Научная статья на тему 'Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел'

Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2669
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОЗНАНИЕ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митюкова Марина Александровна

Статья посвящена изучению производства предварительного расследования в форме дознания, определен перечень органов, наделенных правом производства дознания, исследованы процессуальные полномочия начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания. Определяется процессуальное положение начальника органа дознания в ходе расследования преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел»

ПРАВО И ПРАВОСУДИЕ

© 2004 г. М. А. Митюкова

ПОЛНОМОЧИЯ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 к органам дознания относятся органы внутренних дел РФ. Милиция независимо от уровня органов внутренних дел (горрайлинорганов внутренних дел, управлений (отделов, отделений) внутренних дел на закрытых административно-территориальных образованиях, режимных и особо важных объектах УРО (8 ГУ) МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД) УРО (8 ГУ) МВД России) является структурным подразделением каждого из них, в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О милиции» деятельностью милиции руководят соответствующие начальники органов внутренних дел, одновременно являющиеся начальниками органа дознания.

В соответствии со ст. 8, 9 Закона РФ «О милиции», криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются самостоятельными органами дознания. Создание в милиции двух государственных органов, наделенных полномочиями органа дознания, на протяжении всего периода их существования вызывало и вызывает вопросы о разграничении их полномочий, в том числе уголовно-процессуальной компетенции. Требовали своего разрешения и вопросы о разграничении процессуальных полномочий между начальником органа внутренних дел и начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности. С принятием нового уголовно-процессуального закона разрешение указанных вопросов носит еще более острый характер.

На криминальную милицию в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О милиции» возложены задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам, о которых обязательно производство предварительного следствия. В соответствии с Законом РФ «О милиции» криминальная милиция является самостоятельным органом дознания, она вправе производить неотложные следственные действия по закреплению следов преступления. Анализ практики показывает, что криминальная милиция, являясь оперативно-розыскным органом, реализует свои полномочия с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, и осуществляет дознание лишь в форме проведения неотложных следственных действий, когда возникает необходимость в незамедлительном закреплении следов преступления. При получении сведений о совершении очевидных преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями передают собранные мате-

риалы через начальника органа внутренних дел в специализированные подразделения дознания милиции общественной безопасности.

Задачами милиции общественной безопасности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В соответствии с Законом РФ «О милиции» милиция общественной безопасности также является самостоятельным органом дознания и осуществляет расследование преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, в форме дознания, а также при необходимости производства неотложных следственных действий по закреплению следов преступления по делам, о которых обязательно предварительное следствие, производит их.

Таким образом, Закон РФ «О милиции» закрепляет два самостоятельных органа дознания и вступает в противоречие с действующим Уголовно-процессуальным кодексом РФ, поскольку УПК РФ закрепляет исчерпывающий перечень органов дознания, в котором органы милиции не предусмотрены. Противоречит УПК РФ и разъяснение Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ « О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел» от 9 сентября 1993г. № 25/ 15-119-93 и № 3986, в соответствии с которым процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители.

Статья 40 УПК РФ называет в качестве органа дознания органы внутренних дел, соответственно начальником органа дознания должен являться начальник органа внутренних дел. Анализ ведомственных актов в период действия Закона РФ «О милиции» свидетельствует о том, что процессуальными полномочиями органа дознания наделялись начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, на начальника органа внутренних дел возлагались в основном организационные полномочия. Указав в качестве органа дознания органы внутренних дел, законодатель тем самым наделяет полномочиями органа дознания орган внутренних дел и соответственно его начальник, статус которого определяется статусом возглавляемого им органа, является начальником органа дознания. Бесспорно, что полномочиями того или иного органа в полном объеме обладает его руководитель, начальник органа сам входит в штат учреждения, содержание его деятельности, а, следовательно, и его право-

вой статус производен от содержания статуса ор-гана1.

