Научная статья на тему 'Содержание профессиональной физической культуры студентов специальной медицинской группы'

Содержание профессиональной физической культуры студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / SPECIAL MEDICAL GROUP / PROFESSIONAL PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмыхова Алевтина Юрьевна, Ерохина Ольга Анатольевна, Буров Алексей Эдуардович

Педагогической опыт работы в профессиональном становлении студенческой молодежи свидетельствует, что одним из наиболее эффективных средств нормализации деятельности различных систем организма является физическая культура. Однако большое количество студентов имеют различные отклонения в состоянии здоровья, что затрудняет процесс профессионализации личности. В связи с этим в качестве одной из главных методических задач физического воспитания выдвигается проблема профессионального становления студентов, относящихся к специальной медицинской группе, что подразумевает формирование и развитие активности знаний, умений, способностей, готовность применить их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жмыхова Алевтина Юрьевна, Ерохина Ольга Анатольевна, Буров Алексей Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional content of physical education students of the medical group

Teaching experience in the professional development of student's youth shows that one of the most effective means to normalize between different systems of the body is the physical culture. The specificity of the shaping the future of professional students special medical groups associated with physical training, taking account of their illness. So in a strategic and methodological challenge is the problem of the professional development of students, SMG, which implies the formation and development of activity of the knowledge, skills, abilities, readiness to apply them in practice.

Текст научной работы на тему «Содержание профессиональной физической культуры студентов специальной медицинской группы»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

А.Ю. ЖМЫХОВА, О.А. ЕРОХИНА, А.Э. БУРОВ, Астраханский государственный технический университет

Аннотация

Педагогической опыт работы в профессиональном становлении студенческой молодежи свидетельствует, что одним из наиболее эффективных средств нормализации деятельности различных систем организма является физическая культура. Однако большое количество студентов имеют различные отклонения в состоянии здоровья, что затрудняет процесс профессионализации личности. В связи с этим в качестве одной из главных методических задач физического воспитания выдвигается проблема профессионального становления студентов, относящихся к специальной медицинской группе, что подразумевает формирование и развитие активности знаний, умений, способностей, готовность применить

их на практике.

Abstract

Teaching experience in the professional development of student's youth shows that one of the most effective means to normalize between different systems of the body is the physical culture. The specificity of the shaping the future of professional students special medical groups associated with physical training, taking account of their illness. So in a strategic and methodological challenge is the problem of the professional development of students, SMG, which implies the formation and development of activity of the knowledge, skills, abilities, readiness to apply them in practice.

Ключевые слова: специально-медицинская группа, профессиональная физическая культура, профессионально важные качества.

Key words: special medical group, professional physical culture, professionally important qualities.

Состояние физического здоровья и необходимость формирования профессиональных компетентностей студентов, занимающихся в специально-медицинских группах, выдвигает проблему создания эффективной методологии оздоровления и практической подготовки этих студентов к будущей профессиональной деятельности.

Если рассматривать студента как личность, то возраст 17-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплектом ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых. Свыше половины учащихся имеют хронические заболевания, а среди «практически здоровых учащихся» - две трети обнаруживают морфофункциональные расстройства, относящиеся к категории предболезненных состояний. Высокая учебная нагрузка, завышенные ожидания и требования успехов со стороны взрослых не способствуют укреплению здоровья учащихся [1]. При этом основное направление борьбы за физическое здоровье и развитие профессионально значимых качеств студентов, относящихся к специально-медицинской группе, медикоментоз-ное. Правильный подбор физкультурных упражнений, направленных на развитие профессиональных качеств, позволяет добиться максимального развития занимающегося СМГ в гармонично развитую личность. В результате сопряженной функциональной перестройки всех систем

организма при занятиях профессиональной физической культурой наступают не только количественные, но и положительные качественные изменения.

Эффективность применения средств и методов профессиональной физической культуры среди студентов СМГ Астраханского государственного технического университета проводилось на кафедре физического воспитания в течение 2009/2010 учебного года. В исследованиях принимали участие студенты Г-ГУ курсов. Количество студентов, занимающихся физической культурой в специально-медицинских группах на учебных занятиях, составляло: 51 студент в возрасте 17-20 лет (юноши - 24 чел., девушки - 27 чел.), отнесенные по состоянию здоровья к СМГ [3].

В качестве примера нами приводятся данные по факультету морских технологий, который является профильным по ведомственной принадлежности вуза.

