Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной компетентности будущих специалистов в современном информационном обществе'

К вопросу о профессиональной компетентности будущих специалистов в современном информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчинова Т. В., Токтохоева Т. А.

В статье рассмотрены отличительные признаки информационного образа жизни современного человека, подчеркнута актуальность изучения и использования новых информационных технологий в будущей профессиональной деятельности современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About professional competence of future specialists in the modern information society

The article deals with some distinctive features of information life style of a modern person. It underlines the importance of new information technologies studying and using in future professional activity of a specialist in the new century.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной компетентности будущих специалистов в современном информационном обществе»

ления алгоритма «Решение систем линейных уравнений методом Крамера» для двух линейных уравнений с двумя неизвестными студенты быстро справляются с составлением алгоритма для решения систем из трех линейных уравнений с тремя неизвестными. Перевод комплексных чисел из одной формы в другую при использовании ИСМ также не вызывает сложностей.

Обобщая полученный опыт, можно сделать вывод, что ИСМ является эффективным ДС обучения при любой форме получения образования (очной, заочной, дистанционной), позволяет сформировать у учащихся навыки интерактивного самообучения, оптимизировать учебную деятельность, интенсифицировать учебный процесс. При конструировании ИСМ у студентов формируются навыки структурирования информации, умение сжато, образно, в логической взаимосвязи интерпретировать теоретическую информацию. Умение переводить с «языка знаков» на «язык образов» и, наоборот, позволяет школьникам и студентам работать с «неадаптированными» для представления на мониторе компьютера текстами.

Литература

1. Башмаков М. И. Информационная среда обучения / М.И.Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. - СПб. : СВЕТ, 1997. - 400 с.

2. Михеева С.Б. О технологии формирования готовности студентов к интерактивному самообучению в условиях филиала вуза / С.Б. Михеева / Материалы XIV Регион. науч. практ. конф. преподавателей математики и информатики школ, инновационных учебных заведений и вузов. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. - С.243.

References

1. Bashmakov M.I. Information environment of teaching / M.I. Bashmakov, S.N. Pozdnyakov, N.A. Reznik. -St^ters^!^: Svet, 1997. - 400 p.

2. Mikheeva S.B. About the technology of forming students’ preparedness for interactive self-education in the conditions of university branch / Materials of XIV regional scientific and practical conference of teachers of mathematics and computer sciences at schools, innovation institutions and higher educational institutions. - Irkutsk: The publishing house of Irkutsk state pedagogical university, 2007. - P. 243.

УДК 378.016:004 Н 508

Т.В. Немчинова, Т.А. Токтохоева.

Бурятский государственный университет Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: tavlad2000@mail., totaal@mail.ru

К вопросу о профессиональной компетентности будущих специалистов в современном информационном обществе

В статье рассмотрены отличительные признаки информационного образа жизни современного человека, подчеркнута актуальность изучения и использования новых информационных технологий в будущей профессиональной деятельности современного специалиста.

T. V. Nemchinova, T.A. Toktokhoeva

Buryat State University Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. E-mail: tavlad2000@mail., totaal@mail.ru

About professional competence of future specialists in the modern information society

The article deals with some distinctive features of information life style of a modern person. It underlines the importance of new information technologies studying and using in future professional activity of a specialist in the new century.

Процесс формирования информационного общества привлекает внимание исследователей, работающих в различных предметных областях. В России осуществляются программы, направленные на развитие информационных технологий - Федеральная целевая программа "Электронная Россия" на 2002-2010 гг. и Национальная стратегия "Россия в информационном веке".

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информа-

2008/15

тизации сферы образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и индивидуализации образовательного процесса. Умение применять в своей деятельности современные ИТ становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста.

Современный этап развития общества характеризуется невиданным ростом объема знаний и циркулирующих в нем потоков информации. Мощность и динамика этих потоков сегодня таковы, что справиться с ними человек может только в тех случаях, когда он использует современные средства информатики и новые высокоэффективные информационные технологии.

Основными отличительными признаками информационного образа жизни современного человека являются следующие:

- новое информационное окружение человека, которое проявляется в современном обществе повсеместно;

- информатизация деловой сферы, проявляющаяся во все более широком использовании новой информационной техники, систем связи и телекоммуникаций на рабочих местах, в офисах, лабораториях, научно-исследовательских центрах и учреждениях;

- все более высокая информатизация общественно-политической деятельности, обусловленная необходимостью проведения аналитических исследований, социологических опросов, проведения выборных кампаний и т.п.;

- информатизация сферы быта и отдыха, использование новых информационных видов развлечений, информатизация средств распространения массовой информации для населения;

- информатизация социальной сферы, а также развитие новых, информационных форм организации труда для людей с ограниченными возможностями;

- информатизация некоторых видов творчества в области архитектуры, дизайна, создания видеокомпозиций и музыкальных клипов, а также в области мультимедийных разработок и новых форм искусства, получивших название «экранного искусства»;

- информатизация сферы образования, проявляющаяся во все более широком использовании информационной техники, системы телекоммуникаций и автоматизированных баз данных и знаний в процессе обучения, самообразования и повышения профессиональной квалификации.

