Научная статья на тему 'Организация научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного профессионального образования'

Организация научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-методическое сопровождение / региональная система дополнительного образования педагогов / организационно-педагогические условия управления развитием / индивидуальный образовательный маршрут / scientific and methodological support / regional system of additional education for teachers / organizational and pedagogical conditions for development management / individual educational route

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кропотова Оксана Евгеньевна, Кондратенко Елена Валентиновна

Введение. Значимую роль в развитии непрерывного профессионального образования педагогов играет научно-методическое сопровождение педагогических работников как комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности. Цель исследования ‒ выявить и обосновать организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению развитием региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов. Материалы и методы: теоретический анализ, обобщение, моделирование, SWOT-анализ, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки. Результаты исследования, обсуждения. Выявлены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования: создание единого информационно-образовательного пространства научно-методического сопровождения педагогов средствами механизмов сетевого взаимодействия; проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих развитие профессионального мастерства педагогических работников с учетом социально-экономических характеристик региона и регионального образовательного пространства; выявление, систематизация, отбор и распространение эффективных региональных практик наставничества; системная оценка результативности научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного образования. Заключение. Эффективность выявленных организационно-педагогических условий в процессе реализации модели научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования были подтверждены результатами проведенного нами педагогического эксперимента. В экспериментальной части исследования приняли участие 2178 педагогов из 249 образовательных организаций Республики Марий Эл. Показатель абсолютного прироста педагогических работников, получивших адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, составил 5 %, обеспеченных персональным сопровождением в процессе повышения квалификации и педагогического мастерства при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, ‒ 100 %, молодых педагогов, вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения, от общего числа молодых педагогов ‒ 98,5 %. Положительная динамика отмечена по всем показателям организации повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кропотова Оксана Евгеньевна, Кондратенко Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of scientific and methodological support for teaching staff in the regional system of additional professional education

Introduction. A significant role in the development of continuous professional education of teachers is played by scientific and methodological support of teaching staff as a complex of interconnected targeted actions and events aimed at providing comprehensive assistance to the teacher in solving emerging difficulties, contributing to his development and self-determination throughout his professional activity. The purpose of the study is to identify and substantiate organizational and pedagogical conditions that contribute to the effective management of the development of a regional system of additional professional education for teachers. Materials and methods: theoretical analysis, generalization, modeling, questionnaires, testing, expert assessment method. Results, discussion. The organizational and pedagogical conditions for scientific and methodological support of teaching staff in the context of the regional system of additional professional education have been identified, scientifically substantiated and experimentally confirmed: the creation of a unified information and educational space for scientific and methodological support of teachers by means of network interaction mechanisms; design and implementation of individual educational routes that ensure the development of professional skills of teaching staff, taking into account the socio-economic characteristics of the region and the regional educational space; identification, systematization, selection and dissemination of effective regional mentoring practices; systematic assessment of the effectiveness of scientific and methodological support for teaching staff in the regional system of additional education. Conclusion: The effectiveness of the identified organizational and pedagogical conditions in the process of implementing the model of scientific and methodological support for teaching staff in the context of the regional system of additional professional education was confirmed by the results of the pedagogical experiment we conducted. 2178 teachers from 249 educational organizations of the Republic of Mari El took part in the experimental part of the study. The absolute increase in the number of teaching staff who received targeted methodological support in the development and implementation of individual educational routes was 5 %, those provided with personal support in the process of improving their qualifications and pedagogical skills in the implementation of individual educational routes was 100 %, young teachers involved in various forms of support and support, from the total number of young teachers 98.5 %. Positive dynamics were noted for all indicators of the organization of advanced training of teaching staff within the framework of the implementation of priority federal programs.

