Научная статья на тему 'Организация на уроках мониторинга качества преподавания'

Организация на уроках мониторинга качества преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ / QUALITY OF TEACHING / АНКЕТА АНАЛИЗА УРОКА / МАТРИЧНАЯ КАРТА / MATRIX MAP / ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА / PERFORMANCE CRITERIA LESSON / PROFILE ANALYZES THE LESSON / ORGANIZE LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркаева Н.Н., Дихтяренко О.В., Сибова Н.Г., Бурцева Е.В.

В статье представлен обзор обобщения опыта работы МАОУ лицея № 8 г. Томска по теме «Организация на уроке мониторинга качества преподавания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буркаева Н.Н., Дихтяренко О.В., Сибова Н.Г., Бурцева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION FOR MONITORING THE QUALITY OF TEACHING LESSONS

This article provides an overview of generalization of experience Sfax lyceum № 8 of Tomsk on "The organization of the classroom monitoring the quality of teaching."

Текст научной работы на тему «Организация на уроках мониторинга качества преподавания»

УДК 373.5:371.26

ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКАХ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ

Буркаева Н.Н., Дихтяренко О.В., Сибова Н.Г., Бурцева Е.В., Лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова, Томск, Россия. E-mail: elenaburtseva@yandex.ru

Аннотация: в статье представлен обзор обобщения опыта работы МАОУ лицея № 8 г. Томска по теме «Организация на уроке мониторинга качества преподавания». Ключевые слова: мониторинг; качество образования; качество преподавания; анкета анализа урока; матричная карта; организация урока; критерии эффективности урока.

ORGANIZATION FOR MONITORING THE QUALITY OF TEACHING LESSONS

Burkaeva N.N., Dikhtyarenko O.V., Sibova N.G.,Burtseva E.V., Lyceum № 8 named N.N. Rukavishnikov, Tomsk, Russia. E-mail: elenaburtseva@yandex.ru

Abstract: This article provides an overview of generalization of experience Sfax lyceum № 8 of Tomsk on "The organization of the classroom monitoring the quality of teaching." Key words: monitoring, the quality of education, the quality of teaching; profile analyzes the lesson; matrix map, organize lessons, performance criteria lesson.

Сегодня уже многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни и даже в быту приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим наших детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании.

Очень хочется, чтобы дети с удовольствием шли в школу, а учителям хотелось помогать им в личностном развитии. Поэтому свои исследования мы посвящаем, по всей видимости, наиболее сложному, но ключевому вопросу образования - качеству преподавания. От того, каким будет качество преподавания уроков, какими будут взаимодействия учителей и учащихся, учителей и руководителей образования, по большому счету, зависит наше будущее.

Преподавание, или деятельность учителя на уроке, рассматривается как важнейшая составная часть образовательного процесса. На подготовку и проведение урока уходит основная доля трудозатрат учителя. Более того, результаты образования, выраженные в достижениях учащихся, значительным (если не решающим) образом зависят от качества преподавания, качества проведения урока. Отсюда и то внимание,

которое уделяется уроку руководителями образования, специалистами органов образования и т.д.

Изменение характера образовательной деятельности в условиях рыночной экономики и потребностей школ приводят к необходимости выбора проблемного подхода к стратегии управленческих решений. В логике проблемного подхода сначала проводится анализ состояния образовательной и любой иной деятельности в школе, затем проектируется желаемый результат и только после этого разрабатываются конкретные шаги перехода из реального в желаемое. Механизмом реализации проблемного подхода к стратегическому планированию наряду с внутришкольным контролем является мониторинг, как источник достоверной информации.

Мониторинг - необходимый компонент любого эффективного управления, объектами которого могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, деятельность и ее отдельные параметры. Образовательный мониторинг - это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета, анализ конечных результатов функционирования школы.

Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, и служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития и постановки новых ближних и дальних целей.

Данная схема даёт иерархическое представление предмета исследования, позволяет видеть главные элементы, их структурные связи, указать цели и ожидаемые результаты исследования. Последовательно двигаясь от целей исследования через принципы и средства, учёт ограничений и ресурсов к ожидаемым результатам, можно в одном предложении прочесть концепцию данного исследования.

