Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНИКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПО КОТОРЫМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНИКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПО КОТОРЫМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / НАЧАЛЬНИК РОВД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмаилова Т.С.

Организация начальником территориального органа МВД России на районном уровне (далее - начальник РОВД) применения норм ст. 157 УПК РФ предполагает четкое знание им порядка досудебного производства органами дознания и предварительного следствия, процессуального статуса дознавателя и следователя в связи с принятием к своему производству уголовного дела, процессуальных и организационных форм взаимодействия следователя с органом дознания. Начальник РОВД при реализации им уголовно-процессуальных функций в соответствии со ст. 40.2 УПК РФ должен точно трактовать содержание предоставленного ему полномочия поручать производство неотложных следственных действий по уголовному делу (п. 1 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ) [1]. В этой связи необходимо хотя бы кратко охарактеризовать организационно-правовые основы предварительного расследования уголовных дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исмаилова Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION BY THE HEAD OF THE TERRITORIAL BODY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA OF THE PRODUCTION OF URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS IN CRIMINAL CASES, FOR WHICH PRELIMINARY INVESTIGATION IS MANDATORY

Organization by the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level (hereinafter referred to as the head of the ROVD) of the application of the norms of Art. 157 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation implies a clear knowledge of the procedure for pre-trial proceedings by the bodies of inquiry and preliminary investigation, the procedural status of the interrogating officer and the investigator in connection with the acceptance of a criminal case for his proceedings, the procedural and organizational forms of interaction between the investigator and the body of inquiry. The head of the ROVD must accurately interpret the content of the authority granted to him to entrust the production of urgent investigative actions in a criminal case in the implementation of his criminal procedural functions in accordance with Art. 40.2 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation (clause 1,49.part 1, article 40.2 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation) [1]. In this regard, it is necessary to characterize at least briefly the organizational and legal foundations of the preliminary investigation of criminal cases.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНИКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПО КОТОРЫМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО»

УДК: 343.1

Исмаилова Татьяна Сергеевна,

начальник Ленского линейного отдела полиции Братского ЛО МВД России на транспорте, слушатель 1 курса 2 факультета

(государственное и муниципальное управление) Академии управления МВД России, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, г. Москва, Россия, 125993, e-mail: ismailova.tatyana1975@gmail.cоm

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНИКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПО КОТОРЫМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Аннотация. Организация начальником территориального органа МВД России на районном уровне (далее - начальник РОВД) применения норм ст. 157 УПК РФ предполагает четкое знание им порядка досудебного производства органами дознания и предварительного следствия, процессуального статуса дознавателя и следователя в связи с принятием к своему производству уголовного дела, процессуальных и организационных форм взаимодействия следователя с органом дознания. Начальник РОВД при реализации им уголовно-процессуальных функций в соответствии со ст. 40.2 УПК РФ должен точно трактовать содержание предоставленного ему полномочия поручать производство неотложных следственных действий по уголовному делу (п. 1 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ) [1]. В этой связи необходимо хотя бы кратко охарактеризовать организационно-правовые основы предварительного расследования уголовных дел.

Ключевые слова: неотложные следственные действия, уголовное дело, предварительное следствие, начальник РОВД.

Ismailova Tatyana Sergeevna,

Head of the Lensky Linear Police Department of the Bratsk District of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport, 1st year student of 2 faculties (state and municipal administration) Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

st. Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh, 8, Moscow, Russia, 125993, e-mail: ismailova.tatyana1975@gmail.com

ORGANIZATION BY THE HEAD OF THE TERRITORIAL BODY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA OF THE PRODUCTION OF URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS IN CRIMINAL CASES, FOR WHICH PRELIMINARY

INVESTIGATION IS MANDATORY

Annotation. Organization by the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level (hereinafter referred to as the head of the ROVD) of the application of the norms of Art. 157 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation implies a clear knowledge of the procedure for pre-trial proceedings by the bodies of inquiry and preliminary investigation, the procedural status of the interrogating officer and the investigator in connection with the acceptance of a criminal case for his proceedings, the procedural and organizational forms of interaction between the investigator and the body of inquiry. The head of the ROVD must accurately interpret the content of the authority granted to him to entrust the production of urgent investigative actions in a criminal case in the implementation of his criminal procedural functions in accordance with Art. 40.2 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation (clause 1,

part 1, article 40.2 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation) [1]. In this regard, it is necessary to characterize at least briefly the organizational and legal foundations of the preliminary investigation of criminal cases.