Текст научной работы на тему «Организация научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного профессионального образования»

УДК 378.046.4

DOI 10.30914/2072-6783-2024-18-3-324-332

Организация научно-методического сопровождения

педагогических работников в региональной системе дополнительного профессионального образования

О. Е. Кропотова1,2, Е. В. Кондратенко1

1,2Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация 2Марийский институт образования, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Значимую роль в развитии непрерывного профессионального образования педагогов играет научно-методическое сопровождение педагогических работников как комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности. Цель исследования - выявить и обосновать организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению развитием региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов. Материалы и методы: теоретический анализ, обобщение, моделирование, SWOT-анализ, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки. Результаты исследования, обсуждения. Выявлены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования: создание единого информационно-образовательного пространства научно-методического сопровождения педагогов средствами механизмов сетевого взаимодействия; проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих развитие профессионального мастерства педагогических работников с учетом социально-экономических характеристик региона и регионального образовательного пространства; выявление, систематизация, отбор и распространение эффективных региональных практик наставничества; системная оценка результативности научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного образования. Заключение. Эффективность выявленных организационно-педагогических условий в процессе реализации модели научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования были подтверждены результатами проведенного нами педагогического эксперимента. В экспериментальной части исследования приняли участие 2178 педагогов из 249 образовательных организаций Республики Марий Эл. Показатель абсолютного прироста педагогических работников, получивших адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, составил 5 %, обеспеченных персональным сопровождением в процессе повышения квалификации и педагогического мастерства при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, - 100 %, молодых педагогов, вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения, от общего числа молодых педагогов - 98,5 %. Положительная динамика отмечена по всем показателям организации повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, региональная система дополнительного образования педагогов, организационно-педагогические условия управления развитием, индивидуальный образовательный маршрут

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кропотова О. Е., Кондратенко Е. В. Организация научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного профессионального образования // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 3. С. 324-332. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-3-324-332

Organization of scientific and methodological support for teaching staff

in the regional system of additional professional education

O. E. Kropotova1,2, E. V. Kondratenko1

1,2Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation 2Mari Institute of Education, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. A significant role in the development of continuous professional education of teachers is played by scientific and methodological support of teaching staff as a complex of interconnected targeted actions

and events aimed at providing comprehensive assistance to the teacher in solving emerging difficulties, contributing to his development and self-determination throughout his professional activity. The purpose of the study is to identify and substantiate organizational and pedagogical conditions that contribute to the effective management of the development of a regional system of additional professional education for teachers. Materials and methods: theoretical analysis, generalization, modeling, questionnaires, testing, expert assessment method. Results, discussion. The organizational and pedagogical conditions for scientific and methodological support of teaching staff in the context of the regional system of additional professional education have been identified, scientifically substantiated and experimentally confirmed: the creation of a unified information and educational space for scientific and methodological support of teachers by means of network interaction mechanisms; design and implementation of individual educational routes that ensure the development of professional skills of teaching staff, taking into account the socio-economic characteristics of the region and the regional educational space; identification, systematization, selection and dissemination of effective regional mentoring practices; systematic assessment of the effectiveness of scientific and methodological support for teaching staff in the regional system of additional education. Conclusion: The effectiveness of the identified organizational and pedagogical conditions in the process of implementing the model of scientific and methodological support for teaching staff in the context of the regional system of additional professional education was confirmed by the results of the pedagogical experiment we conducted. 2178 teachers from 249 educational organizations of the Republic of Mari El took part in the experimental part of the study. The absolute increase in the number of teaching staff who received targeted methodological support in the development and implementation of individual educational routes was 5 %, those provided with personal support in the process of improving their qualifications and pedagogical skills in the implementation of individual educational routes was 100 %, young teachers involved in various forms of support and support, from the total number of young teachers 98.5 %. Positive dynamics were noted for all indicators of the organization of advanced training of teaching staff within the framework of the implementation of priority federal programs.

Keywords: scientific and methodological support, regional system of additional education for teachers, organizational and pedagogical conditions for development management, individual educational route

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Kropotova O. E., Kondratenko E. V. Organization of scientific and methodological support for teaching staff in the regional system of additional professional education. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 3, pp. 324-332. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-3-324-332

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76)1 дополнительное профессиональное образование определяется как образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Различные подходы к определению целей, содержания и форм организации дополнительного профессионального педагогического образования, характеристика региональных аспектов развития и функционирования дополнительного профессионального образования педагогов представлены в исследованиях Е. П. Тонконогой, И. Ю. Алексашиной,

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Н. И. Мицкевича, О. В. Давлятшиной, А. А. Орлова, В. Ю. Кричевского, Э. М. Никитина, Н. М. Че-годаева, Н. И. Яковлева и др. [1; 2; 3]. Значимой функцией современного дополнительного профессионального образования педагога является организация процесса научно-методического сопровождения его деятельности. В Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (2022 г.)2, разработанной на основе Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской

2 Распоряжение Минпросвещения России от 16.12.2020 № Р-174 (ред. от 16.01.2024) «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_403234/c7df5a12ad3b16cb33672489c761128b99d6bbc3/ (дата обращения: 23.04.2023).