Содержание школьного мониторинга определяется двумя составляющими:

• мониторинг успешности обучающихся;

• мониторинг профессиональной успешности педагога.

Эти два параметра мониторинга взаимосвязаны, так как профессиональная успешность педагога является необходимой составляющей качества обучения

обучающихся. На лицо прямая зависимость результатов обучения от квалификации педагога.

Как основное направление эффективного обучения обучающихся является успешное решение обязательного круга профессиональных задач учителями школы на основе применения профессиональных знаний, ориентированных на высокие результаты в обучении обучающихся. В каком направлении развивается учебно-воспитательный процесс, напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагогического коллектива школы.

В настоящее время существуют самые различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются для решения актуальнейшей проблемы оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности.

Эффективное управление школой требует оперативной надёжной и достоверной информации о качестве уроков как отдельных учителей, так и педагогического коллектива в целом, что даёт возможность заниматься стратегическим планированием, в том числе организацией повышения квалификации педагогов.

Главным способом отслеживания качества преподавания остается экспертиза реального учебного занятия. Экспертами могут выступать представители администрации образовательного учреждения, другие преподаватели. Посещение и экспертиза учебного занятия - наиболее популярная процедура при оценках качества преподавания, и поэтому очень важно, чтобы содержание экспертизы базировалось на научно обоснованной модели качества, отталкивалось не от субъективно значимых для данного эксперта критериев, а, прежде всего, от правовых норм и требований.

Для оценки качества учебного занятия с 2004 года мы в своей школе используем анкету качества урока, разработанную учеными Пермского регионального института педагогических информационных технологий: доктором философских наук Е.А. Юниной и кандидатом технических наук А.И. Севруком (см. Приложение 1). В анкете предложено оптимальное количество пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока, а именно:

• выполнение должностных обязанностей, реализуемых учителем на уроке;

• профессиональная компетентность педагога;

• развивающая направленность урока;

• результативность методической работы;

• признаки гуманизации и гуманитаризации. Предложенная анкета качества урока имеет ряд преимуществ.

Во-первых, организация мониторинга не требует дополнительных серьезных (материальных и временных) затрат. Пункты сформулированы так, что ее можно использовать при посещении урока представителем администрации, руководителем МО, психологом или любым преподавателем. Анкета прямо или косвенно затрагивает все основные составляющие урока.

Во-вторых, собранные данные можно рассматривать как базовые при оценках состояния зависимых от них обобщенных показателей. На основе полученных данных можно производить оценку реализации учителем современной парадигмы образования, выраженных через гуманизацию и гуманитаризацию образования. Кроме того, эти же данные позволяют оценить вклад каждого урока (и учителя) в развитии обучаемых, они же позволяют оценивать результативность методической работы учителя, которая определяется совокупностью методов и средств, применяемых учителем на уроке.

В-третьих, данный способ сбора и обобщения анкетных данных позволяет воспользоваться преимуществом компьютерных технологий для автоматизации и подготовки отчетов.

Специфические признаки анкеты:

• имеет конкретную методологическую базу, коей является гуманизация и гуманитаризация образования;

• отражает нормируемые виды деятельности учителя (должностные обязанности);

• охватывает педагогические, психологические, валеологические, правовые аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса;

• обладает универсальностью, т.е. при помощи этой анкеты можно оценить деятельность отдельного педагога (независимо от преподаваемого предмета), групп педагогов по какому либо признаку (предмет, ступень обучения, методическое объединение и т. д.) или всего коллектива в целом;

• позволяет оценить качество преподавания по отдельным признакам, их сочетаниям или по всей совокупности признаков;

• позволяет проводить количественные оценки качества преподавания;

• обладает высокой технологичностью, как с точки зрения процедуры наблюдения, так и с точки зрения компьютерной обработки результатов экспертизы.

Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания в общеобразовательной школе.

