Научная статья на тему 'Методика определения энергетических критериев педагогическими средствами и использование полученных данных для классифика- ции нагрузок'

Методика определения энергетических критериев педагогическими средствами и использование полученных данных для классифика- ции нагрузок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика определения энергетических критериев педагогическими средствами и использование полученных данных для классифика- ции нагрузок»

не только достаточно высоких результатов в спортивно-массовой деятельности, но и организовать воспитательный процесс, направленный на развитие всесторонне развитой личности при подготовке высококвалифицированных специалистов. По результатам мониторинга выпускников ИВТС, работающих по избранным специальностям, многие из них продолжают активно участвовать в общественной жизни предприятий и организаций по внедрению ЗОЖ, организации досуговых форм занятий, массовых физкультурно-спортивных праздников, соревнований по видам спорта, туристических походов, походов выходного дня.

Список литературы

1. Литвинов Д. Стрелковый мемориал/ Тульский молодой коммунар от 3 октября 2014г., №73(11905). С.6.

2. Тархов Н.С. Социологические исследования студентов-первокурсников - составная часть внеучеб-ной работы в вузе //Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 11. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. С.32-40.

3. Управление факультетом /под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2008. 696 с.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ НАГРУЗОК

Татаров Вадим Борисович

Старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва

Для эффективного управления тренировочным процессом во многих видах спортивной деятельности, а также выполнения физических упражнений в оздоровительных целях, требуется знание критериев уровней энергообеспечения мышечной деятельности занимающихся. Принято, что при оценке аэробной работоспособности в качестве наиболее представительной меры отчета использовать показатель максимального потребления кислорода (МПК). Но известно, что уровень работоспособности, соответствующий МПК, осуществляется как за счет аэробных, так и анаэробных источников энергообеспечения, прежде всего, уровни вступления последних характеристик в деятельность [1,с.15]. Такими точками отсчета принято называть порог аэробной производительности (АэП), когда окислительные процессы мышечной работы осуществляются в основном за счет дыхательных окислительных возможностей организма, и порог анаэробного обмена (ПАНО), по достижению которого активно включаются процессы энергообеспечения, связанные с неполным окислением и возрастающим накоплением молочной кислоты. В лабораторных условиях принято эти критерии определять или по характеру изменения газообмена в процессе мышечной деятельности, или по уровню накопления молочной кислоты. Оба эти варианта требуют, как специального оборудования, так и специальной подготовки персонала. Однако, все перечисленные характеристики легко находить педагогическими методами без привлечения медицинских работников [2,с. 19].

Так, уровень МПК косвенно без использования сложных инструментариев можно определять: а) по «критической скорости» - как частное от деления разности двух субмаксимальных дистанций на их соответствующее различие в спортивных результатах; б) по Острадну-Рим-минг, т.е. субмаксимальной нагрузке и соответствующей ей ЧСС; в) по Куперу, т.е. результативности в беге за 12 минут; г) или по результативности в беге на 3000 м (предложено нами).

Для определения для уровня ПАНО косвенными способами предложено много однотипных вариантов исчисления, основанных, в основном, на изменении скорости нарастания пульса в ответ на ступенчато увеличивающуюся стандартную нагрузку [3, с. 34].

Однако, полученные таким способом границы вряд ли отражают истинные пороги (ПАНО) из-за своей более

высокой значимости и несоответствия истинному, лабора-торно определенной этой характеристики, ее значимость ставится под сомнение.

Определение же косвенным способом АэП в доступной нам литературе вообще не рассматривается. В тоже время, в проведенных нами раннее исследованиях установлено, что при невысоких долговременных нагрузках обычно наблюдается «плато пульса», которое характеризуется относительным постоянством ЧСС. Продолжительность плато может достигать 20-30 минут и более, что зависит от мощности работы и подготовленности занимающегося [4, с. 46]. Нагрузкам более интенсивным сопутствует постоянно нарастание ЧСС - «дрейф пульса». Крутизна подъема зависит от степени интенсивности нагрузки, от уровня тренированности спортсмена, от его индивидуальной восприимчивости к данным упражнениям.

Установлено, что «дрейф пульса», переход на более высокий режим сокращения сердечной мышцы у не занимающихся спортом детей начинаются уже после 5-6 минут даже сравнительно легкой работы. У лиц, имеющих высокую тренированность выносливости на «дрейф пульса», существенную роль оказывает величина нагрузки. Так, при нагрузках ниже уровня АэП, время наступления этого явления значительно отодвигается - до 25-30 минут и, наоборот, при анаэробных нагрузках (после перехода анаэробного порога - ПАНО) - отмечается более выраженный процесс непостоянства ЧСС, с приближением же нагрузок к максимальным - плато в ритме сокращений сердца не наблюдается.

Это позволяет определить индивидуальные границы начала пороговых значений (АэП и ПАНО) мощности энергообеспечения работы педагогическими средствами - регистрацией ЧСС при серии стандартных повышающихся нагрузок и отслеживания эффекта «дрейфа пульса» [5, с.78]. Так, отсутствие «дрейфа пульса» до 1015 и более (до25) минут характерно для нагрузок чисто аэробного плана (до уровня АэП), укороченный «дрейф» (5-10 минут) - нагрузки уровня ПАНО, постоянное повышение пульса - уровень выше границ ПАНО.

