Научная статья на тему 'Организация научной работы студентов'

Организация научной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / RESEARCH WORK / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVITY / НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ / SCIENTIFIC CONFERENCES / ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVENTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочаров Сергей Михайлович, Тархов Николай Сергеевич, Тер-данилов Роман Арустамович

Рассматриваются вопросы организации научно-исследовательской работы студентов в рамках Института вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочаров Сергей Михайлович, Тархов Николай Сергеевич, Тер-данилов Роман Арустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of the organization of research work of students within the Institute university.

Текст научной работы на тему «Организация научной работы студентов»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Бочаров Сергей Михайлович

Канд. техн. наук, профессор кафедры технологии производства вооружения, г. Тула

Тархов Николай Сергеевич Канд. техн. наук, доцент кафедры приборов и биотехнических систем, г. Тула

Тер-Данилов Роман Арустамович

Канд. техн. наук, доцент кафедры стрелково-пушечного вооружения, г. Тула

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются вопросы организации научно-исследовательской работы студентов в рамках Института

вуза.

ABSTRACT

The questions of the organization of research work of students within the Institute university.

Ключевые слова: учебный процесс, научно-исследовательская работа, творческий потенциал, научные конференции, изобретательская деятельность.

Keywords: learning process, research work, creativity, scientific conferences, inventive activity.

Необходимым элементом учебного процесса является организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Основными задачами в управлении НИРС являются [5, с. 300]:

- развитие массовой творческой научно-исследовательской работы студентов с тем, чтобы в процессе обучения помочь им овладеть современной техникой, методикой научных исследований и методологией научного проектирования;

- воспитание из числа наиболее одарённых и успевающих студентов резерва учёных, исследователей и преподавателей;

- популяризация научных знаний и достижений науки и техники среди студентов;

- пропаганда и содействие внедрению результатов исследований молодых учёных и специалистов.

В Институте высокоточных систем (ИВТС) им. В.П. Грязева Тульского государственного университета (ТулГУ) этой работе уделяется большое внимание. Важнейшей задачей преподавателей является поиск и отбор студентов на ранних стадиях учёбы, интересующихся и проявивших желание заниматься научной работой [4]. Участие в научной работе позволяет студентам реализовать творческий потенциал в процессе учёбы. НИРС состоит из следующих элементов: работа в научных кружках; участие в конкурсах научных работ, выставках, студенческих конференциях; подготовка студенческих публикаций; организация студенческих научно-производственных отрядов.

Статистические сведения о НИРС в ИВТС за последние 5 лет представлены в табл. 1 по пяти рейтинговым показателям ТулГУ:

1. Участие студентов в Международных и Всероссийских конференциях, конкурсах, олимпиадах;

2. Дипломы лауреата Международных и Всероссийских конференций, конкурсов;

3. Количество публикаций студентов;

4. Медали лауреатов Международных и Всероссийских конкурсов;

5. Количество патентов на изобретения и полезные модели студентов, магистрантов и аспирантов в соавторстве с преподавателями.

В таблице приняты сокращённые наименования кафедр: ГД - кафедра «Газовая динамика», ПАК - кафедра «Проектирование автоматизированных комплексов», ПБС - кафедра «Приборы и биотехнические системы», ПУ - кафедра «Приборы управления», РВ - кафедра «Ракетное вооружение», РЭ - кафедра «Радиоэлектроника»,

САУ - кафедра «Системы автоматического управления», СПВ - кафедра «Стрелково-пушечное вооружение», Э -кафедра «Электроэнергетика», ЭТЭО - кафедра «Электротехника и электрооборудование».

Приведённые данные позволяют сделать соответствующие выводы о работе кафедр. Исключение составляет кафедра ПАК, которая расположена территориально на предприятии ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» (Учебный центр), где НИРС организован в рамках предприятия, где исследования проводятся по тематике, носящей гриф секретности. Следует обратить внимание на недостаточное количество Медалей лауреатов Международных и Всероссийских конкурсов, что на наш взгляд, необходимо отразить в задачах коллектива Института на 2015-2019гг. Необходимо также активизировать изобретательскую деятельность и повысить индекс цитирования. Вместе с тем, ежегодно Институт проводит Всероссийскую научно-техническую конференцию молодых учёных, специалистов, аспирантов, магистрантов, студентов «Техника XXI века глазами молодых учёных и специалистов», где публикуются, в частности, результаты НИРС и Межрегиональную научно-техническую студенческую онлайн-конференцию «Стрелковое оружие: вчера, сегодня, завтра».