Федерации на период до 2030 года»1; распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р; паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), актуальность создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяется значимостью профессиональной деятельности педагогов в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования. В работах современных исследователей (А. А. Кашаев, А. А. Петренко, Н. О. Яковлева) выделены ведущие направления по реализации научно-методического сопровождения в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов: инновационное развитие, проектно-исследовательская деятельность, кооперация и координация с наукой, реализация экспертной функции, сохранение единства образовательного пространства, внедрение цифровых технологий и гибких траекторий обучения [4; 5; 6]. В современной педагогической науке научно-методическое сопровождение педагога рассматривается как способ сопровождения педагогического труда (Е. И. Казакова, М. Г. Сергеева, А. С. Соколова и др.) [7]; как механизм управления процессами развития в образовательном учреждении (В. С. Лазарев, А. П. Тряпицына и др.) [8]; как средство развития педагогического творчества учителя, проектирования педагогических систем, управления профессионально-личностным развитием педагогов (Е. С. Заир-Бек, М. М Поташник, О. Г. Прикот и др.) [9]; как специально организованная деятельность, направленная на повышение квалификации педагогов, их подготовку к решению новых задач в условиях модернизации образования (Е. Р. Блинова, В. И. Зверева, С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина, В. М. Лизин-ский, Н. В. Немова, М. Н. Певзнер и др.) [10]. В ряде диссертационных исследований [11]

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://pubHcation.pravo. gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 23.04.2023).

научно-методическое сопровождение педагога представлено как деятельность по разрешению актуальных проблем инновационного развития учителя (Е. В. Шушакова); как деятельность, реализующая право личности на выбор пути своего развития (Л. Г. Тарита2); как одно из средств профессионального развития педагогов (В. П. Ларина); как результат количественных и качественных, содержательных и структурных преобразований личности педагога

(С. В. Кирдянкина).

Научно-методическое сопровождение деятельности учителя определяется нами как комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

Анализ современных исследований и опыта регионов [12; 13] позволяет утверждать, что ввиду сложности и многоаспектности процесса научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров его полноценное и эффективное осуществление возможно только с учетом специфики региональной системы дополнительного профессионального образования. В связи с этим на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен мониторинг научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного профессионального образования. На основе результатов мониторинга был осуществлен SWOT-анализ, в ходе которого выявлен ряд рисков и проблем, связанных с организацией научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного профессионального образования, определены перспективы его реализации с учетом региональных особенностей. К сильным сторонам региональной системы дополнительного профессионального образования относятся реализация с 2013 года в республике адаптивной, многовекторной модели повышения квалификации педагогов; вовлеченность не менее 30 % педагогов республики в конкурсную, экспертную и проектную деятельность; проведение

2 Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 22 с.

мероприятий по поддержке и сопровождению молодых педагогов; опыт сетевого партнерства в повышении квалификации; реализация программ наставничества в отдельных образовательных организациях; учет этнорегионального компонента в проектировании программ дополнительного профессионального образования. К слабым сторонам региональной системы дополнительного профессионального образования можно отнести нерациональное использование ресурсов и потенциала различных субъектов научно-методического сопровождения; стихийный характер их сетевого взаимодействия, разрозненность цифровых систем и ресурсов системы дополнительного профессионального образования региона. В связи с этим перспективными векторами развития региональной системы дополнительного профессионального образования обозначены вариативность и дифференциация моделей и программ для педагогических работников разной квалификации и уровня профессионального развития. К основным рискам нами отнесены дефицит педагогических кадров в системе образования региона, неприятие участниками образовательного процесса изменений в содержании и формах повышения квалификации, нехватка высококвалифицированных специалистов; неэффективная коммуникация субъектов научно-методического сопровождения.