Key words: urgent investigative actions, criminal case, preliminary investigation, head of the ROVD.

Расследование преступлений и органы, его осуществляющие.

Досудебное производство по уголовным делам осуществляется в России в форме дознания и предварительного следствия. Процессуальные режимы дознания и следствия во многом совпадают, причем, если сравнивать УПК РСФСР 1960 г. и УПК РФ 2001 г., наблюдается отчетливая тенденция к сближению этих форм расследования. В текущий момент их отличия заключаются в следующем:

- расследуются разные категории уголовных дел: дознание проводится в отношении преступлений небольшой и средней тяжести, наказание за которые не строже пяти лет лишения свободы, а предварительное следствие ведется по остальным преступлениям;

- установлены разные сроки дознания и следствия: дознание должно быть завершено в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела с возможностью его продления до шести месяцев; рамки предварительного следствия ограничены двумя месяцами с возможностью продления их до момента истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности;

- разные субъекты расследования -дознаватели реализуют функцию дознания, следователи функцию предварительного следствия;

- подконтрольность дознавателей и следователей: первые осуществляют свою деятельность под контролем начальника органа дознания и надзором прокурора, процессуальный контроль над следователем является полномочием руководителя следственного органа, а прокурорский надзор за следствием значительно урезан.

В ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания отнесены ОВД (и входящие в их состав подразделения полиции) и иные

органы, имеющие полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (например, ФСБ, ФТС), а также органы, наделенные

процессуальными полномочиями

возбуждать уголовное дело и проводить по нему неотложные следственные действия с последующей передачей его следователю по подследственности.

Предварительное следствие

осуществляют следователи трех ведомств: Следственного комитета РФ, органов ФСБ, ОВД РФ. Между ними распределены уголовные дела путем перечисления в ст. 151 УПК РФ конкретных видов преступлений с указанием норм УК РФ, которыми они предусмотрены. Для упорядочения процесса расследования преступлений и исключения споров о том, какой орган и в какой форме должен расследовать уголовное дело, в УПК РФ введено понятие подследственности, учитывающее признаки уголовного дела, в соответствии с которыми определяется форма расследования (дознание или следствие), конкретное ведомство, следователи которого должны

расследовать уголовное дело, и, наконец, какое конкретно территориальное следственное подразделение должно производить расследование.

По итогам работы органов предварительного расследования в 2022 г. следователями ОВД окончено 288,9 тыс. уголовных дел, их удельный вес в общем количестве расследованных дел дознавателями и следователями составил 38,3 %. Прокурору было направлено 289,6 тыс. дел, в суд направлено прокурором 261,4 тыс. дел

с обвинительным заключением

и 6,9 тыс. дел с постановлением о применении мер медицинского характера.

Следователями СК за этот же период окончено 109,4 тыс. уголовных дел, их

удельный вес в общем количестве расследованных дел дознавателями и следователями составил 14,5 %. Прокурору было направлено 90,1 тыс. дел, в суд направлено прокурором 85,7 тыс. дел с обвинительным заключением и 2 тыс. дел с постановлением о применении мер медицинского характера.

Дознавателями ОВД за 2022 г. окончено 355,8 тыс. дел (47,2 % от общего количества расследованных дел). Прокурору направлено 329,7 тыс. дел, из которых в суд направлено 313,9 тыс. дел с обвинительным актом и 1,9 тыс. дел с постановлением о применении мер медицинского характера.

Объективная обусловленность

производства органом дознания неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно.

Исчерпывающе определив круг уголовных дел о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК РФ), закон допускает возможность начать

расследование такого уголовного дела органу дознания. Согласно ч. 1 ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому

предварительное следствие обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. В процессуальной литературе данная норма интерпретируется по-разному.

