В заключение необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся. Благодаря данной методике уже на выходе из 9 класса учащиеся будут обладать тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее на уроках в 10-11 классах эти знания обобщаются, конкретизируются, добавляются сложные случаи. Основным видом контроля здесь должно являться тестирование. Для 10-11 классов должны быть разработаны тематические тесты и заполняться таблица выполнения заданий по каждому ребенку, где отмечается его уровень овладения ЗУНами и развитие компетенций.
Эта система, на наш взгляд, в ближайшем будущем даст результат: успеваемость по предмету -100%, качество обученности - 80-100%, результаты ЕГЭ - успешные.
Немчинова Татьяна Владимировна, канд.педагогических нфук, доцент кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.
Nemchinova Tatiana Vladimirovna, cand. of pedagogical sci., reader of department CT, Buryat State University
Тонхоноева Антонида Антоновна, ст. преподаватель кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет
Tonkhonoeva Antonida Antonovna, a teacher of department CT, Buryat State University
670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected], ant [email protected]
УДК 378.147
бБк 74.580.2 Т.В. Немчинова, Т.А. Токтохоева
Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала
личности студента
В статье особое место уделяется исследовательскому методу обучения студентов, который организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, метод поектов, информационные технологии.
T. V. Nemchinova, T.A. Toktokhoeva Research activity as a component of creative potential of individuality the student’s
The special place in the article is given to a research method of training of students which will organise creative search and application of knowledge, provides mastering by methods of scientific knowledge in the process of activity on their search.
Key words: research activity, method of project, information technologies.
Кардинальные изменения общественной и культурной жизни, формирование рынка труда и профессий, быстро развивающаяся технологическая база профессиональной деятельности ориентируют систему образования на подготовку не только грамотного специалиста-исполнителя, но и самостоятельной, творчески развитой личности, критично и мобильно мыслящей, способной ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, способной к непрерывному самообразованию. Полноценное развитие личность может получить лишь в процессе деятельности, которая обеспечивала бы переход, трансформацию одного типа деятельности (учебный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей и действий, средств, предметов и результатов.
Среди разнообразия методов обучения особое место занимает исследовательский метод. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску. Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. В процессе реализации исследовательского метода обучения у студента формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельный и альтернативный подход к поиску решения проблемы и др. В контексте формирования знаний, умений и навыков на основе личностноориентированной модели образования и применения исследовательского метода обучения ведущая роль отводится методу проектов, основой которого является умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Метод проектов позволяет удачно сочетать признаки исследовательских, творческих, информационных проектов и одновременно ориентирован на междисциплинарные связи. Проектная деятельность позволяет студенту широко использовать информационные технологии не только на занятиях по информатике, но и при изучении других дисциплин. Для студента создаются благоприятные условия самостоятельной творческой работы за компьютером во внеурочное время. Используя дополнительные источники по исследуемой проблеме и Интернет, студент расширяет виды учебной деятельности (поиск и обработка информации по предмету). Все это предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией, дает возможности для профессионального роста, открывает новые творческие возможности.
На сегодняшний день перед высшей школой стоит задача - готовить не воспроизводителей знаний, умений и навыков, а активных и тактически гибких участников преобразований социосреды, обладающих творческим и самостоятельным мышлением. На наш взгляд, составляющими основных направлений научно-исследовательской работы являются:
• Включение в научно-исследовательскую деятельность способных студентов в соответствии с их интересами в той или иной области знаний.
• Обучение студентов работе с научной литературой, формирование информационной культуры научного исследования.
• Знакомство с передовыми технологиями в интересующей области знаний.
• Оказание практической помощи студентам в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
• Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
• Привлечение преподавателей к руководству научно-исследовательскими работами студентов.
• Рецензирование научно-исследовательских работ студентов при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
• Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, смотров-конкурсов творческих работ.
Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности начинается с первого самостоятельно написанного реферата, участия в конференции, олимпиаде, выполнения лабораторных и практических работ, участия в смотре-конкурсе творческих работ.
Как правило, те студенты, которые занимают призовые места в таком конкурсе, успешно учатся, принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности. Применение в учебновоспитательном процессе метода проектов позволяет студентам раскрыться, творчески подойти к изучаемым дисциплинам, создавать свои творческие проекты.
Ежегодно при кафедре ВТ и информатики БГУ проходит защита творческих проектов, выполненных студентами под руководством преподавателей. В конкурсе принимают участие студенты различных специальностей, как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла. К ним относятся и междисциплинарные проекты по технологии и информатике, по физике и информатике, по спец. дисциплинам, которые в итоге выливаются в своеобразный фестиваль творческих отчетов.