В ходе исследования нами была разработана модель научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования, состоящая из трех блоков: теоретического, включающего целевой и методологический компоненты; процессуального, объединяющего содержательный и организационно-процессуальный компоненты; оценочно-аналитического, который включает аналитико-результативный компонент модели, описывающий систему оценивания результатов ее реализации через критерии и показатели результативности.

Под организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективности функционирования представленной модели, понимается комплекс внешних и внутренних обстоятельств, обеспечивающих достижение конкретной цели и упорядочивание построения и реализации педагогической стратегии научно-методического сопровождения педагогических

работников в региональной системе дополнительного образования. В число организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность научно-методического сопровождения педагогов в региональной системе дополнительного профессионального образования нами были включены создание единого информационно-образовательного пространства научно-методического сопровождения педагогов средствами механизмов сетевого взаимодействия; проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих развитие профессионального мастерства педагогических работников с учетом социально-экономических характеристик региона и регионального образовательного пространства; выявление, систематизация, отбор и распространение эффективных региональных практик наставничества; организация системной оценки результативности научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного образования.

Опытно-экспериментальная работа была реализована в 2021-2024 гг. на базе ГБУ ДПО «Марийский институт образования» и состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и обобщающего. Всего в педагогическом эксперименте приняли участие 2178 педагогов из 249 образовательных организаций Республики Марий Эл. При реализации первого педагогического условия - создания единого информационно-образовательного пространства научно-методического сопровождения педагогов средствами механизмов сетевого взаимодействия -мы исходили из определения современными авторами сетевого взаимодействия как системы связей, обеспечивающих деятельность профессионального педагогического сообщества по совместному использованию ресурсов информационно-образовательного пространства. На этапе формирующего эксперимента в информационно-образовательное пространство научно-методического сопровождения педагогических работников Республики Марий Эл были интегрированы различные автоматизированные информационные системы: база данных педагогических работников Республики Марий Эл, автоматизированная система «Аттестация педагогических работников», система дистанционного обучения, сервис «Цифровой кабинет методиста». Сформированы реестры педагогических

работников: «Региональный методический актив» (2022 г.), объединивший 95 педагогов-методистов образовательных организаций, расположенных во всех муниципалитетах республики, «Актив наставников» (2022 г.), в который вошло 112 педагогов-наставников из 89 образовательных организаций, создано «Региональное учебно-методическое объединение» (2017 г.), ориентированное на координацию действий общеобразовательных организаций в обеспечении качества и развития содержания общего образования.

Кроме того, при реализации сетевого взаимодействия был использован потенциал инновационной инфраструктуры Республики Марий Эл, представленный 54 региональными инновационными площадками. В их числе 11 исследовательских площадок, 32 пилотных, 8 стажировочных, 2 учебно-методических лаборатории, 1 межшкольный методический центр, а также современные инфраструктурные объекты региона: «Точка роста», «Кванториум», «IT-куб», что позволило не только познакомить педагогов, включенных в систему научно-методического сопровождения, с инновационными моделями содержания образования и управления системой образования, но и организовать их непосредственную интеграцию в инновационную и исследовательскую деятельность в процессе стажировок на региональных инновационных площадках.

В процессе реализации второго организационно-педагогического условия - проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих развитие профессионального мастерства педагогических работников с учетом социально-экономических характеристик региона и регионального образовательного пространства, - были выявлены основные дефициты в области профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций. Было проведено диагностирование 680 педагогов республики, на основании оценки профессиональных дефицитов которых составлены индивидуальные образовательные маршруты как целенаправленные проектируемые дифференцированные образовательные программы, обеспечивающие позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития при осуществлении научно-методического сопровождения его про-

фессионального развития. Образовательные мероприятия в рамках прохождения индивидуального образовательного маршрута были зафиксированы в республиканской базе данных педагогических работников и включали курсы переподготовки и повышения квалификации, краткосрочные семинары, мероприятия с участием из разных субъектов научно-методического сопровождения, индивидуальные и групповые стажировки педагогов в образовательных организациях, участие в деятельности методических объединений различного уровня, участие в конкурсах профессионального мастерства, различные виды самообразования, дистанционное обучение, обобщение и распространение профессионального опыта работы, работу в творческих и проектных группах и др. За период формирующего эксперимента в рамках реализуемых индивидуальных образовательных маршрутов на базе ГБУ ДПО «Марийский институт образования» было проведено 147 курсов переподготовки и повышения квалификации, организовано более 900 краткосрочных семинаров и вебинаров, 55 индивидуальных и 68 групповых стажировок педагогов в образовательных организациях республики.

