Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов'

Организация научно-исследовательской работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1613
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / НАУЧНАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS RESEARCH ACTIVITY / SCIENTIFIC WORK / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчинова Татьяна Владимировна, Токтохоева Татьяна Александровна

В статье рассматриваются формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов. Особое внимание авторы уделяют формированию исследовательских навыков в условиях внеаудиторной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немчинова Татьяна Владимировна, Токтохоева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of students research activity

The article deals with the forms and methods of the organization of students research activity. The authors pay particular attention to the formation of research skills in extracurricular educational activities

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов»

jonc [Eds.] Emotions, cognition and behavior. - New York: Cambridge University Press, 1984.

16. Johnson-Laird, P.N. Procedural semantics // Cognition, 1975, 189-214.

17. Labouvie-Vief G., Hakin-Larson J., DeVoe M., & Schoeberlein S. Emotions and self-regulation: A lifespan view // Human Development. - 1989. - 32. -P.279-299.

18. Lachman R., Lachman J.L., & Butterfield E.C Cognitive psychology and human information processing, 1979.

19. Lazarus R.S. Cognition and motivation in emotion // American Psychologist. - 1991. - 46(4). -P.352-367.

20. Mayer R.E. The promise of cognitive psychology. - San Francisco: Freeman , 1981.

21. Perris C. Cognitive therapy with schizophrenics.

- New York: Guilford Press, 1988.

22. Quillian M.R. The teachable language comprehender: a simulation program and theory of language // Communications of the ACM. - 1969. - 12.

- P.459-476.

23. Schachter S., Singer J. Cognitive, social and physiological determinants of emotional states // Psychological Review. - 1962. - V. 69.

24. Zajonc R.B. Feeling and thinking: Preferences need no inferences // American Psychologist. - 1980. -35. - P.151-175.

Намаканов Борис Александрович, доктор биологических наук, преподаватель МПГУ.

Namakanov Boris Aleksandrovich, doctor of biological sciences, lecturer, Moscow Pedagogical State University, e-male: [email protected]

УДК 378.046 Т.В. Немчинова, ТА. Токтохоева

Организация научно-исследовательской работы студентов

В статье рассматриваются формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов. Особое внимание авторы уделяют формированию исследовательских навыков в условиях внеаудиторной образовательной деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, научная работа, исследовательская деятельность.

T. V Nemchmova, TA. Toktokhoeva The organization of students research activity

The article deals with the forms and methods of the organization of students research activity. The authors pay particular attention to the formation of research skills in extracurricular educational activities.

Keywords: students research activity; scientific work; research activities.

Информационное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки выпускников, обладающих не только профессиональными знаниями и умениями, но и способных к активной научной и исследовательской деятельности.

Требования, которые предъявляются молодым специалистам в условиях повсеместного использования информационных технологий, диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы, стремления повышать квалификацию, уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных информационных ресурсов. Поток информации, который обрушивается на них, с каждым годом увеличивается и становится все труднее отбирать нужное. Поэтому, чтобы идти в ногу со временем, студенты должны владеть умениями само-

стоятельно приобретать знания, осуществлять поиск необходимой информации, анализировать ее, а значит открыть для себя путь к исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность студентов в процессе предметной подготовки находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных ученых-педагогов. Они отмечают, что получение новых знаний не является основной особенностью исследовательской работы в образовательном процессе. Главная ее цель - приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения

действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления,

активизации их личностной позиции в образовательном процессе на основе усвоения 51 субъективно новых знаний.

Участие в исследовательской работе помогает студентам осознать свою значимость, принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению с единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Научная работа является одним из важнейших видов деятельности студентов в вузе, обеспечивая непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по направлениям подготовки специалистов. Учебная дисциплина «Информатика» по ФГОС входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла почти по всем направлениям

подготовки бакалавриата. Она имеет не только фундаментальный, но и прикладной характер, поэтому применяется в различных областях знаний. То есть знания, умения и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, применяются студентами в изучении различных дисциплин профессионального цикла.

Существует два вида исследовательской деятельности студентов - аудиторная и внеаудиторная, которые включают следующие формы и методы ее организации: проведение практических работ, курсовые работы, индивидуальную работу, кружковую работу, участие в конференциях, изучение и анализ литературы по темам, написание рефератов, сообщений и докладов с использованием материалов собственных микроисследований.

Как показывает практика, самостоятельная работа вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, трудности, связанные с переходом к новым формам обучения в вузе, главная из которых - необходимость самому организовывать свою работу. У многих первокурсников еще не сформированы навыки анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать мысли, планировать свое время, учитывать особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности. Студенты не всегда знают, как пользоваться библиотечными ресурсами, не умеют работать с электронной библиотекой, затрудняются в подборе необходимой литерату-

ры по теме и в организации поиска информации в Интернете.