Для организации работы по созданию мониторинга рекомендуется условно разбить коллектив на группы, за каждой закрепить эксперта, члена администрации. В обязанности эксперта входит посещение, как минимум, у каждого педагога 3 уроков в

четверть, и анализ их по анкете качества. Работу по созданию мониторинга качества урока рекомендуем начать с изучения анкеты и тезауруса к ней, чтобы сформировать единое толкование понятийного аппарата анкеты.

Технология мониторинга качества урока состоит в следующем. Эксперт урока отмечает в анкете пункты, реализованные во время посещенного им урока. Если пункт анкеты работал на уроке, то ставился 1 балл. Если нет, то 0 баллов. Промежуточные варианты не допускаются.

Результаты анкетирования учителей заносятся в таблицу и обрабатываются согласно матрице, составленной отдельно по каждому критерию (см. Приложение 2).

Максимальное возможное количество баллов, которое учитель может набрать по каждому из восьми показателей соответствия учителя должностным обязанностям, дано в последней строке матрицы.

Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке.

Результаты мониторинга по каждому критерию выражаются в процентах. Результат считается отличным, если полученное количество процентов находится в интервале от 80% до 100%, хорошим - от 64% до 84%, удовлетворительным - от 45% до 63%, плохим - ниже 45%.

Обработка результатов мониторинга в конце учебного года позволяет проследить динамику по каждому из перечисленных критериев, по каждому методическому объединению, по каждому предмету и по каждому учителю -предметнику (см. Приложение 3.: результаты Методического объединения учителей русского языка и литературы).

Полученные результаты ежегодно заслушиваются и обсуждаются на педагогическом совете, на заседаниях методических объединений. Это позволяет спланировать работу на следующий год, как всей школы, так и отдельного методического объединения или учителя - предметника.

Обобщенные данные мониторинга состояния преподавания в школе позволяют конкретизировать управленческую деятельность школьной администрации. Например, запланировать (как приоритетное) повышение квалификации и профессионального мастерства учителей по тем направлениям, которые позволяют повысить качество уроков и тем самым повысить уровень состояния преподавания в школе.

Так были запланированы и проведены ряд педагогических советов, проблемных семинаров, открытых заседаний методических объединений, направленных на повышение качества урока:

1. «Современные образовательные технологии». Педагогический совет.

2. «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя. /В.А.Сухомлинский/». Проблемный педсовет.

3. «Основные принципы личностно-ориентированного образования». Обучающий семинар.

4. «Формы и методы дифференцированного обучения». Проблемный семинар.

5. «Формы и методы нетрадиционного урока». Проблемный семинар.

6. Школьный конкурс «Учитель года».

7. Школьный, городской конкурс «Урок с компьютером».

8. Создание научного общества педагогов и обучающихся «Великолепная восьмерка».

9. Активное участие обучающихся и педагогов в школьных, городских, областных научно-практических конференциях.

10. «Неделя нестандартных уроков». Проблемный семинар.

11. Обновление и пополнение аудио-, видео-, информационных носителей.

С помощью полученных данных облегчается обоснование представления учителей на первую и высшую категорию. Объективными становятся замечания по поводу недостаточно высокого уровня уроков отдельных учителей в сравнении с остальными.

По многократным наблюдениям можно оценить эффективность школьного управления. В этой связи отметим всплеск интереса учителей к качеству своих уроков. Достаточно администрации школы было показать, что анкета - это всерьез и надолго, так многие учителя школы разнообразили применение педагогических приемов, стали уделять должное внимание взаимодействию с учащимися, качеству речи и т.д.

Все это позволило повысить качество преподавания на 27,53%. Надеемся, что этот уровень качества уроков - еще не предел для педагогов, что позволит создать благоприятные возможности для развития детей, для которых школа является главным местом развития культуры, личностных качеств, творческих возможностей.

С сентября 2007г. наш лицей является областной экспериментальной площадкой по теме «Организация на уроке мониторинга качества преподавания», опыт работы обобщен и представлен в виде методических рекомендаций на региональном уровне.