На основании составленной обобщенной профес-сиограммы группировки профессий, по которым ведется обучение на данном факультете, была составлена тестовая методика для проведения основного педагогического эксперимента со студентами СМГ, задействованных в нашем исследовании.

В основу методики были положены следующие общеметодические и специальные принципы профессиональной физической культуры (ПФК):

- оздоровительная направленность учебных занятий при соблюдении оптимальной физической нагрузки

и обеспечении регулярного контроля за динамикой здоровья, физического развития и подготовленности;

- обеспечение связи с трудовой и оборонной практикой в процессе развития прикладной подготовленности на основе общей физической подготовки и овладения системой знаний, необходимых в профессиональном совершенствовании и самосовершенствовании;

- единство всех сторон учебно-воспитательного процесса: нравственного, трудового, волевых и позитивных черт характера, эмоций, этических и эстетических качеств, потребности в социально значимых видах деятельности;

- создание условий для воспитания и формирования у занимающихся комплекса личностных черт и качеств, способствующих их осознанному участию в собственном образовательном процессе;

- доступность и наглядность учебного материала, обеспечение соответствия между предлагаемыми трудностями обучения, развитием и возможностями учащихся;

- дифференциация учебных заданий и способов их решения соответственно индивидуальным особенностям и степени дезадаптации занимающихся.

Реализация обозначенных принципов разработанной нами методики призвана обеспечить единство всех сторон подготовленности студентов, имеющих различные ограничения для занятий физической культурой

в основной группе, и прежде всего - к подготовленности профессионального обучения и будущей трудовой деятельности. Основной формой проведения занятий являлись специализированные уроки профессиональной направленности. Структура построения экспериментальной методики занятий профессиональной физической культурой студентов специально-медицинских групп включает в себя соотношение средств ОФП и ППФП: в осеннем семестре ОФП - 70%, ППФП - 30%, в весеннем семестре ОФП - 55%, ППФП - 45% [4].

Для комплексного контроля использовалось тестирование профессионально значимых качеств студентов специально-медицинских групп, которое проводилось по пятибалльной системе в начале и конце учебного года. Суммарная оценка выполнения тестов по профессионально-прикладной подготовленности определялась по среднему количеству очков, набранных во время всех тестов, разработанных на кафедре физвоспитания, и основе новой редакции Положения об организации системы рейтинг-контроля в учебном процессе АГТУ [2].

Анализ полученных в ходе тестирования показателей студентов I и IV курсов специально-медицинских групп позволил выделить критерии эффективности применения средств и методов профессиональной физической культуры и определить шкалу оценки профессионально значимых качеств, которая приводится в таблице.

Тесты профессионально важных качеств студентов СМГ

№ Оценка в баллах

Выполнение теста Исп.

п/п

5 4 3 2 1

1. Определение общей выносливости (степ-тест). Восхождение на ступеньку высотой 50 см. Время выполнения - юн. 169 179 179 199 209

5 мин. Частота восхождений - 30 раз в мин. Упражнение дев. 179 189 189 209 219

выполняется на четыре счета: раз - встать одной ногой

на ступеньку, два - другой ногой, три - опустить ногу на пол,

четыре - опустить другую. После выполнения - отдых 4 мин.

Далее подсчитывается ЧСС: 1 - за последние 30 с второй

минуты, 2 - за последние 30 с третьей минуты,

3 - за последние 30 с четвертой минуты

2. Тест на силу рук и брюшного пресса. И.п. - сидя на полу, опираясь на ладони, угол в упоре, юн. 12 10 7 4 2

держать (с) дев. 7 5 3 2 1

3. Силовая выносливость. Выполнение шести упражнений без пауз между ними юн. 228 223 218 213 208

на количество раз. дев. 220 215 210 205 200

1 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа для мужчин

и от скамейки для женщин в течение 30 с.

2 - поднимание туловища из положения лежа, руки за головой,

в течение 30 с.

3 - отведение ноги в сторону из положения стоя по 30 с каждой.

4 - сед в упоре сзади, ноги подняты, сгибание и разгибание ног

в течение 30 с.

5 - поднимание туловища из положения лежа на животе, ноги

от пола не отрывать, в течение 30 с.

6 - поднимание прямых ног из положения лежа на животе,

туловище от пола не отрывать, в течение 30 с

Окончание табл.

