Научная статья на тему 'Оздоровительное плавание, как средство лечения и реабилитации детей с заболеванием ДЦП'

Оздоровительное плавание, как средство лечения и реабилитации детей с заболеванием ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
519
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Татарова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оздоровительное плавание, как средство лечения и реабилитации детей с заболеванием ДЦП»

терным измерителем сердечного ритма финского производства - часы «Polar Xtrainer» (прибор вполне доступен для широкого применения, как по своей стоимости, так и по предложениям к приобретению; он обеспечивает контроль за изменением ЧСС на установленном уровне с отклонениями не выше 5 ударов в минуту), задавая «работу» по следующим параметрам сердечного ритма: 1-я нагрузка - 125 ударов минуту, 2-я нагрузка - 130 ударов в минуту, 3-я нагрузка - 135 ударов в минуту. Если ступень нагрузки на заданной ЧСС выполняется без потери интенсивности 15 и более минут - зона данной работы ниже АэП, если работа выполняется без упадка скорости 10-15 минут - эта зона соответствует АэП. Если «плато ЧСС» сохраняется от 5 до 10 минут - это уровень ПАНО [6, с. 53].

Определение пороговых значений скорости производились по следующей схеме: после стандартной, «разогревающей» разминки (12-15 минут) и отдыха в течение 5-7 минут испытуемому предлагался бег по стадиону таким образом, чтобы к 3 -5 минутам наступило устойчивое прослушивание «правильного» значения пульса на найденной скорости бега. С этого времени (с 5-7 минут) определяется время пробегания каждого 200 м отрезка дистанции (1/2 стадиона, круг на школьной площадке) [7, с. 28]. Упражнение выполняется до тех пор, пока снижение времени на отрезке (200 м) не превысит 5 сек. Это и будет временная характеристика зоны удержания заданной скорости на «плато ЧСС».

Такой подход к определению порогов энергообеспечения позволил выделить уровни их значимости в зависимости от ЧСС и возраста занимающихся. Установлено, что с возрастом все три основных критерия энергообеспечения - МПК, ПАНО и АэП достигаются при меньших значениях ЧСС. Так, если МПК у 15-летних спортсменов достигается при значениях ЧСС в среднем 202 удара в минуту, то у 50-летних - 168 ударов в минуту. Аналогичное наблюдается и с ПАНО и АэП.

Многолетнее рассмотрение характеров взаиморасположения указанных критериев позволило выделить четыре зона упражнений разной интенсивности. 1 -я зона -зона упражнений высокой интенсивности. Сюда входят соревновательные упражнения и упражнения, используемые в тренировочном процессе при подготовке к соревнованиям, в основном повторным и интервальным методам. Выполнение таких упражнений у нетренированных лиц по времени обычно не превышает 2-3 минуты, высоко-

тренированные спортсмены могут удерживать нагрузки этой зоны до 5-12 минут. 2-я зона - зона не предельной интенсивности - упражнения, выполняемые не на пределе возможностей: это и тренировочные нагрузки к соревновательным упражнениям, и напряженные игровые действия, сюда относятся и упражнения аэробики, фитнеса -их объединяет то, что они выполняются по мощности ниже МПК, но выше ПАНО; 3-я зона - зона средней интенсивности - от уровня ПАНО до уровня АэП - это как тренировочные длительные нагрузки, так и оздоровительный бег, связанный с регуляцией веса тела занимающихся, именно упражнения этой зоны обеспечивают наибольшее сжигание жира во время окисления; 4-я зона - зона упражнений низкой интенсивности - ниже уровня АэП; она условно разделяется на две группы: первая «А» - выполнение длительных малоинтенсивных упражнений спортивного плана (преодоление сверх марафонских дистанций, многочасовой матч теннисиста, бег для решения оздоровительно-восстановительных задач и пр.), и вторая - «Б» - двигательные действия на производстве или при выполнении бытовых и домашних дел, т.е. таких двигательных действий, которые выполняются длительное время с одинаковой, но малой интенсивностью.