С результатами работы экспериментальной площадки можно ознакомиться на сайте лицея http://school8.tomsk.ru.

Приложение 1.

Анкета качества урока Отметить кружком номера тех проявлений, которые имели место при проведении урока _______ учителем

(вписать предмет, класс)

(вписать Ф.И.О.учителя)

1. Устно или письменно (для эксперта) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.

2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.

3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь.

4. Демонстрирует не насильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).

5. Устанавливает связи с другими предметами.

6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).

7. Использует наглядные раздаточные статичные материалы.

8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).

9. Дает разноуровневые домашние задания.

10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знаний.

11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.

12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.

13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.

14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.

15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.

На уроке использует приемы (методы) педагогических технологий:

16. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности темперамента, психосоматического типа, каналов восприятия, уровня понимания, типа мышления и т.д.).

17. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).

18. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).

19. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).

20. Коллективной мыслительной деятельности.

21. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

Дата_ Эксперт_/_

Приложение 2.

Матричная карта № 1. Признакам гуманизации и гуманитаризации

Признаки гуманизации:

1) уникальности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) активности;

3) внутренней свободы;

4) духовности

Признаки гуманитаризации образования:

5) развивающей направленности;

6) диалогичности;

7) интегрированности;

8)экзистенциальности;

9) фундаментальности.

пункты анкеты п ризнаки гуманизации признаки гуманитаризации

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 + + +

2 + +

3 + +

4 + + +

5 + + +

6 + + +

7 + +

8 + +

9 + + +

10 + + + + + +

11 + + + + +

12 + + +

13 + + + + + +

14 + + +

15 +

16 + + + + + + +

17 + + + + +

18 + + + + + + +

19 + + + + + + + + +

20 + + + + +

21 + + +

Сумма 10 9 9 12 13 8 8 7 8

Матричная карта № 2. Должностные обязанности учителя

1. обучение;

2. воспитание;

3. социализация личности;

4. использование приемов, методов и средств обучения;

5. реализация образовательных программ;

6. реализация государственного образовательного стандарта;

7. соблюдение прав и свобод обучающихся;

8. обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.

№ пункта Виды педагогической деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8

1 + +

2 + + +

3 +

4 + + + + +

5 + + +

6 + + + +

7 + + +

8 + + +

9 + + + + + +

10 + +

11 + + + +

12 +

13 + + + + +

14 + + + + +

15 + + +

16 + +

17 + +

18 + + + +

19 + + + +

20 + + + +

21 + + +

Сумма 8 9 11 13 6 5 12 5

Матричная карта № 3. Профессиональная компетентность

1) владение методами, обеспечивающими вариативность образовательного пространства;

2) владение элементарными методами средствами педагогической диагностики;

3) учет особенностей аудитории;

4) развитие познавательной и коммуникативной культуры учащихся;

5) создание комфортного микроклимата в образовательном процессе, сохранение

контингента учащихся.

№ пункта Требования к профессиональной компетентности

1 2 3 4 5

1 +

2 +

3 +

4 + + +

5 + +

6 + +

7 + + +

8 + + + +

9 + + + +

10 + + + +

11 + + + + +

12 + + + + +

13 + +

14 + + +

15 + +

16 + + + +

17 + + + +

18 + + + + +

19 + + + +

20 + + + + +

21 + +

Сумма 16 8 14 13 15

Матричная карта № 4. Отражение развивающей направленности урока

1) физические качества;

2) мышление;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) речь;

4) осознанная память;

5) эффективное внимание;

6) каналы восприятия;

7) эмоционально-чувственные качества;

8) поведение;

9) общение;

10) творчество.

№ пункта Личностные качества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1

2

3

4

5 + + + +

6 + + + +

7 + + + + +

8 + + + + + +

9

10 + + + + + + + +

11 + + + +

12

13 + + + + + + +

14 + + + + + + + +

15 +

16

17 + + + + + + + + + +

18 + + + + + + + + +

19 + + + + + + + +

20 + + + + + + + + +

21 +

Сумма 10 12 6 11 11 9 7 7 5 6

Матричная карта № 5. Результативность методической работы

1) использование дидактических материалов;

2) применение приемов, учитывающих и развивающих индивидуальные особенности учащихся;

3) применение приемов, направленных на социализацию учащихся;

4) применение приемов, не приводящих к перегрузкам учащихся.