№ Выполнение теста Исп. Оценка в баллах

п/п 5 4 3 2 1

4. Тест на точность двигательных реакций. С расстояния 10 м выполнить 5 бросков теннисного мяча на точность попадания в круг диаметром 40 см (кол-во раз) юн. дев. 5 5 4 4 3 3 2 2 1 1

5. Тест на быстроту двигательных реакций. Прыжки на одной (толчковой) ноге 20 м. Выполняется на время (с) юн. дев. 5,0 5,2 5,2 5,4 5,4 5,6 5,6 5,8 5,8 6,0

6. Тест на двигательную координацию. И.п. - правая рука отведена в сторону, левая опущена вниз; 1 - правая вниз, левая вперед; 2 - правую руку вперед, левую вниз; 3 - правая вниз, левая в сторону; 4 - и.п. (кол-во ошибок) юн. дев. 0 0 1 1 2 2 3 3 4 4

7. Оценка статического равновесия. Учитывается среднее время устойчивости в стойке на одной ноге с касанием пяткой коленной чашечки другой ноги. Руки вперед-в стороны с закрытыми глазами (с) юн. дев. 120 120 100 100 80 80 70 70 60 60

Таким образом, на основании вышеизложенного по итогам контрольного осеннего и весеннего тестирования можно констатировать следующее.

Работоспособность является важным интегральным показателем с точки зрения профессиональной пригодности и служит физиологическим показателем эффективности проявления устойчивости и надежности систем профессиональных рефлексов, образующих рабочий динамический стереотип. Суммарная оценка показателей ЧСС в период восстановления и индекса степ-теста студентов превышает аналогичные показатели осеннего семестра на 1,7%. Статическая выносливость мышц спины и рук превысила прежние показатели на 2,1%. Силовая выносливость определялась с помощью комплексного теста Юхаша, состоящего из шести разноплановых упражнений и по итогу контрольного тестирования почти не изменилась и превысила предыдущие показатели - 0,02%. Точность двигательных реакций и быстрота реагирования - 2,4%. Статическое равновесие - 0,9%.

Проведенный количественный анализ среди студентов, имеющих различные ограничения (хронические патологии) для занятий профессиональной физической культурой в основной группе, в динамике 2009/2010 гг. засвидетельствовал увеличение процентного увеличения в показателях профессионально важных качеств из числа студентов, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах (от 2,79 до 6,87%). Такая тенденция подтверждается данными тестирования в начале и конце учебного года. Из этого следует вывод: физическая культура в системе высшего профессионального образования должна быть направлена прежде всего на формирование целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои потенциальные возможности в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности.

Литература

1. Буров А.Э. Моделирование развития профессиональных компетенций будущих специалистов инженерного профиля в процессе занятий профессиональной физической культурой // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования: тезисы VI Всероссийской науч.-практ. конференции. -М.: Физическая культура, 2008.

2. Ерохина О.А. Коррекционная направленность профессиональной физической культуры студентов морских специальностей, относящихся к группе социального риска: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2010.

3. Жмыхова А.Ю. Антропологический подход к оптимизации физического воспитания студентов с нарушениями здоровья // Сб. трудов ученых РГУФКСиТ: мат. науч. конф. проф.-преп. состава РГУФКСиТ (28.02-2.03. 2007 г.). - М.: Светотон, 2009.

4. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: монография. - М.: Советский спорт, 2010.

References

1. Burov A.E. Modeling of professional competences development in future engineers during the course of professional physical culture // Sovershenstvovanie podgotovki kadrov v oblasti fizicheskoi kultury i sporta v usloviyach mo-dernizacii professionalnogo obrazovaniya: tezisy VI Vseros-sijskoi nauchno-prakticheskoi konferencii. - M.: Fizicheskaya kultura, 2008.

2. Erohina O.A. Correction orientation of professional physical culture in maritime students form high social risk group: thesis of candidate of pedagogic sciences. - Yaroslavl, 2010.

3. Zhmykhova AJu. Antropological approach towards optimization of students' physical education // Sbornik trudov uchenych RGUFKSiT: materialy nauchnoi konferencii professorsko-prepodavatelskogo sostava RGUFKSiT. -M.: Svetoton, 2009.

4. Kabachkov V.A., Polievsky S.A., Burov A.E. Professional physical culture in system of youth continuous education: monograph. - M.: Soviet sport, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.