Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Е.В., Цилюгина И.Б., Крылова Е.О.

Обоснована актуальность межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями, определены субъекты, принципы, механизмы взаимодействия субъектов межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями, алгоритм межведомственного взаимодействия, а также методы и формы такой работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERDEPARTMENTAL COOPERATION IN WORKING WITH DYSFUNCTIONAL FAMILIES

The relevance of interdepartmental interaction in working with dysfunctional families is substantiated, the subjects, principles, mechanisms of interaction of subjects of interdepartmental interaction in working with dysfunctional families, the algorithm of interdepartmental interaction, as well as methods and forms of such work are determined

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ»

УДК 37.013.42

Екатерина Владимировна Трофимова1, Ирина Борисовна Цилюгина 2, Евгения

о

Олеговна Крылова

12 3

, , Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия

Южный межрайонный центр «Семья» служба семьи, Салават, Россия

1 karabashky@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-2849-9766

2 n.b.irina@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0003-1900-4901

3evgenia732@mail. ru, https://orcid. org/0000-0003-3919-9631

Автор, ответственный за переписку: Ирина Борисовна Цилюгина,

n.b.irina@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Аннотация. Обоснована актуальность межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями, определены субъекты, принципы, механизмы взаимодействия субъектов межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями, алгоритм межведомственного взаимодействия, а также методы и формы такой работы

Ключевые слова: неблагополучная семья, межведомственное взаимодействие, комплексный подход

Ekaterina Vladimirovna Trofimova1, Irina Borisovna Tsilugina2, Evgeniya Olegovna

Krylova3

12 3

, , Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia

3 Southern interdistrict center "Family"family service, Salavat, Russia

1 karabashky@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-2849-9766

2 n.b.irina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1900-4901

3 evgenia732@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3919-9631

The author responsible for the correspondence: Irina B. Tsilugina,

n.b.irina@yandex.ru

ORGANIZATION OF INTERDEPARTMENTAL COOPERATION IN WORKING WITH DYSFUNCTIONAL FAMILIES

Annotation. The relevance of interdepartmental interaction in working with dysfunctional families is substantiated, the subjects, principles, mechanisms of interaction of subjects of interdepartmental interaction in working with dysfunctional families, the algorithm of interdepartmental interaction, as well as methods and forms of such work are determined

Keywords: dysfunctional family, interdepartmental interaction, integrated approach

Межведомственное взаимодействие в работе с семьями в целях раннего выявления семейного неблагополучия предусматривает объединение усилий и ресурсов всех органов и учреждений системы профилактики, что обеспечивает неразрывность работы с неблагополучной семьей. Межведомственное взаимодействие предполагает разработку межведомственной нормативной правовой базы, определяющей задачи и содержание взаимодействия социальных партнеров.

Цель межведомственного взаимодействия - раннее выявление неблагополучных семей и устранение последствий различных видов семейного неблагополучия, предотвращение жестокого обращения с детьми в семье [26, с. 25-31].

В рамках межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями по реализации комплексных мер, принимают участие общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, правоохранительные органы, органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, служба семьи и другие учреждения, оказывающие социальные и психологические услуги несовершеннолетним и их семьям. Такого типа семьям нужен постоянный контроль за их жизнедеятельностью, корректирование поведения, психологическая, педагогическая и социальная помощь.

Необходимость межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями состоит в том, что одно отдельно взятое ведомство или служба не в состоянии обеспечить вывод семьи из кризиса. Межведомственный подход предусматривает использование всевозможных ресурсов для оказания помощи в решении имеющихся проблем в неблагополучной семье, изменения уровня и образа жизни, сплочения детско-родительских отношений, обеспечение благоприятных условий проживания и безопасности ребенка в семье.

Вопросы предупреждения семейного неблагополучия, противоправной деятельности членов такой семьи, пропаганды здорового образа жизни решаются совместно с судом, прокуратурой, межведомственной комиссией по предупреждению правонарушений, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами полиции, учреждениями социальной защиты населения, социально-реабилитационными центрами, учреждениями образования, учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства и другими органами.