Литература

1. Гуминский А.А. возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма и их совершенствование в процессе занятий спортом. Дисс...док. М. 1973;

2. Прокудин Б.Ф., Голощапов Б.Р., Борисова Л.М. и др. классификация упражнений на выносливость для школьников //Педагогические и физиолого-ги-гиенические основы совершенствования физического воспитания учащихся. - М., 1983;

3. Зайцева В.В. Пороговая скорость передвижения в циклических видах спорта: обзорная информация. - М.: ФиС, 1986;

4. Прокудин Б.Ф., Прокудин К.Б., Голощапов Б.Р. особенности реакции кардиореспираторной системы юных спортсменов на нагрузки на выносливость// Материалы XV конференции «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». - Коломна, 2005;

5. Conconi F., et al. La soglia anaerobic nello sci di fondo// Scuola Dello Sport - 1983; 6. Geiger L. Ausdauertraining. - Munchen. 2001.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЦП

Татарова Светлана Юрьевна

к.п.н., доцент. Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва

За последние 40 лет во всем мире увеличилось число инвалидов детства с диагнозом детский церебральный паралич (далее - ДЦП) и составляет 1,88 случая на 1 тыс. детей. Тяжесть инвалидизации у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они могут обслуживать себя, передвигаться, трудно обучаемы. Возможность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизации.

Заболевание детей с ДЦП считалось на протяжении многих лет неперспективным. Отсутствие эффективных

методов лечения и реабилитации, квалифицированных специалистов в области адаптивной физической культуры, специализированных учреждений способствовало тому, что такие дети направлялись только в учреждения социального обеспечения.

Однако за последнее 15 лет доказано, что только комплексная реабилитация может значительно улучшить общее состояние ребенка с последствиями ДЦП. И значительная роль здесь принадлежит занятиям плаванием [1, с. 13].

Вода - колыбель жизни на планете. Нет другого такого вещества, чье значение для человека было бы так велико и находило бы столь разнообразно применение в его повседневной жизни. Постоянное умелое и комплексное общение с водой имеет важное значение для гармоничного развития детей и подростков. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи [2,с.42]. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций - радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности.

В настоящее время в области теории и методики адаптивной физической культуры, оздоровительного плавания, адаптивного плавания, гидрореабилитации, лечебной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям детей с ДЦП и совершенствование имеющихся. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии с возрастным периодом развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет и индивидуальный подход в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича, проявляющейся в двигательных действиях, в т.ч. в водной среде, несущей потенциальную опасность для жизни и здоровья [3, с. 56]. Данные обстоятельства определили цель нашего исследования.

Целью настоящей работы являлось исследование эффективности занятий по плаванию коррекционно-оздо-ровительной направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить литературу по проблеме детей с ДЦП специфике их физического развития, особенностей двигательных нарушений; ознакомиться с публикациями, рассматривающими двигательные действия детей с ДЦП в водной среде;

2) выявить диагностический инструментарий для определения уровня развития физических способностей детей с ДЦП;

3) разработать содержания занятий по плаванию кор-рекционно-оздоровительной, проводимых с детьми данной нозологической группы во внеучебное время;

4) провести сравнительный анализ исходного и конечного уровня развития физических способностей детей с последствиями ДЦП.

В соответствии с поставленной целью и для решения задач исследования нами были применены следующие методы: анализ литературных источников; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Исследование проводилось в III этапа. На I этапе (сентябрь-октябрь 2013 г.) проводился поиск литературы по проблеме исследования, была определена база исследования, которой стал Дворец спорта г. Пушкино, конкретизирована цель исследования, определены и подобраны тесты, выявляющие уровень развития физических способностей детей с последствиями ДЦП. Весь комплекс тестовых упражнений впервые выполнялся в октябре 2013 г. в два дня в следующей очередности:

1. день - «Равновесие на правой (левой) ноге», «Поднимание туловища из положения, лежа на спине».

2. день - тесты «Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с», «Прыжки на двух ногах».

На II этапе (вторая половина октября 2013 г. - первая половина апреля 2014 г.). На протяжении шести месяцев нами проводились коррекционно-оздоровительная работа с детьми данной нозологической группы, которая включала два дополнительных занятия в неделю по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности во внеучебное время с использованием подготовительных, подводящих, имитационных упражнений и подвижных игр на суше и в воде. В середине апреля 2014 г. было проведено второе тестирование, выявляющее динамику развития физических качеств детей с ДЦП. Очередность выполнения тестовых упражнений осуществлялась, как и в первом случае.

На III этапе исследования (май 2014 г.) результаты были обработаны методами математической статистики и проанализированы. Также были сформулированы выводы.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы исследовали уровень развития физических качеств детей с ДЦП, занимающихся адаптивным плаванием во Дворце спорта г. Пушкино.

