возможностями / Л. П. Мусинова // Актуальные проблемы экологии : материалы 2-й Международной науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Караганда : КарГУ, 2003. — Ч. 2. — С. 14—18.
5. Субботин А. В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботина, Л. Л. Ращевская. - М. : Макцентр, 2004. — 96 с.
6. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 6 — 7.
Поступила 28.11.11.
РОЛЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
А. И. Мустайкина
В статье представлена общая характеристика функций основных субъектов социальной работы с неблагополучными семьями в России, а также аргументирована роль межведомственного взаимодействия в предупреждении и решении их проблем.
В современной России общая организационная модель социальной работы с неблагополучными семьями представляет собой совокупность учреждений, служб и органов различной ведомственной подчиненности и социальной направленности, деятельность которых ориентирована на профилактику семейного неблагополучия и компенсацию его негативных последствий для семьи как малой группы в целом, для супругов, детей и других членов неблагополучных семей, для ближайшего социального окружения, для семьи как социального института, для других социальных институтов (образование, здравоохранение, армия и т. д.), а также для общества в целом.
В общей системе субъектов социальной работы с неблагополучными семьями можно выделить два основных блока учреждений, служб и органов:
1) учреждения, службы и органы социального блока: органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания, кризисные центры для женщин и детей, органы управления образованием и образовательные учреждения, детские дома и школы-интернаты, специальные образовательные учреждения открытого типа, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, орга-
ны службы занятости, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, органы по делам молодежи, органы опеки и попечительства;
2) учреждения, службы и органы правоохранительного блока: органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних, специальные образовательные учреждения, подразделения криминальной полиции органов внутренних дел.
Практика социальной работы богата многочисленными примерами эффективной помощи неблагополучным семьям на базе вышеназванных учреждений, служб и органов, подтверждающих, что многие из них проводят серьезную работу в рамках своей компетенции по профилактике семейного неблагополучия и компенсации его негативных последствий. Между тем, анализ той же практики социальной работы с неблагополучными семьями нередко выявляет и факты слабого взаимодействия разноведомственных субъектов социальной работы, отрицательными последствиями которого становятся: дублирование функций, повтор проводимых мер и мероприятий (или, наоборот, игнорирование необходимости их проведения), акцентирование внимания на одних аспектах помощи и недооценка значимости других и т. д. В конечном итоге недостатки межведомственного взаимодей-
142
А. И. Мустайкина, 2012
ж
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | 1
ствия снижают качество и эффективность социальной работы с семьями рассматриваемого типа.
В течение многих десятилетий в России особым субъектом социальной работы с неблагополучными семьями является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уже изначально в рамках своей компетенции она призвана осуществлять активное межведомственное и межорганизационное взаимодействие в работе с неблагополучными семьями в целях защиты и восстановления прав и законных интересов воспитывающихся в них детей и подростков. В число задач Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят:
— координация деятельности органов и учреждений государственной системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории района;
— содействие в реализации и обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности;
— принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физических, сексуальных, психологических и иных форм насилия, а также от вовлечения в совершение правонарушений и преступлений;
— координация деятельности по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их родителей (законных представителей), не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение; учет указанных лиц;
— в пределах своей компетенции выявление, анализ, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;
— взаимодействие с общественными и религиозными организациями и гражданами по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
— рассмотрение в пределах своей компетентности материалов в отношении интересов, совершивших общественно опасные и иные противоправные действия.
Отдавая должное серьезному опыту налаживания межведомственного и межорганизационного взаимодействия в социальной работе с неблагополучными семьями, проводимой комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, важно подчерк-
нуть, что инициативы по активизации подобного сотрудничества должны активно исходить и от других учреждений, служб и органов, в компетенции которых находятся профилактика и решение проблем социально неблагополучных семей.
На необходимости активизации межведомственного взаимодействия в социальной работе с семьями рассматриваемого типа в последние годы делается особый акцент. Это связано с ростом числа таких семей в российском обществе, с обострением многих других социальных проблем, вызванных семейным неблагополучием (социальное сиротство, детская беспризорность и безнадзорность, насилие в семье и др.), с общепризнанным низким уровнем превентивной социальной работы с ними, с неэффективностью многих традиционных технологий и форм социальной помощи им и другими причинами. В этих условиях, по мнению Е. И. Холостовой, «...предстоит не только оптимизировать сеть учреждений социального обслуживания, укреплять их материально-техническую базу, но и создать новую систему взаимосвязи региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, выработать наиболее эффективные алгоритмы взаимодействия учреждений, работающих с семьей и детьми» [1, с. 59].
