Научная статья на тему 'Организация мероприятий по борьбе с незаконной миграцией на российско-китайской границе'

Организация мероприятий по борьбе с незаконной миграцией на российско-китайской границе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / GEOPOLITICAL SITUATION / NATIONAL SECURITY / NATIONAL INTERESTS / TERRITORIAL INTERESTS / MIGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Авраменко Сергей Васильевич

Рассматриваются усиливающиеся тенденции экономической и миграционной экспансии северных провинций Китая в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Авраменко Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING ARRANGEMENTS FOR CONTROL OF NONLEGAL MIGRATION AND CHINESE EXPANSION

The article deals with growth tendency of economical and migration expansion of North provinces of China in Far Est Federal region of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Организация мероприятий по борьбе с незаконной миграцией на российско-китайской границе»

С.В. Авраменко

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ НА РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЕ

АВРАМЕНКО Сергей Васильевич - соискатель ученой степени кандидата политических наук (е-таП^егдеу_ратк@таП.ш)

Аннотация. Рассматриваются усиливающиеся тенденции экономической и миграционной экспансии северных провинций Китая в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации.

Ключевые слова: геополитическая ситуация, национальная безопасность, национальные интересы, территориальные притязания, миграционные процессы.

Амурская область, расположена в юго-восточной части Российской Федерации на границе с провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики. Протяженность участка государственной границы, пролегающего по фарватеру р. Амур, составляет 1284 км. Областной центр Приамурья - город Благовещенск, благодаря уникальному географическому положению (расстояние до китайского города Хэйхэ - 800 м.), является единственным в составе Российской Федерации административным центром, находящимся непосредственно на границе. В связи с этим процессы, происходящие в рамках российско-китайских межгосударственных отношений, ощущаются здесь особо остро.

Анализ обстановки, складывающейся в приграничной с КНР Амурской области, и прогноз ее развития свидетельствуют об интенсивном стремлении сопредельного государства к демографическому и экономическому освоению российского Дальнего Востока. С учетом территориальных притязаний, роста незаконной миграции и оседания граждан КНР в России это формируют серьезные угрозы территориальной целостности Российской Федерации.

Процесс незаконной миграции стимулируется властями Китая, активно претворяющими в жизнь официально не афишируемую программу по демографической и экономической экспансии* в дальневосточные регионы России, основной задачей которой является отторжение от Российской Федерации приграничных территорий Приамурья в пользу КНР. Эта

* Экспансия - политика, направленная на экономическое и политическое подчинение других стран, на расширение сфер влияния, на захват чужих территорий (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.).

программа воплощается в следующих формах: поощрение незаконного оседания, закрепления и легализации китайских граждан на российском пространстве; реальные шаги по физическому изменению государственной границы в виде ее искусственного смещения (изменение русла пограничной р. Амур) в ущерб интересам России; проведение тенденциозной антироссийской пропаганды среди своего населения; экономическое освоение российского Приамурья, в том числе постоянное наращивание своего физического и финансового присутствия в различных секторах производства; усиление влияния на органы местного самоуправления в целях продвижения своих национальных интересов.

Несмотря на достигнутые во время визита Президента РФ в КНР в октябре 2004 г. договоренности о разрешении пограничных территориальных споров в акватории р. Амур, неофициальная китайская позиция по существующим территориальным разногласиям основывается на не афишируемом, а на реально существующем в правящих кругах КНР мнении о том, что Айгуньский 1858 г. и Пекинский 1860 г. договоры, лежащие в основе нынешнего государственно-территориального размежевания между двумя странами, являются несправедливыми, силой навязанными Китаю царской Россией. В изданном в 1988 г. справочнике провинции Хэйлунц-зян, сопредельной с Амурской областью и Приморьем, сообщается, что до 1858 г. город Хайланьпо, расположенный на северном берегу р. Хэй-лунцзян уезда Айхой, принадлежал Китаю, на этом участке имелись 64 китайские деревни. В 1858 г. Россия захватила территорию и переименовала город в Благовещенск, а проживающее здесь китайское население было истреблено русскими войсками. Данные сведения подтверждены в результате посещения закрытого для российских туристов музей уезда Айхой, именуемый среди местного населения «музеем национального позора», на стендах которого размещена экспозиция антироссийской направленности, отражающая якобы исторические факты захвата «северных земель Китая» русскими войсками, жестоко истребившими местное китайское население.

Реваншистские настроения культивируются и на местном уровне, в приграничных с Россией китайских городах и поселках. Мы задокументировали факты проведения активной антироссийской пропаганды китайскими экскурсоводами среди туристов, посещающих Амурскую область, с претензией на приграничные территории (Приамурье, Приморье). Все чаще при возникновении конфликтных ситуаций бытового характера китайцами допускаются высказывания о неполноценности русской расы, с угрозами неотвратимости вытеснения россиян с «исконно китайских земель».