Коррекция и развитие физических качеств детей с ДЦП является первостепенной задачей, т.к. лимитирующим фактором при данном заболевании, как при многих других видах, является недостаточная двигательная активность (или ее отсутствие). Малоподвижность как вынужденная форма поведения инвалида приводит к гиподинамии и гипокинезии. Формирование потребности в двигательной активности является одной из актуальных проблем адаптивной физической культуры, т.к. способность к мобильности создает условия для коммуникативной, профессиональной, культурной деятельности, что облегчает социализацию и интеграцию инвалида в обществе. Занятия по плаванию коррекционно-оздоровитель-ной направленности в данном случае являются незаменимым средством в решении данной проблемы [4,с. 68].

В качестве диагностического инструментария, определяющего уровень развития физических качеств детей с ДЦП, мы выбрали следующие тесты (контрольные упражнения): равновесие на правой (левой) ноге, поднимание туловища из положения, лежа на спине, разгибание туловища из положения, лежа на спине, разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с, прыжки на двух ногах.

Тестирование следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Контрольным упражнениям не должна предшествовать большая физическая нагрузка, т.к. в этом случае можно управлять движениями, требующие точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний. Перед выполнением упражнения следует показать его технику и предложить занимающимся ее опробовать. Контрольное испытание следует проводить в соревновательной обстановке.

В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, применять в измененной, вариативной форме. Сами тесты не рекомендуется использовать как специальные упражнения или как средство тренировок. В противном случае может возникнуть опасность, что контрольные испытания превратятся в двигательный навык [5, с. 26].

В табл. 1 предоставлены результаты тестирования исходного уровня развития физических способностей детей с ДЦП принявших участие в эксперименте.

Результаты тестирования исходного уровня развития физических качеств детей с ДЦП.

Таблица 1

Тестовое упражнение Результаты (М±т)

Равновесие на правой ноге (с) 11.5 ± 1,9

Равновесие на левой ноге (с) 11,3 ± 1,7

Поднимание туловища из положения, лежа на спине (количество раз) 7,7 ± 0,9

Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с (количество раз) 10,3 ± 0,8

Прыжки на двух ногах (количество раз) 13,7 ± 1,5

Формирующий этап нашего педагогического эксперимента представляет собой дополнительные занятия по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП. Занятия проводились с середины октября 2013 г. по апрель 2014 г. в плавательном бассейне Дворца спорта г. Пушкино во внеурочное время два раза в неделю. Эти занятия включали подготовительные упражнения, плавание способом на боку (подводящие и имитационные упражнения на суше и в воде), подвижные игры. Продолжительность - 45 мин.

В педагогическом эксперименте приняли участие 6 детей с гемипаретической формой ДЦП. При этой форме заболевания поражаются руки и ноги, с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, а левостороннем - правого) [4,с. 72].

Плавание является эффективным средством физического развития и закаливания. Во время плавания активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме того, плавание корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, способствует расслаблению мышц [6, с. 86].

Результаты тестирования конечного уровня

Подбор упражнений по плаванию в бассейне должен быть индивидуальным.

Занятия по плаванию с детьми, имеющими последствия ДЦП проводились нами на протяжении 6 месяцев. Результаты проверки эффективности данных занятий приведены далее.

Обоснование эффективности разработанных нами коррекционно-оздоровительных занятий по плаванию предлагает на только описание опытно-экспериментальной работы на констатирующем и формирующем этапах, но и сравнительный анализ полученных результатов, их педагогическую интерпретацию.

Для проверки эффективности коррекционно-оздо-ровительных занятий, направленных на коррекцию и развитие физических качеств детей с ДЦП, разработанных нами на основе представленных выше теоретических положений, необходимо было исследовать уровень развития физических способностей после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента.

Результаты исследования конечного уровня развития физических способностей детей с ДЦП, занимающихся плавательном бассейне Дворца спорта г. Пушкино, приведены в таблице № 2.

Таблица № 2

Тестовое упражнение Результаты (М±т)

Равновесие на правой ноге (с) 15.5 ± 1,3

Равновесие на левой ноге (с) 14,8 ± 1,9

Поднимание туловища из положения, лежа на спине (количество раз) 12,2 ± 0,9

Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с (количество раз) 10,3 ± 0,8

Прыжки на двух ногах (количество раз) 17,9 ± 1,5

Затем нами был проведен сравнительный анализ показателей развития физических способностей детей с ДЦП до и после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 3).

Таблица № 3

Затем нами был проведен сравнительный анализ показателей развития физических способностей детей с ДЦП до и после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 3).

Таблица № 3

Сравнительный анализ показателей развития ( шзических способностей детей с ДЦП.

