Научная статья на тему 'Педагогическая практика будущих учителей профессионального образования. Подготовка к основным видам профессиональной деятельности'

Педагогическая практика будущих учителей профессионального образования. Подготовка к основным видам профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / АНКЕТА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / БАКАЛАВР / ПРАКТИКАНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Химматалиев Дустназар Омонович, Файзуллаев Рустам Хамраевич

Одной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А. И. Севруком и Е. А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценка деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату. В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Химматалиев Дустназар Омонович, Файзуллаев Рустам Хамраевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика будущих учителей профессионального образования. Подготовка к основным видам профессиональной деятельности»

8. Методика оценки уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infopedia.su/3xc476.html/ (дата обращения: 16.12.2016).

9. Калашникова О. В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999. 20 с.

10. Панфилова Л. /".«Результаты исследования готовности педагога к инновационной деятельности по реализации ФГОС общего образования» сб. науч. ст. VII Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория, практика, 23-24 октября 2014 года /под общ. ред. И. И. Соколовой. СПб.: ФГБНУ ИПООВ РАО, 2014. 0,5 п.л. 300 экз.

11. Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 35-38.

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения: 16.12.2016).

Педагогическая практика будущих учителей профессионального образования.

Подготовка к основным видам профессиональной деятельности Химматалиев Д. О.1, Файзуллаев Р. Х.2

1Химматалиев Дустназар Омонович / КЫшшМаЬву ВияЫанаг ОтототсН — старший научный сотрудник-исследователь, кандидат педагогических наук, доцент;

2Файзуллаев Рустам Хамраевич / FaizuUaev Rustam Khamraevich - старший научный сотрудник-исследователь, ассистент, кафедра педагогики, психологии и методики преподавания, Ташкентский институт ирригации и мелиорации, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: одной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А. И. Севруком и Е. А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценка деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату. В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическая практика, анкета, квалификация, профессиональная деятельность, интеграция, бакалавр, практикант.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

- практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

- выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде, с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики будущих учителей профессионального образования заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т. е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К. Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой [5].

Ю. К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности [2].

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога профессии.

На практике педагогическая деятельность будущих учителей профессионального образования совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике будущих учителей профессионального образования важными составляющими являются:

- способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определяется, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

- разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

- формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

- развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

- формирование предметной области, рефлексивной культуры;

- овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т. е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Прежде чем приступить к анализу качества выполнения студентами основных функций учителя, преподавательской деятельности, рассмотрим трактовки понятия «мониторинг».

В. И. Андреев рассматривает мониторинг как «систему диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций самообразования образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива» [ 1].

Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова определяют образовательный мониторинг таким образом: «это система организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» [3, с. 154].

Таким образом, мониторинг качества образовательного процесса - это наблюдение за состоянием его развития в целях оптимального выбора задач и методов образования.

Технологии мониторинга качества образовательного процесса включают в себя три основных этапа:

- контроль образовательного процесса;

- его оценку по различным параметрам;

- аттестацию образовательного процесса в целом.

Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Анкета качества учебного занятия должна моделировать основные признаки урока, лекции, семинара (практических занятий). Только обеспечив необходимое качество измерителя, можно производить оценки качества педагогической деятельности [4].

Анкета, разработанная А. И. Севруком и Е. А. Юниной весьма доступна и очень удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства. Анкета характеризуется оптимальным количеством пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания в профессиональных образовательных учреждениях.

Нами было проведено исследование качества образовательного процесса с использованием анкеты качества урока, разработанной А. И. Севруком и Е. А. Юниной [4], при прохождении студентами педагогической и предвыпускной практики по квалификации бакалаврской степени «Профессиональное образование (по направлению Водного хозяйства и мелиорации, Землеустройство и земельный кадастр, Механизации сельского хозяйства, Экономика и т. д.)» в некоторых высших учебных заведений Республики Узбекистан (Ташкентский институт ирригации и мелиорации, Ташкентский Государственный аграрный университет, Ташкентский Государственный университет экономики, Наманганский инженерно -педагогический институт и т. д.).

Для анализа качества занятий практикантов, было проведено анкетирование студентов по пунктам анкеты матрицы (таблица 1).

Пункты анкеты 2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год 2015-2016 учебный год

1. Цель эксперта * * * * *

2. Уверенно владеет учебным материалом * * * * *

3. Качественная речь * *

4. Ненасильственные приемы обучения * * * * *

5. Устанавливает внутри и межпредметные связи *

6. Использует: а) социальный опыт

б) раздаточные наглядные материалы * * * *

в) динамические дидактические материалы * * * * *

7. Дает разноуровневые задания

8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов * *

9. Поощряет: а) инициативу и самостоятельность обучающихся *

б) индивидуальные учебные достижения обучающихся * * *

10. Реализует экзистенциальную направленность образования *

11. Обращает внимание на качество речи обучаемых *

12. Во время заканчивает урок, занятие * *

13. Использует приемы педагогических технологий:

