Научная статья на тему 'Организация спортивно-массовых мероприятий как направление культурно-воспитательной работы в вузе'

Организация спортивно-массовых мероприятий как направление культурно-воспитательной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочаров Сергей Михайлович, Леонова Лариса Афанасьевна, Тархов Николай Сергеевич, Тер-данилов Роман Арустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация спортивно-массовых мероприятий как направление культурно-воспитательной работы в вузе»

намичного) ведения устного опроса, без затягивания времени. Во-первых, не теряется динамичность вовлечённости в действие всех обучающихся группы; во-вторых, отсутствует эффект «размазанности» темы опроса (последующий опрашиваемый не успевает забыть, о чём говорил предыдущий); в-третьих, при таком ведении опроса «градус» эмоционального настроя и активности обучающихся существенно повышается.

Одним из действенных способов активизации мышления является подсказка преподавателя испытывающим трудности при ответе обучающимся. Её можно предлагать или на разных этапах ответа, обучающихся на поставленные вопросы, или на одном и том же этапе применять подсказки различного уровня - более или менее конкретные. Используют разные подсказки: сообщение очередного логического звена в общей цепи ответа, очередного правильного действия, дополнительных данных, проведение аналогии и т.п.

Активность обучающихся на групповых занятиях не должна подавляться активностью преподавателя. Преподаватель в этом случае должен уступать инициативу обучающемуся, внимательно выслушать его обращение по поводу возникших неясностей в изучаемой теме, задавая уточняющие, наводящие вопросы по теме, и исподволь подводя его к нужному ответу. Обучающая (воспитательная) задача будет успешно решена преподавателем, если, в конечном итоге, у обучающегося создастся впечатление (ощущение) того, что ответы на непонятные (интересующие) вопросы найдены им самим.

В русле гуманистической педагогики развивающего обучения находится приём снижения излишней критичности преподавателя при оценке результата, обучающегося. Применяется в случае неудачного выполнения задания обучающимся с тем, чтобы: приободрить его; успокоить излишне переживающего из-за своей неудачной попытки; разобрать причины, направившие на неверный путь выполнения задания; вселить надежду на будущий успех, опираясь на тот положительный потенциал, который есть у обучающегося; подсказать, над чем ещё

необходимо поработать, чтобы ликвидировать отставание (пробелы) в определённых областях учебной программы.

Когда преподаватель выдаёт задание для самостоятельной работы, то должно быть четкое и однозначное объяснение этого домашнего задания (задания для самостоятельной работы). Очень часто такое задание не выполняется только потому, что при выдаче оно не сопровождается подробным пояснением целей и задач, актуальности, а также возможных способов его выполнения. Студент, не усвоивший важности выполнения задания и не понявший замысла задания, считает самым простым выходом - не выполнять его. Предельно ясная формулировка задания и объяснение его практической значимости повышают мотивацию к его выполнению.

Таким образом, правильно подобранные преподавателем содержание и средства обучения, организационные формы работы, методы обучения и воспитания дают возможность формировать познавательный интерес обучающихся и управлять им. Однако владение преподавателем методами формирования мотивов учения, активизации УПД на различных видах УЗ существенно повышает эффективность образовательного процесса.

Информационные источники

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

2. Мотивация активности учебно-познавательной деятельности студентов. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.И. Студеникина. Т.2 - Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2013. - 280 с.: ил.

3. Студеникин С.И., Рублёв А.И., Лядова Л.А. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся (лекционные занятия - часть 1,2) / Статья / Научный журнал Евразийского Союза Учёных. - М.: №1, ч. 4, 2015.

