Научная статья на тему 'Организация муниципального финансового контроля в зарубежных странах: опыт Франции и Германии'

Организация муниципального финансового контроля в зарубежных странах: опыт Франции и Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1331
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / АНГЛОСАКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ / КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ / ФРАНЦИЯ / ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Наталия Викторовна

В статье анализируются особенности организации муниципального финансового контроля во Франции и Германии, а также соотношение полномочий между органами муниципального финансового контроля и органами государственного финансового контроля в части контроля муниципальных финансов в данных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация муниципального финансового контроля в зарубежных странах: опыт Франции и Германии»

то, что в случаях, когда участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или прокурором, есть вероятность необъективного либо не достаточно старательного исполнения обязанностей адвоката.

Вся суть в том, что согласно той же 113 статье Конституции РК, государством гарантируется только право на получение квалифицированной юридической помощи. А уж будет ли обвиняемый использовать это право или нет, неизвестно. Фактически, государство должно обеспечить любому гражданину условия для того, чтобы они могли воспользоваться и реализовать это свое право. Если же гражданин отказался его использовать (для примера, решая доверить свою защиту лицу, не являющемуся адвокатом), отказать ему в этом решении и никто также не имеет права. Государство хоть и обеспечивает возможность получить профессиональную помощь юриста, не может повлиять на решение человека воспользоваться ею.

Список литературы

1. РадченкоВ.И. Уголовный процесс. Москва. Юстицинформ, 2006. С. 783.

2. Безлепкин Б.Т. « Комментарий к УПК РФ» Кнорус. Москва, 2008. С. 661.

3. Конституция РК, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029/ (дата обращения: 10.05.2018).

4. Адвокатская деятельность: учебно-практическое пособие. Под редакцией Буробина М. Статут, 2005. С. 333.

ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОПЫТ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ

Филатова Н.В.

Филатова Наталия Викторовна — студент магистратуры, факультет Высшая школа государственного аудита, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются особенности организации муниципального финансового контроля во Франции и Германии, а также соотношение полномочий между органами муниципального финансового контроля и органами государственного финансового контроля в части контроля муниципальных финансов в данных странах.

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, англосаксонская модель, континентальная модель, смешанная модель, Франция, Германия.

Большинство ученых в области муниципального права (С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, Н.А. Емельянов, А.В. Малько, Н.С. Тимофеев, Е.С. Шугрина и др.) [1] выделяют три базовые модели организации местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную, или французскую, и смешанную, или германскую. В основе разграничения данных моделей организации местного самоуправления лежит соотношение полномочий между органами местного самоуправлениям и органами государственной власти на местах [2, с. 50]. Поскольку в перечень данных полномочий входят, в том числе, полномочия по осуществлению государственного и муниципального финансового контроля, представляется целесообразным согласиться с О.В. Шинкаревой [3, с. 37] и применить классификацию моделей организации местного самоуправления и по отношению к выделению моделей организации муниципального финансового контроля.

Континентальная модель встречается в большинстве стран Западной Европы. Для данного типа организации местного самоуправления характерны следующие черты: сочетание местного самоуправления с государственным управлением на местах, приводящее к ограниченной автономии местного самоуправления; наличие системы жесткого административный контроль за органами местного самоуправления со стороны государственной власти; подчинение нижестоящего уровня вышестоящему; определение полномочий органов местного самоуправления на основании принципа «негативного правового регулирования» (местные власти могут осуществлять полномочия, которые не запрещены законом) [2, с. 50].

Названные особенности свидетельствуют не только о плотном взаимодействии субъектов финансового контроля различных уровней местной власти, но и о тесной взаимосвязи государственного и муниципального финансового контроля. Континентальная модель муниципального финансового контроля в ее классическом варианте подразумевает возможность прямой проверки местных финансов со стороны органов государственного финансового контроля.

Ярким представителем континентальной модели организации муниципального финансового контроля выступает Франция. Французская Республика является унитарным государством. В этой стране местное самоуправление осуществляется на трех уровнях: в регионах, департаментах и коммунах [4, с. 251]. Регион и департамент располагают своими органами местного самоуправления (региональными и генеральными советами соответственно) и назначенными представителями государства на местах (комиссарами республики и помощниками комиссаров республики). В коммуне управленческие функции исполняет выборный коммунальный (муниципальный) совет во главе с мэром, при этом мэр одновременно является и государственным служащим. В круг полномочий мэра в бюджетной сфере входят составление проекта местного бюджета, а также непосредственное исполнение бюджета. Советы утверждают проект местного бюджета соответствующего уровня, а также отчет о его исполнении. Комиссары республики назначаются Советом министров и представляют в своей административно-территориальной единице правительство и каждого министра. Они наделены правом контроля за органами местного самоуправления в части соблюдения законности, в том числе в части осуществляемой органами местного самоуправления финансовой деятельности [4, с. 252].

Функции внешнего муниципального финансового контроля перенесены на региональный уровень. Согласно ст.84 Закона от 2 марта 1982 г. № 82-213 «О правах и свободах коммун, департаментов и регионов» (далее - Закон №82-213), называемого также законом о децентрализации, «в каждом регионе создается Региональная счетная палата [2, с. 50]». В обязанности Региональных счетных палат в первую очередь входит «проверка счетов органов местного самоуправления и общественных организаций, находящихся под их юрисдикцией [6, с. 765]». Анализируя положения Закона №82-213, можно сделать вывод, что на Региональные счетные палаты Франции возложены тройственные полномочия: 1) высказывать мнения и предложения относительно бюджетных актов местных органов администрации, по которым имеются несоответствия и отклонения; 2) выносить судебные решения по счетам всех органов администрации и ее государственных учреждений; 3) обеспечивать надлежащее использование государственных средств этими учреждениями. Региональные счетные палаты проверяют отчетность всех крупных муниципалитетов (не менее 2000 жителей), организаций, в капитале которых муниципалитет имеет мажоритарное участие, учреждений, получающих дотации из местного бюджета. Контроль более мелких муниципалитетов осуществляется старшими казначеями или финансовыми инспекторами.

