Научная статья на тему 'Рассматривается адаптация студентов-первокурсников к учебе в вузе и влияние на этот процесс физической культуры'

Рассматривается адаптация студентов-первокурсников к учебе в вузе и влияние на этот процесс физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ADAPTATION / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочаров Сергей Михайлович, Леонова Лариса Афанасьевна, Тархов Николай Сергеевич, Тер-Данилов Роман Арустамович

Рассматривается адаптация студентов-первокурсников к учебе в вузе и влияние на этот процесс физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочаров Сергей Михайлович, Леонова Лариса Афанасьевна, Тархов Николай Сергеевич, Тер-Данилов Роман Арустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR IN THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF NEW STUDENT

The article discusses the adaptation of students first-year students to study in high school and the impact on the process of physical training.

Текст научной работы на тему «Рассматривается адаптация студентов-первокурсников к учебе в вузе и влияние на этот процесс физической культуры»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

УДК 378

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

С.М. Бочаров, Л.А. Леонова, Н.С. Тархов, Р.А. Тер-Данилов

Рассматривается адаптация студентов-первокурсников к учебе в вузе и влияние на этот процесс физической культуры.

Ключевые слова: адаптация, физическая культура, спортивные мероприятия.

Одними из немаловажных этапов обучения в вузе являются знакомство и общение с новым коллективом. Процесс адаптации учащегося в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от её психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время занятий, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом деятельности сотрудников учебного заведения; во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым закономерностям.

Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет лидеров, установившихся и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Каждый член группы принимает участие в формировании правил и норм поведения, характеристик данной группы.

Студенты определенного института представляют собой группу с определенными чертами, которые не так выражены в остальном обществе. Когда первокурсники попадают в эту группу, они, пытаясь, стать полно-

224

правными членами, бессознательно перенимают у старших студентов её характерные черты. В процессе становления студенческой группы, учащиеся пытаются выявить рождающиеся у них на глазах небольшие подгруппы. Одним из факторов успешной адаптации студентов к обучению в вузе является состояние его здоровья [1, 2].

Начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями и т. д. У ряда студентов это может привести к подмене реального чувства взрослости такими действиями, как свобода посещений занятий, внешние формы реализации своего «Я». Все это может перейти в нежелание учиться, посещать учебное заведение, участвовать в общественной жизни [3].

По мнению многих ученых адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которой у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [4].

На первом этапе адаптации студента-первокурсника огромную роль играют сотрудники университета, непосредственно работающие со студентами. Организатором «микроклимата» группы является куратор, однако в Тульском государственном университете, в целом, и Институте высокоточных систем им. В.П. Грязева, в частности, огромную роль в адаптации студентов-первокурсников играют сотрудники, отвечающие за учебно-воспитательную работу [5, 6]. На первом этапе работы с первокурсниками проводится анкетирование, направленное на выявление интересов у студентов с целью привлечения их к занятиям в творческих и спортивных коллективах учебного заведения. Одним из основных направлений вне-учебной работы в ТулГУ является воспитание у студентов потребности к здоровому образу жизни. Такую возможность даёт привлечение обучающихся к занятиям физической культурой, в том числе и к участию их в спортивных мероприятиях, проводимых в ТулГУ, городских, областных и региональных соревнованиях. На базе анкетных данных составляются списки студентов желающих и способных проявить себя в тех или иных видах спорта.

В табл. 1 представлены статистические данные за последние два года.

База анкетных данных позволяет активно привлекать первокурсников к проводимым в вузе спортивным мероприятиям, проводимым в течение первого года обучения для студентов-первокурсников: блиц-турнир по шахматам, соревнование по стрельбе из пневматической винтовке памяти

225

В.П. Грязева, мини-футболу, спортивный праздник для первокурсников, настольный теннис, силовому троеборью. В период проведения соревнований для первокурсников выявляются наиболее подготовленные студенты, показавшие себя лидерами в своих коллективах для привлечения их в сборную команду ИВТС им. В.П. Грязева по видам спорта. Они становятся полноправными участниками соревнования традиционной спартакиады ТулГУ (мини-футбол, легкоатлетическая эстафета, волейбол (мужчины), шахматы, настольный теннис, волейбол (женщины), плавание, баскетбол (женщины), баскетбол (мужчины), легкая атлетика, спортивное ориентирование); городской и областной спартакиады. Разнообразные спортивные мероприятия, проводимые в Вузе, представляют первокурсникам прекрасную возможность познакомиться между собой, а преподавателям - изучить их личностные особенности, выявить интересы и установки.

