Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ УРАЛО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ УРАЛО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ / УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ / ТУРИСТСКОЕ КОЛЬЦО / "ШИПОВСКАЯ" КУЛЬТУРА / "ПОЗДНЕСАРМАТОВСКАЯ" КУЛЬТУРА / ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АССИМИЛЯЦИЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вологин Н.В.

Автор рассматривает перспективы использования приграничных территорий Урало-Каспийского региона в пределах Республики Казахстан и Российской Федерации для организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов с целью развития толерантности школьников и взрослого населения. Автор предлагает методы использования рекреационного потенциала региона для снижения или исключения рисков обострения социальной напряженности. Отмечена значимость развития туризма для экономического развития Урало-Поволжья. На примере небольшого села Таскала Республики Казахстан прослеживается сложность исторического развития региона и его современные социальные и политические проблемы. Автор предлагает пути решения социальных проблем средствами организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ УРАЛО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

Н. В. Вологин

Организация международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов на приграничных территориях Урало-Каспийского региона как средство развития толерантности школьников

Автор рассматривает перспективы использования приграничных территорий Урало-Каспийского региона в пределах Республики Казахстан и Российской Федерации для организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов с целью развития толерантности школьников и взрослого населения. Автор предлагает методы использования рекреационного потенциала региона для снижения или исключения рисков обострения социальной напряженности. Отмечена значимость развития туризма для экономического развития Урало-Поволжья.

На примере небольшого села Таскала Республики Казахстан прослеживается сложность исторического развития региона и его современные социальные и политические проблемы. Автор предлагает пути решения социальных проблем средствами организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов.

Ключевые слова: приграничные территории, детский туризм, толерантность, многонациональный, Урало-Поволжье, туристское кольцо, «шиповская» культура, «позднесарматовская» культура, топонимические особенности, ассимиляция, консолидация, туристско-краеведческие объекты, эколого-натуралистические процессы.

Современные реалии таковы, что современный мир еще довольно длительное время будет жить в условиях сменяемости ограничений и послаблений не только по причине трансграничных эпидемий, но и в связи с обострением социальной напряженности на приграничных территориях! Считаю, что пандемии и локдауны приходят и уходят, а решение стратегических вопросов формирования толерантности - это долгосрочная задача государств, таких как Россия и Казахстан, имеющих одну из самых протяженных государственных границ и многонациональный состав населения в их пределах.

Мы рассматриваем понятие «приграничный туризм» как разновидность краткосрочных международных туристских поездок в приграничные районы

соседней страны с передвижением обычно на автомобиле, автобусе или пешком.

К сожалению, государственные границы разделили и еще долго будут разделять не только государства, но и людей. И, несмотря на то что много говорится и делается для сплочения людей разных национальностей, культур, вероисповедания внутри стран, все это остается на уровне декларирования. Чтобы сформировать толерантную личность, а значит, терпимость в обществе к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, государствам, можно, даже обязательно нужно, использовать и такую возможность, как приграничный туризм.

О влиянии туристско-краеведческих и экологических походов, экспедиций на формирование активной, коммуникабельной и толерантной личности сегодня проведено достаточно большое количество исследований [5; 6; 7]. В условиях походов по родному краю, а особенно по ближнему зарубежью, школьники, помимо узкоспецифических навыков, умений и знаний, «проникаются» осознанием больших возможностей, свободы выбора, чувством космополитизма к окружающему их миру [8]. Знакомясь с образом жизни людей приграничных территорий, поведением их в быту и в праздники, видя обычаи, общаясь на уровне рядовых граждан, школьники - юные туристы-краеведы заново открывают для себя новых друзей, проникаясь той самой толерантностью, которую никогда не воспитать, только читая книги, смотря телефильмы, загружая свой досуг демонстрацией или просмотром на интернет-сервисах популярных мировых нововведений.

Конечно, приграничный регион - это особая зона с особым режимом, а его посещение обставляется многими запретами и ограничениями. Именно поэтому, во избежание дополнительных формальностей, руководителю детской туристской группы необходимо предварительно подготовить весь пакет необходимых для путешествия документов [9]. Тем более, что упрощение процедуры пересечения государственных границ стран ЕврАзЭС позволяет в большей степени использовать возможности приграничных территорий для организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов с детьми и подростками, студенческой молодежью.