В целях профилактики семейного неблагополучия межведомственном взаимодействии также дает положительные результаты, предупреждая на ранних этапах работы с такого типа семьей глубокие кризисы и проблемы. Организация межведомственного взаимодействия позволяет не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, помочь детям, нуждающимся в государственной защите. Ранее обнаружение семейного неблагополучия и принятие действенных мер к родителям, ненадлежащим образом выполняющим родительские обязанности, в том числе к семьям, находящимся в социально опасном положении, является одним из направлений профилактики семейного неблагополучия.

Межведомственное взаимодействие в решении проблем неблагополучных семей опирается на ряд фундаментальных принципов, которые можно сгруппировать по нескольким критериям:

• регулятивная сила (правовой, социальной ответственности субъектов управления, социального контроля);

• степень организационно-управленческой технологизации (принцип адекватности, обратной связи, координации взаимообусловленных действий, принцип автоматизированного учета в информационном обмене, соответствия функций наделяемым полномочиям);

• совместимость профессиональной деятельности кадров (компетентность, преемственность, согласованность интересов, мера участия в межведомственной координации, соблюдение правил деловых отношений);

• программно-целевой критерий (комплексность и системность, научная и методическая обоснованность, конечно-целевая направленность, непрерывность оказания социальной помощи, проблемная ориентация деятельности учреждений);

• нравственный критерий в отношениях с детьми (принципы социальной справедливости, гуманизма, терпимости, соучастия в судьбе).

На практике принципы межведомственного взаимодействия, как правило, используются не изолированно, а в тесной взаимосвязи, что отражает их объективную обусловленность и направляет совместные усилия на достижение общих целей.

Межведомственное взаимодействие предусматривает рациональную последовательность использования соответствующих форм, методов и средств работы с неблагополучной семей. Выявление неразрывно связано с необходимостью в короткие сроки определить, в каких изменениях условий жизни нуждается конкретная неблагополучная семья. При этом направление и содержание помощи такой семье зависит от степени выраженности угрозы безопасности ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье. Именно поэтому необходимо оптимизировать процесс сбора первичной информации, создать возможность для систематического проведения контрольного мониторинга на базе социальных учреждений.

В практической деятельности межведомственное взаимодействие в работе с неблагополучными семьями должно быть направлено на обеспечение комплексного подхода в работе с семьей, ребенком на муниципальном уровне.

Общее руководство и организацию взаимодействия между всеми социальными партнерами должен осуществлять координационный совет.

Рассмотрим механизмы взаимодействия субъектов межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями.

1. Определение источников информации о неблагополучной семьи.

2. Разработка и реализация соглашения о взаимодействии и функциях каждого субъекта взаимодействия.

3. Определение форм работы для каждого субъекта.

4. Определение плана совместных мероприятий (рейдов).

5. Определение в каждом субъекте ответственного за работу с неблагополучной

семьи.

6. Разработка и реализация программы работы с неблагополучной семьи.

7. Определение сроков и форм отчетности.

8. Определение форм и методов контроля эффективности совместно проведенной работы.

9. Мониторинг достижения результатов, обеспечивающих снижение числа неблагополучных семей и детей из них.

Раннее выявление семейного неблагополучия обуславливает эффективность оказываемой помощи, что позволяет сохранить ребенка в семье. Ключевым элементом планирования действий по решению вопросов работы с неблагополучной семьи должен стать комплекс эффективных и всесторонних мер, сконцентрированных на ребенке и ориентированных на семью, который должен основываться на межведомственном сотрудничестве и координации:

1. Сотрудники учреждений, работающие с неблагополучными семьями, вне зависимости от их ведомственного подчинения, должны регулярно проходить соответствующую специальную подготовку.

2. Работа с неблагополучными семьями должна основываться на отлаженном межведомственном взаимодействии. Только при этом условии она будет по-настоящему комплексной, эффективной и принесет пользу родителям и детям.

3. К работе с неблагополучными семьями нельзя подходить формально. Эти проблемы требуют внимательного отношения со стороны всех служб, которые ими занимаются. Основываясь на этом, необходимо не только собирать информацию и факты, касающиеся неблагополучия в семьях, но и принимать адекватные решения, реализовывать меры, позволяющие добиваться положительных результатов, оказывать реальную помощь и детям, и их родителям.

Рассмотрим алгоритм действий межведомственного взаимодействия при организации работы с неблагополучными семьями:

• Своевременное раннее выявление учреждениями социальной сферы (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, спорта социальной

защиты, некоммерческие организации) случаев семейного неблагополучия.

• Передача информации в орган опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по единой форме.