В соответствии с Положением о министерстве внутренних дел министр внутренних дел утверждает Типовые положения горрайлинорганов внутренних дел, управлений (отделов, отделений) внутренних дел на закрытых административно -территориальных образованиях, режимных и особо важных объектах УРО (8 ГУ) МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД (ОВД) УРО (8 ГУ) МВД России), в которых он с учетом действующего законодательства указывает подразделения органов внутренних дел, осуществляющих дознание, а так же руководителей подразделений, наделяемых полномочиями начальника органа дознания. В тоже время, все начальники территориальных и специализированных органов внутренних дел в силу занимаемой должности наделяются процессуальными полномочиями начальника органа дознания, поскольку органы внутренних дел прямо указаны в УПК РФ в качестве органа дознания.

Следовательно, положения Закона «О милиции» в части наделения правами самостоятельного органа дознания криминальную милицию и милицию общественной безопасности противоречат УПК РФ, милиция (криминальная осуществляет производство неотложных следственных действий по закреплению следов преступления, общественной безопасности - расследование в полном объеме подведомственных дел и производство неотложных следственных действий) является подразделением, реализующим функцию дознания, органа, который в соответствии с законом является органом дознания (органа внутренних дел). Соответственно в Закон РФ «О милиции» требуется внесение изменений - в ст. 8 и 9 названного закона должно быть указано, что на криминальную милицию и милицию общественной безопасности возлагается производство дознания (но самостоятельными органами дознания они не являются). В противном случае, при сохранении в милиции двух органов дознания - милиции общественной безопасности и криминальной милиции, требуется внесение соответствующих изменений в УПК РФ с четким определением полномочий каждой из милиций с учетом сложившейся практики.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ начальник органа внутренних дел является начальником органа дознания, пользуется всеми предоставленными ему полномочиями, в том числе при производстве уголовно-процессуальной деятельности. В системе органов внутренних дел производство дознания возлагается на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В силу занимаемой должности начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности являются заместителями соответствующих начальников органов внутренних дел и в силу функциональных обязанностей они вправе поручать производство дознания сотрудникам своих подразделений (ст. 8, 9 Закона РФ «О милиции»). Таким образом, полномочиями начальника органа

1 Мищенко А. А. Правовой статус начальника как основного субъекта управления горрайоргана внутренних дел: дис....канд. юрид. наук. М.1989. С. 30.

дознания в ходе производства по уголовным делам в соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ наделяются начальник органа внутренних дел, а также его заместители - начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Данные должностные лица могут возложить (делегировать) исполнение обязанностей начальника органа дознания на другое лицо ( начальника отдела дознания в РОВД). Но при этом они сами не утрачивают полномочий начальника органа дознания - они вправе поручать производство дознания конкретным должностным лицам своего подразделения и осуществлять контроль за действием лиц, которым они делегировали те или иные свои полномочия.

Нормативно закрепленная структура органов, четкое разграничение процессуальных полномочий должностных лиц создают предпосылки устойчивости всей системы досудебного производства и гарантируют от случайностей и субъективизма при принятии ими решений.

Процессуальные полномочия начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания определяются требованиями уголовно-процессуального закона. Начальник органа дознания вправе пользоваться всеми процессуальными полномочиями органа дознания, действуя от имени органа дознания - рассматривать и разрешать сообщения о преступлении, возбуждать с согласия прокурора уголовное дело, лично производить расследование в форме дознания и др., а также действовать в процессе как самостоятельная процессуальная фигура, реализуя полномочия, предоставленные начальнику органа дознания.

В отличие от УПК РСФСР, Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации наделил начальника органа дознания полномочиями по осуществлению процессуального руководства расследованием преступлений в форме дознания. Анализ статуса начальника органа дознания, позволяет сделать вывод о его сходстве с процессуальным статусом начальника следственного отдела, вместе с тем начальник органа дознания к участникам процесса со стороны обвинения не отнесен. Однако бесспорно, в классификации участников процесса, используемой законодателем, начальник органа дознания примыкает к стороне обвинения, его полномочия по осуществлению процессуального руководства дознавателями определяются задачами, решаемыми данными должностными лицами в ходе предварительного расследования. Следовательно, деятельность начальника органа дознания направлена на быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников предварительного расследования, ограждение невиновных от неосновательного обвинения.