Правильный подход к осуществлению научно-исследовательской работы в системе аудиторной деятельности предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые студенты выполняют в рамках своих тем на лабораторно-практических занятиях. Опыт подтверждает, что началом такой работы являются подготовка информации на заданную тему, изучение и исследование литературы по темам лабораторных и практических занятий, написание рефератов, докладов, сообщений, подготовка презентаций с использованием материалов собственных микроисследований. В соответствии с образовательными стан-

дартами в учебных планах предусмотрено большое количество часов для самостоятельной работы студентов, поэтому для вовлечения их в исследовательскую работу предлагаются задания по выполнению сквозных задач, связанных с профилирующими предметами. Все это способствует формированию у студентов исследовательских и поисковых умений, наблюдательности, овладению методами анализа, обобщения, развитию творческого мышления, способствует интеграции знаний по дисциплинам информационного цикла и «спецдисциплинам».

На старших курсах студенты занимаются выполнением сложных работ с исследовательскими компонентами, таких как научно -исследовательские; компьютерные

программы; мультимедийные презентации с использованием цифрового фото, видео и звука; веб-сайты с элементами мультимедиа;

образовательные видеоролики; курсовые и дипломные проекты с исследовательской

направленностью; электронные учебники и др. Выполненные студентами работы

представляются на смотрах-конкурсах, конфшренцширжафокгаенилиднксгш ырсрайот -один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе ВПО. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной и специальной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Выполнение курсовой работы

предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента.

В результате выполнения курсовой работы будущий специалист должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность.

С этой целью студентам необходимо:

• научиться пользоваться библиографическими указателями;

• изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

• грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

• собрать, проанализировать и обобщить практические материалы по теме исследования;

Для организации курсовой работы разработаны методические рекомендации, которые помогут студентам в поисках ответов на вопросы:

• как выбрать тему курсовой работы;

• как обосновать актуальность темы исследования;

• какова структура курсовой работы;

• как определить основные характеристики курсовой работы;

• как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования;

• как оформить текст курсовой работы;

• как представить работу на обсуждение;

• какую помощь может оказать студенту руководитель.

Таким образом, исследовательской работой занимаются все студенты вуза. Например, в дипломную работу кроме анализа литературы может быть включен собственный практический опыт, что только увеличивает научную ценность работы. Однако не все студенты занимаются научной деятельностью, которая не включена в учебный план.

Практика показывает, что успешное формирование исследовательской компетентности происходит в условиях внеаудиторной образовательной деятельности, которая предусмотрена на протяжении всего курса обучения. Начиная с первого курса студенты различных факультетов принимают активное участие в конкурсах творческих проектов, олимпиадах, организуемых кафедрой вычислительной техники и информатики, в ежегодной научно-практической конференции студентов, где подводятся итоги исследовательской работы за год. Так, например, в 2010-2011 учебном году на кафедре «Вычислительная техника и информатика» были организованы олимпиады по программированию и по мультимедиа-технологиям среди студентов непрофильных специальностей, а также конкурс творческих работ на факультете иностранных языков по дисциплине «Использование средств гипермедиа». Данные мероприятия проводятся в целях развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научноисследовательской деятельности, а также формирования у студентов активной профессиональной позиции, стимулирования творческого потенциала при решении профессионально направленных задач. Среди студентов-первокурс-ников была проведена олимпиада «Первый байт», основной задачей которой было выявление талантливой молодежи, обучающейся в

БГУ, развитие творческой инициативы студентов, приобщение молодежи к научной и исследовательской работе, профессиональному развитию.

Следует отметить, что количество участников ежегодной научно-практической конференции в секции «Информационные технологии в образовании» с каждым годом возрастает, темы докладов становятся интереснее, исследования глубже.

2008-2009 2009-2010 2010-2011

По итогам конференции доклад студента гр. 03270 В. Калашникова «Создание макета сайта в Adobe Photoshop» был рекомендован для участия во Всероссийском открытом конкурсе студенческих работ, организованном

Министерством образования и науки РФ, а А. Грибановой, студентке гр. 08200, предложено выступить со своим докладом «Сравнительные характеристики операционных систем Windows и Linux» на ежегодной августовской конфжреетфииэуниишейсть участников сообщает о новых научных идеях, результатах теоретической, исследовательской и экспериментальной работы, отвечает на вопросы. Другая часть аудитории задает вопросы и участвует в прениях. Молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией, это заставляет их более тщательно прорабатывать материал, оттачивать ораторские способности. Также каждый может оценить, как его работа выглядит на общем фоне, и сделать соответствующие выводы. Слушая доклады других, студент замечает недостатки своей работы, если таковые имеются, а также выделяет свои сильные стороны. Кроме того, при обсуждении прослушанных докладов участник конференции из вопросов и выступлений может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. На участников конференции ложится большая информационная нагрузка, поэтому

устанавливается строгий регламент для докладчиков и выступающих в прениях, проводятся секционные заседания. На конференциях организуются стендовые доклады, вывешиваются иллюстративные материалы, широко используются информационные технологии (презентации).