Принимая во внимание тот факт, что при производстве органом

дознания неотложных следственных

действий по возбужденному им уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно, возникает необходимость предпринять и процессуальные действия, носящие обеспечительный характер или

удостоверительный характер, обоснована постановка вопроса о расширении содержания данного уголовно-

процессуального института за счет включения в него наряду со следственными действиями и

процессуальных действий.

Так, допросу лица в качестве потерпевшего предшествует признание его таковым (ч. 1 ст. 42 УПК РФ). Причем закон содержит предписание о незамедлительности принятия решения о признании потерпевшим с момента возбуждения уголовного дела.

Точно также возникает необходимость в применении к подозреваемому мер процессуального принуждения в виде задержания, мер пресечения. Подобная типичная ситуация не оговаривается в законе, хотя есть все основания считать, что орган дознания обладает такими полномочиями. Приведем еще один пример. Обнаруженные в ходе неотложных следственных действий предметы, которые имеют признаки вещественных доказательств,

приобщаются к уголовному делу отдельным постановлением

(ст. 81 УПК РФ).

Изложенное указывает на более широкий спектр действий, которые орган дознания может применять в порядке реализации предоставленного ему права возбуждать уголовное дело не его подследственности с последующим проведением неотложных следственных действий. Вполне органично их сопровождают и определенные процессуальные действия.

Впервые термин «неотложные следственные действия» получил закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В УПК РСФСР 1960 г. он уже фигурирует в ст. 119 в связи с установлением компетенции по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, а также в ст. 132 при определении места производства предварительного следствия. Однако среди ученых-процессуалистов превалировало мнение о том, что выделение категории «неотложные следственные действия» носит условный характер, значимо лишь для уточнения компетенции органов дознания [2, с. 187]. На это прямо указывал В. И. Куклин, рассматривая назначение положений закона о неотложных

следственных действиях лишь в контексте конкретизации полномочий органов дознания в связи с их участием в расследовании уголовных дел,

подследственных следователям [3, с. 17].

Вопреки приведенному мнению, в УПК РФ феномен «неотложные следственные действия» получил более развернутое регулирование. Во-первых, их понятие прямо дано в п. 19 ст. 5 УПК РФ как действий, осуществляемых органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного

закрепления, изъятия и исследования. Во-вторых, неотложным следственным действиям посвящена в УПК РФ специальная статья 157 с одноименным названием. Текст данной статьи, состоящей из четырех частей, за время действия УПК РФ (с 1 июля 2002 г.) корректировался и дополнялся

пятнадцатью законами, последний из которых был принят в 2022 г.1 Такое «повышенное» внимание к нормативным предписаниям, касающихся неотложных следственных действий, указывает на их востребованность в практическом правоприменении и стремление законодателя оптимизировать

нормативную основу производства неотложных следственных действий. Вполне закономерно нормы о неотложных следственных действиях стали предметом научных исследований [4].

Анализируя законодательную

дефиницию неотложных следственных действий, В. А. Семенцов отмечает следующие ее существенные признаки: 1) следственные действия, имеющие характер неотложных, производятся только органом дознания; 2) они производятся по возбужденному уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) целями производства неотложных следственных действий

1 Федеральный закон от 07.10.2022 № 382-Ф3.

являются обнаружение и фиксация следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного

закрепления, изъятия и исследования [5, с. 72].

В правовой литературе также показывается объективная

обусловленность данного процессуального института: органы дознания и прежде всего ОВД наиболее приближены к населению и в рамках выполнения функции по поддержанию общественного порядка и безопасности выявляют преступления, на которые надлежит немедленно реагировать, пресекая их и обеспечивая сохранность доказательств независимо от подследственности преступления. В таких случаях закон предписывает органу дознания возбуждать уголовное дело и проводить неотложные следственные действия с последующей передачей уголовного дела компетентному органу расследования [6, с. 691-693].