В 2008-09 учебном году был проведен конкурс исследовательских и творческих проектов среди студентов младших курсов различных специальностей по теме: «Применение информационных технологий в образовании». Работы принимались по двум направлениям: «Компьютерное графическое творчество» и «Мультимедиа проекты». Согласно разработанным положениям, были определены цели и задачи конкурса:
• Включение преподавателей и студентов в деятельность по разработке и применению новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе;
• Объединение преподавателей информатики и информационных технологий с преподавателями спец. дисциплин с целью установления межпредметных связей и для интеграции с другими учебными дисциплинами;
• Использование информационных технологий в роли дидактического инструмента в процессе изучения профильных дисциплин, стимулирование интереса студентов к информационным технологиям.
В конкурсе приняли участие 49 студентов. Было представлено 37 творческих проектов, как индивидуальных, так и коллективных. Работы оценивались членами конкурсной комиссии по нескольким номинациям, а участники лучших проектов были отмечены дипломами и ценными призами.
Участие в ежегодной студенческой научно-практической конференции свидетельствует о стремлении студентов к творческой, познавательной деятельности под руководством преподавателя и необходимости расширения знаний в области своих научных интересов.
В результате индивидуальной и коллективной деятельности каждый студент получает возможность собрать «портфолио» достижений, которое служит способом реализации его успехов и творческого потенциала. Содержание «портфолио» - это не только перечень занятых призовых мест, полученных грамот, но и предложенные идеи решения конструктивных задач, изобретения, исследовательские работы и т.д.
Участие в подобных конференциях дает возможность студентам познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий и получить практические навыки создания мультимедиа-приложений. Работая над мультимедиа-проектом, включающим графические или видео материалы, студенты получают опыт использования современных технических средств, с одной стороны, с другой - приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности, также студенты должны будут овладевать основами экранной культуры. Им нужно учиться понимать язык экранного произведения, закономерности восприятия цвета и образа. Эти вопросы в базовом курсе информатике не рассматриваются. Однако с развитием и внедрением мультимедиа-технологий художественный аспект уже нельзя оставлять без внимания. В процессе подготовки мультимедиа-проекта студенты знакомятся с такими понятиями, как гипертекст и гипермедиа. В проектах большая часть материалов представлена именно в виде таких структур. Мультимедиа-презентация как индивидуальный проект дает весьма полезный учебный эффект: студенты учатся самостоятельно подбирать необходимый материал для выражения своей идеи, структурировать собранный материал, составлять план выступления, выбирать адекватные комментарии и иллюстрации. Интересным проектом может стать создание личной web-странички.
Таким образом, можно заметить, что исследовательская деятельность во взаимосвязи с учебной и профессиональной деятельностью достаточно полно раскрывает творческий потенциал личности студента.
Немчинова Татьяна Владимировна, канд.педагогических наук, доцент кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.
Nemchinova Tatiana Vladimirovna, cand. of pedagogical sci., reader of department CT, Buryat State University.
Токтохоева Татьяна Александровна, ст. преподаватель кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университе
Toktokhoeva Tatiana Aleksandrovna, a teacher of department CT, Buryat State University
670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а., тел. 21-15-59, e-mail: [email protected], [email protected]
УДК 372.8: 51
бБк 74.262.21 Д.Д. Рыбдылова
Особенности процесса решения задач как показатели развития математического мышления учащихся
В статье рассматриваются некоторые особенности решения учащимися математических задач, по которым можно судить об уровне развития их математического мышления. Т акими особенностями являются целенаправленный выбор способа решения, установление общего способа решения задач одного класса, перенос способа решения задачи.
Ключевые слова: решение задач, теоретическое мышление, математическое мышление, теоретическое обобщение, рефлексия, анализ, внутренний план действий.
D.D. Rybdylova Peculiarities of problem solving process as indicators of mathematical thinking level
Some peculiarities of problem solving process are considered in the article. The peculiarities are: purposive choice of a solving method, discovery and carrying out a solving method.
Key words: problem solving, theoretical thinking, mathematical thinking, theoretical generalization, reflection, analysis, interior plan of operation
Одним из основополагающих принципов современных концепций математического образования является приоритет развивающей функции в обучении математике. Задача создания условий, способствующих развитию математического мышления школьников, является одной из основных задач обучения математике. Развитие мышления будем рассматривать как переход от эмпирического мышления к теоретическому, т.е. как переход от мышления, основывающегося на эмпирическом обобщении, к мышлению, основывающемуся на теоретическом обобщении. Под