4. Хоруженко К.М. Педагогика: Словарь афоризмов и изречений. - М.: «Социальный проект», 2009. -320 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Бочаров Сергей Михайлович

Канд. техн. наук, профессор кафедры технологии производства вооружения, зам. директора ИВТС

им. В. П. Грязева ТулГУ, г. Тула, Леонова Лариса Афанасьевна

Доцент кафедры физического воспитания и спорта, зам. директора ИВТС им. В.П. Грязева ТулГУ, г. Тула

Тархов Николай Сергеевич

Канд. техн. наук, доцент кафедры приборов и биотехнических систем, зам. директора ИВТС

им. В.П. Грязева ТулГУ, г. Тула Тер-Данилов Роман Арустамович Канд. техн. наук, доцент кафедры стрелково-пушечного вооружения, зам. директора ИВТС

им. В.П. Грязева ТулГУ, г. Тула

В последние десятилетия наблюдается тревожная тенденция, связанная со снижением уровня физической подготовки и продолжение падения нравственности молодёжи. Необходимым условием гармоничного развития личности является достаточная двигательная активность. Озабоченность руководства страны в оздоровлении нации поставило перед педагогическими коллективами учебных заведений проблему по изысканию путей и форм активизации работы в этом направлении.

Важное значение для становления российского студента играет здоровый образ жизни (ЗОЖ), который формируется во многом в системе физического воспитания в университете.

Физическое воспитание направлено на развитие у студентов физических и духовных сил, повышение творческой активности, укрепление выносливости и психологической устойчивости, способствует приобретению знаний о ЗОЖ, теории физической культуры и спорта. Че-

ловек становится активным участником спортивно-массовых мероприятий, которые формируют у него стремление быть здоровым [3].

Одним из главных направлений работы Совета по внеучебной воспитательной работе Института высокоточных систем (ИВТС) им. В.П. Грязева Тульского государственного университета (ТулГУ) считает пропаганду ЗОЖ, для чего старается как можно больше проводить спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий среди студентов института. Среди студентов и сотрудников проводятся следующие соревнования и мероприятия ставшие, уже традиционными: спартакиада университета среди студентов и профессорсо-преподава-тельского состава (III 1С), шахматные и шашечные турниры к Дню Защитника отечества, Дню Победы, Дню ракетных войск и артиллерии, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки памяти знаменитого конструктора-оружейника В.П. Грязева. Так же проводятся регулярные занятия с кандидатами сборных команд института по различным видам спорта, в которых задействованы более 200 человек. Регулярно проводятся тренировки секций стрельбы из пневматической винтовки, настольного тенниса, волейбола и баскетбола.

Студенты ИВТС успешно выступают в соревнованиях, проводимых спортивным клубом ТулГУ, Управлением по физической культуре, спорту и молодежной политики администрации города Тулы. Лучшие спортсмены выступают в составе сборных команд ТулГУ, города и области.

Работа со студентами в ИВТС с целью привлечения их к спортивной жизни института начинается на первом курсе, когда проводятся социологические исследования в форме анкетирования. Лидирующее положение среди увлечений и интересов принадлежит спорту, 50-60 процентов студентов-первокурсников до поступления в университет занимались в спортивных секциях и хотели бы продолжить занятия спортом в процессе обучения [2]. Формирование команд института по различным видам спорта требует большой предварительной работы как после поступления в институт потенциальных спортсменов, так и до их поступления в вуз. Эта работа заключается в поддержании контактов с различными спортивными секциями. В противном случае процесс формирования команд института будет сводится к случайному набору поступивших в институт спортсменов, однако итоговый результат требует равномерного набора на все одиннадцать видов спартакиады. При неудачном выступлении в одном - двух видах ставится под вопрос общекомандный успех института в спартакиаде. По ряду видов спорта (например, мини-футбол) ежегодно в институт поступают студенты в количестве большем, чем необходимо для выступлений. В этом случае проблемой становится отбор студентов в команду института. В случае с мини-футболом силами сотрудников дирекции ИВТС проводятся отборочные соревнования - тренировки по мини - футболу. Цель данного мероприятия - отобрать лучших футболистов - первокурсников для участия в турнире по мини -футболу среди первокурсников. В сентябре прошедшего года были проведены три тренировки на полях ТулГУ. На первой тренировке организаторы просмотрели всех студентов, желающих участвовать в соревнованиях. Вторую тренировку провел студент - старшекурсник. Третья тре-

нировка - товарищеская игра с командой «Луч». По итогам мероприятий из двадцати восьми студентов - первокурсников в состав команды были отобраны сильнейшие, на момент проведения турнира по мини - футболу среди первокурсников, игроки. Результат - третье место в турнире.