Таблица 1

Статистические данные по итогам анкетирования студентов-первокурсников

№ п/п Виды спорта Количество студентов

2015 г. 2016 г.

1) Мини-футбол 37 38

2) Легкая атлетика 8 10

3) Волейбол 29 31

4) Шахматы 4 5

5) Настольный теннис 6 5

6) Баскетбол 20 16

7) Спортивное ориентирование 4 1

8) Плавание 10 19

9) Лыжи 3 5

10) Другие виды спорта 25 48

Среди мероприятий, проводимых со студентами первокурсниками необходимо отметить важную роль в адаптации соревнования по командным видам спорта, при проведении которых наиболее ярко проявляются особенности характера и поведения студентов в процессе формирования коллектива из незнакомых друг другу людей. Многолетняя практика проведения силами сотрудников дирекции ИВТС им. В.П. Грязева отборочных соревнований помогает сформировать не только команды для решения отдельной задачи - выступления на турнире, но и сформировать группу студентов объединенных одними интересами на все время учебы, что положительно влияет на процесс первичной адаптации первокурсников к вузовской жизни. В табл. 2 представлены статистические данные по итогам отборочных соревнований по мини-футболу среди первокурсников.

226

Таблица 2

Статистические данные по итогам отборочных соревнований по мини-футболу среди первокурсников

№ Показатель Количество студентов

п/п 2014 г. 2015 г. 2016 г.

1 Количество привлеченных студентов к отборочным соревнованиям 21 27 38

2 Количество студентов участвовавших в турнире 11 14 12

3 Место, занятое в турнире первокурсников по мини - футболу 3 1 1

4 Количество студентов первокурсников привлеченных к соревнованиям по мини-футболу в рамках спартакиады ТулГУ 5 4 5

В заключение следует отметить, что, как видно из табл. 1, возможна адаптация каждого второго студента-первокурсника института посредством физической культуры и при правильной, грамотной, последовательной работе можно добиться не только достаточно высоких результатов в спортивно-массовой деятельности, но и организовать воспитательный процесс, направленный на развитие всесторонне развитой личности при подготовке высококвалифицированных специалистов.

Список литературы

1. Никифоров Д.В. Формирование адаптированности учащихся к профессиональным нагрузкам средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 24 с.

2. Корнилова В.Н., Прокопенко Л.А. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе через средства физической культуры и спорта // International journal of experimental education. 2014. № 7. С. 50 -51.

3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. П., 2008. 270 с.

4. Адаптации студентов первого курса в вузе / А. А. Кузьмишкин, Н.А. Кузьмишкина, А.И. Забиров, И.Н. Гарькин // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 933 - 935.

5. Организация спортивно-массовых мероприятий как направление культурно-воспитательной работы в Вузе / С.М. Бочаров, Л.А. Леонова, Н.С. Тархов, Р. А. Тер-Данилов // М.: Евразийский Союз Ученых. 2015. № 2 (11). С. 39 - 42.

6. Участие в комплексе ГТО - путь к успеху / С.М. Бочаров, Л. А. Леонова, Н.С. Тархов, Р.А. Тер-Данилов // Альманах мировой науки. 2016. № 6 2 (9), Ч. 2. С. 103 - 109.

Бочаров Сергей Михайлович, канд. техн. наук, проф., SPVIVTS@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Леонова Лариса Афанасьевна, доц., SPVIVTS@rambler.ru, Россия. Тула, Тульский государственный университет,

Тархов Николай Сергеевич, канд. техн. наук, доц., t-ni@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Тер-Данилов Роман Арустамович, канд. техн. наук, доц., SPVIVTS@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

OF PHYSICAL CULTURE AS A FACTOR IN THE SUCCESSFUL ADAPTA TION OF NEW STUDENT

S.М. Bocharov, L.A. Leonova, N.S. Tarhov, R.А.Ter-Danilov

The article discusses the adaptation of students - first-year students to study in high school and the impact on the process of physical training.

Key words: adaptation, physical culture and sports activities.

Bocharov Sergey Mikhailovich, candidate of technical sciences, professor, SP VIVTS@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Leonova Larisa Afanasevna, docent, SPVIVTS@ rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Tarhov Nikolai Sergeyevich, candidate of technical sciences, docent, t-ni@rambler.ru Russia, Tula, Tula State University,

Ter-Danilov Roman Arustamovich, candidate of technical sciences, docent, SPVIVTS@ rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.