• Расследование случая и установление факта нарушения прав ребенка, факта жестокого обращения или насилия и принятие решения об «открытии случая» - начало профилактической работы с неблагополучной семьей.

• Диагностика причин семейного неблагополучия, разработка межведомственного плана реабилитации неблагополучной семьи и ребенка, который в ней воспитывается.

• Контроль исполнения плана, утверждение результатов мониторинга.

• Принятие решения о дальнейших действиях, либо о «закрытии случая».

• Мониторинг деятельности по раннему выявлению и организации помощи неблагополучной семье.

При выборе технологий, методов и форм межведомственного взаимодействия с неблагополучными семьями учитываются индивидуальные потребности каждой такой семьи. Неблагополучным семьям оказывается комплексная социальная, психологическая, педагогическая, социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь, включающая решение вопросов по трудоустройству родителей, содействие в организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости, оздоровление детско-родительских и внутрисемейных отношений, повышение психолого-педагогической компетенции родителей, создание в семье благоприятных и безопасных условий проживания детей.

В практике работы с неблагополучными семьями используются социальные технологии работы, направленные на активизацию и мобилизацию собственных ресурсов граждан и ресурсов их окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения: социальный патронаж, работа со случаем, интенсивная семейная терапия, сеть социальных контактов.

Формами работы с неблагополучными семьями могут быть: консультирование, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и т.п.

Групповая форма работы с неблагополучной семьей может осуществляется в рамках родительского клуба, задачами которого являются: расширение возможностей самопомощи и взаимопомощи получателей социальных услуг, повышение уровня педагогической культуры родителей, гармонизация семейных отношений, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни, повышение компетентности в социально-правовых вопросах, накопление позитивного опыта сохранения традиционных семейных ценностей, а также обогащение семейного досуга культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.

Также неблагополучной семье оказывается адресная помощь в виде предметов первой необходимости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для решения проблем неблагополучных семей необходимо межведомственное взаимодействие всех субъектов этой деятельности: комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов полиции, учреждений социальной защиты населения, социально-реабилитационных центров, учреждений образования, учреждений здравоохранения, органов опеки и попечительства на основе комплексного подхода в решении проблем неблагополучной семьи, нормативной правовой базы, четкого алгоритма межведомственного сотрудничестве и координации усилий. Взаимодействие социальных партнеров способствует выработке общей стратегии и тактики в решении проблем неблагополучных семей, помогает максимально расширить профилактическое и реабилитационное пространство, позволяет наиболее эффективно решать вопросы раннего семейного неблагополучия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12116087/7ysclidHdui5a7rib146731709 (дата обращения 07.02.2023 г.)

2. Шахова О.Н., Сальманова А.В., Щербинина Е.В., Алгоритм действий специалистов службы семьи с несовершеннолетним и его семьей, находящейся в социально опасном положении (методические рекомендации). Уфа, 2019. 33 с.

3. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие / Т.И. Шульга. Москва: Дрофа, 20015. 254 с.

REFERENCES

1. FederaFny'j zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ «Ob osnovax sistemy' profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnix» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Rlektronny'j resurs]: rezhim dostupa: URL: https://base.garant.ru/12116087/7ysclidHdui5a7rib146731709 (Data obrashheniya 07.02.2023 g.)

2. Shaxova O.N., SaFmanova A.V., Shherbinina E.V., Algoritm dejstvij specialistov sluzhby' sem4 s nesovershennoletnim i ego sem'ej, naxodyashhejsya v socialno opasnom polozhenii (metodicheskie rekomendacii). Ufa, 2019. 33 s.

3. Shulga, T.I. Rabota s neblagopoluchnoj semej: uchebnoe posobie / T.I. Shulga. Moskva: Drofa, 20015. 254 s.

Информация об авторах Е.В. Трофимова — заведующий кафедрой профессионального и социального образования;

И.Б. Цилюгина — заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии; Е.О. Крылова — магистрант, специалист по работе с семьей ГБУ РБЮжный межрайонный центр «Семья» служба семьи в г. Салават.

Information about the authors E.V. Trofimova — Head of the Department of Professional and Social Education; I.B. Tsilugina — Head of the Department of Special Pedagogy and Psychology; E.O. Krylova — graduate student, specialist in working with the family GBU Rbyuzhny interdistrict center "Family" family service in Salavat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.