Процессуальное положение начальника органа дознания в ходе расследования преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, может быть охарактеризовано так -это должностное лицо:

а) отвечающее за проведение расследования в форме дознания ( начальник органа дознания,

пользуясь полномочиями органа дознания вправе сам провести расследование уголовного дела в форме дознания);

б) поручающее проведение дознания дознавателю;

в) дающее согласие дознавателю на проведение определенных процессуальных действий;

г) контролирующее законность производства следственных и процессуальных действий;

д) утверждающее обвинительный акт, завершающий дознание.

В ходе осуществления уголовнопроцессуальной деятельности по расследованию преступлений между начальником органа дознания и лицами, производящими дознание, возникают уголовно-процессуальные отношения.

Отношения руководства начальником органа дознания «сотрудниками, участвующими в стадии возбуждения уголовного дела и производстве дознания, - как отмечал И. М. Гуткин, - должны носить уголовно-процессуальный характер»2.

Однако УПК РСФСР упоминал о начальнике органа дознания только применительно к протокольной форме досудебной подготовки материалов и не регулировал его отношения с лицом, производящим дознание. Это дало основание части авторам высказать в юридической литературе точку зрения, что указанные отношения носят исклю-

3

чительно ведомственный характер .

УПК РФ наделил начальника органа дознания широким кругом процессуальных полномочий по осуществлению процессуального руководства расследованием преступлений в форме дознания:

1) продлевает до 10суток в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ, срок проверки поступившего сообщения о преступлении (ч. 1, 3 ст. 144 УПК РФ);

2) возлагает полномочия органа дознания на дознавателя (ч. 1 ст. 41 УПК РФ);

3) дает согласие дознавателю на проведение определенных процессуальных действий;

4) дает обязательные для дознавателя указания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

5) утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК РФ).

Ряд полномочий начальника органа дознания по организации расследования преступлений регулируется ведомственными актами.

В соответствии с п. 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешении в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях от 13 марта 2003 г. должностное лицо органа дознания (штатный дознаватель или иной аттестованный сотрудник милиции) проводит проверку поступившего сообщения о готовящемся либо совершенном преступлении по распоряжению начальника органа дознания либо лица, исполняющего его обязанности. На практике указан-

2 Гуткин И. М. Вопросы совершенствования процессуального и организационного руководства в сфере дознания // Совершенствование уголовно0процессуальной деятельности органов внутренних дел. М., 1984. С. 12.

Михайлов В. А., Солонченко Е. Г. Уголовно-процессуальная деятельность Федеральных органов налоговой полиции России.

М., 1994. С. 12.

ное полномочие реализуется, как правило, начальником районного отдела внутренних дел.

Срок проверки поступившего сообщения о готовящемся либо совершенном преступлении по общему правилу не должен превышать 3 суток со дня его поступления. Однако, когда для установления оснований возбуждения уголовного дела требуется более длительный срок (необходимо истребовать документы, получить дополнительные объяснения и т. п.), уполномоченное должностное лицо вправе обратиться с ходатайством к начальнику органа дознания о продлении срока проверки до 10 суток. Указанное ходатайство в виде постановления (приложение к УПК № 9) направляется начальнику органа дознания, решение о продлении срока проверки указывается начальником органа дознания в бланке постановления. Отметим, что по действующему уголовно-процессуальному закону, продление срока проверки поступившего сообщения о преступлении - это единственное процессуальное действие, производимое с согласия начальника органа дознания (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Расследование в форме дознания производится по очевидным преступлениям, когда на момент возбуждения уголовного дела подозреваемый известен. Поэтому требуется особая тщательность при проведении проверки поступившего сообщения о готовящемся либо совершенном преступлении.

