Научная статья на тему 'Концептуальные основы создания и использования новых развивающих педагогических технологий в общеобразовательной школе'

Концептуальные основы создания и использования новых развивающих педагогических технологий в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1119
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васенев Дмитрий Михайлович, Шишковский Виктор Иванович

В течение последних лет на самом высоком государственном уровне активизировалось обсуждение вопроса о модернизации общественных отношений в области образования. Предполагается, что реформа образования должна затронуть все урони системы образования, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. При этом особое внимание уделяется доступности, эффективности и качеству образования. Представляет интерес развитие таких педагогических технологий, которые позволили бы значительно повысить качество школьного физического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the last few years at the highest state level discussion of a question on modernization of public relations became more active in the field of education. It is supposed, that reform of education should mention all drop education systems, beginning from preschool and finishing. Thus the special attention is given availability, efficiency and quality education. Development of such pedagogical technologies which would allow increasing quality of school physical education considerably is of interest

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы создания и использования новых развивающих педагогических технологий в общеобразовательной школе»

УДК 371.32(07)

Д.М. Васенёв, В.И. Шишковский

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Томский государственный педагогический университет

В течение последних лет на самом высоком государственном уровне активизировалось обсуждение вопроса о модернизации общественный отношений в области образования. Предполагается, что реформа образования должна затронуть все урони системы образования, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. При этом особое внимание уделяется доступности, эффективности и качеству образования [1,2].

На сегодняшний день идеи модернизации образования материализовались в нескольких концептуально ориентированных документах федерального масштаба. В Концепции модернизации российского образования, например, содержатся два раздела, посвящённых созданию условий для повышения качества общего образования и профессионального образования.

Применительно к общему образованию вызывают особый интерес два планируемые мероприятия. Первое - введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путём кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Рациональное зерно предложения налицо. Однако было бы правильнее инициировать более кардинальные проекты, а также интенсифицировать их реализацию. Второе - создание независимой от органов управления образованием государственной системы оценки качества образования. Здесь не совсем понятно, как будет функционировать такая государственная система, поскольку учреждения общеобразовательного уровня являются муниципальными, а оценка будет приближена к объективной в случае, если контроль за качеством образования будет осуществлять соответствующее структурное подразделение федерального государственного органа.

Планы повышения качества профессионального образования грандиозны. В Концепции говорится, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также удовлетворение

потребностей личности в получении соответствующего образования [3].

В ситуации реформы системы российского образования, необходимости модернизации содержания образования разрабатываются инновационные педагогические технологии и программы, обеспечивающие преподавателям доступ к интерактивным лично-стно ориентированным техникам и приемам, позволяющим воспитать полноценных членов современного демократического общества.

Каждая программа представляет собой уникальную педагогическую технологию, обеспеченную соответствующими методическими материалами.

В настоящее время в нашей жизни, в том числе и в образовании, огромное место занимают компьютеры и различные выгаислительные машины. Поэтому встает вопрос, как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.

Современные компьютерные технологии предо с-тавляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки - они статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения; в условиях как городской, так и сельской школы. Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.

Д.М. Васенев, В.И. Шишковский. Концептуальные основы создания и использования.

Используя системы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знания учителя, стало реальным создание электронных учебников, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации предстанут перед учениками.

В современной медиапедагогике понятие «Электронный учебник» включает несколько форм (рис. 1). При работе с мультимедийными технологиями учащиеся с самого начала вовлечены в активную познава-

Рис. 1. Формы «Электронного учебника» тельную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией [4].

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук.

В качестве примера приведем два раздела образовательной программы «Современные образовательные технологии» (таблица).

№ Наименование разделов Всего часов Лек- ции Прак- тика

1. Философия образования: традиционная система образования и новая парадигма образования 10 10

2. Новые педагогические технологии 18 10 8

В разд. 1 рассматриваются следующие вопросы. Традиционная система образования, ее сильные и слабые стороны. Признаки новой парадигмы образования: субъектность, аналогичность, развивающая направленность, интегрированность, экзистенциаль-ность, фундаментальность. Препятствия на пути реализации новой парадигмы образования. Гуманизация, гуманитаризация и информатизация - ведущие принципы новой парадигмы образования. Необходимые

условия для реализации новой парадигмы: субъектное мировоззрение педагога и высокие, наукоемкие образовательные технологии. Классификация современных образовательных технологий [5].

В разд. 2 рассматриваются современные педагогические технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания. При этом учебный предмет либо воспитательное мероприятие рассматриваются как средства развития социально-значимых качеств учащихся и воспитанников. Рассматриваются вопросы методологии, технологии и мониторинга развития личностных качеств. Проводится классификация социально-значимых качеств, которые необходимо развивать в любом образовательном учреждении, включая общеобразовательную школу, посредством обучения и воспитания. Приводится конспект развивающего урока.