Таскалинский район Западно-Казахстанской области по своему физико-географическому, экономико-географическому и геополитическому положению занимает особую и выгодную позицию. Он находится на стыке истории, культур, многовековых отношений народов, населявших его и приграничные территории Российской Федерации. Здесь много природных, географических, исторических, хозяйственных объектов, топонимических особенностей, которые прямо или косвенно являются объектами туристского интереса. Проведенные

на местных курганах в 1925 г. археологом П. С. Рыковым (1884-1942) раскопки обнаружили погребения знати с золотыми украшениями, конской сбруей. Ученые предполагают, что они принадлежали жившим здесь в II-IV вв. н. э. сарматам. Последние археологические находки, сделанные специалистами Алматин-ского института археологии имени А. Х. Маргулана, подтвердили факт пребывания на территории Таскалинского района стоянок древних людей периода палеолита и неолита. Понятия «шиповская» (в селе Таскала находится железнодорожная станция Шипово) или «позднесарматовская» культуры прочно вошли в археологическую науку.

В XIX в. село Таскала было известно как казачья станица Каменская в 300 дворов с населением 2000 душ. Через село проходит железная дорога, построенная в 1894 г. В центре села расположена железнодорожная станция Шипово Казахстанских железных дорог, названная в честь генерал-лейтенанта Н. Н. Шипова, наказного атамана Уральского казачьего войска в течение восьми лет (1885-1893 гг.), который оказал содействие в разрешении строительства железной дороги от Покровской Слободы (позднее - г. Покровск, в настоящее время - г. Энгельс) Саратовской области до Уральска. Торговый поселок этой станицы находился при самой станции; в поселке - базары, на которых производилась скупка подвозимых сюда хлебов и сена. Кроме базаров здесь ежегодно, с 10 по 17 октября, организовывалась ярмарка, на которую привозилось товаров более чем на 100 тысяч рублей и пригонялось огромное количество скота. Скупщики хлеба имели здесь за станционной границей 24 амбара, вместимостью на 400 с лишним тысяч пудов, к амбарам был проведен рельсовый путь. В урожайные годы грузооборот станции превышал 1300 тысяч пудов, из которых на отправление приходится около 1 миллиона пудов и на прибытие свыше 300 тысяч. В отправлении преобладали: хлеб, сено и рогатый скот, в прибытии -лесные материалы, нефтяные продукты, мануфактура и другие грузы.

В настоящее время существует регулярное пассажирское сообщение по железной дороге со столицей Республики Казахстана - городом Нур-Султан,

столицей Российской Федерации - городом Москва. Приблизительно в 30 км от села Таскала на самой линии границы расположен одноимённый автомобильный пункт пропуска через границу (в Российскую Федерацию), работающий 24 часа в сутки и пропускающий граждан всех стран мира.

Станция Шипово упоминается в книге маршала Советского Союза

Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления» [4, с. 74]. Георгий Жуков, тогда молодой красноармеец, принимал участие в боях с уральскими и оренбургскими казаками. Основные автомобильные и железнодорожные направления, проходящие через станцию Шипово, ведут к областному центру Западно-Казахстанской области - городу Уральск, а от него - к городам Российской Федерации, являющимся областными центрами: Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, Оренбург. Каждый из этих городов имеет большую туристско-краеведческую, эколого-натуралистическую, историко-археологическую ценность как объект приграничного коммерческого и школьного туризма.

Занимаясь длительное время организацией детского туризма в Таскалин-ском районе, мы были свидетелями того, как в предыдущие годы по инициативе школ Таскалинского района Западно-Казахстанской области, Озинского района Саратовской области, Первомайского района Оренбургской области проводились объединенные школьные экологические экспедиции, туристские слеты, научно-практические конференции школьников и педагогов. До сих пор в городе Уральске на базе Западно-Казахстанского областного Центра детского и юношеского туризма и экологии сохранилась традиция проведения для организаторов туристско-краеведческой работы международных конференций, круглых столов, диспутов в различных форматах, с участием представителей туристского, краеведческого, экологического сообщества соседних областей Республики Казахстан и Российской Федерации. Невозможно передать массу впечатлений или описать тот бесценный опыт, которые получаешь после таких встреч.