Не совсем точно, что весьма значимо для начальника РОВД, выступающего и в роли начальника органа дознания, связывать возможность дачи им поручения о возбуждении уголовного дела, по которому обязательно предварительное следствие, и производстве по нему неотложных следственных действий с наличием объективных препятствий для прибытия на место совершения преступления следователя. Подобный подход к трактовке сущности уголовно-процессуальных норм, регулирующих неотложные следственные действия, выглядит усеченным. В ч. 3 ст. 157 УПК РФ предусмотрено направление органом дознания руководителю следственного органа уголовного дела, по которому проведены неотложные следственные действия, в срок не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Трудно представить ситуацию, когда следователю требуется до 10 суток для принятия указанного уголовного дела к своему производству. Поэтому здесь учитываются и другие обстоятельства, позволяющие органу дознания

использовать 10-суточный срок для продолжения расследования,

а осуществляемые им следственные действия считать неотложными.

Решение о возбуждении уголовного дела для производства неотложных следственных действий с целью раскрытия и расследования преступлений,

подследственных следователю, часто является способом реализации в уголовном процессе оперативно-розыскных и иных данных, которые Законом об ОРД признаются поводом и основанием возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 11). В криминалистическом аспекте правила производства неотложных следственных действий, закрепленные в ст. 157 УПК РФ, могут рассматриваться в качестве уголовно-процессуальной формы проведения завершающей части тактической комбинации или операции, сочетающей следственные и

процессуальные действия с иными тактическими мероприятиями,

позволяющими обеспечить расследование преступлений «по горячим следам».

При организации проведения органом дознания неотложных следственных действий начальник органа дознания должен иметь в виду, что в соответствии с положениями п. 19 ст. 5, ст. 157 УПК РФ орган дознания вправе возбуждать уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, и проводить по нему неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного

закрепления, изъятия и исследования. Как видно, законодатель не ввел для органа дознания запрета вторгаться без поручения следователя в зону его процессуальной ответственности. Более того, органу дознания разрешено в течение десяти суток со дня возбуждения уголовного дела продолжать начатое расследование, сочетая его с оперативно-розыскными мероприятиями.

Можно с достаточно высокой степенью вероятности полагать, что право органа дознания возбудить уголовное дело о преступлении «не своей

подследственности» и провести по нему

комплекс неотложных следственных действий обусловлено публично-правовыми интересами пресечения и раскрытия преступлений, что во многом и способствует достижению назначения уголовного судопроизводства.

Нельзя еще раз не обратить внимание на то, что проводимые органом дознания в соответствии со ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия позволяют использовать результаты ОРД в уголовном процессе, которые в зависимости от вида и обстоятельств следственного действия могут учитываться при принятии решения о производстве такого действия либо служить полноценным основанием его проведения [7, с. 52]. Это представляет определенный интерес в организационном аспекте, поскольку может влиять на решение начальника органа дознания использовать институт неотложных следственных действий при выявлении признаков преступления, по которому

предварительное следствие обязательно, либо передать соответствующие материалы руководителю следственного органа.

В заключение обозначим еще один вопрос, вытекающий из содержания ст. 157 УПК РФ. Когда неотложные следственные действия не позволили обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания, направив уголовное дело руководителю

следственного органа, обязан проводить розыскные действия и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление. В этой части инициатива и фактическое проведение указанных мер полностью находятся в зоне ответственности начальника РОВД. При этом следует осторожно подходить к трактовке термина «оперативно-розыскные меры», содержание которого ни в УПК РФ, ни в Законе об ОРД не раскрывается. Закон предпочитает использовать более прозрачные категории «розыскные действия» и «оперативно-розыскные мероприятия».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Россинский С. Б. Орган дознания как объект уголовно-процессуального регулирования // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 101 -109.

2. Алексеев Н. С., Даев В. Г., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. 252 с.

3. Куклин В. И. Неотложные следственные действия. Казань, 1967. 142 с.

4. Шахнавазов Р. А. Производство неотложных следственных действий как уголовно-процессуальный институт : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 225 с.

5. Семенцов В. А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики). Екатеринбург, 2006. 300 с.

6. Курс уголовного процесса / под ред. Л. В. Головко. 3-е изд., испр. и доп. Москва, 2021. 1278 с.

7. Кальницкий В. В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве основания для производства следственных действий // Законодательство и практика. 2022. № 1. С. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.