Третье организационно-педагогическое условие состояло в выявлении, систематизации, отборе и распространении эффективных региональных практик наставничества. Среди 6038 педагогов в эксперименте приняли участие 357 молодых педагогов со стажем работы до 3 лет, что составляет 6 % от общего числа педагогических работников. Основной целью работы с молодыми специалистами в процессе научно-методического сопровождения являлось создание условий для их непрерывного профессионального роста с учетом методических, педагогических запросов-дефицитов и личностных качеств, способствующих снижению проблем адаптации к условиям работы в образовательных организациях, планомерному вхождению в профессиональную деятельность в сопровождении педагога-наставника. В связи с этим в ходе формирующего эксперимента была актуализирована деятельность республиканского совета молодых педагогов и совета наставников, организовано участие молодых педагогов в ежегодном межрегиональном форуме молодых педагогов и наставников «Таир», который проводится в Республике Марий Эл

с 2010 года с целью укрепления и дальнейшего развития кадрового потенциала региональной системы образования, формирования профессионального педагогического сообщества, повышения профессионального мастерства и гражданской активности молодых педагогов. Участниками форума в 2023 году стали 352 молодых педагога республики из 68 субъектов Российской Федерации. С целью поддержки молодых педагогов, содействия их профессиональному росту, привлечения к решению проблем в области образования и воспитания организованы и проведены такие республиканские научно-практические конференции, как «Педагогическая премьера» (МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2»), «Шаг вперед» (МОУ «Звениговский лицей)» и др., участниками которых стали более 120 молодых педагогов республики. Распространение эффективных региональных практик наставничества осуществлялось через деятельность региональных инновационных площадок «Разработка индивидуальной траектории личностного развития молодых педагогов гимназии в условиях реализации республиканской системы учительского роста», «Центр методического сопровождения «Слышать сердцем» как ресурс непрерывного профессионального развития педагогов, работающих с категорией лиц с нарушениями слуха, речи и комплексными нарушениями» (ГБОУ Республики Марий Эл «Семеновская школа-интернат», с 2022 г.), «Профессиональное и личностное развитие педагогов в условиях образовательной экосистемы лицея» (МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска», с 2021 г). В 2022 году Советом наставников Республики Марий Эл был инициирован проект «Вторник с наставником», организованы профессиональные конкурсы «Педагогический дебют» и «Педагогический дуэт», участниками которых стали более 200 молодых педагогов и их наставников, проведены республиканские фестивали методических разработок, творчества молодых педагогов и наставников. В качестве виртуального инструмента создания информационной среды наставничества молодых специалистов республики в социальной сети «ВКонтакте» создано сообщество «Совет молодых педагогов Республики Марий Эл» (http s: //vk. com/young_te achers_rme).

Четвертое организационно-педагогическое условие касалось организации системной оценки результативности научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного образования. К основным критериям эффективности научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного профессионального образования нами были отнесены критерий повышения профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций региона; критерий устранения дефицита педагогических кадров в регионе; критерий повышения квалификации педагогических работников региона в рамках реализации приоритетных федеральных программ. Обобщающий этап опытно-экспериментальной работы был реализован посредством сравнения, обобщения и анализа данных проведенных опросов и диагностик, полученных на констатирующем (стартовая диагностика) и обобщающем (контрольная диагностика) этапах эксперимента. Обобщенные данные оценки результативности научно -методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного образования позволяют утверждать, что в результате реализации выделенных нами организационно-педагогических условий в 2024 году по сравнению с 2022 годом на 57,8 % возросла доля педагогов, прошедших диагностику профессиональных дефицитов, и на 7,1 % снизилось количество педагогов, имеющих профессиональные дефициты в предметных областях. Доля молодых педагогов, вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения, от общего числа молодых педагогов в республике выросла на 29 % и составила 98,5 %. Позитивные изменения произошли во всех показателях, связанных с организацией повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ. Показатель абсолютного прироста педагогических работников, получивших адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, составил 5 %, обеспеченных персональным сопровождением в процессе повышения квалификации и педагогического мастерства при реализации индивидуальных образовательных