При этом представляет интерес при обучении по такой естественнонаучной дисциплине как физика использовать ряд таких современных технологий, как, например, технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения и воспитания; технология проблемного обучения и воспитания; технология обучения и воспитания без насилия; технология эффективной речевой деятельности; технология диалогового обучения и воспитания; технология рефлексивного обучения и воспитания.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения и воспитания. Изучаются следующие дидактические единицы. Понятие «дифференциация». Научный и ненаучный подходы к дифференциации. Внешняя и внутренняя дифференциация. Знание и учет особенностей учащихся и воспитанников как главное условие дифференциации. Показатели, по которым может осуществляться дифференциация: здоровье, уровень развития, интересы и потребности, мотивы, возраст, каналы восприятия, психосоматические типы, темпераменты, типы мышления, уровни понимания, внимание и память, мировосприятие, мировоззрение, уровень сознания, роли и позиции в общении и т.п. Специфика индивидуализированного обучения и воспитания.

Технология проблемного обучения и воспитания. Постановка целей урока. Отличие целей от задач. Методика постановки проблемы (проблемного вопроса или проблемной ситуации). Виды проблемных уроков. Отличие проблемного обучения от информационно-тематического. Ценность проблемного обучения.

Технология обучения и воспитания без насилия. Педагогика насилия: жесткие способы воздействия: приказ, команда, угроза. Виды манипуляций. Педагогика ненасилия. Нежесткие способы воздействия: аргументация и педагогика сотрудничества. Классификация аргументов: сильные, слабые, ложные. Этапы педагогики сотрудничества: заинтересовать, вызвать на размышление, сорганизовать. Средства и при-

емы педагогики сотрудничества: психологические, логические, логико-психологические.

Технология эффективной речевой деятельности. Влияние качества речи на качество обучения (доступность, психосбережение). Анкета качества речи педагога. Способы работы над качеством речи учащихся и воспитанников: личный пример, образцы, специальные занятия, объединение усилий разных учителей-предметников.

Технология диалогового обучения и воспитания. Построение урока или занятия на диалоговой основе. Отличие урока на диалоговой основе от урока на коммуникативной основе. Грани диалога. Виды диалогов. Технология эффективного общения: управление Говорящим собственным поведением; управление Говорящим поведением Аудитории; управление Говорящим содержанием речи; управление Слушающим собственным поведением.

Технология рефлексивного обучения и воспитания. Понятие «рефлексия». Этапы рефлексии: работа с ощущениями, логический анализ, корректировка мыслительного содержания. Возможные виды и формы рефлексии. Условия применения рефлексивного обучения и воспитания на уроке или занятии: информационные и психологические [6].

При внедрении в учебный процесс новых образовательных технологий, на наш взгляд, будет целесообразным применение некоторых ТОМ-технологий для управления качеством обучения. На рис. 2 показано, что на самом нижнем уровне (нулевой уровень) ни-

какого вмешательства нет и в помине, предполагается, что всё идёт хорошо. На уровне один управляю-

Наблюдение Анализ Оценка Коррекция

Уровень 4

Уровень 3 Г

Уровень 2

Уровень 1

Уровень 0

Рис. 2. Уровни вмешательства

щий реально не вмешивается в систему обучения, производятся только наблюдения. На уровне два руководство измеряет и регистрирует. На уровне три руководство ещё и оценивает, достаточен или нет уровень обеспечения качества обучения.

Добавляется критерий, а на уровне четыре руководство не только оценивает, но фактически вмешивается и решает корректировать качество обучения учащихся физике [7].

Литература

1. Субетто А.И. Образование: будущее России и человечества // Стандарты и качество. 1994. № 5. С. 53-55.

2. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации. СПб.; М., 2000.

3. http://www.mon.gov.ru; http://www.ivlim.ru

4. Айванхов О.-М. Посвященческая педагогика. М., 2002.

5. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. М., 2003.

5. Шишковский В.И., Купцов А.И. Новые подходы к проблеме мониторинга качества образования в рамках концепции опережающего

устойчивого развития // Пути модернизации региональной системы повышения квалификации работников образования: Материалы межрегион. науч.-практич. конф. 27-28 марта 2003 года. Томск, 2003. С. 246-261.

Поступила в редакцию 26. 12. 2006

УДК 535.53.05

Ю.П. Михайличенко

КОНИЧЕСКАЯ РЕФРАКЦИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НОВЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ

Томский государственный университет

Введение

Коническая рефракция была предсказана Г амильто-ном в 1832 г. и затем подтверждена наблюдениями Ллойда на кристалле арагонита [1-7]. 14 декабря 1832 г Ллойд обнаруживает конус внешней конической реф-

ракции и несколько позднее наблюдает внутреннюю коническую рефракцию. Результаты этих экспериментов были доложены Ллойдом в Королевской Ирландской Академии 28 января 1833 г. [3, 4]. Ллойд заметил оригинальное распределение поляризации в кольцах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.