Формирование команд института сталкивается с одной большой проблемой - студенты могут участвовать в соревнованиях на протяжении 4 - 5 лет и, следовательно, должна быть достаточно быстрая смена состава команд, что само по себе может привести к потере спортивных традиций в случае ослабления внимания к тому или иному виду спорта. Решать эту проблему можно двумя путями: или на протяжении нескольких лет формировать команду из студентов разных курсов (пример - баскетбольная команда ИВТС) или ежегодно в основной состав команды института вводить первокурсников, даже если их уровень мастерства сильно уступает уровню старшекурсников, чтобы поднять уровень мастерства первокурсников и привить существующие в институте традиции (пример - футбольная команда ИВТС). Оба эти пути требуют от сотрудников института последовательной и долговременной работы с контингентом студентов.

В спортивно-массовой работе в институте бывают ситуации, когда по одному из видов спорта костяк команды составляют на протяжении нескольких лет студенты одного курса. Их высокий уровень мастерства не позволял проявить себя студентам младших курсов, даже тем, уровень игры которых соответствовал уровню спартакиады университета. Но приходит время выпуска их после окончания университета и основным составом команды становятся студенты младших курсов. Как правило, большинство из них психологически неспособны взять на себя ответственность из-за отсутствия опыта и уверенности в себе. Примером может служить ситуация, сложившаяся в прошлом году с волейбольной командой института. После первого места в спартакиаде университета и второго места на городской спартакиаде костяк команды ушёл в связи с окончанием университета и в конце года, практически новая команда на университетской спартакиаде из-за психологической неустойчивости не смогла показать результат. Не было того, что отличало команду предшественников последние пять лет - яркой индивидуальной и командной игры, хотя команда проявляла старание. От сотрудников института, курирующих воспитательную работу, потребовались значительные усилия по постановке игры и укреплению психологического состояния игроков. На каждой тренировке давалась установка играть, не оглядываясь на результаты предыдущих лет. Практически тот же состав в декабре прошлого года победил в соревнованиях по волейболу среди мужских команд высших и среднетехнических учебных заведений города Тулы. Дальнейшие соревнования покажут, насколько проблема с волейбольной командой решена. Таким образом состав команды должен быть представлен студентами разных курсов, чтобы смена игроков проходила безболезненно или с меньшими потерями.

По данным Ежегодников ТулГУ с момента создания ИВТС (август 2008г.) по результатам Спартакиад среди студентов ТулГУ Институт занял 2 первых места, 2 - вторых и 2 - третьих. Результаты 66-ой Спартакиады университета 2013/14 уч. года среди студентов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты 66-ой Спартакиады университета 2013/14 уч. Года среди студентов_

Название института (фак-та) В/б (м) В/б (ж) Б/б (м) Б/б (ж) Наст. теннис Мини-футбол Шахматы Плава-ние Л/а эстафета Л/а Спорт. ори-ент. Сумма очков Место

ИВТС 1 8 1 6 1 5 1 3 5 3 1 35 2

Киб. 7 9 7 8 7 9 9 8 3 6 8 81 9

ГС 2 1 5 1 3 3 3 2 2 2 2 26 1

ЕН+ММ 10 6 6 9 4 10 2 7 6 5 4 69 6

ПТИ 4 7 2 4 5 4 4 4 4 4 6 48 4

ЭиМ 3 2 8 5 6 6 5 6 10 7 9 67 5

Юр. 5 3 9 7 9 8 7 5 7 8 7 75 8

Гум. 9 4 10 3 8 2 8 9 9 9 3 74 7

Мед. 6 5 3 2 2 1 10 1 1 1 5 37 3

Колледж 8 10 4 10 10 7 6 10 8 10 10 93 10

где факультеты обозначены: Киб. - кибернетики, ГС - горно-строительный, ЕН - естественнонаучный, ММ - механико-математический, ЭиМ - экономики и менеджмента, Юр. - юридический, Гум. - гуманитарный, Мед. - медицинский.

