Научная статья на тему 'Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность дознавателя'

Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность дознавателя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1086
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гредягин Игорь Владимирович

Дознание форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголо в но му д ел у, по кото р о му про и зв од с тво пред в ари тель но го с л ед с тв ия не о бязатель но (п. 8 ст. 5 УПК РФ). На сего-дняшний день с учетом всех изменений, предварительное расследование на территории РФ производиться в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ч.1 ст. 150 УПК РФ). Предварительное расследование в форме дознания производиться по уголовным делам о преступлениях, ука-занных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемых в отношении конкретных лиц (более 130 составов преступления), а также по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Все это указывает на весомый вклад органа дознания и дознавателей в борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность дознавателя»

Г редягин Игорь Владимирович

соискатель кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612583757)

Процессуальный статус и процессуальная самостоятельность дознавателя

Аннотация

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). На сего-дняшний день с учетом всех изменений, предварительное расследование на территории РФ производиться в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ч.1 ст. 150 УПК РФ). Предварительное расследование в форме дознания производиться по уголовным делам о преступлениях, ука-занных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемых в отношении конкретных лиц (более 130 составов преступления), а также по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Все это указывает на весомый вклад органа дознания и дознавателей в борьбе с преступностью.

Annotation

Inquiry - the form of preliminary investigation which is carried out by the investigator (inspector), on criminal case on which preliminary investigation manufacture isn't obligatory (item 8 of item 5 CPC the Russian Federation). On this day put taking into account all changes, preliminary investigation in territory of the Russian Federation to be made in the form of preliminary investigation or in the form of inquiry (ч.1 item 150 CPC the Russian Federation). Preliminary investigation in the form of inquiry to be made on criminal cases about crimes, signed in item 1 ч. 3 items 150 CPC the Russian Federation raised in the relation of concrete persons (more than 130 structures of a crime), and also on criminal cases about other crimes of small and average weight - under written instructions of the public prosecutor (item 2 ч. 3 items 150 УПК the Russian Federation). It specifies all in the powerful contribution of body of inquiry and investigators in struggle against criminality.

Ключевые слова: дознание, дознаватель, прокурор, процессуальный статус, процессуальная самостоятельность, предварительное расследование, уголовное дело, преступление, субъекты правоотношений, следственные действия.

Key words: inquiry, the investigator, the public prosecutor, the remedial status, remedial independence, preliminary investigation, criminal case, a crime, subjects of legal relationship, investigatory actions.

октября 1992 года МВД РФ был издан приказ № 368 "О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно" [1], в соответствии с ним был утверждено Примерное положение об организации специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности. Согласно данному положению были образованы специализированные подразделения дознания, определены полномочия должностных лиц (начальников МОБ

МВД, ГУВД, УВД, РОВД) по руководству подразделениями дознания, определены обязанности начальника специализированного подразделения дознания и дознавателей.

Приказ № 493 МВД РФ "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности (местной милиции) по раскрытию и расследованию преступлений" [2] от 12 августа 1998 г. и утвердил примерное положение об управлении (отделе, отделении) по организации милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. Также приказ устанавливал задачи, функции подразделений дознания, компетенцию их

43

руководителей и дознавателей.

Все эти изменения были реализованы в УПК РФ, введенным в действие в июле 2002 г. Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). На сегодняшний день с учетом всех изменений, предварительное расследование на территории РФ производиться в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ч.1 ст. 150 УПК РФ). Предварительное расследование в форме дознания производиться по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемых в отношении конкретных лиц (более 130 составов преступления), а также по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Все это указывает на весомый вклад органа дознания и дознавателей в борьбе с преступностью. Поэтому позволю себе не согласиться с утверждением, что "...процессуальная самостоятельность следователя всегда была и будет выше, нежели процессуальна самостоятель-

ность дознавателя. Это диктуется различием в сложности расследуемых дел" [3, 37]. Во-первых, такой подход к проблеме позволяет говорить, что процессуальная самостоятельность следователя следственного комитета при прокуратуре РФ, должна быть выше процессуальной самостоятельности следователя следственного подразделения органов внутренних дел. Во-вторых, подследственность не определяет криминалистическую сложность расследования. Криминалистическая сложность характеризует содержательную сторону расследования как деятельности, характеризует процесс расследования, отражает объективно необходимые силы, средства для достижения истины, способы, объем и интенсивность их применения, что обуславливает протяженность расследования [ 4, 21-23]. В-третьих - условия, ограничивающие процессуальную самостоятельность следователя и дознавателя, образуют определенную систему, изменение структурных элементов данной системы в любую сторону, объективно должно приводить к изменению объема процессуальной самостоятельности. Что в свою очередь незамедлительно должно находить отражение в уголовно-процессуальном законе.

В УПК РФ появилась новая процессуальная фигура - дознаватель. Дознаватель - должност-

ное лицо органа дознания, правомоченное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия предусмотренные настоящим кодексом (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Бесспорно, в этих пунктах, говориться о дознании как форме предварительного расследования. Но в ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания законодатель относит органы внутренних дел, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативнорозыскной деятельности; органы федеральной службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, т.е. на которые возложена обязанность, выполнения следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. В компетенцию этих органов производство предварительного следствия не входит, и производство ими неотложных следственных действий, обусловлено объективной необходимостью обнаружению и фиксации следов преступления. Так как к моменту вступления в уголовный процесс следователя и дознавателя следы могут быть утрачены. И хотя субъектом производства неотложных следственных действий назван только орган дознания, тем не менее, их производство будут осуществлять конкретные сотрудники этих органов, следовательно, этот сотрудник становился дознавателем [5. 20-21]. По-лучилось, что в понятие дознание и дознаватель законодатель вложил возможность двойственного толкования: дознание как форма предварительного расследования и дознание как деятельность по уголовным делам, по которым производства предварительного следствия обязательно.