Для стандартизации длительной равномерной нагрузки мы применили кардиолидирование - выполнение заданных упражнений на определенном ЧСС компью-

терным измерителем сердечного ритма финского производства - часы «Polar Xtrainer» (прибор вполне доступен для широкого применения, как по своей стоимости, так и по предложениям к приобретению; он обеспечивает контроль за изменением ЧСС на установленном уровне с отклонениями не выше 5 ударов в минуту), задавая «работу» по следующим параметрам сердечного ритма: 1-я нагрузка - 125 ударов минуту, 2-я нагрузка - 130 ударов в минуту, 3-я нагрузка - 135 ударов в минуту. Если ступень нагрузки на заданной ЧСС выполняется без потери интенсивности 15 и более минут - зона данной работы ниже АэП, если работа выполняется без упадка скорости 10-15 минут - эта зона соответствует АэП. Если «плато ЧСС» сохраняется от 5 до 10 минут - это уровень ПАНО [6, с. 53].

Определение пороговых значений скорости производились по следующей схеме: после стандартной, «разогревающей» разминки (12-15 минут) и отдыха в течение 5-7 минут испытуемому предлагался бег по стадиону таким образом, чтобы к 3 -5 минутам наступило устойчивое прослушивание «правильного» значения пульса на найденной скорости бега. С этого времени (с 5-7 минут) определяется время пробегания каждого 200 м отрезка дистанции (1/2 стадиона, круг на школьной площадке) [7, с. 28]. Упражнение выполняется до тех пор, пока снижение времени на отрезке (200 м) не превысит 5 сек. Это и будет временная характеристика зоны удержания заданной скорости на «плато ЧСС».

Такой подход к определению порогов энергообеспечения позволил выделить уровни их значимости в зависимости от ЧСС и возраста занимающихся. Установлено, что с возрастом все три основных критерия энергообеспечения - МПК, ПАНО и АэП достигаются при меньших значениях ЧСС. Так, если МПК у 15-летних спортсменов достигается при значениях ЧСС в среднем 202 удара в минуту, то у 50-летних - 168 ударов в минуту. Аналогичное наблюдается и с ПАНО и АэП.

Многолетнее рассмотрение характеров взаиморасположения указанных критериев позволило выделить четыре зона упражнений разной интенсивности. 1 -я зона -зона упражнений высокой интенсивности. Сюда входят соревновательные упражнения и упражнения, используемые в тренировочном процессе при подготовке к соревнованиям, в основном повторным и интервальным методам. Выполнение таких упражнений у нетренированных лиц по времени обычно не превышает 2-3 минуты, высоко-

тренированные спортсмены могут удерживать нагрузки этой зоны до 5-12 минут. 2-я зона - зона не предельной интенсивности - упражнения, выполняемые не на пределе возможностей: это и тренировочные нагрузки к соревновательным упражнениям, и напряженные игровые действия, сюда относятся и упражнения аэробики, фитнеса -их объединяет то, что они выполняются по мощности ниже МПК, но выше ПАНО; 3-я зона - зона средней интенсивности - от уровня ПАНО до уровня АэП - это как тренировочные длительные нагрузки, так и оздоровительный бег, связанный с регуляцией веса тела занимающихся, именно упражнения этой зоны обеспечивают наибольшее сжигание жира во время окисления; 4-я зона - зона упражнений низкой интенсивности - ниже уровня АэП; она условно разделяется на две группы: первая «А» - выполнение длительных малоинтенсивных упражнений спортивного плана (преодоление сверх марафонских дистанций, многочасовой матч теннисиста, бег для решения оздоровительно-восстановительных задач и пр.), и вторая - «Б» - двигательные действия на производстве или при выполнении бытовых и домашних дел, т.е. таких двигательных действий, которые выполняются длительное время с одинаковой, но малой интенсивностью.

Литература

1. Гуминский А.А. возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма и их совершенствование в процессе занятий спортом. Дисс...док. М. 1973;

2. Прокудин Б.Ф., Голощапов Б.Р., Борисова Л.М. и др. классификация упражнений на выносливость для школьников //Педагогические и физиолого-ги-гиенические основы совершенствования физического воспитания учащихся. - М., 1983;

3. Зайцева В.В. Пороговая скорость передвижения в циклических видах спорта: обзорная информация. - М.: ФиС, 1986;

4. Прокудин Б.Ф., Прокудин К.Б., Голощапов Б.Р. особенности реакции кардиореспираторной системы юных спортсменов на нагрузки на выносливость// Материалы XV конференции «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». - Коломна, 2005;

5. Conconi F., et al. La soglia anaerobic nello sci di fondo// Scuola Dello Sport - 1983; 6. Geiger L. Ausdauertraining. - Munchen. 2001.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЦП

Татарова Светлана Юрьевна

к.п.н., доцент. Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва

За последние 40 лет во всем мире увеличилось число инвалидов детства с диагнозом детский церебральный паралич (далее - ДЦП) и составляет 1,88 случая на 1 тыс. детей. Тяжесть инвалидизации у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они могут обслуживать себя, передвигаться, трудно обучаемы. Возможность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизации.

Заболевание детей с ДЦП считалось на протяжении многих лет неперспективным. Отсутствие эффективных

методов лечения и реабилитации, квалифицированных специалистов в области адаптивной физической культуры, специализированных учреждений способствовало тому, что такие дети направлялись только в учреждения социального обеспечения.

Однако за последнее 15 лет доказано, что только комплексная реабилитация может значительно улучшить общее состояние ребенка с последствиями ДЦП. И значительная роль здесь принадлежит занятиям плаванием [1, с. 13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.