Количество студентов института, принявших участие в соревнованиях университетской спартакиады в 2013 г. представлено на рис. 1

Э- 13 РЭ:5_

САУ: 3.

ПУ: I7

РБ: 21

Гд 25

_СПВ: 54

Рисунок 1. Участие кафедр в соревнованиях университетской спартакиады в 2013 г.

Представленная статистика позволяет сделать вывод о вкладе студентов различных кафедр ИВТС и выделить лидирующие кафедры. Первое место с большим отрывом заняла кафедра стрелково-пушечного вооружения

(СПВ) - 54 участника, следом расположились три кафедры: газовой динамики (ГД) - 25, ракетного вооружения (РВ) - 21 и приборов управления (ПУ) - 17.

Результаты осеннего семестра 67-ой Спартакиады университета 2014/15 уч. года среди студентов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты 67-ой Спартакиады университета 2014/15 уч. года среди студентов (осенний семестр)

Название института В/б (м) В/б (ж) Наст. теннис Мини-футбол Шахматы Л/а эстафета Сумма очков Место

ИВТС 6 7 1 3 1 3 21 2

ИПМиКН 2 9 2 9 4 8 34 6

ИГДиС 5 2 4 5 3 1 20 1

ЕИ 7 3 7 10 8 7 42 7

ПТИ 1 5 5 7 2 4 24 4

ИГиСН 8 4 8 6 10 6 42 8

ИПиУ 4 1 6 1 5 5 22 3

ИФКСиТ 3 6 3 4 7 2 25 5

МИ 10 8 9 8 6 10 51 9

Колледж 10 10 10 2 10 10 52 10

где ИПМиКН - Институт прикладной математики и компьютерных наук, ИГДиС - Институт горного дела и строительства, ЕИ - Естественнонаучный институт, ПТИ - Политехнический институт, ИГиСН - Институт гуманитарных и социальных наук, ИПиУ - Институт права и управления, ИФКСиТ - Институт физической культуры, спорта и туризма, МИ - Медицинский институт, Колледж - Технический колледж им. С.И. Мосина.

Команды ИВТС принимают участие и в соревнованиях городской спартакиады. Виды спорта, количество участников и занятые места по итогам 2013 и 2014 гг. представлены в табл. 3 и 4.

Таблица 3

Результаты городской Спартакиады в 2013 г. среди студентов_

№ п/п Вид соревнований Занятое место Количество участников соревнований по кафед] рам

РЭ РВ ПУ ЭТЭО СПВ ГД ПА ПБС САУ Э

1 Шахматы II 2 2 2 1 0 0 0 0 0 0

2 Лыжные гонки II 0 3 0 0 6 3 1 1 1 0

3 Волейбол (ж) III 0 4 3 0 3 0 0 0 2 0

4 Волейбол (м) III 1 1 3 0 3 3 0 1 0 2

5 Легкая атлетика III 0 0 1 0 4 5 0 1 0 1

6 Настольный теннис III 0 0 1 0 2 2 0 0 1 0

7 Мини-футбол III 0 0 1 0 11 0 0 0 0 0

Итого: 78 3 10 11 1 29 13 1 3 4 3

где РЭ - кафедра радиоэлектроники, ЭТЭО - кафедра электротехники и электрооборудования, ПАК - кафедра проектирования автоматизированных комплексов, ПБС - кафедра приборов и биотехнических систем, САУ - кафедра систем автоматического управления, Э - кафедра электроэнергетики.

В соревнованиях принимали участие команды Тульского филиала Российской академии народного хо-ТулГУ, Тульского государственного педагогического зяйства, Тульского филиала Российской правовой акаде-университета им. Л.Н. Толстого, Института законоведе- мии, Тульского филиала Международного юридического ния и управления Всероссийской полицейской ассоциа- института, Тульского филиала Российского экономиче-ции, Тульского института экономики и информатики, ского университета им. Г.В. Плеханова и Тульского института экономики и управления.