а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения * * *

б) проблемного обучения

в) диалогового обучения * * *

г) рефлексивного обучения * * *

д) коллективной мыслительной деятельности

е) интегративной методики * *

В таблице 1 показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами и суммарное количество полученных баллов по учебным годам. Диаграмма построена на основе обобщенных

данных анкетирования по 24 занятиям, проведенным студентами-практикантами в разных учебных группах, и показывает осредненные по всем наблюдениям данные о качестве образовательного процесса по учебным годам. Данные о качестве образовательного процесса по учебным годам решают задачи получения информации обратной связи (проблему контроля) и соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблему оценки). Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания. Из таблицы видно, что сумма полученных баллов практикантами составляет в среднем половину от максимального количества, но затрагивает самые важные пункты анкеты. Это говорит о подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом. Практикантами использованы ненасильственные приёмы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, Широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы. Умело использовали интерактивную доску, качественные презентации и слайды. На всех занятиях эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии, в которых активно участвовали студенты. В конце каждого занятия проводились рефлексии практикантов и студентов.

По матрице (см. таблицу 1) можно определить, какие из пунктов анкеты не реализованы на занятиях, например: практиканты испытывали трудности, связанные с установлением связи с другими предметами, с интеграцией учебного материала из разных сфер знаний, жизнедеятельности человека. На занятиях недостаточно используют стимулирование:

- аргументации ответов, поощрения инициатив и самостоятельности, индивидуальных учебных достижений студентов. Не реализованы приемы педагогической технологии проблемного обучения и формы коллективной мыслительной деятельности.

В ходе анализа исследования мы выявили пригодность анкеты для наиболее важных обобщенных оценок качества педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика будущих учителей профессионального образования является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах (практических занятиях) способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения колледжной действительности с позиций педагога.

В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике будущие учители профессионального образования отметили, что они:

- углубили и закрепили теоретические знания, основные профессионально-педагогические умения, навыки;

- приобрели опыт профессионально значимых качеств преподавателя;

- овладели рефлексивной культурой;

- выработали основы владения педагогическими технологиями и педагогической техникой;

- овладели методами мониторинга в процессе изучения и анализа педагогического опыта и применения его в педагогической деятельности;

- проявили творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней;

- появились потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.

Литература

1. Андреев В. И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. М., 1995.

2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.:

Просвещение, 1985. 148 с.

3. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев. М.:

Педагогическое общество России, 2004. 345 с.

4. Севрук А. И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие.

М.: Педагогическое общество России, 2003. 144 с.

5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.

Методология обучения информатике иностранных слушателей на подготовительном отделении Белисова Ю. Н.

Белисова Юлия Николаевна / Belisova Yulia Nikolaevna - старший преподаватель, кафедра информационных систем и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в статье представлен опыт работы преподавания дисциплины «Информатика» с иностранными слушателями в Северном (Арктическом) федеральном университете в центре международной академической мобильности. Определены основные компоненты качества и мотивации процесса обучения.

Ключевые слова: информатика, компьютер, слушатели, учебная коммуникация, компоненты качества, мотивация, процесс обучения.

Целью данной статьи является обобщение опыта работы в преподавании дисциплины «Информатика» для иностранных слушателей в «Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова в центре международной академической мобильности, который организует мероприятия по вхождению университета в мировое образовательное пространство. Дисциплина «Информатика» является общеобразовательной для таких направлений как:

- естественнонаучному;

- инженерно-техническому и технологическому;

- гуманитарному;

- экономическому;

- медико-биологическому.

Предвузовская подготовка это период времени, в течение которого реализуются:

- возможность обучения иностранного слушателя на неродном языке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- условия проживания в новой климатической зоне.

Помимо русского языка, слушателям подготовительного отделения необходимо освоить и общеобразовательные дисциплины. Одной из таких дисциплин и является информатика. Свою работу мы организуем так, чтобы развить у иностранных слушателей следующие компоненты:

- интерес к обучению;

- лингвистический аппарат для дальнейшей профессиональной деятельности;

- умение решать учебно-профессиональные задачи;

- навыки организации самостоятельной работы.

Цели обучения в современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие обучаемых, их интеллектуальных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей, «...изучая русскую культуру, иностранный учащийся не может обойтись без знакомства с национально-психологическими особенностями народа, выраженными в культуре» [1, с. 12]. Гуманистическая идея совместной развивающей деятельности слушателей и педагогов заключается во взаимопонимании и проникновении в духовный мир друг друга. По мнению польского учёного-педагога Винценты Оконь, который разработал теорию функционального материализма, «содержание образования по любой учебной дисциплине должно формироваться на основе определённой ведущей идеи, отражающей специфику данной дисциплины, особенности её функций в целостной системе формирования у обучаемого научного мировоззрения» [2, с. 126]. Из этого следует, что каждый учебный предмет приобретает единый стержень, позволяющий объединить требования общества и индивидуальные образовательные потребности обучаемого. В информатике таким стержнем является идея внедрения информационных технологий во все сферы профессиональной деятельности человека, умения, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни.

В настоящее время в Северном Арктическом федеральном университете обучается более 500 иностранных студентов, представляющих страны как ближнего, так и дальнего зарубежья,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.