Политика экспорта китайских граждан на Дальний Восток с их последующим оседанием на российской территории проводится руководством КНР в рамках государственной программы с целью смягчения давления проблемы безработицы и бремени избыточного населения. По некоторым

оценкам, в целом по Китаю количество безработных составляет порядка 200 млн в сельскохозяйственных районах и до 40 млн в городах. При этом прогнозируется их увеличение в ближайшее десятилетие в связи с достижением трудоспособного возраста еще примерно 160 млн человек. В северо-восточных провинциях КНР, граничащих с Россией, уровень безработицы составляет 30% и продолжает повышаться. Административные структуры КНР проявляют активность в увеличении квот на привлечение китайской рабочей силы на российский рынок труда, в том числе за счет создания компаний со 100 % китайским капиталом. По имеющимся сведениям, лишь одной такой компанией, осуществляющей лесозаготовки в Приамурье, используется около 500 граждан КНР, в долгосрочное пользование переданы лесные угодья, по площади равные 4% территории всей Амурской области. Эта компания регулярно воздействует на местные органы власти в целях увеличения квот для рабочих из КНР, «подкупая» возможностью безвозмездного вложения значительных капитальных средств в развитие инфраструктуры дотационных районов. На одной из официальных встреч делегаций двух сопредельных районов, китайская сторона заявила о задействовании в освоении лесного комплекса Дальнего Востока около 15 тыс. граждан КНР, были также высказаны намерения постоянного наращивания своего присутствия в данной сфере.

Согласно закрытому для общественности постановлению Госсовета КНР «О мерах по дальнейшей стабилизации проблемы занятости и распределения трудовых ресурсов» основные усилия должны быть направлены на расширение экспорта рабочей силы из Северо-Восточного Китая в малозаселенные сельскохозяйственные районы Российской Федерации, прилегающие к государственной границе с КНР. Китайским организациям предписывается изыскивать возможности по переводу контрактов на поставки рабочей силы для проведения сезонных работ на круглогодичное производство, что позволит закрепить пребывание китайских граждан в России на постоянной основе. При этом большое значение придается аренде земель и созданию мест компактного проживания сезонных рабочих. В результате множество китайцев уже трудится на арендованных у российских фермеров землях и самостоятельно занимается реализацией продукции. Так, в Амурской области с населением 0,8 млн человек ежедневно находится более 10 тыс. граждан КНР.

Следует отметить, что Пекин активно использует систему поощрений и поддержки своих граждан, сумевших закрепиться на российской территории (посредством нелегального оседания, документирования видами на жительство, заключения фиктивных браков и пр.). Имеются данные о том, что на каждого осевшего в России китайца правительство КНР выделяет финансовые средства в размере 5 тыс. долл. США, такая же сумма выплачивается организатору перемещения на сопредельную территорию китайских нелегальных мигрантов (через туристический, служебный кана-

лы). Отмечено увеличение числа случаев пересечения государственной границы гражданами КНР под измененными установочными данными, как правило, это лица, въезд которым в Российскую Федерацию был закрыт в судебном порядке.

Не снижается напряженность в территориальных притязаниях со стороны КНР и на островные образования в акватории р. Амур, большинство из которых пригодно для земледелия и имеют значительные площади. В целях контроля данной категории спорных и российских территорий китайцы предлагают создавать совместные сельскохозяйственные предприятия по возделыванию пахотных земель. В качестве примера таких притязаний могут послужить острова Б.Уссурийский и Тарабаров на р. Амур, остров Большой на р. Аргунь, общей площадью около 400 кв. км.

