МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
УДК 373.1.013(045)
Комелина Валентина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Култашева Наталья Валерияновна
Кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ДНО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики», Иа1уаИгИ@ yandex.ru, Ижевск
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЫ
Komelina Valentina Aleksandrovna
Chief of theory and methods of professional education suhfacuity of State Educational University of higher Professional Education and Mariinsky State University, doctor ofpedagogical sciences, professor
Kultasheva Natalia Valeriyanovna
Assistant-professor of State Educational Institution for Advanced Professional Education "The Institute for advanced and training of educationalists the Udmurt Republic”, the Candidate of the Pedagogical Science, [email protected], Izhevsk
MONITORING OF GUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS AS AFACTOR OF DEVELOPMENT OF PROCESS AT SCHOOL
Термин «мониторинг» (англ. monitor - контролировать, проверять) имеет многозначное содержание. Наиболее часто это понятие определяется как наблюдение, регистрация, оценка, прогноз развития некоторой системы. В педагогику «мониторинг» как термин и соответствующий процесс перенесен из экологии (непрерывное cneoiceuue за состоянием окружающей среды) и социологии {непрерывная регистрация изменений параметров репрезентативной выборки). Правомерность такого переноса определяется целью, стоящей перед системой образования - достижение способности учащегося адаптироваться в современной жизни.
Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения и распространения информации о деятельности системы образования, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее результатов [3].
В условиях автоматизации и информатизации общества нами предлагается компьютерная программа мониторинга учебно-воспитательного процесса (КПМ УВП) [2]. Программа основана на математических методах исследования учебно-воспитательного процесса и включает несколько этапов: выделение показателей качества; определение критериев оценки (эталона, требования), на основе которых будет оцениваться данный показатель; фор-
мирование шкалы уровней достижения критерия качества; разработка инструментария; организация сбора, обработки и интерпретации полученных данных; представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей; организация общественного и профессионального обсуждения. Для эффективно работающей школы самооценка, изменения и совершенствование являются естественными и необходимыми.
При разработке аналитической программы мониторинга учебно-вос-питательного процесса авторы опирались на Федеральный Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1; положения о лицензировании образовательной деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277) и об аккредитации образовательных учреждений (постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 522); работы по теории управления педагогическими системами и качеством образования (В. А. Болотов, Е. Ю. Гирба, В. К. Загвозд-кин, М. Л. Агранович, П. Е. Кондрашов, Г. Н. Подчалимова, И. В. Ильина, С. Н. Белова, Л. В. Мозгарев, В. П. Панасюк, Ю. А. Савинков, В. И. Чеку-нов, С.Л. Фоменко); проблемам обучения, качеству урока (В. Загвоздкин, Л. И. Храмова, А. А. Темербекова); проблемам воспитания и воспитанности (А. И. Севрук, Е. А. Юнина, А. В. Куклина, Е. Н. Степанов, Г. П. Мизюлина,
Н. Хвостов, М. И. Шилова, Н. В. Култашева, Г. Я. Камашев, А. С. Япеев); развитию творческого потенциала педагогов (В. И. Андреев, В. П. Беспалько, Н. Хвостов, П. И. Третьяков); проблемам педагогического мониторинга в образовании (А. Н. Майоров, П. И. Третьяков, А. И. Севрук, Е. А. Юнина, В. И. Андреев, С. Е. Шишов, В. А. Кальней).
Анализ литературных источников и собственный педагогический опыт авторов позволили определить основные показатели учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Данные показатели состоят из критериев, которые прямо или косвенно отражают качество учебно-воспитательного процесса, это: характеристика условий и ресурсов (объект управляющего воздействия); позитивное внутришкольное управление; формирование творчески работающего коллектива учителей; работа с родителями (законными представителями учащихся); организация учебного (образовательного) процесса; результаты образовательной деятельности школы; организация воспитательного процесса; результаты воспитательного процесса. Эксперты из числа педагогов, заместителей директоров и директора школ внесли свои корректировки.
Задача КПМ УВП состоит в точной, объективной оценке учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Для этого необходимо весь учебно-воспитательный процесс оценить каким-то количеством баллов. Нами предлагается 100-балльная шкала. Для предложений по оценке показателей в баллах было проведено анкетирование среди экспертов. Экспертами выступили директора, заместители директоров и педагоги общеобразовательных учреждений.
Организатор экспертизы провел беседу, в которой затронул вопросы: сущность экспертных методов; значение проводимой экспертизы для ре~
шения выбора распределения баллов по показателям; порядок опроса, основные оценочные операции, методы обработки результатов. Организатор экспертизы представил также членов рабочей группы, показал, как следует заполнять анкету, ответил на возникающие вопросы. При разъяснении содержания вопроса была соблюдена нейтральность, экспертам не подсказывались варианты ответов. Заполнение анкеты проводилось в соответствующей рабочей обстановке при отсутствии посторонних лиц.
Показатели работы общеобразовательной школы
1. Характеристики условий и ресурсов (объект управляющего воздействия)
1.1. Наличие договора с Учредителем.