Введение законодателем в УПК РФ правила о продлении срока проверки сообщения или иной информации о преступлении начальником органа дознания (в отличие от фактически автоматического продления срока до 10 суток по УПК РСФСР) способствует повышению ответственности должностных лиц органа дознания за своевременное и полное проведение проверок по поступившим сообщениям о преступлениях, осуществлению контрольных полномочий начальником органа дознания на ранних этапах производства, предшествующих возбуждению уголовного дела, что в свою очередь в определенной мере гарантирует правильное и своевременное принятие решений о возбуждении уголовного дела, его успешное расследование в дальнейшем. Вместе с тем анализ практики показывает, что при получении сообщения органами дознания об очевидном преступлении, предусмотренном ч. 3 ст. 150 УПК РФ, проведение проверки занимает, как правило, несколько часов. Продление сроков проверки происходит, как правило, по неочевидным преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 150 УПК РФ, что обусловлено распоряжениями начальников органов внутренних дел, поскольку в течение 10 суток возможно будет установлен подозреваемый и производство расследование будет осуществлено в форме дознания, что оградит следователей от излишней работы по расследованию преступлений небольшой и средней тяжести.

Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и отнесенных к подследственности органов внутренних дел (милиции), осуществляется дознавателями (следователями) органов внутренних дел. Начальник органа дознания вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести рас-

следование в полном объеме, пользуясь полномочиями органа дознания (п.1 ч. 2ст. 40 УПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК РФ полномочия по проведению расследования уголовных дел в форме дознания, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания либо его заместителем. Указанные полномочия могут быть возложены как на дознавателя подразделения дознания, так и по решению начальника органа дознания на другого сотрудника подразделений милиции, который в этом случае наделяется процессуальными полномочиями дознавателя (является дознавателем по конкретному уголовному делу - п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Анализ практики показал, что расследование уголовных дел о преступлениях, по которым предварительное следствие необязательно, в основном поручается дознавателям подразделения дознания милиции общественной безопасности, они расследуют более 90 % уголовных дел рассматриваемой категории. В практике деятельности органов дознания все полученные сообщения, материалы проверок, а также уголовные дела, возбужденные в течение дежурных суток, поступают к начальнику органа внутренних дел, который направляет их в соответствующие подразделения; материалы, уголовные дела, по которым предварительное следствие необязательно, направляются в отделы дознания милиции общественной безопасности. Начальник отдела дознания (являющийся по должности заместителем начальника милиции общественной безопасности) с учетом загруженности, опыта работы и квалификации дознавателей, поручает расследование уголовного дела конкретному дознавателю. Как правило дело, возбужденное дознавателем в период дежурных суток расследуется им же, но не всегда, при большой загруженности дознавателя, его расследование поручается другому сотруднику подразделения дознания (на это обстоятельство указали 70 % опрошенных), учитывается специализация дознавателей - 30 % опрошенных, 10 % опрошенных указали на учет квалификации дознавателей, 2% -иные критерии.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК РФ начальник органа дознания вправе давать дознавателю обязательные для исполнения указания по расследованию уголовных дел. Указания начальника органа дознания должны даваться в письменной форме и являются обязательными для исполнения. В случае несогласия дознавателя с указаниями начальника органа дознания, он вправе их обжаловать надзирающему прокурору, обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

На практике указания по расследованию уголовных дел даются дознавателям по вопросам производства следственных действий, квалификации содеянного, применения мер процессуального принуждения к участникам процесса, мер пресечения к подозреваемому. Необходимо отметить, что такие указания даются начальником подразделения дознания, который полномочиями начальника органа дознания не наделен. В силу этого указания даются преимущественно в виде устных распоряжений - при обобщении практики мы не встретили ни одного уголовного дела, в котором

были бы письменные указания начальника подразделения дознания либо начальника милиции общественной безопасности. Более того, анализ практики свидетельствует, что фактически процессуальный контроль за деятельностью дознавателей при расследовании уголовных дел осуществляется начальниками подразделений дознания -именно начальник отдела дознания РОВД осуществляет систематический контроль за законностью и обоснованностью проводимого расследования, проверяет уголовные дела, дает указания о производстве следственных и процессуальных действий, несет персональную ответственность перед руководством органов внутренних дел за работу отдела. Поскольку полномочиями начальника органа дознания начальник подразделения дознания не наделен, ему следовало бы делегировать их начальником органа внутренних дел, за исключением права утверждения обвинительного акта. Наделение начальника подразделения дознания указанными полномочиями позволило бы давать указания по расследованию преступлений дознавателям в письменной форме, устанавливать сроки их исполнения, решать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности при ненадлежащем их исполнении, что, безусловно, положительно сказалось бы на результатах работы органов дознания.