Председатель (главный советник или финансовый инспектор) Региональной счетной палаты назначается декретом президента Французской Республики из числа главных советников или советников-докладчиков палаты [7, с. 16].

Во Франции существует частичная зависимость Региональных счетных палат от Счетной палаты Франции, так как в законодательстве закреплено право контроля за принимаемыми Региональными счетными палатами решениями со стороны Счетной палаты Франции. Из положений Закона №82213 следует, что содержание контроля различается в зависимости от материалов дел, которые можно разделить на две основные группы: 1) дела, по которым региональная счетная палата принимает окончательное решение (имеет исключительные полномочия); 2) дела, по которым решения региональных счетных палат могут быть обжалованы в Счетную палату Франции (совместные полномочия). Фактически Счетная палата Франции выступает в качестве апелляционной судебной инстанции, если вынесенное решение является спорным.

Система муниципального финансового контроля и государственного финансового контроля местных финансов во Франции представлены в «Таблице 1».

Таблица 1. Организация муниципального финансового контроля и государственного финансового контроля

местных финансов во Франции

Форма контроля Субъект контроля

Внутренний муниципальный финансовый контроль) Исполнительные органы (администрации) муниципальных образований, их финансовые подразделения

Внешний муниципальный финансовый контроль Региональные счетные палаты (в муниципалитетах с численностью населения не менее 200 тыс. жителей)

Государственный финансовый контроль местных финансов Финансовые инспектора/старшие казначеи (в муниципалитетах с численностью населения менее 200 тыс. жителей); комиссары республики

Смешанная модель муниципального финансового контроля характеризуется тем, что организация муниципального финансового контроля специфична для каждой страны. Ярким представителем смешанной модели муниципального финансового контроля выступает Федеративная Республика Германия. Германия является государством с федеративной формой правления, состоящим из 16 равноправных субъектов - земель [8]. В свою очередь, земли делятся на округа, округа - на районы и города, имеющие статус районов, районы делятся на общины [4, с.454]. Следовательно, округа, районы, города, общины являются формами муниципальных образований в ФРГ. Вопросы местного управления, включающего финансовый контроль, относятся к исключительной компетенции земель.

Организация внешнего финансового контроля в Германии является двухуровневой. С одной стороны, действует Федеральная счетная палата, с другой - региональные (земельные) счетные палаты, правовым основанием деятельности которых выступают нормативные правовые акты, принятые землями. Во всех федеральных землях существуют свои счетные палаты. При этом следует отметить, что в одних землях, например, в землях Мекленбург-Передняя Померания, Свободное государство Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, земельная счетная палата отвечает и за финансовый контроль на местном уровне [9, с.1-26]. В других, таких как земля Гессен, местная администрация создала контрольные органы (Управления финансового контроля) которые, являясь составной частью структуры местной администрации, действуют независимо от федеральной и земельных палат.

Внутренний контроль за движением муниципальных финансов в Германии осуществляет специализированный орган - ревизионное управление. Оно в обязательном порядке создается в городах внерайонного подчинения, районах, а также в крупных и средних городах районного подчинения и общинах населением более 20 тыс. жителей [10, с.492]. Остальные территории вправе возложить контрольные функции на муниципального служащего либо привлечь для ежегодной проверки бюджета ревизионное управление другого муниципального образования. Внутренний муниципальный финансовый контроль в Германии осуществляется также различными структурами внутри системы исполнительной власти. Например, Казначейство отвечает за правильность и своевременность перечисления бюджетных средств, составлению бюджетного плана, который впоследствии утверждается главой администрации и представительным органом власти. Налоговое ведомство отвечает за контрольную деятельность в сфере местного налогообложения.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Муниципальное право России: учеб / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер [и др.]. М.: Проспект, 2013; Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства / Г.В. Барабашев. М., 1971; Емельянов Н. А. Местное самоуправление: международный опыт: монография / Н.А. Емельянов. Тула, 1996. С.10; Малько, А. В. Муниципальное право: учебник и практикум для СПО / А.В. Малько, С.В. Корсакова. - 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017.

2. Авакьян С. А. Муниципальное право России: учеб / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер [и др.]. М.: Проспект, 2013.С.50.

3. Шинкарева О. В. Сходства и различия национальных моделей организации муниципального финансового контроля за рубежом // Вестник Московского городского педагогического университета, 2015. № 3 (5). C. 37.

4. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин. - 8-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Норма : ИНФРА-М, 2018.

5. Loi n°82-213 du 2 mars 1982 Relative aux droits et liberies des communes, des departments et des regions // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/ (дата обращения: 04.05.2018).

6. Chartier J.-L., Doyelle A. Les procedures contradictories des chambres régionales des comptes // Actualité jur. Droit administratif. 1991. № 11. P. 765.

7. ТрещетенковаН. Ю. Организация и деятельность счетных палат. М., 1992. С. 16.

8. Преамбула Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. См.: Избранные Конституции зарубежных стран в 2 т: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б.А. Страшун [и др.] ; отв. ред. Б. А. Страшун. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015.

9. Muehlenkamp H. Die kommunale Finanzkontrolle/ H. Muehlenkamp // Zeitschrift für Planung & Unternehmenssteuerung. January. P. 1-26.

10. Шинкарева О.В. Национальные модели организации муниципального финансового контроля // РИСК, 2011. № 1. С. 492.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.