1.2. Наличие Устава образовательного учреждения.
1.3. Наличие Лицензии службы по надзору и контролю в сфере образования.
1.4. Наличие Свидетельства о государственной аккредитации.
1.5. Финансирование:
- наличие дополнительных материальных средств и источников финансирования;
- наличие централизованного финансирования школы за год из расчета на одного ученика.
1.6. Полное соответствие санитарно-гигиеническим нормам учебно-воспитательного процесса (требованиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
1.7. Полное соответствие требованиям Государственного пожарного надзора в сфере образования.
1.8. Сменяемость кадров.
1.9. Наличие условий для удовлетворения индивидуальных запросов учащихся - системы дополнительного образования, в том числе дополнительные платные образовательные услуги.
1.10. Наличие условий для подготовки к школе - системы дошкольного образования для детей предшкольного возраста;
1.11. Информатизация.
2. Позитивное внутришкольное управление
2.1. Сбор информации от социальных заказчиков (государство, республика, родители, учащиеся).
2.2. Миссия, цели учебного заведения.
2.3. Подготовка и реализация программы развития школы (критерии оценки - актуальность, прогностичность, рациональность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям, оригинальность и др.).
2.4. Разработка внутренних локальных актов.
2.5. Наличие системы общественного управления школой (педагогический совет, школьный совет, родительский комитет, попечительский совет...).
2.6. Объем, структура и полнота реализации управления школой:
- кадровый состав;
- научно-методическое обеспечение (методические объединения).
2.7. Уровень развития инноваций в школе (школа, район, город, республика, российский уровень).
2.8. Совершенствование материально-технической базы.
2.9. Позитивное восприятие школы учащимися и родителями.
2.10. Связи школы с учреждениями культуры, другими учреждениями образования - дополнительного, профессионального и т. д.
2.11. Стимулирование (материальное и моральное) субъектов образовательного процесса в рамках внедрения инновационных изменений, способствующих повышению эффективности (продуктивности) деятельности школы.
2.12. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.
3. Формирование творчески работающего коллектива учителей
3.1. Развитие профессионализма учителя:
- качество образования учащихся (сравнительные данные об уровне обученности);
- успешность образования учащихся;
- количество неуспешных учащихся;
- подготовка учащихся к выставкам и конкурсам;
- подготовка учащихся к олимпиадам;
- подготовка учащихся к конференциям;
- участие учителя в научно-практических конференциях;
- участие учителя в методических и других выставках;
- организация методических выставок;
- выступление педагогов на заседаниях «круглого стола»;
- участие в работе методического семинара;
- работа в творческих группах;
- участие в конкурсе «Учитель года»;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- работа по проверке олимпиадных работ;
- организация и проведение предметных недель;
- проведение мастер-классов (уроки, мероприятия);
- написание авторских программ;
- работа в экспертной группе по аттестации педагогов и образовательных учреждений;
- квалификационная категория;
- поощрения и награды;
- является ли наставником молодых учителей;
- работа с документами.
3.2. Обеспечение учителей оптимальной учебной нагрузкой.
3.3. Проведение образовательным учреждением методических семинаров.
3.4. Наличие инновационной деятельности в учебно-воспитательном процессе педагога.
3.5. Соответствие внешнего вида корпоративной этике, педагогическая тактика и мотивирование.
3.6. Показатели состояния преподавания:
- научная содержательность урока;
- связь обучения с жизнью;
- оптимизация методов и средств обучения;
- активизация мыслительной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы;
- индивидуализация обучения, дифференцированный подход к учащимся;
- формирование общеучебных и специальных умений и навыков (формирование компетенций);
- применение технических средств обучения, информационных технологий, дидактического и наглядного материала;
- развитие познавательных интересов и способностей учащихся;
- соблюдение требований возрастной и педагогической психологии;
- создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка.
4. Работа с родителями (законными представителями учащихся)
4.1. Организация психолого-педагогического просвещения (лектории, беседы...).
4.2. Организация психологического консультирования.
4.3. Открытость школы к контакту с родителями, а родителей - к контакту с учителями, администрацией, к взаимодействию со школой.
4.4. Включение родительской общественности в управление школой.
-4.5т Привлечение-родителей к-организации внеурочной деятельности г
4.6. Мониторинг удовлетворенности образовательными услугами.
5. Организация учебного (образовательного) процесса
5.1. Развитие взаимодействий учебных дисциплин на основе межпредметных связей.
5.2. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащихся; недопущение перегрузки учащихся в учебном процессе (расписание уроков, режим работы школы, объем домашнего задания).
5.3. Критерии эффективности урока:
- конкретность поставленной цели и задачи;
- заинтересованность учителя и учеников;
- результативность;
- эмоциональная подача материала;
- прогнозирование результата урока;
- творчество;
- эмоциональная атмосфера;
- педагогическая находка учителя;
- сотрудничество учителя и ученика.