Начальник органа дознания вправе знакомиться с материалами уголовных дел, в случае выявления нарушений при принятии процессуальных решений, он дает указания об их устранении. Однако, отменить незаконные и необоснованные постановления дознавателя начальник органа дознания не вправе, данным полномочием наделен лишь надзирающий прокурор. Поэтому в указанных случаях начальник органа дознания должен обратиться с соответствующим ходатайством к прокурору (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

В соответствии с ведомственными актами4 начальник органа дознания вправе в случае существенных нарушений закона дознавателем при производстве расследования изымать уголовное дело от дознавателя и передавать его другому дознавателю в пределах одного органа дознания. Начальник органа дознания так же вправе разрешать жалобы, поданные участниками процесса на незаконные или необоснованные действия дознавателя. При удовлетворении жалобы начальник органа дознания вправе отстранить дознавателя от производства расследования и привлечь его к дисциплинарной ответственности, в случае существенных нарушений законности дознаватель может быть освобожден от должности в установленном порядке.

В соответствии со ст. 29 УПК РФ целый ряд процессуальных и следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан могут быть произведены в ходе предварительного расследования уголовных дел только по судебному решению (производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, производство обыска и (или)

4 Приказ МВД РФ от 12 августа 1998 г. № 493 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности (местной милиции) по расследованию преступлений.

выемки в жилище, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и др.). При необходимости производства таких действий дознавателем, он вправе обратиться в суд с ходатайством об их проведении только с согласия прокурора. В юридической литературе высказывались предложения о необходимости получения также согласия начальника органа дознания на обращение в суд с соответствующим ходатайством. В некоторых случаях указанные ходатайства на практике визируются начальником органа дознания. Однако законодатель, установив, что полномочия органа дознания, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания, наделяет дознавателя процессуальной самостоятельностью, которую в рассматриваемых случаях, с нашей точки зрения, нет необходимости ограничивать полномочиями начальника органа дознания. Прокурорский надзор и процедура принятия судебного решения о производстве следственных и процессуальных действий, ограничивающих конституционные права граждан, служат надежной гарантией соблюдения данных прав, и в свою очередь выступают гарантом ответственного принятия решений дознавателем. В то же время начальник органа дознания при не согласии с дознавателем по вопросам производства процессуальных и следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан, вправе обратиться к прокурору.

Осуществляя функцию контроля за расследованием уголовных дел дознавателями, начальник органа дознания преследует выполнение тех же задач, что и прокурор: обеспечения полного, быстрого и правильного установления обстоятельств совершенного преступления, изобличения лиц, совершивших преступления, принятия мер по обеспечению возмещения причиненного вреда. Вместе с тем полномочия начальника органа дознания уже, чем у прокурора.

В ходе расследования уголовных дел органами дознания только прокурору предоставлено право давать согласие на возбуждение уголовного дела, лично производить отдельные следственные и процессуальные действия по уголовному делу, находящемуся в производстве дознавателя, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, разрешать отводы, заявленные как дознавателю, так и начальнику органа дознания, изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю либо другому органу дознания, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, прокурор вправе отменить незаконные или необоснованные указания начальника органа дознания, продлевать срок дознания до 30 суток, утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, утверждать обвинительное заключение, возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования.

При необходимости оказания содействия органом дознания в расследовании, проводимом

прокурором либо следователем, прокурор вправе поручить органу дознания производство отдельных следственных действий. Нередко при проверке уголовных дел, расследуемых следователями, а также при рассмотрении сообщений о преступлениях прокурор устанавливает необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий и дает органу дознания указание об их проведении. В указанных случаях письменное указание прокурора о производстве следственных или оперативно-розыскных действий направляется начальнику органа дознания, который вправе определить исполнителей поручения. На начальника органа дознания возлагается контроль за исполнением поручения, он несет ответственность за своевременное и полное его выполнение.

Важным полномочием начальника органа дознания является его право на утверждение обвинительного акта, завершающего производство расследования в форме дознания. Право утверждения обвинительного акта принадлежит и прокурору, однако процессуальный контроль со стороны начальника органа дознания предшествует направлению уголовного дела прокурору и выступает гарантией направления в суд уголовных дел, расследованных в соответствии с требованиями закона.