На кафедре СПВ ИВТС более 5 лет назад было организовано Студенческое конструкторское бюро, в котором на сегодня занимаются более 30 студентов разных курсов, интересующиеся вопросами проектирования и изобретательством в области военной техники. Проект электромагнитного ускорителя масс студента 5 курса кафедры демонстрировался в ЦВК «Экспоцентр» в рамках Московского международного салона образования, где в апреле 2015г. проходил заключительный этап Всероссийского конкурса научно-технического творчества молодёжи [1,3].

С целью возрождения традиций студенческих научно-производственных отрядов в ИВТС на основании соглашений с предприятиями весной 2014г. были созданы 5 НПСО для работы летом на следующих предприятиях г. Тулы:

- ОАО «АК «Туламашзавод», отряд «Механик»;

- ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им.

академика А.Г. Шипунова», отряды «Квартет» и

«Гироскописты»;

- филиал ОАО «КБП» - ЦКИБ ССО, отряд «СКВТ»;

- ОАО «НПО «Сплав», отряд «Прибористы»;

- ОАО «ЦКБА», отряд «Диод».

Количество работающих студентов - 33 человека.

18 июля 2014г. состоялось торжественное открытие трудовой смены научно-производственного отряда «Механик» на территории ОАО «АК «Туламашзавод» г. Тулы [2].

Студенты ознакомились с новым оборудованием предприятий, работали по профилю выбранных специальностей. Так, например, студенты отряда «Механик» в отделе главного технолога занимались переводом технической документации в электронный вид; в учебном центре

после прохождения обучения работе на станках с ЧПУ -составлением программного обеспечения к ним; нанесением гальванопокрытий различного назначения во вновь открытом цехе, оснащённом новым современным оборудованием, позволяющим значительно сократить вредные выбросы и улучшить экологическую обстановку в г. Туле. Студенты отряда «Прибористы» освоили литьё силиконовых пресс-форм на установке быстрого пропитывания Fortus 400ms.

Таблица 1

Рейтинговые показатели кафедр ИВТС за 2010-2014гг.

Кафедра

№ ГД ПАК ПБС

Год 10 11 12 13 14 10 11 12 13 14 10 11 12 13 14

1 3 6 6 2 8 0 0 0 0 0 0 0 16 11 17

2 1 4 4 1 5 0 0 0 0 0 4 23 23 19 4

3 6 8 8 2 8 0 0 0 0 0 24 0 35 9 17

4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 5 1

5 0 0 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 2 1

Кафедра

ПУ РВ РЭ

1 0 0 7 23 19 28 36 17 4 19 0 0 13 28 13

2 27 7 7 3 10 8 19 12 1 10 63 2 2 1 3

3 6 0 11 47 51 16 23 21 4 15 4 0 39 29 32

4 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0

5 1 0 2 0 0 1 0 6 6 3 0 0 0 0 0

Кафедра

САУ СПВ Э

1 0 0 21 12 12 2 17 17 74 34 0 0 35 42 59

2 29 8 8 4 0 2 15 15 8 17 15 1 1 2 8

3 6 0 11 21 11 12 19 19 22 24 0 0 31 83 89

4 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 3 0 1 1 2

5 0 0 1 1 4 0 0 0 3 0 0 0 3 3 2

Кафедра

ЭТЭО Итого

1 0 0 28 10 12 651

2 41 0 0 1 2 440

3 1 0 22 11 12 810

4 0 0 0 0 0 7

5 0 1 3 0 2 49

В заключение следует отметить, что система НИРС в вузе как едином учебно-научно-производственном комплексе является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса.

Список литературы

1. Бондарь О. Для скорости пули/ Тульский Молодой коммунар, №29(11957) от 30 апреля 2015г. - С.12.

2. Литвинов Д. НПО «Механик» заступил на смену [Электронный ресурс]//[сайт].[2008]. URL:http://

tsu.tula.ru /news/all/4987 (дата обращения: 19.05.2015)

3. Литвинов Д. С изобретательством по жизни [Электронный ресурс]//[сайт].[2008]. URL:http:// tsu. tula.ru /news /all/5171 (дата обращения: 25.05.2015)

4. Тархов Н.С. Социологические исследования студентов-первокурсников - составная часть внеучеб-ной работы в вузе //Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 11. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. - С.32-40.

5. Управление факультетом /под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2008. - 696 с.

АНАЛИЗ УСТАНОВОК ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ЗЕРНА

Тюрин Игорь Юрьевич

Канд. техн. наук, доцент кафедры технический сервис и технология конструкционных материалов, ФГБОУ ВПО

«СаратовскийГАУ», г. Саратов Хитрова Наталья Валерьевна

Канд. техн. наук, доцент кафедры механики и инженерной графики, ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», г. Саратов

Тимаков Дмитрий Владимирович

студент ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», г. Саратов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.