6. Результаты образовательной деятельности школы. Соответствие требованиями стандартов и запросу потребителя
6.1. Уровень освоения стандарта:
- успеваемость учащихся;
- охват полным средним образованием;
- потери в системе;
- повторное обучение;
- число поступивших в вузы (на бюджетной и внебюджетной основе);
- результаты ЕГЭ.
6.2. Средний уровень знаний учащихся за несколько лет: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.
6.3. Безопасность и здоровье (количество травм в ходе образовательного процесса).
7. Организация воспитательного процесса
7.1. Подготовка и реализация программы воспитания в школе.
7.2. Развитие ученика (на основе диагностики; электронный портфолио).
7.3. Расширение круга интереса учащихся путем организации кружков, факультативов по предметам, проведение предметных недель, олимпиад.
7.4. Постоянное отслеживание родителями индивидуальных достижений.
8. Результаты воспитательного процесса
8.1. Способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся (физического, психического, эмоционального).
8.2. Самоуправление в коллективе.
8.3. Наличие коллективно-творческих дел.
8.4. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе (по анкетам).
8.5. Отсутствие учащихся «группы риска» (не состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, наркологическом диспансере, не рассматривались в кохмиссии по делам несовершеннолетних при администрации района, не попадали в центр временной изоляции несовершеннолетних подростков).
8.6. Уровень воспитанности обучающихся:
- позитивное отношение к укреплению своего здоровья;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- соблюдение правил личной гигиены;
- толерантность, умение работать в коллективе;
- уважительное отношение к людям;
- управление своим поведением;
- самостоятельность, самоорганизация;
- трудолюбие;
- целеустремленность;
- ответственность;
- творческая активность;
- бережливость;
- аккуратность;
- вежливость;
- выполнение правил школьного распорядка.
Качество образования и учебно-воспитательного процесса должно являться мерилом всех достижений и вносимых изменений в образовательную политику и практику - поэтому необходимо уметь его оценивать. Оценивать качество необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития, создания образцов, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования образовательных учреждений.
Система отслеживания, мониторинга, самоанализа деятельности школы ценна тем, что позволяет определить, где мы находимся по сравнению с другими, а образовательному учреждению - оставаться конкурентоспособным. На современном этапе в условиях вариативности образования, разнообразия средств и методов воспитания, обучения, множества действующих факторов и условий формирование полноценного информационного обеспечения (системы данных) представляет собой сложную задачу управления, которая не может быть решена сугубо педагогическими средствами. Для ее решения необходимо использовать достижения других наук: математики, в частности, теории измерений, информатики. Содержательная сторона качества учебно-воспитательного процесса имеет приоритетное значение, а использование, например, математических методов и компьютерных технологий играет вспомогательную роль, повышая эффективность психологопедагогического исследования.
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Оценка качества образовательного процесса в школе не сводится к тестированию знаний учащихся, а осуществляется комплексно, путем анализа работы образовательного учреждения во всех направлениях его деятельности.
2. Для всесторонней, объективной, точной оценки деятельности образовательного учреждения необходимо: применять не только педагогические, но и математические методы исследования учебно-воспитательного процесса; шире использовать контрольно-диагностирующие материалы в деятельности образовательного учреждения.
3. В оценке деятельности учебно-воспитательного процесса большая роль отводится участию в нем родителей.
Библиографический список
1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.
2. Компьютерная программа мониторинга учебно-воспитательного процесса (КПМ УВП): свид. №2010614230 / В. А. Комелина, Н. В. Култашева, Г. Я. Камашев, И. М. Романова; заявка №2010612410; зарегистр. 30.06.2010.
3. Мирошниченко, А. А. Педагогический мониторинг: пособие
[Текст]/ А. А. Мирошниченко, А. С. Казаринов, Г. В. Керова. - Глазов, 1998. - 40 с.
УДК 37.01
Майер Алексей Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедр дошкольного и дополнительного образования; социального педагогики и педагогической технологии Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии, [email protected], Барнаул
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАНИИ
Mayer Alexey Alexandrovich
Candidate of pedagogical sciences, Altai State Pedagogical Academy, [email protected], Barnaul
THE RESULTS OF MANAGEMENT CHILDREN SOCIALIZATION IN PRIMARY SCHOOL EDUCATION
Постановка проблемы управления социализацией детей в образовании является относительно новой и достаточно актуальной в современных условиях развития начальной школы. Внедрение в практику начального образования материалов организации образовательного процесса, реализующих стандарты общего образования второго поколения [4] требует от педагога системного видения процессов воспитания, обучения и развития в образовании детей. Такой взгляд возможен при анализе долгосрочных и отсроченных результатов образования, выраженных в достижениях социализации ребенка.
Прежде чем отразить данные результаты, обратимся к моделированию управления социализацией детей младшего школьного возраста: для этого следует определить управляемые границы социализации ребенка в образовании, сконструировать модель управления социализацией младших школьников, разработать направления и технологии ее внедрения в образовательный процесс.
Возможность управления процессами социализации детей младшего школьного возраста определена ролью образования в социализации человека: социализация, традиционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ребенком в деятельности качество жизни, составляет основу становления человека как личности. Следует отметить, что образование