Обвинительный акт по своему процессуальному значению приравнивается к обвинительному заключению - подводит итог стадии предварительного расследования, служит основой и определяет пределы судебного разбирательства, систематизирует все собранные в ходе расследования доказательства, особое значение обвинительного акта заключается в появлении с момента его вынесения обвиняемого, возможности ознакомления обвиняемого с выдвинутым в отношении его обвинением, что позволяет определить обвиняемому направления и средства своей защиты в суде.

Поступление уголовного дела с обвинительным актом порождает необходимость выполнения начальником органа дознания ряда обязанностей, предшествующих принятию решения об утверждении обвинительного акта. Так, начальник органа дознания обязан проверить, имело ли место деяние запрещенное уголовным законом, нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение, произведено ли дознание полно и объективно, и обосновано ли обвинение имеющимися в деле доказательствами, включены ли в обвинение установленные дознанием все преступные деяния, правильно ли квалифицировано преступление, приняты ли меры обеспечения гражданского иска, выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления и какие меры по их устранению приняты дознавателем, правильно ли составлен обвинительный акт.

Законодатель не рассматривает ситуацию возвращения начальником органа дознания обвинительного акта для его пересоставления. Однако, с нашей точки зрения, начальник органа дознания праве при наличии к тому оснований принять указанное решение и возвратить уголовное дело дознавателю со своими замечаниями для пересо-ставления обвинительного акта и устранения других имеющихся нарушений, иная позиция наруша-

ла бы требования уголовно-процессуального закона . Указания начальника органа дознания об устранении допущенных нарушений должны быть даны в письменной форме.

При этом начальнику органа дознания необходимо помнить о соблюдении процессуальных сроков производства по уголовному делу, поскольку утверждение им обвинительного акта должно охватываться сроками дознания, поэтому необходимо либо в УПК РФ предусмотреть срок для реализации полномочий начальника органа дознания, либо в порядке осуществления процессуального контроля начальник органа дознания должен установить временные границы предоставления ему уголовного дела с обвинительным актом.

При утверждении обвинительного акта начальник органа дознания утверждает его своей резолюцией (Приложение № 163).

Утверждение обвинительного акта прокурором является основанием для направления уголовного дела в суд, при несоответствии обвинительного акта требованиям, предусмотренным ст. 225 УПК РФ, прокурор возвращает уголовное дело для пересоставления обвинительного акта со своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более, чем на 3 суток.

При наличии оснований, предусмотренных ст. 24-28 УПК РФ прокурор выносит постановление о прекращении уголовного дела. Прокурор вправе так же принять решение о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия, о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания, однако законодатель не предусматривает оснований принятия данных решений.

Представляется необходимым закрепить в законе основания возвращения уголовного дела

для производства дополнительного дознания, среди которых указать неполноту произведенного расследования, существенное нарушение требований уголовно-процессуального закона. При возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания, прокурор вправе продлить его сок, но не более, чем на 10 суток.

Таким образом, исследование полномочий начальника органа дознания, позволяет утверждать, что он реализует функцию процессуального контроля за деятельностью сотрудников органа дознания, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, по которым предварительное следствие не обязательно. Полномочия начальника органа дознания по сути те же, что и полномочия начальника следственного отдела.

Законодатель, закрепив полномочия начальника органа дознания в разных статьях УПК РФ, вместе с тем не отнес его к участникам уголовного процесса в отличие от начальника следственного отдела, полномочия которого четко определены в ст. 39 УПК РФ и он назван участником процесса со стороны обвинения (п. 47 ст. 5 УПК РФ).

Считаем необходимым внесение соответствующих изменений в УПК РФ: закрепление начальника органа дознания в качестве самостоятельного участника уголовного процесса со стороны обвинения и по аналогии со ст. 39 УПК РФ закрепление полномочий начальника органа дознания в отдельной статье УПК, при чем как ныне предусмотренных УПК РФ, так и фактически реализуемых им на практике.

□ □ □ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.