Таблица 4

№ п/п Вид соревнований Занятое место Количество участников соревнований по кафедр рам

РЭ РВ ПУ ЭТЭО СПВ ГД ПА К ПБС САУ Э

1 Волейбол (м) II 1 2 2 0 4 3 0 1 1 2

2 Легкая атлетика VI 0 3 2 0 2 2 0 0 1 0

3 Шахматы II 0 1 1 1 1 0 0 0 1 0

4 Баскетбол (м) VII 2 0 1 0 1 2 0 0 0 0

5 Мини-футбол III 0 1 3 0 10 2 0 0 0 0

6 Настольный теннис II 0 0 0 0 1 3 0 0 1 0

Итого: 58 3 7 9 1 19 12 0 1 4 2

Представленная статистика (табл. 3и 4) позволяет сделать вывод о вкладе студентов различных кафедр ИВТС и выделить лидеров. Первое место с большим отрывом заняла кафедра СПВ, следом расположились практически с одинаковыми результатами три кафедры: ГД, ПУ и РВ.

Традиционно команды института принимают участие в областных соревнованиях по стрельбе из пневматического оружия, посвященных памяти конструктора-оружейника В.П. Грязева. Для отбора и подготовки команд для участия в соревнованиях проводятся предварительные соревнования, по итогам которых формируются команды (в 2014г. институт представляли 4 команды). В предварительных соревнованиях в 2014г. приняли участие около 40 студентов. В этом году они проводились в пятый раз и стали уже весьма статусными и престижными. В них принимают участие команды, представляющие оборонные предприятия Тульской области и молодые студенческие сборные. Одна из команд ИВТС заняла 3 место, а студент

3 курса кафедры САУ Славгородский Д. занял 1 место в индивидуальном зачете [1].

В 2013-14 уч. году команды ИВТС принимали участие в областных соревнованиях по мини-футболу и шахматам. На первенство области по шахматам команда ИВТС заняла почетное 3 место, пропустив вперед только команды ТулГУ и ТГПУ.

Лидеры студенческого спорта института принимают участие в соревнованиях и Всероссийского уровня. Так, например, студенты кафедры ПБС выполнили нормативы: кандидата в мастера спорта (Булгатов А., русская лапта), мастера спорта (Суханова В., спортивное ориентирование и Расторгуев В., пауэрлифтинг).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватели института стараются личным примером привлекать студентов к занятиям спортом, принимая участие в Спартакиадах университета для ППС. По итогам 2014/15 уч. годе ИВТС занял 4 место в университете.

В заключение следует отметить, что при правильной, грамотной, последовательной работе можно добиться

не только достаточно высоких результатов в спортивно -массовой деятельности, но и организовать воспитательный процесс, направленный на развитие всесторонне развитой личности при подготовке высококвалифицированных специалистов. По результатам мониторинга выпускников ИВТС, работающих по избранным специальностям, многие из них продолжают активно участвовать в общественной жизни предприятий и организаций по внедрению ЗОЖ, организации досуговых форм занятий, массовых физкультурно-спортивных праздников, соревнований по видам спорта, туристических походов, походов выходного дня.

Список литературы

1. Литвинов Д. Стрелковый мемориал/ Тульский молодой коммунар от 3 октября 2014г., №73(11905). С.6.

2. Тархов Н.С. Социологические исследования студентов-первокурсников - составная часть внеучеб-ной работы в вузе //Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 11. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. С.32-40.

