Научная статья на тему 'Экономическая безопасность приграничных регионов Российской Федерации с Китаем'

Экономическая безопасность приграничных регионов Российской Федерации с Китаем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МИГРАЦИОПНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авраменко Сергей Васильевич, Литвинова Елена Владимировна, Паук Николай Николаевич

Рассматриваются усиливающиеся тенденции экономической зависимости приграничных территорий Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от экономики Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Авраменко Сергей Васильевич, Литвинова Елена Владимировна, Паук Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность приграничных регионов Российской Федерации с Китаем»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С КИТАЕМ

С. В. Авраменко, Е. В. Литвинова, Н.Н. Паук

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Рассматриваются усиливающиеся тенденции экономической зависимости приграничных территорий Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от экономики Китая.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, продовольственная безопасность, миграциопные процессы, демографическая экспансия, территориальные притязания.

Угрозой экономической безопасности России, кроме расхищения её природных богатств, следует также считать противоправную деятельность трансграничных преступных группировок по незаконному перемещению через государственную границу товаров и грузов.

Ущерб экономике Дальнего Востока, как и всей экономике России, наносится незаконным промыслом и нерегулируемым вывозом водных биоресурсов за пределы страны.

Китай стремится усилить своё влияние в перспективных районах Дальневосточного федерального округа России с целью разработки сырьевых, продовольственных и других ресурсов.

Остаётся сложной санитарно-эпидемиологическая, ветеринарная и фитосанитарная обстановка в этом регионе. Неблагоприятная обстановка по указанным направлениям работы способствует возникновению угроз проникновения и распространения на территории Приамурья и всей Российской Федерации возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных. Возрастающие угрозы связаны, в

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 194-198

том числе, и с поступлением на продовольственный рынок Дальнего Востока некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья пищевых продуктов, что не исключает попадание такой продукции и в другие регионы Российской Федерации. Продовольственная безопасность в данном случае рассматривается и как отсутствие таких угроз, как внутренних, так и внешних.

Основываясь на информации различных юридических лиц, «в рыбной продукции и морепродуктах, в том числе и производства Китая, отмечается превышение содержания полифосфатов и ледяной глазури. Кроме того, используется монооксид углерода в качестве фиксатора цвета, фальсификации рыбной продукции» (11).

По данным хозяйствующих субъектов, «импортное филе рыбы и филе кальмара содержат глазурь от 20% до 40%, кроме того, в рыбном филе отмечается высокое содержание полифосфатов. Имеют место факты отправки рыбы в транспортной таре поставщика организациям, которые фасуют их в потребительскую упаковку под разными наименова-

09_mö.-yeTiN._äniaeöü_.p65

16.05.2011, 13:45

194

Социально-экономические аспекты культурного развития 195

ниями рыб (как филе минтая без кожи, филе трески без кожи, филе окуня без кожи, филе судака без кожи, филе судака порционное, филе окуня порционное, филе минтая порционное, филе трески порционное) и поставляют в торговую сеть. При этом информация об истинном производителе (изготовителе) на этикетке данного продукта отсутствует, а в качестве изготовителя и упаковщика выступает одна из российских компаний» (11).

НИИ питания РАМН информирует о том, что «для создания модифицированной газовой атмосферы в упаковке для сырой рыбы в ряде стран используется оксид углерода, или монооксид углерода (СО), как химическое соединение, улучшающее внешний вид рыбы. Упаковочная смесь в этом случае обычно содержит азот, углекислый газ и незначительную примесь СО (до 1%). В то же время ярко-красная окраска, характерная для свежего продукта, может маскировать действительный срок хранения продукта и признаки его порчи. По этой причине в странах ЕС, согласно положениям директив ЕС по применению пищевых добавок 89/107/ЕС и 95/2/ЕС, запрещено с 2002 года использование СО в составе газовых смесей, применяемых при упаковке свежих мясных и рыбных продуктов» (11).

При осуществлении «лабораторного надзора за биобезопасностью продукции в группе "рыба, рыбные и другие продукты моря", отмечено несоответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в 6,93% от общего количества исследованных проб пищевых продуктов» (6).

Пищевые продукты, реализуемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать международным и национальным стандартам России. Производитель обязан гарантировать качество и безопасность пищевых продуктов для здоровья потребителей. Это ответственность производителя перед потребителем.