Участие в работе конференции дает возможность студентам овладевать

разнообразными знаниями, умениями, развивает личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности.

Участие в предметных олимпиадах различного уровня позволяет привлекать к научной и творческой работе наиболее успешных студентов с достаточно высокой теоретической подготовкой, умением выступать перед разной аудиторией, проявлять творческие, организаторские способности и т.д. Кафедра ежегодно проводит олимпиады по информатике, информационным технологиям и

программированию, конкурсы творческих работ среди студентов непрофильных специальностей.

Лучшие студенческие работы

рекомендуются для публикации в сборниках, а также представляются на конкурсы, выставки, победители которых награждаются грамотами, дипломами, призами.

Выпускники, выполнившие за период обучения ряд исследований, включенных в отчеты по научным работам, опубликованных в печати или получивших высокую оценку на конкурсах, потенциально могут продолжить обучение в аспирантуре.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение, самообучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать полученные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, участвует в научных конференциях разного уровня, в том числе и международных.

В процессе образовательной и научноисследовательской деятельности происходит формирование личностных свойств и качеств гражданина с активной жизненной позицией. Научно-исследовательская работа студентов в вузе способствует реализации одного из ключевых направлений государственной молодежной

политики - формированию интеллектуального потенциала страны.

Литература:

1. Николаева Л.Н. Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования // Образование и общество. - № 3 (56). - 2009. - С. 36-40.

2. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г. от 18 декабря 2006 г. №1760формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса // Материалы

междунар. науч.-метод. конф. (13-16 сентября

2007 г.). Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 404 с.

4. Худоренко Е.А. Интеграция науки и

образования в рамках высшего учебного заведения (на примере развития научно-исследовательской деятельности студентов) // Экономика,

статистика и информатика. - 2009. - № 1-2. - С. 35.

Немчинова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.

Nemchinova Tatiana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of CT and computer science, Buryat State University

Токтохоева Татьяна Александровна, ст. преподаватель кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.

Toktokhoeva Tatiana Aleksandrovna, senior lecturer, department of CT and computer science, Buryat State University

670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел (3012)21-15-59; e-mail: [email protected], [email protected]

УДК37.017.4 М.Н. Очиров, Л.Х. Цыбикова

О формировании гражданской идентичности в национальной школе

В статье на основании введения понятия байкальской этнорегиональной идентичности рассмотрены возможности формирования гражданской идентичности.

Ключевые слова: байкальская этнорегиональная идентичность, байкальская образовательная парадигма, байкальское образовательное пространство, байкальская поликультурная компетентность.

M.N. Oc/tirov, LH. Tsybkova On the formation of civil identity at national school

In the article on the basis of introduction the concept of Baikal ethnic regional identity the possibilities of formation the civic identity are considered.

Keywords: Baikal ethnic regional identity, Baikal educational paradigm, Baikal educational space, Baikal multicultural competence.

Наблюдающийся кризис национальной школы в России является следствием упадка российской и мировой системы образования. Истоки этого находятся в системе взаимодействия человека и природы, которая в настоящее время также находится в состоянии глубокого кризиса. Человек не может отказаться от потребительского отношения к природе, сложившегося в результате становления потребительского типа личности на Западе.

Эти глобальные и локальные кризисы взаимосвязаны, представляют замкнутый круг. Чтобы изменилось отношение человека к природе, должен измениться сам человек. Основатель Римского клуба А. Печчеи еще в 1985 г. писал:

«... если при сложившихся обстоятельствах не изменятся сами качества человека, то мы никогда не найдем никакого решения ни для одной из сложных проблем; если же нам удастся улучшиться, усовершенствоваться перед нами откроется такое широкое поле возможностей решения гуманистических задач, о которых ранее мы не могли и помышлять» [1].

Многие ученые (Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул и др.) считают, что ключом к решению глобальных проблем человечества является образование. А.Д. Урсул рассматривает образовательную систему приоритетным «механизмом», «с помощью которого необходимо за два, максимум три, поколения кардинально изменить соз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.