Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской деятельности в техникуме'

Организация научно-исследовательской деятельности в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской деятельности в техникуме»

- НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТЕХНИКУМЕ

Н. И. Коровкина, заведующая отделом по качеству и науке ГОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»

Научно-исследовательская деятельность в техникуме - это форма организации образовательного процесса, связанная с решением студентами творческой, исследовательской задачи в разных областях науки, техники, культуры и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по выбранной теме, овладение методикой исследования, сбор и анализ собственного материала, обобщение, выводы.

Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность имеет системный, поэтапный характер и начинается уже с первых курсов с последовательным усложнением учебных заданий. Для участников студенческого научного общества (СНО) предусмотрен факультативный образовательный курс «Основы подготовки к научной, исследовательской и социально-проектной деятельности», который состоит из теоретического и практического разделов.

Тематика исследовательских работ студентов рассматривается и утверждается в предметных цикловых комиссиях. Заведующий отделом по качеству и науке фиксирует в своих документах преподавательские и студенческие работы, научные руководители которых выбираются из числа преподавателей техникума.

Вовлечение студентов 1-го курса в творческую, исследовательскую работу начинается с проведения членами СНО интеллектуальных игр. По результатам из команд-победителей формируется команда для участия в городских интеллектуальных играх. Так, в течение последних двух лет студенты - члены СНО - в составе 8 человек, участвуя в городских интеллектуальных играх среди студентов учреждений высшего и среднего профобразования города Прокопьевска, занимают II командное место в полуфинале и IV место в финале, причем уже среди команд вузов города.

С 2004 года ежегодно техникум организует и проводит на своей площадке городскую научно-практическую конференцию. По итогам этой кон-

ференции издаётся сборник исследовательских работ студентов. В 2012/13 учебном году по инициативе администрации на базе техникума в феврале пройдет областная научно-практическая конференция «Актуальные научные исследования - 2013».

Традиционно студенты участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ, научно-практических конференциях различного уровня. Анализ участия студентов в городских, областных, региональных и всероссийских научно-практических

5,5 6,4 —йгТ—

3,7

Рис. 1. Количество студентов-участников ежегодных городских НПК от общего числа студентов (%)

Рис. 2. Количество студентов-участников НПК различного уровня от общего числа студентов (%)

о

I I

27Д

61

17

О

■ 4

13,6

.21

22А

■2Т

■ 52

40

■ 2011-: а 2010-:

■ 2009-:

■ 2008-:

100

■201 ■201 ■201 ■20)!

0 20 40 60 80 100 120

Рис. 3. Количество студентов-участников НПК различного уровня от общего числа за четыре учебных года (%)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -

конференциях (НПК) за четыре года представлен на диаграммах (рис. 1-3).

За обследуемый период среди студентов наблюдается устойчивое процентное увеличение участников НПК. Студенты техникума участвовали в НПК разного уровня, причем за последние два года наблюдается тенденция к снижению участников в конференциях городского и увеличению числа участников в конференциях областного и регионального уровней (рис. 3).

Отметим, что в 2011/12 уч. году 72 студенческие работы приняли участие в 12 НПК разного уровня и были опубликованы в сборниках конференций. Призовых мест - 22.

Также хочется добавить, что в 2011/12 уч. году студенческие работы участвовали в пяти конкурсах и олимпиаде.

• Международная олимпиада «Эрудиты планеты - 2011» - дипломы за активное участие.

• II Всероссийский заочный конкурс проектно-исследовательских работ студентов «Проблемы и тенденции развития экономических процессов в сфере общественного питания и торговли» (г. Омск) - диплом за I место (Н. Меркушева).

• Областной конкурс «Молодо-зелено» - защита работы «Социально ориентированная бизнес-идея» - диплом лауреата (Н. Меркушева).

• Областная выставка творческих работ студентов ОУ СПО (ГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум») - дипломы участников.

• Областной конкурс бизнес-проектов (г. Новокузнецк) - дипломы участников.

• Городские интеллектуальные игры между учреждениями высшего и среднего профессионального образования города - IV место в полуфинале, II финальное место.

Научно-исследовательская работа преподавателей - важнейшая составляющая его профессиональной деятельности, способствующая повышению педагогического мастерства. Для подготовки преподавателей к научно-исследовательской деятельности также предусмотрен ряд педагогических лекториев, семинаров по методике исследовательской и экспериментальной работы. Научно-методическая работа преподавателей планируется и проводится с учетом целей и задач учебного заведения, задач предметно-цикловой комиссии и индивидуальных потребностей преподавателя. Процесс научно-исследовательской работы и временные рамки планируются самим преподавателем и зависят от темы, опыта и мастерства преподавателя. Преподаватель самостоятельно выбирает форму научно-методической работы, тему исследования.

Тема научно-методической работы преподавателя может быть одной из частей общей темы учебного заведения, предметной комиссии либо

55 1

42 ■ ■

12

Рис. 4. Количество преподавателей-участников НПК различного уровня от общего числа преподавателей за четыре учебных года (%)

индивидуальной. Темы работ освещают актуальные проблемы современного образовательного процесса, преподаваемой дисциплины с выходом на современные проблемы педагогики, психологии, методики.

Результаты участия преподавателей в научно-практических конференциях за четыре года представлены на рисунке 4.

Из анализа диаграммы следует, что среди преподавателей наблюдается процентное увеличение участников НПК. Отметим, в 2011/12 уч. году 33 преподавателя приняли участите в 17 научно-практических конференциях как в очной, так и в заочной формах. Очных призовых мест -3, все работы были опубликованы в сборниках конференций. За этот же период преподаватели техникума приняли участие в четырех профессиональных конкурсах:

• Всероссийский заочный конкурс «Учитель! Перед именем твоим...» (Новосибирский центр бизнес-образования), диплом лауреата (О. В. Скоро-богатая).

• II Всероссийский конкурс, посвященный празднованию Года российской истории, среди учащихся и студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования (г. Санкт-Петербург) - участие авторского коллектива.

• Областной конкурс рационализаторов и изобретателей среди обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений Кемеровской области (г. Кемерово, КузГТУ) - диплом за III место (И. Л. Суховей).

• Областная выставка-ярмарка научно-методических материалов преподавателей государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2») -два сертификата в конкурсе методических разработок (Н. И. Коровкина, О. А. Куюмджи). Диплом победителя в номинации «Содержательность и разнообразие форм выставочных работ» (Л. А. Мироманова, Н. И. Коровкина).

Преподаватели техникума не останавливаются на достигнутом и активно продолжают искать новые формы исследовательской работы, что свидетельствует об удовлетворительной работе техникума в направлении «научно-исследовательская деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.