В документах ЦК КПК, направляемых властям приграничных провинций, отмечается, что за последние несколько лет в России заметно ослаблен контроль миграции населения, что создало благоприятные условия для формирования китайских колоний. Используя мощные финансовые и людские ресурсы, китайская сторона принимает активные меры по расширению своего промышленного потенциала, ориентированного на российское сырье. В связи с этим показательно, что численность населения расположенного напротив Благовещенска китайского города Хэйхэ за последние десять лет увеличилась в несколько раз и превысила стотысячную отметку. Всего в ДВФО проживает 7-8 млн. россиян, а в приграничных с Россией районах КНР - около 120 млн китайцев. Плотность населения в наиболее заселенном Приморском крае России - 13,5 человека на кВ. км, а в Китае - 130. Правительство КНР поставило перед собой задачу, создать в приграничной с Россией Маньчжурии пояс открытости, города которого превратятся в плацдармы для выхода на российский рынок. С этой целью в Маньчжурии активно наращивается инфраструктура. Только новых автомобильных дорог с многочисленными тоннелями и мостами к 2007 г. построено несколько тысяч километров. Прокладываются новые железные дороги. Создается единая транспортная сеть с выходами к северо-восточной границе. В окрестностях г. Хэйхэ возводится современный аэропорт международного назначения. Построено до десятка речных внутренних и приграничных портов. Китайская сторона настойчиво лоббирует строительство мостового перехода через р. Амур. Все это может свидетельствовать о подготовке мощной экономической и демографической экспансии на сопредельную с КНР территорию. Подтверждением создания «пояса открытости» служит активно рекламируемая на рынке Амурской области возможность свободного приобретения в приграничном Хэйхэ (КНР) недвижимости российскими гражданами, при этом сопоставление цен явно в пользу китайской стороны.

Следует отметить, что сопредельным государством в нарушение Соглашения между Правительствами РФ и КНР от 27 мая 1994 г. «О режи-

ме российско-китайской государственной границы», определяющего обязательное согласование обеими сторонами любых действий, способных сказаться на изменении положения русла пограничной реки, проводятся масштабные работы по укреплению китайского берега р.Амур. Возводятся гидротехнические сооружения (дамбы, перемычки, поперечные и струеот-водящие шпоры), которые снижают до минимума естественное размывание укрепляемого побережья и активизируют процессы размыва откосов российского коренного берега. По мнению специалистов, в результате такого рода деятельности уже произошли значительные изменения фарватера р. Амур на участках от с. Константиновки до с. Поярково, а также в верховье Амура в районе Черняевского переката, которые в будущем могут существенно сместить положение фарватера к левому берегу и в конечном счете привести к затоплению и фактической утрате части российской территории. В общей сложности в пределах Амурской области китайцы возвели более 60 берегоукрепительных сооружений общей протяженностью 153 км.

Имеются материалы, свидетельствующие о проявлении ряда негативных тенденций, формирующих условия для получения китайской стороной односторонних преимуществ от сотрудничества в ущерб интересам России, претворения в жизнь курса на политическую и экономическую экспансию. В действиях официальных представителей КНР явно просматривается стремление к подавлению инициатив местных органов власти, не отвечающих интересам Китая и его граждан, временно пребывающих в Российской Федерации. На этом фоне упрощается порядок организации и проведения двухсторонних встреч, зачастую в нарушение норм международного протокола. Формируется комплекс вседозволенности и неуважения к российскому законодательству, а также уверенность иностранных граждан в правоте своих действий, отдельные из которых носят признаки вмешательства во внутренние дела России.

Следует также отметить, что действия китайских властей в этом направлении не ограничиваются поставленными ранее целями и уже принятыми мерами. Методы воздействия на российскую сторону постоянно совершенствуются и адаптируются к современным условиям. Так, несмотря на несогласование в 2006 г. Минэкономразвития РФ предложения администрации Амурской области по созданию свободной экономической зоны (СЭЗ) в районе с. Каникурган и строительству мостового перехода через р. Амур, китайская сторона не оставляет намерения реанимировать данный проект. В связи с этим представленный административными органами пр. Хэйлунцзян КНР проект протокола предполагаемой двусторонней встречи делегаций сопредельных областей предусматривает активизацию действий обеих сторон по реализации создания СЭЗ. Кроме того, имеются сведения о намерениях китайской стороны лоббировать вопрос о СЭЗ при проведении переговоров на высшем правительственном уровне.

Имеющаяся официальная информация свидетельствует, что в период развития российско-китайских отношений госструктуры КНР всех уровней под прикрытием объявленного «Года Китая в России» навязчиво инспирируют интеграционные процессы по сближению приграничных субъектов в целях их постепенного объединения. Провозглашаемый при этом лозунг «Два государства - один город» явно направлен на «размывание» государственной границы Российской Федерации, легальное «освоение» приграничья и неконтролируемое перемещение китайских граждан по российской территории. Укрепляется тенденция перехода китайской стороны к установлению контроля над экспортом российских природных ресурсов, в том числе путем официального участия в тендерах на разработку месторождений полезных ископаемых. Не уменьшается количество случаев незаконного перемещения через государственную границу граждан КНР, в том числе и тех, въезд которым в Российскую Федерацию ограничен.