3. Управление факультетом /под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2008. 696 с.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ НАГРУЗОК

Татаров Вадим Борисович

Старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва

Для эффективного управления тренировочным процессом во многих видах спортивной деятельности, а также выполнения физических упражнений в оздоровительных целях, требуется знание критериев уровней энергообеспечения мышечной деятельности занимающихся. Принято, что при оценке аэробной работоспособности в качестве наиболее представительной меры отчета использовать показатель максимального потребления кислорода (МПК). Но известно, что уровень работоспособности, соответствующий МПК, осуществляется как за счет аэробных, так и анаэробных источников энергообеспечения, прежде всего, уровни вступления последних характеристик в деятельность [1,с.15]. Такими точками отсчета принято называть порог аэробной производительности (АэП), когда окислительные процессы мышечной работы осуществляются в основном за счет дыхательных окислительных возможностей организма, и порог анаэробного обмена (ПАНО), по достижению которого активно включаются процессы энергообеспечения, связанные с неполным окислением и возрастающим накоплением молочной кислоты. В лабораторных условиях принято эти критерии определять или по характеру изменения газообмена в процессе мышечной деятельности, или по уровню накопления молочной кислоты. Оба эти варианта требуют, как специального оборудования, так и специальной подготовки персонала. Однако, все перечисленные характеристики легко находить педагогическими методами без привлечения медицинских работников [2,с. 19].

Так, уровень МПК косвенно без использования сложных инструментариев можно определять: а) по «критической скорости» - как частное от деления разности двух субмаксимальных дистанций на их соответствующее различие в спортивных результатах; б) по Острадну-Рим-минг, т.е. субмаксимальной нагрузке и соответствующей ей ЧСС; в) по Куперу, т.е. результативности в беге за 12 минут; г) или по результативности в беге на 3000 м (предложено нами).

Для определения для уровня ПАНО косвенными способами предложено много однотипных вариантов исчисления, основанных, в основном, на изменении скорости нарастания пульса в ответ на ступенчато увеличивающуюся стандартную нагрузку [3, с. 34].

Однако, полученные таким способом границы вряд ли отражают истинные пороги (ПАНО) из-за своей более

высокой значимости и несоответствия истинному, лабора-торно определенной этой характеристики, ее значимость ставится под сомнение.

Определение же косвенным способом АэП в доступной нам литературе вообще не рассматривается. В тоже время, в проведенных нами раннее исследованиях установлено, что при невысоких долговременных нагрузках обычно наблюдается «плато пульса», которое характеризуется относительным постоянством ЧСС. Продолжительность плато может достигать 20-30 минут и более, что зависит от мощности работы и подготовленности занимающегося [4, с. 46]. Нагрузкам более интенсивным сопутствует постоянно нарастание ЧСС - «дрейф пульса». Крутизна подъема зависит от степени интенсивности нагрузки, от уровня тренированности спортсмена, от его индивидуальной восприимчивости к данным упражнениям.

Установлено, что «дрейф пульса», переход на более высокий режим сокращения сердечной мышцы у не занимающихся спортом детей начинаются уже после 5-6 минут даже сравнительно легкой работы. У лиц, имеющих высокую тренированность выносливости на «дрейф пульса», существенную роль оказывает величина нагрузки. Так, при нагрузках ниже уровня АэП, время наступления этого явления значительно отодвигается - до 25-30 минут и, наоборот, при анаэробных нагрузках (после перехода анаэробного порога - ПАНО) - отмечается более выраженный процесс непостоянства ЧСС, с приближением же нагрузок к максимальным - плато в ритме сокращений сердца не наблюдается.

Это позволяет определить индивидуальные границы начала пороговых значений (АэП и ПАНО) мощности энергообеспечения работы педагогическими средствами - регистрацией ЧСС при серии стандартных повышающихся нагрузок и отслеживания эффекта «дрейфа пульса» [5, с.78]. Так, отсутствие «дрейфа пульса» до 1015 и более (до25) минут характерно для нагрузок чисто аэробного плана (до уровня АэП), укороченный «дрейф» (5-10 минут) - нагрузки уровня ПАНО, постоянное повышение пульса - уровень выше границ ПАНО.

Для стандартизации длительной равномерной нагрузки мы применили кардиолидирование - выполнение заданных упражнений на определенном ЧСС компью-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.