Уже в течение длительного времени, с 2010 г., в туристской среде педагогов и специалистов в сфере туристского бизнеса витает идея о возможности создания туристского кластера «Урало-Поволжское туристское кольцо» с включением в него наиболее важных природных, археологических, исторических объектов городов Уральск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, Оренбург, а также многочисленных сельских поселений, находящихся на этом пути. Предметом изучения, наблюдения и приобщения могли бы стать следующие объекты, явления или процессы, влияющие на формирование толерантности не только у юных туристов-школьников, но и у взрослых, совершающих туристские путешествия по этому маршруту:

- исследования этнических культур Урало-Поволжья;

- знакомство с социально-экономическим и политическим прошлым региона;

- современные этнокультурные процессы в Урало-Поволжье;

- культурное и этническое развитие народов Урало-Поволжья;

- формы сохранения историко-культурного и природно-ландшафтного наследия народов Урало-Поволжья.

Годы военно-революционных и реформаторских потрясений XX в. вызвали нарушения в протекавших естественных интеграционных процессах на рассматриваемой территории, а с начала 1920-х гг. государственная политика освоения восточных районов СССР сместила главный фактор развития экономических связей Урало-Поволжья в направлении Сибири. Это отразилось и в государственной статистике, и в научной литературе: район Приуралья исследователи часто относили к восточным районам. Картина стала меняться с середины 1930-х гг., когда освоение Волго-Уральской нефтегазоносной провинции привело к появлению предприятий не только добывающей, но и обрабатывающей промышленности, и между поволжскими и приуральными регионами вновь стали усиливаться производственные и социальные связи. Еще большим стимулом для этих процессов стала массовая эвакуация в военные годы десятков предприятий из прифронтовых городов. Заводы и фабрики, размещаемые в Урало-Поволжье, способствовали формированию здесь мощной промышленной базы, уровень развития которой стал приближаться к периферийным районам европейской части Российской Федерации. Индустриализация продолжилась и после войны, что дало возможность уже к середине 1960-х гг. говорить о формировании Волго-Урала как крупного района, находящегося на одном иерархическом уровне с Восточной и Юго-Восточной экономическими зонами СССР, - фактически впервые появляются упоминания об этом макрорегионе в специальной географической литературе [1, с. 35].

Последняя треть ХХ в. и начало XXI в. не внесли принципиальных изменений в развитие Урало-Поволжского макрорегиона, выходящего (или уже вышедшего) на уровень экономической зоны в составе СССР, а затем - СНГ как по масштабам производства, так и по его разнообразию. В то же время происходили важные процессы, нарушившие многие внешние связи как с российскими регионами, так и с Казахстаном. В середине 1980-х гг. для Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов (РФ) важнейшими районами по ввозу грузов были Казахстан во-

Урало-Поволжское туристическое кольцо

обще и Западный Казахстан в частности и Поволжье, а по вывозу - Казахстан и Поволжье [2, с. 89].

Таким образом, Урало-Поволжье - объективно существующий макрорегион (укрупненный район), который складывался с XVIII в., и процессы интеграции в его пределах ослабевали лишь в 1 -й половине ХХ в. Помимо отмеченного транспортного единства территории Урало-Поволжья, обусловленного судоходством по рекам Урал, Кама и Волга, а с конца XIX в. и железными дорогами, существуют и другие объединяющие черты. Героика прежних лет, интеграционные процессы в области культуры, экологии, экономики, а также современное содержание внешнеэкономических связей в этом регионе значительно раскрыли бы свой потенциал, наполнили бы вопросы формирования толерантности у населения приграничных территорий новым содержанием. Реализация этой идеи на фоне регулярно повторяющихся националистических, шовинистических, реваншистских выпадов пусть небольшой, но части населения стран становится все более актуальной. Известная российская писательница Людмила Улицкая, произведения которой переведены на 33 языка, писала: «Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома».