Как показывает практика, не всегда на стол российского потребителя попадает продукция, соответствующая требованиям меж-

дународных и национальных стандартов России по показателям качества и безопасности.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с целью предотвращения попадания на потребительский рынок России некачественной и опасной продукции необходимо совершенствование системы контроля со стороны органов исполнительной власти за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по производству и обороту пищевых продуктов. Следует повысить результативность проверок во избежание попадания на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов. По результатам проверок, при установлении фактов нарушений действующего законодательства, важно применять систему наказаний за правонарушения на потребительском рынке с использованием всего арсенала административных санкций по их устранению. В соответствии с КоАП Российской Федерации, выносятся административные наказания в виде штрафов на юридические и физические лица, индивидуальных предпринимателей, арест и конфискация некачественной и опасной продукции, временный запрет деятельности предприятий (организаций), а также информирование населения через СМИ о каждом факте выявленного административного правонарушения и т.д. Анализ данной деятельности органов показывает, что административные санкции применяются не во всех случаях и не по всем составам установленных фактов правонарушений. Это свидетельствует о том, что принцип неотвратимости наказания реализуется на практике не в полной мере. В такой ситуации многим нарушителям действующего законодательства удаётся избежать ответственности, предусмотренной российскими законами.

Одним из направлений деятельности органов исполнительной власти должно стать повышение уровня организационной работы с

производителями и продавцами продуктов питания вне рамок контроля. Власть должна чаще встречаться с участниками этого сегмента потребительского рынка, своевременно доводить до них новые требования законодательства, вырабатывать совместную стратегию и тактику действий по защите потребителей от некачественной продукции. Важно повысить уровень работы по этому направлению с общественными организациями по защите прав потребителей, более эффективно использовать СМИ.

Приграничные территории Российской Федерации отстают в социально-экономическом развитии от приграничных территорий сопредельных государств, включая и КНР.

Осуществляется вывоз за границу сырья и природных ресурсов. Высокий уровень безработицы способствует образованию преступной среды в приграничных территориях, представители которой занимаются противоправной деятельностью. Отток населения из приграничных регионов Приамурья России, на фоне демографического роста в Китае, создает реальную угрозу демографической экспансии.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации можно объединить в следующие основные группы: экономическую (контрабанда, увеличение потоков незаконной миграции) и политическую (международный терроризм и бандитизм, нарушение суверенитета государства).

Угрозу национальной безопасности России представляет и незаконная миграция. Одним из основных потоков незаконной миграции в Россию является въезд в Российскую Федерацию на участке российско-китайской государственной границы.

Незаконная миграция через государственную границу Российской Федерации создаёт угрозу интересам нашей страны в пограничном пространстве (происходит увеличение потока незаконной миграции граждан третьих стран, часть иммигрантов оседает в приграничных районах нашей страны с целью экономического освоения российской территории).

Основными причинами, вызывающими у иностранцев интерес к въезду и пребыванию на территории Российской Федерации, можно назвать: географическое положение с развитой транспортной сетью, которую можно включить в мировую транспортную инфраструктуру; развитие её международных связей в экономической, научно-технической и других областях; благоприятную визовую политику; упрощённый порядок въезда; спрос на низко квалифицированный рынок труда (иностранной рабочей силы); получение образования, профессиональной подготовки и переподготовки в российских государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; развитие сферы иностранного туризма.

Незаконная миграция формирует угрозы интересам национальной безопасности государства, оказывает влияние на формирование политики нашего государства и выступает одним из факторов политической и социально-экономической нестабильности в России.

Россия, став правопреемницей Советского Союза, приняла на себя и его проблемы. Неразрешенность проблем, связанных с территориальными притязаниями, подталкивает правительства многих сопредельных государств использовать тактику «демографической экспансии» с целью отторжения части российских территорий. Стратегический замысел такой тактики: постепенное отторжение определенной части территории Российской Федерации с последующим её выходом из состава России. Одним из путей осуществления такого замысла является и незаконная миграция.

Правительством Китая проводится политика экспансии китайскими гражданами территорий Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья. Территориальные притязания к СССР руководство Китая сделало ключевым фактором в отношениях между Россией и КНР. Спецслужбы Китая всемерно поощряют незаконную миграцию на Дальний Восток России с целью возврата так называемых «северных территорий Китая». Руководство КНР счита-

09_ntö.-yet[ti._äniaeöü_.p65

16.05.2011, 13:45

196

Социально-экономические аспекты культурного развития 197

ет, что именно эти иммигранты помогут реализовать долговременный план китайцев по возвращению «исконно китайских» земель.