Некоторые авторы указывают, что законом от 29 мая 2002 г. в число субъектов дознания, по уголовному делу, по которому производство предва-рительного следствия необязательно, был добавлен следователь. И что этим законодатель пусть и косвенно, но подчеркнул слабость процессуальной формы дознания. Позволим себе не согласиться с этим мнением. Скобки - парный знак препинания для выделения отдельных слов или частей предложения, содержащих пояснение к основному тексту. Мы считаем, что законодатель, таким образом, указал именно на то, что дознаватель, это лицо производящее предварительное расследование

44

в форме дознания и что иные виды деятельности ему не свойственны. И говорить здесь следует не о слабости процессуальной формы дознания, а о самостоятельном субъекте наделенным правом производства предварительного следствия в форме дознания. Созданные в 1992 г. специализированные подразделения дознания стали органами расследования в структуре местной милиции [6]. Поэтому не следует ставить знак равенства между отдельным структурным подразделением милиции общественной безопасности - службой дознания и органом дознания. Справедливо замечено, что на службу дознания ".не может быть возложен весь объем функций, принадлежащих всей милиции как органу дознания" [7]. Сейчас под дознанием понимается: [8, 35-36]

1) деятельность административных органов, направленную на обнаружение и закрепление следов преступления, установление и задержание подозреваемых путем производства неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

2) проведение полного расследования уголовных дел, отнесенных к их компетенции, деятельность, осуществляемую в точном соответствии с уголовно-процессуальным законом и под надзором прокурора.

К сожалению нормы уголовно-процессуального кодекса РФ сконструированы таким образом, что происходит смешение этих видов деятельности. Например, в п. 7 ст. 5 "Основные понятия, используемые в настоящем кодексе" говорится, что "дознаватель - должностное лицо, органа дознания, правомочное осуществлять предварительное следствие в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом". Ст. 41 УПК РФ, которая озаглавлена "Дознаватель", фактически речь идет о сотрудниках органа дознания внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и осуществляющих производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного расследования обязательно. Это подтверждает и анализ ч. 2 ст. 41: "Не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия". Конечно, можно предположить, что указанные в п. 7 ст. 5 ".иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом" и есть оперативнорозыскные мероприятия. Но, тогда происходит, не-предусмотренное законодателем наделение

дознавателя такими полномочия-ми, которые нарушают основные принципы уголовного судопроизводства. Представляется необходимым избегать таких разночтений и привести действующий УПК РФ в состояние, в котором будут четко разграничено дознание как форма предварительного расследования и деятельность органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательна, а под дознавателем не будут пониматься различные по статусу участники уголовного процесса.

Во-первых, необходимо все нормы касающиеся производства дознания как формы предварительного расследования объединить в главе 32. "Дознание". Во-вторых, п. 7 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: "дознаватель - должностное лицо подразделения дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом". Добавить в эту же статью п. 8? следующего содержания: "дознание - деятельность органа дознания по выполнению неотложных следственных действий и иных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно". Добавить п. 24: "подразделение дознания -

специализированное подразделение милиции общественной безопасности, осуществляющее предварительное расследование в форме дознания". А п. 24 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей формулировке: "органы дознания -государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание (неотложные следственные действия и иные действия) по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно". Во-вторых, необходимо избежать употребления понятия дознаватель в отношении сотрудников органа дознания, которым поручено осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Мы не думаем, что такого сотрудника следует называть "инспектор дознания" [ 9, 33-34], т.к. это приведет к наделению работников соответствующих подразделений, пусть временной, но дополнительной должностью. Более приемлемым нам кажется мнение о том, что "если орган дознания поручает кому-либо производство неотложных следственных действий, то на арене появляется новый субъект уголовного процесса - лицо, производящее неотложные

45

следственные действия" [10, 27-28]. Поэтому предлагаю в ст. 5 УПК РФ добавить п. 14?: "лицо, производящее дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно - сотрудник органа дознания уполномоченный осуществлять неотложные следственные действия и иные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно".

Соответственно ст. 41 УПК РФ назвать "Лицо, производящее дознание по уголовным делам" и изложить в следующей редакции:

"1 .Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего кодекса, возлагаются на лицо, производящее дознание по уголовным делам, начальником органа дознания или его заместителем.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Лицо, производящее дознание по уголовным делам, уполномочено:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для лица, При этом лицо,

производящее дознание по уголовным делам, вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения".

1. Отменен п. 16. приказом МВД РФ № 493.

2. Отменен п. 8. приказом МВД РФ № 618.

3. Наметкин Д.В. Процессуальная самостоятельность органов и лиц, ведущих предварительное расследование: Дисс. ...канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007. С. 37.

4. Зеленский В.Д. Проблемы организации расследования преступлений. Краснодар, 1998. б С. 21-23.

5. Экенов М.Б. Процессуальный статус дознавателя: Дисс. .канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007. С. 20-21.

6. Экенов М.Б. Указ. соч. С. 21.

7. Энциклопедический словарь /Большой словарь русского языка. Target-Multimedia, 2007.

8. Седова Г. И. Процессуальные и криминалистические проблемы деятельности органов дознания: Дисс. .канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 28.

9. Одинцов В.Н. Производство дознания органами внутренних дел Российский Федера-ции: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2004. С. 35-36.

10. Седова Г. И. Указ. соч. С. 33-34.

11. Эркенов М.Б. Процессуальный статус дознавателя: Дис. .канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007. С. 27-28.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.