В свете вышесказанного, особо хотелось бы выделить еще один вопрос в рамках данной темы. Нельзя забывать, что именно на приграничных территориях проживают самые разнообразные народы, эти регионы отличаются пестрым составом населения как в Казахстане, так и в Российской Федерации, и от того, насколько толерантным будет сообщество людей в конкретно взятом селении, административном образовании, настолько комфортно будут ощущать себя проживающие здесь люди. Конфликты последних лет между представителями казахской и курдской диаспор в приграничном Дергачевском районе Саратовской области, между казахами и дунганами недалеко от границы с Кыргызстаном, растущая радикализация населения Западного Казахстана говорят о том, что вопрос формирования толерантности населения нужно было решать еще «вчера», когда современные 25-45-летние граждане этих территорий были еще школьниками.

Из таблицы «Этнический состав населения Волго-Уральского региона» 2010-2014 гг. видно, что 98,7% населения региона представлены 8 основными национальностями. Однако с уверенностью очевидца нужно сказать, что пестрота национального и конфессионального состава населения региона более многогранна, чем регион современного Кавказа или Ближнего Востока. Именно в данном регионе СНГ наиболее интенсивно проявляются все процессы совре-

менного общества - ассимиляция, консолидация и разъединение, что также требует государственного и регионального участия в реализации программы по формированию толерантного общества. И здесь важно иметь в виду, что, если бы в регионе проживали граждане только одной национальности (моноэтническое большинство), все равно вопросы взаимного уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, признания того, что люди различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность, будут оставаться краеугольным условием политической, экономической и социальной стабильности в регионе.

Этнический состав населения Волго-Уральского региона

№ Этнос Доля в 2010-2014 годах, в %

Западно-Казахстанская область Атыраус- кая область Астраханская область Волгоградская область Саратовская область Самарская область

1 Казахи 74,3 91,5 14,79 1,77 3,01 0,49

2 Русские 20,9 6,35 61,2 88,47 85,3 82,26

3 Украинцы 1,6 6,35 0,81 1,36 1,66 1,31

4 Татары 1,3 0,49 5,99 0,94 2,1 3,92

5 Белорусы 0,31 0,49 0,16 0,3 0,34 0,29

6 Азербайджанцы 0,24 0,06 0,77 0,55 0,59 0,44

7 Немцы 0,21 0,06 0,09 0,39 0,3 0,21

8 Корейцы 0,15 0,54 0,29 0,27 0,17 0,05

9 Чеченцы 0,09 - 0,29 0,37 0,23 0,05

Помимо вышеназванных задач использование приграничных территорий для организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов стоит учитывать и сегмент бизнес-туризма. Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Западный Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных акциях и инвестиционных проектах. Данный регион благоприятен для развития туризма, так как он является въездными воротами в прикаспийский регион для иностранных туристов. К примеру, на учёте государств Каспийского региона - свыше 4000 памятников природы, архитектуры, археологии. Конечно, многое предстоит сделать в отношении развития инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов, через которые будут проходить основные туристические маршруты для взрослых и школьников, довести их до соответствия международным стандартам. Города Уральск,

Самара, Саратов, Волгоград, Атырау, Астрахань являются стратегическими (воздушными, автомобильными, железнодорожными) воротами для республик, и основные миграционные потоки происходят именно через эти города. Эти города уже сейчас имеют удобные для проведения различных форумов здания и гостиницы, все необходимое для отдыха и развлечений. Кроме того, на территориях, прилегающих к этим городам в радиусе 200 км, расположены замечательные рекреационные зоны и объекты - памятники природы, заказники, грязевые и солевые озера, ареалы распространения эндемичных и реликтовых представителей флоры и фауны.

Особое место в развитии толерантности учащихся и всех граждан приграничных территорий мог бы занять мега-проект «Каспийское туристское кольцо», возможности которого пока еще никем не изучены, а перспективы его необычайно велики. Этот проект мог бы стать началом многих интеграционных течений - деловых, этнокультурных, стать отправной точкой экономической и политической стабильности в регионе. Несомненно, для этого нужна политиче-

ская воля, экономические обоснования, видение социально-демографических перспектив. Естественно, Волго-Урало-Каспийский регион должен и может стать не только регионом, известным в мире как нефтегазоносный, но и регионом, где в комплексе решены вопросы толерантности населения, регионом социальной и политической стабильности.