Роль межведомственного взаимодействия в социальной работе с неблагополучными семьями в том, что оно позволяет достичь сразу нескольких целей данной деятельности:
— во-первых, межведомственное взаимодействие в социальной работе с неблагополучными семьями — одно из важнейших условий достижения главной цели данной деятельности, какой является оптимизация их социального самочувствия, социальное оздоровление внутренней и внешней по отношению к семье среды, эффективная социальная реабилитация и адаптация;
— во-вторых, только в случае слаженной работы основных, а в идеале и всех субъектов социальной работы с неблагополучными семьями можно говорить именно о системе профилактических и адаптационно-реабилитационных мероприятий, о комплексной помощи и поддержке;
— в-третьих, межведомственное взаимодействие дает возможность разрабатывать комплексные программы социальной работы с неблагополучными семьями, а также готовить и своевременно корректировать планы мероприятий, направленных на развитие и совершенствование образования,
Серия «Социологические науки»
воспитания, оздоровления и отдыха детей из неблагополучных семей;
— в-четвертых, только при налаженных межведомственных связях и опыте сотрудничества учреждений, органов и служб различной ведомственной подчиненности и социальной направленности можно говорить о возможности подготовки и реализации социальных проектов по развитию дифференцированной и адресной социальной помощи неблагополучным семьям, которые в содержательном плане будут ориентироваться на реальную практику социальной работы, а не на «искусственные» меры и мероприятия, которые, вроде бы, и нужны, но за проведение которых никто не отвечает или не хочет отвечать, и которые в результате нередко так и остаются лишь планами;
— в-пятых, благодаря четко выстроенному взаимодействию различных учреждений социальной сферы, а также правоохранительных органов возможно избежать дублирования мероприятий, функций и т. д., т. е. всего того, что снижает эффективность помощи, мотивацию у самих специалистов к ее оказанию, а также вызывает нежелание к осуществлению совместной работы у получателей помощи;
— в-шестых, подобное деловое сотрудничество позволяет качественно собирать информацию не только в целом о семьях с дезадаптацией в школе, поселке, микрорайоне, городе и т. д., но и получать ее о каждом конкретном случае, о каждой семье, нуждающейся в помощи, а значит — грамотно, взвешенно подбирать технологии, формы и методы социальной работы с ними.
Наконец, взаимосвязь и согласованность в действиях разноведомственных структур позволяют осуществлять дальнейшее совершенствование системы профилактики семейного неблагополучия. В частности, это способствует более качественной работе по решению таких общих задач, которые стоят перед учреждениями — субъектами социальной работы с неблагополучными семьями — как: профилактика семейного неблагополучия; психо-
лого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в трудную жизненную ситуацию; формирование у членов неблагополучных семей положительного опыта социального поведения, приобретение социально приемлемых навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию.
Таким образом, роль межведомственного взаимодействия в социальной работе с неблагополучными семьями с детьми в самом общем виде заключается в том, что позволяет повысить эффективность данной деятельности. Многочисленные исследования, а также статистические данные свидетельствуют о том, что в результате совместной работы учреждений и органов социальной защиты, образования, занятости, внутренних дел, культуры и спорта, опеки и попечительства удается снижать уровень алкоголизма, наркомании и правонарушений среди членов семей, позволяет вернуть их к нормальной жизни.
В целях оптимизации межведомственного сотрудничества в социальной работе с неблагополучными семьями необходимо: а) концептуальное обоснование значимости, основных особенностей и закономерностей межведомственного взаимодействия в социальной работе с неблагополучными семьями на федеральном, региональном, муниципальном уровнях; 6) научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное содействие развитию взаимодействия различных субъектов социальной работы с неблагополучными семьями; в) совершенствование процесса управления межведомственным сотрудничеством, четкое разграничение обязательств и функций различных учреждений, органов и служб в социальной работе с неблагополучными семьями; г) децентрализация социальной работы; д) серьезный акцент на превентивную практику и т. д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей : учеб. пособие / Е. И. Холостова. — М. : Дашков и К°, 2006. - 216 с.
Поступила 28.11.11.
ш
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 1