маршрутов - 100 %. Статистическая достоверность результатов исследования была доказана методами математической статистики: для выявления различий в уровне исследуемого признака для зависимых выборок применялся ^критерий Стьюдента, для независимых - критерий Манна - Уитни; для выявления степени зависимости использовался коэффициент корреляции Пирсона, для анализа изменений признака под

влиянием контролируемых условий - двухфак-торный анализ.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают эффективность сформулированных нами в качестве гипотезы организационно-педагогических условий научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования.

1. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14-21. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21

2. Ильина А. В., Коптелов А. В., Машуков А. В. Особенности научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36344858 (дата обращения: 26.05.2024).

3. Кашаев А. А., Петренко А. А. Ведущие направления научно-методического сопровождения педагогических кадров в условиях дополнительного профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2 (94). C. 149-156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-napravleniya-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-dopolnitelnogo-professionalnogo (дата обращения: 30.05.2024).

4. Давлятшина О. В. Сущность, структура и содержание научно-методического сопровождения в современных условиях развития общеобразовательной организации. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 44-48. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn17-03/3241-a (дата обращения: 20.04.2024).

5. Яковлева Н. О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. C. 27-39. DOI: https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27

6. Яковлева Н. О. Педагогические условия научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2024. № 2 (14). С. 43-53. DOI: https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_43

7. Сергеева М. Г., Соколова А. С. Научно-методическое сопровождение непрерывности профессионального совершенствования педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 219-222. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-nepreryvnosti-professionalnogo-sovershenstvovaniya-pedagogov (дата обращения: 20.04.2024).

8. Тряпицына А. П., Писарева С. А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. 2014. № 3. С. 4-13. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/sovremennye-metodologicheskie-podhody-k-issledovaniyu-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.04.2024).

9. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М. : Педагогическое общество России, 2011. 448 с.

10. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия : монография / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов и др. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 316 с.

11. Коротаева Е. В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-v-razvitii-teorii-i-praktiki-obrazovaniya (дата обращения: 26.02.2024).

12. Фрицко Ж. С., Жижина И. В. Региональная модель научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Свердловской области // ИРО-ЭКСПРЕСС: Профессиональное развитие педагога: ресурсы, механизмы и маршруты : сборник статей. Екатеринбург, 2021. С. 5-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46288473 (дата обращения: 21.04.2024).

13. Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования / Л. Ф. Шаламова, Д. М. Марусяк, Т. Н. Владимирова, Н. Ю. Лесконог // Science for Education Today. 2022. T. 12. № 1. C. 99-125. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.05

Статья поступила в редакцию 20.06.2024 г.; одобрена после рецензирования 23.07.2024 г.; принята к публикации 29.08.2024 г.

Об авторах

Кропотова Оксана Евгеньевна

аспирант, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), проректор по учебно-методической работе, Марийский институт образования, (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 41), oekroll@gmail.com

Кондратенко Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, профессор, директор педагогического института, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1),

inped @ш arsu. т

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Aleksandrova E. A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov [Scientific and methodological support of teachers], Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2020, no. 6 (117). pp. 14-21. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21

2. Ilina A. V., Koptelov A. V., Mashukov A. V. Osobennosti nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya razvitiya innovatsionnoi infrastruktury obshchego obrazovaniya Chelyabinskoi oblasti [Features of scientific and methodical support of general education's innovative infrastructure development in Chelyabinsk Region]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2018, no. 4, p. 61. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36344858 (accessed 26.05.2024). (In Russ.).

3. Davlyatshina O. V. Sushchnost', struktura i soderzhanie nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya v sovremennykh usloviyakh razvitiya obshcheobrazovatel'noi organizatsii [Essence, structure and content of scientific and methodological support in modern conditions of development of education organization]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki = Modern science: actual problems of theory and practice. Series of "Humanities", 2017, no. 3. pp. 44-48. Available at: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn17-03/3241-a (accessed 20.04.2024). (In Russ.).