№ пункта Критерии результативности методической работы

1 2 3 4

1 +

2

3 +

4 + +

5 + +

6 + +

7 + + +

8 + + +

9 + + +

10 +

11 + + +

12 + +

13 + + +

14 + + +

15 +

16 + +

17 + + + +

18 + + +

19 + + +

20 + + +

21 +

Сумма 6 12 12 16

Приложение 3.

Признаки гуманизации и гуманитаризации

Признаки профессиональной компетенции

64% 62% 60"% 58% 56% 54% 52% 50% 48%

1 2 3 4 5

Требования профессиональной компетенции

Результативность методической работы

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Критерии результативности

Развивающая направленность урока

1 2

3

4

5

6

7

8 9

10

1 1 1 .

--1-1-52,0%

,--1-1-51,7 %

1-1-1-60 ,0%

/-1-1-49,1/и-

х | | 49,1%-

Х--1-1-53,3% г---1-,

1%

А 1 1 /0

1_63,3% -}

0%

20%

40%

60%

80%

100%

Список литературы:

1. Афанасьева М.П., Козлова С.А., Клейман И.С., Севрук А.И. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении// Стандарты мониторинг. -

1999. - №1. - С. 35-38.

2. Боровская Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг// Информатика и образование. - 2000. - №8. - С. 18-21.

3. Бухвалов В.А., Плинер Я.Г. Педагогическая экспертиза школы. Пособие для методистов, завучей и директоров школ. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2001. - С. 106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении// Завуч для администрации школ. - 2004. - №6. - С. 87-106,- №7. - С. 132-143, - №8. - С. 122-137.

5. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности// Стандарты и мониторинг в образовании. -

2000. - №5. - С. 33-37.

6. Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000.

7. Гутник Г.В. Мониторинг в контексте информатизации образования// Стандарты мониторинг. - 2001. - №4. - С. 25-31.

8. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя// Завуч.

- 2000. - №1. - С.96-106.

9. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000.

10. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ УВП и управления школой. Часть I.

- М., 1997. - 78 с.

11. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ УВП и управления школой. Часть

11. - М., 1997. - 67 с.

12. Лаврентьев В.В. Требование к уроку как основной форме организации учебного процесса// Завуч для администрации школ. - 2005. - №1. - С. 83-109.

13. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 2000.

14. Марьин А.А., Попова Н.А. Система контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной диагностики в управлении школой// Завуч для администрации школ. -2003. - №4. - С. 74-95.

15. Немова Н.В. Системный анализ урока// Практика административной работы в школе. - 2004. - №7. - С. 3-10.

16. Панюшкин В.Г. Методика психолого-педагогического анализа урока// Практика административной работы в школе. - 2003. - №5. - С. 7-18.

17. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

18. Симонов В.Г. Диагностика качества и результаты профессиональной деятельности преподавателя// Педагогический менеджмент. - М.: Российское педагогическое общество, 1983. - 170с.

19. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. -М., 2000.

20. Советова Е. Не судить, а исследовать. Аналитическая деятельность заместителя директора школы// Управление школой. - 2005. - №23. - С. 6-13.

21. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М., 2003. - 64 с.

22. Фомин А.А. Сведения педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя// Завуч для администрации школ. - 2000. - №1. - С. 59-64.

23. Хозяинов Г.И.. Педагогическое мастерство преподавателя. - М., 1988.

24. Чепелев П.Н. Образовательный мониторинг: формируется понятие// Стандарты мониторинг. - 2000. - №5. - С. 47-51.

25. Черепанов В.С. Экспертные методы в педагогике. - Пермь, 2000.

26. Шибаева Л.В., Кузнецова Н.М., Гранкина Т.Г. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности школы// Стандарты мониторинг. - 2000. - №1. - С. 56-62.

27. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.