменяет труд 4-8 врачей «узких» специалистов, улучшить доступность пациентов к специализированной помощи, выявляет факторы риска развития той или иной патологии - первичная профилактика - а это основа здоровья детского населения.

В системе АКДО можно с максимальной полнотой выделить детей групп риска по развитию хронизации заболеваний и свести к минимуму вероятность инвалидности.

Существует заинтересованность родителей в состояние здоровья ребенка, так как они включены в процедуру с момента заполнения анкеты до консультации специалиста и обследования для уточнения и подтверждения диагноза и назначения лечебно-профилактических мероприятий.

Таким образом, исключается малоэффективная и нерациональная нагрузка врачей-специалистов. Система хорошо зарекомендовала себя среди врачей, родителей, детей и подростков и имеет полное право на дальнейшее совершенствование и развитие.

Сегодня диспансерное обследование, проводимое при помощи комплекса АКДО про-

103

Информационные системы для поддержки муниципального здравоохранения

F4M

Ы.МЛЛ

I и информационные

технологии

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

водится в 23 детских ЛПУ Санкт-Петербурга, каждое из которых экономит 1 765 000 рублей ежегодно.

Применение комплексов АКДО в детской сети здравоохранения Санкт-Петербурга позволило существенно повысить эффективность профилактического звена и получить экономию затрат на проведение детской диспансеризации. Комплексы АКДО существенно упростили выполнение детской диспансеризации.

4. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ» АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Наличие достаточно большого опыта применения «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации закономерно ставит вопрос о необходимости их применения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения - при проведении дополнительной диспансеризации граждан. И, действительно, для этого есть положительные предпосылки:

♦ необходимость решения задачи широкомасштабной диспансеризации;

♦ положительный опыт внедрения АКДО в целом ряде регионов;

♦ актуальность ресурсосберегающих технологий диспансеризации;

♦ большое внимание к проблеме со стороны всех уровней власти в государстве.

Вместе с тем, на пути внедрения «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации немало проблем и нерешенных задач. Укажем только некоторые из них:

♦ формально алгоритм АКДО и других «интеллектуальных» автоматизированных си-

стем диспансеризации становится не нужным, поскольку независимо от результатов полученного при их помощи заключения, необходим осмотр всех предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 №188 специалистов. Одно из основных достоинств «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации (возможность отказа от осмотров ряда специалистов) оказывается нереализованным, невостребованным;

♦ «затратная» бригадная технология проведения диспансеризации становится экономически выгодной, оправданной, поскольку обеспечена источником финансирования (500 рублей за одного прошедшего диспансеризацию). Как известно, эффективность «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации достигается за счет уменьшения расходов в условиях ограниченных доходов. При реализации же Приказа Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 №188 определяющим являются уже не расходы, а возможность получения дополнительного дохода;

♦ простое сочетание «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации и традиционного бригадного метода (без его оптимизации) приведет к росту трудоемкости диспансеризации, что будет препятствовать дальнейшему продвижению «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации. Действительно, зачем тратить дополнительное время на анкетирование, если пациенту все равно придется обойти всех врачей;

♦ несмотря на общую эффективность АКДО, его внедрение требует существенных дополнительных финансовых затрат на закупку аппаратно-программного комплекса, его установку, обучение персонала и т.д.

Информационные системы

для поддержки муниципального здравоохранения

Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»

www.idmz.ru 2006, №4

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Необходимо отметить и то, что существует объективное противоречие в интересах общества с одной стороны, и учреждений и органов управления здравоохранением, с другой стороны, в оценке эффективности диспансеризации с точки зрения затрат на диспансеризацию в рамках реализации приоритетного национального проекта. Для учреждений и органов управления здравоохранением важнее не полные затраты, а дополнительные сиюминутные затраты, связанные с диспансеризацией, в том числе и с приобретением аппаратно-программного комплекса. Именно с непредусмотренными дополнительными затратами всегда возникает больше всего проблем.

Безусловно, автоматизация диспансеризации сама по себе необходима, но в нынешних условиях с учетом всего сказанного, а также в связи с ограниченностью времени на подготовку к диспансеризации, акцент обычно делается на проблему регистрации проведенной работы и выставления счетов. По сути дела, задача рассматривается узко утилитарно: отчитаться о проделанной работе и получить за нее оплаты. В этих условиях перспективы внедрения «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации уходят на задний план.

Очевидно, необходим поиск организационных и правовых путей увязки идеологии АКДО, других «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации с предполагаемой системой диспансеризации.

Радикальным решением могло бы стать разрешение при использовании «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации обходиться без привлечения тех специалистов, потребность в которых отсутствует по оценке «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации, при сохранении предусмотренного размера оплаты в размере

500 рублей. Возможны и промежуточные варианты. В частности, результаты использования «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации могут позволить не избегать визита к тому или иному врачу, а значительно уменьшить время, затрачиваемое на пациента благодаря тому, что основная информация уже будет получена.

Без этого диспансеризация окажется неоправданно затратной, а реальная эффективность «интеллектуальных» автоматизированных систем диспансеризации - невостребованной.

К числу других проблем, связанных с дис-пасеризацией, относится возможное увеличение нагрузки на фонды обязательного медицинского страхования. За услуги (посещения к врачу), оказанные в процессе диспансеризации, учреждения будут выставлять счета в системе ОМС и дополнительно к этому, счета для получения предусмотренных 500 рублей за каждого, прошедшего диспансеризацию. Это потребует либо увеличения средств ОМС, либо недопущения выставления счетов за посещения в процессе диспансеризации в страховые организации. Проконтролировать наличие нарушений будет крайне сложно.

С другой стороны, такая ситуация может привести к невыгодности диспансеризации (учитывая наличие еще и диагностических исследований) и фактически поставить ее под угрозу. Безусловно, могут сработать административные методы, но в рамках приоритетного проекта упор делался именно на экономические методы.

Но как бы то ни было, необходимо использовать появившийся шанс организации диспансеризации не только как широкомасштабной кампании, но и как эффективного в медицинском и экономическом плане направления выявления заболеваний. is?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.