Проведением специальных мероприятий предполагается достижение следующих результатов:

вскрытие и пресечение каналов незаконного проникновения через российско-китайскую границу иностранных граждан на территорию Российской Федерации и их дальнейшей миграции в целях оседания, закрепления и легализации в России;

нейтрализация деятельности организованных преступных группировок, использующих территорию России для незаконной транзитной миграции иностранных граждан в третьи страны;

снижение уровня трансграничной преступности, устранение причин и условий ей способствующих;

сковывание деятельности различных китайских организаций, средств массовой информации и отдельных физических лиц, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности, возбуждение расовой розни, унижение национального достоинства, посредством которых реализуется государственная программа КНР по демографической и экономической экспансии российского Дальнего Востока;

принуждение государственных властей Китая к отказу от претворения в жизнь официально не афишируемой программы по отторжению от Российской Федерации приграничных территорий Приамурья, формирование у руководства сопредельного государства и его жителей мнения о бесперспективности «явочного демографического и экономического освоения» российской территории;

прекращение организованной китайскими властями через СМИ, интернет-сайты, культурно-просветительские центры, турфирмы пропаганды территориальных притязаний к Российской Федерации;

приведение российско-китайских официальных контактов в строгое соответствие нормам международного протокола, принципам взаимоуважения и равноправности сторон;

склонение пограничных властей Китая и органов общественной безопасности к усилению режима охраны государственной границы со стороны КНР, проведению разъяснительной работы среди своих граждан о недопущении ее нарушений, в том числе сопряженной с добычей биоресурсов р. Амур;

нейтрализация наносящей ущерб российским интересам деятельности КНР, проявляющейся в препятствовании вступления Российской Федерации в ВТО, осуществление экономической и демографической экспансии на Дальнем Востоке и в Сибири, выдвижении территориальных претензий, ослаблении позиций России в центрально-азиатском и азиатско-тихоокеанском регионах (через закрепление и углубление противоречий между Китаем и США, в том числе по Тайваньской проблеме, между КНР, Монголией, Японией и другими странами Центрально-Азиатского региона и Азиатско-Тихоокеанского региона по различным вопросам государственных отношений, создание условий для реализации выгодных России проектов с участием Китая в транспортно-коммуникационной, энергетической сферах и области военно-технического сотрудничества);

прекращение функционирования в приграничных районах Амурской области китайских операторов сотовой связи «China Telecom», «China Unicom» и как следствие противодействие разведывательной деятельности спецслужб КНР через государственную границу;

побуждение граждан КНР, посещающих область по различным каналам, пользоваться услугами российских операторов сотовой связи, обеспечив тем самым интересы отечественных компаний и соответственно рост налоговых поступлений в бюджет;

пресечение незаконного оборота и эксплуатации РЭС производства КНР на территории области;

снижение уровня экономического влияния КНР на Амурскую область; принятие адекватных мер по противодействию реализации программных установок политического руководства Китая по «освоению российского рынка», выражающихся в ежегодно увеличивающихся объемах закупок китайцами вторичного природного сырья, электроэнергии, настойчивых попытках непосредственного участия в разработке расположенных в регионе месторождений полезных ископаемых, заготовке леса, металлолома, других сырьевых ресурсов;

лоббирование на областном уровне, при прочих равных условиях, некитайских инвестиционных проектов.

Список литературы

Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию // Российская газета. - 2009. -13 ноября. -№ 214 (5038).

Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. Обновляем страну, меняемся сами // Российская газета. - 2010. - 1 декабря. - № 271 (5350).

Материалы конференции «Перспективы развития сотрудничества России и Китая в лесной промышленности». - М., 2006.

© Авраменко С.В., 2011

В.А. Винокуров

НОВЫЙ ЭТАП ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРАДНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

ВИНОКУРОВ Владимир Анатольевич - кандидат юридических наук, заместитель начальника Департамента инвестиций и строительства «Газпром» (e-mail: vinokurov017@home.eltel.net)

Аннотация. Рассматриваются проблемы становления наградного законодательства Российской Федерации в контексте трансформации политической системы российского общества.

Ключевые слова: наградная система, государство, правовое регулирование, высшие органы государственной власти.

Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» утверждены новое Положение о государственных наградах Российской Федерации, измененные статуты орденов и положения о других видах государственных наград Российской Федерации, формы наградных листов, образцы различных бланков и (что прежде не практиковалось) рисунки этих наград1.

Названным Указом установлена уточненная система государственных наград Российской Федерации, которая включает в себя: звание Героя Российской Федерации (на первом месте), ордена (на втором месте), знаки отличия (теперь на третьем месте), медали и почетные звания Российской Федерации (четвертое и пятое места). Следует отметить, что Государственные премии Российской Федерации Президент России не включил в перечень видов государственных наград страны, несмотря

1 СЗ РФ. - 2010. - № 37. - Ст. 4643.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.