Важнейшей составляющей турпродукта является транспорт. В качестве средства доставки туристов в Западный Казахстан главную роль играет авиасообщение. Помимо этого, учитывая обширность приграничной территории, по которой будут проходить международные туристско-краеведческие и экологические маршруты школьников, большое значение имеют надежное автобусное сообщение и железнодорожный транспорт, а в перспективе - развитая малая авиация. Это важно еще и потому, что помимо организованного туризма, обязательно появятся туристы-индивидуалы, которые предпочитают самостоятельное передвижение «автостопом». Осуществляемый ремонт и строительство новых транзитных магистралей на этом участке значительно увеличит поток автотуристов.

В настоящее время из-за отсутствия должного внимания к развитию всех видов туризма бюджет государства, регионов, сел и аулов недополучает огромные суммы, продолжает разрушаться инфраструктура, наносится серьезный ущерб экологическому состоянию природных, культурных и исторических памятников. А самое главное - трудно решается проблема становления толерантного общества, в котором каждый человек, независимо от его образа жизни, обычаев, верования, живет в гармонии друг с другом. Специалистам в области социологии известно, что закрытое общество характеризуется статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией и в пределах закрытых границ может столкнуться с массой других проблем. Такое общество характеризуется жёстким разделением на классы и касты. И наоборот, открытое общество, о формировании которого много говорится в Казахстане и Российской Федерации, характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. В таком обществе человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности, а на уровне конституции страны закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует.

Удачное сочетание внутреннего и приграничного туризма позволит существенно содействовать решению долговременных задач по сохранению политической стабильности в регионе. За счет рынка туристских услуг можно значительно пополнить бюджет не только областей и сельских поселений, но и уйти

от дотационного хозяйства, сырьевой направленности экономики и высокого уровня безработицы в сельской местности, значительно развить сферу услуг, решить вопросы двухстороннего взаимовыгодного сотрудничества соседских государств и хозяйствующих субъектов приграничных территорий. Уверен, что деятельность в этом направлении также позволит придать отношению к природе, памятникам культуры, истории более ответственный и долгосрочный характер.

Список литературы

1. Неизвестные и малоизвестные страницы отечественного районирования / отв. ред. В. Л. Бабурин. М. : ЛЕНАНД, 2006. С. 34-36.

2. Барашок И. В., Руденко Л. Л. Интеграционные процессы в образовании как залог успешной разработки нового туристского продукта // Международный форум «Развитие интеграционных процессов в туристском бизнесе Российского дальнего востока и стран АТР. 18 мая 2013 г. : сб. статей и тез. / под ред. А. Б. Косолапова. Владивосток : Изд. дом Дальневост. федер. ун-та, 2013. С. 87-90. URL: http://nauka.dvfu.ru/nirs/pdf/

3. Голубченко И. В. Урало-Поволжье: место в районировании и территориальной организации России. URL: http://profil.ranepa.ru/docs/pubs/p1607/ 5495e1766f216.pdf

4. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления : в 2 т. М. : Олма-Пресс, 2002. С. 74-75.

5. Исаенко В. П., Смирнов Д. В. Слагаемые менталитета русского народа // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. № 3(129). С. 7-20.

6. Сальцева С. В., Смирнов Д. В. Особенности социализации подрастающего поколения в информационную эпоху // Педагогическое искусство. 2018. № 2. С. 41-44.

7. Исаенко В. П., Смирнов Д. В. Роль социокультурной среды в формировании нравственных основ личности: раздумья о нравственности и путешествиях // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 2(123). С. 7-31.

8. Никитинский Е. С., Смирнов Д. В., Тарасенко Е. И., Шаяхметов А. Г., Шер Р. П., Фомин В. П. Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 гг. // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 2(115). С. 29-67.

9. Ильяшенко И. Е., Смирнов Д. В. Обеспечение безопасности при проведении многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции с подростками // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 1 (126). С. 19-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.