Информатизация деловой сферы привела к тому, что уже сегодня профессиональная деятельность большей части занятого населения в развитых странах по своей организации и содержанию выполняемой работы все в большей мере связывается с различными процедурами приема, передачи и анализа деловой информации с использованием средств современной информационной техники. Рабочие помещения современных банков, многих государственных и муниципальных предприятий сегодня по своему виду напоминают помещения вычислительных центров, чем обычную контору середины ХХ в. Аналогичным образом выглядят сегодня и научные лаборатории, библиотеки, правительственные учреждения и даже предприятия сферы бытового и социального обслуживания. Следовательно, уровень информационной подготовки современного специалиста становится все более важным фактором, который определяет его успехи в области профессиональной деятельности. Значение этого фактора в ближайшем будущем, вне всякого сомнения, будет только возрастать.

Именно поэтому система образования и повышения квалификации работоспособного населения должна уделять информационной подготовке специалистов первостепенное значение. В современных условиях эта подготовка уже не может ограничиваться только компьютерной грамотностью, т.е. простейшими знаниями об устройстве ЭВМ и элементарными навыками в использовании персональной вычислительной техники. Теперь необходима качественно новая информационная подготовка. Нам представляется, что современный специалист, который хочет иметь минимально необходимый для своей успешной деятельности уровень информационной подготовки, должен владеть следующими знаниями и умениями в области использования информационных ресурсов и информационного потенциала общества:

1. Иметь достаточные знания о функциональных возможностях современной информационной техники массового применения, используемой для информатизации учрежденческой деятельности (ПК, средствах связи и передачи данных, копировальной и множительной техни-

ки, электронных базах данных, библиотеках и архивах) и уметь практически использовать эти средства в своей профессиональной деятельности.

2. Иметь достаточно полные общие представления о существующих в мире глобальных информационно-коммуникационных системах и предоставляемых ими информационных услугах. При этом он должен уметь правильно формировать свои запросы к этим системам с учетом их информационных возможностей и ограничений. При этом желательно знать возможности и иметь практические навыки использования сети Интернет.

3. Иметь дополнительную профессиональную подготовку в области использования средств информационной поддержки той специфической области знаний, которая характерна для того или иного вида профессиональной деятельности.

Содержание таких учебных дисциплин, как, например, базовый курс «Информатика», «Новые информационные технологии», «Интернет и мультимедиа технологии», «Использование средств гипермедиа», «Использование вычислительной техники», «Интернет и телекоммуникации» и многих других, посвящено вопросам применения информационных технологий (ИТ) для решения широкого круга практических задач в сфере интересов специалиста и его профессионального самообразования. При этом совершенно естественно использование богатых возможностей ИТ не только на занятиях в компьютерных классах, где студенты изучают практические приемы работы, но и в процессе изложения материала на лекциях, в том числе и теоретического, описательного характера.

Студенты знакомятся с методами использования ИТ, которые могут сразу применять в образовательном процессе. Они овладевают современными издательскими технологиями подготовки документов, рефератов, курсовых работ. Выступления с докладами на семинарах и конференциях сопровождаются мультимедийными презентациями. Студенты знакомятся с гипертекстовыми технологиями подготовки Интернет-документов, технологиями математической обработки социально-экономической информации, технологиями анализа, структурирования и формализации информационных потоков для баз данных и информационных систем, технологиями лингвистической обработки текста с помощью систем автоматизированного перевода, интерактивными технологиями общения в Интернете. Они учатся работать эффективно, используя профессиональные приемы и перспективные мультимедийные средства. На кафедре проводятся конкурсы презентаций и сайтов среди студентов разных факультетов. Тематика и содержание работ отражают исследования в области научных интересов и часто связаны с будущей профессиональной деятельностью.

Уже на первом курсе, получив определенные представления об ИТ и приобретя некоторый опыт самостоятельной работы, значительная часть студентов готова применить их при изучении различных дисциплин. Наиболее естественным образом это может произойти, если ИТ используются на лекциях и практических занятиях в том или ином виде (при подготовке методических, иллюстративных, раздаточных или каких-либо других материалов).

Опыт использования ИТ в учебном процессе, приобретенный кафедрой вычислительной техники и информатики, безусловно, определен спецификой преподаваемых дисциплин. Студенты знакомятся с различным программным обеспечением, имеющим приложения в конкретной профессиональной деятельности, задания по различным дисциплинам информационного цикла разработаны с учетом профессиональной направленности каждой специальности. Организация самостоятельной работы студентов над учебным материалом создает условия для формирования и развития навыков самообразования.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате такого обучения, выпускники обладали необходимыми знаниями, умениями и навыками в области использования информационных технологий в будущей профессиональной деятельности, поскольку информатизация общества - объективно идущий процесс и выпускникам всех без исключения специальностей необходимо жить и работать в обществе с информационной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.