В современных условиях незаконная миграция, как угроза интересам национальной безопасности России, будет заключаться в следующем: в экономической области - это криминализация экономики, в том числе подрыв экономического сотрудничества в приграничных регионах Российской Федерации, а также контрабанда товара и неконтролируемый вывоз финансовых средств и сырья и др.; в социальной области - это усиление напряжённости в обществе и падение жизненного уровня населения, рост безработицы, криминализация общественных отношений, национальный и религиозный сепаратизм, конфликты на этнической и религиозной почве, экологические бедствия, а также возникновение и распространение особо опасных инфекций и др.; в демографической области - это освоение и заселение иммигрантами приграничных территорий России, создание этнических образований в регионах, а также попытки нарушить федеративное устройство Российской Федерации и отток россиян из неблагополучных приграничных регионов России и др.; в правовой области - это нарушение требований законодательства Российской Федерации и дискредитация политики России на международном уровне, которую она проводит в отношении мигрантов.

Основными каналами незаконной миграции являются: легальный (туристический и студенческий обмен, деловое сотрудничество, привлечение иностранной рабочей силы) и нелегальный (незаконное пересечение государственной границы России).

Анализ обстановки, проведённый на путях международного сообщения Российской Федерации, в том числе в пунктах пропуска, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, показывает, что процесс незаконной миграции иностранных граждан, лиц без гражданства продолжается и с каждым годом увеличивается.

Основными факторами устойчивого рос-

та объёмов незаконной миграции на территорию Дальневосточного федерального округа России в настоящее время являются: «прозрачность» границ, безвизовый порядок въезда в страну, сложная социально-экономическая и политическая обстановка в приграничных регионах, наличие многочисленных этнических диаспор, особое географическое положение для транзита.

Сегодня проблема незаконной миграции приобрела угрожающий характер в Дальневосточном федеральном округе, соответственно, создаются потенциальные угрозы национальным интересам Российской Федерации.

По результатам оперативно-служебной деятельности органов пограничного контроля России установлено, что незаконная миграция является одним из источников угрозы национальной безопасности России, более того - одним из источником распространения международного терроризма.

Оперативно-служебная деятельность органов пограничного контроля России по пресечению незаконной миграции на путях международного сообщения Российской Федерации должна строиться и совершенствоваться по следующему направлению: скоординированные действия в пунктах пропуска через государственную границу, в том числе по предотвращению незаконного пересечения государственной границы России.

Осложняет деятельность пограничных органов России и тот факт, что до настоящего времени нет чёткого определения статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно пересекающих государственную границу России.

Сегодня для России незаконная миграция стоит в ряду первостепенных проблем, определяющих настоящее и будущее нашего государства.

Успех в борьбе с незаконной миграцией на путях международного сообщения Российской Федерации может достигаться только совместными усилиями всех органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в пунктах пропуска через границу.

Миграционные процессы, протекающие в страны качественными и безопасными продук-рамках международного и российского зако- тами - это гарантии стабильности страны и её нодательства, продовольственное обеспечение независимости на международной арене.

Примечания

1. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.

2. Закон Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru

3. Закон Российской Федерации от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.

4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.

5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru/ sdocs.

6. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году». - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. - 456 с.

7. Дополнение № 17 к СанПиЫ 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.

8. Основные результаты деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2009 году. - М., 2010.

9. Положение о министерстве природных ресурсов Амурской области / [постановление губернатора Амурской области от 22.12.2008 № 501].

10. Официальный сайт Правительства Амурской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.amurobl.ru/

11. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.06.2009 № 01/7905-9-32 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru.

12. Постановление № 21 от 25.03.2005 г. «О стратегическом переходе на новый уровень стимулирования торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с Россией», утверждённое Народным правительством провинции Хэйлунцзян КНР.

13. Распоряжение ЦК КПК и Госсовета КНР № 11 от 2003 г. «Об осуществлении возрождения старой промышленной базы в Северо-восточных районах».

14. Перспективы развития сотрудничества России и Китая в лесной промышленности : [материалы конференции]. - М., 2006.

09_nTö.-yeNN._äni'äeöü_.p65

16.05.2011, 13:45

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.