4. Kashaev A. A., Petrenko A. A. Vedushchie napravleniya nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh kadrov v usloviyakh dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [The leading directions of scientific and methodological support of teaching staff in conditions of additional professional education]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy, 2022, no. 2 (94), pp. 149-156 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-napravleniya-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-dopolnitelnogo-professionalnogo (accessed 30.05.2024). (In Russ.).

5. Yakovleva N. O. Struktura regional'noi sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov [Structure of the regional system of scientific and methodological support of pedagogical workers and managers]. Pedagogicheskaya perspektiva = Pedagogical perspective, 2021, no. 3, pp. 27-39. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_27

6. Yakovleva N. O. Pedagogicheskie usloviya nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya regional'noi innovatsionnoi setevoi infrastruktury, obespechivayushchei nepreryvnyi rost professional'nogo masterstva uchitelya [Pedagogical conditions for scientific and methodological support of regional innovative network infrastructure, ensuring the continuous growth of teacher professional skills]. Pedagogicheskaya perspektiva = Pedagogical perspective, 2024, no. 2 (14), pp. 43-53. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_43

7. Sergeeva M. G., Sokolova A. S. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie nepreryvnosti professional'nogo sovershenstvovaniya pedagogov [Scientific and methodical support of continuity of professional perfection of teachers]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education, 2020, no. 67-1, pp. 219-222. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-nepreryvnosti-professionalnogo-sovershenstvovaniya-pedagogov (accessed 20.04.2024). (In Russ.).

8. Tryapitsyna A. P., Pisareva S. A. Sovremennye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu pedagogicheskogo obrazovaniya [Modern methodological approaches to teacher education research]. Chelovek i obrazovanie = Man and education, 2014, no. 3, pp. 4-13. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodologicheskie-podhody-k-issledovaniyu-pedagogicheskogo-obrazovaniya (accessed 21.04.2024). (In Russ.).

9. Potashnik M. M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoi shkole [Management of professional growth of a teacher in a modern school]. M., Pedagogical Society of Russia Publ., 2011, 448 p. (In Russ.).

10. Pevzner M. N., Zaichenko O. M., Buketov V. O. et al. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie personala shkoly: pedagogicheskoe konsul'tirovanie i superviziya : monografiya [Scientific and methodological support of school staff: pedagogical counseling and supervision : monograph]. Veliky Novgorod, NovGU named after Yaroslav the Wise Publ. house, 2002, 316 p. (In Russ.).

11. Korotaeva E. V. O roli nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya v razvitii teorii i praktiki obrazovaniya [On the role of pedagogical support in the development of theory and practice of education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia, 2015, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7o-roli-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-v-razvitii-teorii-i-praktiki-obrazovaniya (accessed 26.02.2024). (In Russ.).

12. Fritsko Zh. S., Zhizhina I. V. Regional'naya model' nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov Sverdlovskoi oblasti [Regional model of scientific and methodological support for teaching staff and management personnel of the Sverdlovsk region]. IRO-EKSPRESS: Professional'noe razvitie pedagoga: resursy, mekhanizmy i marshruty : sbornik statei = IRO-EXPRESS: Professional development of a teacher: resources, mechanisms and routes: collection of articles, Ekaterinburg, 2021, pp. 5-10. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46288473 (accessed 21.04.2024). (In Russ.).

13. Shalamova L. F., Marusyak D. M., Vladimirova T. N., Leskonog N. Yu. Regional'naya model' podgotovki pedagogicheskikh kadrov kak ob"ekt issledovaniya [Regional model of teacher education as a research problem]. Science for Education Today, 2022, vol. 12, no. 1, pp. 99-125 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.05

The article was submitted 20.06.2024; approved after reviewing 23.07.2024; accepted for publication 29.08.2024.

About the authors Oksana E. Kropotova

Postgraduate Student, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), Vice-Rector for Educational and Methodological Work, Mari Institute of Education (41 Kremlevskaya St., Yoshkar-Ola, 424000, Russian Federation), oekroll@gmail.com

Elena V. Kondratenko

Ph. D. (Pedagogy), Professor, Director of the Pedagogical Institute, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), inped@marsu.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.