Тестовое упражнение Исходный уровень (М±т) Конечный уровень (М±т) Разница %

Равновесие на правой ноге (с) 11.5 ± 1,9 15,3 ± 1,3 +33,0

Равновесие на левой ноге (с) 11,3 ± 1,7 14,8 ± 1,9 +30,9

Поднимание туловища из положения, лежа на спине (количество раз) 7,7 ± 0,9 12,2 ± 0,9 +20,8

Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с (количество раз) 10,3 ± 0,8 10,3 ± 0,8 +21,3

Прыжки на двух ногах (количество раз) 13,7 ± 1,5 17,9 ± 1,5 +30,6

В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1) Анализ литературных источников, посвященных проблеме детей с ДЦП, специфике их физического развития и особенностям двигательных нарушений, показал следующее. Двигательные нарушения

наблюдаются у всех детей с ДЦП, которые проявляются в виде порезов, параличей, насильственных движений. Изучении проявлений двигательных действий ребенка с тяжелыми поражениями и последствиями в условиях действия гравитации и на воде, а также специальных упражнений в воде для

преодоления последствий позволяет сделать вывод, что плавание является не только эффективным средством физического развития и закаливания. Во время плавания активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка [7, с. 23]. Кроме того, оно корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижает спастичность, способствует расслаблению мышц. Подбор упражнений по плаванию в бассейне должен быть индивидуальным;

2) в качестве диагностирующего инструментария в нашем исследовании мы использовали следующие тесты: «Равновесие на правой (левой) ноге», «Поднимание туловища из положения, лежа на спине», «Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с», «Прыжки на двух ногах»;

3) на основании теоретического анализа литературных источников и результатов, полученных в ходе тестирования, мы разработали занятия по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности, проводимые с детьми данной нозологии, во внеу-чебное время. Ими явились 40-45-минутные рекреативные занятия в плавательном бассейне, которые включали подготовительные, подводящие и имитационные упражнения плавания на боку, и подвижные игры;

4) сравнительный анализ результатов тестирования уровня развития физических способностей детей с ДЦП показал, что относительно исходных показателей в конечном результате наблюдается четкая тенденция к положительной динамике во всех проведенных тестах.

Таким образом, результаты, полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально подтверждают эффективность использования занятий плаванием в адаптивной физической рекреации детей с ДЦП.

В частности, процент прироста показателей в тесте «Равновесие на провой ноге» составил 33,0%; в тестовом упражнении «Равновесие на левой ноге» вновь наблюдается улучшение результатов на 30,9%; в тестовом упражнении «Поднимания туловища из положения, лежа на спине» в процентном соотношении результат улучшился на 20,8 % в тесте «Разгибания туловища в положении на бедрах на скамейке за 30 с» также наблюдается заметное улучшение результатов, что составляет 21,3% от исходного результата; в последнем тестовом упражнении «Прыжки на двух ногах» положительная динамика показателей составляет 30,6%.

Список литературы

1. Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. М., 2004.

2. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Ростов н/Д, 2001.

3. Оздоровительное лечебное и адаптивное плавание / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 2005.

4. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М., 2000.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М., 1999.

6. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физической культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М., 1991.

7. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., 1994.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Великая Татьяна Сергеевна

Канд. психол. наук, доцент кафедры Российской, цивилизации и методики преподавания истории, г. Саратов

В современном обществе в различных отраслях профессиональной деятельности креативность выступает как один из ведущих факторов успешности человека. Креативность становится тем качеством, которое обеспечивает возможность адаптироваться личности к быстро меняющимся условиям жизни и является залогом успеха человека в профессиональной деятельности.

Креативность (от лат. creatio - созидание) - понятие, введенное Э. Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова; способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач.

Фундаментальными исследованиями по проблемам творчества, творческого процесса и способностей занимались как отечественные ученые (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Я.А. Пономарёв, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, B.C. Юркевич, Д.Б. Богоявленская, М.А. Холодная и др.), так и зарубежные (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Н. Роджерс и др.).

Так, Дж. Гилфорд определяет креативность как универсальную способность, которая содействует успешному творческому мышлению [7, с. 314], а Э. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию проблем, связанных с недостаточностью знаний [8, с. 43]. В российской психологии креативность рассматривается как общая способность к творчеству, особое качество человека, которое предопределяет способность проявлять социально значимую творческую активность [2, с. 83].

Сегодня развитие креативности - важный фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогических специальностей.

В настоящее время педагог становится главным инструментом, формирующим творчески развитую лично -сть, он является, по сути, творцом самого себя и своих учеников. Поэтому в личности учителя должны присутство-ствовать такие качества как масштабное мышление, творческий подход к собственной профессиональной ности, саморазвитию, способность выйти за пределы изучаемого, психологическая гибкость, эрудиция,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.